Организация командного стиля работы учителей МО
статья на тему

 

Оглавление

 

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …  3

Глава 1. Теоретические основы командообразования

§1.1. Понятие команды и виды команд … … … … … … … … … … …  5

§1.2. Этапы организации педагогической команды … … … … … … … 7

§1.3. Этапы создания командного стиля работы, применимые к МО …  9

Глава 2. Формирование командного стиля работы учителей МО

§ 2.1. Методическое объединение в школе и его работа … … … … …  10

§ 2.2. Этапы формирования командного стиля работы учителей МО …13

Глава 3. Положительные стороны командной работы … … … … … …16

Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …17

Приложение 1.Сравнение группы и команд в педагогическом коллективе

Приложение 2. Анкета по оценке основных параметров работы в команде

Приложение 3. Мини – лекция «Этапы формирования команды»

Приложение 4. Мини – лекция «Личностно – ориентированная модель общения взрослого с ребенком»

Приложение 5. Упражнения, проводимые в течение тренинга

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 21-25_maya.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …  3

Глава 1. Теоретические основы командообразования

§1.1. Понятие команды и виды команд … … … … … … … … … … …  5

§1.2. Этапы организации педагогической команды … … … … … … … 7

§1.3. Этапы создания командного стиля работы, применимые к МО …  9

Глава 2. Формирование командного стиля работы учителей МО

§ 2.1. Методическое объединение в школе и его работа … … … … …  10

§ 2.2. Этапы формирования командного стиля работы учителей МО …13

Глава 3. Положительные стороны командной работы … … … … … …16

Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …17

Источники информации … … … … … … … … … … … … … … … …18

Приложение 1. Сравнение группы и команд в педагогическом коллективе

Приложение 2. Анкета по оценке основных параметров работы в команде

Приложение 3. Мини – лекция «Этапы формирования команды»

Приложение 4. Мини – лекция «Личностно – ориентированная модель общения взрослого с ребенком»

Приложение 5. Упражнения, проводимые в течение тренинга

Введение

Команда, работа в команде, участники команды, командный дух – эти определения получили широкое распространение как такие качества работы, без которых ее уже практически невозможно представить. Способность работать в команде на современном этапе рассматривается как базовая компетентность человека, поскольку влияет на качество совместной работы и в то же самое время определяет результаты и успех работы. Поэтому неслучаен интерес к проблеме командообразования в научно-педагогической литературе.

Процесс формирования сплоченной команды представляет собой создание такой рабочей атмосферы, когда работники ценят совместную работу и умение сотрудничать. В рабочем коллективе люди осознают и верят в то, что мысли, планы, решения и действия гораздо лучше, когда они осуществляются совместными усилиями. Люди безоговорочно верят в то, что «никто из нас так не хорош, как хороши все мы вместе».

Рабочая команда не создается, ограничиваясь тем, что люди собираются в группки пару раз в год. Для того чтобы создать команду придется работать над этим каждый день.

Члены команды должны различать ситуации, требующие коллективной ответственности и совместного поиска общего решения, и ситуации, в которых достаточно лишь индивидуальных усилий отдельных людей.

Социально-психологическая структура педагогического коллектива складывается на основе различных эмоционально-оценочных отношений, которые прямо или косвенно влияют на выполнение основных функций. При этом организованность характеризует деловую структуру команды, взаимодействие его членов в процессе совместной деятельности и складывается из внешних проявлений поведения работников. Сплоченность – характеристика внутренних отношений, это свойство социально-психологической структуры команды, коллектива. Коллектив – показатель степени психологического единства, а командная работа, организация команд показатель сформированности коллектива.

Методические объединения учителей в нашей школе – это группы педагогов, объединенныепо предметной направленности. Основные особенности учителей МО как команды:

- состоит из профессиональных педагогов, окончивших высшие учебные заведения;

- обладает определенным уровнем сформированности общих целей и

ценностей совместной педагогической деятельности, норм взаимоотношений друг с другом и с детьми, а также внешними отличительными

атрибутами.

Цель работы: создание команды и усиление сплоченности учителей МО для повышения эффективности их взаимодействия и качества работы.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью определения сущности понятия «педагогические команды».
  2. Выявить признаки, типологию команд, осуществить сравнение педагогических команд, рабочих групп в структуре педагогического коллектива.
  3. Выявить условия, способы организации педагогических команд как средства активизации инновационной деятельности образовательных учреждений.
  4. Осуществить апробацию способов и условий организации педагогических команд в работе МО при решении задач активизации инновационной деятельности образовательных учреждений с целью повышения эффективности в процессе работы.

Теоретические вопросы командообразования

§1.1. Понятие команды и виды команд

На современном этапе не сложилось единого понимания понятия «команда». В научно-педагогической литературе представлено разное толкование команды как, понятия имеющего французские корни (commande - франц.), означающее воинскую организационную единицу от 3 человек и более, предназначенную для выполнения определенных обязанностей по службе или каких-либо работ; как личный состав; экипаж судна; спортивный коллектив, как лица, составляющие непосредственное окружение (государственного или общественного деятеля, его сверстники, помощники, аппарат), как типовое предписание; как вид группы в организации, находящейся на более высокой ступени развития. Одни ученые определяют команду как группу, в основе которой лежит демократия и в которой все равны. Все решения принимаются совместно. Каждое решение подлежит обсуждению и требует согласия. Другие определяют команду как группу людей, которая состоит не менее чем из двух человек, которые работают над общей целью.

Изучив различные подходы в понимании понятий, педагогический коллектив, рабочая группа, команда можно внести уточнение в содержании понимания педагогической команды. Под педагогической командой понимаем группу педагогов образовательного учреждения и других субъектов (родители, учащиеся, субъекты социума, социальные партнеры и т.д.), созданную для решения стратегических и тактических задач развития этого учреждения. Команда занимает промежуточное место между рабочей группой и коллективом. Отличается от группы, тем, что команды - это спонтанно или специально организующиеся группы людей, входящие и

не входящие в состав педагогического коллектива для осуществления деятельности творческого характера педагогического содержания, как правило, стратегического уровня для инновационного развития учреждения, объединенные общими интересами и едиными целевыми установками. По времени деятельности более длительные, чем рабочие группы, более динамичны, мобильны, профессиональны, продуктивны, организуются административным и неадминистративным путем в отличие от рабочих групп. При рассмотрении сущности понятия «команда» в научной литера-

туре выявлены такие понятия как рабочая группа, псевдокоманда, потенциальная, настоящая, высокоэффективная, самоуправляемая команды и др.

