Технологическая карта урока русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс)
Правописание Н-НН в разных частях речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Корчагина Евгения Авельевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №25» города Ангарска,
eugeniyacorchagina@yandex.ru
Технологическая карта урока русского языка
Класс: 10 А
Дата: 21.03.2020
Предмет: русский язык
Тема урока: Правописание Н-НН в разных частях речи
Цель урока: обобщение сведений о правописании Н-НН в разных частях речи
Задачи урока:
Формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетентности при подготовке к ЕГЭ, а именно:
-систематизация правил правописания Н-НН в разных частях речи
-развитие умения разграничения и опознавания языковых единиц (в частности, кратких причастий и кратких прилагательных, кратких причастий и наречий)
-создание условий для развития орфографической зоркости учеников, логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы), а также навыков самостоятельной работы(самоанализ/самоконтроль)
-создание условий, направленных на формирование УУД на основе технологии развития критического мышления
Формы организации деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, групповая, самостоятельная работа
Технология развития критического мышления
Технология развития критического мышления
Предметные результаты: | -умеют разграничивать страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, образованные от глаголов -умеют обосновывать выбор Н и НН в суффиксах причастий, отглагольных прилагательных -правильно употреблять в речи причастия и прилагательные -обнаруживать и исправлять орфографические ошибки -объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме |
Личностные УУД: | -формулировать и аргументировать собственное мнение -устанавливать связь между целью деятельности и её результатом -понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности |
Регулятивные УУД: | -высказывать своё предположение на основе учебного материала -проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану/инструкции -осуществлять самоконтроль -контролировать и оценивать результаты деятельности |
Познавательные УУД: | -проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку -выстраивать логическую цепь рассуждений-анализ объектов с целью выделения признаков |
Коммуникативные УУД: | -слушать и понимать речь других -формулировать и аргументировать своё мнение/позицию -уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи |
Ссылка на интерактивный ресурс «Правописание Н-НН в разных частях речи»:
1)https://learningapps.org/watch?v=p4c80fe4i19
2) https://learningapps.org/watch?v=p07h797kk19
3.1 https://learningapps.org/watch?v=p5gzs2noc19
3.2https://learningapps.org/watch?v=p4spg3rnn19
3.3https://learningapps.org/watch?v=p2is72pki19
Характеристика этапов урока
Характеристика этапов урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы и методы контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые УДД | ||||
Организационный этап | Фронтальная форма Словесная форма Методический приём-слово учителя | Приветствие Проверка готовности класса к уроку Запись даты в тетрадь | Приветствуют учителя Слушают Демонстрируют готовность к работе Оформляют классную запись в тетради | Регулятивные УУД: владеют умением самостоятельно организовывать рабочее место | Фронтальная организация рабочего места |
Стадия вызова Этап актуализации знаний | Коллективная Индивидуальная форма. Словесный практический метод. Методический приём-работа с текстом, создание ситуативной задачи | Предлагает прочитать отрывок и доказать, что перед обучающимися текст, предлагает ответить на вопросы по тексту, подводя к определению темы и задач урока. Ресурсный материал № 1 Вопросы к тексту: -докажите, что перед вами текст -в каких частях речи прпущены орфограммы? Объяснение орфограмм -подумайте и определите тему и задачи урока. | Читают текст, определяют части речи в словах с пропущенными орфограммами, предлагают формулировки темы урока и его задач. | Регулятивные УУД: Принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную под руководством учителя. | Текущий. Формулирование учебных задач |
«Корзина идей» | Индивидуальная работа/парная работа. «Корзина идей» -приём организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идёт актуализация знаний и опыта. Этот приём позволяет выяснить, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока (1/2 мин) | Выясняет. Что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока | Работают по алгоритму: 1.Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по теме (индивидуальная работа -1/2 мин) 2.Обмен информацией в парах 3.Каждая пара называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного 4.Все сведения кратко записываются в «корзине идей» 5.Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации | Познавательные: воспроизводят в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Личностные: концентрируются и сосредотачиваются на работе. Коммуникативные: соблюдают процедуры обсуждения, обобщают, фиксируют решения в конце работы | Индивидуальная Парная Памятка |
Стадия осмысления Приём «Составление кластера» | Групповая форма. Практический наглядный метод. Методический приём- «Составление кластера»- графический приём систематизации материала | Предлагает графически оформить в определённом порядке теоретический материал (в виде «грозди», «цветка») | Компонуют по категориям. Графически систематизируют материал | Личностные: концентрируются и сосредотачиваются на работе. Познавательные: осуществляют анализ структурируют учебный материал. Коммуникативная: соблюдают процедуры обсуждения, обобщают и фиксируют решения | Групповая |
