Из опыта работы социального педагога МОУ «Краснооктябрьская СОШ» по организации профилактической работы по предупреждению пропусков занятий без уважительной причины.
учебно-методический материал на тему
Наша МОУ «Краснооктябрьская СОШ», как и любая современная школа, часто сталкивается с рядом проблем, которые приходится своевременно решать.
Одной из проблем, требующей постоянного внимания, является выявление и учет детей, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия по неуважительным причинам.
В школу такие дети приходят каждый со своими трудностями: пробелы в знаниях, нежелание учиться, не сложившиеся отношения с одноклассниками, сложные семейные отношения.
Задача школы – обеспечить права всех граждан на получение (полного) общего образования, сохранить контингент обучающихся до окончания ими образовательного учреждения, помочь в преодолении учебных трудностей, содействовать вовлечению их в общественно-значимую деятельность.
Для решения данных проблем в школе создана служба сопровождения.
Целью административно-педагогического сопровождения в учебно-воспитательном процессе является создание необходимых условий для нормального развития и воспитания ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 33.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы социального педагога МОУ «Краснооктябрьская СОШ» по организации профилактической работы по предупреждению пропусков занятий без уважительной причины.
Наша МОУ «Краснооктябрьская СОШ», как и любая современная школа, часто сталкивается с рядом проблем, которые приходится своевременно решать.
Одной из проблем, требующей постоянного внимания, является выявление и учет детей, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия по неуважительным причинам.
В школу такие дети приходят каждый со своими трудностями: пробелы в знаниях, нежелание учиться, не сложившиеся отношения с одноклассниками, сложные семейные отношения.
Задача школы – обеспечить права всех граждан на получение (полного) общего образования, сохранить контингент обучающихся до окончания ими образовательного учреждения, помочь в преодолении учебных трудностей, содействовать вовлечению их в общественно-значимую деятельность.
Для решения данных проблем в школе создана служба сопровождения.
Целью административно-педагогического сопровождения в учебно-воспитательном процессе является создание необходимых условий для нормального развития и воспитания ребенка.
В группу административно-педагогического сопровождения входят:
- директор школы Рудычева Е.В.
- заместитель директора по УВР Наговицына Л.И.
- заместитель директора по ВР Магомедрахимова Е.А.
- социальный педагог Олейник Т.М.
- педагог-психолог Кондратова Т.В.
В школе обучается 268 учащихся. В основном это дети, проживающие в селе Красный Октябрь и хуторе Церковный.
Ежегодно, два газа в год, проводится плановая сверка всеобуча, где выявляются прогульщики, нарушители дисциплины, дети с различными формами девиации и семьи, оказавшиеся в социально-опасном положении, неблагополучные семьи.
Служба педагогического сопровождения начинается сразу же после официального зачисления ребенка в школу.
Социальным педагогом обязательно проводится беседа с родителями или их представителями о составе, социальном статусе и условиях проживания семьи, о взаимоотношениях между родителями и взаимоотношениях с ребенком, выясняются проблемы, с которыми родители сталкиваются в процессе воспитания. Все эти сведения учитываются для правильного построения взаимоотношений с учащимся с первых дней пребывания его в школе, оказания помощи в ориентации школьного пространства.
В течение учебного года возникают ситуации, когда учащиеся по разным причинам не могут присутствовать на занятиях.
В школе ведется ежедневный контроль отсутствующих в специальном журнале. В журнале выделены графы: класс, фамилия учащегося, отсутствие по болезни, отсутствие по уважительной причине, отсутствие без уважительной причины.
В классе ежедневный контроль осуществляет классный руководитель.
В случае пропуска от одного до трёх дней занятий или отдельных уроков, суммарное количество которых равно указанным величинам, классный руководитель выясняет причины отсутствия. Информация о пропусках уроков без уважительной причине доводится до сведения родителей по телефону, через дневник или посещением классного руководителя семьи по месту жительства.