Под рабочей группой понимается взаимодействие членов в основном для обмена информацией и опытом. Псевдокоманды это группы, в которых члены не прилагают никаких усилий для повышения эффективности совместной деятельности. Потенциальные команды – в них члены осознают необходимость общей цели, согласованности совместных действий, направленных на ее достижение, пытаются выработать эффективные приемы и методы сотрудничества. Настоящие команды  - члены обладают

взаимодополняющими навыками и умениями, имеют общие цели и задачи, действуют при опоре на эффективные методы совместной деятельности. Высокоэффективные команды - это группы, обладающие всеми характеристиками настоящих команд, способствуют индивидуальному развитию ее членов. В литературе выделяют команды самоуправления, под которыми понимают рабочие группы, которым предстоит практически полная автономия в процессе принятия решений, осуществления контроля и ответственности за результаты и др. (Табл.1).

Таблица. Виды педагогических команд

Вид команды

Основные характеристики команд

1

Псевдокоманда

Отсутствие совместной деятельности

2

Потенциальная команда

Наличие осознания совместной деятельности, но отсутствие этой совместной деятельности

3

Настоящая команда

Наличие совместной деятельности, взаимодополняющей членов команды

4

Высокоэффективная команда

Обладает всеми признаками командной работы, самые результативные, осознают цели, задачи, способы достижения и результаты.

5

Самоуправляемая команда

Организация деятельности между членами команды в ходе ее деятельности

согласованно, без вмешательства руководителя педагогического коллектива, предоставлена существенная автономия, она несет полную ответственность за поведение членов команды и результаты деятельности.

6

Управленческая команда

Осознание формирование команды признается как прерогатива и важнейшая задача при обеспечении активизации инновационной деятельности образовательного учреждения.

7

Проектно-диагностическая команда

Команда, для которых целями является решение инновационных задач развития образовательного учреждения

Естественно предположить, что отдельные элементы различных видов команд присутствуют во всех видах и следует понимать условность такого выделения видов, тем не менее, знание этого вопроса позволяет учитывать различные аспекты в процессе командообразования. При изучении содержание понятия команда, педагогический коллектив, хочу предложить сравнение рабочих групп и педагогических команд (Приложение 1).

При сравнении рабочих групп педагогических команд выделяют признаки, характеризующие педагогические команды, к которым отнесены: эффективное конструктивное межличностное взаимодействие; ярко выраженная личная ответственность, профессионализм каждого сотрудника команды, положительное мышление, ориентация на общий, а не индивидуальный успех, способность согласованно работать на общий результат, дух команды и др. Чаще всего педагогические команды формируются для решения задач развития образовательного учреждения (включая задачи инновационного характера), отличающихся сильной мотивацией успеха, стремлением к успеху (организующий принцип деятельности команды). Это послужило основанием для избрания способа активизации инновационной деятельности образовательного учреждения организацию педагогических команд.

§ 1.2. Этапы организации педагогической команды.

Организация педагогических команд в школе будет способствовать активизации инновационной деятельности и эффективности взаимодействия членов педагогического коллектива, позитивно влиять на результаты образовательного учреждения при реализации следующих условий:

  1. обозначение признаков команды, отличающих ее от рабочей группы педагогического коллектива;
  2. формирование психологического и методического уровней взаимодействия членов педагогического коллектива, ориентированного на командную работу;
  3. разработка и внедрение механизма формирования педагогических команд в образовательных учреждениях, реализующих инновационную деятельность;
  4. организация педагогических команд и их деятельность как системная и целенаправленная работа осуществляется на основе алгоритма, имеющего вариативную и инвариантную составляющие;
  5. применение способов организации деятельности педагогических команд и признание творческой индивидуальности членов команд.

Механизм формирования педагогических команд включает шаги:

  1. осознание значимости деятельности педагогических команд,
  2. признание правил дисциплинированного поведения,
  3. принятие и понимание членами команды общей задачи,
  4. обозначение и принятие того, что считать успехом в ее решении,
  5. определение общей стратегии работы и развитие необходимых рабочих навыков, и принятие ответственности за результаты работы.

Члены команды должны различать ситуации, требующие коллективной ответственности и совместного поиска общего решения, а также ситуации, в которых достаточно лишь индивидуальных усилий отдельных людей

Признаки команды: эффективное конструктивное межличностное взаимодействие; ярко выраженная личная ответственность, профессионализм каждого сотрудника команды, положительное мышление, а, следовательно, ориентация на общий, а не индивидуальный успех, способность согласованно работать на общий результат, дисциплинарное поведение, дух команды и др.

Педагогические команды формируется в организациях и школах, отличающихся, прежде всего, сильной мотивацией успеха, незаурядным стремлением к успеху как организующему принципу деятельности педагогов в команде для решения задач развития образовательного учреждения, включая задачи инновационного характера развития.

Функциональное назначение команд включает активизацию инновационной деятельности членов педагогического коллектива, сплоченность коллектива, снятие конфликтной напряженности, развитие творческого потенциала личности, развитие коллектива, развитие образовательного учреждения. Команды выполняют социальную, воспитательную, образовательную,

консолидирующую функции и др. Работа в команде всегда предоставляет отдельным сотрудникам возможность солирования, она же настраивает на то, что все ее участники должны быть готовы ради общего дела сделать все, что в их силах.

Организационно-педагогические условия, позволяющие использовать пре-

имущество командной работы при решении задач активизации инновационной деятельности образовательного учреждения в современных условиях как необходимости; демократический стиль руководства, предполагающей делегирование полномочий; организационный климат и условия и способы его изменения; ориентация на проектный подход в решении задач инновационной деятельности школы; разработка методики организации деятельности команды по решению задач освоение инновационной деятельности школы; мотивация, ориентирующая на командный характер деятельности членов педагогического коллектива и др.

Типология педагогических команд по различным классификационным при-

знакам: а) целевому назначению – функциональные, проектно-диагностические, проблемные; б) временному фактору - коротко временные, длительные; в) по содержанию задач - стратегические и тактические, команды «прорыва»; г) по составу– однородные (состоящие только из учителей или администрации и т.д.), смешанные (в одну группу могут входить учителя, родители, администрация, в отдельных случаях ученики и т.д.).

