Рабочая программа «Шаг за шагом» по социализации воспитанников школы-интерната 6-8 класс
рабочая программа (7 класс)

Цель программы:

социальная адаптация детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.

 Задачи программы:

  1. формирование понятия о необходимости здорового образа жизни.
  2. формирование социальной активности воспитанника.
  3. формирование профессионально-трудовой готовности воспитанников.
  4. формирование личностной готовности к самостоятельной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shag_za_shagom.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»»

«Рассмотрено»

на МО воспитателей

Руководитель МО

    ………(Бахов В.А.)

Протокол № 1

от 28.09.2019г.

«Согласовано»

на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от 29.09.2019г.

«Утверждаю»

Директор СОГБОУ«Демидовская школа-интернат»

………….. А.В. Шевандин

Приказ №179 от 30.09.19г.

Рабочая программа

«Шаг за шагом»

по социализации воспитанников школы-интерната

6-8 класс

Воспитатель Бахов В.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств, так и в условиях воспитания, то есть целенаправленного формирования личности.

    Важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды – дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением. Поэтому он может «мигрировать» из одной среды в другую.

    Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный.

      Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли.

   Основной особенностью социализации воспитанников детского дома является замещение одного из основных институтов социализации – семьи – учреждением.

   Дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены самого мощного и действенного пути социальной адаптации.

   Дети-сироты именно потому и имеют проблемы в социализации, что их взаимодействие с обществом и отдельными его структурами сильно ограничено, а с родителями совсем отсутствует.  

    Дети, воспитывающиеся без попечения родителей, испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь. Общее физическое и психическое развитие воспитанников детского дома отличается от развития их ровесников, растущих в семье. Темп их психического развития замедлен, имеет ряд качественных негативных особенностей: у детей ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная жизнь и воображение, значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля.

     Общеизвестны трудности адаптации выпускника детского дома к самостоятельной жизни. Они объясняются как его собственной сиротской судьбой, так и тем, что в специфических условиях детского дома часто формируется личность с социопатическим характером. Это объективные условия, они являются ситуацией развития социальной сироты. Между тем, воспитательный потенциал интернатного учреждения очень велик, и при соответствующей организации среды и целенаправленными педагогическими приемами возможно, хотя бы частично компенсировать негативное влияние среды развития воспитанника. Детские дома призваны выполнять не только образовательно-воспитательные функции. Перед педагогами стоит задача – выпустить  в самостоятельную жизнь человека, у которого сформированы:

  • позитивное отношение к людям;
  • способность делать выбор, принимать решения и нести за это ответственность;
  • потребность в труде как образе жизни;
  • способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей.

    Детские дома имеют своей основной задачей  оптимизацию социализации личности, ее полноценного развития, компенсирование  недостатков развития, обеспечение правовой и психологической защищенности воспитанников и выпускников.

    Совершенно очевидно, что именно дети-сироты должны проходить более глубокую подготовку к самостоятельной жизни.

    Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию, нравственно-эстетическому, правовому, медико-педагогическому, трудовому, а также психологическая реабилитация и развитие воспитанников.

  Семейное воспитание.  Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех этапах его возрастного развития. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное  представление о семье. Не игра «В семью», не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.

Для ребенка, воспитывающегося вне семьи, значимыми аспектами социализации становятся коллектив сверстников, сотрудники детского дома или интерната. Следовательно, информация о социальных ролях: муж, жена, сестра, брат, тетя, дядя – может просто отсутствовать или быть искажена.  

Подготовка детей-сирот к семейной жизни – это комплекс мер психолого-педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях, проблемах, трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.

Одной из задач социального воспитания детей-сирот является подготовка их к решению задач, связанных с семейной жизнью и ведением домашнего хозяйства. Наличие у детей-сирот опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям семейной жизни, поскольку ребенок-сирота лишен естественной родственной «ниши» в семье и ему приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и полученный опыт.

Для того, чтобы обеспечить эффективность и высокий уровень формирования  готовности к семейной жизни, необходима определенная целенаправленная организационно-педагогическая работа в ходе воспитательного процесса с детьми-сиротами в детских домах и интернатах.

Очень часто ребенок достаточно хорошо представляет себе  свою будущую семейную жизнь, не имея при этом положительного опыта семейных взаимоотношений. Поэтому формирование готовности к семейной жизни необходимо интегрировать с нравственным воспитанием молодого человека, с воспитанием в нем таких качеств как человечности, доброта, чуткость, сострадание, отзывчивость, готовность помочь другим.

        У детей младшего школьного возраста необходимо развивать чувство товарищества, дружбы, достоинства, чести. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях.

     В подростковом возрасте активно развиваются основы нравственных качеств и идеалов, которые закладываются в младшем школьном возрасте, обогащаются знания подростков о значении и ценностях семьи, углубляются и расширяются представления о своих обязанностях в семье, активно формируется чувство взрослости и самостоятельности.

    В рамках семейного воспитания необходимо вести работу и по домоводству с целью развития в детях навыков ведения хозяйства, навыков бытового самообслуживания.  

Психолого-педагогическим средством формирования готовности к семейной жизни являются занятия-лекции, в ходе которых дети получают необходимые им знания, практические и семинарские занятия, на которых идет закрепление полученных знаний, занятия-практикумы, в ходе которых воспитанники знакомятся с особенностями своей личности, узнают свои сильные и слабы стороны, учатся развивать имеющиеся способности и корректировать негативные проявления.

    Мораль и право. Правовые знания способствуют формированию социальной активности подростка, дают возможность правильно ориентироваться в жизни. В результате  работы по правовому воспитанию у детей не только формируются правовые убеждения, но и вырабатываются навыки правового поведения и самозащиты. Формирование гражданских качеств, необходимых для бесконфликтной интеграции в обществе. Следует отметить, что содержание программы не дублирует школьную программу по граждановедению, способствует развитию зрелого чувства гражданского самосознания и гражданской ответственности.

    Профориентация. Среди целей и задач деятельности современного образовательного учреждения в условиях социально-экономического преобразования общества одной из ведущих становится проблема активизации профессионального самоопределения.

    Выпускники детского дома должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы. В связи с этим необходимо проводить работу по профориентации воспитанников и подготовку воспитанников к профессиональному самоопределению. Психологические особенности воспитанников детского дома усложняют процесс их профессионального самоопределения. Трудности в профессиональном самоопределении подростков – воспитанников детского дома вызваны низким уровнем их интеллектуального развития, несформированностью познавательных процессов: мышления, памяти, воображения; обедненностью эмоциональной сферы, неадекватной самооценкой. Процесс профессионального самоопределения детей, не имеющих семьи, усложнен. Зачастую он происходит стихийно, что приводит к детской неустроенности и неуверенности в себе. Важно готовить подростков к серьезному поиску своего места в жизни через профессиональную деятельность. Она поможет так войти в систему социальных отношений, что подростки будут чувствовать свою востребованность. Правильная ориентация в профессии с учетом особенностей характера, способностей – залог успеха в будущей взрослой жизни.

       У младших школьников нет еще оснований для совершения серьезного профессионального выбора, часто отсутствуют выраженные интересы и склонности. Наметившиеся интересы легко сменяются иными. Основные усилия в работе с детьми должны быть направлены на всемерное развитие их интересов, склонностей и способностей, необходимо знакомить детей с миром профессий посредством игры, экскурсий, встреч с людьми интересных профессий. У детей среднего школьного возраста необходимо выявлять и развивать специальные способности, подростка необходимо научить соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности. В старшем школьном возрасте происходит изучение профессиональных предпочтений, ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров. На данном этапе ребенок должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и физиологического ресурсов. Именно в этот период воспитанник должен всерьез задуматься над тем, насколько готов он к намеченной для себя профессии. Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь воспитанникам в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей: получение знаний о себе, о мире профессионального труда, соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности.

   Таким образом, профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии.

    Профессиональное самоопределение для подростка – сложный и длительный процесс, который не сводится только к выбору профессии или учебного заведения, куда он будет поступать после школы. По сути, профессиональное самоопределение продолжается всю трудовую жизнь человека и включает в себя не только самоопределение на уровне отрасли предприятия, профессии, но и на уровне специальности, должности.

Эти разделы состоят из ряда занятий, каждое из которых рассчитано на 40-50 минут.

Форма занятий: беседы, игры, дискуссии, экскурсии, проекты, семинары-практикумы. Форма занятия выбирается с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.

На занятиях используется наглядный и дидактический материал.

Цель программы:

социальная адаптация детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.

 Задачи программы:

  1. формирование понятия о необходимости здорового образа жизни.
  2. формирование социальной активности воспитанника.
  3. формирование профессионально-трудовой готовности воспитанников.
  4. формирование личностной готовности к самостоятельной жизни.

Программа рассчитана на 6 лет.

Темы первого и второго года занятий для детей младшего школьного возраста.

Темы третьего и четвертого года занятий для детей среднего школьного возраста.

Темы пятого и шестого года занятий для детей старшего школьного возраста.

Наиболее доступными формами являются беседы, утренники, игры деловые и ролевые, также используются дискуссии, форма круглого стола

Программа состоит из нескольких разделов

  1. Этикет « Я и школа»
  2. Мораль и право «Я государство»
  3. Семейное воспитание «Я и семья»
  4. Профориентация « Я и профессия»

                             

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 ГОД

Раздел

Тема

Кол-во часов

«Я и школа»

  1. Правила поведения в общественных местах (театр, кино). Этикетные запреты.
  2. Вежливость – необходимое проявление общей культуры. Ситуация приветствия и прощания. Правила приветствия со взрослыми и детьми.
  3. Правила поведения за столом. Благодарность, похвала, просьба.
  4. Правила разговора по телефону.
  5. Обращение к прохожим, если надо найти незнакомый объект или узнать время.

2

2

         1

         1

         1

         7

«Я и государство»

  1. Родина как место, где родился человек.
  2. Наша страна.
  3. Символы государства.
  4. Кто управляет нашей страной.
  5. Природа нашей страны.

1

2

1

1

          2

          7

«Я и семья»

  1. Я и моя семья.
  2. Колыбельная матери
  3. Что мы знаем о домашнем труде.
  4. Зайти приятно в дом, коли порядок в нем.

5. Безделье, лень и неуменье вызывают     отвращенье.

  1. Мода разных времен.
  2. Угадай вид одежды.
  3. Бережливость дороже богатства.

2

1

1

1

1

1

1

1

9

«Я и профессия»

  1. Увлечения и профессия.
  2. Влияние интересов на выбор профессии.
  3. Экскурсии на предприятия города.
  4. Работа клуба «Человек с интересной профессией»

1

1

3

4

9

2 ГОД

Раздел

Тема

Кол-во часов

«Я и школа»

  1. Культура поведения на лоне природы.
  2. Правила поведения в общественном транспорте.
  3. Правила знакомства. Речевые реакции на знакомство.
  4. Поведение на улице. Анализ этикетных ошибок.
  5. Правила приема гостей.
  6. Правила поведения за столом. Умение обслуживать гостей.

  1

  1

  1

  1

  1

  2

  7

«Я и государство»

Символы Российского государства (флаг, гимн, герб).

Что такое правонарушение?

Как называется главный Закон государства?

Почему наказывают людей за совершенные проступки?

  1

  2

  2

 2

7

«Я и семья»

Как выбрать подарок.

Как создать праздничную атмосферу в доме.

Как украсить праздничный стол.

Развлечения.

2

2

2

2

8

«Я и профессия»

Мир профессий.

Экскурсии на предприятия города.

Работа клуба «Человек с интересной профессией».

3

3

3

9

\

3 ГОД

Раздел

Тема

Кол-во часов

«Я и школа»

  1. Речь как отличительная способность человека. Умение говорить и слушать.
  2. Решение ситуативных задач.
  3. Речевые формы утешения. Помощь и участие в различных ситуациях. Задушевный разговор между друзьями.
  4. Сервировка стола для завтрака, обеда и ужина.

1

2

2

2

7

«Я и государство»

Кого называют гражданином?

  1. Что такое гражданство? Какие права человека называют гражданскими?
  2. Конституция РФ. Права и обязанности.
  3. Права и обязанности детей.
  4. Зачем нужна власть? Возможна ли жизнь без власти?
  5. Что такое законопослушание?
  6. Что такое правонарушение, преступление?

1

1

1

1

1

     1

    1

7

«Я и семья»

  1. Бесценный дружеский союз.
  2. Самое утреннее чувство.
  3. Как выбрать спутника жизни.
  4. Любовью дорожить умейте.
  5. Свадьба.
  6. Распределение обязанностей в семье.
  7. Условия семейного счастья

1

1

1

1

1

1

1

7

«Я и профессия»

  1. Мир профессий.
  2. Профессия и состояние здоровья.
  3. Интересы и склонности в выборе профессии
  4. Формула выбора профессии.
  5. Работа клуба «Человек с интересной профессией».

2

1

1

     1

      4

9

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Сформированность социальной активности воспитанника
  • Знание и соблюдение норм поведения;
  • Знание своего статуса
  • Ориентированность в государственных институтах и экономической ситуации;
  • Умение прогнозировать будущее.
  1. Сформированность профессионально-трудовой готовности воспитанника
  • Широкая информированность о профессиях;
  • Умение составить учебно-профессиональный план;
  • Понимание значимости трудовой деятельности;
  • Наличие устойчивых избирательных интересов.
  1. Сформированность личностной готовности к самостоятельной жизни
  • Степень включенности в коллектив;
  • Эмоционально-психологическая организация (оптимальность по психологическим показателям)

Критерии оценки результативности программы

С целью определения результативности программы были выделены следующие критерии:

1. Уровень готовности к самостоятельной жизни и деятельности (измеряется при помощи метода экспертных оценок)

2. Уровень личностной готовности дополнительно измеряется при помощи следующих методик:

  • Уровень личностной и ситуативной тревожности (по методике Спилберегера)
  • Уровень самооценки (по методике Л.Д. Столяренко)
  • Уровень агрессивности и враждебности (по методике А.Басса-А.Дарки)
  • Социометрического статуса в коллективе (по методике Морено)

                                                     Заключение

        Программа была апробирована в течение 2 лет. На первом этапе было проведено предварительное исследование по следующим направлениям:

  1. Тест «Самооценка» (по Л.Д.Столяренко)
  2. Изучение уровня агрессивности и враждебности (опросник А,Баса-А.Дарки)
  3. Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)
  4. Социометрия по Д.Морено
  5. Уровень притязаний (по методике Шварцландера)
  6. Уровень готовности к СЖД (метод экспертных оценок, предоставленный ДО)

Программа апробирована на детях подросткового возраста с целью предварительной оценки результативности программы. Следует отметить, что оценить результативность программы в условиях детского дома достаточно сложно. Основной причиной, затрудняющей вообще статистический анализ данных в условиях детского дома, является постоянная смена состава воспитанников. По этой причине была проведена оценка результатов по воспитанников, находящихся в детском доме на протяжении 2 лет и более.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социализации воспитанников школы-интерната (2011г.)

Правовая социализация,  профессиональное самоопределение воспитанников, безопасность жизни, культура поведения и общения...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся,воспитанников школы-интерната VIII вида (9 класс)

Данная рабочая программа включает в себя развернутый материал по каждому уроку СБО и поможет всем учителям социально-бытовой ориентировки при подотовке к поурочному планированию.Буду рада,если мне ост...

ПРИМЕРНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ I-II ВИДА ДЛЯ I – XII КЛАССОВ

Многолетний опыт общеобразовательных школ показал неприемлемость использования в пределах всей страны единой программы физического воспитания учащихся и тем более для детей с ограниченными возможностя...

Занятия физкультурой и спортом как средство социализации воспитанников школы – интерната для детей с ОВЗ.

Здоровье подрастающего поколения -  это проблема не только медицинская  и социальная , но и конечно воспитательная.  Опыт показывает, что успешность социализации выпускников специальных...

Трудовое воспитание, как основа социализации воспитанников школы-интерната

             Социальная реабилитация, как возможность умственно-отсталых детей включиться в общественно полезный труд в качестве квалифицированного рабочего, ...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Роль предмета социально-бытовой ориентировки в процессе социализации воспитанников школы-интерната»

В данном материале раскрывается значение предмета  "Социально-бытовая ориентировка" по подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни....

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социализация воспитанников школы- интерната, как важное условие подготовки к самостоятельной жизни»

Тема:«Социализация воспитанников школы- интерната, как важное условие подготовки к самостоятельной жизни» Автор: социальный педагог ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа ...