использование пиктограмм в работе
методическая разработка на тему
роль пиктограмм в жизни человека, а особенно в жизни безречевого ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
piktogrammy.docx | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе к детям с выраженными формами интеллектуальной недостаточности – детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (по МКБ – 10: F71, F72). В ходе обучения данной категории учащихся школ VIII вида решаются следующие задачи: поиск путей их возможной социализации через привитие норм социально-адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, повышение уровня коммуникативной компетентности (Людмила Борисовна Баряева, Ирина Магомедовна Бгажнокова, Александр Рувимович Маллер, Елена Антоновна Стребелева, Людмила Михайловна Шипицина, Галина Викторовна Цикото). И решение одной из задач не возможно без решения остальных. Таким образом, они взаимосвязаны и перетекают одна в другую.
При социализации лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью трудноразрешимыми проблемами являются: отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности в таком общении, обусловленная узостью социальных контактов, неадекватная самооценка и неадекватное восприятие других людей.
В целом вводимое мною понятие «речевая коммуникация», «общение» рассматривается как явление не только сугубо речевое. Раскрывая и затрагивая сущность этих понятий, предполагается в их внутренней структуре два компонента. С одной стороны, владение ребенком определенными личностными качествами, необходимыми для полноценной реализации общения, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями коммуникативной ситуации и особенностями партнера по общению; с другой стороны – это владение речью как средством общения. И если один из компонентов (или оба одновременно) в силу определенных причин недоразвит, мы говорим о том, что ребенок нуждается в специально организованной коррекционно-педагогической помощи по формированию речевой коммуникации.
В таких случаях нарушение в сфере общения сказываются на развитии личности. Искажено представление детей о себе, затруднено осознание ребенком себя как личности, что ведет к трудностям налаживания межличностных отношений и осложняется процесс адаптации такого ребенка в школе, в последующем в обществе, а также усвоение им программного материала.
Немаловажной составляющей рассматриваемой проблемы является грубое системное недоразвитие речи в структуре дефекта при умеренной и тяжелой умственной отсталости. Характер недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития, в ряде тяжелых случаев речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые «безречевые» дети, которые среди тяжело умственно отсталых детей составляют 20 – 25% (Л. М. Шипицина 2004).
Поэтому необходимо развивать «речевую коммуникацию» у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, так как это:
- необходимый фактор развития личности;
- играет важную роль в когнитивном (развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика) и эмоциональном развитии;
- необходимо для своевременной и успешной социализации данной категории детей в обществе.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют грубое системное недоразвитие речи и представляют собой полиморфный контингент. Людмила Михайловна Шипицына выделяет три уровня сенсорного недоразвития:
- К первому уровню отнесены дети, непонимающие речи посторонних людей, но воспринимающие речь ближайшего окружения.
- Второй уровень сенсорного недоразвития имеют дети, понимающие речь окружающих в виде коротких фраз.
- К третьему уровню отнесены дети, воспринимающие речь, но не понимающие сложные речевые конструкции и тексты.
Ограниченное понимание обращенной речи затрудняет установление первичного контакта. И при установлении контакта, он не продолжительный.
Особенности развития активной речи у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью также разнородны по степени тяжести проявления. Людмилой Михайловной Шипициной выделено три уровня развития речи:
- «безречевые» дети;
- дети, пользующиеся лепетными словами и словосочетаниями;
- дети, у которых имеется бытовой словарь и фразовая речь.
Все чаще в составе первых классов коррекционных школ обнаруживается группа «безречевых» детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Данная группа составляет 20 - 25% среди детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости и является разнородной по своему составу:
- дети с полным отсутствием голосовой активности;
- дети, у которых имеется звуковая или минимальная звуко-слоговая активность;
- дети способные к сопряженному и отраженному повторению слогов и слов при отсутствии общеупотребительной речи.
Но, не смотря на то, что данная категория детей является полиморфной, можно выделить основные характерные черты личности:
- отсутствие мотивации к общению;
- неумение ориентироваться в ситуации;
- разлаженность в поведении;
- негибкость в контактах;
- повышенная эмоциональная истощаемость.
Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.