Способы организации педагогических команд как средство активизации инновационной деятельности образовательного учреждения:

  1. организация пошаговых действий членов педагогического коллектива;
  2. применение алгоритма организации педагогических команд;
  3. осуществление стратегического планирования организации педагогических команд при решении задач освоения новаций;
  4. применение различных форм организации деятельности командной работы, активизирующие инновационный процесс в образовательном учреждении (полная команда, мини-команда, диадическая, расширенная креативная команда, пир-команда, брейнсторминг, команды в форме фокус-группы, метода мозговой атаки и др.).

Алгоритм организации педагогических команд:

  1. обозначение инновационной цели образовательного учреждения, для решения, которой создаются педагогические команды;
  2. формулировка стратегии отбора участников команды;
  3. выявление готовности учителей и других субъектов работать в команде;
  4. мотивация командной работы;
  5. определение типов команд и способов их организации;
  6. решение организационных вопросов: а) обозначение лидера, б) знакомство с целями (видами новаций, разработка и освоение, которых предстоит), в) вхождение в информационно-исследовательское поле по инновационной проблеме, обозначенной целью исследования, обсуждение реалистичности решения целевой установки, вариантов организации деятельности, г) распределение ролей между членами команды, организация деятельности в соответствии обозначенных ролей, д) определение формы взаимодействия при реализации целей; е) выработка формы публичного представления результатов достижения целей; ж) анализ результатов, обобщения и распространения опыта в педагогическом коллективе;
  7. тиражируемость достигаемых результатов по освоению, разработке педагогических новаций с целью активизации инновационной деятельности всего педагогического коллектива.

§ 1.3. Этапы создания командного стиля работы, применимые к МО

Сьюзан Хесфилд на www.humanresources.about.com советует:

— обеспечивайте обучение систематически, чтобы команды тратила свою энергию на проект, а не на понимание, как работать вместе, как команда, чтобы постепенно достичь этого.

— проводите регулярные собрания для обсуждения вопросов и подведения итогов, чтобы добиться существенного вклада и скоординировать рабочий процесс коллектива. Если члены команды не ладят друг с другом или не делают успехов, изучите их рабочий процесс. Проблема обычно заключается не в личностях членов команды. Дело в том, что в действительности, члены команды часто не договорились, каким образом они будут осуществлять работу, а также каким способом они должны сделать то или иное дело.

— включите в повестку дня совместные мероприятия вне работы. Проводите совместные обеды, вовлекайте команду в спортивные состязания. Совершайте прогулки, посещайте парки. Проводите собрания коллектива ежемесячно.

— отмечайте успех команды открыто и сообща.

— руководитель на собраниях объявляет коллегам, что он ожидает от них коллективного стиля работы и умения сотрудничать друг с другом. Никто в одиночку не отвечает за какой-либо проект или участок работы. Люди, которые руководят проектом и имеют определённые обязанности, должны быть открыты и восприимчивы к принятию идей и предложений от других членов коллектива.

— руководитель показывает пример командной работы в том, как он взаимодействует с администрацией школы и остальными педагогами. Он сохраняют командный стиль работы, даже когда дела идут плохо и есть желание вернуться к старой модели отношений в коллективе, т. е. недоброжелательному поведению.

— работа команды должна быть вознаграждена и оценена. Одинокий лидер, даже если это прекрасный работник, ценится меньше, чем тот человек, который успешно добивается результатов с другими в рабочем коллективе.

— интересные истории, шутки, которые обсуждают люди в своей компании, подчеркивают коллективный стиль работы. Люди, которые успешно выполняют свои обязанности, и получают продвижение по служебной лестнице, это именно те, кто являются игроками команды.

Глава 2. Формирование командного стиля работы учителей МО

§ 2.1. Методическое объединение в школе и его работа.

Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспирементальной и внеклассной работы по одному предмету или по образовательным областям. Методическое объединение организуется при наличии не менее трех учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав методического объединения могут входить учителя смежных или обеспечивающих дисциплин.

В образовательных учреждениях могут также создаваться методические объединения классных руководителей, руководителей кружков и т.д.

Количество методических объединений и их численность определяется исходя из необходимости комплексного решения поставленных пред образовательным учреждением задач, и утверждается приказом директора школы.

Методические объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются директором школы по представлению заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Методические объединения непосредственно подчиняются заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

Методические объединения в своей деятельности соблюдают Конвенцию о правах ребенка, руководствуются Конституцией и законами Российской Федерации, органами образования всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся, а также Уставом и локальными правовыми актами школы, приказами и распоряжениями директора.

По вопросам внутреннего распорядка они руководствуются правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, уставом школы, Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Задачи и содержание деятельности методического объединения.

Методическое объединение как структурное подразделение школы создается для решения определенной части задач, возложенных на учебное заведение:

  1. организация повышения квалификации учителей;
  2. изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
  3. выбор школьного     компонента, разработка соответствующего образовательного стандарта;
  4. отбор содержания    и составления    учебных   программ   по предметам с учетом вариативности;
  5. совершенствование методики проведения различных видов занятий и их учебно - методического и материально-технического обеспечения;
  6. проведение педагогических экспериментов;
  7. утверждение  индивидуальных планов работы  по предмету,  анализ   авторских программ, методик;
  8. утверждение аттестационного материала для итогового контроля в переводных классах, аттестационного материала для выпускных классов (для устных экзаменов);
  9. ознакомление      с   анализом      состояния   преподавания   предмета   по   итогам внутреннего контроля;
  10. взаимопосещение уроков  по определенной тематике с последующим самоанализом и анализом достигнутых результатов;
  11. организация    открытых уроков по определенной    теме с целью ознакомления с методическими разработками сложных тем предмета;
  12. изучение передового педагогического опыта;
  13. организация   и   проведение   на   высоком   профессиональном   уровне      учебно - воспитательной, методической    и опытно-экспериментальной работы по одной или нескольким родственным дисциплинам;
  14. выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предмету;
  15. разработка    системы    промежуточной    и    итоговой    аттестации    обучающихся (тематическая, семестровая, зачетная и т.д.);
  16. ознакомление   с   методическими   разработками   по   предмету,   анализ   методов преподавания предмета;
  17. отчеты о профессиональном самообразовании учителей, работ на курсах повышения квалификации в институтах (университетах);
  18. организация      и   проведение      предметных  недель,   первого   этапа  предметных олимпиад, конкурсов;
  19. рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля    исследовательской работы учащихся;
  20. укрепление материальной базы кабинетов.

