Использование пиктограмм в работе с детьми с ОВЗ
статья

Клементьева Светлана Васильевна

В работе с детьми с ОВЗ выбор методов и приёмов воздействия диктуется необходимостью  комплексного решения целого ряда задач в обучении и развитии  детей.

Одним из таких универсальных многофункциональных методов является использование в образовательном процессе пиктограмм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_piktogramm_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx749.04 КБ

Предварительный просмотр:

Использование пиктограмм в работе с детьми с ОВЗ.

Клементьева С.В. учитель – дефектолог

ГБДОУ № 14 компенсирующего вида

 Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Одна из наиболее актуальных проблем образования в настоящее время – организация совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и их нормально развивающихся сверстников. Интеграция предполагает адаптацию детей с ОВЗ в общую систему социальных отношений в рамках образовательной среды, в которую они помещаются, а также формирование у детей с проблемами в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общим учебным планом.

Согласно Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья авторов: Малофеева Н.Н., Никольской О.С., Кукушкиной О.И., Гончаровой Е.Л., дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. 

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Наш опыт работы в группе для детей с задержкой психического развития говорит о том, что на сегодняшний день контингент группы включает детей всех вышеперечисленных категорий.

ЗПР – это психолого-педагогическое определение одного из распространенных отклонений в психофизическом развитии детей. Причины этих отклонений обусловлены конституциональными, факторами, хроническими соматическими заболеваниями, органической недостаточностью центральной нервной системы, а также неблагоприятными социальными условиями воспитания. Для детей с ЗПР  характерны разные варианты сочетания дефицитарных функций с относительно сохранными, которые часто усугубляются снижением работоспособности,  недостаточностью мотивации познавательной деятельности, отсутствием произвольности в организации деятельности и инфантильными чертами личности  и поведения.

Традиционные методы не всегда оказываются эффективными в работе с такими детьми.

Поэтому в работе с детьми данной категории выбор методов и приёмов воздействия диктуется необходимостью  комплексного решения целого ряда задач в обучении и развитии  детей.

На наш взгляд, одним из таких универсальных многофункциональных методов, позволяющих опираться на наиболее сохранное у ребенка ЗПР развития наглядно-образное мышление, является использование в образовательном процессе пиктограмм.

Пиктограмма - (от латинского — рисовать и греческого — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Пиктография – это древнейший вид письменности, особенностью которого является то, что используемые в ней знаки никак не связаны со звучанием слова, а только выражают его значение.

В педагогике пиктограммы используются довольно давно. Впервые метод пиктограмм был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы. На основании различных видов восприятия формируются психические процессы (мышление), раскрывающие взаимосвязи между предметами и явлениями, благодаря чему, ребёнок сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения между данными, полученными через систему восприятия.  

Из этого следует что, вовлечение большего числа каналов восприятия информации  способствует  лучшему её анализу и систематизации.

Так, при работе с ребёнком с ОВЗ, зачастую имеющего  сниженный уровень развития всех компонентов психики,  опора на символы и знаки дает дополнительный ресурс для восприятия помимо, слухового внимания и памяти, необходимых для устного общения, помогает легче запоминать и способствует накоплению словаря и выстраиванию структуры фразы. Таким образом, невербальная коммуникация (пиктограммы) и развитие активной речевой способности дополняют друг друга.

При чтении пиктограмм дети получают возможность не только слышать, но видеть свою речь или речь педагога. По сложности этот вид деятельности является промежуточным меду отраженной речью и порождением самостоятельного высказывания.

    Пиктограммы могут служить в качестве   временного средства коммуникации для установления контакта и сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться. Применение в совместной деятельности с ребенком пиктограмм облегчает процесс общения, поддерживает его интерес к ситуации занятия, что позволяет педагогу закладывать предпосылки познавательного интереса воспитанников.

    Опыт работы показывает, что дети с разной структурой и степенью выраженности отклонений в развитии  в большинстве случаев живо и с интересом реагируют на задания, представленные им на языке символов.

   Кроме того, пиктограммы являются мощным средством активизации речевого развития детей с ЗПР. Благодаря тому, что данный метод позволяет точно дозировать нагрузку и  степень сложности предполагаемой речевой продукции ребенка, он может  использоваться на всех этапах коррекционной работы по развитию речи и подходит для детей всех уровней речевого развития.

