Формирующее оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта .
статья по теме

Журавлёва Марина Валентиновна

Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruyushchee_otsenivanie.pptx994.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирующее оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта Журавлёва М.В. учитель немецкого языка МОУ «Тверская СОШ» Калининский район Тверская область

Слайд 2

Новые ориентиры Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Практически во всех разделах Государст-венного образовательного стандарта начального образования мы находим соответствующие комментарии.

Слайд 3

Новые ориентиры В разделе 1 «Общие положения», пункте 7 указано, что стандарт направлен на обеспечение «формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования» и этим закладывается основной подход к оцениванию как процессу объективному, имеющему под собой чёткие критериальные основания.

Слайд 4

Новые ориентиры В пункте 8 говорится, что на ступени началь - ного общего образования осуществляется «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельно- сти – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

Слайд 5

Новые ориентиры В разделе 2 «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования» в пункте 11 мета-предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования связываются с оценочной компетентностью ученика и предполагают: « – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Слайд 6

Новые ориентиры – определять наиболее эффективные способы достижения результата; – формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии».

Слайд 7

Новые ориентиры Формирование метапредметных результатов учения предполагает освоение учащимися навыков самооценки эффективности учебной деятельности.

Слайд 8

Новые ориентиры В разделе 3 «Требования к структуре основной образовательной программы начального образования» в пункте 19.9 «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобра-зовательной программы начального общего образования» оценивание позиционируется как многоаспектный процесс, предполагающий богатый инструментарий, соответствующий разным формам учебной деятельности и разнообразным учебным продуктам.

Слайд 9

Новые ориентиры «В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны исполь - зоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)» .

Слайд 10

Новые ориентиры В Федеральном государственном образователь - ном стандарте основного общего образования подобным образом описываются новые учебные результаты, соответствующие новому видению учебного процесса и требующие новых подходов к оцениванию.

Слайд 11

Новые ориентиры В разделе 2 «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» указывается, что « метапред-метные результаты освоения основной образова-тельной программы основного общего образо-вания должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Слайд 12

Новые ориентиры 2) умение самостоятельно планировать пути дости-жения целей, в том числе альтернативные, осоз-нанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планиру-емыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Слайд 13

Новые ориентиры 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Слайд 14

Новые ориентиры 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключе - ние (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; <…>

Слайд 15

Новые ориентиры 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение».

Слайд 16

Новые ориентиры Такие образовательные результаты требуют построения новой системы оценивания. Заявленные в принятом государственном стандарте и представленные выше новые для нашей школьной практики принципы и форматы оценивания полностью отвечают стратегии и формам реализации формирующего подхода к оценке учебных достижений.

Слайд 17

Новые ориентиры Формирующее оценивание принято выделять наряду с итоговым как второй обязательный элемент полноценной системы оценивания. Если итоговое оценивания происходит по завершении того или иного учебного этапа и решает задачи контроля и фиксации результата, то формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью.

Слайд 18

Новые ориентиры Формирующее оценивание является наиболее эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.

Слайд 19

Формирующее оценивание Это обратная связь, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели. Чтобы эта обратная связь сработала на повышение качества учения, необходимо не только определить, на каком уровне ученики должны владеть содержанием курса к его окончанию, но и до какой степени они осваивают его по ходу курса.

Слайд 20

Формирующее оценивание Формирующее оценивание направляет учение. Используя формирующее оценивание, можно управлять вниманием учеников. Для этого необходимо определить: что ученик должен извлечь из учебного курса; какие формы оценивания этому соответствуют.

Слайд 21

Формирующее оценивание Работа с инструментами формирующего оценивания на любом этапе школьного обучения строится на одних и тех же основаниях и является в этом смысле непрерывной. Поэтому в основной и старшей школе она может быть продолжением той практики, которая сложилась на начальном этапе обучения. Одним из таких инструментов является методика «Портфолио».

Слайд 22

Цели и сущность портфолио Портфолио является формой аутентичного, или истинного, оценивания образовательных результатов, то есть оценки по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Существенное значение портфолио придаёт планированию и самооцениванию учащимся своих достижений .