Если ситуация не меняется и ребёнок продолжает пропускать учебные занятия, классный руководитель в письменном виде информирует социального педагога о пропусках с указанием с какого числа и месяца отсутствует ребенок.
Действия социального педагога:
- Вносит этого ребенка в список детей, склонных к пропускам уроков по неуважительной причине. На каждого учащегося, систематически пропускающего или длительно не посещающего учебные занятия, заводится карта «Учет несовершеннолетнего, не посещающего учебные занятия по неуважительной причине».
- Социальный педагог вызывает в школу родителей для беседы. Беседы фиксируются под подпись родителей в «Книге бесед с родителями».
- В случае если ни ребенок, ни родители не приходят в школу, то социальный педагог совместно с классным руководителем посещает семью и берет письменное объяснение от родителей.
- Если не удается установить контакт с родителями, а соседи по дому, одноклассники, друзья ничего не знают о месте нахождения семьи, социальный педагог обращается в подразделение по делам несовершеннолетних для установления нахождения учащегося и его родителей.
- Если родители не принимают надлежащих мер по контролю за посещаемостью ребенком занятий, социальный педагог вправе предупредить их в письменной форме об административной ответственности за уклонение от своих основных обязанностей по воспитанию и получению детьми основного общего образования(ч.2, ст.63 Семейного кодекса РФ, ч.2,ст. 52 закона РФ «Об образовании»)
- В случае, когда работа с учащимся и его родителями не дали должного результата, обучающего, решением школьного Совета профилактики, ставят на внутришкольный учет. Классный руководитель в письменной форме подает заявление для рассмотрения вопроса на школьный Совет профилактики, прилагает характеристику на учащегося, информацию о проведенной профилактической работе, излагает собственные наблюдения, прилагает также письменные объяснения учащегося, не посещающего школу, письменные объяснения родителей.
- После постановки на внутришкольный учет составляется индивидуальный план профилактической работы, направленный на предупреждение пропусков или их уменьшение. План включает:,
- ежедневный контроль и учет за посещаемостью учащегося;
- подключение к работе с ребенком и его родителями педагога-психолога по преодолению причин пропусков учебных занятий.
- организация индивидуальной работы в освоении программного материала; ликвидация пробелов в знаниях;
- вовлечение ребенка в работу школьных кружков по интересу, спортивных секций;
- оказание педагогической помощи родителям в вопросах воспитания.
Педагогическое сопровождение семьи заключается в изучении, консультировании, просвещении родителей, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс: посещение уроков, участию во внеклассных мероприятиях.
В более сложных ситуациях социальный педагог готовит документы и выходит на ОКДН а затем на ТКДН и ЗП, для привлечение родителей к административной ответственности за ненадлежащие выполнение родительских обязанностей. На комиссию готовятся следующие документы:
- Ходатайство о привлечении родителей к ответственности за невыполнение родительских обязанностей по осуществлению контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка.
- Характеристика на учащегося.
- Выписки оценок из классного журнала
- Выписка о пропусках учебных занятий без уважительной причины,
- Акты посещения семьи
- Информация о профилактической работе, проводимой с ребенком и его родителями.
Письмо пишется на официальном бланке школы, с указанием адреса, контактного телефона и факса.
Перед отправлением письмо зарегистрируется в школьном журнале «Исходящей информации».
Если письмо передается в инстанцию лично через секретаря учреждения, то обязательно на копии документа должно быть указано, когда и под каким номером оно зарегистрировано.
В случае если нет ответа в течение двух недель, следует позвонить исполнителю и попросить об ускорении ответа.
В случае неполучения ответа, необходимо в течение месяца направить повторное письмо с указанием, что запрос направляется повторно, с приложением копии повторного письма с указанием даты и входящего номера.
