Программа развития " Социализация личности как одно из условий модернизации образования"
рабочая программа на тему
В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса.
Современному обществу нужны коммуникабельные, мобильные, толерантные, уверенные в себе, социально адаптированные люди.
В сельском социуме, где возможности развития личности ограничены, на школу ложится особая миссия: именно ей чаще всего приходится становиться инициатором и проводником инновационных процессов не только в системе образования, но и в других социальных сферах.
Программа развития «Социализация личности как одно из условий модернизации образования» соответствует стратегическим задачам концепции модернизации российского образования и является продолжением программы « Информатизация и профилизация образования», реализуемой коллективом школы в течение предыдущих 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya___2011-2015.docx | 92.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано на заседании Совета учреждения Протокол №_4 от 24.12.2011 Председатель совета____________________ И.В.Диамандопуло | Утверждено на заседании педагогического совета Протокол №5 от 5 декабря 2011 г. Директор МБОУСОШ№28 __________________________________ М.Е.Воропаева |
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МБОУСОШ№28
« СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
( 2011-2О15 г.г.)
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение…………………………………………………………………………………стр.1
- Паспорт программы развития………………………………………………стр.2
- Аналитическое и прогностическое
обоснование программы развития…………………………стр.3
- Основная идея инновационного развития……………………………стр.7
- Концептуальный проект развития………………………………………..стр.8
- Стратегия и тактика программы развития………………………….стр.10
- Ожидаемые результаты реализации программы …….......стр.12
- Стратегия и тактика перевода школы в новое состояние……стр.13
- Оценка эффективности программы развития…………….стр.15
- Проект «Золотой и серебряный росток»………………………………стр.15
- Проект «Олимпийский факел»
- Проект «Казачьи корни»
- ВВЕДЕНИЕ
Программа развития школы разработана педагогическим коллективом на период 2011-2015 гг. В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса.
Современному обществу нужны коммуникабельные, мобильные, толерантные, уверенные в себе, социально адаптированные люди.
В сельском социуме, где возможности развития личности ограничены, на школу ложится особая миссия: именно ей чаще всего приходится становиться инициатором и проводником инновационных процессов не только в системе образования, но и в других социальных сферах.
Программа развития «Социализация личности как одно из условий модернизации образования» соответствует стратегическим задачам концепции модернизации российского образования и является продолжением программы « Информатизация и профилизация образования», реализуемой коллективом МБОУСОШ№28 в течение предыдущих 5 лет.
- Паспорт программы развития
- Законодательная база
- Конституция РФ.
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Закон РФ «Об образовании».
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Проект федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования
- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа».
- Закон Краснодарского края №1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».
- Устав МБОУСОШ№28.
- Этапы и сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 года и реализуется поэтапно
- Проектно-аналитический этап ( Сентябрь 2011 - январь 2012 г.). Определение новой миссии школы, её стратегических и тактических целей и задач.
- Этап адаптации и конструирования ( Январь 2012 г – январь 2013 г. ). Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс. Оценивание учебных достижений учащихся на основе портфолио. Электронные дневники. Реализация проектов «Казачьи корни», «Олимпийский факел», « Золотой и серебряный росток». Апробация ФГОС НОО.
- Этап совершенствования модели ( январь 2013-январь 2014 г.) Мониторинг реализации Программы развития, проведение коррекционных мероприятий.
- Рефлексивно-обобщающий этап (Январь 2013 г – 2014 г). Оценка эффективности программных мероприятий. Подведение итогов реализации программы развития, обобщение опыта. Выявление проблемных зон и подготовка новой программы развития школы.
Программа разработана творческим коллективом МБОУСОШ№№28 под руководством Воропаевой Маргариты Евгеньевны, директора школы, имеющей высшую квалификационную категорию, звание «Отличник народного просвещения», Грамоту Министерства образования и науки Российской федерации.
Состав группы разработчиков:
А.В.Бородин –зам. директора по УМР.
Ю.С.Гекало - зам. директора по УВР.
Лысунец С.И. – зам. директора по ВР.
Плуготоренко А.Н. - председатель совета учреждения.
Консультанты:
Калашник Е.А. – заместитель главы Темрюкского района по социальной работе
Штеба Т.Г., ведущий специалист управления образованием администрации МО Темрюкский район.
Зорина Г.В. – директор ИМЦ Темрюкского района.
- Информационная справка о школе.
Школа построена в 1975 году по типовому проекту. В 2011 – 12 учебном году в школе обучается 623 ученика, укомплектовано 27 классов.
На первой ступени – 11 классов
На второй ступени – 12 классов,
На третьей ступени – 4 класса.
