Сценарий бинарного урока (русский язык, литературное краеведение, изобразительное искусство) для 6 класса
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Елена Владимировна Быструшкина

Подготовка к написанию сочинения в жанре лирической миниатюры. Пейзаж – большой мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_zima.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ г.Кургана «Лицей 12»

Пудова Л.В., учитель

русского языка и литературы,

Быструшкина Е.В., учитель

изобразительного искусства

Сценарий бинарного урока

(русский язык, литературное краеведение, изобразительное искусство)

для 6 класса

Тема: Подготовка к написанию сочинения в жанре лирической миниатюры. Пейзаж – большой мир.

Цель:

Образовательная: подготовить учеников к написанию сочинения-миниатюры и иллюстрации к сочинению по теме «Зима».

Развивающая: познакомить учащихся с художникам и поэтом родного края,  их произведениями.

Воспитательная:

  • привить любовь к культуре и искусству родного края;
  • повысить интерес к изучению литературы, русского языка.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, колонки, экран.

Ход урока:

Учитель литературы:

Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет наблюдать природу, не может не любить ее, человек становится частью природы,  и она открывает ему все свои тайны, открывает свою душу.

Природа Зауралья – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов и художников. У художника – краски, у писателя–живописца – слово, у музыканта - звук. Словом писатель старается создать картину. Мы мысленно представляем эту картину, мы слушаем звуки природы, мы проникаемся настроением автора, будь то восхищение красотой и радостью или легкая грусть.

Все можно выразить словом. Но главное – надо уметь читать, видеть, слышать, понимать. И сегодня мы будем учиться видеть, слышать и понимать, и тогда красота природы, поэзии и живописи откроется нам.

Сегодня необычный урок, который будет посвящен  литературе и живописи родного края. Почему мы их объединили вместе? (Это виды искусства)

Учитель изо: А что такое пейзаж? Какие виды пейзажей вы знаете?

Ученик: (индивидуальное задание). Пейзаж – описание природы. Пейзаж – французское слово, дословный перевод – “местность”. Пейзажи бывают литературные, живописные, музыкальные. (Приводят примеры)

Учитель литературы: Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. Причем, они не только передают собственное настроение, чувства в произведении искусства, но и доносят до зрителя или слушателя звуки, краски, ароматы, красоту и гармонию.

        Жители Зауралья наслаждаются красотой и прелестью зимней природы. Вот как об этом рассказал курганский поэт Владимир Брозинский:

Ученик: (выразительное чтение наизусть):

*****

Зима, девица статная

Сутулая карга,

Поземка деликатная

Нахальная пурга.

Царит над нами грешными,

Прощает и казнит,

Манящими, нездешними

Алмазами звенит.

*****

Пролетела вьюга-кутерьма,

Утром люди ахнули: «Зима!»

Нарядились в белое дома,

Грязь домов прикрылась наконец-то.

Хрусталем звенит замерший сад,

И, едва удерживая ряд,

Липы в снежном кружеве стоят,

Глупые, наивные невесты.

Все вокруг, раскрыв по-детски рот,

Удивляется и чуда ждет,

Правильно, ведь скоро - Новый год,

Рассмешит, порадует, рассудит.

И уже за северной горой

Молчаливый Дед Мороз седой

Собирает нам подарок свой.

Пусть он в этот раз добрее будет.

Учитель литературы:

  • Какое настроение передает автор? (Веселое, праздничное, радостное)
  • Какие события происходят зимой? (Новый год, Рождество)
  • Как относится к зиме автор? (По-разному: для него она девица и карга, застенчивая и наглая, деликатная и наивная)
  • Какие тропы вы нашли в этих строчках? (Олицетворения, сравнения, эпитеты, метафора)

Заполнение таблицы:

олицетворения

Дома нарядились; грязь прикрылась; сад звенит; зима царит, прощает, казнит, звенит

сравнения

Липы-невесты; зима-девица и карга

эпитеты

Поземка деликатная, нахальная пурга, нездешние алмазы, снежное кружево наивные невесты, северная гора

метафора

Сад звенит хрусталем

Учитель литературы: Зима не оставила равнодушной и курганскую поэтессу Людмилу Туманову. Она не только написала стихи, но и наложила на них музыку. Прослушаем фонограмму в исполнении автора (звучит фонограмма)

Голубой звездопад.  Л.Туманова

Уж завяли цветы и смешались с травой,
Все деревья, кусты отшумели листвой.
Посмотри, снег летит...
Дай же руку скорей!
Пусть зима посидит

На ладони твоей.
Где-то есть - вы слыхали? -
Голубой звездопад...
А снежинки, как жаль,
Уж росою блестят.

Иней звездным ковром облепил все дома,
Лужи стали стеклом, провода, как тесьма.
Посмотри, снег летит...
Дай же руку скорей!
Пусть зима посидит

На ладони твоей.
Пессимисты твердят:
- Что в пустую мечтать?
Голубой звездопад

Все равно буду ждать.

Так бывает, что враз поседели поля,
Раз в году, только раз в белой пене земля.
Посмотри, снег идет...
Дай же руку скорей!
Пусть зима отдохнет

На ладони твоей.
Звездам хочется сесть -
Вот они и летят...
Может, это и есть
Голубой звездопад?

Если ты зиме рад,
Про себя попроси:
- Голубой звездопад,
Счастье мне принеси.

Учитель литературы:

  • Какое чувство возникает при прослушивании песни? (чувство умиротворения, надежды, любви)
  • Что в центре внимания? (звезды и снег)
  • Какие средства художественной выразительности вы заметили?

Ученики (продолжают заполнение таблицы): 

  • Эпитеты: звездный ковер, белая пена;
  • Сравнения: снежинки-роса, лужи-стекло, провода-тесьма;
  • Олицетворения: поседели дома, зима посидит и отдохнет на ладони, звездам хочется сесть.

Учитель литературы:

  • Как и в чем перекликаются произведения двух поэтов? (Любуются зимним пейзажем. Снег - предмет наблюдения обоих авторов)

Учитель изо: Сейчас давайте обратимся к художественному творчеству наших земляков. Посмотрите на картины Германа Травникова:

           

  • Какие мотивы пейзажей мы можем выделить в данных работах? Мотив пейзажа - это основной сюжет произведения (Мотив дороги, деревенский мотив, мотив леса)
  • Как вы воспринимаете содержание этих картин? Каковы особенности композиции? (На первых двух картинах высокая линия горизонта. Художник хочет передать нам земные дали и смотрит от куда-то с горы. В картине " Зима в Куртамыше" низкий горизонт, мы видим просторы небес. Точка схода смещена от центра - это придает изображению ощущение движения)
  • Какими средствами художественной выразительности воспользовался художник? (У каждой картины свой колорит (цветовой строй произведения). Первая картина написана в холодной цветовой гамме, две другие - в теплой. С помощью светотени и контраста автор показывает яркое зимнее солнце, свет отражается на снегу и делает изображение радостным. Мы чувствуем фактуру снега, возникает желание пройтись по этой протоптанной дорожке, чтобы снег хрустел под ногами)
  • Ваши личные впечатления от картин? (Высказывания детей)
  • Да, эти картины радостные. Зрелый мастер Герман Травников сохраняет почти детское очарование миром, готовность к новым впечатления. Нельзя остаться равнодушным от образа зауральской земли.

Учитель литературы: Итак, мы проанализировали несколько зарисовок зимней природы, пейзажных зарисовок. Чтобы написать сочинение-миниатюру нужно помнить:

  • Что вы хотите «нарисовать словом»?
  • Какова будет главная мысль вашего сочинения?
  • Какие средства художественной выразительности вы будете использовать в своей работе?

Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру «За окном зима…» и проиллюстрировать свое сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок русского языка и биологии "Цветы — роскошный дар природы» Тема урока: «Роль имени прилагательного в текстах-описаниях»

Cистематизация  материала по теме “Роль имени прилагательного в речи”. Выяснить роль прилагательных в художественных текстах, формировать умение использовать литературное произведение для иллюстр...

Бинарный урок русского языка и биологии "Цветы — роскошный дар природы» Тема урока: «Роль имени прилагательного в текстах-описаниях» Презентация.

Cистематизировать материал по теме “Роль имени прилагательного в речи”, выяснить роль прилагательных в художественных текстах, формировать умение использовать литературное произведение для иллюстрации...

Технологическая карта проведения бинарного урока «Русский язык». Модель «Учитель-Специалист». 2 класс

УМК «Школа России», учебник «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г. Горелов (М.: «Просвещение», 2011). Номер урока: Урок № 91 Тип урока: закрепление полученных знаний, продолжительность – 45 минут. Фор...

Сценарий бинарного урока английский язык + физическая культура для 5 класса

Сценарий бинарного урока подробно демонстрирует образец проведения урока совместно двух предметных областей: физической культуры и английского языка. Материал содержит так же задания для проведения эс...

Бинарный урок русского языка в 8 классе. Виды односоставных предложений.

Технологическая карта проведения бинарного урока "Русский язык". Модель: учитель-специалист. Урок русского языка проводится в сопровождении педагога-психолога. Тип урока: урок  объяснен...

Бинарный урок русского языка и психологии по теме "Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально этическую тему" по притче Яна Вишневского «Окно» 7 класс

Воспитание у учащихся нравственных качеств, формирование навыков построения рассуждения на основе анализа рассказа Я. Вишневского "Окно"...