рабочая программа элективного курса "Тексты разных жанров"
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Рабочая программа элективного курса "Тексты разных жанров" 11 класс, 34 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа элективного курса "Тексты разных жанров" | 57 КБ |
rab_progr.teksty_raznyh_zhanrov_93.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ________ 20__ года протокол № 1
Председатель _______
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Тексты разных жанров»
Уровень образования (класс)
основное общее образование 11 класс
Количество часов 34 часа
Учитель
Программа разработана в соответствии и на основе авторской программы С.В.Беловой элективного курса «Тексты разных жанров»
Элективные курсы гуманитарной направленности. Москва. ООО «Глобус», 2007 г.
Пояснительная записка.
Актуальность элективного курса «Тексты разных жанров» обусловлена востребованностью в обществе высококвалифицированных, гуманитарно образованных людей и потребностью самой личности в самопознании и творческой самореализации. Изучая текст, способы его восприятия, понимания и создания, старшеклассник накапливает опыт разрешения разнообразных проблем и противоречий, личностного роста. Курс в 8 часов посвящен изучению текстов разных жанров, имеющих разные стили, разное назначение. Содержание курса способствует приобретению навыков понимания содержания текстов разных жанров, ведения диалога этикетного характера в стандартных ситуациях общения, восприятия на слух основного содержания несложных аутентичных текстов и выделения для себя отдельной значимой информации, навыков написания письма и заполнения анкет.
Назначение программы по предмету: Элективный курс «Тексты разных жанров» предназначен для учащихся старших классов.
Содержательные линии предмета: Формирование лингвистической компетенции, языковой компетенции, коммуникативной компетенции.
Цель: формировать навыки восприятия, понимания текстов разных жанров; формировать навыки работы с текстами научно-популярного характера, с текстами художественных произведений (отрывками), газетных статей, официально-деловых, автобиографических текстов, личных и деловых писем, хроники;
Задачи: развитие уже имеющихся умений и навыков в различных видах речевой деятельности: чтение, письмо, аудирование, говорение; развитие умений школьников самостоятельно добывать знания из текстов, выражать свои мысли, говорить в нормальном темпе и т.д.
Принципы построения: Системность, научность и доступность, преемственность, целостность, гуманизация, демократизация.
Специфика предмета: общеобразовательная
Технология, методика: Элементы КСО, УДО, коммуникативный метод, индивидуальные, групповые, парные формы организации занятий, объяснительно-иллюстративный метод, закрепление, игра, консультации.
Требования к уровню подготовки учащихся по данному курсу:
В результате изучения данного курса ученик должен:
Знать/понимать:
• сущность, содержание, структуру и формы текста;
• объективные законы восприятия, понимания и создания текста;
• роль текста в коммуникативных отношениях между людьми;
• основные нормы речевого этикета;
Уметь:
• воспринимать текст как целостное высказывание;
• различать виды и уровни текстов;
• понимать смысл текста в контексте его создания;
• создавать текст как ответ на "запрос"
• анализировать отрывки из художественных произведений; статьи газет, научные и деловые тексты.
• писать поздравления, личные письма с опорой на образец.
Таблица тематического распределения часов
№ | Тема | Количество часов авторской программы | Количество часов рабочей программы |
1 | Текст как авторское высказывание | 4 | 4 |
2 | Художественный текст | 6 | 6 |
3 | Публицистический текст | 4 | 4 |
4 | Официально-деловой текст | 4 | 4 |
5 | Научный текст | 4 | 4 |
6 | Текст публичного выступления | 4 | 4 |
7 | Личное письмо | 4 | 4 |
8 | Моя жизнь -это мой текст | 4 | 4 |
Итого | 34 | 34 |
Содержание программы.
1.Тема 1. Текст как авторское высказывание.
Коммуникативные отношения человека. Понятие текста. Текст как форма отражения субъективного мира автора (гуманитарного явления). Текст как феномен употребления языка. Признаки текста. Авторство и адресность в тексте. Образ автора - организующее начало текста. Субъективация повествования. Виды текстов. Архитектоника Текста. Целостное восприятие текста. Текст и контекст.
Основные понятия:
архитектоника, жанр текста, контекст, стиль, текст.
2.Тема 2. Художественный текст.
Произведение искусства как художественный текст. Литературный текст. Поэтический и прозаический текст. Смысл художественного текста. Языковая образность. Слово и образ.Образ как основа художественного текста.Идея и образ. Выразительные средства языка. Тропы: сравнение, олицетворение, метафора, эпитет.
Основные понятия:
метафора, образ, олицетворение, художественный, эпитет.
3. Тема 3. Публицистический текст.
Публицистика как специфическое средство передачи информации, форма убеждения и способ объединения людей. Язык журналистики. Типы публицистического текста: заметка, зарисовка, статья, очерк, интервью, репортаж. Проблематика публицистического текста. Адресат публицистического текста.
Основные понятия:
журналистика, публицистика, репортаж.
4. Тема 4. Официально-деловой текст.
