«Использование пиктограмм в работе с «неговорящими» детьми с ОВЗ».
статья на тему
В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно их социализация в современном мире через привитие им норм социально-адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, повышение уровня коммуникативной компетентности. Но при реализации данных задач педагоги часто сталкиваются с трудноразрешимыми проблемами: отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности в таком общении, обусловленное узостью социальных контактов, неадекватной самооценкой, неадекватным восприятием других людей, а также часто и грубое системное недоразвитие речи, которая в ряде случаев не возникает и почти не развивается в течение нескольких лет. Это так называемые «безречевые» дети. Одним из способов развития «коммуникативной» функции у детей с ОВЗ являются невербальные средства коммуникации (пиктограммы). Необходимо обучать детей правильному использованию имеющихся дословесных средств, появлению новых знаков, развитию их функционального содержания. И обучение должно быть построено таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khaybullina_statya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Хайбуллина Альбина Асафовна учитель классов ГУО
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 75»
«Использование пиктограмм в работе с «неговорящими» детьми с ОВЗ».
В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно их социализация в современном мире через привитие им норм социально-адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, повышение уровня коммуникативной компетентности. Но при реализации данных задач педагоги часто сталкиваются с трудноразрешимыми проблемами: отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности в таком общении, обусловленное узостью социальных контактов, неадекватной самооценкой, неадекватным восприятием других людей, а также часто и грубое системное недоразвитие речи, которая в ряде случаев не возникает и почти не развивается в течение нескольких лет. Это так называемые «безречевые» дети.
Но неоспорима необходимость развития «речевой коммуникации» у детей с ОВЗ, так как это:
- является фактором развития личности;
- играет важную роль в когнитивном и эмоциональном развитии;
- необходимо для своевременной и успешной социализации данной категории детей в обществе.
Дети с ОВЗ имеют грубое системное недоразвитие речи и представляют собой полиморфный контингент. Людмилой Михайловной Шипициной выделено было три уровня развития речи:
- «безречевые» дети;
- дети, пользующиеся лепетными словами и словосочетаниями;
- дети, у которых имеется бытовой словарь и фразовая речь.
Все чаще в составе первых классов коррекционных школ обнаруживается группа «безречевых» детей:
- дети с полным отсутствием голосовой активности;
- дети, у которых имеется звуковая или минимальная звуко-слоговая активность;
- дети способные к сопряженному и отраженному повторению слогов и слов при отсутствии общеупотребительной речи.
Но, не смотря на то, что данная категория детей является полиморфной, можно выделить основные характерные черты личности:
- отсутствие мотивации к общению;
- неумение ориентироваться в ситуации;
- разлаженность в поведении;
- негибкость в контактах;
- повышенная эмоциональная истощаемость.
Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.
Таким образом, речь детей не обеспечивает в полной форме «коммуникативную» функцию. А как писала Людмила Михайловна Шипицина: «люди, не владеющие вербальной речью, находятся в чрезвычайно зависимом положении. Они чаще всего лишены возможности предъявить свои требования. Опасно, если человек к этому привыкнет. Ребенок, подросток, а затем и взрослый человек или превратиться в покорного, послушного человека, не способного реализовать ни одного из своих желаний, не верящего в себя, в свою ценность и значимость, или стать агрессивным – от того, что его не понимают, что он лишен права принятия решений, права выбора».
Одним из способов развития «коммуникативной» функции у детей с ОВЗ являются невербальные средства коммуникации. Необходимо обучать детей правильному использованию имеющихся дословесных средств, появлению новых знаков, развитию их функционального содержания. И обучение должно быть построено таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. Но есть такая категория детей, которые не овладеют словесными средствами коммуникации, в таком случае использование невербальных средств общения может стать обходным путем в организации и успешной социализации детей.
К невербальным средствам общения относятся:
- жесты;
- мимика;
- система символов (пиктограммы).
Человеческое общение осуществляется либо через произнесенное слово, а в случаи, когда ребенок «безречевой», при помощи еще и мимики, жестов или с использованием картинок символов.
Жесты и мимика могут показать и выразить какое то эмоциональное состояние человека, но также они могут нести в себе и другую информацию. Поэтому они бывают разные:
- условные;
- указывающие;
- подчеркивающие;
- показывающие;
- эмоциональные.
Одной из задач обучения «безречевых» детей научиться пользоваться системой жестов и мимикой в повседневной жизни. Начиная от самой доступной формы выражать свои потребности, например, знак согласия и отрицания. Естественная жестикуляция может помочь данной категории детей в трудной ситуации или для выражения своих потребностей, желаний или просьбы.
Для большинства лиц с умеренными или тяжелыми нарушениями в развитии в качестве средства общения может быть использована система пиктограмм.
Пиктограмма – знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Принцип пиктограмм широко применяется в нашем современном мире:
- международные знаки и символы, обозначающие виды спорта, а также дорожные знаки;
- для обозначения опасных веществ и предметов;
- условные обозначения на ярлыках одежды и текстильных изделиях;
- система пиктограмм и символов на вокзалах или в аэропорту;
- на упаковке товаров;
- в системе знаков программ компьютера и тд.
