Русский язык. Уроки
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Сидорова Ирина Ивановна

Технологические карты уроков русского языка. 5-11 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Загадочное причастие. Работа со сплошным текстом»

Класс: 7

Учитель: Сидорова И.И.

Цель: формирование умений читательской грамотности при помощи информационного текста, повторение изученное по теме «Причастие»

Задачи

     Образовательные:

-        формировать умение правильно пользоваться причастиями  в устной и письменной речи;

-        развивать умение формулировать определение понятий;

-        развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

-        обогащать словарный запас учащихся;

-        совершенствовать орфографические и грамматические умения.

Развивающие:

-        осуществлять системно-деятельностный подход;

-        развивать критическое мышление;

-        развивать внимание;

-        формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные):

-        развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;

-        развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

-        развивать умение применять новые знания;

-        развивать творческие, речевые способности учащихся;

-        формировать логические умения;

-        развивать умение формулировать проблему;

-        развивать умение работать в группах, парах.

Воспитательные:

-        воспитывать интерес и уважение к родному языку;

-        воспитывать уважительное  отношение к слову;

-        развивать коммуникативные УУД:

-        создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

-        научить взаимодействию учащихся в группах: развитию уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

1) предметные:

- умение находить причастия, определять его грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;

- умение использовать причастия  при составлении текстов

2) личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мобилизация внимания, положительный настрой на работу.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: целеполагание; мотивация учебной деятельности; развивать самостоятельную познавательную деятельность.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; развивать умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; признавать право другого человека на иное мнение.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки.

Рефлексивные УУД: постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности: формирование умения работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Технологии обучения:

№ п/п

Технология

Достигаемые результаты

1

Технология обучения в сотрудничестве

Эффективное взаимодействие учащихся и учителя

2

Здоровьесберегающая технология

Положительный эмоциональный настрой, предупреждение утомляемости

3

Технология проблемного обучения (элемент)

Развитие аналитических способностей учащихся

4

Технология развития критического мышления

Повышение интереса к чтению

 Тип урока – повторительно-обобщающий

 Оборудование:  раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация

№ п\п

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

 

Формируемые УУД

 

 

1.

 

 

Организационный момент

- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.

Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.

Коммуникативные (умение слушать).

 

 

2.

 

 

Мотивация к учебной деятельности

 

 

 -Ребята, сегодня мы выполним обычную, но очень важную работу. Навыки, приобретенные на этом занятии, пригодятся вам в дальнейшей учебе, они разовьют вашу внимательность, умение работать с текстом и находить нужную информацию.

А для того, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить отгадайте загадку:

Мама - Прилагательное, папа - сам Глагол,

Их сыночек родненький в них двоих пошёл.

Мамины вопросики сынок всем задаёт,

Признаки по действию предметам раздаёт.

Этому ребёнку с рожденья повезло:

Как мама, он имеет род, падеж, число.

Время он имеет, как родной отец,

Имя отгадаешь - Будешь молодец! (Причастие) 

 

Слушают и отгадывают загадку. 

 

 

 

 

Коммуникативные (умение слушать, аргументировано отвечать на вопросы).

 

 

 

 

3

Формулирование темы и целей урока.

- Молодцы, ребята! О чем мы сегодня будем говорить?

Мы будем читать и обсуждать различные тексты, в которых обязательно используются причастия.

Какие цели поставим перед собой?

(Научимся находить информацию в тексте, повторим тему «Причастие»)

На уроке мы будем работать и в командах, и в парах и индивидуально, поэтому не забывайте оценивать свою работу. На столах у Вас Листы оценивания, подпишите их и отложите в сторону

 

Отвечают на вопросы.  

Ставят перед собой цель и задачи для достижения целей.

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные (умение слушать, аргументировано отвечать на вопросы).

 

 

 

 

4

Материал для работы и закрепления знаний.

Работа с текстом. Работа в команде

В этом году мы изучили, если можно так сказать, слово-гибрид, как Вы правильно сказали – это причастие,  которое сочетает в себе признаки глагола и прилагательного.  Но все ли могут отличить прилагательное от причастия? Вот, например, один из учеников, которого зовут  Влад, говорит о том, что мы все  вместе сидим и одинаково учительницу слушаем, но я никак не могу различить, где прилагательные, а где причастия. Давайте поможем Владу и с помощью приёма фишбоун ещё раз вспомним о признаках глагола и прилагательного  у причастий.

