Разработка урока по теме: "Обучение определению функционально-смысловых типов речи"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
Предмет: русский язык.
Класс: 10
Тип: урок повторения, обобщения и углубления знаний, применения знаний, умений на практике.
Метод: частично-поисковый, наглядный, практический, интерактивный, объяснение нового.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Техническое оборудование: проектор, компьютер, экран.
Инновационные технологии: личностно-ориентированный, элементы критического мышления, ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 23.88 КБ |
obuchenie_opredeleniyu_funktsionalno-smyslovyh_tipov_rechi.ppt | 550.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бориченко Людмила Ивановна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»
Должность: учитель русского языка и литературы.
Предмет: русский язык.
Класс: 10
Тип: урок повторения, обобщения и углубления знаний, применения знаний, умений на практике.
Метод: частично-поисковый, наглядный, практический, интерактивный, объяснение нового.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Техническое оборудование: проектор, компьютер, экран.
Инновационные технологии: личностно-ориентированный, элементы критического мышления, ИКТ.
Тема: Обучение определению функционально-смысловых типов речи.
Цели:
образовательные:
повторить типы речи;
отработать алгоритм определения типов речи;
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
развивающие:
развитие логического мышления;
овладение навыками анализа текста;
развитие монологической речи;
воспитательные:
воспитание любви к языку, привитие интереса к его познанию;
воспитание эстетического отношения к слову.
Ход урока:
1.Организационный момент. Постановка учебной проблемы. Формулировка темы урока обучающимися. Слайд 2.
2.Повторение изученного о типах речи в основной школе. Работа с текстами.
3 слайд
Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребёночка. И пощекотал ему ладошку. А ребёночек-то как дёрнет лапу – и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится. (Б.Жидков)
Задания к тексту:
-объясните знаки препинания;
-укажите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения;
- определите стиль и тип речи, обоснуйте свой ответ.
4 слайд
Деревня Маниловка (не)многих могла зан_мать своим (место)положением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета по_стриж_(нн,н)ым дерном. На ней были разброса(н,нн)ы (по)английски две-три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций; пять-шесть берёз (не)большими купами (кое)где возносили свои (мелко)листные жиденькие вершины. (Н.Гоголь)
Задания к тексту:
-вставьте пропущенные буквы;
-выпишите словосочетания с подчинительной связью примыкание, согласование, управление;
-найдите метафоры и эпитеты;
- определите тип речи, обоснуйте свой ответ.
5 слайд
Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Всё прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон», и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.
Задания к тексту:
-объясните пунктуацию;
-выпишите все частицы;
- определите тип речи, обоснуйте свой ответ.
3. Обобщение.
1) Работа с таблицей.
6 слайд
Тип речи | Основная задача автора, использующего этот тип речи | Основные вопросы, характерные для данного типа речи |
Описание | Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния | Каков предмет? Как он выглядит? Какие признаки для него характерны? |
Повествование | Сообщать о последовательности действий или событий. | Какова последовательность действий (событий)? Что происходило сначала и что происходит потом? |
Рассуждение | Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события | Почему? В чём причина данного явления? Что из этого следует? Каковы следствия данного явления? Что оно значит? |
2) Композиция
-текста-описания (7 слайд);
-текста-повествования (8 слайд);
-текста-рассуждения (9 слайд).
4. Углубление знаний по теме урока.
Задание: определите, к какому типу речи относится данный фрагмент текста.
10 слайд
Французский врач Ален Бомбар решил в одиночку пересечь Атлантический океан без запаса воды и пищи на маленькой надувной лодке, названной в знак вызова судьбе «Еретик». Он питался планктоном и рыбой, которую ловил в море, жажду утолял соком, выжатым из рыб, или очень небольшими дозами морской воды, собирал в пути дождевую воду. За 65 дней плавания А. Бомбар потерял 25 кг веса, у него резко упало содержание гемоглобина в крови. Но он выжил и доказал миру, что, сохраняя присутствие духа, управляя своими эмоциями, можно преодолеть тяжёлый стресс и благодаря уверенности в победе выжить даже в таких экстремальных условиях.
Варианты ответов:
1.описание;
2.повествование и описание;
3.повествование и рассуждение;
4.описание и рассуждение.
Обсуждение с классом вариантов ответа. Вопросо - ответная форма работы.
Информация для учителя. Ведущий тип речи в данном тексте повествование, так как передаётся последовательность событий (событие 1, событие 2, событие 3). Однако во втором предложении глаголы несовершенного вида, а в первом, третьем и четвёртом предложениях глаголы совершенного вида. Во втором предложении время как бы остановилось, автор занял позицию наблюдателя. Второе предложение-описание. Вывод: правильный вариант ответа №2. В споре между текстом-описанием и текстом-повествованием главным «аргументом» является глагол. Глагол совершенного вида обозначает, что действие было активным и в настоящее время уже завершилось, актуализирует временные отношения. Глагол несовершенного вида обозначает действие незавершенное, продолжающееся и предполагает некоего наблюдателя этого действия со стороны.
