Программа развития " Социализация личности как одно из условий модернизации образования"
рабочая программа на тему

маргарита евгеньевна воропаева

В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса.

Современному обществу нужны коммуникабельные, мобильные, толерантные, уверенные в себе, социально адаптированные люди.

В сельском социуме, где возможности развития личности ограничены, на школу ложится особая миссия: именно ей чаще всего приходится становиться  инициатором и проводником  инновационных процессов не только в системе образования, но и  в других социальных сферах.    

Программа развития «Социализация личности как одно из условий модернизации образования» соответствует стратегическим  задачам концепции модернизации российского образования и является продолжением программы « Информатизация и профилизация образования», реализуемой коллективом школы в течение предыдущих 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya___2011-2015.docx92.35 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано на заседании

 Совета учреждения

Протокол №_4  от 24.12.2011

Председатель совета____________________

                                              И.В.Диамандопуло

Утверждено на заседании

 педагогического совета

Протокол №5 от 5 декабря 2011 г.

Директор МБОУСОШ№28

__________________________________

М.Е.Воропаева

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ   МБОУСОШ№28

« СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

( 2011-2О15 г.г.)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………………………………стр.1
  2.  Паспорт программы развития………………………………………………стр.2
  3. Аналитическое и прогностическое 

обоснование программы развития…………………………стр.3

  1. Основная идея инновационного развития……………………………стр.7
  2. Концептуальный проект развития………………………………………..стр.8
  3.  Стратегия и тактика программы развития………………………….стр.10
  4. Ожидаемые результаты реализации программы …….......стр.12
  5. Стратегия и тактика перевода школы в новое состояние……стр.13
  6. Оценка эффективности  программы развития…………….стр.15

  1. Проект «Золотой и серебряный росток»………………………………стр.15
  2. Проект «Олимпийский факел»
  3. Проект «Казачьи корни»

  1. ВВЕДЕНИЕ

Программа развития школы разработана педагогическим коллективом на период 2011-2015 гг. В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса.

Современному обществу нужны коммуникабельные, мобильные, толерантные, уверенные в себе, социально адаптированные люди.

В сельском социуме, где возможности развития личности ограничены, на школу ложится особая миссия: именно ей чаще всего приходится становиться  инициатором и проводником  инновационных процессов не только в системе образования, но и  в других социальных сферах.    

Программа развития «Социализация личности как одно из условий модернизации образования» соответствует стратегическим  задачам концепции модернизации российского образования и является продолжением программы « Информатизация и профилизация образования», реализуемой коллективом МБОУСОШ№28 в течение предыдущих 5 лет.

  1. Паспорт программы развития

  1. Законодательная база
  1. Конституция РФ.
  2. Конвенция ООН о правах ребенка.
  3. Закон РФ «Об образовании».
  4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  7. Проект федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования
  8. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  9. Национальная образовательная инициатива  « Наша новая школа».
  10. Закон Краснодарского края №1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».
  11. Устав МБОУСОШ№28.
  1. Этапы и сроки реализации программы

Программа рассчитана на 4 года и реализуется поэтапно

  1. Проектно-аналитический этап ( Сентябрь 2011 - январь 2012 г.). Определение новой миссии школы, её стратегических и тактических целей и задач.
  2. Этап адаптации и конструирования ( Январь 2012 г – январь 2013 г. ). Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс. Оценивание учебных достижений учащихся  на основе портфолио. Электронные дневники. Реализация проектов «Казачьи корни», «Олимпийский факел», « Золотой и серебряный росток».  Апробация ФГОС НОО.
  3. Этап совершенствования модели  ( январь 2013-январь 2014 г.) Мониторинг реализации Программы развития, проведение коррекционных мероприятий.
  4. Рефлексивно-обобщающий этап (Январь 2013 г – 2014 г). Оценка эффективности программных мероприятий. Подведение итогов реализации программы развития, обобщение опыта. Выявление проблемных зон и подготовка новой программы развития школы.

Программа разработана творческим коллективом МБОУСОШ№№28 под руководством Воропаевой Маргариты Евгеньевны, директора школы, имеющей высшую квалификационную категорию, звание «Отличник народного просвещения», Грамоту Министерства образования и науки Российской федерации.

Состав группы разработчиков:

А.В.Бородин –зам. директора по УМР.

Ю.С.Гекало - зам. директора по УВР.

Лысунец С.И. – зам. директора по ВР.

Плуготоренко А.Н. - председатель совета учреждения.

Консультанты:

Калашник Е.А. – заместитель главы Темрюкского района по социальной работе

 Штеба Т.Г., ведущий специалист управления образованием администрации МО Темрюкский район.

Зорина Г.В. – директор ИМЦ Темрюкского района.

  1. Информационная справка о школе.

Школа построена в 1975 году по типовому проекту. В 2011 – 12 учебном году в школе обучается 623  ученика, укомплектовано 27 классов.

На первой ступени – 11 классов

На второй ступени – 12 классов,

На третьей ступени – 4 класса.

Юридический адрес школы: Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, станица Тамань, ул.К.Маркса, 176.

Дата аттестация школы: январь 2007 года 

E-mail: School28@tem.kubannet.ru

Cайт: http://www.taman-school28.by.ru/

Лицензия на право ведения образовательной деятельности: 245018 , серия А , регистрационный № 201/02/01-М  от 09.04.2007 года

Свидетельство о государственной  178555 , регистрационный №2569 от 17.12.2007 года: Email ОУ School28@tem.kubannet.ru

        Школа имеет центральное отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализацию, столовую, спортзал, кабинет информатики с подключением к Интернету, мультимедийный класс, читальный зал, музей, кабинет обслуживающего труда, учебные мастерские, столовую на 200 посадочных мест, медицинский и процедурный  кабинеты, методический кабинет, оборудованные учебные кабинеты, 2 автобуса.

