Использование пиктограмм в обучении
статья
Пиктограммы в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_piktogramm_v_obuchenii.doc | 136 КБ |
ispolzovanie_piktogramm_v_obuchenii.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование пиктограмм в обучении глухих учащихся.
Пиктограмм - это рисунок, чаще всего максимально прощенный, имеющий понятный смысл. Применяется вместо надписей, указателей и инструкций, когда их смысл необходимо донести до людей вне зависимости от языка.
Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук ( в начале, в середине или в конце), схемы предложения- определять количество слов. Развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.
Широко известно, что в основе обучения глухих детей языку лежит познание как процесс отражения предметов и явлений реального мира. Их закономерных связей. Поскольку в нашей школе обучаются дети, имеющие в анамнезе не только задержку психического развития, но и целый комплекс различных нарушений, овладение языком и речью сопряжено с большими трудностями. Педагоги школы и я, в частности, ищем пути преодоления этих трудностей. Так возникла система сигнальных карт (пиктограмм), которую я постоянно использую на уроках.
С первых уроков я начала использовать простейшие сигнальные карты, обозначающие следующие действия: «слушать, говорить, читать, считать».
На уроке перед учеником ставилась цель: «Сейчас будем говорить. Говори хорошо» и вывешивалась сигнальная карта.
Во время работы над развитием слухового восприятия, когда слова давались ребенку за экраном, учитель давал установку: «Будем слушать» и вывешивалась соответствующая сигнальная карта.
Сигнальные карты используются и при отчете о проделанной работе.
Учитель спрашивает: «Что мы делали?» и показывает ученику сигнальную карту и или ученик сам находит ее. «Я слушал и говорил».
Постепенно ученик начал понимать смысл нужных им для работы действий и работал по аналогии.
Помимо карточек с изображением действий я считаю удобным использовать в работе с первых дней обучения сигнальных знаков, изображающих:
- восклицательный знак,
-руку.
Восклицательный знак мною используется при проведении организационного момента на уроке, когда нужно собрать внимание ученика, чтобы он не отвлекался и смотрел на учителя.
Сигнальный знак, изображающий руку, я использую в тех случаях, когда вижу, что ученик не дактилирует сопряженно со мной, т.е. знак также нужен для организации четкой и правильной работы на уроке.
Применение на уроках сигнальных карт целесообразно применять не только на ранних стадиях обучения глухих детей с задержкой психического развития. После того, как дети овладеют пониманием и научатся самостоятельно называть простейшие действия, можно использовать следующие приемы применения сигнальных карт:
- Учитель озвучивает план урока. Например,:
«Сначала будем слушать и говорить.
Потом будем отвечать на вопросы.
Затем будем решать примеры».
После этого учитель предлагает ученику подобрать нужные сигнальные карты в определенном порядке.
2.Хорошо использовать пиктограммы при выполнении поручений:
Дай. Возьми. Попроси. Убери. Напиши.
Открой книгу, тетрадь. Закрой книгу, тетрадь.
Ученик находит нужную пиктограмму и выполняет действие.
- Такая же работа проводится и с отчетом о выполнении поручения.
Я взял, открыл, закрыл, убрал, написал.
Также пиктограммы помогают обогащению словаря учащихся.
При работе над математическим материалом одна карта обозначает решение примеров, а другая - решение задач. Т.е. несколько сигнальных карт могут обозначать одно и то же действие, но объект этих действий может быть разным.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что система сигнальных карт (пиктограмм) дает возможность компенсировать нарушение слухового анализатора помочь глухим школьникам с ЗПР и сложной структурой дефекта зрительно сориентироваться в этапах урока, в планировании деятельности и словесном оформлении своих действий.
Предварительный просмотр:
Использование пиктограмм в обучении глухих учащихся.
Пиктограмм - это рисунок, чаще всего максимально прощенный, имеющий понятный смысл. Применяется вместо надписей, указателей и инструкций, когда их смысл необходимо донести до людей вне зависимости от языка.
Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук ( в начале, в середине или в конце), схемы предложения- определять количество слов. Развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.