Деловое общение. Характер делового письма. Деловая информация и официальный текст. Виды официально-деловых текстов. Этапы работы над деловым письмом. Личное резюме.
Основные понятия:
деловая риторика, инструкция, информация, личное резюме, циркуляр.
5. Тема 5. Научный текст.
Специфика научного текста. Жанры научного текста: тезис, статья, реферат, конспект, курсовая работа. Слово как символ и значение. Факт Тезис и аргумент. Научное понятие. Научная метафора. Научное общение. Профессиональный язык. Рецензия как вид научного текста.
Основные понятия:
исследование, наука, научный, понятие, рецензия.
6. Тема 6. Текст публичного выступления.
Особенности публичного выступления. Подготовка к выступлению. Зависимость содержания выступления от времени, места и особенностей слушателей. Преодоление психологических барьеров. Искусство ставить вопросы. Риторические вопросы в выступлении. Речевые штампы в речи выступающего.
Основные понятия:
публичный, дикция, оратор, темп речи, тембр голоса.
7. Тема 7. Личное письмо.
Эпистолярный жанр. Виды писем. Письмо конкретному адресату. Письма открытые и личные. Телеграмма. Поздравительная открытка .Письмо-информация. Письмо-просьба. Письмо-соболезнование. Эпитафия. Письмо-приглашение. Записка. Рукописный текст письма. Печатный текст письма. Внешний вид письма как отражение отношений между автором и адресатом.
Основные понятия:
исповедь, эпистолярный, эпитафия.
8. Тема 8. Моя жизнь – это мой текст.
Жизнь как "текст". Жизнь как "произведение искусства". Я - автор моей жизни и моего образования. Сущность авторства личности ив жизнедеятельности. Авторство - это ответственность за выбор. Типология жизненных миров. Поступки и дела как отражение отношения к миру. Как я общаюсь с миром. Разговорная речь. Речь для себя и речь для других. Язык и этикет. Разговор в обществе. Шутка и комплимент. Личностное портфолио.
Основные понятия:
выбор, комплимент, личностное портфолио, этикет.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ- СОШ № от ___________ 20__ года № 1 ___________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _______________ подпись Ф.И.О. ______________ 20__ года |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ________ 20__ года протокол № 1
Председатель _______
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Тексты разных жанров»
Уровень образования (класс)
основное общее образование 11 класс
Количество часов 34 часа
Учитель
Программа разработана в соответствии и на основе авторской программы С.В.Беловой элективного курса «Тексты разных жанров»
Элективные курсы гуманитарной направленности. Москва. ООО «Глобус», 2007 г.
Пояснительная записка.
Актуальность элективного курса «Тексты разных жанров» обусловлена востребованностью в обществе высококвалифицированных, гуманитарно образованных людей и потребностью самой личности в самопознании и творческой самореализации. Изучая текст, способы его восприятия, понимания и создания, старшеклассник накапливает опыт разрешения разнообразных проблем и противоречий, личностного роста. Курс в 8 часов посвящен изучению текстов разных жанров, имеющих разные стили, разное назначение. Содержание курса способствует приобретению навыков понимания содержания текстов разных жанров, ведения диалога этикетного характера в стандартных ситуациях общения, восприятия на слух основного содержания несложных аутентичных текстов и выделения для себя отдельной значимой информации, навыков написания письма и заполнения анкет.
Назначение программы по предмету: Элективный курс «Тексты разных жанров» предназначен для учащихся старших классов.
Содержательные линии предмета: Формирование лингвистической компетенции, языковой компетенции, коммуникативной компетенции.
Цель: формировать навыки восприятия, понимания текстов разных жанров; формировать навыки работы с текстами научно-популярного характера, с текстами художественных произведений (отрывками), газетных статей, официально-деловых, автобиографических текстов, личных и деловых писем, хроники;
Задачи: развитие уже имеющихся умений и навыков в различных видах речевой деятельности: чтение, письмо, аудирование, говорение; развитие умений школьников самостоятельно добывать знания из текстов, выражать свои мысли, говорить в нормальном темпе и т.д.
Принципы построения: Системность, научность и доступность, преемственность, целостность, гуманизация, демократизация.
Специфика предмета: общеобразовательная
Технология, методика: Элементы КСО, УДО, коммуникативный метод, индивидуальные, групповые, парные формы организации занятий, объяснительно-иллюстративный метод, закрепление, игра, консультации.
Требования к уровню подготовки учащихся по данному курсу:
В результате изучения данного курса ученик должен:
Знать/понимать:
• сущность, содержание, структуру и формы текста;
• объективные законы восприятия, понимания и создания текста;
• роль текста в коммуникативных отношениях между людьми;
• основные нормы речевого этикета;
Уметь:
• воспринимать текст как целостное высказывание;
• различать виды и уровни текстов;
• понимать смысл текста в контексте его создания;
• создавать текст как ответ на "запрос"
• анализировать отрывки из художественных произведений; статьи газет, научные и деловые тексты.
• писать поздравления, личные письма с опорой на образец.