В одних случаях, опора на символы снимает страх ребенка перед самостоятельным речевым высказыванием и позволяет овладевать элементарной фразой («Это я», «Я иду», «Я ем» и .т.п.) с последующим её распространением. (пример рис. 1)

            picture                               picturepicture                           picturepicture

Рисунок 1

В других  случаях пиктограммы становятся отличным средством формирования грамматического строя речи. «Чтение» ребенком таблиц с пиктограммами побуждает его строя фразу согласовывать между собой разные части, изменяя форму одного слова и словосочетаний в контексте. Дети учатся употреблять различные грамматические структуры на основе пиктограмм, читая и составляя «зашифрованные» предложения.

           picture                picture           

Рисунок 2.

 Использование пиктограмм позволяет расширять и уточнять словарный запас ребенка, а также способствует формированию обобщающих понятий и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Вводя новые символы, мы пополняем активный и пассивный словарь ребенка, который систематизируется, упорядочивается, складываясь в семантические поля или образования слов, объединенных по смыслу. Реализации этой задачи служит подборка символов по лексическим темам (овощи, фрукты, посуда и т.д.).

Также в работе по развитию речи ребенка мы активно используем пиктограммы  для заучивания стихов, для обучения составлению рассказов и пересказов, формируя, таким образом, связную речь ребёнка.

Использование символов ведет к осознанию смысла всей знаковой письменной системы языка и является средством развития абстрактного мышления. Научиться читать — это значит овладеть навыком и умением связывать зрительные графические образы со слухомоторными, т. е. соотносить буквы и буквосочетания со звуками, а также зрительные и звукомоторные образы слов с их значением. Овладение чтением предполагает также умение различать связи слов в предложении. Поэтому можно утверждать, что пиктограммы как метод являются важной предпосылкой к овладению процессом письма и чтения.

Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции: логическое и образное мышление, память, способность к восприятию сообщений и порождению собственных умозаключений, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Работа с пиктограммами способствует развитию эмоционально-волевой сферы, повышению уровня саморегуляции поведеия детей с ОВЗ.

Данный метод позволяет решать эти и многие другие образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Такая способность рассматриваемого метода удовлетворять самые разные образовательные потребности детей, позволяет гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимают активное участие в образовательном процессе и жизни коллектива.

Использование пиктограмм позволяет вовлечь ребенка в активную сознательную работу, даёт ему необходимую опору и уверенность, предоставляя в тоже время и известную долю самостоятельности.

Кроме того, творческий подход педагогов в работе с пиктограммами оказывает влияние на все стороны развития личности воспитанников: умственное, речевое, эмоционально-волевое и конечно нравственное и эстетическое развитие, то есть обеспечивать полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.

Поэтому широкие возможности пиктограммы как метода, говорят о большом его потенциале и могут быть в полной мере использованы в условиях реализации концепции индивидуализации образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Использование нетрадиционных форм работы с детьми, имеющими отклонение в развитии"

Доклад «У каждого ребенка внутри есть свободное место, и если мы не заполним его чем-то увлекательным, интересным и полезным для него, он сам заполнит его чем-то увлекательным,...

Использование ИКТ в работе с детьми девиантного поведения

Использование ИКТ в работе с детьми девиантного поведения...

Опыт использования сказак в работе с детьми, или "Мы играем в сказку"

Используя сюжеты сказок можно увлекательно построить урок физической культуры!...

Использование потешек в работе с детьми с глубококй умственной отсталостью

В работе представлены потешки, которые используются нами на занятиях с детьми с множественными нарушениями развития....

«Использование пиктограмм в работе с «неговорящими» детьми с ОВЗ».

В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно их социализация в современном мире через привитие им норм социально-адекв...

Учителю об использовании ИКТ при работе с детьми с особыми образовательными потребностями и детьми с особыми возможностями здоровья.

Приведу некоторые основные рекомендации и типовые моменты при работе с детьми с ОВЗ, где ИКТ играет роль фактора, повышающего эффективность обучения....

использование пиктограмм в работе

роль пиктограмм в жизни человека, а особенно в жизни безречевого ребенка...