Широко известно, что в основе обучения глухих детей языку лежит познание как процесс отражения предметов и явлений реального мира. Их закономерных связей. Поскольку в нашей школе обучаются дети, имеющие в анамнезе не только задержку психического развития, но и целый комплекс различных нарушений, овладение языком и речью сопряжено с большими трудностями. Педагоги школы и я, в частности, ищем пути преодоления этих трудностей. Так возникла система сигнальных карт (пиктограмм), которую я постоянно использую на уроках.
С первых уроков я начала использовать простейшие сигнальные карты, обозначающие следующие действия: «слушать, говорить, читать, считать».
На уроке перед учеником ставилась цель: «Сейчас будем говорить. Говори хорошо» и вывешивалась сигнальная карта.
Во время работы над развитием слухового восприятия, когда слова давались ребенку за экраном, учитель давал установку: «Будем слушать» и вывешивалась соответствующая сигнальная карта.
Сигнальные карты используются и при отчете о проделанной работе.
Учитель спрашивает: «Что мы делали?» и показывает ученику сигнальную карту и или ученик сам находит ее. «Я слушал и говорил».
Постепенно ученик начал понимать смысл нужных им для работы действий и работал по аналогии.
Помимо карточек с изображением действий я считаю удобным использовать в работе с первых дней обучения сигнальных знаков, изображающих:
- восклицательный знак,
-руку.
Восклицательный знак мною используется при проведении организационного момента на уроке, когда нужно собрать внимание ученика, чтобы он не отвлекался и смотрел на учителя.
Сигнальный знак, изображающий руку, я использую в тех случаях, когда вижу, что ученик не дактилирует сопряженно со мной, т.е. знак также нужен для организации четкой и правильной работы на уроке.
Применение на уроках сигнальных карт целесообразно применять не только на ранних стадиях обучения глухих детей с задержкой психического развития. После того, как дети овладеют пониманием и научатся самостоятельно называть простейшие действия, можно использовать следующие приемы применения сигнальных карт:
- Учитель озвучивает план урока. Например,:
«Сначала будем слушать и говорить.
Потом будем отвечать на вопросы.
Затем будем решать примеры».
После этого учитель предлагает ученику подобрать нужные сигнальные карты в определенном порядке.
2.Хорошо использовать пиктограммы при выполнении поручений:
Дай. Возьми. Попроси. Убери. Напиши.
Открой книгу, тетрадь. Закрой книгу, тетрадь.
Ученик находит нужную пиктограмму и выполняет действие.
- Такая же работа проводится и с отчетом о выполнении поручения.
Я взял, открыл, закрыл, убрал, написал.
Также пиктограммы помогают обогащению словаря учащихся.
При работе над математическим материалом одна карта обозначает решение примеров, а другая - решение задач. Т.е. несколько сигнальных карт могут обозначать одно и то же действие, но объект этих действий может быть разным.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что система сигнальных карт (пиктограмм) дает возможность компенсировать нарушение слухового анализатора помочь глухим школьникам с ЗПР и сложной структурой дефекта зрительно сориентироваться в этапах урока, в планировании деятельности и словесном оформлении своих действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для неречевых детей с использованием пиктограмм
С помощю пиктограмм общение с окружающими людьми становится более доступным для "особого" ребенка и возможным развития приобретенных вербальных навыков....
Разработка урока с использованием проблемного метода обучения в 7 классе к УМК "New Millennium English". «Использование настоящего совершенного длительного времени".
Цель данного урока: ознакомить учащихся с Настоящим Совершенным длительным временем в процессе решения проблемной ситуации....
«Использование пиктограмм в работе с «неговорящими» детьми с ОВЗ».
В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно их социализация в современном мире через привитие им норм социально-адекв...
Использование элементов дистанционного обучения при использовании системы СИНТЕЗ для контроля знаний учащихся по химии
Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и оценка знаний учащихся. Действительно, проверка и оценка зн...
использование пиктограмм в работе
роль пиктограмм в жизни человека, а особенно в жизни безречевого ребенка...
Использование пиктограмм в работе с детьми с ОВЗ
В работе с детьми с ОВЗ выбор методов и приёмов воздействия диктуется необходимостью комплексного решения целого ряда задач в обучении и развитии детей.Одним из таких универсальных многофу...
Статья "Использование пиктограмм для развития связной речи"
Коррекционная педагогика...