Таблица тематического распределения часов
№ | Тема | Количество часов авторской программы | Количество часов рабочей программы |
1 | Текст как авторское высказывание | 4 | 4 |
2 | Художественный текст | 6 | 6 |
3 | Публицистический текст | 4 | 4 |
4 | Официально-деловой текст | 4 | 4 |
5 | Научный текст | 4 | 4 |
6 | Текст публичного выступления | 4 | 4 |
7 | Личное письмо | 4 | 4 |
8 | Моя жизнь -это мой текст | 4 | 4 |
Итого | 34 | 34 |
Содержание программы.
1.Тема 1. Текст как авторское высказывание.
Коммуникативные отношения человека. Понятие текста. Текст как форма отражения субъективного мира автора (гуманитарного явления). Текст как феномен употребления языка. Признаки текста. Авторство и адресность в тексте. Образ автора - организующее начало текста. Субъективация повествования. Виды текстов. Архитектоника Текста. Целостное восприятие текста. Текст и контекст.
Основные понятия:
архитектоника, жанр текста, контекст, стиль, текст.
2.Тема 2. Художественный текст.
Произведение искусства как художественный текст. Литературный текст. Поэтический и прозаический текст. Смысл художественного текста. Языковая образность. Слово и образ.Образ как основа художественного текста.Идея и образ. Выразительные средства языка. Тропы: сравнение, олицетворение, метафора, эпитет.
Основные понятия:
метафора, образ, олицетворение, художественный, эпитет.
3. Тема 3. Публицистический текст.
Публицистика как специфическое средство передачи информации, форма убеждения и способ объединения людей. Язык журналистики. Типы публицистического текста: заметка, зарисовка, статья, очерк, интервью, репортаж. Проблематика публицистического текста. Адресат публицистического текста.
Основные понятия:
журналистика, публицистика, репортаж.
4. Тема 4. Официально-деловой текст.
Деловое общение. Характер делового письма. Деловая информация и официальный текст. Виды официально-деловых текстов. Этапы работы над деловым письмом. Личное резюме.
Основные понятия:
деловая риторика, инструкция, информация, личное резюме, циркуляр.
5. Тема 5. Научный текст.
Специфика научного текста. Жанры научного текста: тезис, статья, реферат, конспект, курсовая работа. Слово как символ и значение. Факт Тезис и аргумент. Научное понятие. Научная метафора. Научное общение. Профессиональный язык. Рецензия как вид научного текста.
Основные понятия:
исследование, наука, научный, понятие, рецензия.
6. Тема 6. Текст публичного выступления.
Особенности публичного выступления. Подготовка к выступлению. Зависимость содержания выступления от времени, места и особенностей слушателей. Преодоление психологических барьеров. Искусство ставить вопросы. Риторические вопросы в выступлении. Речевые штампы в речи выступающего.
Основные понятия:
публичный, дикция, оратор, темп речи, тембр голоса.
7. Тема 7. Личное письмо.
Эпистолярный жанр. Виды писем. Письмо конкретному адресату. Письма открытые и личные. Телеграмма. Поздравительная открытка .Письмо-информация. Письмо-просьба. Письмо-соболезнование. Эпитафия. Письмо-приглашение. Записка. Рукописный текст письма. Печатный текст письма. Внешний вид письма как отражение отношений между автором и адресатом.
Основные понятия:
исповедь, эпистолярный, эпитафия.
8. Тема 8. Моя жизнь – это мой текст.
Жизнь как "текст". Жизнь как "произведение искусства". Я - автор моей жизни и моего образования. Сущность авторства личности ив жизнедеятельности. Авторство - это ответственность за выбор. Типология жизненных миров. Поступки и дела как отражение отношения к миру. Как я общаюсь с миром. Разговорная речь. Речь для себя и речь для других. Язык и этикет. Разговор в обществе. Шутка и комплимент. Личностное портфолио.
Основные понятия:
выбор, комплимент, личностное портфолио, этикет.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ- СОШ № от ___________ 20__ года № 1 ___________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _______________ подпись Ф.И.О. ______________ 20__ года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов. На изучение данного курса отводится 34 часа...
Рабочая программа элективного курса Обучение сочинениям разных жанров 11 класс
Рабочая программа элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"разработана на основе авторской программы элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"...
Рабочая программа. Элективный курс«Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров» 9 класс
Рабочая программа включает: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, формы и средства контроля, перечен...
рабочая программа элективного предмета по русскому языку 10 класс "Сочинения разных жанров"
рабочая программа "Сосинения разных жанров" предназначена для учащихся 10 класса, поможет правильно писать сочинения разных жанров...
Программа "Обучение сочинениям разных жанров"
Программа рассчитана на 2 года, является хорошим подспорьем для подготовки старшеклассников к экзаменам...
Рабочая программа элективного курса по литературе 10 класс "Обучение сочинениям разных жанров"
Программа элективного курса поможет подготовить учащихся к написанию итогового сочинения. Рассчитана на 34 урока в год....
Рабочая программа элективного курса "Теория и практика написания сочинений разных жанров""
Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...
- Мне нравится (1)