"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.
методическая разработка по теме
Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в силу возрастных особенностей, свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем. В материале изложен пример проведения Недели толерантности в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пример проведения недели толерантности в школе | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Толерантность – дорога к миру»
Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе
Мероприятия, в течение Недели толерантности, осуществлялись согласно плану, утвержденному директором школы (Приложение 1).
Тема Недели: «Толерантность – дорога к миру»
Девиз Недели: «Жить в мире с собой и другими»
Цель: - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Задачи:
Воспитание у детей и подростков миролюбия
Развитие понимания и принятия других людей
Развитие умения позитивно взаимодействовать с окружающими
Формы проведения:
Конкурсы творческих работ
Классные часы
Тренинговые занятия
Диагностика
Консультации для родителей
Тема «Толерантность – дорога к миру» была выбрана неслучайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.
Понятие "толерантность" в современном обществе стало международным термином. Оно наполнено своим особым смыслом, который отражает интуитивное восприятие единства человечества, состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.
Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.
Таким образом, основной целью проведения Недели толерантности было научить школьников уважать других людей, быть дружнее и вежливее. В рамках недели психологии, посвященной толерантности проводились тематические классные часы, занятия с подростками, тестирования, конкурсы рисунков и сочинений.
Среди учащихся начальной школы был проведён конкурс рисунков на тему «Я + Ты = Мы», дети изобразили свое видение единения, мира, дружбы. Активное участие в конкурсе приняли и родители школьников, большинство работ посвящено семье. Выставка рисунков проходила в коридоре школы.
В 5-ых классах прошел конкурс сочинений «О дружбе», из рассуждений детей можно сделать вывод о том, что дети ценят теплые, добрые взаимоотношения, самое распространенное высказывание детей: «дружба – это самое главное в жизни». В подготовке сочинений также участвовали родители учащихся.
В 6-ых классах прошел тематический классный час «Серьезный разговор о простых вещах». Учащиеся познакомились с высказываниями известных людей о вежливости, приветливости, уважении, вспомнили правила этикета.
Классный час "Взаимоотношения с окружающими" прошел в 7-х классах. Ребята, с помощью учителя, составили список правил общения с окружающими. Например, одно из них: «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Урок истории в 8-ых классах был посвящен теме «Толерантность в современном обществе», на котором учащиеся познакомились с понятием «толерантность», календарем толерантности; дискутировали на тему: «На какой почве возникает нетерпимость человека к другому?», «Для чего необходима толерантность в обществе?».
Диагностика уровня сформированности толерантности подростков проводилась среди учащихся 9-ых классов. В тестировании приняли участие 40 человек, из них 24 девушек и 16 юношей. Опросной лист состоял из 45 высказываний, необходимо было оценить степень согласия или несогласия с данными утверждениями. По результатам тестирования определилось следующее: 57 % от числа опрошенных имеют невысокий уровень развития толерантности, 43 % - высокий уровень (из числа опрошенных нет ни одного человека с интолерантным отношением к окружающим). (Приложение 2)
Для учащихся 9-ых классов также был проведен тематический классный час «Лица русской национальности», на котором разговор шел об этнической толерантности. По итогам проведения классного часа, учащиеся пришли к выводу, что надо быть терпимее к людям с другим цветом кожи, с другим разрезом глаз, к людям дугой национальности.
Занятие с элементами тренинга, посвященное толерантности было проведено для учащихся 10-11 классов.
Цель занятия:
знакомство с понятиями "толерантность", "толерантная личность", "интолерантность";
обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе.
Учащиеся познакомились с определениями «толерантности» и «интолерантности» (нетерпимости), рассуждали об их проявлениях, о последствиях нетерпимости. Разделившись на группы, попытались на примерах из жизни объяснить, что такое «толерантность», определили качества толерантной личности (эмпатия, доброжелательность, открытость, тактичность и др.). Теоретическая часть была закреплена упражнениями: «Чем мы похожи», «Комплименты» (занятия направлены на развитие эмпатии, доброжелательности), «Снежинка» (направлено на развитие умения принимать чужие точки зрения). Кабинет, в котором проходило занятие, был оформлен высказываниями знаменитых людей о толерантности (Толстого Л., Конфуция, Э.Берка и др.).
В повседневной педагогической практике мы нередко сталкиваемся с проявлениями педагогической интолерантности, например, безразличие к мнению ребенка, унижение ученика за «неправильные взгляды» и пр. В связи с этим было проведено МО классных руководителей «Толерантность учителя», целью которого был анализ конфликтных ситуаций и выработка навыков по их эффективному разрешению.
В рамках Недели толерантности также проходили консультации для родителей по вопросам семейного воспитания «Воспитание ненасилием в семье». Консультации по данному вопросу давали работники администрации школы, социальный педагог.
По итогам проведения можно сделать вывод, о том, что Неделя толерантности в школе прошла на высоком, организационном уровне. Все мероприятия были тщательно спланированы и подготовлены.
Проведение Недели толерантности способствовало созданию благоприятной атмосферы в школе, вызвало большой интерес среди учащихся, учителей и родителей.
Приложение 1
"Утверждаю"
Директор ОУ
_____________________
«___» ___________20__г.
План мероприятий.
