"Социальное проектирование как средство формирования УУД в рамках внедрения ФГОС" (из опыта работы социального педагога МАОУ Добрыниховской СОШ Филаретовой А.А.)
статья на тему
В этой статье представлен личный опыт педагога в работе над социальными проектами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_proektirovanie.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социальное проектирование
как средство формирования УУД а рамках внедрения ФГОС»
(Из опыта работы социального педагога МАОУ Добрыниховской СОШ
Более 5 лет я работаю в должности социального педагога. В своей работе я использую технологии проектного и исследовательского обучения. В процессе профилактической работы особое внимание я уделяю социальным проектам, в которых участвуют дети, имеющие трудности в обучении или находящиеся в трудных жизненных условиях.
Работа над проектом позволяет детям почувствовать значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности.
Социальное проектирование – это одна из технологий социального воспитания учащихся образовательных учреждений. Главный педагогический смысл этой технологии создание условий для социальных проб личности, т.е. это инициативное участие школьника в социально значимых делах.
Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свое мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром.
Под социальным проектированием понимается деятельность:
- во-первых, результатом которой является создание реального «продукта», имеющего для подростка практическое значение и качественно нового в его личном опыте;
- во-вторых, в ходе которой, подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, с социумом;
- в-третьих, через которую формируются социальные навыки подростка.
Социальное проектирование можно рассматривать как методический прием организации образовательного процесса. А цель образования – общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Это означает активное применение в своей работе универсальных учебных действий (УУД) разработанных группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова.
Требования стандарта сегодня становятся базовой характеристикой качества образования – это требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей) и предлагает новую версию формулировки общеучебных (универсальных учебных) действий, которые закладываются в школе, обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В проектной деятельности я использую следующие виды социальных проектов:
- прикладные;
- информационные;
- ролевые;
- исследовательские;
- проекты, включающие поисковые приемы, в которых задействованы такие виды УУД как:
- личностные (мотивация), т.е. привлечение внимания воспитанников к актуальным проблемам социума;
- регулятивные (целеполагание, планирование, оценка), формирование социально-личностных компетенций;
- познавательные (поиск информации, решение проблем), т.е. установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
- коммуникативные (учебное сотрудничество с учителем и сверстниками), т.е. умение полно и точно выражать свои мысли, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность.
Социальные проект – это сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности. Которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению.
За последний год мною были разработаны 3 проекта для обучающихся всех возрастных категорий. Социальные проекты затронули следующие направления: здоровьесберегающие, безопасность дорожного движения, гражданско-патриотическое.
Основные этапы работы над проектами:
- предложение и выявление актуальности темы проекта;
- разработка проекта;
- пути реализации общественно значимых проектов.
Также в раках соц. Проектов были проведены конкурсы и выставки плакатов и рисунков, конкурсы презентаций, изготовление листовок и брошюр, выступление учащихся на родительских собраниях, демонстрация презентаций проекта на педсоветах и классных часах, проведение экскурсий. Я думаю, соц. проекты и дальше будут интересны как разработчикам новых проектов, так и аудитории, для которой проект предназначен.
Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза. И мы надеемся, что реализация наших проектов будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме.
Социальный проект – это один из способов участия в общественной жизни путем решения насущных социальных проблем. Чем серьезнее берется проблема, тем эффективнее решаются воспитательные цели и задачи: растет ответственность подростков, формируется ощущение наполненности жизни значимыми вопросами и делами, преемственностью поколений.
Список литературы:
- «Интеграция основного и дополнительного образования в свете стандартов нового поколения: Материалы научно-практической конференции» Под общ. ред. Д.Е. Яковлева, А.В. Молчановой, И.В. Штанько. – УЦ «Перспектива№», 2011.
- «Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы». Научно-методическое пособие для повышения квалификации работников образования. М.: АПКиПРО, 2002.
- «Социальное проектирование. Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования – стратегическое направление развития образования». А.В. Гуревич, Е.В. Хижнякова. М.: 2007.
- «Социальное творчество». Программы внеурочной деятельности. Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов.
- «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий.» Под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования "Проектная деятельность, как средство формирования УУД в условиях внедрения ФГОС."
В настоящее время снижается интерес к предметам .Поэтому возникла проблема: внедрить в образовательный процесс технологии, способы обучения, формы работы, способствующие повышению интереса к пре...
Самооценка как форма оценивания в условиях внедрения ФГОС (из опыта работы)
Какие бы реформы не проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в обучении и воспитании подрастающего поколения....
Работа с одарёнными детьми в рамках внедрения ФГОС ( из опыта работы школы)
« В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». ...
"Физическое воспитание учащихся средствами игровой направленности в рамках внедрения ФГОС".
Роль подвижных игр в физическом воспитание....
Роль физической культуры в формировании ЗОЖ в рамках внедрения ФГОС
На рубеже веков 20 и 21 века произошла смена общественного сознания граждан, обусловленное изменением ценностей, привнесением свежих культурных понятий. Весомую роль в данном процессе заняли СМИ, созд...
«Формирование УУД на уроках информатики средствами межпредметной интеграции в рамках внедрения ФГОС»
«Формирование УУД на уроках информатики средствами межпредметной интеграции в рамках внедрения ФГОС»«Формирование УУДна уроках информатики средствами межпредметной интеграции в рамках внедрения ФГОС»...
ПРОЕКТ по теме «Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности. Книга Памяти».
Проект «Книга Памяти» направлен на формирование у обучающих чувства патриотизма, гордости за свою страну и людей, живущих в ней....