Русский язык. Уроки
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Технологические карты уроков русского языка. 5-11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Загадочное причастие. Работа со сплошным текстом»
Класс: 7
Учитель: Сидорова И.И.
Цель: формирование умений читательской грамотности при помощи информационного текста, повторение изученное по теме «Причастие»
Задачи
Образовательные:
- формировать умение правильно пользоваться причастиями в устной и письменной речи;
- развивать умение формулировать определение понятий;
- развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические и грамматические умения.
Развивающие:
- осуществлять системно-деятельностный подход;
- развивать критическое мышление;
- развивать внимание;
- формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные):
- развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развивать творческие, речевые способности учащихся;
- формировать логические умения;
- развивать умение формулировать проблему;
- развивать умение работать в группах, парах.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к родному языку;
- воспитывать уважительное отношение к слову;
- развивать коммуникативные УУД:
- создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- научить взаимодействию учащихся в группах: развитию уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
1) предметные:
- умение находить причастия, определять его грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;
- умение использовать причастия при составлении текстов
2) личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мобилизация внимания, положительный настрой на работу.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: целеполагание; мотивация учебной деятельности; развивать самостоятельную познавательную деятельность.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; развивать умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; признавать право другого человека на иное мнение.
Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки.
Рефлексивные УУД: постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности: формирование умения работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
Технологии обучения:
№ п/п | Технология | Достигаемые результаты |
1 | Технология обучения в сотрудничестве | Эффективное взаимодействие учащихся и учителя |
2 | Здоровьесберегающая технология | Положительный эмоциональный настрой, предупреждение утомляемости |
3 | Технология проблемного обучения (элемент) | Развитие аналитических способностей учащихся |
4 | Технология развития критического мышления | Повышение интереса к чтению |
Тип урока – повторительно-обобщающий
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация
№ п\п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1. |
Организационный момент | - Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста. | Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности. | Коммуникативные (умение слушать). |
2. |
Мотивация к учебной деятельности
| -Ребята, сегодня мы выполним обычную, но очень важную работу. Навыки, приобретенные на этом занятии, пригодятся вам в дальнейшей учебе, они разовьют вашу внимательность, умение работать с текстом и находить нужную информацию. А для того, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить отгадайте загадку: Мама - Прилагательное, папа - сам Глагол, Их сыночек родненький в них двоих пошёл. Мамины вопросики сынок всем задаёт, Признаки по действию предметам раздаёт. Этому ребёнку с рожденья повезло: Как мама, он имеет род, падеж, число. Время он имеет, как родной отец, Имя отгадаешь - Будешь молодец! (Причастие) |
Слушают и отгадывают загадку.
| Коммуникативные (умение слушать, аргументировано отвечать на вопросы).
|
3 | Формулирование темы и целей урока. | - Молодцы, ребята! О чем мы сегодня будем говорить? Мы будем читать и обсуждать различные тексты, в которых обязательно используются причастия. Какие цели поставим перед собой? (Научимся находить информацию в тексте, повторим тему «Причастие») На уроке мы будем работать и в командах, и в парах и индивидуально, поэтому не забывайте оценивать свою работу. На столах у Вас Листы оценивания, подпишите их и отложите в сторону |
Отвечают на вопросы. Ставят перед собой цель и задачи для достижения целей.
| Коммуникативные (умение слушать, аргументировано отвечать на вопросы).
|
4 | Материал для работы и закрепления знаний. Работа с текстом. Работа в команде | В этом году мы изучили, если можно так сказать, слово-гибрид, как Вы правильно сказали – это причастие, которое сочетает в себе признаки глагола и прилагательного. Но все ли могут отличить прилагательное от причастия? Вот, например, один из учеников, которого зовут Влад, говорит о том, что мы все вместе сидим и одинаково учительницу слушаем, но я никак не могу различить, где прилагательные, а где причастия. Давайте поможем Владу и с помощью приёма фишбоун ещё раз вспомним о признаках глагола и прилагательного у причастий. Задание: работа в 2 командах: 1 команда – признаки прилагательного, 2 – глагола, 3 - 4 минуты. Потом лист оценивания Проверка работ – на доску вывешивается «рыбий скелет» - всё повторяем. - С текстом какого стиля Вы работали (научный – точные сведения, научная информация) | Работают в командах. Составляют фишбоун («рыбий скелет») по заданию учителя (голова – проблемный вопрос, хвост – вывод, кости сверху – признаки, кости снизу – примеры). Найти в тексте словосочетание с сущ. и написать примеры. | Регулятивные: умение планировать последовательность действий Познавательные: умение строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие тезис Коммуникативные: уметь точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи |
Графический диктант. Самостоятельная работа. | Действительные и страдательные причастия - Чем отличаются действительные причастия от страдательных? Выполнить графический диктант. Каждую цифру записать в нужную колонку, 1 мин. Лист оценивания | Учащиеся заполняют таблицу, объясняют условия выбора орфограммы.
Самостоятельное выполнение задания. | Регулятивные: умение планировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль, самооценку; самокоррекцию | |
Физминутка | Если я называю причастия – руки вверх - потянулись, если другие части речи, то присели | Выполняют физминутку | ||
Выборочный диктант. Работа в команде | Следующее задание: выписывают причастия с определяемым словом. Определяют род, число, падеж. - Как правильно определить род, число, падеж? -По главному слову существительному. – 3 мин. Лист оценивания | Ученики отвечают на вопросы с целью повторения морфологических признаков причастия Из стихотворения Н.Рубцова «Первый снег» выписывают причастия с определяемым словом. Определяют род, число, падеж. | Регулятивные: уметь оценивать цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение. Познавательные: уметь ориентироваться в задании, находить нужную информацию Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других | |
Написать автобиографию причастия. Работа в команде | Автобиография причастия. Выберите из отрывка любое причастие и напишите его биографию. 3 мин. Лист оценивания
| Учащиеся выполняют задания с последующей проверкой.
| Регулятивные: умение планировать последовательность действий Коммуникативные: умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками по ходу выполнения задания, соблюдать правила речевого этикета | |
Взаимопроверка
| Повторение орфографии 1 команда – Правописание не с причастиями: правило 2 команда – н-нн в суффиксах причастий: правило Только выполнив последнее задание, мы с Вами можем сказать, что Влад теперь знает, какие признаки совмещает в себе причастие и, самое главное, знает орфограммы, изучаемые в этой теме. Конечно, на следующих уроках мы продолжим повторять тему «Причастие» | Учащиеся заполняют таблицу, объясняют условия выбора орфограммы.
Самостоятельное выполнение задания.
| Регулятивные: умение планировать последовательность действий Познавательные: умение строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие тезис; Коммуникативные: уметь точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи.
| |
5 | Подведение итогов. Рефлексия. | Итак, мы выполнили все задания и теперь, я очень надеюсь, что не только Влад, но и Вы не забудете темы, связанные с Причастием. Напомните, какую цель мы с вами ставили, все ли задачи выполнили? Вы работали с разными текстами и находили в них необходимую информацию. Где такие знания вам могут пригодиться? Молодцы. А теперь в Листах оценивания посчитайте количество баллов, поставьте себе отметку за урок. Я, проверив их, выставлю свою отметку, так как я видела, как каждый из Вас работал на уроке. А ещё за автобиографию - креативность | Учащиеся отвечают на вопросы. | Регулятивные-оценка: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
6 | Домашнее задание | «5»- найти в учебнике «Литература» в рассказе «Тихое утро» Ю.Казакова по 3 предложения с действительными и страдательными причастиями. Выписать их, над причастиями написать все морфологические признаки (глагола и прилагательного) «4» - найти в учебнике «Литература» по 3 предложения с действительными и страдательными причастиями и написать над причастиями признаки или глагола или прилагательного «3»- найти в учебнике «Литература» по 3 предложения с действительными и страдательными причастиями.
| Учащиеся записывают домашнее задание. |
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ
Ф.И._____________________________________________
№ п\п | Задание | Оценка |
1 | Фишбоун | |
2 | Графический диктант | |
3 | Выборочный диктант | |
4 | Автобиография причастия | |
5 | Не с причастиями/Н-НН в суффиксах причастий | |
ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК |
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ
Ф.И._____________________________________________
№ п\п | Задание | Оценка |
1 | Фишбоун | |
2 | Графический диктант | |
3 | Выборочный диктант | |
4 | Автобиография причастия | |
5 | Не с причастиями/Н-НН в суффиксах причастий | |
ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК |
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ
Ф.И._____________________________________________
№ п\п | Задание | Оценка |
1 | Фишбоун | |
2 | Графический диктант | |
3 | Выборочный диктант | |
4 | Автобиография причастия | |
5 | Не с причастиями/Н-НН в суффиксах причастий | |
ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК |
Критерии оценивания
№ п\п | Задание | Оценка | ||||||||||
1 | Фишбоун | «5» - 5 признаков и примеров «4» - 4 признака и примера «3» - 3 признака и примера «2» - 2 признака и пример, 1 признак и пример | ||||||||||
2 | Графический диктант |
| ||||||||||
3 | Выборочный диктант (4 причастия и 11 признаков) | В руслах замёрзших – мн.ч., П.п В бору гудящем – муж.р., ед.ч., П.п. В снегу светящемся – муж.р., ед.ч., П.п На берегу отдаленном – муж.р., ед.ч., П.п. «5» - 14-15 «4» - 11-13 «3» - 8-10 «2» - 7-0 | ||||||||||
4 | Автобиография причастия | «5» - 9 признаков «4» - 8 признаков «3» - 7 признаков «2» - 6-0 признаков Креативность – оценка учителя | ||||||||||
5 | Не с причастиями/ Н-НН в суффиксах причастий |
«5» - не ошибок «4» - 1 «3» - 2 «2» - 3-4 |
Критерии оценивания
№ п\п | Задание | Оценка | ||||||||||
1 | Фишбоун | «5» - 5 признаков и примеров «4» - 4 признака и примера «3» - 3 признака и примера «2» - 2 признака и пример, 1 признак и пример | ||||||||||
2 | Графический диктант |
| ||||||||||
3 | Выборочный диктант (4 причастия и 11 признаков) | В руслах замёрзших – мн.ч., П.п В бору гудящем – муж.р., ед.ч., П.п. В снегу светящемся – муж.р., ед.ч., П.п На берегу отдаленном – муж.р., ед.ч., П.п. «5» - 14-15 «4» - 11-13 «3» - 8-10 «2» - 7-0 | ||||||||||
4 | Автобиография причастия | «5» - 9 признаков «4» - 8 признаков «3» - 7 признаков «2» - 6-0 признаков Креативность – оценка учителя | ||||||||||
5 | Не с причастиями/ Н-НН в суффиксах причастий |
«5» - не ошибок «4» - 1 «3» - 2 «2» - 3-4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
“К истокам русского слова: роль церковнославянизмов в литературном русском языке” (урок-диалог в 5,6 классах)
Урок-диалог проходит в игровой форме, к которому учащиеся заранее готовят костюмы-буквы церковнославянской азбуки, рассказывая о том, что каждая из них обозначает, а также оформляется выст...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Интегрированные урок английского и русского языка (урок практикум) в 11 классе по теме "Подготовка к написанию эссе на английском языке с привлечением знаний из области "Филология" на тему"Формирует ли чтение личность человека?"
Развитие коммуникативной компетенции по проблеме "Написание эссе "Моё личное мнение"(в части аргументации) на английском языке.(профильный уровень)....
Конспект урока русского языка .Урок развития речи.Мастерская "Снежинка"
Технология « Мастерская » Мастерская (ателье) — «самостроительство» знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к информации и самостоятельное решение творческих ...

Урок русского языка (урок развития речи) в 6 классе. Тема урока: «Имеющий уши да слышит» (Текст. Обучение аудированию)
Урок развития речи в 6 классе. Обучение аудированию....

Урок русского языка "УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»
Материал данного урока можно использовать для подготовки открытого урока по теме "Синтаксис и Пунктуация" по учебному комплексу В.В. Бабайцевой....

Урок-путешествие в страну "Русского языка". Урок-закрепление по теме "Причастный оборот"
Урок-закрепление по теме "Причастный оборот". Групповая система работы, используются электронные средства...