программа "Комплексный анализ текста"
рабочая программа (7 класс)
комплексный анализ текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_kompleksnyy_analiz_teksta_7-8_klassy.docx | 42.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа факультативного курса «Комплексный анализ текста» предназначена для работы в 7-9 классах. Программа составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования», федерального базисного учебного плана, «Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку. Базовый уровень» (2005г.), и базисного учебного плана школы. Программа разработана на основе авторской программы С.А.Курловой. «Элективные курсы для школьников 5-8 класс» (издательство «Дрофа», 2010 год).
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Из них
7 класс – 16 часов,
8 класс – 18 часов,
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку.
Программа охватывает все разделы русского языка; основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации, составлению собственных текстов. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе.
Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Целями изучения русского языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Комплексный анализ текста включает:
- Определение стиля текста, типа текста
- Определение темы, идеи текста
- Составление плана текста
- Разные виды языкового разбора
- Анализ орфограмм и пунктограмм
- Работа с разными типами лингвистических словарей
- Составление собственных текстов различных жанров.
В качестве основного вида деятельности предлагается работа с различными видами текстов, предусмотрено систематическое наблюдение за использованием разных языковых средств в произведениях художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и выразительного чтения художественного произведения, но и качественно подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена.
Работа по подготовке к ЕГЭ как особой форме итоговой аттестации ориентирована на формирование следующих составляющих коммуникативной компетентности:
1) опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте, базирующийся на:
- умении анализировать содержание читаемого текста;
- умении формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
- умении аргументировано доказывать собственную позицию;
- умении структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;
2) опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования выразительных средств;
3) опыт оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.
Данный курс в известной степени поможет реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.
Работу с текстом следует строить в определенной последовательности:
1 этап. Работа с первичным текстом.
- Выразительность чтения.
- Текст и его признаки.
- Понимание текста.
2 этап. Языковой анализ текста.
- Лингвистический анализ текста.
- Соблюдение литературных норм.
3 этап. Создание собственного текста.
ВЕДУЩИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
• методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования, методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований)
• методы организации и осуществления учебных действий и организаций (лекция, рассказ, беседа, методы иллюстраций, демонстраций, сочетание словесных и наглядных методов, методы упражнений, индуктивные, дедуктивные, метод аналогий, проблемно-поисковый (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка), самостоятельная работа с книгой).
• методы контроля и самоконтроля (методы устного контроля, письменного контроля, методы самоконтроля)
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
• индивидуальная;;
• групповая;
• парная;
• коллективная;
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ:
• устный опрос, устные сообщения;
• тестирование, анкетирование;
• комплексный анализ текста;
• письменные работы типа сочинения, изложения, диктанты
• творческие работы (реферат, сообщение, отзыв, доклад, проект и т.д.);
Раздел 2. Планируемые результаты освоения программы
Выпускник научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- использовать знание алфавита при поиске информации;
- различать значимые и незначимые единицы языка;
- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
- членить слова на слоги и правильно их переносить;
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- проводить лексический анализ слова;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
- проводить морфологический анализ слова;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Рабочая программа факультативного курса в 7 классе рассчитана на 17 часов в год
(1 полугодие, 1 час в неделю).
