Использование пиктограмм в обучении
статья

Акимова Наталья Федоровна

 Пиктограммы в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование пиктограмм в обучении глухих учащихся.

Пиктограмм - это рисунок, чаще всего максимально прощенный, имеющий понятный смысл. Применяется вместо надписей, указателей и инструкций, когда их смысл необходимо донести до людей вне зависимости от языка.

Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук ( в начале, в середине или в конце), схемы предложения- определять количество слов. Развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.

Широко известно, что в основе обучения глухих детей языку лежит познание как процесс отражения предметов и явлений реального мира. Их закономерных связей. Поскольку в нашей школе обучаются дети, имеющие в анамнезе не только задержку психического развития, но и целый комплекс различных нарушений, овладение языком и речью сопряжено с большими трудностями. Педагоги школы и я, в частности, ищем пути преодоления этих трудностей. Так возникла система сигнальных карт (пиктограмм), которую я постоянно использую на уроках.

С первых уроков я начала использовать простейшие сигнальные карты, обозначающие следующие действия: «слушать, говорить, читать, считать».

На уроке перед учеником ставилась цель: «Сейчас будем говорить. Говори хорошо» и вывешивалась сигнальная карта.

Во время работы над развитием слухового восприятия, когда слова давались ребенку за экраном, учитель давал установку: «Будем слушать» и вывешивалась соответствующая сигнальная карта.

Сигнальные карты используются и при отчете о проделанной работе.

Учитель спрашивает: «Что мы делали?» и   показывает ученику сигнальную карту и или ученик сам находит ее. «Я слушал и говорил».

Постепенно ученик начал понимать смысл нужных им для работы действий и работал по аналогии.

Помимо карточек с изображением действий я считаю удобным использовать в работе с первых дней обучения сигнальных знаков, изображающих:

- восклицательный знак,

-руку.

Восклицательный знак мною используется при проведении организационного момента на уроке, когда нужно собрать внимание ученика, чтобы он не отвлекался и смотрел на учителя.

Сигнальный знак, изображающий руку, я использую в тех случаях, когда вижу, что ученик не дактилирует сопряженно со мной, т.е. знак также нужен для организации четкой и правильной работы на уроке.

Применение на уроках сигнальных карт целесообразно применять не только на ранних стадиях обучения глухих детей с задержкой психического развития. После того, как дети овладеют пониманием и научатся самостоятельно называть простейшие действия, можно использовать следующие приемы применения сигнальных карт:

  1. Учитель озвучивает план урока. Например,:

 «Сначала будем слушать и говорить.

Потом будем отвечать на вопросы.

Затем будем решать примеры».

После этого учитель предлагает ученику подобрать нужные сигнальные карты в определенном порядке.

2.Хорошо использовать пиктограммы при выполнении поручений:

Дай. Возьми. Попроси. Убери. Напиши.

 

Открой книгу, тетрадь. Закрой книгу, тетрадь.

Ученик находит нужную пиктограмму и выполняет действие.

  1. Такая же работа проводится и с отчетом о выполнении поручения.

Я взял, открыл, закрыл, убрал, написал.

Также пиктограммы помогают обогащению словаря учащихся.

При работе над математическим материалом одна карта обозначает решение примеров, а другая - решение задач. Т.е. несколько сигнальных карт могут обозначать одно и то же действие, но объект этих действий может быть разным.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что система сигнальных карт (пиктограмм) дает возможность компенсировать нарушение слухового анализатора помочь глухим школьникам с ЗПР и сложной структурой дефекта зрительно сориентироваться в этапах урока, в планировании деятельности и словесном оформлении своих действий.



Предварительный просмотр:

Использование пиктограмм в обучении глухих учащихся.

Пиктограмм - это рисунок, чаще всего максимально прощенный, имеющий понятный смысл. Применяется вместо надписей, указателей и инструкций, когда их смысл необходимо донести до людей вне зависимости от языка.

Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук ( в начале, в середине или в конце), схемы предложения- определять количество слов. Развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.

