Методическая разработка урока русского языка "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Темуршоева Светлана Владимировна

Технологическая карта урока в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_kl._temurshoevoy_s.v.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС

 по теме «Имя существительное как часть речи»

Общая часть

Предмет

Русский язык

5  класс

Тема

«Имя существительное как часть речи»

Планируемые образовательные результаты

        Предметные         Метапредметные (УУД)        Личностные

Умение определять время глагола, использовать глаголы разных времён при составлении текста.

Закрепление правописных умений учащихся.

Регулятивные: умение сопоставлять языковой материал с точки зрения содержания; говорение и письмо:  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты, умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее.
Познавательные:умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.

Коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности;способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

Уважительное отношение к языку. Стремление к познавательной деятельности.

Решаемые учебные задачи

Обучающие (предметные):систематизация и закрепление сведений учащихся об имени существительном как части речи; формирование умения определять морфологические признаки существительного,  различать его грамматические признаки

Развивающие (метапредметные): овладение умениями работать с различными видами информации, доказывать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; сравнивать, классифицировать, обобщать.

Воспитательные (личностные): воспитание любви учащихся к окружающей среде на примере материалов упражнений; воспитание информационной культуры учащихся, ответственного отношения к информации с учетом перспективы ее целевого использования.

Вид используемых  на уроке средств наглядности и ИКТ

компьютер, проектор, учебник, карточки.

Методическое назначение  средств наглядности и ИКТ

Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых.

Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Образовательные интернет-ресурсы

https://learningapps.org/

Тип урока: открытие нового знания

Технология: элементы технологии  развития критического мышления, проблемного, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ. 

Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:

· Прием рефлексивной деятельности 

· Метод конкретизации целей обучения 

· Метод открытого обсуждения новых знаний 

· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников

Организационная структура урока

I.Самоопределение к деятельности (мотивация). Организационный этап.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.  Приветствие.

- Добрый день, ребята! Я считаю, что все дети талантливы. Когда-нибудь вы сами приятно удивитесь, какие вы умные, как много вы достигните, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению. 

- Давайте пожелаем друг другу успеха в нашей работе.

Приветствие учащихся, подготовка к уроку

Слушают.

Познавательные: осознают познавательную задачу

Регулятивные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстником

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель этапа: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на применение нового знания.

Слово учителя. Ребята! Чтобы определить тему урока, я предлагаю отгадать загадку.

Отгадайте загадку.

Вещи, люди и цветы, 

Носороги и коты, 

Джинсы, майки и штиблеты 

Называются ПРЕДМЕТЫ. 

Шубы, шапки и зонты, 

Гвозди, гайки и винты, 

Села, города , планеты - 

Это тоже все ПРЕДМЕТЫ! 

Ах, какие все слова восхитительные, 

Называются они...

Ответ: Существительные

Может вы догадались, какова тема нашего урока? По каким признакам вы определили?

Запишите, пожалуйста, число, классная работа и тему урока «Имя существительное»

Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

Используют изученный ранее материал по теме «Существительное  как часть речи». Развивают речь, память.

Познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ

Регулятивные:выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения целеполагание.

Коммуникативные:формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога

III. Постановка учебной задачи.Создание проблемной ситуации.

Цель этапа: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

грамматические основы и установим время глаголов. Устно определим род, число, лицо.

Организовывает погружение в проблему.

Учитель выступает в роли организатора.

После ответов детей уточняет цель и тему урока.

2. Подготовка к новой теме.

  Какова наша цель? (Вспомнить постоянные и непостоянные морфологические существительного и его синтаксическую роль)

ll Формирование новых знаний.
Выполняя следующее задание, мы должны вспомнить тот материал о существительном, который знаем с начальной школы

Давайте вы попробуете самостоятельно, опираясь на свои знания, заполнить паспорт имени существительного

Имя существительное

Грамматич.

значение

Вопрос

Морф-кие признаки

Роль в

предложении

.Проверьте ваши таблицы, дополнив информацию по учебнику.

Учитель:

Паспорт существительного вы создали, начинаем проверять. Я буду задавать вопросы, а вы,  глядя в таблицу, будете либо соглашаться со мной, либо опровергать мои утверждения.

     1.Прием «верные и неверные утверждения» (3 мин.)

   Имя существительное, это часть речи, которая обозначает предмет и признак предмета

Имя существительное, отвечает на вопросы Кто? Что? Какой?

Имена существительные изменяются по падежам и числам

Имена существительные бывают только мужского и женского рода

Слова дождь, портрет, ливень- существительные мужского рода

В предложении имена существительные могут быть только подлежащим     

Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться). Предлагают и согласовывают тему урока.

Отвечают на вопросы

Самопроверка по слайду.        