5.Слово учителя. Анализ текста на основе только языковых средств, на которые опирались в основной школе (в текстах-описаниях - наличие большого количества прилагательных, в текстах-повествованиях – ключевая часть речи - глагол, в текстах-рассуждениях – вводные слова, сложноподчинённые предложения со значением уступки, причины, следствия), не позволяет однозначно, быстро и правильно определить тип речи. При таком подходе сложно разграничить повествование и описание.
Для правильного и быстрого разграничения типов речи целесообразно
действовать по алгоритму.
6.Алгоритм действий.
11 слайд
1).Какова коммуникативная целеустановка автора?
Возможные варианты ответов:
А) Предъявить информацию (гипотезу, точку зрения, определение) и аргументировать её; реализуется в трехчастной модели: тезис – аргументы – вывод. Это рассуждение.
Б) Рассказать о событиях, охарактеризовать явление, констатировать факт. Это повествование или описание.
При получении ответа Б необходимо задать следующий вопрос.
12 слайд
2)Имеется ли в тексте действие?
Возможные ответы.
А)Нет и не предполагается или предполагается, но оно не названо. Текст состоит из безглагольных предложений. Это описание.
Б)Имеется. Выражено глаголами.
При получении ответа Б необходимо задать следующий вопрос.
13 слайд
3)Какова степень активности этого действия?
Возможные ответы.
А)Активное, завершённое. В тексте ключевые слова – глаголы совершенного вида. Автор, герой, читатель являются соучастниками этого действия. Это повествование.
Б)Пассивное, наблюдаемое со стороны. Герой действует, а автор и читатель находятся в «наблюдательном пункте». В тексте ключевые слова глаголы несовершенного вида и прилагательные. Это описание.
7. Закрепление. Самостоятельная работа по тексту (текст в печатаном варианте у каждого обучающегося).
Задания к тексту:
-определить композицию текста;
-определить виды глаголов;
- определить тип текста, используя алгоритм.
Чтение текста учителем.
14, 15 слайды
В этот вечер не спалось. Бывает же так: как из природы томление находит, как неоконченное что-то, зацепившееся не даёт ощущения ко сну. Вздыхала, ворочалась Наталья; постанывала, крутилась Вика. То принималась играть с котёнком, то сбрасывала его на пол. За беленькими тонкими занавесками в двух окнах, глядящих на Ангару, мерцал под ранним месяцем ранний вечер.
Сбилось со своего сияния электричество – и опять увидели небо, запотягивались, как всякая божья тварка за солнышком. Стали замечать, когда скобочка молодого месяца, когда полная луна.
День отстоял на славу – солнечный, яркий, искристо играли тугие снега, берущиеся в наст, звенькало из первых сосулек, загорчил первым подтаем воздух. За Ангарой после заката долго горело растекающееся зарево и долго томилось, впитываясь внутрь, долго потом уже новым, не зимним. Мягким пологом лежала по белому полю нежная синева. Но ещё до темноты взошло и разгорелось звёздное небо с юным месяцем во главе и пролился на землю капельный, росистый сухой свет.
Нет. Не брал сон, ни в какую не брал. Истомившись, бабушка и внучка продолжали переговариваться. (В.Распутин)
8. Обсуждение ответов. Вопросо- ответная форма работы.
9.Итог урока:
-что повторили?
-что нового узнали на уроке?
Оценивание результатов работы обучающихся.
10.Домашнее задание. Запомнить алгоритм определения типа речи. Составить тест на тему: «Типы речи» из 10 заданий.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Обучение чтению буквы Ii в закрытом слоге" 2 класс
Разработка урока английского языка по теме "Обучение чтению буквы Iiв закрытом слоге" содержит конспект урока и мультимедийную презентацию. В процессе урока активизируются знания букв алфавита, поняти...
Методическая разработка урока по теме" Обучение письму- журнальная статья".
Целью урока является- овладение учащимися комплексом знаний и умений в письме на английском языке. Задачи урока - познакомить учащихся с различными техниками написания ж...
Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе
Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...
Разработка урока по теме: "Обучение и совершенствование техники лыжных ходов"
Разработка урока по теме: "Обучение и совершенствование техники лыжных ходов" для учащихся 5 класса....
Методическая разработка урока по теме "Обучение сочинению-рассуждению на примерах произведений И.С.Тургенева"
Данная методическая разработка позволяет менять тексты в зависимости от того, что изучается в данный момент по литературе в этом классе....
Разработка урока по тему: Обучение технике спринтерского бега в школе.
Учащиеся выполняют подводящие упражнения к основной части урока....
Урок - практикум "Готовимся к итоговому собеседованию". Технологическая карта урока на тему"Описание как функционально-смысловой тип речи. Описание фотографии. Синтаксические конструкции для создания текста-описания"
Материал для подготовки к устному собеседованию. Данный урок построен по ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания - описания фотографии...