Метапредметная диагностика на уроках русского языка 7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Работа предназначена для диагностики предметных результатов обучения и метапредметных достижений учащихся 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnaya_diagnostika_v_7_klasse_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 240.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметная диагностика на уроках русского языка в 7 классе
Итоговая диагностическая работа
1 вариант
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 4
Наше зрение создавалось природой для «использования» в совершенно иных условиях, чем те, которые мы называем цивилизованными. Наш глаз приспособлен к пространству, не ограниченному какими-либо препятствиями. Сейчас же люди с самого рождения вынуждены нарушать природные законы: замкнутое пространство, а затем и телевизор, книги, компьютеры, сотовый телефон с его «игрушками».
Большой вред неокрепшему зрению ребенка приносит работа на близком расстоянии. У подростков сейчас распространена SMS-мания. Одна юная пациентка рассказала мне, что отправляет в день 50-70 SMS-сообщений. А это два часа работы на близком расстоянии, да еще и с мерцающим экраном телефона.
Современные электронные средства — это, во-первых, непосредственная работа на близком расстоянии. Во-вторых, прямой свет, с которым наш глаз работать не привык. В-третьих, это постоянное мерцание, которое связано с особенностями механизма смены картинки. Поэтому, если ребенок целый день читает — это вредно. Но если он полдня играет на компьютере — это вреднее во много раз.
Многие родители не следят за тем, сколько часов ребенок проводит за компьютером и даже поощряют подобное времяпрепровождение. А уж телевизор нынешние дети вообще смотрят без ограничений. В последние годы прогрессирует негативная тенденция: телевизор — лучшая «нянька». Трехлетнего малыша на весь день сажают за просмотр мультфильмов, чтобы он не мешал родителям заниматься своими делами. А что от этого страдают глаза и нервная система ребенка, не думают и спохватываются лишь тогда, когда проблемы дают о себе знать.
Если 25 лет назад к окончанию школы близорукими становились лишь 10-15% ребят, то сейчас к 15-16 годам диагноз «миопия» ставится половине подростков. Между тем, именно в этом возрасте очень важно не допустить резкого прогрессирования близорукости. Когда годам к 19 формирование организма полностью завершится, шанс развития миопии практически равен нулю.
1. Определите, о чем этот текст. Сформулируйте тему текста.
2. Назовите причины, по которым зрение человека ухудшается.
3. Как в народе называют врачебный диагноз «миопия»? Запишите найденное слово.
4. Составьте рекомендации «Как сохранить зрение подростка», используя данную статью.
5. Из первого абзаца выпишите причастный оборот. Объясните, по каким признакам можно установить, что это причастный оборот.
Часть 2
6. Установите, есть ли причастный оборот в следующих предложениях (знаки препинания в некоторых предложениях пропущены). Выпишите номера всех предложений с причастным оборотом. Почему не все причастные обороты выделены запятыми? Дайте ответ на этот вопрос.
1. Вновь загремели трубы, вновь заликовала восторженная толпа… 2. Голубое тёплое море ласково омывало цветущие берега. 3. И принцесса увидела под собой город светившийся миллионами огней. 4. Яблоки сбиваемые ветром скатывались в самый панский двор. 5. Тем временем уже всё море покрылось рыбачьими шаландами. 6. Русский князь Ярослав Мудрый шел с дружиной обозревая свои земли. 7. Месяц тихо плывёт по подёрнутому прозрачными облаками небу…
7. Найдите третье «лишнее» слово в каждой строке. Сгруппируйте «лишние» слова по известным вам признакам. Укажите признаки, по которым эти слова оказались в той или иной группе.
- Построенные, вылеченные, исследуемые
- Выросший, любимый, любящий
- Расположенный, разбивающийся, одичавший
- Оправдывающий, управляемый, разыгранный
- Организуемый, раскрашенный, подаривший
- Затемненный, вросший, покрытый
8. Какие правила нужно знать, чтобы правильно выполнить это задание? Перечислите эти правила. Нужны ли ещё какие-либо умения для выполнения этого задания? Укажите, какие.
Цветы сорва_ы, платье дли_о, поступь величестве_а, движения зауче_ы, событие описа_о, трава зеле_а, награда заслуже_а, лицо румя_о, дом заброше_, даль тума_а, дело сдела_о, ставни затворе_ы, пропасть бездо_а.
9. Сравните 2 правила. Какие общие положения есть в том и другом правиле? Есть ли отличия? Сформулируйте общее правило правописания приставок не- ни- .
1) Орфограмма «Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий»
В отрицательных наречиях приставка не- всегда находится под ударением, приставка ни- – в безударном положении.
Некуда (нар.), никуда (нар.). Приставки не- и ни- с отрицательными наречиями всегда пишутся слитно.
2) Орфограмма «Различение на письме приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях»
В отрицательных местоимениях приставка не- всегда находится под ударением, приставка ни- – в безударном положении.
Некого (отриц.), никого (отриц.). Если не и ни отделяются от отрицательного местоимения предлогом, то эта форма пишется в три слова.
10. Рассмотрите таблицу. На основе извлеченной информации дайте название этой таблице.
Наречие на -о | Краткое причастие | Краткое прилагательное |
1) зависит от глагола; 2) отвечает на вопросы как? каким образом? 3) синтаксическая роль – обстоятельство; 4) можно заменить наречием; 5)пишется столько н, сколько в прилагательном или причастии, от которого оно образовано | 1) относится к существительному; 2) отвечает на вопрос каков? 3) синтаксическая роль – именная часть составного именного сказуемого; 4) можно заменить глаголом; 5) пишется одна буква н
| 1) относится к существительному; 2) отвечает на вопрос каков? 3) синтаксическая роль – именная часть составного именного сказуемого; 4) можно заменить полным прилагательным; 5) пишется столько н, сколько в полном прилагательном |
11. Простые предложения в составе сложного могут соединяться сочинительными и подчинительными союзами. Ответьте, как называются сложные предложения, если их части соединены подчинительными союзами.
12. Перед вами сложные предложения, из которых удалены союзы/или союзные слова (слова, выполняющие роль союзов и одновременно являющиеся членом предложения). Восстановите сложные предложения, используя подходящие по смыслу союзы или союзные слова: если, и, потому что, но, когда, а, чтобы, хотя. Запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.
! Каждый из союзов может быть употреблен только один раз. Отточие указывает на место союза.
1. Сейчас пройдет дождь | … все в природе освежится и легко вздохнет. |
2. Конец мая | … в поле ещё прохладно. |
3. Мы справились у кассира | … отправляется следующий автобус. |
4. Я вышел из кибитки и требовал | … отвели меня к начальнику. |
5…на светофоре зажегся зеленый свет | дорогу можно переходить. |
6. По ночам деревья трещали от холода, как в декабре | … был уже весенний месяц май. |
7. Он успокоился | … всё ещё изредка ворчал про себя и качал головой. |
8. Все возы казались очень высокими и пухлыми | … на них лежали тюки с шерстью. |
Часть 3.
13. Внимательно рассмотрите фотоколлаж. Укажите общее в составе данных слов. Какое значение объединяет все слова? Напишите статью на букву «А» в детский энциклопедический словарь.
Итоговая диагностическая работа по русскому языку. 7 класс
2 вариант
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1 - 4
Наше зрение создавалось природой для «использования» в совершенно иных условиях, чем те, которые мы называем цивилизованными. Наш глаз приспособлен к пространству, не ограниченному какими-либо препятствиями. Сейчас же люди с самого рождения вынуждены нарушать природные законы: замкнутое пространство, а затем и телевизор, книги, компьютеры, сотовый телефон с его «игрушками».
Большой вред неокрепшему зрению ребенка приносит работа на близком расстоянии. У подростков сейчас распространена SMS-мания. Одна юная пациентка рассказала мне, что отправляет в день 50-70 SMS-сообщений. А это два часа работы на близком расстоянии, да еще и с мерцающим экраном телефона.
Современные электронные средства — это, во-первых, непосредственная работа на близком расстоянии. Во-вторых, прямой свет, с которым наш глаз работать не привык. В-третьих, это постоянное мерцание, которое связано с особенностями механизма смены картинки. Поэтому, если ребенок целый день читает — это вредно. Но если он полдня играет на компьютере — это вреднее во много раз.