Работа с теоретическим материалом | Групповая форма. Методический приём- работа с ЦОР. | Предлагает выполнить задания в сервисе Lening apps htt://learningapps.org/watch?v=p4c80fe4i19 (верно распределить условия написания Н-НН в разных частях речи) | Используют ресурс Lening apps htt://learningapps.org/watch?v=p4c80fe4i19 Теоретическую информацию соотносят с правилом написания | Коммуникативные соблюдают процедуру обсуждения, обобщают | Групповая Выполнение задания в интерактивном сервисе |
Обработка материала | Индивидуальная Фронтальная форма Методический приём- упражнение | Предлагает выполнить задание со словами: записать и объяснить написание Н-НН Словарная диктовка: Ресурсный материал № 2 Задание: объяснить правописание Н-НН -написание каких слов вызвало трудности? -помогает выяснить написание Н-НН в словах, вызывающих затруднение Свежемороженые ягоды (первый корень в сложном отглагольном прилаг-м на правописание не влияет. В слове Н, т.к. прилаг-е образовано от глагола несов.в. Свежезамороженные ягоды (от глагола сов.в.) -Сделайте вывод о правописании Н-НН в отыменных и отглагольных прилаг-х | Записывают слова и объясняют написание Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Обучающиеся определяют вид глагола, от которого образованы слова, вызвавшие затруднения в написании, морфемный состав (наличие/отсутствие приставки) Делают вывод о написании Н-НН в отыменных и отглагольных прилагательных | Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем / классом находят решение учебной задачи | Фронтальная Индивидуальная Выполнение словарной диктовки с объяснением. |
Создание проблемной ситуации | Фронтальная/групповая формы Словесный/практический методы Методический приём-создание проблемной ситуации | Предлагает решить проблемную ситуацию по группам -как отличить краткое прчастие от краткого прилагательного и сколько Н писать в обоих случаях? Группа 1: газета прочита..а и девушка начита..а -как различить наречия и краткие прилагательные/причастия? Группа 2: | Предлагает решения проблемной ситуации, составляют алгоритм действия. Группа 1: а. если слово заменяется глаголом (прочитали), значит это краткое причастие, значит, пиши Н (прчитаНа) б. Если слово нельзя заменить глаголом, замени синонимом (умна, эрудированна), значит, это краткое прилагательное – пиши НН (девушка начитаННа) Группа 2: наречия отвечают на вопрос КАК? А краткие причастия- КАКОВ? ЧТО СДЕЛАН? | Личностные: осуществляют анализ принятого решения Регулятивные: оценивают уровень владения тем или иным учебным действием Коммуникативные: высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению друг друга | Групповая |
Групповая Методический приём-работа с ЦОР | Ресурсный материал № 4 Задание 1: -выпишите из текста все наречия в том порядке, в котором они встречаются в тексте htt://learningapps.org/watch?v=p5gzs2npc19 Задание 2: выпишите из текста отглагольные прилагательные и причастия в том порядке, в котором они встречаются в тексте htt://learningapps.org/watch?v=p4gps3rnn19 Задание 3: -выпишите из текста производные сущ-е в том порядке, в котором они встречаются в тексте htt://learningapps.org/watch?v=p2is72rki19 | Используют интерактивный ресурс «Распредели слова по группам» Исследовательская работа в группе | Регулятивные: Оценивают уровень владения тем или иным учебным действием Коммуникативные: Высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению друг друга | Групповая Выполнение упражнения в интерактивном сервисе | |
Индивидуальная Практический метод Методический приём – письменный текст | Предлагает выполнение тестового задания по вариантам | Выполняют тестовое задание по вариантам/проверяют выполненные задания | Личностные: преодолевают препятствия при их возникновении: концентрируются и сосредотачиваются на работе Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений | Индивидуальная Тестовое задание | |
Стадия размышления (рефлексия) | Фронтальная форма Словесный метод Методический приём - «Шесть шляп» | Предлагает вспомнить, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Какие из них остались нереализованными? Предлагает выбрать шляпу и закончить П: Синяя шляпа (обобщение): Я могу похвалить за… Красная шляпа (эмоции): Меня удивило… Жёлтая шляпа (позитивное мышление): Для меня было открытием то, что… Белая шляпа (факты): На мой взгляд, больше всего удалось… Чёрная шляпа (проблемы, противоречия): Я думаю, что… Зелёная шляпа (творчество): Я на будущее учту… Оценки за урок (тест/работа на уроке) | Заканчивают П | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества | Фронтальная Устный опрос |
Домашнее задание | Фронтальная форма Словесный метод Методический приём- обобщение учителя | Комментирует задание Ресурсный материал № 6 | Восприятие д/з, уточнение | Регулятивные: Принимают учебную задачу для сам.работы | Индивидуальная Упражнение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила в виде технологической карты....
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс
Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».
Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"
laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...