Юридический адрес школы: Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, станица Тамань, ул.К.Маркса, 176.
Дата аттестация школы: январь 2007 года
E-mail: School28@tem.kubannet.ru
Cайт: http://www.taman-school28.by.ru/
Лицензия на право ведения образовательной деятельности: 245018 , серия А , регистрационный № 201/02/01-М от 09.04.2007 года
Свидетельство о государственной 178555 , регистрационный №2569 от 17.12.2007 года: Email ОУ School28@tem.kubannet.ru
Школа имеет центральное отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализацию, столовую, спортзал, кабинет информатики с подключением к Интернету, мультимедийный класс, читальный зал, музей, кабинет обслуживающего труда, учебные мастерские, столовую на 200 посадочных мест, медицинский и процедурный кабинеты, методический кабинет, оборудованные учебные кабинеты, 2 автобуса.
Со 2 класса преподаются английский язык и информатика. Занятия по информатике проводятся в компьютерном классе, оснащенном современным оборудованием. Все предметы обеспечены соответствующими учебными программами и современными учебниками, рекомендованными Министерством образования РФ. Педагогический коллектив школы уделяет большое внимание здоровью и здоровому образу жизни школьников. В школе работают психолог, медсестра. Регулярно проводятся дни здоровья, президентские игры и президентские состязания, реализуется программа « Спортивные надежды Кубани». 87% учащихся охвачены горячим питанием.
На протяжении многих лет коллектив активно внедряет и пропагандирует инновационные методики, работает в режиме развития с целью создания школы, ориентированной на выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями и высокими нравственными ценностями.
Эти цели осуществляются через реализацию:
- государственных образовательных программ,
- программ развивающего обучения « Перспективная начальная школа» ( на 1-ой ступени обучения)
- комплексно-целевых программ «Здоровое поколение», «Одарённые дети», «Духовность и нравственность».
- предмета «Кубановедение»,
- курса«Введение в школьную жизнь»,
- факультативного курса «Основы православной культуры.
- элективных курсов по выбору учащихся,
- факультативных предметных курсов.
- систему дополнительного образования
Работа в режиме развития привела школу к следующим позитивным результатам.
- Аналитическое и прогностическое обоснование программы развития
- Анализ достижений школы, ее потенциала с точки зрения развития
Качественные изменения.
- Активное участие в реализации приоритетного национального проекта
- « Образование», регионального комплексного проекта модернизации образования , проекта « Наша новая школы» ( переход на нормативно – подушевое финансирование, введение новой системы оплаты труда педагогических работников, пополнение учебно- материальной базы школы)
- Переход школы с 2007 года на профильное обучение в соответствии с направлением опытно-экспериментальной работы.
- Хорошие результаты сдачи одиннадцатиклассниками ЕГЭ и девятиклассниками ГИА.
- Укрепление статуса опорной школы по методической работе в педагогическом сообществе Темрюкского района .
- Приобретение статуса ресурсного центра
- Интеграция в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий с возможным выходом на использование технологий дистанционного обучения.
- Расширение образовательного пространства школы за счет участия в международных предметных конкурсах-играх «Кенгуру» и «Русский медвежонок», « Британский бульдог» дистанционных олимпиадах и конкурсах школьников.
- Сохранение условий получения дополнительного образования на базе школы, ДК «Юность», ДШИ, филиалов районной детско-юношеской спортивной школы, станции юных натуралистов, станции юных туристов, детского морского центра.
- Высокий рейтинг школы в социуме.
- Понимание членами педагогического коллектива значимости задач, стоящих перед современной школой и образованием. Осознание необходимости новых подходов к обучению в условиях модернизации российского образования.
- Достижение понимания учителями важности и значимости повышения уровня квалификации, в том числе в области ИКТ. Овладение большинством учителей навыками компьютерной грамотности и преодоление барьера перед применением компьютерной техники и, как результат, повышение качества и эффективности уроков.
- Понимание необходимости создания УМК с учетом новых требований к учебному процессу и социального заказа общества. Пополнение копилки электронных методических пособий, в том числе силами учащихся.
- Создание программ элективных курсов и курсов по выбору для учащихся предпрофильных и профильных классов.
- Вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность через сотрудничество с учителями при совместной исследовательской деятельности. Повышение количества и качества исследовательских и творческих работ учащихся в рамках УНИК « Интеллект».
- Вовлечение учащихся в процесс создания пособий, создание мини - групп, включающих учителей и учеников, установление контакта и взаимопонимания между ними
- Повышение заинтересованности учащихся в изучении предметов учебного плана за счет использования инновационных технологий (в том числе ИКТ) и, как следствие, повышение успеваемости.
