Технологическая карта урока русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс)

Правописание Н-НН в разных частях речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Корчагина Евгения Авельевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ  №25» города Ангарска,

eugeniyacorchagina@yandex.ru

Технологическая карта урока русского языка

Класс: 10 А

Дата: 21.03.2020

Предмет: русский язык

Тема урока: Правописание Н-НН в разных частях речи

Цель урока: обобщение сведений о правописании Н-НН в разных частях речи

Задачи урока:

Формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетентности при подготовке к ЕГЭ, а именно:

-систематизация правил правописания Н-НН в разных частях речи

-развитие умения разграничения и опознавания языковых единиц (в частности, кратких причастий и кратких прилагательных, кратких причастий и наречий)

-создание условий для развития орфографической зоркости учеников, логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы), а также навыков самостоятельной работы(самоанализ/самоконтроль)

-создание условий, направленных на формирование УУД на основе технологии развития критического мышления

Формы организации деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, групповая, самостоятельная работа

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Предметные результаты:

-умеют разграничивать страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, образованные от глаголов

-умеют обосновывать выбор Н и НН в суффиксах причастий, отглагольных прилагательных

-правильно употреблять в речи причастия и прилагательные

-обнаруживать и исправлять орфографические ошибки

-объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме

Личностные УУД:

-формулировать и аргументировать собственное мнение

-устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

-понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности

Регулятивные УУД:

-высказывать своё предположение на основе учебного материала

-проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану/инструкции

-осуществлять самоконтроль

-контролировать и оценивать результаты деятельности

Познавательные УУД:

-проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку

-выстраивать логическую цепь рассуждений-анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других

-формулировать и аргументировать своё мнение/позицию

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи

Ссылка на интерактивный ресурс «Правописание Н-НН в разных частях речи»:

1)https://learningapps.org/watch?v=p4c80fe4i19

2) https://learningapps.org/watch?v=p07h797kk19

3.1 https://learningapps.org/watch?v=p5gzs2noc19

3.2https://learningapps.org/watch?v=p4spg3rnn19

3.3https://learningapps.org/watch?v=p2is72pki19

Характеристика этапов урока

Характеристика этапов урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы и методы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые УДД

Организационный этап

Фронтальная форма

Словесная форма

Методический приём-слово учителя

Приветствие

Проверка готовности класса к уроку

Запись даты в тетрадь

Приветствуют учителя

Слушают

Демонстрируют готовность к работе

Оформляют классную запись в тетради

Регулятивные УУД: владеют умением самостоятельно организовывать рабочее место

Фронтальная организация рабочего места

Стадия вызова

Этап актуализации знаний

Коллективная

Индивидуальная форма. Словесный практический метод.

Методический приём-работа с текстом, создание ситуативной задачи

Предлагает прочитать отрывок и доказать, что перед обучающимися текст, предлагает ответить на вопросы по тексту, подводя к определению темы и задач урока.

Ресурсный материал № 1

Вопросы к тексту:

-докажите, что перед вами текст

-в каких частях речи прпущены орфограммы? Объяснение орфограмм

-подумайте и определите тему и задачи урока.

Читают текст, определяют части речи в словах с пропущенными орфограммами, предлагают формулировки темы урока и его задач.

Регулятивные УУД:

Принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную под руководством учителя.

Текущий.

Формулирование учебных задач

«Корзина идей»

Индивидуальная работа/парная работа.

 «Корзина идей» -приём организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идёт актуализация знаний и опыта. Этот приём позволяет выяснить, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока (1/2 мин)

Выясняет. Что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока

 Работают по алгоритму:

1.Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по теме (индивидуальная работа -1/2 мин)

2.Обмен информацией в парах

3.Каждая пара называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного

4.Все сведения кратко записываются в «корзине идей»

5.Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации

Познавательные:

воспроизводят в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Личностные:

концентрируются и сосредотачиваются на работе.

Коммуникативные:

соблюдают процедуры обсуждения, обобщают, фиксируют решения в конце работы

Индивидуальная

Парная

Памятка

Стадия осмысления Приём «Составление кластера»

Групповая форма.

Практический наглядный метод.

Методический приём- «Составление кластера»- графический приём систематизации материала

Предлагает графически оформить в определённом порядке теоретический материал (в виде «грозди», «цветка»)

Компонуют по категориям.

Графически систематизируют материал

Личностные:

концентрируются и сосредотачиваются на работе.

Познавательные:

осуществляют анализ

структурируют учебный материал.

Коммуникативная:

соблюдают процедуры обсуждения, обобщают и фиксируют решения

Групповая

Работа с теоретическим материалом

Групповая форма.

Методический приём- работа с ЦОР.

