Сценарий метапредметного урока русского языка в 10 классе
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Сценарий метапредметного урока русского языка в 10 классе
Метапредметная тема: Текст – жизнь – человек…
Предметная тема: Тема и проблема текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий метапредметного урока русского языка в 10 классе
Метапредметная тема: Текст – жизнь – человек…
Предметная тема: Тема и проблема текста
Цель: формирование умений писать сочинение-рассуждение.
Задачи:
- научить пользоваться элементами анализа текста для формулировки темы и проблемы;
- учить выявлять в тексте личностно значимые темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- развивать понятийный аппарат.
Сценарий урока
- Целеполагание.
Зачем вы смотрите фильмы? Почему слушаете музыку? Зачем вы читаете? А с какой целью вы учите русский язык?
Третья часть работы на ЕГЭ – написание сочинения-рассуждения на основе предложенного текста. Из каких частей будет состоять ваше сочинение? (формулировка проблемы, комментарий на основе текста, авторская точка зрения, личное мнение по этому вопросу, аргумент 1, аргумент 2, вывод).
Чтобы написать хорошее сочинение, что необходимо предварительно сделать? (понять смысл текста)
Так вот, сегодня на уроке мы будем постигать смысл текста в контексте общечеловеческой и личной жизни. Тема нашего урока так и звучит: «Текст – жизнь – человек…»
- Я не зря вначале спросила о фильмах, потому что работать мы будем на основе текста известного кинорежиссера Андрея Тарковского, автора таких фильмов, как «Иваново детство», поставленного по мотивам повести Богомолова «Иван», «Андрей Рублев», «Сталкер» и других. Познакомиться с биографией и творчеством этого человека вы сможете, посетив этот сайт.
- Работа с текстом. Определение проблемы, авторской точки зрения, формулировка собственного мнения о проблеме.
А сейчас обратимся к тексту. О чем говорит Тарковский? К каким категориям жизни обращается автор? Какие риторические вопросы вы бы задали к этому тексту, ответ на которые в нем можно найти?
- Чтобы точно определить тему, составим словарь текста. Найдите предложения, в которых автор дает определения упомянутым категориям. (Красота – символ правды. Красота – это словно чудо, свидетелем которого становится человек. Цель создания человеческого существа – жить. Жить – значит творить.) Во всех этих предложениях стоит тире между подлежащим и сказуемым, интонационно выраженным паузами. Значит, автор интонационно и по смыслу выделяет эти предложения, дает свое определение понятиям «красота», «жить».
- Какие два направления тематики текста мы определили? (текст о красоте, о жизни в творчестве)
- Предлагаю использовать еще один элемент анализа текста, называемый избыточность текста, это способ, при котором автор говорит об одном и том же по-разному. Примером такого способа являются лексические повторы, синтаксический параллелизм. Найдите в тексте рядом расположенные простое предложение и часть сложного, построенные по одной схеме (Красота есть символ чего-то другого. Красота – символ правды). Значит, мы приходим к выводу, что текст о правде.
- Подберите синоним к слову «правда» (истина). А как вы понимаете значения слов «правда» и «истина»? Одинаковы они или различны? Как вы объясните, чем отличаются значения этих слов?
- У этих слов очень интересная история. Значения их поменялись как бы местами. В 19 веке Владимир Даль говорил, что истина от земли, а правда – от Бога. Однако современное звучание этих слов иное: правда – это знание о фрагменте действительности, истина – знание об общих закономерностях бытия, нечто духовное и ценное. Правда – будничное, земное, а истина – возвышенное, небесное.
- Значит, текст, можно сказать, еще и о правде и истине? Так все-таки, о чем текст? Чтобы ответить на это вопрос, используем элемент частотности текста. 1 вариант – подсчитать, сколько раз в тексте встречается слово «красота» во всех его формах. 2 вариант – в сумме слова «правда» и «истина».
- О чем говорит это равенство?
- Если мы примем это утверждение как окончательное, тогда без внимания останется последняя часть текста. Я предлагаю использовать третий элемент анализа текста. Посмотрите на последний абзац. Найдите в нем пример парцелляции, сознательное членение предложения на два самостоятельных. (Мне кажется, что цель создания человеческого существа – жить. Жить на пути к истине.) Зачем Тарковский построил свои предложения именно таким образом? (Автор акцентирует свое внимание и внимание читателей на мысли, что жить – значит творить).
- Попробуем теперь окончательно определить проблему текста. (1. Проблема творчества как способа постижения красоты и правды мира. 2. Что значит жить? Что значит творить? / В чем заключается цель жизни человека и художника в частности? 3. Что такое красота и как она меняет человеческую жизнь?)
- Тарковский вначале употребляет слово «художник». В конце текста мы несколько раз встречает слово «творить». Подберите синоним к слову «художник» (творец).
- Почему «каждый»? (Каждый человек – творец своей жизни, своего пути к истине, он творец красоты и правды)
- Вы согласны с такой позицией автора? Да – почему? Нет – почему?
4. Работа над аргументацией.