- Повышение активности участия в районных конкурсах и олимпиадах среди учащихся и учителей.
- Активизация деятельности органов ученического самоуправления и, как следствие, увеличение количества школьников, участвующих во внеклассных мероприятиях, усиление их интереса к общественной жизни школы.
Коммуникативные изменения:
- Достижение взаимопонимания в педагогическом коллективе, создание рабочей среды и профессионального круга общения и начало формирования особой корпоративной культуры школы, основанной на взаимоуважении, взаимопонимании и взаимной поддержке и сотрудничестве при достижении общих целей.
- Установление диалогового общения: «учитель – учитель», «учитель – администрация», «учитель – ученик», способствующего улучшению микроклимата школы.
- Разработка совместных с учениками внутренних требований, основанных на выполнении обязанностей и соблюдении прав всех участников образовательного процесса.
.Изменение материально-технической базы:
- Создание материально-технической основы для формирования информационной образовательной среды ( ИОС ) школы ( локальная школьная сеть, Internet, создание школьного сайта, электронная почта, электронные дневники, электронная газета, приобретение новой мебели и дополнительной мультимедийной техники в учебные кабинеты).
- Создание условий для функционирования электронного документооборота.
- Выполнение косметического и капитального ремонта помещений школы.
- Пополнение школьной медиатеки программными продуктами
- Оснащение школьной столовой новой мебелью и оборудованием.
- Получение современных кабинетов географии, истории, физики, литературы, начальных классов ( в рамках ПНПО и КПМО
- Получение двух автобусов (в рамках ПНПО)
- Оснащение современным оборудованием медицинского кабинета.( в рамках КПМО)
- Установка пожарной сигнализации.
- . Требования социума к образовательным услугам школы
К содержанию образования:
- позитивное изменение количественных и качественных параметров педагогической деятельности, характеризующих эффективность педагогического труда и продуктивность учебной деятельности школьников в соответствии с разработанными критериями;
- качественно новое содержание образования, обеспеченное современными образовательными ресурсами, основанное на информационно- коммуникативных технологиях;
- альтернативные формы получения образования;
- личностно-ориентированное обучение, учитывающее психологические особенности каждого ученика;
- дальнейшая профилизация и дифференциация обучения;
- освоение новых ФГОС.
К результатам образования:
- обеспечение качественного среднего (полного) общего образования, необходимого для продолжения обучения в ВУЗе или ССУЗе.
- обеспечение выпускникам школы равных с городскими школьниками возможностей дальнейшего жизненного трудоустройства.
К технологиям обучения и воспитания:
- технологии, опирающиеся на развитие личности, ИКТ – технологии;
- новые подходы к оцениванию результатов ученического труда;
К работающим педагогам:
- профессионализм, стремление к инновационному поиску,
- поддержка и развитие обучающихся,
- конструктивное взаимодействие с родителями,
- соответствие требованиям современного образования .
- . Проблемы, тормозящие дальнейшее развитие школы.
Несмотря на определённые успехи в обучении и воспитании учащихся, накопленный опыт работы, на данном этапе развития школы педагогический коллектив, родителей, учащихся не всё удовлетворяет в образовательном и воспитательном процессе.
43 % от общего числа обучающихся в школе – дети, успешные и в учёбе, и в общественной деятельности. Они принимают активное участие в различных мероприятиях на различных уровнях. 57 % учащихся – малоуспешны или непостоянно успешны. Это не удовлетворяет ни учительский коллектив, ни родителей, ни самих учащихся. Нас не устраивает, что в конкурсах, спортивных соревнованиях участвуют чаще всего дети, имеющие «4» и «5». За последнее время появилось значительное количество неблагополучных и малообеспеченных семей, в которых мало занимаются вопросами воспитания и развития детей. Такие ребята чаще чувствуют себя «успешными» на улице, они попадают в группу риска, так как испытывают постоянный дискомфорт в домашних условиях. Из-за негативной информации, поступающий с экранов ТВ и из СМИ повышается риск появления вредных привычек, наркомании, токсикомании и т.д.
Нерешенными остаются следующие проблемы:
- не полностью удовлетворены запросы учителей по внедрению в учебный процесс информационно - коммуникационных технологий;
- недостаточна индивидуализация и дифференциация на всех ступенях обучения для достижения более высоких показателей качества знаний учащихся;
- для сохранения конкурентноспособности школы и увеличения контингента учащихся, недостаточно предоставления образовательных услуг в 10-11 классах по одному информационно-технологическому профилю.
- не полностью раскрыт и использован воспитательный потенциал образовательного процесса.
