Методическая разработка рабочей программы курса для 10-11 класса «Текст. Теория и практика комплексного анализа текста »
методическая разработка по русскому языку (10, 11 класс)
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне. Курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену, рассчитан на 68 часов. Данный курс выходит за рамки программы по русскому языку для 10 - 11 классов.
Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала по синтаксису и пунктуации, орфографии, позволяющего формирование практических навыков постановки знаков препинания в сложном предложении. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике сложные синтаксические конструкции для обогащения устной речи. В качестве основного вида деятельности предлагается работа с различными видами текстов. Комплексный анализ текста – один из видов работы над текстом, направленный на глубокое погружение в ткань текста, на научное осознание написанного, высказанного. Такой анализ текста включает следующие этапы: определение стиля текста, определение типа текста, определение темы, идеи текста, составление плана текста, разные виды языкового разбора, анализ орфограмм и пунктограмм, работу с разными типами лингвистических словарей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_analiz_10-_11_klass.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 55
«СОГЛАСОВАНО» Председатель МО _____________Бурова Г.В. «___»_________2017 г. Председатель МС ____________Т.А. Татарникова «___»_________2017 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ___________ О.В.Пискунова «___»_________2017 г. |
Рабочая программа курса «Текст. Теория и практика комплексного анализа текста »
Уровень обучения: среднее общее образование (10-11 классы)
Петрова Надежда Васильевна,
высшая квалификационная категория
Класс (-ы) 10 а класс
Иркутск 2017
ПАСПОРТ
на программу элективного курса
«Текст. Теория и практика комплексного анализа текста»
I Раздел
- Программа элективного курса «Текст. Теория и практика комплексного анализа» для обучающихся 10-11 классов. Образовательная область «Филология», русский язык, 68 часов.
- Элективный курс по русскому языку для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных организаций.
- Программа ориентирована на подготовку к итоговой аттестации выпускников по русскому языку.
- Петрова Надежда Васильевна, МБОУ СОШ № 55, 6, 64082 г. Иркутск, микрорайон Университетский, 33.
- Программа элективного курса составлена на базе государственной программы по русскому языку (Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) «Русский язык. 10-11 класс» (2-е издание) — М.: ООО «Русское слово», 2015.
II Раздел
Цель программы - научить грамотному владению устной и письменной речью через комплексный анализ текста, овладеть приемам работы с тестовыми заданиями при подготовке к итоговой аттестации, развивать умение создавать собственное высказывание на заданную тему.
III Раздел
Структура программы. Рабочая программа элективного курса «Теория и практика комплексного анализа текста» представляет собой целостный документ и включает следующие разделы: пояснительная записка, планируемые результаты, содержание программы, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность курса
Обучение в старших классах общеобразовательного учреждения завершается итоговой аттестацией школьников. Результаты аттестации определяют дальнейшую судьбу выпускников как будущих абитуриентов, и в зависимости от того, насколько успешно выпускник сдаст экзамен по русскому языку, зависит выбор им специальности, порог личной реализации и успешности в этой жизни, а также исполнения его мечты.
Русский язык входит в образовательную область «Филология», и в системе школьного образования предмет является не только объектом изучения, но и средством обучения, именно поэтому комплексный анализ текста определен как основа данного элективного курса, так как обеспечивает функциональный и системный подход к изучению предмета, а также осуществляет межпредметные связи. В связи с этим становится возможным через предмет обеспечение развития интеллектуальных и творческих способностей школьников, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразование и самореализация личности. Содержание обучения русскому языку построено на основе компетентностного подхода, в соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Статус программы
Элективный курс является авторской программой, составлен на основе Государственного стандарта общего образования 2004 года, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной «Русский Язык. 10-11 класс» (2-е издание) — М.: ООО «Русское слово», 2015.
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне. Курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену, рассчитан на 68 часов. Данный курс выходит за рамки программы по русскому языку для 10 - 11 классов.
Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала по синтаксису и пунктуации, орфографии, позволяющего формирование практических навыков постановки знаков препинания в сложном предложении. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике сложные синтаксические конструкции для обогащения устной речи. В качестве основного вида деятельности предлагается работа с различными видами текстов. Комплексный анализ текста – один из видов работы над текстом, направленный на глубокое погружение в ткань текста, на научное осознание написанного, высказанного. Такой анализ текста включает следующие этапы: определение стиля текста, определение типа текста, определение темы, идеи текста, составление плана текста, разные виды языкового разбора, анализ орфограмм и пунктограмм, работу с разными типами лингвистических словарей.