Слайд 23

портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, вне сравнения с достижениями других учеников, оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

Слайд 24

Портфолио документов включает коллекцию работ, собранных за определённый период обучения. Этот портфолио может содержать любые материалы, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, как он поставил перед собой определённую цель, и до того, как он её достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудач-ные , пробные работы.

Слайд 25

Портфолио документов Можно организовать портфолио, ориентиро-ванный на основные компетенции или учебные умения, например такие, как анализ и критическое мышление, коммуникативные навыки при оценке материалов, относящихся к различным предметам и областям. В этом случае в нём будут представлены проектные и исследовательские работы, отчёты о практиках, социальных проектах.

Слайд 26

Портфолио оценочный Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определёнными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне.

Слайд 27

Портфолио оценочный Этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учеб- ного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчёта и самооценки.

Слайд 28

Показательный портфолио Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом. Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Как правило, в этот портфолио входят разно-образные аудио и видео записи, фотографии, электронные версии работ.

Слайд 29

Показательный портфолио Представленные материалы могут сопро-вождаться письменными комментариями учащегося, обосновывающими выбор пред- ставленных им работ. В портфолио можно включить материалы проектов и исследований, художественные работы, естественнонаучные эксперименты, достижения в музыкальной области, которые наиболее целостно представляют умения и возможности ученика.

Слайд 30

Портфолио подготовленности Как правило, это итоговые работы по тем предметам, по которым обычно пишутся тесты или сдаются устные экзамены: язык, математика, общественные и естественные науки. О подготовленности ученика могут свидетельствовать также эссе, исследо-вательские или проектные работы по основным предметам и предметам по выбору: технология, музыка, изобразительное искусство.

Слайд 31

Портфолио подготовленности Учитель, заинтересованный в наблюдении за тем, каких успехов достигает ученик, насколько он прогрессирует в течение учеб- ного года, например, в освоении языка или математики, может обратиться к портфолио, который содержит примеры учебных работ, а также оценки учеником своих результатов. Портфолио обеспечивает достоверные материалы, которые можно использовать для оценивания ученика или для обсуждения с родителями на родительском собрании.

Слайд 32

Оценка портфолио Портфолио можно оценивать неформально (экспертная оценка), привлекая для оценки педаго гов, родителей и соучеников. Другой вариант оценивания – это форма-лизация и стандартизация критериев оценки, согласованных с общепринятыми учебными показателями, например такими основными учебными умениями, как решение проблем и коммуникативные умения.

Слайд 33

Оценка портфолио Пример оценки представленного в портфолио ученика учебного проекта. Данная процедура делится на две части: оценивание письменной работы как компонента портфолио и устной презентации проекта.

Слайд 34

Оценка портфолио Каждый из письменных компонентов оцени-вается по четырехбалльной шкале (от 1 до 4 баллов) по следующим критериям: наличие собственной позиции (точки зрения); установление внутренних взаимосвязей; степень обоснованности материала, дока-зательности выводов и заключений; способ подачи материала (язык, стиль и др.); соответствие правилам оформления работы. .

Слайд 35

Задача портфолио Основная задача портфолио не в том, чтобы провести балльное или качественное оценивание, а в возможности проследить индивидуальный прогресс ученика. Портфолио служит инструментом наблю-дения или мониторинга индивидуальных до- стижений школьника и может использоваться вне связи с балльным оцениванием, прежде всего для рефлексии достижений и планиро - вания следующих шагов или учебных задач.

Слайд 36

Задача портфолио Очень важно установить и соблюдать определённый ритм в наполнении и пред- ставлении портфолио. Например, раз в четверть обязательно просматривать с учениками их портфолио, обсуждать представленные в нём материалы и обновлять их так, чтобы отражать улучшения, которых добивается ученик в процессе обучения.

Слайд 37

Методика портфолио может использоваться на протяжении всего обучения, начиная с первых классов вплоть до окончания школы. И, если в начальной школе учитель обязательно помогает ученику отбирать учебные работы и другие материалы для портфолио, то в основной и старшей школе портфолио становится личным инструментом и визитной карточкой ученика, в работе с которыми он может проявлять максимум самостоятельности и свободы.