Предлагает выполнить задания в сервисе Lening apps htt://learningapps.org/watch?v=p4c80fe4i19

(верно распределить условия написания Н-НН в разных частях речи)

Используют ресурс Lening apps htt://learningapps.org/watch?v=p4c80fe4i19

Теоретическую информацию соотносят с правилом написания

Коммуникативные

соблюдают процедуру обсуждения, обобщают

Групповая

Выполнение задания в интерактивном сервисе

Обработка материала

Индивидуальная

Фронтальная форма

Методический приём- упражнение

Предлагает выполнить задание со словами: записать и объяснить написание Н-НН

Словарная диктовка:

Ресурсный материал № 2

Задание: объяснить правописание Н-НН

-написание каких слов вызвало трудности?

-помогает выяснить написание Н-НН в словах, вызывающих затруднение

Свежемороженые ягоды (первый корень в сложном отглагольном прилаг-м на правописание не влияет. В слове Н, т.к. прилаг-е образовано от глагола несов.в.

Свежезамороженные ягоды (от глагола сов.в.)

-Сделайте вывод о правописании Н-НН в отыменных и отглагольных прилаг-х

Записывают слова и объясняют написание Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Обучающиеся определяют вид глагола, от которого образованы слова, вызвавшие затруднения в написании, морфемный состав (наличие/отсутствие приставки)

Делают вывод о написании Н-НН в отыменных и отглагольных прилагательных

Познавательные:

осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем / классом находят решение учебной задачи

Фронтальная

Индивидуальная

Выполнение словарной диктовки с объяснением.

Создание проблемной ситуации

Фронтальная/групповая формы

Словесный/практический методы

Методический приём-создание проблемной ситуации

Предлагает решить проблемную ситуацию по группам

-как отличить краткое прчастие от краткого прилагательного и сколько Н писать в обоих случаях?

Группа 1: газета прочита..а и девушка начита..а

-как различить наречия и краткие прилагательные/причастия?

Группа 2:

Предлагает решения проблемной ситуации, составляют алгоритм действия. Группа 1: а. если слово заменяется глаголом (прочитали), значит это краткое причастие, значит, пиши Н (прчитаНа)

б. Если слово нельзя заменить глаголом, замени синонимом (умна, эрудированна), значит, это краткое прилагательное – пиши НН (девушка начитаННа)

Группа 2: наречия отвечают на вопрос КАК? А краткие причастия- КАКОВ? ЧТО СДЕЛАН?

Личностные:

осуществляют анализ принятого решения

Регулятивные:

оценивают уровень владения тем или иным учебным действием

Коммуникативные:

высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению друг друга

Групповая

Групповая

Методический приём-работа с ЦОР

Ресурсный материал № 4

Задание 1:

-выпишите из текста все наречия в том порядке, в котором они встречаются в тексте htt://learningapps.org/watch?v=p5gzs2npc19

Задание 2: выпишите из текста отглагольные прилагательные и причастия в том порядке, в котором они встречаются в тексте htt://learningapps.org/watch?v=p4gps3rnn19

Задание 3:

-выпишите из текста производные сущ-е в том порядке, в котором они встречаются в тексте htt://learningapps.org/watch?v=p2is72rki19

Используют интерактивный ресурс «Распредели слова по группам»

Исследовательская работа в группе

Регулятивные:

Оценивают уровень владения тем или иным учебным действием

Коммуникативные:

Высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению друг друга

Групповая

Выполнение упражнения в интерактивном сервисе

Индивидуальная

Практический метод

Методический приём – письменный текст

Предлагает выполнение тестового задания по вариантам

Выполняют тестовое задание по вариантам/проверяют выполненные задания

Личностные:

преодолевают препятствия при их возникновении: концентрируются и сосредотачиваются на работе

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений

Индивидуальная

Тестовое задание

Стадия размышления (рефлексия)

Фронтальная форма

Словесный метод

Методический приём - «Шесть шляп»

Предлагает вспомнить, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.

Какие из них остались нереализованными?

Предлагает выбрать шляпу и закончить П:

Синяя шляпа (обобщение): Я могу похвалить за…

Красная шляпа (эмоции): Меня удивило…

Жёлтая шляпа (позитивное мышление): Для меня было открытием то, что…

Белая шляпа (факты): На мой взгляд, больше всего удалось…

Чёрная шляпа (проблемы, противоречия): Я думаю, что…

Зелёная шляпа (творчество): Я на будущее учту…

Оценки за урок (тест/работа на уроке)

Заканчивают П

Регулятивные:

проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Фронтальная

Устный опрос

Домашнее задание

Фронтальная форма

Словесный метод

Методический приём- обобщение учителя

Комментирует задание

Ресурсный материал № 6

Восприятие д/з, уточнение

Регулятивные:

Принимают учебную задачу для сам.работы

Индивидуальная

Упражнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"

laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...