Технология формирующего оценивания в условиях обновлённых ФГОС
статья по русскому языку

Дмитриева Ольга Владимировна

«Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок».

Леонардо да Винчи

В школьные годы, на уроках русского языка и литературы, все ученики знакомятся с картиной Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Решетников – знаменитый русский художник, который нарисовал множество картин. «Опять двойка» – одно из его лучших полотен, написанное в 1952 году.

Однажды, художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик, растерявшись, не мог решить простейшую задачу у доски. В школе мы писали сочинение по этой картине, пытаясь определить, что хотел показать художник, а именно: житейский сюжет, где мальчишка приходит домой с очень виноватым видом, он получил в школе двойку и задержался на катке, вся семья недовольна его отметкой.

Сегодня я иначе смотрю на это произведение. И первый вопрос, который я себе задаю, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЁННЫХ ФГОС

Дмитриева Ольга Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ «Тэминская СОШ»,

с. Тэмь, Братский район

«Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные

 семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок» [2].

Леонардо да Винчи

В школьные годы, на уроках русского языка и литературы, все ученики знакомятся с картиной Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Решетников – знаменитый русский художник, который нарисовал множество картин. «Опять двойка» – одно из его лучших полотен, написанное в 1952 году.

Однажды, художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик, растерявшись, не мог решить простейшую задачу у доски. В школе мы писали сочинение по этой картине, пытаясь определить, что хотел показать художник, а именно: житейский сюжет, где мальчишка приходит домой с очень виноватым видом, он получил в школе двойку и задержался на катке, вся семья недовольна его отметкой.

Сегодня я иначе смотрю на это произведение. И первый вопрос, который я себе задаю, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.

Сегодня очень много говорится об индивидуализации учебного процесса, повышении учебной мотивации и учебнойсамостоятельности.

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте начального, основного и среднего общего образования сказано, что учащиеся должны владеть основами самоконтроля, самооценки, саморегуляции, а также взаимоконтроля и взаимооценки.

Но как научить детей самостоятельно оценивать результаты своей учебной работы, каким образом привлечь детей к контрольно-оценочной деятельности.

Наиболее соответствующим требованиям современного общества механизмом, который учитываетиндивидуальные способности учащихся и их возрастные особенности является формирующее оценивание, которое можно ещё назвать оцениванием для обучения.

Оно является самым эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика, сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.

Формирующее оценивание не предполагает выставления отметки в баллах. Оно даёт возможность учащимся осознать, что у них получается хорошо, а что пока не удаётся, подсказывает, каким образом улучшить свои учебные достижения.

Через оценивание учащиеся видят свой прогресс, оценивание "подогревает" стремление узнать больше.

На сегодняшний день существуют информационные источники, в которых описываются теоретические аспекты введения формирующего оценивания в образовательный процесс.

Одно из них это учебное пособие «Формирующее оценивание: оценивание в классе».  Автор Пинская М.А.[1].

Существует дваподхода к оцениванию образовательных результатов учащихся:

- итоговое (суммативное) оценивание;

- формирующее (формативное) оценивание.

Чем формирующая оценкаотличается от оценки в баллах, которую мы обычно ставим?

Во-первых, формирующая оценка не рассматривает оценивание как контроль. Это не та оценка, которая карает.

Во-вторых, она позволяет постепенно формировать знания учащихсяориентируясь на их сильные стороны.

Как обычно происходит проверка любой работы. Мы исправляем ошибки, мы указываем недостатки, т.е. мы говорим сразу, что у ученика плохо.А надо ориентироваться на его сильные стороны.

Как можно похвалить ребёнка?Не секрет, мы все любим, чтобы нас хвалили. Хороший отзыв должен содержать 4 элемента:

  1. подчёркивание и похвала того хорошего и правильного, что есть в работе;
  2. выделение того, что должно быть исправлено или над чем нужно поработать дополнительно;
  3. подсказки, как это можно сделать;
  4. совет по поводу того, в каком направлении ученик должен двигаться дальше.