Порядок работы.

Возглавляет работу методического объединения председатель, назначаемый директором школы из числа наиболее опытных педагогов по согласованию с членами методического объединения.

Работа методического объединения проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется председателем методического объединения, согласовывается с заместителем директора по методической работе и утверждается директором школы.

Заседания методического объединения проводятся не реже одного раза в четверть. О времени и месте проведения заседания председатель методического объединения обязан поставить в известность заместителя директора по методической работе (заместитель директора по учебно-воспитательной работе). По каждому из обсуждаемых вопросов на заседании принимаются рекомендации, которые фиксируются в журнале протоколов. Рекомендации подписываются председателем методического объединения.

При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических объединений, на заседания необходимо приглашать их председателей (учителей).

Контроль за деятельностью методических объединений осуществляется директором школы, его заместителями по методической и учебно-воспитательной работе в соответствии с планом методической работы и внутришкольного контроля, утверждаемыми директором УО.

Основные формы работы в методическом объединении.

  1. заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;
  2. круглые   столы,   совещания   и   семинары   по   учебно-методическим   вопросам, творческие отчеты учителей и т.п.;
  3. открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;
  4. лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания, вопросам общей педагогии и психологии;
  5. проведение предметных и методических недель;
  6. взаимопосещение уроков;
  7. организационно-деятельностные игры;
  8. другие.

Права методического объединения.

Методическое объединение имеет право:

  1. готовить     предложения    и    рекомендовать    учителей    для  повышения квалификационного разряда;
  2. выдвигать предложения об улучшении учебного процесса в школе;
  3. ставить вопрос о публикации   материалов   о   передовом   педагогическом   опыте,   накопленном   в методическом   объединении;
  4. ставить   вопрос   перед   администрацией   школы   о поощрении    учителей    методического     объединения     за    активное    участие     в экспериментальной деятельности;
  5. рекомендовать  учителям  различные формы повышения квалификации: обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания учащихся;
  6. вносить предложения по организации и содержанию аттестации учителей;
  7. выдвигать    от   методического   объединения   учителей для участия в конкурсах «Учитель года» и «классный руководитель».

§ 2.2. Этапы формирования командного стиля работы учителей МО.

Для организации командного стиля работы учителей необходимо сплотить в единую команду. Для этого я предлагаю использовать тренинг взаимодействия в группе. Временной период: 1 учебный год. Он направлен на достижение цели: сплочение участников, создание благоприятного социально-психологического климата в группе, что способствует эффективной работе команды в реальных условиях и общему организационному развитию.

 В ходе тренинга решаются следующие задачи:

  1. продемонстрировать преимущества командной работы;
  2. усовершенствовать общение в команде;
  3. освоить навыки обратной связи;
  4. усовершенствовать процессы принятия решений в команде;
  5. получить удовольствие от совместной работы.

Структура тренинга включает в себя три блока:

  1. введение: знакомство, введение правил работы, диагностика основных параметров работы в команде.
  2. основная часть, в ходе которой отрабатываются навыки взаимодействия и взаимопонимания, создаются условия для проявления интеллектуального и эмоционального потенциала участников.
  3. заключение: поведение итогов.

В основном блоке есть теоретическая и практическая части. В содержательном плане на тренинге прорабатываются темы, связанные с прояснением общих принципов командной работы и эффективным общением в команде.

Методы, применяемые в программе данного тренинга: дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения и тестирование. Основное направление их использования и интерпретации — это создание сплоченной группы, ориентированной на совместную работу.

1 этап. Знакомство.

На данном этапе подразумевается знакомство с личными качествами учителей, их интересами, увлечениями. Фактически мы открываем казалось бы знакомых прежде людей с другой стороны. Можно использовать следующие упражнения: «Смысл моего имени», «Связующая нить», «Глаза в глаза», «Паровозики». Необходимо провести анкетирование по оценке основных параметров работы в команде в начале тренинга (Приложение 2). 

Цель: оценить работу команды на момент начала тренинга.

Время проведения: 5 минут.

Процедура проведения: участникам предлагается заполнить опросник, оценив эти параметры по 7-балльной шкале от «- 3» до « +3». После заполнения ведущий собирает заполненные бланки.

Далее необходимо обговорить правила взаимодействия в группе, обсуждение формы общения и обращения друг к другу.

Время выполнения: 10 минут

Процедура проведения: участники называют те правила, которые необходимо выполнять для успешной работы команды. Обсуждаются и принимаются основные правила групповой работы: правило активности, правило контроля времени, правило организованной коммуникации, правило чуткости к себе и окружающим, правило закрытости информации и дисциплины.

Например, такие правила работы в группе:

  1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий — называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
  2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
  3. Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю...», «Я думаю...»).
  4. Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).
  5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).
  6. Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).
  7. Недопустимость непосредственных оценок человека.
    Принятые правила записываются в
    памяти группы (это могут быть записи мелом на школьной доске или фломастером на специальных листах; они всегда присутствуют в помещении, где работает группа, постепенно пополняются, что облегчает возможность возвращаться к ним по мере необходимости). Например, может появиться такое правило: опоздавшие выполняют задание, придуманное группой, — песни, танцы, стихи и пр. Как раз для этого могут пригодиться записи экзотической музыки.

Далее утверждаются цели и задачи работы на предстоящий учебный год. Выбираются координаторы в той или иной деятельности.

2 этап. Формирование отношений в команде

Подойдут упражнения вида «Поменяйтесь местами», «Комплимент», «Закон гармонии». Руководитель МО может прочитать мини-лекцию «Этапы формирования команды» (Приложение 3).

3 этап. Определение роли каждого педагога в команде

Упражнения «Дом», «Мои сильные стороны», «Объявление». Формирование индивидуальных планов работы и их соответствие общему плану работы методического объединения. На этом этапе необходимо установить виды и цепочки связи педагогов, взаимозаменяемость.

4 этап. Формирование личности успешного учителя

Упражнения «Личность педагога», «Мои сильные стороны», «Мое педагогическое кредо», «Я – педагог».