Широко известно, что в основе обучения глухих детей языку лежит познание как процесс отражения предметов и явлений реального мира. Их закономерных связей. Поскольку в нашей школе обучаются дети, имеющие в анамнезе не только задержку психического развития, но и целый комплекс различных нарушений, овладение языком и речью сопряжено с большими трудностями. Педагоги школы и я, в частности, ищем пути преодоления этих трудностей. Так возникла система сигнальных карт (пиктограмм), которую я постоянно использую на уроках.

С первых уроков я начала использовать простейшие сигнальные карты, обозначающие следующие действия: «слушать, говорить, читать, считать».

На уроке перед учеником ставилась цель: «Сейчас будем говорить. Говори хорошо» и вывешивалась сигнальная карта.

Во время работы над развитием слухового восприятия, когда слова давались ребенку за экраном, учитель давал установку: «Будем слушать» и вывешивалась соответствующая сигнальная карта.

Сигнальные карты используются и при отчете о проделанной работе.

Учитель спрашивает: «Что мы делали?» и   показывает ученику сигнальную карту и или ученик сам находит ее. «Я слушал и говорил».

Постепенно ученик начал понимать смысл нужных им для работы действий и работал по аналогии.

Помимо карточек с изображением действий я считаю удобным использовать в работе с первых дней обучения сигнальных знаков, изображающих:

- восклицательный знак,

-руку.

Восклицательный знак мною используется при проведении организационного момента на уроке, когда нужно собрать внимание ученика, чтобы он не отвлекался и смотрел на учителя.

Сигнальный знак, изображающий руку, я использую в тех случаях, когда вижу, что ученик не дактилирует сопряженно со мной, т.е. знак также нужен для организации четкой и правильной работы на уроке.

Применение на уроках сигнальных карт целесообразно применять не только на ранних стадиях обучения глухих детей с задержкой психического развития. После того, как дети овладеют пониманием и научатся самостоятельно называть простейшие действия, можно использовать следующие приемы применения сигнальных карт:

  1. Учитель озвучивает план урока. Например,:

 «Сначала будем слушать и говорить.

Потом будем отвечать на вопросы.

Затем будем решать примеры».

После этого учитель предлагает ученику подобрать нужные сигнальные карты в определенном порядке.

2.Хорошо использовать пиктограммы при выполнении поручений:

Дай. Возьми. Попроси. Убери. Напиши.

 

Открой книгу, тетрадь. Закрой книгу, тетрадь.

Ученик находит нужную пиктограмму и выполняет действие.

  1. Такая же работа проводится и с отчетом о выполнении поручения.

Я взял, открыл, закрыл, убрал, написал.

Также пиктограммы помогают обогащению словаря учащихся.

При работе над математическим материалом одна карта обозначает решение примеров, а другая - решение задач. Т.е. несколько сигнальных карт могут обозначать одно и то же действие, но объект этих действий может быть разным.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что система сигнальных карт (пиктограмм) дает возможность компенсировать нарушение слухового анализатора помочь глухим школьникам с ЗПР и сложной структурой дефекта зрительно сориентироваться в этапах урока, в планировании деятельности и словесном оформлении своих действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для неречевых детей с использованием пиктограмм

С помощю пиктограмм общение с окружающими людьми становится более доступным для "особого" ребенка и возможным развития приобретенных вербальных навыков....

Разработка урока с использованием проблемного метода обучения в 7 классе к УМК "New Millennium English". «Использование настоящего совершенного длительного времени".

Цель данного урока: ознакомить учащихся с Настоящим Совершенным длительным временем в процессе решения проблемной ситуации....

«Использование пиктограмм в работе с «неговорящими» детьми с ОВЗ».

В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно их социализация в современном мире через привитие им норм социально-адекв...

Использование элементов дистанционного обучения при использовании системы СИНТЕЗ для контроля знаний учащихся по химии

Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и оценка знаний учащихся. Действительно, проверка и оценка зн...

использование пиктограмм в работе

роль пиктограмм в жизни человека, а особенно в жизни безречевого ребенка...

Использование пиктограмм в работе с детьми с ОВЗ

В работе с детьми с ОВЗ выбор методов и приёмов воздействия диктуется необходимостью  комплексного решения целого ряда задач в обучении и развитии  детей.Одним из таких универсальных многофу...