Слайд 38

Методика «Недельные отчёты» «Недельные отчёты» - это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на три вопроса: 1. Чему я научился за эту неделю? 2. Какие вопросы остались для меня неясными? 3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Слайд 39

Методика «Недельные отчёты» Анализируя отчёты, учитель может: узнать об основных затруднениях и ошибоч-ных понятиях, сформированных у учеников, получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса; проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность .

Слайд 40

Методика «Недельные отчёты» Позволяет ученику: тренироваться в письменной коммуникации, то есть выражать в письменной форме свои мысли; задать существенные для него вопросы; проанализировать собственные знания и процесс учения.

Слайд 41

Методика «Недельные отчёты» «Недельные отчёты» – это способ практиковаться в рефлексии своих знаний и того, как они получены. Поскольку « метакогнитивные » умения – необходимая часть любого учебного курса, ученики тренируются в рефлексии таких важных вопросов, как: «Как я получаю знания?», «Как другие люди делают это?», «Дают ли эти знания объяснение тем явлениям, которые я наблюдаю?». Вопросы, подобные этим, позволяют ученикам прийти к пониманию природы науки и научных знаний.

Слайд 42

Методика «Составление тестов» Самостоятельное составление вопросов по теме – это порождение текста, имеющего форму вопроса. Для выполнения этой вроде бы простой работы ребенок должен выполнить множество действий: очертить для себя границы темы, вспомнить, что он знает из этой темы, структурировать знания, составить высказывание, касающееся темы и имеющее форму вопроса, спрогнозировать ответ.

Слайд 43

Методика «Составление тестов» Мотивационная составляющая определяет, задает ли ученик вопрос, ответ на который он сам уже знает, или он хочет получить дополнительную информацию, которой сам пока не владеет. Другая особенность связана с тем, что отвечающий «общается» не с учителем, а с одноклассником, отвечает не на языке учебника и взрослых, а на языке соседа по парте, принимает на себя роль педагога, вносящего свой вклад в копилку знаний партнера.

Слайд 44

Методика «Составление тестов» Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. Но этот метод выполняет свои функции и в ситуации, когда новая тема только заявлена. Своими вопросами по новой теме учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый уровень знаний, свою заинтересованность в их расширении и углублении.

Слайд 45

Задачи методики «Составление тестов» - повысить качество выполнения домашнего задания, - выявить уровень понимания учащимися матери-ала и разобрать моменты, вызвавшие затруд-нение, как следствие – подготовить учащихся к проверочной работе по теме, - развивать критическое мышление, - строить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль детей в процессе обучения.

Слайд 46

Работа с методикой «Составление тестов» Первый урок – получение домашнего задания и комментарии к нему (3 минуты). Второй урок – сбор домашнего задания, индиви-дуальные консультации по качеству вопросов (на перемене до или после урока), общее обсуж-дение собранных вопросов. Ребята имеют возможность ознакомиться с вопросами одноклассников, сравнить разные по сложности и дизайну вопросы, определить наиболее интересные и содержательные.

Слайд 47

Работа с методикой «Составление тестов» Третий урок – написание проверочной работы, разработанной на основе детских вопросов (10–12 минут). На этом же уроке и/или на следую-щем (четвертом) подводятся итоги проверочной работы, разбор ответов к вопросам, вызвавшим затруднение, и анализ критических замечаний к неудачным вопросам (5–12 минут).

Слайд 48

Работа с методикой «Составление тестов» Критерии оценивания могут меняться по мере возрастания опытности учащихся в разработке вопросов. Поначалу можно оценивать только то, подходит вопрос для включения в проверочную работу или нет. Впоследствии можно присваивать удачным вопросам различное количество баллов, в зависимости от их сложности или оригиналь-ности . Шкалу оценки можно придумать вместе с учениками .

Слайд 49

Пример такой шкалы - 1 балл – вопрос на фактическое знание по данной теме. -2 балла – вопрос на применение фактического знания по данной теме. -3 балла – вопрос, требующий приведения примера. -4 балла – вопрос, требующий объяснения, которого не было на уроках или в учебнике. -5 баллов – вопрос-задача, не слишком громоздкий в формулировке и не требующий дополнительных записей при решении. 1 балл может быть присужден за оригинальность каждому вопросу.