В практике школы был сложный случай, когда родительница, Скребцова Л.Н., сознательно не пускала своих двоих детей в школу. Профилактическая работа не давала положительного результата: Лидия Николаевна на контакт со школой не шла, в дом ни одну комиссию не пускала. Органы управления образования были вынуждены подать на Скребцову Л.Н. в суд за нарушение закона «Об образовании» и закона Белгородской области «Об ответственности родителей за воспитание детей». Состоялось несколько судебных заседаний. Однако Скребцова Л.Н. пыталась игнорировать постановление суда, но дважды была оштрафована частными приставами . Штрафы возымели воздействие: дети начали посещать школу. Проблем с посещаемостью больше не возникало.
Большая профилактическая работа в настоящее время ведется с семьей Шевцовых. Мать, Шевцова И.И., вызывает сомнения по поводу психической полноценности. Вести разговоры с ней очень сложно.
Дочь, Шевцову Дарью, ученицу 7 класса, мать часто не пускает в школу, так как считает, что в школе её жизни угрожает опасность. В частном доме, в котором проживает семья, нет условий для нормального проживания ребенка: крыша течет в нескольких местах, за неуплату коммунальных услуг отрезан газ, батареи пришли в негодность. С наступлением холодов жилищно-бытовые условия стали просто не выносимыми: зиму семья провела в маленькой комнате, обогреваясь электроплиткой. На предложение социального педагога определить дочь на зимний период в реабилитационный центр мать отказалась. Сама Шевцова И.И. ничего не предпринимает для улучшения жилищных условий. Управление социальной защиты населения по ходатайству школы дважды оказывала семье единовременную помощь. Социальный педагог школы совместно с классным руководителем неоднократно посещали семью, во время беседы пытались убедить мать не препятствовать обучению дочери. Такие беседы, однако, имеют кратковременный эффект. Социальная служба школы помогла девочке получить паспорт. В настоящее время с Шевцовой И.И ведется работа по убеждению её в определении Даши в лицей № 25 города Белгорода, где есть условия не только для обучения, но проживания. Таким образом, проблема пропусков уроков Шевцовой Дарьей могла быть решена.
В заключение следует отметить, что, несмотря на трудности, профилактическая работа по предупреждению пропусков дает положительный результат. Своевременное выявление причин пропусков уроков без уважительной причины, терпеливая и настойчивая работа с учащимися и их родителями, умение найти к ним индивидуальный подход помогают положительно разрешить проблемную ситуацию и являются залогом эффективности в профилактической работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выявление причин отклонений в поведении учащихся". Обобщение опыта работы социального педагога.
Положительный результат в работе по выявлению причин отклонений в поведении учащихся во многом зависит от степени согласованности целей и способов деятельности между всеми участниками учебно-воспитате...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
Как же в нашем образовательном учреждении ведется работа в этом направлении? Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога...
Формирование социально-правовых навыков обучающихся, воспитанников через организацию профилактической работы в образовательной организации ( опыт работы социального педагога).
в данной работе представлен опыт работы социального педагога в школе посёлка городского типа, с указанием основных наиболее эффективных методов профилактической работы с детьми "группы социально...
Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в организации профилактической работы с учащимися.
Школьная социально – психолого – педагогическая служба обеспечивает сопровождение ребенка на всех этапах его школьной жизни через тесное сотрудничество психолога и социального педагога с классными рук...
Образец плана работы с учащимися, пропускающими занятия без уважительных причин
Информация для коллег План работы с учащимися, пропускающими занятия без уважительных причин (для образца)...
Мастер -класс с педагогами и специалистами образовательных организаций «Современные подходы в организации профилактической работы по предупреждению отклоняющегося поведения несовершеннолетних на основе применения «Навигатора профилактики».
Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происход...
Выступление на городском заседании Школы молодого специалиста социальных педагогов образовательных учреждений г. Симферополя "Организация профилактической и реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении"
Цель выступления - познакомить молодых социальных педагогов с алгоритмом работы социально-психологической службы школы с детьми и семьями, которые включены в Банк данных Комиссии по делам несовершенно...