Таким образом, речь детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости не обеспечивает в полной форме «коммуникативную» функцию. А как писала Людмила Михайловна Шипицина: «люди, не владеющие вербальной речью, находятся в чрезвычайно зависимом положении. Чаще всего инициатива коммуникации принадлежит не им. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого причину, желание или время. Обычно контакты ограничиваются лишь удовлетворением жизненно важных потребностей (сводить в туалет, переодеть, накормить, напоить, поменять положение, вывести на прогулку). В связи с тем, что понять «неговорящего» ребенка очень трудно, он чаще всего лишен возможности предъявить свои требования. Опасно, если человек к этому привыкнет. Ребенок, подросток, а затем и взрослый человек или превратиться в покорного, послушного человека, не способного реализовать ни одного из своих желаний, не верящего в себя, в свою ценность и значимость, или стать агрессивным – от того, что его не понимают, что он лишен права принятия решений, права выбора». (Л.М. Шипицины ««Необучаемые» ребенок в семье и в обществе» С-Петербург 2005 год с. 146 – 477) До недавнего времени таким детям не оказывались образовательные услуги. Им ставился диагноз «необучаемый» и они находились в семье. В настоящие время и данную категорию детей обучают и довольно продуктивно, используя разнообразные средства невербальной коммуникации.
Невербальные средства коммуникации являются ведущими в общении у «безречевых» детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Возникает необходимость обучать детей правильному использованию имеющихся дословесных средств, появлению новых знаков, развитию их функционального содержания. И обучение должно быть построено таким образом, чтобы невербальные средств стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. Но есть такая категория детей, которые не овладеют словесными средствами коммуникации, в таком случае использование невербальных средств общения может стать обходным путем в организации и успешной социализации детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.
Невербальная коммуникация - это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.
К невербальным средствам общения с людьми, у которых имеются нарушения интеллекта, относятся:
- жесты;
- мимика;
- система символов (пиктограммы).
Человеческое общение осуществляется либо через произнесенное слово, а в случаи, когда ребенок «безречевой», при помощи еще и мимики, жестов или с использованием картинок символов.
Роль мимики, как средство невербального общения, очень значима, «так как неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение с другими людьми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности. Способность выражать свои мысли и чувства посредством мимики может заменить обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволяет лучше понимать своего собеседника и привносить определенную живость в общении друг с другом» (Л.М. Шипицына).
(Мимика без слов может сообщить много информации, например, улыбка сообщает то, что у ребенка хорошее настроение, он радуется, его ничего не беспокоит, а сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу – сердится, либо тоже самое «безречевой» ребенок может понять по лицу своего собеседника). Но чаще всего у детей с нарушением интеллекта встречается бедная пантомимика, и они не в состоянии выразить свое эмоциональное состояние или его понять, вследствие чего этому нужно обучать данную категорию детей.
Жесты, как и мимика, могут показать и выразить какое то эмоциональное состояние человека. но также они могут нести в себе и другую информацию. Поэтому жесты бывают разные:
- условные;
- указывающие;
- подчеркивающие;
- показывающие;
- эмоциональные.
Одной из задач обучения «безречевых» детей научиться пользоваться системой жестов в повседневной жизни. Начиная от самой доступной формы выражать свои потребности, например, знак согласия и отрицания, с помощью движения головы или с помощью других посильных ему движений. Естественная жестикуляция может помочь данной категории детей в трудной ситуации (обратить на себя внимание – помахиванием руки) или для выражения своих потребностей, желаний или просьбы.
Для большинства лиц с умеренными или тяжелыми нарушениями интеллекта, а также комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использована система пиктограмм.
Пиктограмма – знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Пиктографическое письмо (рисуночное письмо) – отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запонимания, известно со времен неолита (2 тыс. лет до н. э.) – наскальная живопись.
Принцип пиктограмм до сих пор применяет широко и в нашем современном мире:
- международные знаки и символы, обозначающие виды спорта, а также дорожные знаки;
- для обозначения опасных веществ и предметов;
- условные обозначения на ярлыках одежды и текстильных изделиях;
- система пиктограмм и символов на вокзалах или в аэропорту;
- на упаковке товаров;
- в системе знаков программ компьютера и тд.
Иными словами, чтобы ребенку было легче социализироваться в обществе, мы должны их познакомить с основными и необходимыми для него пиктограммами и символами, а для детей «безречевых» - это может стать также одним из способов общения с окружающими людьми.
Таким образом, пиктограммы могут использоваться в таких качествах:
- как средство временного общения, для сохранения у ребенка мотивации и желания общаться;
- как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить в будущем;
- как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий);
- как подготовительный этап к усвоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения);
- как средство развития и коррекции высших психических функций (память, внимание, мышлении).
