Занятие для неречевых детей с использованием пиктограмм
методическая разработка по теме
С помощю пиктограмм общение с окружающими людьми становится более доступным для "особого" ребенка и возможным развития приобретенных вербальных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление с окружающим и развитие речи.
Тема занятия: Признаки зимы. *Как котенок зиме удивился*
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за изменениями в живой и неживой природе зимой, беседа по теме.
Цель: формирование необходимых для жизни социально значимых навыков,
игрового взаимодействия, развитие речи, эмоциональное развитие.
Задачи:
Образовательная:
закрепить представления детей о признаках зимы,
- продолжать формировать умение составлять описательный рассказ по картинке с использованием пиктограмм.
Коррекционно – развивающая:
- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы (продолжать формировать умение доводить начатое дело до конца)
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение и заботливое отношение к животным
Возрастная направленность занятия: уровень развития 2-3 года.
Наглядно – дидактический материал:
- сюжетная картинка о зиме, пиктограммы.
Оборудование:
- кусочки ваты для дыхательной гимнастики, карточки с заданиями по теме, фломастеры.
Ход занятия.
Организационный момент: Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с отгадкой:
Все вокруг белым- бело
Снегом землю замело
И деревья и дома
Это к нам пришла …(зима)
Игровая мотивация: к нам в гости пришел котенок, он ни разу не видел зиму и не знает, что это такое.
Коррекционно – развивающий блок.
1 этап: беседа
- Какое сейчас время года?...(зима )
- Как мы это узнали ?...( на улице холодно, лежит снег и т. д. )
Правильно на улице много снега. Давайте покажем, как он летает.
Дыхательная гимнастика *Снег падает *
/ на ладошку положим кусочек ваты и на медленном выдохе дуем на нее /
2 этап: основная работа
Молодцы, а теперь давайте посмотрим на картинку. Кто мне расскажет, что на ней нарисовано?
/составление описательного рассказа по картинке с использованием пиктограмм /
Ребенок на предложенной сюжетной картинке рассматривает и показывает знакомые ему предметы, затем из пиктограмм выбирает те, которые обозначают эти предметы и последовательно выкладывает их на специальном планшете.
После проделанной работы воспитатель предлагает детям отдохнуть.
Музыкально – двигательные упражнения: дети делают движения согласно тексту.
Мы погреемся немножко
И похлопаем в ладошки
Хлоп – хлоп – хлоп
Ножки тоже мы погреем
И потопаем скорее
Топ – топ – топ
Рукавички мы наденем
Не боимся мы метели
Да – да – да
Мы с морозом подружились
Как снежинки закружились
Ля – ля – ля
Заключительный этап:
- Отдохнули? Теперь давайте проверим, как хорошо мы с вами все поняли
/ индивидуальная работа на карточках с заданиями по теме /
Д / игра * Соедини правильно*
Задания: соединить предложенную пиктограмму с определенным символом с его реалистичным изображением на картинке.
Д / игра * Найди одинаковые картинки *
Задания: выбор такой же пиктограммы из множества других.
Рефлексия: вместе с детьми вспомнить все, что делали на занятии и похвалить всех за активную работу.
Составила и провела Ильчуркина В. В.
Список литературы.
Н. А.Карпухина Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Дидактические игры. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж.: И П. Лакоценин С.С., 2009.
Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. -2-е изд., испр. и доп. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.
Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду. Для детей 3-4 лет / Н. В. Рыжова. – Ярославль: Академия развития, 2008.
Ознакомление с окружающим и развитие речи.
Тема: продукты питания «Завтрак в детском саду»
Цель занятия: формирование необходимых для жизни социально значимых навыков, культуры поведения, развития речи, игрового взаимодействия.
Задачи
Образовательная:
- знакомитть детей с правилами поведения за столом, закреплять знания о продуктах питания
- продолжать формировать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картинке с использованием пиктограмм
Коррекционно-развивающая:
- развивать эмоционально- волевую сферу (продолжать формировать умение доводить начатое дело до конца )
- развивать зрительную память
Воспитательная:
- учить детей в процессе общения говорить слова: спасибо, пожалуйста
Возрастная направленность занятия: уровень развития 2-3 года
Наглядно – дидактический материал: сюжетная картинка по теме, пиктограммы, куклы.