Со 2 класса преподаются английский язык и информатика. Занятия по информатике проводятся в компьютерном классе, оснащенном современным оборудованием. Все предметы обеспечены соответствующими учебными программами и современными учебниками, рекомендованными Министерством образования РФ. Педагогический коллектив школы уделяет большое внимание здоровью и здоровому образу жизни школьников. В школе работают психолог, медсестра. Регулярно проводятся дни здоровья, президентские игры и президентские состязания, реализуется программа « Спортивные надежды Кубани». 87% учащихся охвачены горячим питанием.

На протяжении многих лет коллектив  активно внедряет и пропагандирует инновационные методики, работает в режиме развития с целью создания  школы, ориентированной на выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями и высокими нравственными ценностями.

Эти цели осуществляются через реализацию:

-  государственных образовательных программ,

- программ развивающего обучения « Перспективная начальная школа» ( на 1-ой ступени обучения)

- комплексно-целевых программ «Здоровое  поколение», «Одарённые дети», «Духовность и нравственность».

-  предмета  «Кубановедение»,

-  курса«Введение в школьную жизнь»,

- факультативного курса «Основы православной культуры.

-  элективных курсов по выбору учащихся,  

-   факультативных предметных курсов.

-   систему дополнительного образования

 Работа в режиме развития привела школу к следующим  позитивным результатам.

  1. Аналитическое и прогностическое обоснование программы развития
  1.  Анализ достижений школы, ее потенциала с точки зрения развития

Качественные  изменения.

  1. Активное  участие в реализации  приоритетного национального проекта
  2. « Образование», регионального комплексного проекта модернизации образования , проекта « Наша новая школы» ( переход  на нормативно – подушевое  финансирование, введение новой системы оплаты труда   педагогических  работников, пополнение учебно- материальной базы школы)
  3. Переход школы с 2007 года на профильное обучение  в соответствии с направлением   опытно-экспериментальной работы.
  4. Хорошие результаты сдачи одиннадцатиклассниками ЕГЭ и девятиклассниками ГИА.
  5. Укрепление  статуса опорной школы по методической работе  в педагогическом сообществе  Темрюкского района .
  6. Приобретение статуса ресурсного центра
  7.  Интеграция в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий   с возможным выходом на использование технологий дистанционного обучения.
  8.  Расширение образовательного пространства  школы  за счет участия  в международных  предметных конкурсах-играх «Кенгуру» и «Русский медвежонок», « Британский бульдог» дистанционных    олимпиадах и конкурсах  школьников.
  9. Сохранение условий получения дополнительного образования на  базе  школы, ДК «Юность», ДШИ, филиалов районной детско-юношеской спортивной школы, станции юных натуралистов, станции юных туристов, детского морского центра.
  10. Высокий рейтинг школы  в социуме.
  11. Понимание членами педагогического коллектива значимости задач, стоящих перед современной школой и образованием. Осознание необходимости новых подходов к обучению в условиях  модернизации российского образования.
  12. Достижение понимания учителями важности и значимости повышения уровня квалификации,  в том числе в области ИКТ. Овладение большинством учителей навыками компьютерной грамотности и преодоление барьера перед применением компьютерной техники и, как результат, повышение качества и эффективности  уроков.
  13. Понимание необходимости создания УМК с учетом новых требований к учебному процессу и социального заказа общества. Пополнение копилки электронных методических пособий, в том числе силами учащихся.
  14. Создание программ элективных курсов и курсов по выбору для учащихся предпрофильных и профильных классов.
  15. Вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность через сотрудничество с учителями при совместной исследовательской деятельности. Повышение количества и качества исследовательских и творческих работ учащихся  в рамках УНИК « Интеллект».
  16. Вовлечение учащихся в процесс создания пособий, создание мини - групп, включающих учителей и учеников, установление контакта и взаимопонимания между ними
  17. Повышение заинтересованности учащихся в изучении предметов учебного плана за счет использования инновационных технологий (в том числе ИКТ)  и, как следствие, повышение успеваемости.
  18. Повышение активности участия в районных  конкурсах и олимпиадах среди учащихся и учителей.
  19. Активизация  деятельности  органов ученического самоуправления и, как следствие, увеличение количества школьников, участвующих во внеклассных мероприятиях, усиление их интереса к общественной  жизни школы.

Коммуникативные  изменения:

  1. Достижение взаимопонимания в педагогическом коллективе, создание рабочей среды и профессионального круга общения и  начало формирования особой корпоративной культуры школы, основанной на взаимоуважении, взаимопонимании и взаимной поддержке и сотрудничестве при достижении общих целей.
  2. Установление диалогового общения: «учитель – учитель», «учитель – администрация»,  «учитель – ученик», способствующего  улучшению микроклимата школы.
  3. Разработка совместных с учениками внутренних требований, основанных на выполнении обязанностей и соблюдении прав всех участников образовательного процесса.

.Изменение материально-технической базы:

  1. Создание материально-технической основы для формирования  информационной образовательной среды ( ИОС ) школы (  локальная школьная сеть, Internet,  создание школьного сайта,  электронная почта, электронные дневники, электронная газета, приобретение новой мебели и дополнительной мультимедийной техники в учебные кабинеты).
  2. Создание условий для функционирования электронного документооборота.
  3. Выполнение косметического и капитального ремонта помещений школы.
  4. Пополнение школьной медиатеки программными продуктами
  5. Оснащение школьной столовой новой мебелью  и оборудованием.
  6. Получение современных  кабинетов  географии, истории, физики, литературы, начальных классов ( в рамках ПНПО и КПМО
  7. Получение  двух автобусов (в рамках ПНПО)
  8. Оснащение современным оборудованием медицинского кабинета.( в рамках КПМО)
  9. Установка пожарной сигнализации.

