Новые стандарты образования и социализация личности.
статья по теме
Социализация личности школьника – процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и среды.
В условиях головокружительной скорости технических достижений, часто меняющейся политической и социальной обстановки ребенку надо научиться ориентироваться, научиться во всем разбираться, принять и понять все необходимые правила данного общества и именно школа должна помочь ребенку в осознании себя членом этого общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnost_i_novye_standarty.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые стандарты образования
и социализация личности.
Когда людей станут учить не тому, что
они должны думать, а тому, как они
должны думать, то тогда исчезнут
всякие недоразумения.
Г.К. Лихтенберг. Афоризмы.
Известно, что человек становится личностью в процессе взаимодействия с социальной средой в результате образования и воспитания, усвоение культуры конкретно-исторического общества. Восходящим в таком роде, является принцип социализации, т.е. «вхождение» ребенка в общество. Своевременная и успешная социализация ученика предупреждает развитие девиантного поведения, психологические проблемы в общении с людьми и самореализации будущих граждан. В ходе социализации ребенок или подросток усваивает все черты сознания и поведения, культивируемые в обществе. Но, порой некоторые из них могут быть непонятными ребенку и казаться ненужными. Осознать их важность, они могут прочувствовав их влияние и роль для других людей.
Социализация - процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Социализация личности школьника – процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и среды. В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и поведением, осуществляется социальное становление индивида. В условиях головокружительной скорости технических достижений, часто меняющейся политической и социальной обстановки ребенку надо научиться ориентироваться, научиться во всем разбираться, принять и понять все необходимые правила данного общества и именно школа должна помочь ребенку в осознании себя членом этого общества.
На сегодняшний день для социализации человека требуется больше времени, чем раньше. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь, поскольку общество лишено стабильности и усвоенный социальный опыт устаревает очень быстро. Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья. Однако Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные происходят не плавно, а скачкообразно. Семья утрачивает свою ценность. Одна из крупнейших проблем семьи - проблема разводов, велико число нестабильных, конфликтных семей - именно поэтому особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Важно, насколько субъект, получивший образование, самостоятелен в информационном процессе, как быстро он выбирает то, что ему действительно подходит.
Социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациям среди которых особое место занимает школа. Учеными-педагогами школа относится к числу микрофакторов социализации, к одному из значимых институтов воспитания. Школа, как известно, охватывает три возрастных этапа социализации человека: младший школьный возраст (6-10 лет), подростковый (11-14 лет), раннее юношество (15-17 лет). В это время происходит становление развитие личности человека, что налагает на школу большую ответственность.
Главной задачей при обучении является формирование индивидуальности. Для этого нужны определенные качества педагога, которые можно назвать «социализирующей компетентностью педагога». Современному педагогу необходимо не только уметь устанавливать оптимальные межличностные отношения, но и принимать активное участие в социализации ученика.
Педагог должен учитывать, что трудности социализации в подростковый период связаны с тремя главными обстоятельствами:
- несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который задан их возрастом;
- несовпадение старого стиля родительского воспитания, ориентированного на то, что для матери сын и дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей подростков, заданных их психофизиологическим взрослением;
- противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усиливающуюся зависимость от мнения и поведения сверстников;
Контакт педагога с семьёй (будь то визит или телефонный разговор) - это неотъемлемая часть процесса социализации. Работа по социализации должна проводиться в любом классе, любого преподавателя, поскольку это является одним из главных процессов формирования будущей личности, самостоятельного члена общества, способного на творчество и создание положительного социального опыта.
Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира.
Именно школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.).
Исследователями выделяется две социально-педагогические задачи школы
как института социализации:
- Освоение ребятами нормативного поведения;
- Построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.
Эти две задачи отражают и две стороны вхождения ребенка в общество. Человек должен уметь включаться в существующие социальные связи подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время очень важной является и позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции.
Школа получает ребенка из среды, как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семей, микросредой и жизнь школы – часто является продолжением общественной жизни.
Определяя место школы в процессе социализации детей, необходимо сказать, что школа выступает как основной образовательно-воспитательный институт, воздействующий на развитие личности детей.
Проблема социализации личности в учебном процессе ставит учителя перед необходимостью проанализировать свою деятельность и увидеть те внутренние резервы учебного процесса, которые в большей степени способствуют социализации личности ученика. Бесспорно, подобный анализ наряду с объективными факторами, влияющими на этот процесс, высветит и ряд субъективных, которые связаны непосредственно и с личностью самого учителя, и того общего духа, атмосферы, которые царят в той или иной школе.