Цели курса: научить грамотному владению устной и письменной речью через комплексный анализ текста, овладеть приемам работы с тестовыми заданиями при подготовке к итоговой аттестации, развивать умение создавать собственное высказывание на заданную тему. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» учащимися средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и ученику прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды анализа текста;
- систематизировать знания и умения учащихся в ходе подготовки к итоговой аттестации;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования разных синтаксических конструкций русского языка.
- формирование орфографических и пунктуационных навыков;
- формирование навыков самостоятельной работы со словарями, справочной литературой и разнообразными учебными пособиями;
- развитие речевой компетенции как письменной, так и устной.
Программа элективного курса рассчитана на 68 часов (1 раз в неделю для 10-11 классов)
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения, обусловлены его практической направленностью: работа с учебными пособиями, тестами и текстами, тренинги, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решение лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена в следующих формах: написания сочинения, разработки и представления собственного алгоритма выполнения конкретного задания или комплекса заданий по синтаксису и пунктуации, создания макетов, буклетов, наглядных пособий по конкретному заданию тестовой части итоговой аттестации выпускников или комплекса заданий.
1. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Курс предполагает освоение предмета с целью формирования у обучающихся посредством освоения системы русского языка целостного представления о мире и формирования общей культуры личности как неотъемлемых составляющих современного выпускника общеобразовательной организации, способного ориентироваться в постоянно изменяющейся действительности, готового к таким изменениям и способного адекватно на основе общечеловеческих ценностей и общественной целесообразности адаптироваться к изменяющейся среде, а также способного самому активно менять условия своей жизни и деятельности на благо себе, обществу и государству как нерасторжимому единству составляющих мира человеческого бытия.
Личностные результаты:
- сформированность гармоничной языковой личности, способной
посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным
- ценностям русского народа, русской многовековой культуре, толерантное отношение к языку и культуре и усвоение форм толерантного поведения в поликультурном мире;
- через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики, формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину, связывающей свое будущее с развитием своего края, города села;
- посредством выявления языковых особенностей произведений русской литературы, несущей мощнейший гуманистический заряд, формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- через понимание эстетических основ художественного текста, выраженных языковыми средствами, приобщение обучающихся к эстетическому отношению к миру, сформированность основ экологического сознания, понимаемого относительно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и умение противостоять речевой агрессии посредством организации гармонизирующего диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.
Метапредметные результаты:
- способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации;
- обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи;
- освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирование, тезирование, выявление основной мысли и приводимых аргументов;
- приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов;
- овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств;
- владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);
- владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппарат обоснования и опровержения), необходимыми для работы с информацией;
- формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности, целесообразности, эффективности и экологичности совершаемых действий и мыслительных процессов за счет выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и аналитико-синтетических заданий к фрагментам предложенных текстов нравственно-этической, социально значимой и научно-публицистической тематики.
Предметные результаты:
- сформированность понятий «национальный русский язык» и «русский литературный язык»;
- понимание характера обязательности, вариативности, допустимости в применении норм литературного языка; закрепление навыка соблюдения языковых норм в речи в ходе повседневного бытового, учебного, делового общения;
- владение на основе полученных знаний о нормах русского литературного языка навыками самоанализа и самооценки собственной произвольной речи или воспроизведенной речи;
- владение умением анализировать текст с точки зрения содержащейся в нем информации (основная/второстепенная, явная/скрытая);
- представлять текст в виде тезисов, конспектов, рефератов, сочинений разных жанров, а содержание грамматических правил – в виде таблиц, алгоритмов, свернутых алгоритмических предписаний;
- более глубокое и детальное знание содержания произведений художественной литературы;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое к ним отношение в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- знание изобразительно-выразительных средств русского языка и умение их применять;
- осознание художественной картины мира, созданной в литературном произведении в единстве эмоционального личностного и интеллектуального понимания.
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах. В результате изучения данного элективного курса десятиклассники должны знать:
- лексикологию слов,
- орфоэпические нормы,
- правила орфографии, регламентирующие правописание слов в русском языке,
- правила пунктуации в простом и сложном предложениях,
- структуру сочинения – рассуждения,
- критерии оценки сочинения;
уметь:
- оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка,
- применять знания по орфографии, синтаксису и пунктуации в практике правописания,
- соблюдать в речевой практике нормы орфоэпии,
- адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста).
- выполнять задания тестовой части итоговой аттестации,
- проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач,
- -использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка,
- создавать связное высказывание, выражая собственное мнение по поводу прочитанного текста,
- формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста,
- формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором прочитанного текста,
- аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;
владеть:
- навыками работы с лингвистическими словарями,
- навыками работы с текстом,
- навыками выполнения комплексного анализа текста.