5 этап. Мотивация к повышению уровня преподавания

Мини-лекция «Личностно-ориентированная модель общения взрослого с ребенком» (Приложение 4).

Упражнения вида «Подкрепление» и аналогичные, в которых педагогам представляется возможность почувствовать себя в роли учеников. Причем выполнение любых заданий сопровождается либо положительными, либо отрицательными высказываниями ведущего. В конце обязательна рефлексия деятельности, после которой учителя должны сами скорректировать свою работу.

6 этап. Завершение работы МО

Позитивные упражнения «Подарок», «Самопознание». Необходимо провести анкетирование по оценке основных параметров работы в команде в конце тренинга.

                                   

Глава 3. Положительные стороны командной работы

«Плюс»

Показатель

Содержание

Профессиональный

Время

Команда профессионалов способна быстро и эффективно решать задачу, на которую обычно уходит значительное время

Креативность

Команда профессионалов способна генерировать нестандартные решения, создавая "копилку решений"

Качество

"Кодекс чести" профессионала не позволит делать работу некачественно

Коммуникативный

Стиль

В команде отрабатывается стиль сотрудничества и взаимной поддержки

Координация

Каждый из членов команды гибко участвует в координации работ

Социальный

Имидж

Наличие команды создает школе выгодный имидж, вызывая у партнеров доверие

Перспектива

При наличии команды школа имеет преимущества при реализации стратегического плана

Духовный

Ценности

Работа в команде формирует созидательную систему ценностей у каждого члена

Рост

Работа в команде всегда содействует личностному и профессиональному росту членов команды, а значит и повышает эффективность команды в целом

Заключение

Команда постоянно изучает новые формы деятельности и адаптируется к переменам. При этом поощряется готовность к просчитанному риску, а ошибки воспринимаются, как благоприятная возможность на них учиться.

    Важным фактором педагогической команды является личность ее руководителя. Кроме лидерских качеств руководитель должен обладать целым рядом умений, а именно: координировать команду; уметь создавать благоприятный климат в команде; помогать членам команды советами; разрешать конфликты; докладывать о результатах; представлять команду за ее пределами.

    Увлеченность исследуемой проблемой способствует переводу методической деятельности педагогов в поисково-исследовательскую деятельность, что создает условия для их профессионального роста.

    Максимальное использование различных возможностей образовательного пространства, инновационный потенциал управленческих технологий позволяют школе достигать определенных результатов, способствующих повышению в целом качества образовательного процесса.

Источники информации

http://www.kronnmc.ru/site/elg/elg_leksina.html

http://metodist.ucoz.ru/load/2-1-0-4

http://www.psychologov.net/view_post.php?id=213

http://www.trainings.ru/library/articles/?id=7855

http://www.vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/57-training-with-teachers/1287-trening-vzaimodejstviya-v-gruppe

http://volkovvn.ucoz.ru/Avtoreferaty/PedagogicalTeamsForSchoolsInnovation.pdf

Приложение 1

Таблица. Сравнение группы и команд в педагогическом коллективе

Параметры сравнения

Группа в педагогическом коллективе

Команда в педагогическом коллективе

Цели

Направлены на решение

краткосрочной задачи

Решение стратегических задач

Лидер

Ярко выражен

Лидерство поделено между членами

команды

Миссия педагога

Совпадает с миссией ОУ или обусловлена миссией

Собственная

Ответственность

Личная

Личная и взаимная, групповая

Формы совместного решения проблем

Собранная

Свободные встречи

Педагогическая продукция

Индивидуальной деятельности

Коллективной деятельности

Оценка эффективности

Косвенная

Непосредственно по созданной педагогической продукции (проект, разработка и др.)

Процесс работы в пед.коллективе

Обсуждение

Решение

Делегирование полномочий

Обсуждение

Решение

Совместное выполнение

Состоит из сотрудников

Одного уровня

Всех уровней и подразделений

Временной фактор

Не долгосрочность работы

Более длительный срок работы по сравнению с группой

Путь организации

Административный

Демократический

Приложение 2

Анкета по оценке основных параметров работы в команде

(Вариант 1 - начало тренинга)

Оцените работу в вашей команде в настоящее время по предложенным критериям:

Умение общаться

-3 -2 -1 0 1 2 3

Умение договариваться (в сложных ситуациях, при решении проблем)

-3 -2 -1 0 1 2 3

Умение критиковать конструктивно

-3 -2 -1 0 1 2 3

Умение видеть человека в командной роли, использование сильных сторон каждого

-3 -2 -1 0 1 2 3

Терпимость друг к другу

-3 -2 -1 0 1 2 3

Удовлетворенность от участия в совместной деятельности

-3 -2 -1 0 1 2 3

С кем из участников тренинга вам хотелось бы вместе участвовать в упражнениях, играх?

1.

2.

3.

С кем из участников тренинга вам однозначно не хотелось бы участвовать вместе в упражнениях, играх?

1.

2.

3.

Поведение кого из участников тренинга, по вашему мнению, на данный момент ближе всего к конечной цели тренинга — улучшению командной работы?

1.

2.

3.

Спасибо!

 

Анкета по оценке основных параметров работы в команде

Вариант 2 (окончание тренинга)

Оцените работу в вашей команде после тренинга по предложенным критериям:

Умение общаться

-3 -2 -1 0 1 2 3

Умение договариваться (в сложных ситуациях, при решении проблем)

-3 -2 -1 0 1 2 3

Умение критиковать конструктивно

-3 -2 -1 0 1 2 3

Умение видеть человека в командной роли, использование сильных сторон каждого

-3 -2 -1 0 1 2 3

Терпимость друг к другу

-3 -2 -1 0 1 2 3

Удовлетворенность от участия в совместной деятельности

-3 -2 -1 0 1 2 3

Теперь, когда тренинг окончен, с кем из участников тренинга вам хотелось бы больше взаимодействовать в рабочей ситуации?

1.

2.

3.

Теперь, когда тренинг окончен, с кем из участников тренинга вам однозначно хотелось бы взаимодействовать меньше?

1.

2.

3.

Поведение кого из участников тренинга, по вашему мнению, на данный момент ближе всего к конечной цели тренинга — улучшению командной работы?

1.

2.

3.

Спасибо!

Приложение 3

Мини-лекция.

Тема: Этапы формирования команды.