- значительный процент учащихся имеет низкую мотивацию к учению,
- продолжается ухудшение здоровья учащихся;
- имеются сложности в социальной адаптации выпускников к условиям последующей деятельности.
- Основная идея инновационного развития
- Анализируя состояние значимой для школы внешней социально-экономической среды, и социальный заказ родителей, ориентируясь на основные положения национальной образовательной инициативы « Наша новая школа», требования новых ФГОС, педагогический коллектив поставил перед собой цель создать современную сельскую школу, успешно реализующую компетентностное развитие личности
- Полноценная социализация личности – это успех, признание, уверенность в своем будущем. Успехом мы считаем процесс, помогающий и ребенку, и взрослому поверить в себя, свои способности, найти достойное место в обществе.
- Успешную социализацию мы определяем, во-первых, как одну из базовых потребностей выпускника школы и, во – вторых, как результат эффективности его учебной деятельности, оцениваемой как им самим, так и окружающими.
- Успешная социализация личности – это сумма отдельных полновесных успехов каждого, а не один успех, поделенный на количество участников образовательного процесса.
- Чтобы ребенок был социально успешным, педагогам и родителям придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Взрослым придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрять то, что он делает.
- Создание программы развития, направленной на социализацию личности, предполагает консолидацию деятельности педагогов, учащихся, родителей, общественных организаций по решению широкого комплекса проблем обучения и воспитания успешного гражданина в условиях быстро меняющегося информационного пространства и единой государственной политики в соответствии с Концепцией модернизации российского образования
- Обоснование концептуальной идеи Программы развития
Инновационная модель МБОУСОШ№28 – «Социализация личности как одно из условий модернизации образования» позволяет на концептуальном и методическом уровне обеспечить преемственность между ступенями образования – содержательную, кадровую, информационно-средовую.
В основе Программы развития «Социализация личности как одно из условий модернизации образования»» лежит концептуальная идея развития личности как единого биосоциального процесса, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. В качестве движущих сил развития личности выступают противоречия
- между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;
- между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;
- между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности.
Ведущую роль в разрешении данных противоречий в образовательной системе играет процесс социализации личности.
Смысл социализации как двустороннего процесса раскрывается на пересечении таких ее составляющих, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.
Факторы социализации в условиях образовательного учреждения - это развивающая образовательная среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и управляема. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.
- Принципы социально-ориентированного образования
- гуманистическая направленность обучения и воспитания – переход к субъект-субъектным отношениям между педагогами и учащимися; уважение каждого ребёнка, отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития;
- природосообразность - обучение и воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психических особенностей, восприятие его как части природы, единственного и неповторимого;
- культуросообразность - формирование личности ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношений с природой, взаимодействие с семьёй как «элементом» культуры, восприятие достоинств культуры народа через историю и культуру семьи;
- эффективности социального взаимодействия - осуществление деятельности в системе образования коллективов различного типа;
- концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности - помощь ребёнку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;
- принцип событийности - введение в жизнь ребёнка ярких, красочных, эмоционально-значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.
- Ценностно-целевые ориентиры программы ««Социализация личности как одно из условий модернизации образования»».
К ценностным ориентациям программы «Социализация личности как одно из условий модернизации образования» мы относим:
- осознание и образовательное моделирование целостного социокультурного пространства как основа становления социально-активной личности;
- ценность и уникальность личности ребёнка и учителя как полноправных субъектов диалогических отношений образовательного процесса;
- развитие личности с высокими компетентностными показателями социального интеллекта;
- развитие социального интереса учащихся как основной побудительной силы общественной деятельности;
- открытие, понимание личностных смыслов и целей своей учебной, социально-проектной, учебно-профессиональной деятельности и т.д.;
- позиционное самоопределение каждого субъекта образовательного процесса как активного деятеля по изменению себя и собственной жизни, преобразования села и жизни сельского социума;
- ценность саморазвития, самоорганизации, самодеятельности в образовании.
Миссия школы социализации личности в условиях сельского социума заключается в оказании содействия достижению каждым обучающимся того уровня образования, которое соответствует его способностям и личностным особенностям; развитию интеллектуальной, эмоциональной сферы личности, формированию ценностных ориентиров, привитие навыков компетентного поведения в разных областях и на разных этапах «школьной жизни».
Цель программы развития МБОУСОШ№28 «Социализация личности как одно из условий модернизации образования» состоит в проектирование комплекса условий для управления социализацией школьников, поддержки каждого ребенка в осознании и развитии собственных социальных качеств, укреплении тех из них, которые отражают его сущностные личностные проявления.
Задачи программы:
- Обеспечить высокие качественные показатели реализации образовательных программ, соответствующие задачам инновационного развития общества и обеспечивающее компетентное личностное и профессиональное самоопределение выпускников школы.