2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ПРОГРАММЫ КУРСА
Текст и его основные понятия. Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. Основная мысль. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
Стили речи. Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности. Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему.
Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
Лексика и фразеология. Слово и его значения. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления. Стилистическая окраска слова. Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика Фразеологизмы, их признаки и значение. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Стилистические свойства фразеологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи.
Морфология и орфография. Прилагательное, его грамматические признаки. Полные и краткие формы прилагательного. Синтаксическая функция имен прилагательных. Правописание н и нн в отыменных и отглагольных именах прилагательных. Не сименами прилагательными.
Причастие, его грамматические признаки. Полные и краткие формы страдательных причастий. Синтаксическая функция причастия. Причастный оборот. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание частицы не с причастиями.
Наречие, его грамматические признаки. Синтаксическая функция наречий. Правописание н и нн в наречиях. Не с наречиями.
Синтаксис. Предложение как минимальное речевое высказывание. Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия. Простое двусоставное предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Обособленные синтаксические конструкции. Обособленное определение и приложение. Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения. Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления. Обособленные дополнения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности.
Сложное предложение и его виды. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.
Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) предложения. Знаки препинания в сложном предложении.
Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении.
Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Виды сложносочиненных предложений. Интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями.
Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Различия подчинительных союзов и союзных слов.
Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.
Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Нормы письменной речи: пунктуационные нормы.
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Развитие речи
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
Наименование разделов |
Орфоэпия и грамматика |
Лексика и фразеология |
Морфология и орфография |
Развитие речи |
Всего 34ч |
11 класс
Наименование разделов |
Орфография и грамматика |
Синтаксис |
Развитие речи |
Всего 34ч |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru/
- Словари и энциклопедии по русскому языку
- https://neznaika.pro/
- https://oge.sdamgia.ru/
- Таблицы
- Комплекты карточек
- Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».
- Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2016.
- Справочник по орфографии и пунктуации. Д.Э. Розенталь. - М: Издательство «Оникс», 2008.
- Русский язык. В примерах и комментариях. - М:Издательство « Магариф», 2009.
- Тексты из художественных произведений (фрагменты).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ | Дата | Кор. | Тема занятия | Дата |
1 | 04.09 | Текст как речевое произведение. | 1 | |
2 | 11.09 | Признаки текста смысловая законченность и информативность, грамматическая завершенность. | 1 | |
3 | 18.09 | Тема и основная мысль текста. Членение текста на смысловые части. | 1 | |
4 | 25.09 | Членение текста на смысловые части. | 1 | |
5 | 02.10 | Членение текста на смысловые части. | 1 | |
6 7 8 | 09.10 16.10 23.10 | Авторская позиция. | 3 | |
9 | 13.11 | Абзац, его роль в тексте. | 1 | |
10 | 20.11 | Абзацное членение текста. Структура абзаца. | 1 | |
11 | 27.11 | Синтаксические средства связи. | 1 | |
12 13 14 15 16 | 04.12 11.12 18.12 25.12 15.01 | Изобразительно-выразительные средства текста (фонетические, лексические, синтаксические средства и тропы). | 5 | |
17 18 | 22.01 29.01 | Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. | 2 | |
19 20 21 22 23 | 05.02 12.02 19.02 26.02 05.03 | Орфографический анализ текста: н и нн в разных частях речи. | 5 | |
24 25 26 27 28 | 12.03 19.03 02.04 09.04 16.04 | Орфографический анализ текста: орфограммы слитного и раздельного написания различных частей речи. | 5 | |
29 30 31 32 33 | 23.04 30.04 07.05 14.05 21.05 | Орфоэпический и грамматический анализ текста. | 5 | |
Всего | 32 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка рабочей программы по химии 9 класс
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного школьного образования на изучение химии в 9 классе отводиться 68 часов из федерального компоне...
Методическая разработка рабочей программы по химии 8 класс
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного школьного образования на изучение химии в 8 классе отводиться 70 часов из федерального к...
методическая разработка: "рабочая программа по геометрии 10 класс"
Разработка рабочей программы по геометрии....
методическая разработка "рабочая программа по геометрии 8 класс"
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, развивает воображение, пространственные пр...
Методическая разработка рабочей программы курса для 8 класса «Комплексный анализ текста. Практикум по русскому языку »
. Данный курс направлен на преодоление трудностей в выполнении тестовых заданий по русскому языку за курс 5-8 классов, а также на обучение написанию сочинений-рассуждений разных типов....
Методическая разработка. Рабочая программа по ИЗО. 6 класс.
Рабочая программа по изобразительному искусству для шестого класса по Неменскому....
Методическая разработка "Рабочая программа по математике. 5 класс, Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин"
Рабочая программа по математике. 5 класс, Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин....
- Мне нравится (4)