Рабочая программа курса "Разноаспектный анализ текста"
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Салимзянова Альфия Замановна

Курс для учащихся 11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности  

«Разноаспектный анализ текста»

общекультурного направления

для учащихся 11 класса

 

                                                            Составитель: Салимзянова Альфия Замановна, учитель русского языка и литературы

 

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Разноаспектный анализ текста»

Планируемые личностные результаты  

1. формирование гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания и саморазвитии.

2. формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации.

3. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно

4. конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления эмоционально «проживать» материал занятий, выражать свои эмоции;

5. открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

6. целеустремлѐнно и настойчиво идти к достижению своей цели, быть готовым к преодолению трудностей;

7. проявлять толерантность;

8. формирование основ моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), доброжелательности, доверия к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

9. обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

 Познавательные УУД:

- искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

-  использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

-  находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;

- спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

 Коммуникативные УУД:

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание курса

Форма организации

Виды деятельности

Понятия "направление" и "тема сочинения".

Коллективная

Беседа

Подходы к трактовке художественного текста.

Индивидуальная

Беседа  

Требования к написанию сочинения.

Групповая

Практикум

Логический анализ и осмысление формулировки темы.

Групповая

Практикум

Анализ формулировки темы.

Парная

Практикум

Знание и понимание привлекаемого литературного материала.

Индивидуальная

Просмотр презентации, беседа

Обобщение опыта работы над  сочинениями разных жанров

Коллективная

Практикум

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.  

Индивидуальная

Просмотр презентации, беседа

Основы грамотного письма.

Парная

Интеллектуальный марафон

Проблемный вопрос в темах различной формулировки.

Коллективная

Создание проекта

Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами, определение темы текста.

Коллективная

Конкурс

Преобразование темы - понятия в вопрос.

Парная

Творческая работа

Тема-афоризм, тема-цитата (урок-практикум).

Индивидуальная

Просмотр презентации, беседа

Работа с темой-цитатой, темой- афоризмом.

Групповая

Своя игра

Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме.

Групповая

Практикум

Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров используемых для аргументации произведений.

Индивидуальная

Игровая

Композиция образов в произведении.

Индивидуальная

Индивидуальное тестирование

Композиция отдельных частей произведения.

Парная

Просмотр презентации, беседа

Композиция образов в произведении.

Коллективно-творческая

Создание презентации

Композиция отдельных частей произведения.

Индивидуальная

Просмотр презентации, беседа

Примеры сочинений с разной композицией.

Групповая

Викторина

Образ человека в литературе и аспекты его анализа

Парная

Тестирование

Пейзаж и его функции в произведении

Парная  

Создание презентации

Соразмерность частей сочинения.

Групповая

Викторина

Формулирование проблемы исходного текста.. Различие  понятий темы и проблемы.

Групповая

Создание презентации

Комментарий к сформулированной проблеме. Способы комментирования. Различные виды комментариев

Коллективная

Просмотр презентации, беседа

Формулирование позиции автора исходного текста. Способы выражения позиции автора.

Индивидуальная.

Проект

От главного вопроса темы к заключению.

Коллективная

Практикум

Творческая работа по выработке индивидуального стиля.

Индивидуальная

Индивидуальное тестирование

Итоговый урок

Коллективная

Беседа

Преобладают познавательная деятельность и проблемноценностное общение

Тематическое планирование

Тематическое планирование внеурочной деятельности «Разноаспектный анализ текста» составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данной деятельности обеспечивает реализацию целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО.

№  

Тема

Занятие

1

Понятия "направление" и "тема сочинения".

1

2

Подходы к трактовке художественного текста.

1

3

Требования к написанию сочинения.

1

4

Логический анализ и осмысление формулировки темы.

1

5

Анализ формулировки темы.

1

6

Знание и понимание привлекаемого литературного материала.

1

7

Обобщение опыта работы над  сочинениями разных жанров

1

8

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.  

1

9

Анализ лексики.  

1

10

Проблемный вопрос в темах различной формулировки.

1

11

Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами, определение темы текста.

1

12

Преобразование темы - понятия в вопрос.

1

13

Тема-афоризм, тема-цитата (урок-практикум).

1

14

Работа с темой-цитатой, темой- афоризмом.

1

Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме.

1

15

Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров используемых для аргументации произведений.

1

16

Композиция образов в произведении

1

17

Композиция отдельных частей произведения.

1

18

Композиция образов в произведении.

1

19

Композиция отдельных частей произведения.

1

20

Примеры сочинений с разной композицией.

1

21

Образ человека в литературе и аспекты его анализа

1

22

Пейзаж и его функции в произведении

1

23

Соразмерность частей сочинения.

1

24

Формулирование проблемы исходного текста.

1

25

Различие  понятий темы и проблемы.

1

26

Комментарий к сформулированной проблеме.

1

27

Способы комментирования. Различные виды комментариев

1

28

Формулирование позиции автора исходного текста.

1

29

Способы выражения позиции автора.

1

30

 Выражение собственного мнения. Способы выражения.

1

31

Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы (плюсы и минусы),

1

32

От главного вопроса темы к заключению.

1

33

Творческая работа по выработке индивидуального стиля.

1

34

Итог, обобщение

1

34

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Программа комплексного анализа текста

В статье приводится план пошагового комплексного анализа текста. Материал расчитан для использования на уроках литературы при изучении художественных произведений прозаического жанра. Использование да...

программа "Комплексный анализ текста"

комплексный анализ текста...

Методическая разработка рабочей программы курса для 10-11 класса «Текст. Теория и практика комплексного анализа текста »

Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне. Курс может быть использован в качестве обобщающ...

рабочая программа элективного курса "Тексты разных жанров"

Рабочая программа элективного курса "Тексты разных жанров" 11 класс, 34 часа...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....