  1. . Требования социума к образовательным услугам школы

К содержанию образования:

  1. позитивное изменение количественных и качественных параметров педагогической деятельности, характеризующих эффективность педагогического труда и продуктивность учебной деятельности школьников  в соответствии с разработанными критериями;
  2. качественно новое содержание образования, обеспеченное современными образовательными ресурсами, основанное на  информационно- коммуникативных   технологиях;
  3. альтернативные формы получения образования;
  4. личностно-ориентированное обучение, учитывающее  психологические особенности каждого ученика;
  5. дальнейшая профилизация и дифференциация обучения;
  6. освоение новых ФГОС.

К результатам образования:

  1. обеспечение качественного среднего (полного)  общего  образования,  необходимого  для продолжения обучения  в ВУЗе или ССУЗе.
  2. обеспечение  выпускникам школы равных с городскими  школьниками возможностей  дальнейшего жизненного трудоустройства.

К технологиям обучения и воспитания:

  1. технологии, опирающиеся на развитие личности, ИКТ – технологии;
  2.  новые подходы к оцениванию результатов ученического труда;

К работающим педагогам:

  1. профессионализм, стремление к инновационному поиску,
  2. поддержка и развитие обучающихся,
  3. конструктивное взаимодействие с родителями,
  4. соответствие требованиям современного  образования .
  1. . Проблемы,  тормозящие дальнейшее развитие школы.

Несмотря на определённые успехи в обучении  и воспитании учащихся, накопленный опыт работы, на данном этапе развития школы педагогический коллектив, родителей, учащихся не всё удовлетворяет в образовательном и воспитательном процессе.

43 % от общего числа обучающихся в школе – дети, успешные и в учёбе, и в общественной деятельности. Они принимают активное участие в различных мероприятиях на различных уровнях. 57 % учащихся – малоуспешны или непостоянно успешны. Это не удовлетворяет ни учительский коллектив, ни родителей, ни самих учащихся. Нас не устраивает, что в конкурсах, спортивных соревнованиях участвуют чаще всего дети, имеющие «4» и «5». За последнее время появилось значительное количество неблагополучных и малообеспеченных семей, в которых мало занимаются вопросами воспитания и развития детей. Такие ребята чаще чувствуют себя «успешными» на улице, они попадают в группу риска, так как испытывают постоянный дискомфорт в домашних условиях. Из-за негативной информации, поступающий с экранов  ТВ и из СМИ повышается риск появления вредных привычек, наркомании, токсикомании и т.д.

Нерешенными остаются следующие проблемы:

  1. не полностью удовлетворены запросы учителей по внедрению  в учебный процесс  информационно -  коммуникационных технологий;
  2. недостаточна индивидуализация и дифференциация на всех ступенях обучения для достижения более высоких  показателей качества знаний  учащихся;
  3. для сохранения конкурентноспособности школы и увеличения контингента учащихся, недостаточно  предоставления образовательных услуг  в 10-11 классах по одному  информационно-технологическому профилю.  
  4. не полностью раскрыт и использован воспитательный потенциал образовательного процесса.
  5. значительный процент учащихся имеет низкую мотивацию  к учению,
  6. продолжается ухудшение здоровья учащихся;
  7. имеются сложности в социальной адаптации выпускников к условиям последующей деятельности.
  1. Основная идея инновационного развития
  1. Анализируя состояние значимой для школы внешней социально-экономической среды, и социальный заказ родителей,  ориентируясь на основные положения национальной образовательной инициативы « Наша новая школа», требования новых ФГОС, педагогический коллектив поставил перед собой цель создать современную сельскую школу, успешно реализующую компетентностное развитие личности
  2. Полноценная социализация личности – это успех, признание, уверенность в своем будущем.  Успехом мы считаем процесс, помогающий и ребенку, и взрослому поверить в себя, свои способности, найти достойное место в обществе.
  3. Успешную социализацию мы  определяем, во-первых,  как одну из базовых потребностей выпускника школы   и, во – вторых,  как результат эффективности его учебной  деятельности, оцениваемой как им самим, так и окружающими.
  4. Успешная социализация личности – это сумма отдельных полновесных успехов каждого, а не один успех, поделенный на количество участников образовательного процесса.
  5. Чтобы ребенок был социально успешным, педагогам и родителям придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Взрослым придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрять то, что он делает.
  6. Создание программы развития, направленной на  социализацию личности,  предполагает консолидацию деятельности педагогов, учащихся, родителей, общественных организаций по решению широкого комплекса проблем обучения и воспитания успешного гражданина в условиях быстро меняющегося информационного пространства и единой государственной политики в соответствии с Концепцией модернизации российского образования

  1. Концептуальный проект развития.
  1. Обоснование концептуальной идеи Программы развития

Инновационная модель МБОУСОШ№28 – «Социализация личности  как одно из условий модернизации образования» позволяет на концептуальном и методическом уровне обеспечить преемственность между ступенями образования – содержательную, кадровую, информационно-средовую.

В основе Программы развития «Социализация личности как одно из условий модернизации образования»» лежит концептуальная идея развития личности как единого биосоциального процесса, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. В качестве движущих сил развития личности выступают противоречия

- между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

- между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

- между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности.

Ведущую роль в разрешении данных противоречий в образовательной системе играет процесс социализации личности.

Смысл социализации как двустороннего процесса раскрывается на пересечении таких ее составляющих, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Факторы социализации в условиях образовательного учреждения - это развивающая образовательная среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и управляема. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.