Слайд 50

Используя методику «Составление тестов» удаётся 1. Выявить уровень выполнения домашнего задания (самостоятельное изучение теоретического материала). Стимулировать интерес к выполнению такого рода домашнего задания за счёт новизны работы и новой роли в учебном процессе. 2. Повысить ответственность при выполнении домашнего задания, так как результаты попадают на всеобщее обозрение, более того, «проверяются в деле» и подвергаются критике одноклассников .

Слайд 51

Используя методику «Составление тестов» удаётся 3. Развивать критическое мышление, внимание к мелочам. Иногда одно неуместное слово превращает удачную идею в неудачный вопрос. Это положительным образом сказывается на грамотности речи учащихся. 4. Акцентировать внимание на индивидуальном прогрессе. Создать ситуацию успеха для большинства учеников. 5. Снять страх перед проверочной работой на знание пройденного материала .

Слайд 52

Методику «Составление тестов» можно использовать уже с первых классов, начав с самого простого варианта: предложить детям придумать и задать друг другу вопросы по изученному материалу. При этом нужно обращать всё большее внимание на качество составленных учениками вопросов. Не менее полезно и интересно работать с данной методикой и в основной школе. По сути, она вполне универсальна и может меняться от весёлой игры к серьёзной и ответственной деятельности.

Слайд 53

Из опыта работы Критерии на «5» - 1 лексико-грамматическая контрольная работа, - 2 диктанта, - 2 письма, - 1 мультимедийная работа, - 1 конкурс (1 мероприятие).

Слайд 54

Из опыта работы Критерии на «4» - 1 лексико-грамматическая контрольная работа, - 2 диктанта, - 2 письма, - 1 мультимедийная работа, - 1 конкурс (1 мероприятие).

Слайд 55

Из опыта работы Критерии на «3» - 1 лексико-грамматическая контрольная работа, - 2 диктанта, - 2 письма.

Слайд 56

Из опыта работы Требования к мультимедийным проектам - мультимедийные проекты могут быть выполнены в программах, пригодных для просмотра на компьютере со стандартным программным обеспечением. Мультимедийными проектами также могут быть любительские документальные и постановочные (игровые) фильмы. Длительность фильма не может превышать 10 минут, видео- или аудиоролика , слайд-шоу, флеш-ролика , – 4 минут.

Слайд 57

Из опыта работы Требования к мультимедийным проектам На первой странице/кадре должны быть четко указаны авторы работы и название; - грамотное (целесообразное) использование анимации смены слайдов и анимации элементов на слайде, - грамотное использование дополнительных возможностей: звуковое сопровождение, видео,

Слайд 58

Из опыта работы Требования к мультимедийным проектам - единство оформления всех слайдов презентации: цвет фона, шрифта, графики, выравнивание заголовков и текстовых фрагментов, - последний слайд должен содержать список используемых источников информации, прямые ссылки должны быть работоспособны.

Слайд 59

Из опыта работы Критерии: - соответствие заявленной теме; - грамотное раскрытие темы; - плановое изложение информации: грамотно поставленная цель, наличие вступления, основной части, заключения; - глубина содержания; - оригинальность изложения; - оформление текстовой информации; - интересные решения оформления;

Слайд 60

Из опыта работы Примечание: все критерии оцениваются по 4-х бальной шкале: 0 – отсутствует 1 – практически не проявляется 2 – присутствует частично, не всегда рационально 3 – присутствует в полной мере, использовано рационально.

Слайд 62

Пчелинцевой Оксане

Слайд 63

Литература 1. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Ф. Портфолио в зарубежной образовательной практике // Вопросы образования. 2004. № 3. 2. Пинская М.А., Иванов А.В. Формирующий подход: критериаль ное оценивание в действии // Народное образование. 2010. № 5. C. 192—201. 3. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе. Учебное пособие. М.: Логос, 2010. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2013. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Взаимосвязь и преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта"

Взаимосвязь и преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандартаАннотация: В условиях внедрения ФГОС практическое...

статья: Оценивание на уроках истории и обществознания в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.

Контрольно – оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам про...

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятел...

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.В соответствии с новыми Федеральными государственны...

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятел...

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта....

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта

Для оценивания  предметных  результатов на своих уроках я использую индивидуальный, парный, групповой, фронтальный и дифференцированные виды контроля. Это могут быть устные зачеты по теме (в...