Педагогический опыт по теме "Активизация и социализация личности в системе непрерывного экологического образования"
статья (7 класс)
Предварительный просмотр:
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
сл. 1 Вступление.
Добрый день уважаемые участники и гости форума.
Позвольте представиться, Резниченко Л.М., педагог дополнительного образования Центра "Созвездие", руководитель экологического объединения "В мире животных". Сегодня представляю вам педагогический опыт по теме "Активизация и социализация личности в системе непрерывного экологического образования (далее нэо).
сл. 2.
Желание каждого педагога воспитать компетентную, ответственную личность, это требование времени, подкрепленное законодательством.
Формирование личности осуществляется, как минимум, посредством двух процессов: социализации и творческого саморазвития. Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений.
Моя педагогическая задача: воспитание экологически грамотного гражданина, знающего общие закономерности развития природы и общества, понимающего, что история общества непрерывно связана с историей природы, умеющего все виды своей деятельности подчинить требованиям рационального природопользования.
сл. 3
В рамках моей деятельности модель нэо подрастающего поколения имеет три ступени.
Первая ступень представлена четырехгодичной программой "Карусель природы» рассчитанная на детей младшего школьного и реализуемая на базе эколого-биологического отдела Центра "Созвездие";
целью программы является: создание условий для формирования личности ребёнка, обладающей экологическим мировоззрением.
Вторая ступень - реализация программы «В мире животных» направленная на развитие детей среднего школьного возраста, рассчитанная на 3 года и реализуемая на базе мини-зоопарка Центра «Созвездие»;
цель программы: формирование экологической культуры детей посредством общения с животными мини-зоопарка.
Третья ступень представлена трехгодичной программой «Лесной патруль», рассчитана на детей старшего школьного возраста, реализуется на базе Советского лесхоза;
Цель данной программы: создание условий для воспитания у детей бережного, экологически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубление знаний в области экологии и лесного хозяйства, умение осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств.
Процесс активизации и социализации личности прослеживается от знакомства с ребенком и его родителем до профессионального самоопределения выпускника объединения.
сл.4
Актуальность моей деятельности заключается в том, что:
1. В условиях Дополнительного Образования имеется больше возможностей для непрерывного подхода к рациональному сочетанию теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
2. В формирование и повышение уровня экологической культуры воспитанников осуществляется через нэо посредством использования современных педагогических технологий, усовершенствованных методов и форм обучения;
3. Развитие непрерывной системы экологических знаний и умений, эмоционально-ценностных ориентаций воспитанников протекает посредством постоянного совершенствования программно-методического сопровождения деятельности детей.
сл.5
Активизация и социализация личности как и модель нэо трёхступенчата. На каждой ступени воспитанник должен обладать своими характерными признаками социализированности.
На первой ступени активизация и социализация личности осуществляется через образно-эмоциональное обучение. На второй ступени через проектное обучение. На третьей ступени через проблемное обучение. Обучением в сотрудничестве охвачены все ступени.
Основными показателями уровня социализации личности являются деятельность (образовательная, социально-значимая), общение и самосознание.
Рассмотрим социализацию личности на каждой ступени подробнее.
сл.6
Младший школьный возраст рассматривается как период накопления знаний об окружающем мире на основе эмоционального восприятия природы.
На занятиях 1 ступени большее время уделяется различным видам деятельности, меньшее время на самосознание.
Приоритетными технологиями в образовательной деятельности для младших воспитанников являются такие технологии как(игровая, обучения ЗОЖ, ИКТ и технология сотрудничества).На данной ступени я организую экскурсии, игры, творческие задания, связанные с лепкой, рисованием, изготовлением поделок, сочинение сказок и рассказов на экологическую тему.
Общение на данной ступени внутри групповое, т.е. межличностное.
Развитие самосознания реализуется через простейшие формы рефлексии.
сл.7
На второй ступени средством активизации Л. является технология развивающего обучения. Основу активизации Л. ребенка составляет умение учиться – познавать мир в сотрудничестве с другими воспитанниками.
Использование метода проектов на данной ступени, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему объединения открытой для активного участия родителей.
На данной ступени я не только формирую знания о взаимодействии человека и природы, но и способствую развитию эмоциональной и волевой сферы ребенка. Для этого использую задания, ориентированные на личность ребенка и вызывающие его сопереживание, восхищение, тревожные чувства, связанные с состоянием окружающей среды. (Например я использую релаксационные моменты, где под звуки природы дети путешествуют в виртуально созданном их мире в зависимости от изучаемой темы.)
Воспитанники данной ступени закрепляют свои знания на практике и являются первыми помощниками сотрудников зоопарка. К концу уже второго года обучения каждый воспитанник знает, как найти подход к каждому животному, какое у него настроение и чем вкусным можно его угостить. На переменах и в свободное время большинство воспитанников навещает своих любимцев. На фоне такого общения у ребят рождаются мини проекты о своих питомцах.
Игровая технология на данной ступени сохраняется, но меняется форма и содержание игр.
Характеристикой социализированности воспитанников на данной ступени является:
- высказывание детьми своих идей;
- проявление доброжелательности в оценках работ других;
- осознание значимости посещения детского объединения;
- стремление исправить указанные ошибки;
Преимуществом развивающей технологии с личностно-ориентированным подходом является развитие индивидуальных качеств. Ребята учатся выступать и защищать свою точку зрения. Что влечет за собой личностную самореализацию.