4. Учебно-тематический план
№ | раздел | количество часов | из них теория | из них практика |
1 | Выразительность чтения | 2 | 1 | 1 |
2 | Текст и его признаки | 3 | 3 | |
3 | Понимание текста | 3 | 1 | 2 |
4 | Языковой анализ текста | 2 | 1 | 1 |
5 | Соблюдение норм | 4 | 1 | 3 |
6 | Создание собственного текста | 2 | 2 | |
Всего: | 16 | 4 | 12 |
5. Тематическое планирование 7 класс
№ | кол. ч. | тема | практика | Дата по плану | Дата по факту |
1 | 1 | Выразительность чтения. Логическая и психологическая паузы. | 05.09 | 05.09 | |
2 | 1 | Развитие дикции. | практика | 12.09 | 12.09 |
3 | 1 | Текст и его признаки. Типы текста: повествование. | практика | 19.09 | 19.09 |
4 | 1 | Типы текста: описание | практика | 26.09 | 26.09 |
5 | 1 | Типы текста: рассуждение | практика | 03.10 | 03.10 |
6 | 1 | Понимание текста. Приёмы сжатия текста. Проблематика текста. | 10.10 | 10.10 | |
7 | 1 | Замысел. Авторская позиция. Подтекст. | практика | 17.10 | 17.10 |
8 | 1 | Приемы сжатия текста. | практика | 24.10 | 24.10 |
9 | 1 | Языковой анализ текста. Особенности употребления частей речи в тексте. | 31.10 | 31.10 | |
10 | 1 | Особенности употребления частей речи в тексте. Именные части речи. | практика | 14.11 | 14.11 |
11 | 1 | Соблюдение норм. Грамматические нормы. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. | 21.11 | 21.11 | |
12 | 1 | Грамматические нормы. Ошибки в построении предложения с однородными членами | практика | 28.11 | 28.11 |
13 | 1 | Грамматические нормы. Нарушения в построении предложения с причастным оборотом. | практика | 05.12 | 05.12 |
14 | 1 | Грамматические нормы. Нарушения в построении предложения с деепричастным оборотом | практика | 12.12 | 12.12 |
15 | 1 | Создание собственных текстов. Составление текстов различных типов: описание. | практика | 19.12 | 19.12 |
16 | 1 | Составление текстов различных типов: повествование, рассуждение. | практика | 26.12 | 26.12 |
.
Рабочая программа факультативного курса в 8 классе рассчитана на 17 часов в год
(1 полугодие 1 час в неделю).
4. Учебно-тематический план
№ | раздел | количество часов | из них теория | из них практика |
1 | Выразительность чтения | 2 | 1 | 1 |
2 | Текст и его признаки | 2 | 2 | - |
3 | Понимание текста | 3 | - | 3 |
4 | Языковой анализ текста | 3 | 1 | 2 |
5 | Соблюдение норм | 3 | 1 | 2 |
6 | Создание собственного текста | 5 | - | 5 |
Всего: | 18 | 5 | 13 |
5. Тематическое планирование 8 класс
№ | кол. ч. | тема | практика | Дата по плану | Дата по факту |
1 | 1 | Выразительность речи. Сложные слова. | 11.01 | 11.01 | |
2 | 1 | Артикуляция. | практика | 18.01 | 18.01 |
3 | 1 | Текст и его признаки. Стили речи. «Книжные» стили речи: научный стиль, публицистический, официально-деловой. | 25.01 | 25.01 | |
4 | 1 | Особенности разговорного стиля. Особенности стиля художественной литературы. | 01.02 | 01.02 | |
5 | 1 | Понимание текста. Приёмы понимания текста. Проблематика текста. | практика | 08.02 | 08.02 |
6 | 1 | Авторская позиция. Подтекст. | практика | 15.02 | 15.02 |
7 | 1 | Контекст. Интертекст. Затекст. | практика | 22.02 | 22.02 |
8 | 1 | Языковой анализ. Средства художественной выразительности. Лексические средства. | 01.03 | 01.03 | |
9 | 1 | Средства художественной выразительности. Тропы. | практика | 15.03 | 15.03 |
10 | 1 | Средства художественной выразительности. Морфологические средства. | практика | 22.03 | 22.03 |
11 | 1 | Соблюдение норм. Грамматические нормы. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 05.04 | 05.04 | |
12 | 1 | Грамматические нормы. Нарушение однородности понятий, нарушение однородности синтаксических элементов | практика | 12.04 | 12.04 |
13 | 1 | Грамматические нормы. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Неправильное построение предложения с косвенной речью | практика | 19.04 | 19.04 |
14 | 1 | Создание собственных текстов. Составление текстов различных жанров: отзыв. | практика | 26.04 | 26.04 |
15 | 1 | Составление текстов различных жанров: доклад, | практика | 03.05 | 03.05 |
16 | 1 | Составление текстов различных жанров: реферат, | практика | 10.05 | 10.05 |
17 | 1 | Составление текстов различных жанров: выступление, | практика | 17.05 | 17.05 |
18 | 1 | Составление текстов различных жанров: выступление, | практика | 24.05 | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.
Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире, для закрепления навыков анализ текст...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».
Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....
ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...