Конспект урока русского языка .Урок развития речи.Мастерская "Снежинка"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Технология « Мастерская »
Мастерская (ателье) — «самостроительство» знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к информации и самостоятельное решение творческих задач.
Девиз: Делай все по-своему, исходя из своих способностей и возможностей.
Алгоритм технологии:
1. Индуктор — проблемная ситуация, мотивирующая творческую деятельность каждого.
2. Работа с материалом (- деконструкция — разрушение
- Реконструкция — создание: из хаоса создать свой мир
- Социализацяя — соотнесение своей деятельности с деятельностью другого
- Разрыв — кульминация творческого процесса( «я не знаю того, что знает»)
З. Рефлексия - самоанализ, анализ движения собственных мыслей.
Урок-мастерская - это урок работы со словом, на котором каждый ребенок может проявить себя в меру своих возможностей. Также такие уроки позволяют развить интерес к слову, к этимологии, к изучению языка. Подготовкой к уроку - мастерской становится следующее:
1 Учитель определяет слово, с которым будет проводиться работа на уроке.
2. Домашним заданием к уроку — мастерской становится нахождение высказываний об этом слове, стихотворных строк или прозаического текста с использованием этого слова.
На уроке работа проводится по следующему плану:
1. Работая со словом, дети преодолевают три ступени
- слово нейтральное
- художественное ( « чужое»)
- индивидуально-авторское («моё»)
2. Рассматриваются следующие значения слова:
- лексическое
- перцептивное
- ассоциативное
- художественное (авторское)
- индивидуально-авторское (ученическое)
З. Используются интегративные связи русского языка и литературы, живописи, музыки.
4. При проверке записанных слов, словосочетаний дети добавляют в свой список те слова, которых у них не было, тем самым пополняется список их слов, и количество слов выравнивается.
5. Итогом работы становится творческая работа учащихся.
Оборудование урока — мастерской:
1. Тетрадь.
2. Толковый словарь русского языка.
3. Дополнительная литература ( по теме мастерской)
4. Компьютер.
5. Презентация.
6. Музыкальное сопровождение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_5klass.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Приветствие. Ребята, здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Я рада сегодня видеть вас и наших гостей на уроке.
. Слово учителя.
Сегодняшнее занятие мне хочется начать с пожелания вам творческого вдохновения. Мы входим в мир, как в двери мастерской… Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена потребность к творчеству. А часть радости творца обязательно передаётся его творению, потом её почувствуют те, кто будет на это творение смотреть, или читать, или слушать. Выходит, что творчество – это передача по цепочке радости от того, что мир прекрасен.
А для того, чтобы наша работа была успешнее, я приглашаю вас в мастерскую юного писателя, где вы будете совершенствовать свои умения в создании маленьких шедевров.
А кого мы называем мастером?
Человек, который умеет хорошо, ловко делать что-нибудь. Владеющий профессией, какими-нибудь навыками.
Что нужно знать и уметь мастеру- писателю, чтобы его произведения читались?
- Умение наблюдать.
- Умение вживаться в другие роли.
- Умение сопереживать.
- Умение использовать художественно-изобразительные средства.
- Знать стили и типы текста.
Кстати, к нам пришло звуковое письмо. Давайте послушаем, может кому-нибудь нужна наша помощь.
Звуковое письмо.
А нам пригодятся эти знания в мастерской?
Хочу вам поведать, что у каждого настоящего мастера слова имеется копилка, где собираются, хранятся ценности.
-Сегодня на уроке мы тоже с Вами заведём «копилки» (листы бумаги), которые
должны будем наполнить.
-Как вы думаете чем? (Словами, мыслями)
- Итак, у каждого своя копилка, которую мы начнем наполнять. А итогом нашей работы будет создание художественного текста. Давайте опустим в копилку первое слово, которое будет темой нашей мастерской. А чтобы найти его, послушайте стихотворение К.Бальмонта
Попробуйте угадать его название.
«Снежинка».
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную -
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Летит пушистая
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
- Опустите найденное слово в копилку. Какое оно?
На доске появляется слово «Снежинка».
- Тема нашей мастерской «Снежинка».
Какие ассоциации, образы вызывает у вас это слово?
Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, звучанию, запаху.
Составим кластер «снежинка», чтобы осмыслить это понятие
Запишите их в столбик в своей копилке. Прочитайте.
Учащиеся зачитывают слова, а учитель записывает на доске.
- Распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получить словосочетания.
Обменяйтесь мнениями в группах, выберите лучшие, прочитайте полученные словосочетания.
Не забывайте дополнять свои копилки словосочетаниями, которых у вас нет.
На доске запись пополняется.
- Теперь попробуйте написать яркое, красочное определение слова «снежинка».
Каждая группа создает свое определение.
Прочитайте.
На доске новая запись: Снежинка – это …..
Вы сейчас пытались дать определение слова снежинка.
- Это ваши впечатления и ассоциации, основанные на личное опыте. А теперь давайте обратимся к словарям и текстам писателей. И с их помощью наполним наши копилки.
Послушайте, какое определение дано этому слову в «Толковом словаре» Ожегова.
Зачитывает ученик. Снежинка-пушинка, кристаллик снега.
Снег – вид зимних атмосферных осадков. Выпадает в виде снежных кристаллов, одного из видов льда в атмосфере. Снежные кристаллы имеют различную форму. Наиболее часто встречаются шестисторонние пластинки с множеством разветвлений различных размеров.