При этом подсказывая, какие пробелы в знаниях имеются, подсказывая, в каком направлении двигаться, чтобы эти проблемы исправить.В конечном итоге это влияет на ту оценку, которую мы привыкли называть отметкой.Поэтому эту оценку   называют формирующей, так как она формирует ответственность за своё обучение.

Как сказал Боб Стейк: «Когда суп пробует повар – это формирующее; когда суп пробуют гости – это итоговое».

Цель формирующего оценивания заключается вулучшении качества учения, а не обеспечивание оснований для выставления отметок.

Необходимым в технологии формирующего оценивания является создание непрерывной обратной связи.  Обратная связь проявляется практически на всех этапах урока и бывает двух видов: устная и письменная.

Результаты ученика в обязательном порядке сравниваются с его же предыдущими результатами.

Формирующая оценка основана на максимально прозрачных и заранее объявленных критериях.Критерии самооценки должны быть чёткими, предельно однозначными, понятными.Если критерии будут прозрачны, т.е., учащиеся будут знать, на что мы будем обращать внимание, то ученики будут:

- точно знать, какую работу они должны выполнить и что именно ждёт от них учитель;

- у учителя не будет проблем с оцениванием работы ученика;

- будет формироваться атмосфера доверия между учителем и учениками, действия учеников будут более самостоятельными.

Критерии оформляются в начале изучения темы, чтобы было легко оценить итоговую работу. Критерии должны быть дифференцированы: на «3» достаточно знать то и, то, на «4» то и, то + это, а на «5» то и, то + это, это и это.

Взаимооценка и самооценка являются неотъемлемой частью технологии формирующего оценивания. Там, где возможно, ученик должен себя оценивать. Оценочная деятельность учащихся такова:

  1. чтобы дать оценку, нужно иметь возможность сравнить работу с эталоном;
  2. само и взаимооценка должны быть оцениванием, а не выставлением отметки;
  3. оценщик должен выполнять следующие правила:

- оценивается работа, а не личность;

- проверяется только то, что записано в критериях оценки;

- правильные ответы отмечаются знаком «+», неправильные «-»;

- при оценивании используются образцы ответов;

- в случае сомнений следует обратиться за помощью к учителю.

Когда ученик может сам оценить, как много он узнал и что ему необходимо сделать, чтобы достичь желаемой цели, когда учится оценивать достижения других, это не только помогает ему в процессе обучения, но и превращает в активного участника этого процесса.

Подытоживающая оценка (отметка) выражается баллом, она даёт учащемуся информацию лишь о том, насколько его работа близка к идеалу или отдалена от него.

Исходя из всего вышеизложенного, формируетсяследующий вывод:

        - Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и обучения.

        - От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом.

        - Процесс оценивания результатов обучения включает в себя формативное и суммативное оценивание.

Список литературы

  1. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
  2. Финансовый университет при Правительстве Российской Федирации/Библиотечно-информационный комплекс -  http://www.library.fa.ru/exhib.asp?id=1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта .

Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию....

Карта урока технологии с использованием технологии формирующего оценивания

Урок технологии в 5 классе по разделу создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Тема " Выполнение подготовительных работ по изготовлению верхней части прихватки в лоскутной технике...

Карта урока технологии с использованием технологии формирующего оценивания " Построение чертежа фартука в натуральную величину"

Урок технологии по разделу "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов" по теме " Построение фартука в натуральную величину"...

Повышение мотивации обучающихся с помощью технологии формирующего оценивания в условиях реализации ФГОС

Тематический педсовет, где рассматривается технология формирующего оценивания как инструмент повышения мотивации обучающихся...

Технологическая карта урока в технологии деятельностного метода с применением технологии формирующего оценивания.

Тип урока: урок общеметодологической направленности. Класс: 10. Тема: Логарифмические выражения. Технологии: формипующее оцениване и деятельностный метод....

Формирующее оценивание как условие реализации Федерального государственного стандарта

Введение новых стандартов ставит особые задачи по созданию современных внутри школьных систем оценивания. Прежде всего, это связано с оценкой развития когнитивных способностей и личностных характерист...

Доклад на РМО "Работа с одарёнными детьми в условиях обновлённых ФГОС"

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования....