Технологическая карта и сценарий дистанционного урока русского языка в 7 классе с использованием цифровых образовательных платформ на тему" Частица как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Методическое обоснование выбора цифровой платформы,  образовательной технологии

               На современном этапе организация  дистанционного обучения  является актуальной проблемой для российских педагогов, поэтому разработанный мною урок с применением дистанционных образовательных технологий имеет практическую значимость и может быть проведен  любым  учителем  русского языка.

             Для изучения новой темы  в уроке  использованы  ресурсы портала «Российская электронная школа».  Материалы «Российской электронной школы»  - это современные, эффективные, отвечающие требованиям ФГОС, цифровые ресурсы, которые уместно  применять и  в  классно - урочной системе обучения, а не только в дистанционном формате. Видеоуроки  хороши тем, что они короткие, емкие, с опорой на наглядность. Тренировочные задания на выше названной  платформе помогают учителю,  с одной стороны, выявить степень осознанности восприятия  учащимися материала видеоролика, с другой стороны, закрепить и систематизировать  полученные знания на практике и быстро проверить правильность выполнения.  Задания  небольшие  и разнообразные.  К тому же учитель  вправе сам  отобрать из  предложенных  на учебной платформе   задания, которые, на его взгляд, будут и интересны, и эффективны для усвоения изученной темы.          

         На дистанционном уроке русского языка важным средством  обучения является и презентация.  Презентация позволяет сделать процесс обучения  наглядным, ярким, способствует систематизации знаний, более успешному их  усвоению, а также позволяет эффективно использовать время на уроке.

              На заключительном этапе  урока использованы ресурсы  учебной платформы ЯКласс, которая дает учителю и обучающимся хорошую возможность для  быстрого оценивания и выявления уровня знаний  по изученной теме.  Большой плюс в том, что ребятам предлагается алгоритм выполнения задания. Важным преимуществом ЯКласса  является то, что у учителя  есть возможность самому создать проверочную работу  из заданий, предложенных на  платформе (как, например, в предложенной на моем уроке проверочной работе). На дистанционном уроке очень удобно работать на этой платформе. Учитель видит, в каком темпе работает каждый ученик, видит, какие задания выполняет правильно или неправильно, система сама проверяет правильность выполнения и оценивает. Тем самым еще и экономится  время учителя на оценивание  обучающихся. Применение ресурсов  учебной платформы ЯКласс  как  способа быстрого оценивания  повышает  мотивацию обучающихся к учению: у детей  появляется  стимул получить быстро хорошую оценку, высокие баллы и узнать свой результат сразу после выполнения, а не ждать следующего урока, когда учитель проверит и объявит оценки.   Следствием этого является и  повышение  качества знаний. Использование на уроках учебной платформы ЯКласс способствует  развитию у учащихся сознательного отношения к учебе, самоорганизации и ответственности. Поэтому уместно использовать работу на платформе ЯКласс и на традиционных уроках. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Традиционный районный конкурс методических идей, инновационных технологий «Надымский педагог: практик, аналитик, исследователь – 2020»

Номинация «Лучшая разработка дистанционного урока/занятия с использованием цифровых образовательных платформ»

Предмет: Русский язык

Учитель: Кудинова Любовь Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №6 с УИОП

Тема:  Частица как часть речи

Класс: 7

Тип: дистанционный урок с использованием цифровых образовательных платформ (по дидактической цели  - урок усвоения новых знаний)

Цель: сформировать у учащихся представление о частице как части речи.

Задачи: научить  отличать частицу от других частей речи, определять служебную роль частицы в предложении.

Предметные результаты: совершенствование умения правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, опознавать  и классифицировать служебные  части  речи и их функцию в  предложении.

Метапредметные результаты:

Познавательные: адекватное восприятие на слух текста научного стиля,  понимание  информации и анализ языковых  явлений. 

Регулятивные: развитие способности  определять цели предстоящей учебной деятельности, контролировать, корректировать и  оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные: обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствование умения эффективно взаимодействовать в процессе учебной деятельности с учителем и одноклассниками. 

Личностные результаты: стремление к речевому самосовершенствованию, личностное самоопределение.

Педагогические технологии:  дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационная технология, ТРКМ, проблемно-диалоговое обучение.

Методическое обеспечение: учебник «Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват.  организаций / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.-  М.: Просвещение, 2017», презентация Power Point, ЦОП Российская электронная школа,  ЯКласс.

Цифровые образовательные ресурсы: презентация Power Point, ЦОП Российская электронная школа, ЯКласс.

 Формы работы:  фронтальная, индивидуальная.

Длительность: 30 минут (в соответствии с требованиями СанПиН).

Методическое обоснование выбора цифровой платформы,  образовательной технологии

               На современном этапе организация  дистанционного обучения  является актуальной проблемой для российских педагогов, поэтому разработанный мною урок с применением дистанционных образовательных технологий имеет практическую значимость и может быть проведен  любым  учителем  русского языка.

             Для изучения новой темы  в уроке  использованы  ресурсы портала «Российская электронная школа».  Материалы «Российской электронной школы»  - это современные, эффективные, отвечающие требованиям ФГОС, цифровые ресурсы, которые уместно  применять и  в  классно - урочной системе обучения, а не только в дистанционном формате. Видеоуроки  хороши тем, что они короткие, емкие, с опорой на наглядность. Тренировочные задания на выше названной  платформе помогают учителю,  с одной стороны, выявить степень осознанности восприятия  учащимися материала видеоролика, с другой стороны, закрепить и систематизировать  полученные знания на практике и быстро проверить правильность выполнения.  Задания  небольшие  и разнообразные.  К тому же учитель  вправе сам  отобрать из  предложенных  на учебной платформе   задания, которые, на его взгляд, будут и интересны, и эффективны для усвоения изученной темы.          

         На дистанционном уроке русского языка важным средством  обучения является и презентация.  Презентация позволяет сделать процесс обучения  наглядным, ярким, способствует систематизации знаний, более успешному их  усвоению, а также позволяет эффективно использовать время на уроке.

              На заключительном этапе  урока использованы ресурсы  учебной платформы ЯКласс, которая дает учителю и обучающимся хорошую возможность для  быстрого оценивания и выявления уровня знаний  по изученной теме.  Большой плюс в том, что ребятам предлагается алгоритм выполнения задания. Важным преимуществом ЯКласса  является то, что у учителя  есть возможность самому создать проверочную работу  из заданий, предложенных на  платформе (как, например, в предложенной на моем уроке проверочной работе). На дистанционном уроке очень удобно работать на этой платформе. Учитель видит, в каком темпе работает каждый ученик, видит, какие задания выполняет правильно или неправильно, система сама проверяет правильность выполнения и оценивает. Тем самым еще и экономится  время учителя на оценивание  обучающихся. Применение ресурсов  учебной платформы ЯКласс  как  способа быстрого оценивания  повышает  мотивацию обучающихся к учению: у детей  появляется  стимул получить быстро хорошую оценку, высокие баллы и узнать свой результат сразу после выполнения, а не ждать следующего урока, когда учитель проверит и объявит оценки.   Следствием этого является и  повышение  качества знаний. Использование на уроках учебной платформы ЯКласс способствует  развитию у учащихся сознательного отношения к учебе, самоорганизации и ответственности. Поэтому уместно использовать работу на платформе ЯКласс и на традиционных уроках.  

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап

Средства, задания, методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Этап 1. Организационный момент.

(1 мин.) 

Цели: Обеспечение готовности учащихся к участию в уроке. 

платформу ZOOM, эмоциональный настрой на работу.

 Организует подключение учащихся к уроку через платформу ZOOM, проверяет и фиксирует отсутствующих. Приветствует класс и объявляет о начале урока, необходимости открыть тетради и учебники и сделать запись.

    Подключение обучающихся к уроку через платформу ZOOM, подготовка учебника, тетради. Обмен приветствиями с учителем и одноклассниками.

     Оформление записи в тетради. 

Самоопределение, самоорганизация (Л, Р)

Этап  2. Актуализация знаний и мотивация к изучению нового материала, целеполагание.

(8 мин.)

Цели: совершенствование орфографических  умений и языковой компетенции, повторение изученного ранее, совершенствование умения оценивать свою работу и корректироватьзнания, самостоятельно ставить  учебные задачи.

презентация Power Point

Самостоятельная работа.

Самопроверка.

Обратная связь с учителем через чат.

Контроль результатов деятельности

презентация Power Point Беседа

 

Проблемно-диалоговое обучение

РЭШ                             https://resh.edu.ru/subject/lesson/2259/start/

1.Запускает демонстрацию экрана (слайд), озвучивает задание.

2.Запускает слайд с ответами и нормами оценки, организует самопроверку учащимися работы, обратную связь через чат.

3.Организует  самопроверку домашнего задания (выборочно)  (упр. 400 на стр. 163) (слайд ).

Выявляет затруднения учащихся при выполнении домашнего задания.

4.  Предлагает решить  учебную задачу, демонстрирует задание на РЭШ, организует решение, постановку учебных задач

1.Пишут самостоятельно со слайда, вставляя пропущенные буквы.

 2. Проверяют самостоятельно  написанное, корректируют записи, оценивают и оповещают учителя  о результатах работы через чат.

3. Сверяют выполнение домашнего упражнения с ответами на слайде. Задают вопросы учителю.

4.Учащиеся решают проблемную задачу и дают ответы. Определяют цель и задачи изучения нового материала.

Умение правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами (П)

Умение опознавать  и классифицировать союзы (П)

Обогащение словарного запаса (К)

Самоконтроль, самооценка, самокоррекция (Р)

Умение понимать и  анализировать языковые  явления (П) 

Умение эффективно взаимодействовать с учителем и учащимися (К)

3.

Этап 3.

Первичное усвоение новых знаний. (4 мин.)

Цель: знакомство с новым материалом

 Видеоурок РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2259/main/

Запускает видеоурок, организует просмотр.  

Смотрят видеоурок и слушают.

Адекватное восприятие на слух текста научного стиля,  понимание  информации (МП) 

Стремление к речевому самосовершенствованию (Л)

4.

Этап 4.

Первичная проверка понимания.

(4 мин).

Цель: выявление уровня осознанности нового материала

Коллективная деятельность

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2259/train/#198161

Организует коллективную работу по решению заданий на платформе.

Решают задания вместе, самостоятельно.

Умение опознавать  и классифицировать частицы (П)

Умение понимать и  анализировать языковые  явления (П) 

Умение эффективно взаимодействовать в процессе учебной деятельности с учителем и учащимися (К)

Физминутка.  Гимнастика для глаз. (1мин.)

Здоровьесберегающая технология

Проводит гимнастику для глаз

Выполняют упражнения для глаз

Сохранение зрения учащихся и учителя

5.

Этап 5.

 Первичное закрепление и проверка усвоения материала.

(10 мин.)

Цель: применение новых знаний на практике, степень  сформированности  новых умений

1.Самостоятельное выполнение упражнения по учебнику

Самопроверка презентация

2.ЯКласс.  Проверочная работа

https://www.yaklass.ru/TestWork

1.Организует самостоятельную работу учащихся, дает инструктаж выполнения.

Организует самопроверку, делает выводы.

2.Организует работу на учебной платформе, дает инструктаж, контролирует выполнение задания, подводит итог работы.

1.Самостоятельно выполняют упр. №401 по учебнику.

Проверяют выполнение по ключу (слайд), информируют учителя в чате.

2.Выполняют проверочную работу на платформе.

Применение  полученные знания в новой  ситуации (П)

Умение опознавать  и классифицировать частицы (П)

Умение понимать и  анализировать языковые  явления (П) 

Самоорганизация (Р) Самоконтроль, самокоррекция (Р)

6

Этап 6.

Домашнее задание

(1 мин.)

Цель:подготовить к выполнению задания

презентация

инструктаж

Дает информацию о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению.

Слушаю,  записывают в тетрадь. Задают вопросы.

Умение слушать и слышать (Р)

Готовность к выполнению домашнего задания (Л)

7

 Этап 7.  Рефлексия

 (1 мин.)

Цель: подведение итогов работы на уроке.

презентация

беседа

самооценка

оценивание

Проводит учебную беседу, подводит итог, оценивает работу детей, объявляет оценки за работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою деятельность.

Отправляют смайлики учителю в чате.

Умение понимать и  анализировать языковые  явления (П) 

Самоопределение, самооценка (Л, Р)

 Сценарный план урока

Этап 1. Организационный момент. (1 мин.)

   Учитель: Добрый день, мои дистанционные ученики!  Итак, сейчас уже почти все ребята подключились  к онлайн конференции, поэтому можем начинать наш урок.  Если у кого-то есть проблемы со связью, напишите мне об этом в чате. Приготовьте учебники и тетрадь.   Посмотрим на слайд и в  тетрадях сделаем запись: «Пятнадцатое апреля. Классная работа» (Демонстрация экрана учителя. Слайд №1).

         Этап  2. Актуализация знаний и мотивация к изучению нового материала, целеполагание. (8 мин.)

  Учитель: Ребята, в начале урока мы традиционно проведем орфографическую разминку. Перепишите со слайда  в тетрадь слова, вставляя пропущенные буквы и подчеркивая их. (Время выполнения 2 мин.) (Слайд №2)

  1)Орфографический практикум:  р..альный,  лиш.. по окончани.. п..риода,  с..туация,   только по прибыти.., г..мнастика,  сн..ряд, ч..мпион, трен..роваться, всё(таки) не подг..товил,  впоследстви.., кро(с, сс).

    Учитель: А теперь проверим. Сверьте записанные вами слова с записью на слайде и исправьте ошибки, если они у вас есть. Оцените свою работу согласно нормам, указанным на слайде, и отправьте мне в чате оценку, которую вы себе поставили. (Учитель комментирует ответы, полученные в чате). (Слайд№3). (Время выполнения 1 мин.)

 2) Проверка домашнего задания (упр. 400 на стр. 163). (Время выполнения 2 мин.)

      Учитель: А сейчас проверьте с помощью слайда, как вы сумели выполнить задание в домашнем упражнении - распределить союзы по типам. В чате напишите, сколько ошибок было  вами допущено. Если ошибок нет и вы довольны своей домашней работой, пришлите мне  соответствующий смайлик (Слайд№4).

 (В ходе работы учащихся учитель комментирует ответы, присланные в чате).

     3)  Решение проблемной задачи, целеполагание. (Время выполнения 3 мин.)

Учитель: Итак, ребята, а теперь переходим к изучению нового материала. Несколько уроков назад  мы начали с вами изучать служебные части речи. (Диалог с учащимися).

      - Назовите, какие части речи относятся к служебным? (Примерные ответы: предлоги, союзы, частицы).

     - Какие частицы мы уже знаем? (Примерные ответы учащихся: частицы не, ни, бы).  

     - Найдите частицы в записанных вами словах и словосочетания. (Ответы: лишь, только, всё-таки)

   -  Чтобы определить, каковы будут наши задачи при изучении нового материала предлагаю решить учебную задачу на  ЦОП Российская электронная школа:

                             https://resh.edu.ru/subject/lesson/2259/start/

(Учитель открывает по ссылке стартовую страницу «Начнём урок» №2 урока русского языка в 7 классе № 59 по теме «Частица как часть речи. Разряды частиц».  Дети коллективно решают учебную задачу).

             -  Ребята, вы успешно решили задачу, а теперь попытайтесь сами сформулировать, что нам предстоит узнать о частице сегодня?   ( Примерные ответы детей: Мы узнаем о частице как части речи, какие смысловые значения имеют частицы, для чего их употреблять в предложении , как отличить от других частей речи).

- Правильно, ребята, вот вы и сумели сами правильно сформулировать задачи нашего урока. Итак, запишем в тетради тему нашего урока «Частица как часть речи».  (учитель обобщает ответы учащихся и формулирует цель урока.)

 Этап 3. Первичное усвоение новых знаний. (4 мин.)

Учитель: Ребята, познакомиться с частицей как частью речи нам поможет видеоурок на  ЦОП Российская электронная школа. Будьте внимательны при просмотре, потому что после видеоурока нам предстоит выполнить  задания, для решения которых понадобятся новые знания. (Учитель запускает видеоурок,  дети смотрят).

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2259/main/

          Этап 4. Первичная проверка понимания.(4 мин).

Учитель: Ребята, а теперь посмотрим, насколько  вы были внимательны и как поняли новый материал. Для этого вместе решим задания  на  ЦОП Российская электронная школа.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2259/train/#198161

 (Учитель открывает задания и называет ученика, который будет давать ответ, остальные поднимают руки (функция в онлайн конференции), если хотят помочь или ответить. Коллективно выполняются задания №1-4, самостоятельно – №6-8 с записью ответов в тетради в форме теста, затем учителем  проверяются  №6-8.)

Физминутка.  Гимнастика для глаз. (1мин.)

1.Быстро поморгайте, закройте глаза, медленно считая до 5. Повторите это упражнение 4 раза.

2. Крепко зажмурьте глаза и посчитайте до 3. Откройте глаза и посмотрите вдаль, считая до 5.

3. Посмотрите на указательный палец вытянутой руки, считая до 4, потом перенесите взор вдаль, считая до 6.

         Этап 5.  Первичное закрепление и проверка усвоения материала. (10 мин.)

  1. Работа с учебником. Упр. 401(выборочное задание)  (5 мин.)

Учитель: Ребята, а сейчас поработаем с учебником. Попробуем применить полученные знания в новой  ситуации. Выборочно выполнить задания к упражнению 401. (Слайд №5)  

  • Задание (на слайде):  Выпишите из упражнения предложения с выделенными частицами. Подчеркните в предложениях  одной чертой частицы, которые вносят дополнительный оттенок усиления, а двумя чертами  - сказуемые, выраженные глаголом в условном  наклонении.

       Учитель: Проверьте, как справились с заданием и отправьте мне в чате +, если не было ошибок.  (Слайд№6)

  1.  ЯКласс.  Проверочная работа «Частица как служебная часть речи» (5 мин). (Слайд№7)

               https://www.yaklass.ru/TestWork

Учитель: Ребята, наш урок скоро заканчивается, мы сегодня много узнали нового, и теперь подошло время проверить, как каждый из вас усвоил новый материал. Сейчас мы отправляемся в ЯКласс и выполняем  проверочную работу «Частица как служебная часть речи». Она небольшая, поэтому на ее выполнение дается 5 минут. (Дети заходят на учебную платформу и выполняют работу. Затем учитель подводит итог, называет лучшие результаты, оценки за которые будут выставлены в журнал).

           Этап 6.  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1 мин.) (Слайд №8 )

  Прочитать материал параграфа 66 на странице  164, выучить правило. Упражнение 403 на стр. 165.

         Этап 7.  Рефлексия (1 мин.) (Слайд №9 )

Учитель: 

-С какой частью речи сегодня познакомились?

-Для чего может служить частица?

- Как вы думаете, цель, которую мы ставили, достигнута?

- Пришлите  в чате смайлик, который означает, насколько успешной была ваша работа на уроке (дети отправляют смайлики, учитель комментирует и подводит итог). (Объявляет оценки за работу на уроке (оценки ставятся только положительные, так как это первый урок по теме).

- Всем  спасибо за работу! Мы справились! Вы  большие молодцы! Успехов вам! На этом наш урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пятнадцатое апреля Классная работа Урок русского языка в 7 классе Учитель МОУ СОШ №6 с УИОП Кудинова Л.В.

Слайд 2

Орфографический практикум Р.. альный , лиш .. по окончани .. п.. риода , с.. туация , только по прибыти .., г.. мнастика , сн ..ряд, ч.. мпион , трен.. роват .. ся , всё(таки) не подг .. товил , впоследстви .., кро (с , сс ).

Слайд 3

Проверь себя Р е альный , лиш ь по окончани и п е риода , с и туация , только по прибыти и , г и мнастика , сн а ряд , ч е мпион , трен и роват ь ся , всё - таки не подг о товил , впоследстви и , кро сс . Оценка за работу : «5» – ошибок нет «4» – 1-2 ошибки «3» – 3 ошибки «2» – 4 и более Оцени себя и пришли свою оценку учителю в чате!!!

Слайд 4

Проверим домашнее упражнение № 400 на стр. 163 Подчинительные союзы Сочинительные союзы что где когда как но и то

Слайд 5

Выполним упражнение в учебнике № 401 на стр. 164 (выборочно) (5 мин.) Задание : Выпишите из упражнения предложения с выделенными частицами. Подчеркните в предложениях одной чертой частицы, которые вносят дополнительный оттенок усиления, а двумя чертами - сказуемые, выраженные глаголом в условном наклонении.

Слайд 6

Проверь себя (упражнение № 401 на стр. 164) Частицы со значением усиления Сказуемые в форме условного наклонения что за именно же отправились бы включили бы

Слайд 7

ЯКласс . Проверочная работа «Частица как служебная часть речи» (5 мин). https ://www.yaklass.ru/TestWork

Слайд 8

Домашнее задание 1.Прочитать материал параграфа 66 на стр. 164, выучить правило. 2.Упражнение 403 на стр. 165 выполнить письменно.

Слайд 9

Подведём итоги. Рефлексия -С какой частью речи сегодня познакомились? -Для чего может служить частица? - Как вы думаете, цель, которую мы ставили, достигнута? - Пришлите в чате смайлик, который означает, насколько успешной была ваша работа на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий Из опыта работы учителя русского языка и литературы пер...

Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"

Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Работа над ошибками итоговой контрольной работы. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи"

Предложен материал для самостоятельного закрепления орфограммы, вызвавшей трудности при написании контрольной работы....