Время проведения: 20 минут.

 Существует несколько видов функционально-коммуникативных сообществ в организации с различной философией взаимодействия между людьми. Эти виды можно определить следующим образом:

Группа. Группе характерна постоянная потеря энергии и ресурсов во взаимодействии людей друг с другом. Эта потеря происходит во время конфликтов, возникающих из-за дублирования функций, избегания ответственности, неоправданно высокого контроля. При таких условиях функционирования можно говорить о том, что группа из 10 человек, где каждый обладает, например, 10-ю единицами энергии, способна совершить полезной работы на 70 единиц.

 10*10=70

 Остальные 30 единиц энергия затрачивается на «трение» друг с другом. Философия такого взаимодействия: «Я выиграю, а ты проиграешь», «Я выиграю, за счет тебя», «Если я вижу что проиграю, я сделаю так, чтобы все проиграли». Понятно, что с такой философией внутри группы потери будут неизбежными.

Коллектив характеризуется тем, что каждый человек является вкладом в общее дело, ровно настолько, насколько от него требуют. В этом случае 10 человек, обладающих 10-ю единицами энергии каждый, способны совершить полезной работы на 100 единиц.

 10*10=100

 При таком взаимодействии практически нет потерь на межличностные конфликты. Такой форме взаимодействия характерна философия «Я выиграю сам, и ты выигрывай, как можешь сам», «Я выиграю, без тебя».

Команда – форма взаимодействия, в которой проявляется «синергетический эффект». За счет взаимодополнения, принятия ответственности за общий результат, открытости при обмене ресурсами становится возможным результат, не доступный при других видах взаимодействия. В этом случае 10 человек, обладающих 10-ю единицами энергии каждый, способны совершить полезной работы на 130 единиц.

 10*10=130

 При таком взаимодействии нет потерь на межличностные конфликты, на выяснение функциональной ответственности, дополнительное стимулирование к деятельности, при этом начинается волшебство командного духа и формируется настоящая корпоративная культура. Такому виду взаимодействия характерна философия «Я выиграю, тогда, когда выиграешь ты», «Я выиграю, когда мы все выиграем».

Рефлексия: Каким сообществом является Ваша организация? Почему?

Приложение 4

Мини – лекция.

Тема: Личностно – ориентированная модель общения взрослого с ребенком

(по А.В. Петровскому)

Цель: обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начала личности (базис личностной культуры); развивать его индивидуальность.
Способы общения: понимание, приятие и признание личности ребенка. Понимание — умение видеть ребенка «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения — своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
Приятие — безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет, признание его уникальности.
Признание — это прежде всего право голоса ребенка в решении тех или иных проблем.
Тактика общения: сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения.
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Методические рекомендации ведущему по формированию у педагогов знаний и представлений о личностно-ориентированной модели общения

Без внутренней готовности к построению новых отношений с детьми даже владение необходимыми приемами не может компенсировать отсутствия духовного единства взрослого и ребенка.

В первую очередь необходимо уделять внимание анализу и формированию позиции педагога, реализующейся через понимание, приятие и признание личности воспитанников. Этапность работы должна быть такова: от формирования личностной позиции педагогов по отношению к детям через присвоение личностно-ориентированных способов общения к овладению адекватной тактикой общения с детьми.

Формирование внутренней личностной позиции педагога, ориентированной на интересы ребенка, перспективы его развития, на восприятие воспитанников как равноправных партнеров в условиях сотрудничества, невозможно без переосмысления собственных педагогических взглядов, убеждений, без самоанализа, самопознания и самоопределения личности в целом. Это большая длительная работа.

Содержание предлагаемых в дальнейшем игр и упражнений поможет осознать и прочувствовать смысл понимания, приятия и признания личности ребенка, т.е. позволит получить собственный опыт адекватного восприятия позиции педагога. Дав определение всем трем способам общения, после каждого упражнения надо предложить педагогам самим определить, какой способ общения оно иллюстрировало.

Приложение 5

Упражнения

Приветствие «Смысл моего имени»

Материалы. Все необходимое для изготовления визитных карточек (нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки и т.д.).
Ведущий предлагает познакомиться и сделать это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ.
Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: придумать «перевод» своего имени с неизвестного языка. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а затем сообщить, как оно «переводится». Можно или вспомнить действительный перевод имени, или придумать свой, который может состоять даже из нескольких предложений.  Главная идея этого упражнения — дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность.

Упражнение «Связующая нить»

Цель: сплочение коллектива.

Время проведения: 20 мин.

Материалы: клубок ниток.

Процедура проведения: ведущий перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка, и говорит, что он любит, о чём мечтает и что он желает тому участнику, которому передал клубок. Другой участник ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше. Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка. Спросить участников, что на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен. Вторая часть проводится под медитативную музыку. Можно участникам предложить представить группу в виде Образа кокона или Образ купола, который накрывает группу.

Рефлексия: сравните своё состояние до начала занятия и после, что изменилось, что вы чувствуете?

Прием «Глаза в глаза»

Цели:  Расширение представления участнику тренинга друг о дру ге; обучение анализу; обучение навыкам эффективного общения на невербальном уровне,  обратной связи.

Процедура проведения. 

Группа делится на пары. Пара разбивается на партнера «А»  и партнера «В».  Партнер «А» садится на стул, а партнер «В» становится перед ним. В течении 30 секунд партнеры смотрят в глаза друг другу в полном молчании. Затем партнеры меняются местами и действие повторяется. Следующий этап – оба партнера садятся на стулья друг напротив друга и действие повторяется.

После упражнения происходит обсуждение вопросов:

  1. Что ты чувствовал, когда смотрел сверху вниз?
  2. Что ты чувствовал, когда смотрел снизу вверх?
  3. Что ты чувствовал, когда смотрел в глаза на одном уровне?

В какой позиции легче строить конструктивный разговор?

Упражнение «Дом»

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Время проведения: 20 минут.

Материалы: карточки с изображением животных.

Процедура проведения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом. Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами. Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом. В течение 10 минут постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Рефлексия: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным.

Игра ««Поменяйтесь местами»

Цель: Разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

Время проведения: 15 минут.

Процедура проведения: Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто... (умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Рефлексия: что нового узнали об участниках?

Упражнение «Комплимент».