- Предоставить учащимся широкие возможности для реализации индивидуальных образовательных запросов и развития способностей в условиях творческой развивающей образовательной среды.
- Формировать нравственные качества и коммуникативные навыки обучающихся, способствующие их успешной социализации в современном обществе.
- Создать условия, способствующие сохранению здоровья обучающихся, формированию у них здорового образа и стиля жизни.
- Обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров, позволяющее им эффективно реализовывать задачи инновационного развития образования.
- Создать систему контроля и диагностирования содержания образования и условий, способствующих социализации личности школьников, подготовки их к социальной жизни.
- Модель выпускника МБОУСОШ№28
Потенциал личности (методы и методики отслеживания) | Образ выпускника начальной школы | Образ выпускника базовой школы | Образ выпускника средней школы |
Нравственный | Понимание общечеловеческих ценностей, усвоение правил поведения в общественных местах, умение различать хорошие и плохие поступки людей. | Усвоение общечеловеческих ценностей; осознание возможностей собственного «я»; готовность отвечать за свои поступки и действия; умение найти свое место в КТД; усвоение общечеловеческих норм жизни. | Принятие общечеловеческих ценностей; осмысление своего назначения в жизни; устойчивая положительная самооценка; готовность к успешному выбору профессии; принятие общественных норм жизни |
Познавательный | Прилежание в учебе, устойчивый познавательный интерес, сформированность внутреннего плана действий, рефлексия | Сформированность устойчивых учебных интересов и склонностей, умение развивать и управлять своими познавательными процессами. | Потребность в добывании знаний в определенной профессиональной области. Саморефлексия. |
Коммуникативный | Овладение простейшими навыками общения; способность сопереживать. Самоконтроль. Способность к дружбе. | Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, владение навыками толерантного общения. Способность к глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям. | Владение умениями и навыками культуры общения. |
Эстетический | Наличие личностного эмоционально окрашенного отношения к явлениям природы, произведениям искусства. | Способность видеть и понимать гармонию и красоту, апробация своих возможностей в искусстве. | Умение строить свою жизнь по законам красоты и гармонии, стремление творить прекрасное. |
Физический | Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким. | Развитие основных физических качеств, включение в режим дня физических упражнений. | Стремление к физическому совершенству для улучшения работоспособности и эмоционального состояния. |
Стратегия и тактика программы развития
Стратегическая цель программы развития – создание условий для формирования здорового, разносторонне развитого, компетентностного,успешного человека.
Работа по программе организуется и сопровождается слаженно действующими командами специалистов (администрация, педагоги, психолог, педагоги дополнительного образования, представители общественности станицы Тамань), использующих в учебном процессе инновационные технологии:
- здоровьесберегающие;
- метод проектов;
- коллективного способа обучения;
- творческих мастерских;
- информационно-коммуникационные;
- критического мышления.
Для эффективного анализа динамики успешности предлагается педагогам и учащимся наряду с традиционными формами оценки вести портфолио, развивать рефлексивные навыки, вести мониторинги участия в мероприятиях, отслеживать и анализировать динамику успешности.
- учителей – на заседаниях МО;
- учащихся – на советах учкома. заседаниях ШВР.
Умелое использование образовательных технологий в учебной и воспитательной работе – залог успеха нашей программы развития, которая осуществляется через реализацию инновационных технологий в учебном процессе и проектов: «Олимпийский факел», «Казачьи корни», «Золотой и серебряный росток». Проект «Казачьи корни» направлен на формирование духовно-нравственных ценностей. «Олимпийский факел» создает условия для достижения физического совершенства. «Золотой и серебряный росток» не только осуществляет информационную поддержку указанных проектов, но и способствует успешности в интеллектуальной сфере. Внедряемые проекты характеризуются системностью, интегративностью, целостностью.
Мы понимаем, что ребенок по каким-либо причинам может быть неуспешным в учебной деятельности, либо осваивать программу медленнее сверстников. В связи с этим должно быть дополнительное образовательное пространство, в котором можно было бы формировать основные компоненты в структуре деятельности. Учитывая социальный заказ родителей, мы задумались о том, как организовать единое пространство в урочной и внеурочной деятельности и при этом создать ситуацию успеха для всех субъектов образовательного процесса.
В своей программе мы постарались значительно расширить образовательное пространство за счет организации внеурочной деятельности как в рамках школы, так и за счет взаимодействия с учреждениями дополнительного образования социальной среды. В процессе обучения и отдыха учащиеся получают навыки сознательного поведения и рационального использования своих возможностей в учебной и досуговой деятельности, а также дополнительную возможность проявить свою успешность.