Многие родители не следят за тем, сколько часов ребенок проводит за компьютером и даже поощряют подобное времяпрепровождение. А уж телевизор нынешние дети вообще смотрят без ограничений. В последние годы прогрессирует негативная тенденция: телевизор — лучшая «нянька». Трехлетнего малыша на весь день сажают за просмотр мультфильмов, чтобы он не мешал родителям заниматься своими делами. А что от этого страдают глаза и нервная система ребенка, не думают и спохватываются лишь тогда, когда проблемы дают о себе знать.
Если 25 лет назад к окончанию школы близорукими становились лишь 10-15% ребят, то сейчас к 15-16 годам диагноз «миопия» ставится половине подростков. Между тем, именно в этом возрасте очень важно не допустить резкого прогрессирования близорукости. Когда годам к 19 формирование организма полностью завершится, шанс развития миопии практически равен нулю.
1. Определите, о чем этот текст. Сформулируйте тему текста.
2. Назовите причины, по которым зрение человека ухудшается.
3. Как в народе называют врачебный диагноз «миопия»? Запишите найденное слово.
4. Составьте рекомендации «Как сохранить зрение подростка», используя данную статью.
5. Найдите в предложениях 3 абзаца краткое причастие и выпишите его. Со словом какой части речи можно перепутать это краткое причастие?
Часть 2
6. Установите, есть ли причастный оборот в следующих предложениях (знаки препинания в некоторых предложениях пропущены). Выпишите номера всех предложений с причастным оборотом. Почему не все причастные обороты выделены запятыми? Дайте ответ на этот вопрос.
1. В это время въехала во двор коляска запряжённая лошадью. 2. Защищённые инеем рощи сияли алмазным блеском. 3. Мальчишка вытащил из кармана листок бумаги в клетку вырванный из тетради. 4. В саду просвеченные насквозь солнцем стояли каштаны. 5. Мы сели отдохнуть на поваленную ветром иву. 6. Убаюкав сладкими надеждами родных он и сам крепко поверил в лучшее. 7. Море тихое светло-голубое пламенное сверкало на солнце. 8. По пыльной дороге ведущей к садам тянулись скрипучие арбы…
7. Найдите третье «лишнее» слово в каждой строке. Сгруппируйте «лишние» слова по известным вам признакам. Укажите признаки, по которым эти слова оказались в той или иной группе.
- Продрогший, вырвав, обнесенный
- Выросший, любимый, задумываясь
- Расположившись, закутанный, оглянувшийся
- Склонившись, оправдывающий, управляемый
- Организовавший, раскрашивая, залепленный
- Затемненный, покрытый, выглядывая
8. Какие правила нужно знать, чтобы правильно выполнить это задание? Перечислите эти правила. Нужны ли ещё какие-либо умения для выполнения этого задания? Укажите, какие.
Поворот слев... направ..., уехать надолг..., вытереть досух..., изредк... переписываться, переработать занов..., начать снов..., накалить докрасн..., (в)начале трудно, (в)начале сентября, подошёл (в)плотную, (в)плотную почву, (по)этому мосту, (по)этому отсутствовал, (на)верх горы, летит на(верх).
9. Сравните 2 правила. Укажите отличия в правописании не с прилагательными и причастиями.
1) Орфограмма «Слитное и раздельное написание не с причастиями»
Не пишется раздельно:
1) с краткими причастиями: концерт не_окончен (кр. прич.);
2) с полными причастиями, если есть противопоставление с союзом а: не_оконченный, а начатый концерт;
3) с полными причастиями, если они имеют зависимые слова: не_оконченный вовремя концерт.
Не пишется слитно с полными причастиями, если
1) они не употребляются без не: негодующая речь;
2) они не имеют зависимых слов и противопоставления с союзом а: неоконченный концерт.
____________________________________________________________________________________
2) Орфограмма «Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными»
Не с полными и краткими именами прилагательными пишется слитно, если
1) Прилагательное без не не употребляется: неказистый человек, неказист, неотложное дело
2) Прилагательное в сочетании с не образует новое слово, антонимичное исходному, его можно заменить близким по значению словом или выражением: легкая – нелегкая задача (трудная), глупый – неглупый человек (достаточно умный).
Частица не с полными и краткими прилагательными пишется раздельно, если
1) есть или подразумевается противопоставление с союзом а: не легкая, а трудная задача; не легка задача, а трудна.