-К какому стилю речи относится данный текст? Где мы можем его встретиь?
А теперь я предлагаю обратиться к текстам о снежинке другого стиля. (Приложение1)
Задача:
-прочитайте выразительно текст
-определите стиль текста, тип.
-подчеркните в нем слова и средства выразительности , которые подбирает автор для характеристики этого явления .
Вывод
- А теперь, используя содержимое своей копилки, напишите сочинение- миниатюру о снежинке. (5-6 предложений) . 5 минут
Вальс снежных хлопьев
Я – снежинка.
В каком стиле речи мы будем работать? Какие типы текста можем использовать? Будем ли пользоваться выразительными средствами языка?
Сочинение «Я-снежинка» предлагаю желающим написать в стратегии РАФТ
Р—роль
А—аудитория
Ф—форма
Т-- тема
.Стройте высказывание так, чтобы каждое предложение помогало раскрытию конкретной темы.
В искусстве все взаимосвязано. Иногда музыка становилась для писателя, поэта источником вдохновения.
Я предлагаю и вам испытать на себе чарующее влияние музыки П.И.Чайковского. «Времена года» «Декабрь»
Дети пишут сочинение
- Заканчивайте работу. Обменяйтесь мнениями в группе. Выберите лучшую работу или работы.
«Авторский стул»
- Какая работа вам понравилась больше всего?
Происходит выбор лучшей работы.
-А как вы думаете, мы сегодня заполнили наши копилки? Достигли ли высоких вершин? Нечему уже учиться?
Ребята отвечают.
-Конечно же, нет. Нам есть ещё чему учиться . Ведь возможности познания человека безграничны, поэтому всю жизнь мы должны работать над собой, совершенствоваться.
- Ребята! Тема нашего занятия была « снежинка », но я надеюсь, что в душе у каждого из вас после нашего общения осталось солнечное настроение.
- Спасибо . Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, были активны.
Просмотрев свои записи и вспомнив, как проходила мастерская, отметьте:
• Как Вы чувствовали себя в мастерской?
• Что же сегодня открыли для себя?
• Что оказалось значительным?
• Какой вид деятельности был труден и почему?
• Что оказалось ново?
• Что помогло прийти к самостоятельным выводам?
• О чём пришлось задуматься?
• Было ли что-либо неожиданное на занятии?
• Какие задачи Вы решили для себя во время работы?
• Какое отношение прошедшее занятие имеет к нашим дням, к современности?
• Какие вопросы остались?
Приложение 1.
Текст № 1
Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная, мохнатая, она была похожа на блестящую на солнце пушинку. В стороны расходилось шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина была, словно крошечная шестиконечная звездочка.
Она сверкала , как драгоценный камешек.
Говорят, что не найдешь двух одинаковых снежинок. Так кто же мастер, сотворивший это чудо?
Вдруг снежинка, как бабочка, вспорхнула с моей ладони, боясь превратиться в капельку воды.
Веселого путешествия тебе, снежинка!
………………………………………………………………………………………
. Текст № 2
Пришла зима. С севера подул студеный ветер и с неба посыпались снежинки.
Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот звезда, вот цветок, а вот и пушинка.
Опускаясь на землю, снежинки вьются, лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Идет зима, растут сугробы, а снежинки все летят и летят.
Ю. Куранов
………………………………………………………………………………………….
Текст № 3
. На ясном небе светила большая круглая луна. Медленно падал снег.Прекрасные снежинки были похожи на сказочных балерин, одетых в тончайшую ткань…Они не падали с неба, нет! Они летели, кружась в волшебном танце.Казалось, что сам воздух поддерживал их на лету.Снежинки гордились своим изяществом и неземной красотой.Они были уверены, что никто, кроме них, не способен долго кружиться в воздухе, переливаясь всеми оттенками лунного серебра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по развитию речи с использованием технологии лингвистических исследований и применением ИКТ 7 класс Анализ текста. Памятник букве Ё.
Цель урока: исследовать памятники буквамЗадачи: Образовательные: -повторить материал по теме «Вводные компоненты, «Сложноподчиненные предложения», «Тема и проблема текста» и др.-реализовывать ме...
Урок русского языка (урок развития речи) в 6 классе. Тема урока: «Имеющий уши да слышит» (Текст. Обучение аудированию)
Урок развития речи в 6 классе. Обучение аудированию....
Классики отечественной прозы и поэзии на уроках русского языка (урок русского языка в 8 классе)
Данный урок русского языка «Повторение и систематизация пройденного в 8 классе» разработан для 8 классов и входит в систему уроков по теме: «Повторение», та...
Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»
Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...
Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»
Разработка урока по развитию речи для 7 класса с использованием современных технологий и методик для развития коммуникативных умений учащихся....
План – конспект урока русского языка по развитию речи в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы по теме: "Сочинение - описание по картине И.И. Левитана "Золотая осень"".
Тема урока: «Сочинение - описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень».Цели урока:Образовательная:- познакомить с творчеством художника - И.И.Левитана;- формировать ум...
«Развитие речи учащихся в поликультурном пространстве. Урок русского языка» (урок – знакомство со словарем В.И. Даля в 6 классе)
Аннотация: Предложен методический материал, демонстрирующий пример урока русского языка, составленного по методике В.Д. Шадрикова (методике оценки уровня квалификации педагогических работников). ...