Мы стремимся формировать успешную личность через создание условий для самовыражения, самоопределения учащихся, используя современные достижения информационных технологий.
Потребности, на удовлетворение которых направлена реализация проекта:
- потребность ребенка в успешном самовыражении через близкие ему формы творческой деятельности;
- потребность родителей в воспитании здоровой, информационно грамотной, социально успешной личности;
- потребность учителя в успешных партнерских отношениях с учащимися через активную творческую деятельность;
- потребность школы в формировании успешной личности.
Направления проектов программы | Программные мероприятия |
1.Выявление интереса учащихся, родителей и выпускников к работе на компьютере, овладению компьютерными технологиями, пользованию Интернетом, определение источников реализации проекта. | Опрос, составление диагностических карт |
3.Создание совместных творческих групп учащихся, педагогов, родителей. | Определение состава творческих групп, консультация психолога, привлечение специалистов. |
4. Определение маршрутов продвижения творческих групп и создание индивидуальных образовательных траекторий. | Составление и согласование планов творческих групп, индивидуальных планов, формирование портфолио |
5. Определение наиболее эффективных форм и методов работы по реализации успешности педагогов, учащихся и родителей. | Творческие отчеты, конкурсы, педагогические чтения, научно- исследовательские конференции |
- Ожидаемые результаты.
- Выполнение социального заказа родителей.
- Увеличение количества обучающихся и молодежи микрорайона, охваченных организованными формами отдыха и занятости, что повлечет за собой снижение роста преступности и правонарушений несовершеннолетних.
- Внедрение современных эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.
- Повышение духовного, культурного и интеллектуального уровня несовершеннолетних.
- Творческий рост учителей и учащихся.
- Привлечение родителей к реализации успешности детей.
- Не только формирование навыков, умений и знаний, но и воспитание поведенческих мотивов работы в интерактивной среде.
- Индивидуальный прогресс учащегося в течение длительного периода обучения в широком образовательном пространстве и различных жизненных контекстах.
- Повышение конкурентоспособности выпускника сельской школы;
- Повышение престижа школы.
Успешный ученик станет успешным выпускником, успешный выпускник – успешным родителем, успешный родитель воспитает успешного ученика.
Способы контроля результатов:
- Наблюдение (психологический комфорт)
- Анкетирование (психологическая совместимость)
- Тестирование (уровень профессионального роста учителя)
- Портфолио.
- Защита творческих работ в различных формах (экскурсии , мультимедийные презентации, газеты, буклеты, открытки и др.)
Прогнозирование негативных последствий и способы их преодоления:
- Односторонняя направленность в развитии ребенка. Необходимо расширение возможностей внутри творческой группы и совместная деятельность групп.
- Перегрузка учащихся. Предусмотреть систему контроля за временем работы групп.
- Гиподинамия. Проводить физкультурные паузы. Соблюдать режим проветривания.
- Время реализации – 4 года
Ресурсы:
- Достаточно укрепленная учебно-материальная база школы, локальная сеть, подключение к сети Интернет;
- Творческий потенциал учителей и учащихся. Желание и интерес взрослых и детей.
- Достаточно высокий уровень подготовки учителей в области информационных технологий;
- Наличие в социуме учреждений дополнительного образования, выражающих готовность к сотрудничеству в рамках программы.
- Стратегия и тактика перевода школы в новое состояние
Для успешной реализации целей и задач программы, миссии школы необходимо решение следующей группы задач:
Нормативные :
- Разработка нормативно-правовой базы для реализации программы ««Социализация личности как одно из условий модернизации образования ».
- Разработка нормативно-правовой базы для реализации индивидуальных образовательных траекторий каждого ученика специальных (коррекционных) классов в рамках существующей классно-урочной системы обучения и условиях существующего финансирования.
Кадровые:
- Прохождение курсовой переподготовки педагогического персонала (аттестация, ККИДППО, дистанционные курсы).
- Подготовка кадров для ведения исследовательской работы в учебных рамках и рамках реализации проектов.
- Создание внутришкольной комиссии по анализу деятельности школы в соответствии с требованиями к технике безопасности и СанПин .
Материально- технические:
- Провести ремонт спортивного зала.
- Выделить и отремонтировать помещение для психологической разгрузки учащихся и педагогов.
- Приобрести дополнительно компьютерную технику.
- Приобрести тренажёры для занятий в школьном спортивном клубе «Гармония».
- Приобрести комплекты школьной мебели для учащихся начальной школы.
Партнерские:- Создать условия для вовлечения родителей в деятельность школы; активизация родителей с целью сделать их заинтересованными участниками образовательного процесса.