При подготовке мероприятий мной используется интеграция развивающего обучения и проектной деятельности.
сл.8
Нужно отметить, что на третьей ступени экологического образования неотъемлемым компонентом является проблемное обучение как основное средство активизации познавательной деятельности воспитанников и формирования экологического и критического мышления.
Внедрение проблемного обучения, проектно-исследовательской работы в организацию учебной деятельности потребовало пересмотра содержания образовательной программы и упор сделан на практическую деятельность, в результате этого больше времени уделяется практическим занятиям, наблюдениям, проектной работе.
Занятия на экологической тропе доставляют воспитанникам много эмоций, в тоже время частьтем для исследовательских проектов связано с экологической тропой.
Именно систематическая и целенаправленная исследовательская деятельность воспитанников расширяет их кругозор, формирует практические навыки и развивает творческие умения, помогает лучше понять практическую значимость приобретаемых знаний, вызывает устойчивый интерес к занятиям, а так же значительно улучшает познавательную деятельность.
При экологическом образовании и воспитании детей этого возраста осуществляется единство учебы, игры (деловой, ролевой) и труда. Это способствует выработке у воспитанников умений выражать свою точку зрения, отстаивать ее в дискуссии, приобретается опыт выступления перед различной аудиторией.
На этапе расширяется общение с социальными партнерами, на занятия привлекаются специалисты лесхоза и природоохранных предприятий города.
Воспитанники старшей группы самостоятельно разрабатывают театрализованные выступления для детских садов и начальной школы и выступают перед данной аудиторией. В проекте «Экотеатр» задействованы все воспитанники старшей ступени. У каждого своя роль (сценарист, актер, оформитель и т.д.). При подготовке к значимым экологическим мероприятиям применяю с подростками метод дебаты, мозговой штурм.
посредством нэо у участников программ формируются такие компетенции как:
-умение планировать деятельность объединения в различных массовых мероприятиях;
- владение способами систематизации и получения информации;
- проявление творческого подхода к делу;
- умение анализировать свои достижения в процессе деятельности;
- предположение перспективы использования полученных знаний в своей жизнедеятельности;
- понимание значимости своей работы;
-демонстрировать навыки сотрудничества, приобретенные в объединении и переносить их в другие социальные группы; особенно ярко это выражено в ходе проведения окружных слетов вы видите на экране;
Где ребятам приходится взаимодействовать не только между собой, но и с представителями школьных лесничеств из различных городов.
сл.9
Результатами реализации программ является
- - увеличение числа воспитанников.
- - увеличение числа участников конкурсов, занявших призовые места.
- - увеличение количества воспитанников принявших участие в мероприятиях учреждения, города, района, таких как:
Экомарафон, районный и окружной слет школьных лесничеств, природоохранные акции «Кедросад», «Кормушка», «Елочка»,
К социально значимым делам, в которых принимают участие воспитанники относятся трудовые десанты, субботники акции «Чистый лес».
Ежегодно мной ведется мониторинг приобретенных воспитанниками компетенций, заполняется карта участия в различных мероприятиях и достижений воспитанников.
Заключение.
В заключении подведу итог - социализация является одним из путей решения задачи ответственности человека перед природой, обществом и каждым конкретным человеком. Система нэо и внедрение инновационных форм: проектная деятельность, дебаты, совместная деятельность, тренинги по формированию социальных навыков, позволяют быстрее решать проблемы социализации воспитанников.
И хочется сказать, что активизация и социализация личности может осуществляться только в системе ндэо с привлечением социальных партнеров.
Улучшая показатели социализации такие как: «деятельность», «общение», «самосознание» воспитанники приобретают определённую ценностную структуру, умение общаться, а значит, легко интегрируются в обществе.
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
сл.10
Благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непрерывное экологическое образование в интересах устойчивого развития
Охрана пририды - задача нашего века........
Педагогический проект "Городское школьное лесничество как эффективная форма непрерывного экологического образования"
Существование в окружении бетонных стен, бензиновых выхлопов, шума автодорог, приводит к негативному влиянию усиливающейся урбанизацией на детей, в них слабо развито чувство любви к природе, к Р...
Карта педагогического опыта Городское школьное лесничество как эффективная форма организации непрерывного экологического образования.
Человек, живущий в городе, часто лишен самого простого общения с природой, а ведь человек часть природы, он не может жить вне ее без использования ее ресурсов, от этого зависит здоровье человека...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...
Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в системе непрерывного экологического образования
В МБОУ «Карагайская СОШ № 2» работа с детьми, проявляющими особые интеллектуальные и творческие способности, ведётся в соответствии с общешкольной программой «Одарённые дети». Наша школа в Караг...
Презентация «Активизация и социализация личности в системе непрерывного экологического образования»
Актуальность и новизна-Больше возможностей для непрерывного подхода-Использование современных педагогических технологий-Постоянное совершенствование программн...
«Педагогическая технология «Квест» как средство социализации детей в системе дополнительного образования»
Научно-технический квест "Спасительная миссия" по мотивам популярного мультфильма "Гадкий я". Квест «Спасительная миссия» – это приключенческая игра, требующая от...