Рабочая программа элективного курса " Текст под микроскопом".
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Мушковичская основная школа
«Согласовано» Заместитель директора Панова С.В. «__»________________2015г.___________. | «Утверждено» Директор школы: Безбородова Н.Л. Приказ № 119 от «25» августа 2015г. |
Рабочая программа
Элективного курса по русскому языку
«Текст под микроскопом»
для 9 класса
основного общего образования
уровень: базовый.
Предпрофильная подготовка учащихся .
Учитель: Панова С.В..
Квалификационная категория: высшая
Программа рассмотрена на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла
Протокол от «____»____________20___ г № ________________
Руководитель школьного МО учителей гуманитарного цикла
__________________________( __________________________)
2015-16 уч.год
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Паспорт программы ..……………………………………………………… | ||
Пояснительная записка… Планируемый результат …………………………………………………. Содержание программы…………………………………………………… Учебно-тематический план курса …………………………………………. | ||
Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу … | ||
Паспорт
рабочей программы учебного курса, предмета
Тип программы программа основного общего образования
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы:
- для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МБОУ Мушковичская ОШ программа определяет приоритеты в содержании основного образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МБОУ Мушковичская ОШ программа является основанием для определения качества реализации общего основного образования.
Категория обучающихся: учащиеся 9 класса
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 17 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 час в неделю
Формы контроля: текущий контроль
Итоговый документ: аттестат об основном общем образовании.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089;
- Закона Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации2»;
- Учебного плана МБОУ Мушковичская ОШ на 2015-16 учебный год.
Программа элективного курса «Текст под микроскопом» предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений.
Содержание элективного курса опирается на материалы книги Н.В. Коз-ловской и Ю.Н. Сиваковой «Русский язык: анализ текста», содержащей уникальную методику работы с текстом. При подборе текстов для практической работы учащихся, помимо предложенного издания, используется учебное пособие А.М. Якуниной «Русский язык. Комплексный анализ текста в 9 классе», а также сборники текстов для проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы.
Программа элективного курса предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые, хотя и анализируются на уроках русского языка, но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе. Усвоение данных понятий на теоретическом уровне не является самоцелью. Основная задача курса - совершенствование и развитие речевых умений школьников, обучение детей умению применять полученные знания в ходе выполнения конкретного речевого задания, например на письменном экзамене по русскому языку.
Формируемые речевые умения, прежде всего умение анализировать текст и его семантические и структурные компоненты, будут способствовать и развитию общеучебных умений, таких, как самостоятельная работа с учебником, самостоятельное пополнение знаний, контроль своей речевой деятельности на уроках. Кроме того, курс направлен и на совершенствование общей коммуникативной культуры учащихся.
Элективный курс позволит учащимся лучше подготовиться к ГИА по русскому языку, заложит основы будущей подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.
Речевые умения, формируемые программой, будут способствовать развитию общеучебных умений, совершенствованию общей коммуникативной культуры учащихся.
Разные по жанру и стилю тексты, предлагаемые для выборочного и комплексного анализа, позволят развить познавательные способности учащихся и их кругозор, помогут осуществить нравственное и эстетическое воспитание школьников.
Предметным результатом может быть выполнение учащимися заданий разной степени сложности по выбору учителя или учащихся:
- определение темы, проблемы и идеи данного текста;
- анализ типа и стиля речи в тексте;
- комментарий к различным средствам связности и выразительности в тексте;
- развернутое рассуждение с обозначением проблемы, поднятой в исходном тексте;
- комплексный анализ предложенного текста.
Содержание курса
Тема 1. Что такое текст. Текст как «основная единица коммуникации» . Информативность, цельность и связность текста.
Тема 2. Тема, проблема и идея текста. Тема – основное содержание текста. Проблема – основной вопрос, поставленный и решаемый автором. Идея – авторское отношение к изображаемому.
Тема 3. Стили речи.
Разговорный и книжные (научный, официально-деловой, публицистический, художественный) стили речи. Сфера использования. Адресат. Цель текста. Речевые жанры. Языковые особенности функциональных стилей речи.
Тема 4. Функционально-смысловые типы речи.
Описание, повествование, рассуждение. Критерии для разграничения: как изображается мир; основная цель; основной вопрос; модель, разновидности, особенности языкового оформления текста.
Тема 5. Средства языковой выразительности.
Аллитерация. Ассонанс. Метафора. Окказионализмы. Оксюморон. Сравнение.
Метонимия. Эпитет. Гипербола. Литота. Перифраза. Синонимы. Антонимы.
Омонимы. Эмоционально-оценочная, экспрессивная и стилистически ограниченная лексика. Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы и поговорки. Выразительные средства синтаксиса.
Тема 6. Средства связности в тексте.
Лексические, грамматические, синтаксические связи, которые образуют един-ство текста.
Тема 7. Практикум. Комплексный анализ текста.
Учебно-тематический план программы элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса. « Текст под микроскопом».
№ | Содержание разделов и тем | Количество часов | Виды деятельности учащихся |
1. | Что такое текст. | 1 | Анализ различных определений текста; выявление текста среди данных фрагментов. |
2. | Тема, проблема и идея текста. | 1 | Определение темы, проблемы и идеи предложенных текстов. |
3. | Стили речи. | 2 | Определение стилистической принадлежности текстов. |
4. | Функционально-смысловые типы речи. | 3 | Определение типов речи, преобладающих в данных текстах. |
5. | Средства языковой выразительности.
| 4 | Выявление средств языковой выразительности в текстах. Определение их роли. |
6. | Средства связности в тексте. | 3 | Выявление средств связности в тексте. Анализ текста. |
7. | Практикум. | 3 | Выборочный или комплексный анализ текста. |
Итого: | 17 |
УМК
- Вартапетова С.С. Стилистика русского языка (для 10-11 классов школ с углублен-
ным изучением русского языка) // Программно-методические материалы: Русский
язык. 10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.
- Ипполитова Н.А. Программа курса «Практическая стилистика» для 8-9 классов (по
выбору учащихся) // Русский язык в школе. – 1992. - №3-4.
- Козловская Н.В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: анализ текста. Пособие для подго-
товки к Единому государственному экзамену. – СПб, 2004.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 2004.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М., 1995.
- Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.
- Якунина А.М. Русский язык. Комплексный анализ текста в 9 классе: дидактические
материалы. – М., 2005.
- Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому
языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Скля- рова. – М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Как строится текст"
Данная рабочая программа позволяет учителю-словеснику организовать повторение и систематизацию знаний по развитию связной речи учащихся 9 классов. Раскрываются закономерности строения текста, знания о...
Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Филологический анализ текста"
Данный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересен всем, так как поддерживает и развива...
Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ поэтического текста» (9 класс)
Программа элективного курса «Анализ поэтического текста» (Развитие теоретико-литературных понятий. Обучение творческому письму) предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ...
Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)
Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Программа элективного курса "Под лингвистическим микроскопом"
Данный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса...
рабочая программа элективного курса "Тексты разных жанров"
Рабочая программа элективного курса "Тексты разных жанров" 11 класс, 34 часа...