Цель: улучшение атмосферы и сокращение дистанции в общении.

Время выполнения: 5 минут.

Материалы: мяч.

Процедура проведения: ведущий бросает мяч участнику, предварительно назвав его по имени, и говорит комплимент. Поймавший мячик, благодарит за комплимент словом «спасибо», глядя в глаза ведущему. Затем бросает мяч другому.

Упражнение « Закон гармонии»

Цель: Формирование толерантности и этической культуры межличностной коммуникации и отношений.

Материалы: листы бумаги, карандаши.

Время проведения: 30 минут

В цивилизованном социуме существует неписанный закон гармонии общения и межличностных отношений, затрагивающий их нормативную сферу. Следуя ему можно не допустить зарождение многих антагонистических противоречий, конфликтов, обид. Звучит он так: «Позволяя себе – позволяй другим. Запрещая другим – запрещай себе». Довольно справедливо, что выполнение этого правила избавляет нас от взаимных упрёков и деформации легитимной (нормативной) сферы личности. Но понятие нормы отношений и общения мы воспринимаем, понимаем, оцениваем субъективно. Так, например, мы не позволяем другим повышать на нас голос, указывать, критиковать нас, устанавливать нам запреты. Вместе с тем, порой сами кричим на других, ругаем и поучаем их, стараемся ограничить их действия. Каким же образом контролировать свои действия в тех или иных ситуациях общения?

Процедура проведения: тренер объясняет задание участникам: «Разделите лист на две части:

 1.«Позволяю себе, запрещая другим». Перечислите ваши поступки, направленные на получение преимущества за счёт окружающих. Определите степень свободы ваших действий. Позволяете ли вы себе: опаздывать, повышать голос на других, игнорировать чье то мнение (товарища, ребенка, подчиненного и др.), высмеивать кого-то и так далее.

 2.«Запрещаю другим, позволяя себе». Перечислите, на какие действия окружающих налагаете запрет, но разрешаете себе. Например: критиковать, оценивать, чинить беспорядок, бездельничать.

 В течение 10 минут участники заполняют листы, затем идёт обсуждение и рефлексия.

Рефлексия: Стоит ли запрещать себе, быть свободным, что бы иметь основания осуждать других? Стоит ли позволять себе заблуждаться, что, запрещая другим, вы имеете на это право?

Упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Время проведения: 10 минут.

Процедура проведения: ведущий говорит: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Рефлексия: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

 Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Упражнение «Личность педагога»

(Проводится в малых группах по 4 человека)
Подгруппам предлагается составить портрет идеального педагога. На выполнение задания отводится 5–7 минут. Результатом обсуждения должен стать список качеств, которые, по мнению подгруппы, являются неотъемлемыми для характеристики идеального педагога. Малые группы высказываются по очереди. Выдвигаемые мысли становятся достоянием
памяти. Спорные качества, формулировки, определения выносятся для обсуждение всей группой. В память включаются уже исправленные качества, принимаемые всеми участниками.

Примерные качества

Гибкость, стремление к самоактуализации, доброжелательность, умение брать ответственность на себя, коммуникабельность, направленность на личность другого человека, принятие себя, уважение чужого мнения, организаторские способности,
умение видеть на несколько шагов вперед, креативность.

Первая микрогруппа дает свой портрет идеального педагога, и все называемые качества фиксируются на доске. Для второй микрогруппы работа усложняется за счет особенностей представления своего портрета — оно проходит в виде ответов на вопросы:

С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?

Что вы сами предлагаете добавить?

Что в этом списке вы бы изменили, уточнили?

Таким образом, список дополняется и изменяется, при этом первая микрогруппа имеет право отстаивать свое решение, приводить аргументы в свою защиту. Третьей микрогруппе предстоит защищать свое мнение в сравнении с уже оформленным перечнем двух предыдущих микрогрупп, отвечая на уже известные вопросы.
Итогом групповой дискуссии является список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Последним шагом дискуссии может стать либо ранжирование, либо выделение трех наиболее значимых с точки зрения профессии качеств личности.

Упражнение «Мои сильные стороны»

(Проводится в малых группах по 3 человека)

Каждому предлагается рассказать остальным о чертах личности, которые он считает лучшими в себе, которые он мог бы выдвинуть в качестве примера детям и хотел бы сформировать у своих воспитанников. После небольшой подготовки участники в подгруппах по очереди представляют себя. Необходимо нацелить их на то, чтобы все высказывания подавались в утвердительной, а не условной форме (исключить слова типа «возможно», «наверно», «может быть»). Слушатели могут уточнять детали, просить разъяснения, задавать дополнительные вопросы, но не высказывать свое мнение.
На основании самопрезентаций каждая микрогруппа составляет сборный портрет лучших черт с указанием на то, какие, благодаря им, качества личности детей они могут воспитать, будучи напарниками.

Общее время работы микрогрупп — 15 минут.

Вопросы для обсуждения

Какие чувства вызвало задание?

Понадобилась ли помощь партнеров в выделении своих сильных сторон?

Что мешало свободно говорить о своих достоинствах?

Не заметили ли вы за собой желания говорить о своих достоинствах, отталкиваясь от отсутствия конкретных недостатков?

Какие чувства вы испытали, когда услышали собственные сильные черты в общем портрете?

Задумывались ли вы раньше о влиянии ваших черт на воспитание конкретных сторон личности детей?

Идея, выносимая на обсуждение

Нужно стремиться к тому, чтобы не было необходимости каждую минуту контролировать ситуацию и думать о том, как выглядишь в глазах детей. Напротив, надо стараться быть естественным, честным перед воспитанниками, то есть таким, какой ты есть на самом деле. Но для этого каждому педагогу необходимо развивать в себе такие качества, которые, являясь неотъемлемыми чертами его личности, будут положительно влиять на формирование определенных сторон личности детей.

Упражнение «Объявление»

В течение 5 минут каждый должен составить объявление о своих услугах (репетиторство, гувернерство, консультирование, развивающая работа, обучение и т.д.), которое бы отражало профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем в течение одной минуты объявление зачитывается перед всеми. Группа может задавать любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться услугами этого специалиста.

Упражнение «Мое педагогическое кредо»

Материалы: средства изображения и вся окружающая обстановка.