- Приведите примеры, доказывающие ваши суждения.
1) Предлагаю необычное стихотворение Роберта Рождественского, известного советского поэта.
Как оживает камень?
Он сначала
не хочет верить
в правоту резца…
Но постепенно
из сплошного чада
плывет лицо.
Верней —
подобие лица.
Оно ничье.
Оно еще безгласно.
Оно еще
почти не наяву.
Оно еще
безропотно согласно
принадлежать
любому существу.
Ребенку,
женщине,
герою,
старцу...
Так оживает камень.
Он —
в пути.
Лишь одного не хочет он:
остаться
таким, как был.
И дальше
не идти...
Но вот уже
с мгновением великим
решимость Человека
сплетена.
Но вот уже
грудным, просящим криком
вся мастерская
до краев полна:
«Скорей!
Скорей, художник!
Что ж ты медлишь?
Ты не имеешь права
не спешить!
Ты дашь мне жизнь!
Ты должен.
Ты сумеешь.
Я жить хочу!
Я начинаю жить.
Поверь в меня
светло и одержимо.
Узнай!
Как почку майскую,
раскрой.
Узнай меня!
Чтоб по гранитным жилам
пошла
толчками
каменная
кровь...
Поверь в меня!..
Высокая,
живая,
по скошенной щеке
течет слеза…
Смотри!
Скорей смотри!
Я открываю
печальные
гранитные
глаза.
Смотри:
я жду взаправдашнего
ветра.
В меня уже вошла
твоя весна!..»
А человек,
который создал
это,—
стоит и курит
около окна.
1961
Роберт Рождественский.
Радар сердца. Избранные стихи.
Москва, "Художественная литература", 1971.
- О чем это стихотворение? Как оно связано с проблемами, которые мы определили в тексте Тарковского? Что хотел Роберт Рождественский сказать, какую мысль донести до нас?
2) Способна ли музыка нести красоту в мир? Отражает ли она своего создателя? Если музыка хорошая, какие эмоции вы испытываете, когда слушаете? А что вы ощутите под музыку Антонио Вивальди? Как говорил Г. Гейне: «Там, где кончаются слова, начинается музыка». (Запись «Времена года. Зима» Антонио Вивальди)
- Ваши впечатления от услышанного? Когда я искала материал о композиторе, то на одном из форумов, посвященных его музыке, прочитала следующее: «Спасибо за это чудо. Душу лечит нам, очерствелым». И еще одно: в дневнике Бетховена есть запись, оставленная на прощанье друзьями: «Назначение человека – познать истину, любить красоту, желать хорошее, делать самое лучшее».
- Рефлексия.
1) Составьте синквейн:
1 строка – тема или предмет (1 существительное)
2 строка – описание предмета (2 прилагательных)
3 строка – описание действия (2 глагола)
4 строка - фраза, выражающая отношение к предмету
5 строка – синонимы, расширяющий или обобщающий смысл темы или предмета (1 слово)
или
1 строка – ключевое слово/слова в формулировке проблемы
2 строка – на основе чего автор раскрывает суть проблемы (словосочетание)
3 строка – предложение, отражающее авторскую позицию
4 строка – название литературного произведения с указанием автора
5 строка – вид искусства, на основе которого будет построен аргумент 2
6 строка – цитата с обобщающим смыслом
2) Попробуйте проанализировать проведенный урок и ваше участие в нем.
3) Ответьте, пожалуйста, на вопрос: для чего нам нужно постижение текста? К чему мы движемся от смысла текста? (К смыслу жизни, к определению своего пути).
Каждый проходит этот путь самостоятельно. Постижение смысла текста приближает нас к постижению смысла собственной жизни, помогает творить и жить на пути к истине. Жизнь сама по себе - это чистый холст; она становится тем, что вы нарисуете на нем. Вы можете нарисовать страдание, вы можете нарисовать блаженство. Выбор за вами.
6. Домашнее задание. Используя составленный синквейн-план, написать сочинение по тексту А. Тарковского.
Использованные материалы:
1. Учебное занятие Кириченко В.В.: http://www.youtube.com/watch?v=IGHixo9dDnU
2. Р. Рождественский «Как оживает камень»: http://rupoem.ru/rozhdestvenskij/kak-ozhivaet-kamen.aspx
3. Антонио Вивальди. «Времена года. Зима»: http://poiskm.com/song/25672652-Antonio-Vivaldi-Vremena-goda-Zima-remix
4. Сайт о творчестве А. Тарковского: http://www.tarcovsky.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интегрированного урока (русский язык и информатика) 5 класс
Интегрированный урок в 5 классе разработан с новыми условиями требований ФГОС (системно-деятельностный подход, формирование УУД)....

Сценарий открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Понятие о синтаксисе"
Сценарий открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Понятие о синтаксисе"...

Метапредметный урок Английский язык 5 класс “People’s hobbies”
Данный урок по английскому языку разработан по УМК «Английский язык.5 класс (Серия Rainbow English)» О.В. Афанасьевой, И.Б.Михеевой, К.М. Барановой по теме “People’s hobbies”. Соответствие...

Метапредметная диагностика на уроках русского языка 7 класс
Работа предназначена для диагностики предметных результатов обучения и метапредметных достижений учащихся 7 класса...

Сценарий бинарного урока (русский язык, литературное краеведение, изобразительное искусство) для 6 класса
Подготовка к написанию сочинения в жанре лирической миниатюры. Пейзаж – большой мир...
Технологическая карта и сценарий дистанционного урока русского языка в 7 классе с использованием цифровых образовательных платформ на тему" Частица как часть речи"
Методическое обоснование выбора цифровой платформы, образовательной технологии На современном этапе организац...