программа "Комплексный анализ текста"
рабочая программа (7 класс)

Самойлова Елена Евгеньевна

комплексный анализ текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-_kompleksnyy_analiz_teksta_7-8_klassy.docx42.96 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая образовательная программа факультативного  курса «Комплексный анализ текста»  предназначена    для  работы в 7-9 классах. Программа составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования», федерального базисного учебного плана, «Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку. Базовый уровень» (2005г.), и базисного учебного плана школы. Программа разработана на основе авторской программы С.А.Курловой. «Элективные курсы для школьников 5-8 класс» (издательство «Дрофа», 2010 год).

Рабочая программа  рассчитана на 34 часа. Из них

7 класс – 16 часов,

8 класс – 18 часов,

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они   расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку.

Программа охватывает все разделы русского языка; основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации, составлению собственных текстов.  Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. 
            Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».
           Целями изучения русского языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Комплексный анализ текста включает:

  • Определение стиля текста,  типа текста
  • Определение темы, идеи текста
  • Составление плана текста
  • Разные виды языкового разбора
  • Анализ орфограмм и пунктограмм
  • Работа с разными типами лингвистических словарей
  • Составление собственных текстов различных жанров.

 В качестве основного вида деятельности предлагается работа с различными видами текстов,  предусмотрено  систематическое наблюдение за использованием разных языковых средств в произведениях   художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и выразительного чтения художественного произведения, но и качественно подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена.

  Работа по подготовке к ЕГЭ как особой форме итоговой аттестации ориентирована на формирование следующих составляющих коммуникативной компетентности:

1) опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте, базирующийся на:

  • умении анализировать содержание читаемого текста;
  • умении формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
  • умении аргументировано доказывать собственную позицию;
  • умении структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;

2) опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования выразительных средств;

3) опыт оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Данный курс в известной степени поможет реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.

Работу  с текстом  следует строить в определенной последовательности:

1 этап.  Работа с первичным текстом.

  • Выразительность чтения.
  • Текст и его признаки.
  • Понимание текста.

2 этап. Языковой анализ текста.

  • Лингвистический анализ текста.
  • Соблюдение литературных норм.

3 этап. Создание собственного текста.

ВЕДУЩИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
• методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования, методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований)
• методы организации и осуществления учебных действий и организаций (лекция, рассказ, беседа, методы иллюстраций, демонстраций, сочетание словесных и наглядных методов, методы упражнений, индуктивные, дедуктивные, метод аналогий, проблемно-поисковый (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка), самостоятельная работа с книгой).
• методы контроля и самоконтроля (методы устного контроля, письменного контроля, методы самоконтроля)
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
• индивидуальная;;
• групповая;
• парная;
• коллективная;

ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ:
• устный опрос, устные сообщения;
• тестирование, анкетирование;
• комплексный анализ текста;
• письменные работы типа сочинения, изложения, диктанты
• творческие работы (реферат, сообщение, отзыв, доклад, проект и т.д.);

Раздел 2.  Планируемые результаты освоения программы

Выпускник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • различать значимые и незначимые единицы языка;
  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • проводить лексический анализ слова;
  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
  • проводить морфологический анализ слова;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
  • находить грамматическую основу предложения;
  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.


Рабочая программа факультативного курса в 7 классе рассчитана на 17 часов в год

(1 полугодие, 1 час в неделю).  

4. Учебно-тематический план

раздел

количество часов

из них теория

из них практика

1

Выразительность чтения

2

1

1

2

Текст и его признаки

3

3

3

Понимание текста

3

1

2

4

Языковой анализ текста

2

1

1

5

Соблюдение норм

4

1

3

6

Создание собственного текста

2

2

Всего:

16

4

12


5. Тематическое планирование 7 класс

кол. ч.

тема

практика

Дата по плану

Дата по факту

1

1

Выразительность чтения. Логическая и психологическая паузы.  

05.09

05.09

2

1

Развитие дикции.

практика

12.09

12.09

3

1

Текст и его признаки. Типы текста: повествование.

практика

19.09

19.09

4

1

Типы текста:   описание

практика

26.09

26.09

5

1

Типы текста:   рассуждение

практика

03.10

03.10

6

1

Понимание текста. Приёмы сжатия текста.  Проблематика текста.

10.10

10.10

7

1

Замысел. Авторская позиция. Подтекст.

практика

17.10

17.10

8

1

  Приемы  сжатия текста.  

практика

24.10

24.10

9

1

Языковой анализ текста. Особенности употребления частей речи в тексте.

31.10

31.10

10

1

Особенности употребления частей речи в тексте. Именные части речи.

практика

14.11

14.11

11

1

Соблюдение норм. Грамматические нормы.   Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

21.11

21.11

12

1

Грамматические нормы.  Ошибки в построении предложения с однородными членами

практика

28.11

28.11

13

1

Грамматические нормы.  Нарушения в построении предложения с причастным оборотом.   

практика

05.12

05.12

14

1

Грамматические нормы. Нарушения в построении предложения с деепричастным оборотом 

практика

12.12

12.12

15

1

Создание собственных текстов. Составление текстов различных типов: описание.

практика

19.12

19.12

16

1

Составление текстов различных типов:   повествование, рассуждение.

практика

26.12

26.12

.     


 

Рабочая программа  факультативного курса в 8 классе рассчитана на 17 часов в год

(1 полугодие 1 час в неделю).  

4. Учебно-тематический план

раздел

количество часов

из них теория

из них практика

1

Выразительность чтения

2

1

1

2

Текст и его признаки

2

2

-

3

Понимание текста

3

-

3

4

Языковой анализ текста

3

1

2

5

Соблюдение норм

3

1

2

6

Создание собственного текста

5

-

5

Всего:

18

5

13


5. Тематическое планирование 8 класс

кол. ч.

тема

практика

Дата по плану

Дата по факту

1

1

Выразительность речи. Сложные слова.

11.01

11.01

2

1

Артикуляция.

практика

18.01

18.01

3

1

Текст и его признаки. Стили речи.  «Книжные» стили речи: научный стиль, публицистический, официально-деловой.

25.01

25.01

4

1

Особенности разговорного стиля.

Особенности стиля художественной литературы.

01.02

01.02

5

1

Понимание текста. Приёмы понимания текста.  Проблематика текста.

практика

08.02

08.02

6

1

Авторская позиция. Подтекст.

практика

15.02

15.02

7

1

Контекст. Интертекст. Затекст.

практика

22.02

22.02

8

1

Языковой анализ. Средства художественной выразительности.   Лексические средства.

01.03

01.03

9

1

Средства художественной выразительности. Тропы.

практика

15.03

15.03

10

1

Средства художественной выразительности. Морфологические средства.

практика

22.03

22.03

11

1

 Соблюдение норм. Грамматические нормы. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

05.04

05.04

12

1

Грамматические нормы. Нарушение однородности понятий,   нарушение однородности синтаксических элементов

практика

12.04

12.04

13

1

Грамматические нормы.  Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Неправильное построение предложения с косвенной речью

практика

19.04

19.04

14

1

Создание собственных текстов. Составление текстов различных жанров: отзыв.

практика

26.04

26.04

15

1

Составление текстов различных жанров:     доклад,  

практика

03.05

03.05

16

1

Составление текстов различных жанров:   реферат,  

практика

10.05

10.05

17

1

Составление текстов различных жанров:   выступление,  

практика

17.05

17.05

18

1

Составление текстов различных жанров:   выступление,  

практика

24.05

24.05

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...