  1. Принципы социально-ориентированного образования
  1. гуманистическая направленность обучения и воспитания – переход к субъект-субъектным отношениям между педагогами и учащимися; уважение каждого ребёнка, отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития;
  2. природосообразность - обучение и воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психических особенностей, восприятие его как части природы, единственного и неповторимого;
  3. культуросообразность - формирование личности ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношений с природой, взаимодействие с семьёй как «элементом» культуры, восприятие достоинств культуры народа через историю и культуру семьи;
  4. эффективности социального взаимодействия - осуществление деятельности в системе образования коллективов различного типа;
  5. концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности - помощь ребёнку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;
  6. принцип событийности - введение в жизнь ребёнка ярких, красочных, эмоционально-значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.
  1. Ценностно-целевые ориентиры программы ««Социализация личности как одно из условий модернизации образования»».

К ценностным ориентациям программы «Социализация личности как одно из условий модернизации образования» мы относим:

  1. осознание и образовательное моделирование целостного социокультурного пространства как основа становления социально-активной личности;
  2. ценность и уникальность личности ребёнка и учителя как полноправных субъектов диалогических отношений образовательного процесса;
  3. развитие личности с высокими компетентностными показателями социального интеллекта;
  4. развитие социального интереса учащихся как основной побудительной силы общественной деятельности;
  5. открытие, понимание личностных смыслов и целей своей учебной, социально-проектной, учебно-профессиональной деятельности и т.д.;
  6. позиционное самоопределение каждого субъекта образовательного процесса как активного деятеля по изменению себя и собственной жизни, преобразования села и жизни сельского социума;
  7. ценность саморазвития, самоорганизации, самодеятельности в образовании.

Миссия  школы социализации личности  в условиях сельского социума заключается в оказании содействия достижению каждым обучающимся того уровня образования, которое соответствует его способностям и личностным особенностям; развитию интеллектуальной, эмоциональной сферы личности, формированию ценностных ориентиров, привитие навыков компетентного поведения в разных областях и на разных этапах «школьной жизни».

Цель программы развития МБОУСОШ№28 «Социализация личности как одно из условий модернизации образования» состоит в проектирование комплекса условий для управления социализацией школьников, поддержки каждого ребенка в осознании и развитии собственных социальных качеств, укреплении тех из них, которые отражают его сущностные личностные проявления.

Задачи программы:

  1. Обеспечить высокие качественные показатели реализации образовательных программ, соответствующие задачам инновационного развития общества и обеспечивающее компетентное личностное и профессиональное самоопределение выпускников школы.
  2. Предоставить учащимся широкие возможности для реализации индивидуальных образовательных запросов и развития способностей в условиях творческой развивающей образовательной среды.
  3. Формировать нравственные качества и коммуникативные навыки обучающихся, способствующие их успешной социализации в современном обществе.
  4. Создать условия, способствующие сохранению здоровья обучающихся, формированию у них здорового образа и стиля жизни.
  5. Обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров, позволяющее им эффективно реализовывать задачи инновационного развития образования.
  6. Создать систему контроля и диагностирования содержания образования и условий, способствующих социализации личности школьников, подготовки их к социальной жизни.
  1. Модель выпускника МБОУСОШ№28

Потенциал личности (методы и методики отслеживания)



Образ выпускника



начальной школы



Образ выпускника



 базовой школы



Образ выпускника



 средней школы



Нравственный



Понимание общечеловеческих ценностей, усвоение правил поведения в общественных местах, умение различать хорошие и плохие поступки людей.



Усвоение общечеловеческих ценностей; осознание возможностей собственного «я»; готовность отвечать за свои поступки и действия; умение найти свое место в КТД; усвоение общечеловеческих норм жизни.



Принятие общечеловеческих ценностей; осмысление своего назначения в жизни; устойчивая положительная самооценка; готовность к успешному выбору профессии; принятие общественных норм жизни



Познавательный 



Прилежание в учебе, устойчивый познавательный интерес, сформированность внутреннего плана действий, рефлексия



Сформированность устойчивых учебных интересов и склонностей, умение развивать и управлять своими познавательными процессами.



Потребность в добывании знаний в определенной профессиональной области. Саморефлексия.



Коммуникативный 



Овладение простейшими навыками общения; способность сопереживать. Самоконтроль. Способность к дружбе.



Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, владение навыками толерантного общения. Способность к глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям.



Владение умениями и навыками культуры общения.
Включенность в широкую социальную систему контактов.



Эстетический 



Наличие личностного эмоционально окрашенного отношения к явлениям природы, произведениям искусства.



Способность видеть и понимать гармонию и красоту, апробация своих возможностей в искусстве.



Умение строить свою жизнь по законам красоты и гармонии, стремление творить прекрасное.



Физический 



Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким.



Развитие основных физических качеств, включение в режим дня физических упражнений.



Стремление к физическому совершенству для улучшения работоспособности и эмоционального состояния.


  1. Стратегия и тактика программы развития

Стратегическая  цель программы развития – создание условий для формирования здорового, разносторонне развитого, компетентностного,успешного человека.

Работа по программе  организуется и сопровождается слаженно действующими командами специалистов (администрация, педагоги, психолог, педагоги дополнительного образования, представители общественности станицы Тамань), использующих в учебном процессе инновационные технологии:

  1. здоровьесберегающие;
  2. метод проектов;
  3. коллективного способа обучения;
  4. творческих мастерских;
  5. информационно-коммуникационные;
  6. критического мышления.

Для эффективного анализа динамики успешности предлагается педагогам и учащимся наряду с традиционными формами оценки вести портфолио, развивать рефлексивные навыки, вести мониторинги участия в мероприятиях, отслеживать и анализировать динамику успешности.

  1. учителей – на заседаниях МО;
  2. учащихся – на советах учкома. заседаниях ШВР.

