Рабочая программа курса "Разноаспектный анализ текста"
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Курс для учащихся 11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_vneurochnoy_deyatelnosti_raznoaspektnyy_analiz_teksta_dlya_11_klasssa.docx | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Разноаспектный анализ текста»
общекультурного направления
для учащихся 11 класса
Составитель: Салимзянова Альфия Замановна, учитель русского языка и литературы
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Разноаспектный анализ текста»
Планируемые личностные результаты
1. формирование гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания и саморазвитии.
2. формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации.
3. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно
4. конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления эмоционально «проживать» материал занятий, выражать свои эмоции;
5. открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
6. целеустремлѐнно и настойчиво идти к достижению своей цели, быть готовым к преодолению трудностей;
7. проявлять толерантность;
8. формирование основ моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), доброжелательности, доверия к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
9. обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
- искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
- спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса | Форма организации | Виды деятельности |
Понятия "направление" и "тема сочинения". | Коллективная | Беседа |
Подходы к трактовке художественного текста. | Индивидуальная | Беседа |
Требования к написанию сочинения. | Групповая | Практикум |
Логический анализ и осмысление формулировки темы. | Групповая | Практикум |
Анализ формулировки темы. | Парная | Практикум |
Знание и понимание привлекаемого литературного материала. | Индивидуальная | Просмотр презентации, беседа |
Обобщение опыта работы над сочинениями разных жанров | Коллективная | Практикум |
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. | Индивидуальная | Просмотр презентации, беседа |
Основы грамотного письма. | Парная | Интеллектуальный марафон |
Проблемный вопрос в темах различной формулировки. | Коллективная | Создание проекта |
Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами, определение темы текста. | Коллективная | Конкурс |
Преобразование темы - понятия в вопрос. | Парная | Творческая работа |
Тема-афоризм, тема-цитата (урок-практикум). | Индивидуальная | Просмотр презентации, беседа |
Работа с темой-цитатой, темой- афоризмом. | Групповая | Своя игра |
Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме. | Групповая | Практикум |
Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров используемых для аргументации произведений. | Индивидуальная | Игровая |
Композиция образов в произведении. | Индивидуальная | Индивидуальное тестирование |
Композиция отдельных частей произведения. | Парная | Просмотр презентации, беседа |
Композиция образов в произведении. | Коллективно-творческая | Создание презентации |
Композиция отдельных частей произведения. | Индивидуальная | Просмотр презентации, беседа |
Примеры сочинений с разной композицией. | Групповая | Викторина |
Образ человека в литературе и аспекты его анализа | Парная | Тестирование |
Пейзаж и его функции в произведении | Парная | Создание презентации |
Соразмерность частей сочинения. | Групповая | Викторина |
Формулирование проблемы исходного текста.. Различие понятий темы и проблемы. | Групповая | Создание презентации |
Комментарий к сформулированной проблеме. Способы комментирования. Различные виды комментариев | Коллективная | Просмотр презентации, беседа |
Формулирование позиции автора исходного текста. Способы выражения позиции автора. | Индивидуальная. | Проект |
От главного вопроса темы к заключению. | Коллективная | Практикум |
Творческая работа по выработке индивидуального стиля. | Индивидуальная | Индивидуальное тестирование |
Итоговый урок | Коллективная | Беседа |
Преобладают познавательная деятельность и проблемноценностное общение
Тематическое планирование
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Разноаспектный анализ текста» составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данной деятельности обеспечивает реализацию целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО.
№ | Тема | Занятие |
1 | Понятия "направление" и "тема сочинения". | 1 |
2 | Подходы к трактовке художественного текста. | 1 |
3 | Требования к написанию сочинения. | 1 |
4 | Логический анализ и осмысление формулировки темы. | 1 |
5 | Анализ формулировки темы. | 1 |
6 | Знание и понимание привлекаемого литературного материала. | 1 |
7 | Обобщение опыта работы над сочинениями разных жанров | 1 |
8 | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. | 1 |
9 | Анализ лексики. | 1 |
10 | Проблемный вопрос в темах различной формулировки. | 1 |
11 | Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами, определение темы текста. | 1 |
12 | Преобразование темы - понятия в вопрос. | 1 |
13 | Тема-афоризм, тема-цитата (урок-практикум). | 1 |
14 | Работа с темой-цитатой, темой- афоризмом. | 1 |
Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме. | 1 | |
15 | Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров используемых для аргументации произведений. | 1 |
16 | Композиция образов в произведении | 1 |
17 | Композиция отдельных частей произведения. | 1 |
18 | Композиция образов в произведении. | 1 |
19 | Композиция отдельных частей произведения. | 1 |
20 | Примеры сочинений с разной композицией. | 1 |
21 | Образ человека в литературе и аспекты его анализа | 1 |
22 | Пейзаж и его функции в произведении | 1 |
23 | Соразмерность частей сочинения. | 1 |
24 | Формулирование проблемы исходного текста. | 1 |
25 | Различие понятий темы и проблемы. | 1 |
26 | Комментарий к сформулированной проблеме. | 1 |
27 | Способы комментирования. Различные виды комментариев | 1 |
28 | Формулирование позиции автора исходного текста. | 1 |
29 | Способы выражения позиции автора. | 1 |
30 | Выражение собственного мнения. Способы выражения. | 1 |
31 | Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы (плюсы и минусы), | 1 |
32 | От главного вопроса темы к заключению. | 1 |
33 | Творческая работа по выработке индивидуального стиля. | 1 |
34 | Итог, обобщение | 1 |
34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Программа комплексного анализа текста
В статье приводится план пошагового комплексного анализа текста. Материал расчитан для использования на уроках литературы при изучении художественных произведений прозаического жанра. Использование да...
Рабочая программа элективного курса " Текст под микроскопом".
Программа элективного курса....
программа "Комплексный анализ текста"
комплексный анализ текста...
Методическая разработка рабочей программы курса для 10-11 класса «Текст. Теория и практика комплексного анализа текста »
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне. Курс может быть использован в качестве обобщающ...
рабочая программа элективного курса "Тексты разных жанров"
Рабочая программа элективного курса "Тексты разных жанров" 11 класс, 34 часа...
Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».
Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....