На социализацию личности ученика должно быть активно направлено как содержание обучения, технологии преподавания, так и организация тех условий, которые ставят ученика в более активную позицию, делают его субъектом учения.
Это дает возможность учителю выбрать для каждого школьника наиболее оптимальные условия для организации его активной познавательной деятельности, которая бы способствовала развитию творческих способностей, а, значит, и созданию для него как внешнего, так и внутреннего комфорта, формированию уверенности в свои силы при общении со сверстниками.
Социализация личности происходит в единстве двух взаимозависимых процессов. С одной стороны, идет активное приспособление к внешней среде, с другой - поддержка творческих проявлений личности, направленных на преобразование своей жизни, на самовоспитание.
Педагогические коллективы школ сегодня не могут игнорировать, не учитывать другие воспитывающие силы. Современный школьник пользуется различными каналами и источниками информации, подвергается многочисленному спектру влияний и воздействий. Это повышает требования к учителю, изменяя его роль, ответственность и функции. Его авторитет зависит не только от полноты знаний и эрудиции, но и от умения в учебно-воспитательной работе использовать возможности всех социальных институтов окружающей среды.
Социализация личности школьника – процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и среды. В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и поведением, осуществляется социальное становление индивида.
Но в процессе социализации лич6ность – не только объект, но и субъект деятельности (в чем заключен конфликт социализации человека). Школьник – не пассивный объект воздействия, а активный субъект формирования самой личности. Он не только воспринимает воздействие среды, но и сам «активно творит себя».
Под непосредственным влиянием ближайшего окружения школьника, его микросреды формируется система его ценностных ориентаций, жизненная позиция, которая выражается в деятельности, общении, повседневном поведении, формирует постепенно социальную позицию. Этот сложный, многогранный процесс будет целостным и действенным если обеспечивается сочетание воздействий (науки, искусства, политики, нравственности), на сознание школьника и вовлечение его в активную деятельность (на учебно - познавательную, общественно-политическую, трудовую, культурно-досуговую и др.), а также с побуждением к многоплановому и разностороннему общению в различных группах, коллективах, объединениях.
Широкая демократизация общества, создание благоприятных условий для
развития активности, самодеятельности и самостоятельности личности
выдвинули на первый план проблему личности как субъекта воспитания,
включения каждой личности, детских коллективов, их организаций в активную социально значимую деятельность, воспитания в каждом человеке чувство хозяина своего района, города, общества в целом.
Принципиально меняется характер взаимосвязей школы с семьей в системе социального воспитания. Семье отводится приоритетное место – как институту, который осуществляет первичную и главную социализацию ребенка и располагает уникальными средствами, самым широким диапазоном влияния на социальное формирование и развитие личности. Не семья – помощник школы, а школа, как общество в целом, должна всемерно помогать, поддерживать семью.
Заключение.
Миру нужен самостоятельный человек. Несамостоятельный опасен для мира. В условиях быстро меняющейся социальной, экономической, политической обстановки, человек рассматривающий эти изменения как трагедию вступает в пограничное отношение с миром. Чтобы такого не случилось, еще на школьной скамье ребенка нужно научить хорошо ориентироваться в быстро меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения.
Решить эту глобальную задачу, помочь состояться молодому человеку, может один из социальных институтов – школа. Поэтому успешная социализация учащихся должна быть основной педагогической идеей каждой школы. Успешная реализация этой идеи может осуществляться только одним способом – необходимо создать для ученика условия свободы, творчества, уважать каждого отдельного ученика, и совместно с учениками осваивать культурные взаимодействия с миром, человечеством, и что не маловажно с самим собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности нового стандарта образования Видеолекция для педагогических работников Руководитель проекта по разработке ФГОС общего образования Александр Кондаков рассказывает о Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) обще
http://youtu.be/_AEGqR4PLxo...
Место компетентностного подхода при внедрении новых стандартов образования
Компетентностный подход в образовании – это попытка привести в соответствие, с одной стороны, потребность личности интегрировать себя в деятельность общества и, с другой, потребность общества использо...
Планирование уроков английского языка на базе требований новых стандартов образования
Планирование уроков английского языка на базе требований новых стандартов образования. Не примере темы «еда» 8 класс . В статье предложена идея планирования уроков имеющих коммуникативную ...
Планирование уроков английского языка на базе требований новых стандартов образования
Планирование уроков английского языка на базе требований новых стандартов образования. Не примере темы «еда» 8 класс . В статье предложена идея планирования уроков имеющих коммуникативную ...
"Работа с учебниками и новые стандарты образования"
Выступление на педсовете...
"Работа с учебниками и новые стандарты образования"
Презентация...
Презентация "Новые стандарты образования"
Для учителей всех категорий....