№ | Мероприятие | Участники | Ответственные |
1. | Конкурс рисунков «Я + Ты =Мы» | учащиеся начальной школы (1-4 классы) | старшая вожатая, кл. руководители |
2. | Конкурс сочинений «О дружбе» | учащиеся 5-ых классов | учителя русского языка и литературы |
3. | Кл. час «Серьезный разговор о простых вещах» | учащиеся 6-х классов | кл. руководители |
4. | Кл. час «Взаимоотношения с окружающими» | учащиеся 7-ых классов | кл. руководители |
5. | Занятие «Толерантность в современном обществе» | учащиеся 8-ых классов | учитель истории |
6. | Диагностика уровня сформированности толерантности подростков | учащиеся 9-х классов | социальный педагог |
7. | Кл. час «Лица русской национальности» | учащиеся 9-х классов | кл. руководители |
8. | «Мудрые мысли веков» | учащиеся старших классов | библиотекарь, старшая вожатая |
9. | Занятие для старшеклассников с элементами тренинга «Толерантность» | учащиеся 10-х, 11-х классов | социальный педагог |
10. | МО кл. руководителей «Толерантность учителя» | кл. руководители 5-11 классов | зам. директора по ВР |
11. | Консультации для родителей «Воспитание ненасилием в семье» | родители учащихся | администрация школы, соц. педагог |
Приложение 2
Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков.
Опросный лист.
Инструкция: Вам будет предложен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько Вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень Вашего согласия или несогласия можно следующим образом:
++ сильное согласие (конечно, да)
+ слабое согласие (скорее да, чем нет)
О ни да, ни нет
- слабое несогласие (скорее нет, чем да)
-- сильное несогласие (конечно, нет)
Постарайтесь быть искренними. Свои оценки Вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты. Спасибо!
Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.
Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.
Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решения большинства.
Дети из более богатых семей не должны иметь права учиться в особых школах, даже за свои собственные деньги.
Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.
Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.
Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома российских властей устанавливать у себя некоторые особые законы, связанные с их обычаями и традициями.
Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.
Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.
Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.
Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы.
Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.
Улучшать районы проживания бедноты - это бесполезная трата государственных денег.
Евреи - такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности.
Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономическом развитии, я уверен(а), что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях.
Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо наказывать.
Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов.
Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокую государственную должность наравне с другими.
Все чеченцы по своей натуре одинаковы.
Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между представителями различных рас существуют различия в способностях и талантах.
Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться - это их личное дело.
Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.
То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России.
Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.
Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности.
Истинной религией может быть только одна религия.
Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.
То, что Россия - многонациональная страна, обогащает ее культуру.
Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раздражение.
Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что и другие также должны это понять.
Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.
Мне хотелось бы немного пожить в чужой стране.
Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.
Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.
Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию.
Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение.
Нашей стране необходимо больше терпимых людей - таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки.
Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.
Люди другой расы или национальности может, и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.
Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.
Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.
Идти на уступки - это значит проявлять слабость.
Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.
Обработка и интерпретация результатов
За оценку каждого утверждения респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «++», то получает 2 балла. Если «+», то 1 балл. Если «0», то 0 баллов. Если «-», то -1балл. Если «--», то -2 балла.
Результаты получаются путем сложения баллов с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 3, 7, 14, 15, 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется; а в ответах на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противоположный.
Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги:
баллы от -90 до -45 отражают высокий уровень развития интолерантности;
от -45 до 0 - невысокий уровень интолерантности;
от 0 до 45 - невысокий уровень толерантности;
от 45 до 90 - высокий уровень толерантности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы социального педагога с учащимися, пропускающими учебные занятия
В данном материале предложено положение об учете посещаемости учебных занятий учащимися план работы с учащимися, пропускающими учебные занятия сведения о пропустивших учебные занятия сведения по кл...
"Выявление причин отклонений в поведении учащихся". Обобщение опыта работы социального педагога.
Положительный результат в работе по выявлению причин отклонений в поведении учащихся во многом зависит от степени согласованности целей и способов деятельности между всеми участниками учебно-воспитате...
Из опыта работы социального педагога МОУ «Краснооктябрьская СОШ» по организации профилактической работы по предупреждению пропусков занятий без уважительной причины.
Наша МОУ «Краснооктябрьская СОШ», как и любая современная школа, часто сталкивается с рядом проблем, которые приходится своевременно решать. ...
Профилактика суицидальных проблем среди подростков (из опыта работы социального педагога МАОУ СОШ № 24 г. Тамбова Пономаренко О.Г.)
Уже не первый год я работаю над темой профилактики суицида среди подростков. Данная проблема весьма актуальна в последние десятилетия. В 2012-2013 учебном году проведя опросы школьников, я получила сл...
"Социальное проектирование как средство формирования УУД в рамках внедрения ФГОС" (из опыта работы социального педагога МАОУ Добрыниховской СОШ Филаретовой А.А.)
В этой статье представлен личный опыт педагога в работе над социальными проектами....
Методические рекомендации "Работа социального педагога по формированию толерантных отношений у обучающихся"
Данные методические рекомендации могут быть использованы педагогами, классными руководителями и социальными педагогами для воспитания культуры общения обучающихся в духе «толерантности»...
Описание опыта работы Социального педагога, эссе "Один день социального педагога", визитная карточка
Здесь вы найдёте пример описания опыта работы Социального педагога, эссе на тему "Один день социального педагога", визитную карточку в стихотворной форме....