Умелое использование образовательных технологий в учебной и воспитательной работе – залог успеха нашей программы развития, которая осуществляется через реализацию инновационных технологий в учебном процессе и проектов: «Олимпийский факел», «Казачьи корни», «Золотой и серебряный росток». Проект «Казачьи корни» направлен на формирование духовно-нравственных ценностей. «Олимпийский факел» создает условия для достижения физического совершенства. «Золотой и серебряный росток» не только осуществляет информационную поддержку указанных проектов, но и способствует успешности в интеллектуальной сфере. Внедряемые проекты характеризуются системностью, интегративностью, целостностью.

Мы понимаем, что ребенок по каким-либо причинам может быть неуспешным в учебной деятельности, либо осваивать программу медленнее сверстников. В связи с этим должно быть дополнительное образовательное пространство, в котором можно было бы формировать основные компоненты в структуре деятельности. Учитывая социальный заказ родителей, мы задумались о том, как организовать единое пространство в урочной и внеурочной деятельности и при этом создать ситуацию успеха для всех субъектов образовательного процесса.

В своей программе  мы постарались  значительно расширить образовательное пространство  за счет организации внеурочной деятельности как в рамках школы,  так и за счет  взаимодействия  с учреждениями дополнительного образования социальной среды. В процессе обучения и отдыха учащиеся получают навыки сознательного поведения и рационального использования своих возможностей в учебной и досуговой деятельности, а также  дополнительную возможность проявить свою успешность.

 Мы стремимся формировать успешную личность через создание условий для самовыражения, самоопределения учащихся, используя современные достижения информационных технологий.

Потребности, на удовлетворение которых направлена реализация проекта:

  1. потребность ребенка в успешном самовыражении через близкие ему формы творческой деятельности;
  2. потребность родителей в воспитании здоровой, информационно грамотной, социально успешной личности;
  3. потребность учителя в успешных партнерских отношениях с учащимися через активную творческую деятельность;
  4. потребность школы в формировании успешной личности.

Направления проектов программы

Программные мероприятия

1.Выявление интереса учащихся, родителей и выпускников к работе на компьютере, овладению компьютерными технологиями, пользованию Интернетом, определение источников реализации проекта.

Опрос, составление диагностических карт

3.Создание совместных творческих групп учащихся, педагогов, родителей.

Определение состава творческих групп, консультация психолога, привлечение специалистов.

4. Определение маршрутов продвижения творческих групп и создание индивидуальных образовательных траекторий.

Составление и согласование планов творческих групп, индивидуальных планов, формирование портфолио

5. Определение наиболее эффективных форм и методов работы по реализации успешности педагогов, учащихся и родителей.

Творческие отчеты, конкурсы, педагогические чтения, научно- исследовательские конференции

  1. Ожидаемые результаты.
  1. Выполнение социального заказа родителей.
  2. Увеличение количества обучающихся и молодежи микрорайона, охваченных организованными формами отдыха и занятости, что повлечет за собой снижение роста преступности и правонарушений несовершеннолетних.
  3. Внедрение современных эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.
  4. Повышение духовного, культурного и интеллектуального уровня несовершеннолетних.
  5. Творческий рост учителей и учащихся.
  6. Привлечение родителей к реализации успешности детей.
  7. Не только формирование навыков, умений и знаний, но и воспитание поведенческих мотивов работы в  интерактивной среде.
  8. Индивидуальный прогресс учащегося в течение длительного периода обучения в широком образовательном пространстве и различных жизненных контекстах.
  9. Повышение  конкурентоспособности  выпускника сельской школы;
  10. Повышение  престижа школы.

Успешный ученик станет успешным выпускником, успешный выпускник – успешным родителем, успешный родитель воспитает успешного ученика.

Способы контроля результатов:

  1. Наблюдение (психологический комфорт)
  2. Анкетирование (психологическая совместимость)
  3. Тестирование (уровень профессионального роста учителя)
  4. Портфолио.
  5. Защита творческих работ в различных формах (экскурсии , мультимедийные презентации, газеты, буклеты, открытки и др.)

Прогнозирование негативных последствий и способы их преодоления:

  1. Односторонняя направленность в развитии ребенка. Необходимо расширение возможностей внутри творческой группы и совместная деятельность групп.
  2. Перегрузка учащихся. Предусмотреть систему контроля за временем работы групп.
  3. Гиподинамия. Проводить физкультурные паузы. Соблюдать режим проветривания.
  4. Время реализации – 4 года

Ресурсы:

  1. Достаточно укрепленная учебно-материальная база школы, локальная сеть, подключение к сети Интернет;
  2. Творческий потенциал учителей и учащихся. Желание и интерес взрослых и детей.
  3. Достаточно высокий уровень подготовки учителей  в области информационных технологий;
  4. Наличие в социуме  учреждений дополнительного образования, выражающих готовность к сотрудничеству в рамках программы.
  1. Стратегия и тактика перевода школы в новое состояние

Для успешной реализации целей и задач программы, миссии школы необходимо решение следующей группы задач:
 Нормативные :

  1. Разработка нормативно-правовой базы для реализации программы ««Социализация личности как одно из условий модернизации образования ».
  2. Разработка нормативно-правовой базы для реализации индивидуальных образовательных траекторий каждого ученика специальных (коррекционных) классов в рамках существующей классно-урочной системы обучения и условиях существующего финансирования.

Кадровые: 

  1. Прохождение курсовой переподготовки педагогического персонала (аттестация, ККИДППО, дистанционные курсы).
  2. Подготовка кадров для ведения исследовательской работы в учебных рамках и рамках реализации проектов.
  3. Создание внутришкольной комиссии по анализу деятельности школы в соответствии с требованиями к технике безопасности и СанПин .

Материально- технические: 

  1. Провести ремонт спортивного зала.
  2. Выделить и отремонтировать помещение для психологической разгрузки учащихся и педагогов.
  3. Приобрести дополнительно компьютерную технику.
  4. Приобрести тренажёры для занятий в  школьном спортивном клубе «Гармония».
  5. Приобрести комплекты школьной мебели для учащихся начальной школы.

  6. Партнерские: 
  7. Создать условия для вовлечения родителей в деятельность школы; активизация родителей с целью сделать их заинтересованными участниками образовательного процесса.
  8. Создать внутришкольный центр взаимодействия и социально-психологической поддержки для организации помощи в вопросах воспитания детей для родителей, испытывающих затруднения в общении с ними.

  9. Здоровьесберегающие: 
  1. Пропаганда и применение здоровьесберегающих технологий.
  2. Мониторинг психофизического состояния учащихся.
  3. Проведение в системе динамических пауз, фикультминуток, утренних зарядок, Дней здоровья.
  4. Привлечение родителей к решению проблем здоровья учащихся через организацию лектория.


Организационные:

  1. Расширить сеть дополнительного образования детей в школе, позволяющую увеличить возможности развития у школьников опыта творческой деятельности на основе добровольного выбора.
  2. Продолжить работу школы будущего первоклассника, расширять взаимодействие  с дошкольными детскими учреждениями;
  1. Создание индивидуальных воспитательных программ, ориентированных на оптимальную реализацию социального, интеллектуального, творческого потенциала ребёнка.


Инновационные :

  1. Создание творческих групп, мотивированных на работу по новым технологиям.
  2. Организация педагогических чтений по внедрению в учебный и воспитательный процесс инновационных технологий.
  3. Разработка системы мониторинга личностного развития, обучения и воспитания учащегося (портфолио).
  4. Разработка модели и технологии психолого-педагогического, медико-социального сопровождения всех компонентов образовательной среды.
  5. Внесение изменений в структуру управления образовательным процессом в школе:

           директор:

  1. общее руководство реализацией программы развития;
  2. координация внедрения инновационных технологий и проектов «Казачьи корни», «Олимпийский факел», «Золотой и серебряный росток»;
  3. разработка локальных актов, положений;
  4. отслеживание эффективности программных мероприятий;
  5. финансовое обеспечение развития школы.

    Педагогический совет: 
  1. анализ и подведение итогов работы педагогического коллектива в режиме развития за учебный год;
  2. утверждение плана работы в режиме развития на новый учебный год;
  3. утверждение системы мер стимулирования труда педагогов, участвующих в инновационных процессах школы.

    Заместители  директора по УВР  и УМР: 
  1. организация информационной работы с участниками образовательного процесса;
  2. контроль за разработкой программ обучения;
  3. организация обучающих семинаров по инновационных технологиям;
  4. контроль за внедрением и эффективностью инновационных технологий;
  5. разработка прогноза подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для развития школы;
  6. диагностика состояния образовательного процесса с последующим проблемным анализом и коррекцией;
  7. диагностика, мониторинг и анализ успешности в учебной деятельности.

    Заместитель директора по воспитательной работе:
  1. диагностика, мониторинг и анализ успешности в воспитательном процессе;
  2. контроль за эффективностью построения здоровьесберегающей среды школьника;
  3. отслеживание эффективности программных мероприятий проектов .
  1. рекламирование программных мероприятий среди педагогов, учеников, родителей и населения;

  1. Заместитель директора по административно-хозяйственной части:
  1. контроль за материально-техническим обеспечением программы;
  2. контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм.

    Ученическое самоуправление): 
  1. оказание помощи в выборе успешной для ученика формы внеурочной деятельности;
  2. помощь в ведении портфолио;
  3. ведение электронной переписки;
  4. поддержка и обновление школьного сайта, участие в выпуске школьной электронной газеты.

    Психолог:
  1. психологическое сопровождение, диагностика, мониторинг и анализ программных мероприятий.
  1. реклама программных мероприятий среди педагогов, учеников, родителей; отслеживание эффективности программных мероприятий в личностном развитии учащихся

    логопедическое сопровождение, диагностика, мониторинг и анализ программных мероприятий;
  1. Творческие проблемные группы:
  1. презентация опыта работы учителей по инновационным образовательным технологиям;
  2. мониторинг эффективности использования инновационных образовательных технологий;
  3. организация проведения педагогических чтений;
  4. принятие решений о путях устранения недостатков, выявленных в ходе освоения новшества;
  5. оценка работы педагогических кадров в режиме развития;
  6. представление к вознаграждению педагогических работников.
  1. Оценка эффективности  программы развития.
  1. Критерий новизны – конкурентные преимущества инновационной модели школы.
  2. Критерий эффективности организации УВП – скоординированная работа педагогов, учащихся, родителей, мотивационная основа обучения и воспитания
  3. Критерий действенности педагогического процесса – демократический характер организационно-управленческой модели, сотрудничество всех участников образовательного процесса, позитивная динамика обученности и воспитанности.
  4. Главный результат инновационных преобразований
  5. Сформированность ресурсного потенциала личности выпускника школы, включающего ориентацию на высокие нравственные ценности, готовность к участию в социально-экономическом и духовном развитии общества, способность к творчески преобразующей продуктивной деятельности в различных сферах общественной жизни
  6. Система контроля за исполнением  Программы развития.
  7. Контроль за реализацией Программы развития осуществляется на паритетных началах Учредителя, администрации и полномочных представителей, включением родительской общественности с целью своевременной координации действий исполнителей программы.
  8. Для оценки эффективности Программы развития используется система показателей, позволяющая оценить ход и результативность поставленных задач. Процесс контроля состоит из установки положительной динамики изменения фактически

6.Этапы реализации Программы.

1. Ориентационно-мотивационный этап:   2010-2011 гг.

2. Конструктивно-формирующий этап:     2011-2012 гг.

3.Результативно-диагностический этап:    2012-2015 гг.

  1. Основные механизмы реализации Программы развития.

Создание подпрограмм (проектов) развития школы в соответствии с задачами Программы, направленных на создание условий достижения целей Программы развития и включающих имеющиеся ресурсы, возможные решения  в данном направлении,  ответственных за их выполнение и ожидаемые результаты: «Казачьи корни», «Золотой и серебряный росток», «Олимпийский факел».

Создание системы управления, диагностики и контроля реализации Программы развития с целью обеспечения условий для ее реализации по схеме:

Педагогический совет ↔ методический совет ↔ предметные МО

Временные  творческие коллективы

Родительская Ассоциация ↔ Классные родительские комитеты

Совет старшеклассников ↔ Классные коллективы

  1.  Проект « Золотой и серебряный росток»

Цель проекта: формировать  успешную личность через создание условий для ее самовыражения, самоопределения, используя современные образовательные  технологии, опираясь на их  индивидуально- психологические особенности и интересы  учащихся.


Направления работы:

  1. освоение государственных программ, в том числе по новым ФГОС;
  2. организация исследовательской деятельности учащихся;
  3. реализация программы « Одаренные дети»;
  4. организация внеурочной занятости учащихся;
  5. расширение образовательного пространства школы за счет участия в заочных  конкурсах и  интернет- проектах;
  6. организация дополнительных занятий и консультаций  занятий для учащихся выпускных классов с целью повышения  эффективности сдачи ими  ГИА и ЕГЭ;
  7. организация системных занятий с одаренными детьми;
  8. активизация деятельности в рамках ресурсного центра;

Ожидаемые результаты: 

  1. состояние успеха у учащихся, оформление результатов личностных достижений  в портфолио;
  2. повышение показателей школы на ГИА, ЕГЭ, в олимпиадах, конкурсах, творческих проектах;
  3. повышение рейтинга школы  в социуме;
  4. повышение  процента охвата учащихся различными формами внеурочной деятельности;

Критерии результативности:

  1. результаты КДР, ЕГЭ,ГИА;
  2. наличие призовых мест в олимпиадах, конкурсах, творческих проектах;
  3. удовлетворенность  всех участников образовательного процесса результатами своего труда;
  4. сформированность ресурсного потенциала личности выпускника школы как необходимого элемента нормальной жизнедеятельности человека в мультикультурном современном обществе.
  5. вариативные формы самореализации школьников в урочной и внеурочной деятельности, адаптированные к возможностям и способностям каждого конкретного ребенка.
  6. создание творческой развивающей среды;
  7. утверждение статуса школы в системе образования Темрюкского района;
  8. создание ресурсной базы для реализации экспериментальной и инновационной деятельности в области социокультурной модернизации образования на уровне района.
  9. удовлетворенность учащихся и их родителей новым качеством образовательного процесса, высокий уровень адаптации выпускников к современным условиям жизни.

  1. Проект «Олимпийский факел»

            Выбор данного направления деятельности объясняется растущими потребностями       населения       в физическом развитии, поддержке психологического здоровья.

Цель проекта: формирование здорового образа жизни как основы для успешной социализации личности, удовлетворение потребностей людей, нуждающихся в сохранении здоровья, физической активности. В первую очередь удовлетворение потребности родителей в укреплении здоровья своих детей, организация досуга детей и родителей с детьми.


Направления работы:

  1. оздоровление учащихся;
  2. организация досуга учащихся, семей, проживающих в микрорайоне школы;
  3. психологическая разгрузка учителей и учащихся;
  4. реализация федеральных программ « Президентские игры», « Президентские состязания»,

краевых программ  « Спортивные надежды Кубани», « Антинарко».

Ожидаемые результаты:

  1. Улучшение здоровья обучающихся  и учителей, развитие физической активности.
  2. Занятость детей и взрослых станицы, решение социальных проблем: сокращение количества правонарушений, решение проблемы безнадзорности подростков, борьба с вредными привычками.
  3. Соцзащита многодетных, опекаемых семей, детей-инвалидов.
  4. Состояние успеха у учащихся, оформление результатов достижений мониторинга развития каждого дифференцированно).
  1. Формирование стремления к здоровому образу жизни как одной из главных жизненных ценностей.

Критерии результативности:

  1. снижение уровня заболеваемости учащихся;
  2. снижение уровня тревожности, агрессивности детей;
  3. сокращение количества семей, требующих особого педагогического сопровождения;
  4. рост спортивных достижений учащихся.
  1.  Проект «Казачьи корни»

        Основой содержания данного проекта является духовно – нравственное воспитание, уходящее корнями в казачьи традиции и направленное  на воспитание гражданина – патриота. Составной частью этого воспитания является выработка объективной оценки и самооценки личности.

        События последнего времени подтверждают, что экономическое состояние жителей сельской местности, социальная дифференциация общества, упадок нравственных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения всей страны в целом, снизили воспитательное воздействие культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования личности человека.

        Кроме этого, по исследованию социологов и психологов, жители сельской местности менее успешны в социальной жизни, во-первых, потому что качество образования, полученного в сельской школе не всегда отвечает предъявляемым современным обществом требованиям, во-вторых, у жителей сельской местности заниженная самооценка, что не позволяет изначально быть достаточно успешной личностью.

         Проект предусматривает формирование и развитие успешной личности, получение дополнительного образования, формирование социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма.

Цель проекта:

  1. развитие системы духовно – нравственного воспитания учащихся на основе изучения истории своего края, казачьих традиций;
  2. создание благоприятных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность;
  3. стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина высокой демократической культуры;

Направления работы:

  1. поисково-краеведческое, изучение предмета «Кубановедение»
  2. трудовое: участие в озеленении  и уборке территории школы и станицы, экологических субботниках на территории Таманского поселения;
  3. музейное: пополнение экспозиций школьного музея, организация экскурсий в Таманский музейный комплекс;
  4. информационное: создание раздела на школьном сайте о работе участников проекта «Казачьи корни», поддержка, распространение информации о  работе  в рамках  программы развития, создание буклетов, открыток, плакатов, , презентаций, выпуск школьной электронной газеты;
  5. этнокультурное: участие в станичных праздниках, сотрудничество с  социально-культурным центром « Тамань», этнографическим музеем под открытым небом  « Атамань»
  6. православно-культурное: сотрудничество с Храмом Покрова Пресвятой Богородицы, ведение  факультативных курсов « Основы православной этики» и « Основы светской этики» .

Ожидаемые результаты:

  1. сформированность духовно-нравственных качеств и сознания учащихся на основе приобщения к историческим ценностям, осознание роли родного края в истории страны;
  2. воспитание чувства ответственности перед родителями, семьёй, родиной;
  3. создание благоприятных условий для самореализации учащихся;
  4. создание условий для осознания учащимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему;
  5. формирование гуманистического отношения школьника к окружающему миру;
  6. поддержка общественно-значимых инициатив подростков;
  7. воспитание толерантности и веротерпимости;
  8. обретение опыта работы в  информационном пространстве;
  9. приобретение навыков  написания  и защиты исследовательских работ
  10. развитие коммуникативных способностей, самоутверждение в коллективе.
    повышение культуры общения.        

Критерии результативности:

  1. победы  учителей и учащихся  в творческихи  социально- значимых проектах ( в том числе совместных) , спортивных мероприятиях.
  2. повышение культуры общения, самоутверждение в коллективе.
  3. проявление инициативы и самостоятельности;
  4. удовлетворенность учащихся и родителей  новым качеством образовательного процесса, результатами своей деятельности, ощущение собственной необходимости;
  5. повышение статуса школы в  социуме;
  6. адаптация выпускников  к современным условиям жизни ( по данным мониторинга о дальнейшем жизненном трудоустройстве;
  7. увеличение количества обучающихся и молодежи микрорайона, охваченных организованными формами отдыха и занятости, что повлечет за собой снижение роста преступности и правонарушений несовершеннолетних.
  8. внедрение современных эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

  1. Формы анализа результатов  реализации программы ««Социализация личности как одно из условий модернизации образования».
  1. обобщение, анализ и представление результатов опросов, статистических исследований, мониторинга образовательной успешности учащихся;
  2. мониторинг образовательных потребностей учащихся;
  3. мониторинг комфортности пребывания в школе и удовлетворенности качеством образовательных услуг учеников и их родителей;
  4. обсуждение, анализ, обобщение работы учителей в контексте проектной деятельности и функционирования методических объединений по предметам и проблемных групп;
  5. анализ промежуточных результатов и подведение общих итогов на методическом совете школы;
  6. ежегодные публичные отчеты об образовательной и хозяйственной деятельности школы.
  1. Формы представления результатов.
  1. участие в семинарах, конференциях, работе круглых столов по актуальным проблемам образовательной деятельности;
  2. консультационная деятельность на базе школы;
  3. публикации;
  4. презентации.
  1. Критерии эффективности.
  1. устойчивость и воспроизводимость высокого качества знаний школьников; наличие у них представлений о существующих взаимосвязях (целостное видение мира) предметных областей;
  2. соответствие содержания образования и методов обучения и воспитания требованиям ФГОС общего образования, социальному заказу и индивидуальным образовательным потребностям;
  3. сокращение временных затрат на подтверждение качественного усвоения учебного материала большинством учащихся;
  4. понижение уровня тревожности школьников, рост удовлетворенности организацией образовательного процесса со стороны учителей, учащихся и их родителей, повышение интереса школьников к учебе;
  5. общая высокая культура, толерантность выпускников, удовлетворенность подготовкой к продолжению образования и уровень их адаптации к современным условиям жизни;
  6. транслируемость достигнутых результатов;
  7. востребованность консультационных услуг школы.

. 

 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая среда как фактор нравственного развития ребенка в условиях модернизации образования

Большой опыт работы с глухими и слабослышащими детьми накоплен в  Елабужской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I, IIвида.  Школа образована в 1951 году и в 2011...

Описание опыта работы по теме "Развитие нравственных качеств личности как одно из условий повышения уровня воспитанности младших школьников".

В данной работе представлен материал, который был подготовлен мной для участия в районном конкурсе "Самый классный классный -2012 г".  Вы можете познакомиться с описанием опыта "Ра...

творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"

Творческий отчет учителя математики образвитиии  творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...

Повышение эффективности воспитательного и образовательного процесса как одно из условий модернизации современной системы образования.

Современная государственная политика в сфере образования направлена, прежде всего, на модернизацию российского образования. Главное – обеспечить конкурентоспособность России, в том числе в сфере образ...

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ и РАЗВИТИЕ обучающихся на уроках ИЗО В УСЛОВИЯХ модернизации образования

Тема «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ и   РАЗВИТИЕ обучающихся на уроках ИЗО  В УСЛОВИЯХ модернизации образования»является актуальной, т.к. эстетическое воспитание учащихся ...

Инновационная деятельность как ресурс развития учреждения дополнительного образования в условиях модернизации образования

     Практически все изменения в системе образования за последние годы происходят в инновационном режиме, что в определенной мере противопоставляется традиционному развитию....