Задание: работа в 2 командах:

1 команда – признаки прилагательного,

2 – глагола, 3  - 4 минуты. 

Потом лист оценивания

Проверка работ – на доску вывешивается «рыбий скелет» - всё повторяем.

- С текстом какого стиля Вы работали (научный – точные сведения, научная информация)

Работают в командах. Составляют фишбоун («рыбий скелет») по заданию учителя (голова – проблемный вопрос, хвост – вывод, кости сверху – признаки, кости снизу – примеры). Найти в  тексте словосочетание с сущ. и написать примеры.

Регулятивные: умение планировать последовательность действий

Познавательные: умение строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие тезис

Коммуникативные: уметь точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи

Графический диктант.

Самостоятельная работа.

Действительные  и  страдательные причастия

-  Чем отличаются действительные причастия от страдательных?

Выполнить графический диктант. Каждую цифру записать в нужную колонку, 1 мин.

Лист оценивания

Учащиеся заполняют таблицу, объясняют условия выбора орфограммы.

 

Самостоятельное выполнение задания.

Регулятивные: умение планировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль, самооценку; самокоррекцию

Физминутка

Если я называю причастия – руки вверх - потянулись, если другие части речи, то присели

Выполняют физминутку

Выборочный диктант.

Работа в команде

Следующее задание: выписывают причастия с определяемым словом. Определяют род, число, падеж.

- Как правильно определить род, число, падеж?

-По главному слову существительному. 3 мин.

Лист оценивания

Ученики отвечают на вопросы с  целью повторения морфологических признаков причастия

Из стихотворения Н.Рубцова  «Первый снег» выписывают причастия с определяемым словом. Определяют род, число, падеж.

Регулятивные: уметь оценивать цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение.

Познавательные: уметь ориентироваться в задании, находить нужную информацию

 Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других

Написать автобиографию причастия. Работа в команде

Автобиография  причастия.  Выберите из отрывка любое причастие и напишите его биографию. 3 мин.

Лист оценивания

 

 

Учащиеся   выполняют задания  с последующей проверкой.

 

Регулятивные: умение планировать последовательность действий

Коммуникативные: умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками по ходу выполнения задания, соблюдать правила речевого этикета

Взаимопроверка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Повторение орфографии

1 команда – Правописание не с причастиями: правило

2 команда – н-нн в суффиксах причастий: правило

Только выполнив последнее задание, мы с Вами можем сказать, что Влад теперь знает, какие признаки совмещает в себе причастие и, самое главное, знает орфограммы, изучаемые в этой теме. Конечно, на следующих уроках мы продолжим повторять тему «Причастие»

Учащиеся заполняют таблицу, объясняют условия выбора орфограммы.

 

Самостоятельное выполнение задания.

 

 

Регулятивные: умение планировать последовательность действий

Познавательные: умение строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие тезис;

Коммуникативные: уметь точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи.

 

 5

 Подведение итогов. Рефлексия.

Итак, мы выполнили все задания и теперь, я очень надеюсь, что не только Влад, но и Вы не забудете темы, связанные с Причастием. Напомните, какую цель мы с вами ставили, все ли задачи выполнили? Вы работали с разными текстами и находили в них необходимую информацию. Где такие знания вам могут пригодиться? Молодцы.

А теперь в Листах оценивания посчитайте количество баллов, поставьте себе отметку за урок. Я, проверив их, выставлю свою отметку, так как я видела, как каждый из Вас работал на уроке. А ещё за автобиографию - креативность

Учащиеся отвечают на вопросы.

Регулятивные-оценка: выделение и осознание  учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: рефлексия

способов и условий действия, контроль  и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

 6

Домашнее задание

«5»- найти в учебнике «Литература» в рассказе «Тихое утро» Ю.Казакова по 3 предложения с действительными и страдательными причастиями. Выписать их, над причастиями написать все морфологические признаки (глагола и прилагательного)

«4» - найти в учебнике «Литература» по 3 предложения с действительными и страдательными причастиями и написать над причастиями признаки или глагола или прилагательного

«3»- найти в учебнике «Литература» по 3 предложения с действительными и страдательными причастиями.