Необходимо сформулировать девиз, создать образ, символ, эмблему своей профессиональной деятельности, а затем представить ее группе. Это может быть рисунок, песня, четверостишие, схема, жест, пословица и т.п. Участники могут воспользоваться любыми имеющимися изобразительными материалами и прочими вспомогательными средствами, музыкальными инструментами.

Время подготовки — 10 минут.

Вопросы для обсуждения

Почему вы выбрали именно эти средства для символизации своего кредо?

Что главное в себе вы хотели подчеркнуть этим символом?

Что в этом символе вы не отразили, но хотели бы добавить?

Какой элемент символа несет на себе основную смысловую нагрузку?

Удовлетворены ли вы созданным символом?

Считаете ли вы, что он действительно отражает ваше кредо?

Упражнение «Подкрепление»

Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочно положительного отношения к ребенку. Процедура такова. Двое желающих выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция задумать предмет из имеющихся в помещении и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах.

Во-первых, ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнениями на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер.
Во-вторых, группе дается задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму — положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов
и т.д.).

Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место. Процедура совершается по очереди с каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.
По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться первыми («выпустить пар») предоставляется активным участникам.

Вопросы для обсуждения

Как вы чувствовали себя в своей роли?

Какие чувства вызвала у вас реакция группы?

Как вы чувствуете себя сейчас?

Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

Идеи, выносимые на обсуждение

Безусловно положительное приятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих. Психологическая поддержка — это способ выражения приятия.
С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления первый игрок справился, так как понимал, что это — игра. Ребенку такое количество негативных оценок выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в учебном заведении (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику. Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.

Упражнение «Самопознание»

Материалы: бумажки с написанными буквами, составляющими слово «самопознание».

Между участниками распределяются буквы, составляющие слово «самопознание». Из них группе придется составлять новые слова. В начале упражнения ведущий спрашивает у каждого, сколько, на его взгляд, слов можно составить из этого набора букв. После выслушивания мнений группе можно задать вопрос:

— Когда ты называл количество возможных слов, ты опирался на то, сколько сам можешь составить, или учитывал, что могут появиться варианты от других членов группы?

Далее группа строит все возможные слова из букв-людей, составляя их в ряд. Одновременно проверяется, есть ли разница между индивидуальными представлениями и групповыми возможностями.

Вопросы для обсуждения

Все ли участвовали в составлении слов?

Как было организовано составление слов?

Были ли «выпадающие»?

Какие чувства испытывали участники, которых мало задействовали в упражнении?

В какой форме проходило составление слов («затаскивание», перестановка, уговаривание, просьбы, совместное решение и т.д.)?

Для упражнения можно использовать и другое слово при условии, что количество букв в нем будет соответствовать числу играющих и некоторые их них будут повторяться.

Идеи, выносимые на обсуждение

Необходимо видеть каждого, принимать каждого, учитывать мнение каждого человека. Легко заметить, выделить активного, инициативного ребенка, сложно — спокойного, пассивного, робкого.

Упражнение "Паровозики"

Сочетает возможность получить интересную информацию о себе, об отношении к подчинению и собственному руководству с возможностью просто подвигаться.
Для создания подгрупп можно предложить объединиться тем, кто сегодня еще не работал вместе (задание будет иметь и социометрическую информацию).

«Паровозики» ездят по трое, стоя в затылок друг к другу. У первого и второго глаза закрыты — это вагоны. Третий глаза не закрывает, чтобы иметь возможность
управлять тройкой, он — паровоз. Он держит за локти среднего, средний — первого. Движение происходит с разной скоростью (с ускорением, замедлением). Постепенно каждому дается возможность побыть и паровозом (управляющим тройкой), и средним вагоном (стоящим в середине), и первым вагоном (стоящим спереди).Какие чувства ты испытывал во время упражнения на каждой из позиций?

Вопросы для обсуждения

Какая позиция для тебя была самой удобной?

Легко ли тебе было, когда тобой руководили?

Легко ли было самому руководить?

Смог ли ты абсолютно довериться ведущему?

Идеи, выносимы на обсуждение

У каждого человека есть своя комфортная позиция — вести за собой или быть ведомым. Но! Работая с детьми, мы обязаны нести за них ответственность всегда, и это единственно возможная позиция.

Проектное рисование "Я – педагог"

Материалы: средства изображения, альбомная бумага.
Следующее задание предполагает создание рисунка-автопортрета. Однако особенностью этого автопортрета будет необходимость подчеркнуть в нем свои профессиональные черты. Для рисования можно использовать имеющиеся изобразительные средства. На рисование отводится 10 минут.

Участники распределяются по помещению таким образом, чтобы работа над рисунком осталась в тайне от других. После этого неподписанные рисунки собираются ведущим, и группа приступает к их анализу. Рисунки предъявляются по очереди, без указания авторства. В обсуждении принимают участие все члены группы, свободно высказывая свое мнение.

Вопросы для обсуждения

Что вы можете сказать о профессиональных особенностях изображенного человека?

Что вы можете сказать о личностных особенностях изображенного человека?

Какими достоинствами обладает изображенный человек (профессиональными, личностными)?

Что бы вы пожелали изменить в себе изображенному человеку (профессиональные качества, личные качества)?

После обсуждения автор рисунка имеет право признаться, если у него возникло такое желание. Автор анализируемого рисунка может зафиксировать высказанные в ходе обсуждения мысли, так как они помогут выполнить домашнее задание этого дня. По окончании обсуждения впечатления не анализируются, каждый берет из обсуждения то, что ему показалось важным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план организации коррекционно - педагогической работы учителя- логопеда .

В нем раскрывается содержание планируемой работы на год, формы реализации, сроки....

Организация процесса коррекционной работы учителя-логопеда в СОШ в условиях реализации ФГОС НОО

В  России формируется новая образовательная система для детей с ОВЗ, изменяются концептуальные основы специального образования: наряду с дифференциацией и совершенствованием всех типов специальны...

Основные направления, содержание организации методического сопровождения работы учителей ОБЖ

Процесс обновления и перестройки образовательной системы требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения и воспитания, но и совершенствования работы по организации и методическ...

Презентация " Организация индивидуальной коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими ЗПР"

В данной презентации представлен материал следующего содержания:1. Определение категории детей с ЗПР.2. Цели, задачи коррекционной работы.3. Этапы сопровождения ребенка с ОВЗ.4. Основное содержание ИО...