Оборудование: стол, скатерть, посуда для сервировки завтрака, продукты ( хлеб, сыр, сахар,чай )
Ход занятия.
Организационный момент:
Воспитатель читает стихотворение:
Есть у нас плита на кухне
И кастрюля – суп варить
Ложка есть с тарелкой, чашка
Чтоб компот в нее налить
Приготовим суп и кашу
И накормим куклу Сашу
Игровая мотивация:
- Скажите мне, пожалуйста, вы сегодня уже позавтракали
- А ваши куклы
- Я думаю, их нужно накормить завтраком
Коррекциоонно-развивающий блок:
1 этап: беседа по картинке
Рассмотрим с детьми сюжетную картинку «дети обедают»
- Где сидят дети
- Какие тарелки на столе
- Где лежит бутерброд
- Где стоит кружка
- Как девочка пьет чай .
Дыдательная гимнастика «Дуем на горячий чай» (вытянуть губы широкой трубочкой – вдох, подуть на горячий чай – выдох )
- Молодцы, а теперь давайте расскажем обо всем, что мы с вами видим на картинке
(составление описательного рассказа покартинке с использованием пиктограмм )
Ребенок рассматривает и показывает на картинке знакомые предметы, затем выбирает пиктограммы, обозначающие эти предметы и последовательно выкладывает их на специальном планшете.
2 этап: С/ ролевая игра «Куклы завтракают»
Воспитатель предлагает накормить кукол завтраком
Игра проходит под наблюдением воспитателя (коррекция последовательности игровых действий) В процессе игры воспитатель побуждает детей во время общения использовать вежливые слова, учит уступать друг другу, не ссориться, называть друг друга по имени.
Музыкально – двигательные упражнения:
Хоровод
Пошел котик на Торжок
Купил котик пирожок
Пошел котик на улочку
Купил котик булочку
Самому ли съесть
Или Машеньке снесть
Я и сам укушу
Я и Машеньке снесу!
Заключительный этап:
- Отдохнули, теперь давайте проверим, какие продукты мы с вами знаем
Д/ игра «Угадай по вкусу» (упражняем в дифференциации продуктов питания по вкусовым качествам )
Ребенок с завязанными глазами откусывает продукт, узнает его и выбирает пиктограмму, соответствующую этому продукту.
Рефлексия:
Вместе с детьми вспоминаем все, что делали на занятии. Воспитатель отмечает работу каждого и хвалит всех за активность и старание.
Составила и провела Ильчуркина В. В.
Список литературы.
Баряева Л. Б. Знакомимся с окружающим миром: пособие для занятий с детьми дошкольного возраста/ Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. М.: Дрофа, 2007.
Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду. Для детей 3-4 лет/ Н. В. Рыжова. – Ярославль: Академия развития, 2008.
Занятие по ознакомлению с окружающим
и развитию речи.
Тема занятия: времена года (сравнение признаков зимы и лета)
Цель занятия: формирование необходимых для жизни социально значимых навыков, игрового взаимодействия, развития речи, эмоциональное развитие.
Задачи.
Образовательная:
закрепить представления детей о признаках зимы и лета
- продолжать уточнять понимание знака-символа
- формировать умение подбирать группу пиктограмм по заданному признаку
- продолжать формировать умение составлять описательный рассказ по картинке с использованием пиктограмм.
Коррекционно – развивающая:
- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы (продолжать формировать умение доводить начатое дело до конца)
Воспитательная:
- учить детей в процессе общения говорить слова: спасибо, пожалуйста
Возрастная направленность занятия: уровень развития 2-3 года.
Наглядно-дидактический материал: пейзажные картинки зима, лето; сюжетная картинка лето; пиктограммы.
Оборудование: оценочные смайлики (хорошо, подумай, не балуйся), сумочки-дневники под смайлики.
Ход занятия.
Организационный момент (работа с интерактивной доской – закрепление представлений о режимных моментах и природных явлениях).
Воспитатель: Давайте посмотрим с вами: что мы делали? (ребенок показывает пиктограмму с изображением предыдущего режимного момента).
-Что мы будем делать сейчас? (ребенок показывает пиктограмму с изображением предстоящего режимного момента).
- А что мы будем делать после занятия? (ребенок показывает пиктограмму с изображением последующего режимного момента).
- Еще мы с вами наблюдаем за погодой. Давайте посмотрим в окно и отметим, какая сегодня на улице погода. (ребенок выставляет на интерактивной доске пиктограммы с соответствующими погодными явлениями).
-Молодцы. (воспитатель дает поощрительные смайлики детям, которые участвовали в работе).
Коррекционно-развивающий блок.
1 этап:
Закрепление представлений о временах года
- Давайте посмотри с вами на эти красивые фотографии и с помощью своих карточек вы мне скажете, какое время года изображено на каждой из картинок. ( дети выбирают пиктограммы соответствующие каждому времени года)
Уточнение понимания знака-символа.
- В каждом времени года есть свои природные явления, но прежде чем мы с вами будем рассказывать об этом, давайте поиграем.
Д/ игра «Я назову, а ты покажи»
(Воспитатель называет явления природы, а дети показывают пиктограммы с соответствующими изображениями).
Подбор группы пиктограмм по заданному признаку.
- А теперь мы расскажем, какие природные явления бывают в разное время года.
Д/ игра «Когда это бывает»
(Воспитатель показывает одну из предложенных ранее фотографий с изображением времени года, а дети выбирают из общей массы пиктограмм те, которые соответствуют этому времени года).
- Почему же так бывает, какое самое главное изменение происходит в природе и меняются времена года? (воспитатель вместе с детьми делает вывод, что самое главное - это греет солнышко или нет)
В процессе работы за правильные ответы воспитатель хвалит детей и дает им поощрительные смайлики.
- Вы очень хорошо поработали, и теперь пришло время отдохнуть.
Музыкально – двигательные упражнения.
- Сейчас на волшебном паровозике мы поедем с вами на чудесную полянку.
(звучит музыка из м/ фильма «Дед Мороз и лето»)
Под песенку Деда Мороза из мультфильма «Дед Мороз и лето» дети выполняют ритмические упражнения за воспитателем.
2 этап:
Составление описательного рассказа по сюжетной картинке «Лето» с использованием пиктограмм.
- Пока мы играли на чудесной полянке, на доске появилась вот такая замечательная картинка. Давайте с помощью наших карточек расскажем, что на ней изображено.
( дети в специально подготовленные кармашки последовательно выкладывают пиктограммы, соответствующие данной сюжетной картинке ).
Заключительный этап:
Воспитатель отмечает работу каждого ребенка, побуждая эмоционально реагировать на успехи свих друзей остальных детей.
- Давайте посмотрим на заработанных вами веселых человечков. Посмотрите, как их много. Значит, сегодня на занятии вы все работали очень хорошо.
Рефлексия:
Вместе с детьми вспомнить все, что мы делали на занятии и похвалить всех за старательную и активную работу
Составила и провела: Ильчуркина В. В.
Список литературы.
Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разраб./ Л. Г. Нуриева. Изд. 6-е. М.: Теревинф, 2012.
Фрост, Лори. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (РЕСS): руководство для педагогов/ Лори Фрост и Энди Бонди. М.: Теревинф, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование пиктограмм в работе с «неговорящими» детьми с ОВЗ».
В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно их социализация в современном мире через привитие им норм социально-адекв...
использование пиктограмм в работе
роль пиктограмм в жизни человека, а особенно в жизни безречевого ребенка...
Конспект логопедического занятия. «Различение неречевых звуков окружающей действительности».
Конспект логопедического занятия....
Использование пиктограмм в работе с детьми с ОВЗ
В работе с детьми с ОВЗ выбор методов и приёмов воздействия диктуется необходимостью комплексного решения целого ряда задач в обучении и развитии детей.Одним из таких универсальных многофу...
Статья "Использование пиктограмм для развития связной речи"
Коррекционная педагогика...
Использование пиктограмм в обучении
Пиктограммы в обучении....
Занятия с неречевыми детьми
Как заниматья дома сребенком, который не говорит...