- Создать внутришкольный центр взаимодействия и социально-психологической поддержки для организации помощи в вопросах воспитания детей для родителей, испытывающих затруднения в общении с ними.
Здоровьесберегающие:
- Пропаганда и применение здоровьесберегающих технологий.
- Мониторинг психофизического состояния учащихся.
- Проведение в системе динамических пауз, фикультминуток, утренних зарядок, Дней здоровья.
- Привлечение родителей к решению проблем здоровья учащихся через организацию лектория.
Организационные:
- Расширить сеть дополнительного образования детей в школе, позволяющую увеличить возможности развития у школьников опыта творческой деятельности на основе добровольного выбора.
- Продолжить работу школы будущего первоклассника, расширять взаимодействие с дошкольными детскими учреждениями;
- Создание индивидуальных воспитательных программ, ориентированных на оптимальную реализацию социального, интеллектуального, творческого потенциала ребёнка.
Инновационные :
- Создание творческих групп, мотивированных на работу по новым технологиям.
- Организация педагогических чтений по внедрению в учебный и воспитательный процесс инновационных технологий.
- Разработка системы мониторинга личностного развития, обучения и воспитания учащегося (портфолио).
- Разработка модели и технологии психолого-педагогического, медико-социального сопровождения всех компонентов образовательной среды.
- Внесение изменений в структуру управления образовательным процессом в школе:
директор:
- общее руководство реализацией программы развития;
- координация внедрения инновационных технологий и проектов «Казачьи корни», «Олимпийский факел», «Золотой и серебряный росток»;
- разработка локальных актов, положений;
- отслеживание эффективности программных мероприятий;
- финансовое обеспечение развития школы.
Педагогический совет:
- анализ и подведение итогов работы педагогического коллектива в режиме развития за учебный год;
- утверждение плана работы в режиме развития на новый учебный год;
- утверждение системы мер стимулирования труда педагогов, участвующих в инновационных процессах школы.
Заместители директора по УВР и УМР:
- организация информационной работы с участниками образовательного процесса;
- контроль за разработкой программ обучения;
- организация обучающих семинаров по инновационных технологиям;
- контроль за внедрением и эффективностью инновационных технологий;
- разработка прогноза подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для развития школы;
- диагностика состояния образовательного процесса с последующим проблемным анализом и коррекцией;
- диагностика, мониторинг и анализ успешности в учебной деятельности.
Заместитель директора по воспитательной работе:
- диагностика, мониторинг и анализ успешности в воспитательном процессе;
- контроль за эффективностью построения здоровьесберегающей среды школьника;
- отслеживание эффективности программных мероприятий проектов .
- рекламирование программных мероприятий среди педагогов, учеников, родителей и населения;
Заместитель директора по административно-хозяйственной части:
- контроль за материально-техническим обеспечением программы;
- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Ученическое самоуправление):
- оказание помощи в выборе успешной для ученика формы внеурочной деятельности;
- помощь в ведении портфолио;
- ведение электронной переписки;
- поддержка и обновление школьного сайта, участие в выпуске школьной электронной газеты.
Психолог:
- психологическое сопровождение, диагностика, мониторинг и анализ программных мероприятий.
- реклама программных мероприятий среди педагогов, учеников, родителей; отслеживание эффективности программных мероприятий в личностном развитии учащихся
логопедическое сопровождение, диагностика, мониторинг и анализ программных мероприятий;
- Творческие проблемные группы:
- презентация опыта работы учителей по инновационным образовательным технологиям;
- мониторинг эффективности использования инновационных образовательных технологий;
- организация проведения педагогических чтений;
- принятие решений о путях устранения недостатков, выявленных в ходе освоения новшества;
- оценка работы педагогических кадров в режиме развития;
- представление к вознаграждению педагогических работников.
- Оценка эффективности программы развития.
- Критерий новизны – конкурентные преимущества инновационной модели школы.
- Критерий эффективности организации УВП – скоординированная работа педагогов, учащихся, родителей, мотивационная основа обучения и воспитания
- Критерий действенности педагогического процесса – демократический характер организационно-управленческой модели, сотрудничество всех участников образовательного процесса, позитивная динамика обученности и воспитанности.
- Главный результат инновационных преобразований
- Сформированность ресурсного потенциала личности выпускника школы, включающего ориентацию на высокие нравственные ценности, готовность к участию в социально-экономическом и духовном развитии общества, способность к творчески преобразующей продуктивной деятельности в различных сферах общественной жизни
- Система контроля за исполнением Программы развития.
- Контроль за реализацией Программы развития осуществляется на паритетных началах Учредителя, администрации и полномочных представителей, включением родительской общественности с целью своевременной координации действий исполнителей программы.