2) прилагательные имеют при себе пояснительные слова с ни и слова далеко, отнюдь, вовсе: ничуть не интересный рассказ, никому не интересный рассказ, вовсе не интересный рассказ.
10. Рассмотрите таблицу. На основе извлеченной информации дайте название этой таблице.
Наречие на -о | Краткое причастие | Краткое прилагательное |
1) зависит от глагола; 2) отвечает на вопросы как? каким образом? 3) синтаксическая роль – обстоятельство; 4) можно заменить наречием; 5)пишется столько н, сколько в прилагательном или причастии, от которого оно образовано | 1) относится к существительному; 2) отвечает на вопрос каков? 3) синтаксическая роль – именная часть составного именного сказуемого; 4) можно заменить глаголом; 5) пишется одна буква н
| 1) относится к существительному; 2) отвечает на вопрос каков? 3) синтаксическая роль – именная часть составного именного сказуемого; 4) можно заменить полным прилагательным; 5) пишется столько н, сколько в полном прилагательном |
11. Простые предложения в составе сложного могут соединяться сочинительными и подчинительными союзами. Ответьте, как называются сложные предложения, если их части соединены сочинительными союзами.
12. Перед вами сложные предложения, из которых удалены союзы/или союзные слова (слова, выполняющие роль союзов и одновременно являющиеся членом предложения). Восстановите сложные предложения, используя подходящие по смыслу союзы или союзные слова: если, и, потому что, но, когда, а, чтобы, хотя (хоть). Запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.
! Каждый из союзов может быть употреблен только один раз. Отточие указывает на место союза.
1. Сейчас пройдет дождь | … небо заволокло тяжелыми тучами. |
2. Конец мая | … в поле ещё прохладно. |
3. На станции мы поинтересовались | … отправляется следующий поезд. |
4. … человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей | значит, он не любит их. |
5. По ночам деревья трещали от холода, как в декабре | … был уже весенний месяц май. |
6. Светофоры нового типа установили повсюду | … теперь машинам не приходится простаивать у перекрестков. |
7. Екатерина Дмитриевна старалась | … дом её всегда был образцом вкуса и новизны. |
8. … в шелк одень неряху | а всё смотреть не на что. |
Часть 3.
13. Внимательно рассмотрите фотоколлаж. Укажите общее в составе данных слов. Какое значение объединяет все слова с точки зрения лингвистики? Напишите статью на букву «А» в детский энциклопедический словарь.
Ключи
1 вариант
задание | ответ | балл | умение | УУД |
1 | Причины близорукости/ Вред зрению | 1 | извлечение информации; формулировка выводов | познавательные |
2 | Работа на близком расстоянии Прямой свет Постоянное мерцание | 1 | извлечение информации; формулировка выводов | познавательные |
3 | близорукость | 1 | извлечение информации | познавательные |
4 | Не увлекаться смсками, поменьше смотреть телевизор и играть на компьютере | 2 (полный связный ответ) | использование информации для практических целей, умение строить связное высказывание; формулировка выводов | коммуникативные регулятивные |
5 | не ограниченному какими-либо препятствиями объяснение | 2 полный ответ 1 балл - оборот | резюмирование | познавательные регулятивные |
6 | 3, 4,7 не выделены потому что | выписаны все и дан ответ – 4 2 с ответом – 3 1 с ответом – 2 1 без ответа - 0 | классификация резюмирование | познавательные регулятивные |
7 | 1- исследуемые организуемый расположенный – стр пр 2 - выросший вросший оправдывающий – действ. пр.
| полный ответ 4балла выписаны, но не сгруппированы – 2 другие ответы - 0 | классификация формулировка выводов | регулятивные познавательные |
8 | Н-НН в кр.причастиях и прилагательных. различать причастия и прилагательные | - полный ответ 2 1 из ответов - 1 | классификация, формулировка выводов | познавательные |
9 | не под ударением, ни безударная. Местоимения могут писаться раздельно | полный ответ- 2 | сравнение формулировка выводов | познавательные, регулятивные |
10 | Как отличить наречие, краткое прилагательное и краткое причастие, чтобы правильно выбрать Н-НН | 3 | извлечение информации, формулировка выводов | познавательные |
11 | СПП | 1 | понимание информации | познавательные регулятивные |
12 | 1и 2но 3когда 4чтобы 5если 6а 7хотя 8потому что | 8 | самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | познавательные |
13 | 1.Общее в составе – часть аква. Значение – вода. Латинское слово аква означает вода. 2. Часть аква входит в состав многих слов, обозначающих связь с водой. Акваланг – аппарат для дыхания под водой и тд | 10 б за каждое утверждение и объяснение значения слова | построение высказывания на основе имеющейся информации | коммуникативные |
всего баллов | 41 |
41- 32 - высокий
31-22 – повышенный
21- 13 - средний
12 – 5 - низкий
2 вариант
задание | ответ | балл | умение | УУД |
1 | Причины близорукости/ Вред зрению | 1 | извлечение информации; формулировка выводов | познавательные |
2 | Работа на близком расстоянии Прямой свет Постоянное мерцание | 1 | извлечение информации; формулировка выводов | познавательные |
3 | близорукость | 1 | извлечение информации | познавательные |
4 | Не увлекаться смсками, поменьше смотреть телевизор и играть на компьютере | 2 (полный связный ответ) | использование информации для практических целей, умение строить связное высказывание; формулировка выводов | коммуникативные регулятивные |
5 | связано с наречием | 2 полный ответ 1 балл - что-то одно | резюмирование | познавательные регулятивные |
6 | 1,2,3,4,5,8 не выделены потому что | выписаны все и дан ответ – 7 каждое предложение – 1, ответ – 1 балл | классификация резюмирование | познавательные регулятивные |
7 | вырвав задумываясь расположившись склонившись раскрашивая выглядывая
| полный ответ 4балла выписаны, но не сгруппированы – 2 другие ответы - 0 | классификация формулировка выводов | регулятивные познавательные |
8 | о-а на конце наречий, слитное-раздельное написание приставок с наречиями; различение наречий и омонимичных слов | - полный ответ 3 1 из ответов - 1 | классификация, формулировка выводов | познавательные |
9 | Раздельно краткие причастия; зависимые слова у причастия, у прилаг. -пояснительные слова; прилагательное можно заменить синонимом | полный ответ- 4 | сравнение формулировка выводов | познавательные, регулятивные |
10 | Как отличить наречие, краткое прилагательное и краткое причастие, чтобы правильно выбрать Н-НН | 3 | извлечение информации, формулировка выводов | познавательные |
11 | ССП | 1 | понимание информации | познавательные регулятивные |
12 | 1потому что, 2но, 3когда, 4если, 5а, 6и, 7чтобы, 8хоть | 8 | самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | познавательные |
13 | 1.Общее в составе – часть астр. Значение – звезда. 2. Часть астр- входит в состав многих слов, обозначающих связь с звездами. 3. Астероид – звездное тело, астроном – и тд. | 7 за каждое утверждение – 1б | построение высказывания на основе имеющейся информации | коммуникативные |
всего баллов | 44 |
44- 35 - высокий
34-25 – повышенный
24- 13 - средний
12 – 5 - низкий
Подготовила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №3 Мурхусаева Г.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование метапредметных связей на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Работа выполнена для защиты после курсов ИОЧ...
Работа над ошибками как средство формирования метапредметных УУД на уроках русского языка
При организации работы над орфоргафическими и пунктуационными ошибками очень важны дифференцированный подход и умения учащихся самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях...
Мастер-класс: «Организация деятельности учащихся по формированию метапредметных результатов на уроках русского языка в средней школе»
Основу мастер-класса составляет фрагмент урока изучения нового материала, включающий этапы целеполагания, планирования работы, выработки критериев достижения результатов; самостоятельная деятельность ...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Формирование и оценка предметных и метапредметных результатов на уроках русского языка в 6 классе.
Разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определе...
Метапредметная диагностика на уроках русского языка в 8 классе
Контрольная работа предназначена для проверки предметных умений и диагностики метпредметных планируемых результатов...
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5-9 КЛАССАХ
В данной статье рассматривается вопрос о формировании понятия метапредметность в современной образовании и о практическом применении метапредметного обучения в рамках реализации требований федеральных...