Методика «Пиктограмм» была разработана в начале 30-х годов 20 века (1935 г. Л.С. Выготский) и использовалась в психологических исследованиях для изучения индивидуальных и возрастных особенностей человека, для определения психологического типа личности.
Немецким специалистом Райнхольдом Лёбом (1985-1994) была разработана такая система, как вступление в коммуникацию с не умеющими говорить умственно отсталыми людьми. Эта система охватывает 60 символов с напечатанными рисунками значениями слов.
В системе выделяются следующие разделы:
- общие знаки взаимопонимания;
- слова, обозначающие качества;
- сообщение о состоянии здоровья;
- посуда, продукты питания;
- предметы домашнего обихода;
- личная гигиена;
- игры и занятия;
- религия;
- чувства;
- работа и отдых.
С помощью разработанной системы знаков, у человека появлялась возможность общаться с другими людьми.
Также есть система пиктограмм для детей, страдающих речевым недоразвитием, разработанная Баряевой Людмилой Борисовной, Логиновой Екатериной Тофиковной, Лопатиной Людмилой Владимировной, которую я использую в работе с «неговорящими» детьми, а также с детьми с умеренной степенью умственной отсталости для развития речи.
В системе данных пиктограмм выделяются следующие разделы:
- Я - ребенок;
- Ребенок и явления природы;
- Ребенок в семье;
- Ребенок и мир животных;
- Ребенок и его игрушки;
- Ребенок и мир растений;
- Ребенок и его дом;
- Ребенок в школе.
Каждая серия состоит из системы пиктограмм, изображающими предметы (на голубом фоне), действия с предметами (на красном фоне), признаками предметов (на зеленом фоне). Чаще такие цвета и встречаются в окружающем ребенка социальном мире.
Таким образом, содержание данной серии пиктограмм обеспечивает ребенку возможность вступать в общение дома, в детском саду, классе, разнообразных ситуациях повседневной жизни.
В ходе работы можно размещать пиктограммы в отдельные коммуникативные таблицы, в коммуникативные тетради. С пиктограммами знакомятся все учащиеся, независимого от того, могут они говорить или нет, так как очень важно, чтобы не только педагог общался с «неговорящим» ребенком, но и другие ученики. И если с помощью пиктограмм ребенок сможет общаться со своими товарищами, это будет самым большим достижением.
Коммуникативные карточки, таблицы или тетради составляются индивидуально для каждого ученика, нуждающихся в них. Количество используемых символов может увеличиваться по мере усвоения их значений, причем этот круг расширяется в направлении от символов, обозначающих жизненно необходимые понятия (туалет, пить, больно, плохо, холодно), к символам самых разнообразных вещей, входящих в круг интересов ребенка или подростка.
Таким образом, данную систему работы можно использовать для коррекционно-педагогической работы с «неговорящими» детьми, детьми, имеющими речевое недоразвитие, детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы, испытывающими коммуникативные трудности, детьми с выраженными нарушениям интеллектуальной деятельности.
Таким образом, использование метода пиктограмм:
- вызывает у ребенка желание пользоваться речью;
- уточнять и пополнять пассивный и активный словарь;
- по возможности вводит в обиходный словарь хотя бы лепетные варианты названий предметов, наиболее распространенных глаголов, название основных цветов и признаков;
- создает базу для дальнейшего развития речи и познавательной деятельности ребенка;
- развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для неречевых детей с использованием пиктограмм
С помощю пиктограмм общение с окружающими людьми становится более доступным для "особого" ребенка и возможным развития приобретенных вербальных навыков....
«Использование ИКТ в работе учителя физической культуры специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VII вида» (из опыта работы).
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физиче...
«Использование пиктограмм в работе с «неговорящими» детьми с ОВЗ».
В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно их социализация в современном мире через привитие им норм социально-адекв...
Использование пиктограмм в работе с детьми с ОВЗ
В работе с детьми с ОВЗ выбор методов и приёмов воздействия диктуется необходимостью комплексного решения целого ряда задач в обучении и развитии детей.Одним из таких универсальных многофу...
Выступление по теме "Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения с преимущественным использованием информационных технологий на уроках истории и обществознания"
Выступлении на РМО учителей истории и обществознания...
Статья "Использование пиктограмм для развития связной речи"
Коррекционная педагогика...
Использование пиктограмм в обучении
Пиктограммы в обучении....