- Для оценки эффективности Программы развития используется система показателей, позволяющая оценить ход и результативность поставленных задач. Процесс контроля состоит из установки положительной динамики изменения фактически
6.Этапы реализации Программы.
1. Ориентационно-мотивационный этап: 2010-2011 гг.
2. Конструктивно-формирующий этап: 2011-2012 гг.
3.Результативно-диагностический этап: 2012-2015 гг.
- Основные механизмы реализации Программы развития.
Создание подпрограмм (проектов) развития школы в соответствии с задачами Программы, направленных на создание условий достижения целей Программы развития и включающих имеющиеся ресурсы, возможные решения в данном направлении, ответственных за их выполнение и ожидаемые результаты: «Казачьи корни», «Золотой и серебряный росток», «Олимпийский факел».
Создание системы управления, диагностики и контроля реализации Программы развития с целью обеспечения условий для ее реализации по схеме:
Педагогический совет ↔ методический совет ↔ предметные МО
Временные творческие коллективы
Родительская Ассоциация ↔ Классные родительские комитеты
Совет старшеклассников ↔ Классные коллективы
- Проект « Золотой и серебряный росток»
Цель проекта: формировать успешную личность через создание условий для ее самовыражения, самоопределения, используя современные образовательные технологии, опираясь на их индивидуально- психологические особенности и интересы учащихся.
Направления работы:
- освоение государственных программ, в том числе по новым ФГОС;
- организация исследовательской деятельности учащихся;
- реализация программы « Одаренные дети»;
- организация внеурочной занятости учащихся;
- расширение образовательного пространства школы за счет участия в заочных конкурсах и интернет- проектах;
- организация дополнительных занятий и консультаций занятий для учащихся выпускных классов с целью повышения эффективности сдачи ими ГИА и ЕГЭ;
- организация системных занятий с одаренными детьми;
- активизация деятельности в рамках ресурсного центра;
Ожидаемые результаты:
- состояние успеха у учащихся, оформление результатов личностных достижений в портфолио;
- повышение показателей школы на ГИА, ЕГЭ, в олимпиадах, конкурсах, творческих проектах;
- повышение рейтинга школы в социуме;
- повышение процента охвата учащихся различными формами внеурочной деятельности;
Критерии результативности:
- результаты КДР, ЕГЭ,ГИА;
- наличие призовых мест в олимпиадах, конкурсах, творческих проектах;
- удовлетворенность всех участников образовательного процесса результатами своего труда;
- сформированность ресурсного потенциала личности выпускника школы как необходимого элемента нормальной жизнедеятельности человека в мультикультурном современном обществе.
- вариативные формы самореализации школьников в урочной и внеурочной деятельности, адаптированные к возможностям и способностям каждого конкретного ребенка.
- создание творческой развивающей среды;
- утверждение статуса школы в системе образования Темрюкского района;
- создание ресурсной базы для реализации экспериментальной и инновационной деятельности в области социокультурной модернизации образования на уровне района.
- удовлетворенность учащихся и их родителей новым качеством образовательного процесса, высокий уровень адаптации выпускников к современным условиям жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая среда как фактор нравственного развития ребенка в условиях модернизации образования
Большой опыт работы с глухими и слабослышащими детьми накоплен в Елабужской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I, IIвида. Школа образована в 1951 году и в 2011...
Описание опыта работы по теме "Развитие нравственных качеств личности как одно из условий повышения уровня воспитанности младших школьников".
В данной работе представлен материал, который был подготовлен мной для участия в районном конкурсе "Самый классный классный -2012 г". Вы можете познакомиться с описанием опыта "Ра...
творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"
Творческий отчет учителя математики образвитиии творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...
Сообщение на тему: Профессиональная компетентность педагога - психолога как основа успешного развития психологической службы в условиях модернизации образования
cообщение-доклад СМО...
Повышение эффективности воспитательного и образовательного процесса как одно из условий модернизации современной системы образования.
Современная государственная политика в сфере образования направлена, прежде всего, на модернизацию российского образования. Главное – обеспечить конкурентоспособность России, в том числе в сфере образ...
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ и РАЗВИТИЕ обучающихся на уроках ИЗО В УСЛОВИЯХ модернизации образования
Тема «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ и РАЗВИТИЕ обучающихся на уроках ИЗО В УСЛОВИЯХ модернизации образования»является актуальной, т.к. эстетическое воспитание учащихся ...
Инновационная деятельность как ресурс развития учреждения дополнительного образования в условиях модернизации образования
Практически все изменения в системе образования за последние годы происходят в инновационном режиме, что в определенной мере противопоставляется традиционному развитию....