Иными словами, чтобы ребенку было легче социализироваться в обществе, мы должны их познакомить с основными и необходимыми для него пиктограммами и символами, а для детей «безречевых» - это может стать также одним из способов общения с окружающими людьми.
Таким образом, пиктограммы могут использоваться в таких качествах:
- как средство временного общения, для сохранения у ребенка мотивации и желания общаться;
- как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить в будущем;
- как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий);
- как подготовительный этап к усвоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения);
- как средство развития и коррекции высших психических функций (память, внимание, мышлении).
Вся система пиктограмм можно поделить на следующие разделы:
- Я - ребенок;
- Ребенок и явления природы;
- Ребенок в семье;
- Ребенок и мир животных;
- Ребенок и его игрушки;
- Ребенок и мир растений;
- Ребенок и его дом;
- Ребенок в школе.
Каждая серия состоит из системы символов, изображающими предметы, действия с предметами, признаками предметов.
Таким образом, содержание каждой серии обеспечивает ребенку возможность вступать в общение дома, в детском саду, классе, разнообразных ситуациях повседневной жизни.
В ходе работы пиктограммы размещаются в отдельные коммуникативные таблицы, в коммуникативные тетради. С пиктограммами знакомятся все учащиеся, независимого от того, могут они говорить или нет, так как очень важно, чтобы не только педагог общался с «неговорящим» ребенком, но и другие ученики.
Коммуникативные карточки, таблицы или тетради составляются индивидуально для каждого ученика, нуждающихся в них. Количество используемых символов может увеличиваться по мере усвоения их значений, причем этот круг расширяется в направлении от символов, обозначающих жизненно необходимые понятия (туалет, пить, больно, плохо, холодно), к символам самых разнообразных вещей, входящих в круг интересов ребенка или подростка.
Данную работу можно использовать для коррекционно-педагогической работы с «неговорящими» детьми, детьми, имеющими речевое недоразвитие, детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы, испытывающими коммуникативные трудности, детьми с выраженными нарушениям интеллектуальной деятельности.
Таким образом, использование невербальных средств коммуникаций и обучение им детей с ОВЗ:
- вызывает у ребенка желание пользоваться речью;
- уточнять и пополнять пассивный и активный словарь;
- по возможности вводит в обиходный словарь хотя бы лепетные варианты названий предметов, наиболее распространенных глаголов, название основных цветов и признаков;
- создает базу для дальнейшего развития речи и познавательной деятельности ребенка;
- развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы;
А так же в ряде случаев компенсирует у «неговорящих» детей отсутствие полной речевой активности.
В итоге все это поможет детям с ОВЗ реализовать личные устремления, желания, занять активную жизненную позицию в сообществе людей, овладеть полезными умениями и навыками для успешной социализации в современном обществ
Список литературы:
1. Верещагина Н.В. Дифференциальная диагностика «безречевых» детей раннего возраста. / Н.В. Верещагина // Дошкольная педагогика.- 2010
2. Казанцева Е.В. Коррекционно-логопедическая работа с безречевыми учащимися с умеренной умственной отсталостью в специализированных классах в школе VIII вида /Е.В. Казанцева?? Актуальные проблемы логопедии в Удмуртской Республике: Научно – практический поиск инновационный подход: материалы научно-практической конференции ч. 1 08 – 09 декабря 2009г./Отв. Ред. Э.Б. Чиркова. – Ижевск, 2009. – с.94-98.
3. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с «безречевыми» детьми / С.-Петербург: Союз, 2011.-165 с.
4. Степина О.С. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития на основе учебного взаимодействия: Дисс. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2009.-170 с.
5. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителей / С.-Петербург: Союз, 2003.-336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа с неговорящими детьми в специальных классах
В статье рассматривается содержание логопедической работы с учащимися, имеющими системное недоразвитие речи тяжелой степени....
Из опыта работы по ипользованию сказки в логопедической работе с неговорящими детьми дошкольного возраста.
В статье раскрываются эффективные приемы использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с неговорящими дошкольниками....
Игровые упражнения в работе с неговорящими детьми
С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним д...
Советы воспитателю при работе с неговорящими детьми
Показаны методы и приёмы работы с неговорящими детьми в группе....
Использование пиктограмм в работе с детьми с ОВЗ
В работе с детьми с ОВЗ выбор методов и приёмов воздействия диктуется необходимостью комплексного решения целого ряда задач в обучении и развитии детей.Одним из таких универсальных многофу...
Использование технологии альтернативной коммуникации в работе с неговорящими детьми с ТМНР и РАС
КОММУНИКАЦИЯ- это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприя...
Технологии альтернативной коммуникации в работе с неговорящими детьми с ТМНР и РАС (из опыта работы педагогов)
Общение – понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут...