Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Числительные, обозначающие целые числа"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Виктория Семеновна Семяшкина

Урок разработан в соответствии с ФГОС, в содержании урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям. Данный урок проведен по ходу изучения темы "Имя числительное". Вид  учебного занятия- изучение нового материала. Цель: обучение алгоритму склонения числительных, обозначающих целые числа. на уроке реализуется деятельностный подход, который решается в следующих видах деятельности: учебной и учебно- исследовательско. 

Урок разработан и реализован  с применением следующих методов обучения: наглядный, словесный, практический, исследовательский. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, работа в малых группах.

 При проведении урока использованы следующие образовательные технллогии: здоровьесберегающие, ИКТ, проблемно- диалоговые.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ненецкого автономного округа

«Средняя школа имени А.А. Калинина с. Нижняя Пёша»

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме                                                                                        «Числительные , обозначающие целые числа»

(Склонение числительных сорок, девяносто, сто;                                                                                                                     склонение составных числительных; склонение числительного полтораста)

Учитель русского зыка и литературы:

Семяшкина Виктория Семеновна, первая категория

с.Нижняя Пеша

2025г.

Предмет: русский язык

Класс: 6

Учитель: Семяшкина Виктория Семеновна

Тип урока: изучение нового знания

Используемые на уроке технологии:

  • модульная технология;
  • обучение в сотрудничестве (обучение в команде, достижение групповых целей);
  • проблемное обучение (использование учащимися ранее полученных знаний для решения новых дидактических задач).

Цель урока:

  • повторение изученного материала по теме «Имя числительное»;
  • развитие умений отличать числительные от других частей речи, производить морфологический и синтаксические разборы, изменять числительные по падежам, использовать их в речи; развитие творческих способностей детей;
  • воспитание интереса к изучению русского языка, мотивация здорового образа жизни

Задачи урока:

  • образовательная: организовать изучение новых знаний об имени числительном, закрепление изученного, повторение и обобщение изученных сведений  об имени числительном , систематизацию теоретических знаний о числительном как части речи.
  • развивающая: продолжить формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, навыков работы с текстом, умения обосновывать и доказывать свою точку зрения, умения ставить цели и анализировать результат.
  • воспитательная: сформировать навыки командной работы, развивать познавательную активность, мотивацию здорового образа жизни.

Планируемые результаты урока

ПРЕДМЕТНЫЕ

совершенствование представления о числительном и умения отличать его от других частей речи с числовым значением, отработка  правильного употребления грамматических форм и формирование орфографической зоркости.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Познавательные

- развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

- совершенствовать навыки работы с текстом.

- развитие  умений  действовать  со  знаково  - символическими  средствами  и структурировать  знания;  адекватно,  осознанно  и  произвольно  строить  речевое высказывание в устной и письменной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные

обучение постановке  цели  работы,  умению  самостоятельно  работать  с  материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Коммуникативные

формирование навыков работы  в  группе,  умения  слушать  товарищей,  принимать коллективное решение, вести диалог.

Личностные

развитие умения оценивать собственную учебную деятельность и деятельность других учащихся: применять правила делового сотрудничества; считаться с мнением другого человека

Средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, экран для просмотра презентации, ключи к заданиям для самопроверки.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности (время в минутах)

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

  • Определить содержательные рамки урока («могу»)
  • Организационный момент, создание позитивного настроения на уроке, мотивация, актуализация знаний.

1.Формулирование темы урока, целей и задач.

-Я предлагаю вам отгадать загадку и сформулировать тему урока.

Я каждый день и час

Сказать готово, сколько вас,

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду.

Что узнали об этой части речи?

Зачем нам надо повторить и обобщить материал о имени числительном?

Учащиеся приветствуют учителя, слушают, отгадывают загадку, формулируют тему, определяют цели урока.

Коммуникативные: построение речевых высказываний

Регулятивные: активная позиция в учебной деятельности

Личностные: положительное отношение к учёбе, получение нового знания

2.Актуализация знаний (время в минутах)

Цель: актуализировать знания об имени числительном, повторить понятия и алгоритмы.

1.Какими частями речи являются родственные слова в словосочетаниях?

- тройка лошадей, утроить силы, три друга, трое приятелей, третий день, тройной прыжок, трехэтажный дом, встречаться трижды, беседовать втроем.

Учащиеся определяют части речи родственных слов, называют особенности  числительного как части речи

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.

Личностные: сотрудничество, обмен опытом, знаниями с другими.

Коммуникативные: умение уважительно относиться к позиции другого человека, договариваться, выражать свои мысли с достаточной точностью.  

Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний.

Коммуникативные: умение уважительно относиться к позиции другого человека, договариваться, выражать свои мысли с достаточной точностью.  

Личностные: сотрудничество, обмен опытом, знаниями с другими

2.Выполнение морфологического разбора с целью определения, к                какой части речи относятся слова: пятерка, (из) пяти (заданий), пятый (день)

Учащиеся делятся на три группы, выполняют морфологические  разборы слов  и определяют часть речи.

Группа представляет свое слово.

3. Самое уязвимое место в общении с числительными – умение поставить числительное в нужный падеж.

Новый материал данного урока будет содержать четыре положения:  

1)Склонение числительных: 40, 90,100.

2) Закрепление полученных знаний

3)  Склонение числительных от 50до 80, от 200 до 900.(Склоняются обе части)

4) Закрепление изученного материала.

5) Склонение составных числительных типа 675, 1984. (склоняются все слова)

6) Закрепление изученного материала

7) Склонение слова полтораста.

8) Закрепление изученного материала.

       

1)Чтение таблицы учебника на стр. 62.

2) Выполнение упражнения 525 на доске и в тетрадях.

И., В.

Сорок

Девяносто

Сто

Р.,Д., Т., П.

Сорока

Девяноста

Ста

3) Чтение правила на стр. 63.

4)Выполнение упражнения учебник а 526 у доски и в тетрадях.

5)Знакомство с теорией  на странице учебника 63.

6) Выполнение упражнения 527 (часть) на доске и в тертрадях.

7) Работа с теорией на странице учебника 64,65.

8) Выполнение упражнения 530 (часть)

Общее закрепление .

1.Подведение итогов, выводы по теории, работа над правильностью произношения числительных.

Прочитать фразы вслух и переписать, заменяя числа словами:

К 149 прибавить 58, получится 207

С 558исложить 32, будет 590

От 889 отнять 65, будет 824

Из 767вычесть 486, получится 281.

Физкульминутка

Раз - все дружно потянулись,

Два - назад спиной прогнулись,

Три - согнулись пополам,

Четыре - головой крутим по сторонам.

А на пять - быстро сядь.

Шесть - на месте шагом марш,

Семь - улыбнись скорее всем.

Восемь - руки разомни,

Девять - в стороны их разведи,

Десять - снова потянись,

И учиться ты садись.

4. Повторение орфограмм в написании числительных

-Ребята, какие числительные называются простыми? Какие – составными?

 А что вы знаете о написании Ь (мягкого знака) на конце и в середине числительных?

Расшифруйте схему. Впишите в клетки фигуры количественные числительные с ь на конце и в середине.

Ученики, используя схемы, рассказывают о написании ь на конце и в середине числительных.

Записывают в фигуру количественные числительные, проверяют по слайду.

Пять, восемь, пятнадцать, двенадцать.

Семьсот, девятьсот

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные: учебное сотрудничество, построение речевых высказываний

                                                    3.Включение в систему знаний и повторения работу с текстом

Цель: уметь читать текст с

числительными, правильно употребляя их в речи.

 (слайд 12)

Работа с текстом.

1.Прочитайте выразительно текст, употребив в нужном падеже числительные.

2.Докажите, что это текст, а не отдельные предложения.

3. Озаглавьте текст.

4. Произведите морфологический разбор порядкового числительного.

Учащиеся читают текст (по одному предложению каждый), выполняя задания.

В семействе колибри – 123 рода, 319 видов, 656 разновидностей. Есть колибри –«великаны», размер крыльев которых достигает 15 сантиметров, вес – 20 грммов. Они побольше иных воробьев. Есть и малютки с размахом крыльев в 20-30 миллиметров. Таких на килограмм приходится 500-600.

Коммуникативные: соблюдение правила речевого поведения

Регулятивные: определение степени успешности работы

4.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: зафиксировать новые знания, полученные на уроке;

оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения поставленных целей; выявить неразрешенные на уроке затруднения и продумать план ликвидации пробелов.

Выставление оценок.

Обсудить и записать домашнее задание.

 -Ребята, осознали ли трудности изучения темы «Имя числительное»?

Обнаружили пробелы в знаниях по данной теме?

Домашнее задание: выполнить примеры из упражнений, не сделанные к классе. Составить словарную диктовку из слов с орфограммами №1-6, 24.

Прошу вас поделиться своими впечатлениями об уроке. Выберите и прикрепите смайлики к предложению, которое соответствует тому, насколько хорошо вы усвоили тему

Учащиеся отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, выбирают и записывают домашнее задание.

Коммуникативные: соблюдение правила речевого поведения

Регулятивные: определение степени успешности работы

Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха.

 Список литературы

  1. Баранов, М. Т. Русский язык. Учебник. 6 класс. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2023г..
  2. Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку . 6 класс», Москва, «Вако», 2014 г.
  3. Детская энциклопедия "Я познаю мир"/ Русский язык. Автор В.В.Волина. Москва "АСТ-ЛТД",1998 г.
  4. Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина, С.И. Невская «Рабочая тетрадь по русскому языку 6 класс», М., Издательство «Экзамен», 2010 год.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока математики в 6 классе "Вычитание дроби из целого числа"

Урок математики в 6 классе с использованием технологии проблемного обучения...