 

Учащиеся записывают домашнее задание.


ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

Ф.И._____________________________________________

№ п\п

Задание

Оценка

1

Фишбоун

2

Графический диктант

3

Выборочный диктант

4

Автобиография причастия

5

Не с причастиями/Н-НН в суффиксах причастий

ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

Ф.И._____________________________________________

№ п\п

Задание

Оценка

1

Фишбоун

2

Графический диктант

3

Выборочный диктант

4

Автобиография причастия

5

Не с причастиями/Н-НН в суффиксах причастий

ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

Ф.И._____________________________________________

№ п\п

Задание

Оценка

1

Фишбоун

2

Графический диктант

3

Выборочный диктант

4

Автобиография причастия

5

Не с причастиями/Н-НН в суффиксах причастий

ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК

Критерии оценивания

№ п\п

Задание

Оценка

1

Фишбоун

«5» - 5 признаков и примеров      «4» - 4 признака и примера

«3» - 3 признака и примера           «2» - 2 признака  и пример, 1 признак и пример

2

Графический диктант

Страдательные причастия

Действительные причастия

1

2

3

4

5

6

8

7

3

Выборочный диктант (4 причастия и 11 признаков)

В руслах замёрзших – мн.ч., П.п                  В бору гудящем – муж.р., ед.ч., П.п.

В снегу светящемся – муж.р., ед.ч., П.п     На берегу отдаленном – муж.р., ед.ч., П.п.

«5» - 14-15        

«4» - 11-13

«3» - 8-10

«2» - 7-0

4

Автобиография  причастия

«5» - 9 признаков     «4» - 8  признаков    «3» - 7 признаков    «2» - 6-0 признаков

Креативность – оценка учителя

5

Не с причастиями/

Н-НН в суффиксах причастий

Н-нн

Не

Взволнованное,

не орошённая

не взволновано,

непритихшей

запылённым,

не взволновано,

успокоенную

не закрытое

«5» - не ошибок        

«4» - 1

«3» - 2

«2» - 3-4

Критерии оценивания

№ п\п

Задание

Оценка

1

Фишбоун

«5» - 5 признаков и примеров      «4» - 4 признака и примера

«3» - 3 признака и примера           «2» - 2 признака  и пример, 1 признак и пример

2

Графический диктант

Страдательные причастия

Действительные причастия

1

2

3

4

5

6

8

7

3

Выборочный диктант (4 причастия и 11 признаков)

В руслах замёрзших – мн.ч., П.п                  В бору гудящем – муж.р., ед.ч., П.п.

В снегу светящемся – муж.р., ед.ч., П.п     На берегу отдаленном – муж.р., ед.ч., П.п.

«5» - 14-15        

«4» - 11-13

«3» - 8-10

«2» - 7-0

4

Автобиография  причастия

«5» - 9 признаков     «4» - 8  признаков    «3» - 7 признаков    «2» - 6-0 признаков

Креативность – оценка учителя

5

Не с причастиями/

Н-НН в суффиксах причастий

Н-нн

Не

Взволнованное,

не орошённая

не взволновано,

непритихшей

запылённым,

не взволновано,

успокоенную

не закрытое

«5» - не ошибок        

«4» - 1

«3» - 2

«2» - 3-4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“К истокам русского слова: роль церковнославянизмов в литературном русском языке” (урок-диалог в 5,6 классах)

Урок-диалог проходит в игровой форме, к которому учащиеся заранее готовят костюмы-буквы церковнославянской азбуки, рассказывая о том, что каждая из них обозначает, а также  оформляется выст...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Конспект урока русского языка .Урок развития речи.Мастерская "Снежинка"

Технология  « Мастерская »    Мастерская (ателье) — «самостроительство» знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к информации и самостоятельное решение творческих ...

Урок русского языка "УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»

Материал данного урока можно использовать для подготовки открытого урока по теме "Синтаксис и Пунктуация" по учебному комплексу В.В. Бабайцевой....

Урок-путешествие в страну "Русского языка". Урок-закрепление по теме "Причастный оборот"

Урок-закрепление по теме "Причастный оборот". Групповая система работы, используются электронные средства...