Познавательные: пытаются решить задачу известным способом, самостоятельное выделение и формирование цели.

Коммуникативные:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Продолжаем работать. Давайте проверим, как вы умеете определять морфологические признаки имени существительного. Итак, начнем с рода.

2.Как определить род существительного? (Род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое.)

Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного. Я буду читать загадки, а вы называете отгадки и самостоятельно записываете в тетрадь, указывая род.

Зимой и летом
Одним цветом. (Ель, ёлка)

Серовато,
Зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)

Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)

Физкультминутка. Интерактив

Я буду называть слова. Если это имена существительные, вы приседаете, если другие части речи-подпрыгиваете. Слова: люстра, мальчик, бегать, стол, рыба, окно, зеленый, школа, рассказ, синий, играть, мама.

Слушают загадки и определяют грамматическую категорию рода имени существительного, озвучивают понятие, формулируют выводы наблюдений.

V. Применение новых знаний

Цель этапа: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Молодцы, ребята. Вы умеете определять род. Продолжим работать над морфологическими признаками существительного. Я предлагаю вам следующее задание, и вы сами догадаетесь, о каком морфологическом  признаке пойдет речь.

Игра «Четвертый лишний»

Работа, весна, оценка, снег

Солнце, радуга, сердце, дом

Ученик, учебник,  солнце, мышь.

Почему лишнее? Объясните свой выбор.

Почему? От чего это зависит? (Каждое существительное относится к определенному склонению).

Сколько склонений у существительных?

Как определить склонение имен существительных? ( к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием  -а, -я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с нулевым окончанием, к 3 склонению – существительные женского рода с нулевым окончанием.

1)Работа в группах:

1)Запишите  слова в три столбика, распределяя их по склонению.

Книжка, матрешка, братишка, берег, болезнь, остров, зверь, мысль, сынишка, свиристель, восход, дядя, сияние, панамка, бабочка, испуг,  мысль,  свирель, закат, солнце

2)Работа за компьютером. Выполняют интерактивное упражнение  на сайтеhttps://learningapps.org/Составление алгоритма определения склонения( с объяснением). Работают у доски.

2)Над какими признаками существительных, мы работали? Это постоянные или непостоянные признаки? Я предлагаю поработать по более сложному вопросу и вспомнить падежи? Назовите падежи вместе с вопросами.

Ребята, кто нам напомнит, какие падежи вы изучали?

Задание: Прочитайте текст. Выпишите по одному имени существительному как пример употребления в одном из падежей. Над существительным укажи, в каком падеже оно употреблено.

Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным ковром. Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий снег спрятались маленькие елочки.

- Какова тема текста? –Какова картина природы, которую нарисовал нам автор текста?

3.  Ребята, морфологические признаки мы повторили. Я предлагаю поговорить о синтаксической функции существительных. Посмотрите паспорт существительного и  скажите, каким членом предложения может быть изучаемая часть речи. Придумайте примеры, пожалуйста.

Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться).

Работают в парах и группах.

Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться).

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: контроль знаний

Тест

Проверочная». Тест (взаимопроверка)

Выполняют тест, проверяют по эталону (на слайде).

Взаимопроверка.

Ребята по эталону проверяют тесты и объясняют товарищу непонятное

Познавательные: использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.

Личностные:формирование адекватного понимания причин успеха.

Рефлексия

- Подведём итоги. Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы ставили.Достигли ли вы их? (провести выборочно опрос обучающихся)

«Незаконченное предложение».

 Я узнал, что… Теперь я могу.. Для меня сегодня было важным…..

Отметки за урок.

- Я ставил перед собой задачу вспомнить имя существительное как часть речи

Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Цель этапа: организация обсуждения и запись домашнего задания.

Ребята, для домашнего задания вы получите карточки. На них 3 задания, выберите себе одно для выполнения. Сейчас разберем домашнее задание. Урок окончен. Всем спасибо за работу.

1..Карточка. Определи род и склонение имён существительных.

2.  Прочитай текст. Форма какого существительного часто употребляется в нём? 

3.Составить опорную схему ( таблицу) всех морфологических свойств имени существительного.

Карточка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Части речи"

Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими приёмами и методами, является нестандартный урок. Как показывает опыт, нетрадиционный уро...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме «Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи»

Урок построен  в соответствии с требованиями системно – деятельностного подхода с использованием приемов развития критического мышления учащ...

Методическая разработка урока по теме: "Причастие как часть речи"

Методическая разработка урока по теме «Причастие как часть речи» поможет учителям и учащимся усвоить особенности причастия как части речиЦель: формирование представления о причастии как самостоятельно...

Методическая разработка урока по теме "Частица как часть речи"

Знакомство с новой служебной частью речи "Частица"...