Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме «Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи»
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Сорокина Евгения Петровна

 

         Урок построен  в соответствии с требованиями системно – деятельностного подхода с использованием приемов развития критического мышления учащихся через чтение и письмо.

Тип урока - урок рефлексии, позволяет обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc98 КБ
Office presentation icon urok.ppt1.62 МБ
Файл rabochaya_karta_uchenika.docx19.63 КБ
Файл algoritm.docx48.85 КБ
Microsoft Office document icon etalon.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Иогачская средняя общеобразовательная школа»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

русского языка в 11 классе по теме
«Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи»

Учитель русского языка и литературы

Сорокина Евгения Петровна

с. Иогач, 2015г.

Пояснительная записка

Данный урок направлен на самостоятельный поиск обучающимися проблемных мест в знаниях и умениях, связанных с выполнением экзаменационного задания А 14 -  написание НН и Н в суффиксах разных частей речи. Тема было пройдена учащимися в среднем звене школы, и на уроке важно обобщить знания, привести их в систему, понять алгоритм работы с орфограммой.

Правописание НН и Н в суффиксах различных частях речи является одной из сложных тем в курсе русского языка. В «Методических рекомендациях по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка», подготовленных И.П.Цыбулько на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ, говорится, что задание А14, проверяющее умение делать верный выбор в написании -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи, является традиционно сложным заданием экзаменационной работы.

Урок рефлексии позволяет обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности. На таком уроке ученики работают большую часть времени самостоятельно, а учитель создаёт условия, которые обеспечивают эффективность этой самостоятельной работы. Это позволяет ребятам понять и восполнить пробелы в знаниях, а также отработать навык верного написания слов с удвоенной -Н-.

Очень продуктивными считаю приёмы технологии РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо). Они рассчитаны на глубокое и прочное усвоение теоретического материала. Усвоение, а затем и воспроизведение ЗУН происходит осознанно. Интересные приёмы позволяют ученикам работать активно и осмысленно. На этом уроке использованы приёмы «Корзина идей, понятий…» и «Лови ошибку». На начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у учеников опыта и знаний, приём «Корзина идей, понятий, имен…» очень эффективен. Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся, позволяющий выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске нарисована корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка понятия будут связаны в логические цепи. Данный приём активизирует деятельность учеников, каждый стремится «бросить» в «корзину» свой ответ. Приём “Лови ошибку” - универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Он формирует умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации, а также критически оценивать полученную информацию.

Тема урока: «Правописание НН и Н в суффиксах разных частей речи». 11 класс.

Тип урока: урок рефлексии

Цели:

- предметные: подготовка к ЕГЭ, формирование навыка правописания Н и НН в суффиксах разных частей речи.

- метапредметные: формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).

- личностные: становление смыслообразующей функции познавательного мотива, формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию.

Материально-техническое обеспечение урока: карточки - тезисы для оформления доски, рабочие карты учащихся, эталоны, карточки с цифрами 1,2,3, презентация.

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1 этап  Мотивация к деятельности

Цель:  включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Здравствуйте, ребята, рада всех видеть на уроке, желаю, чтобы время было проведено вами с пользой.  (слайд 1)

Ребята, мы работаем по плану, который находится на доске перед вами.

Элберт Хаббард сказал: «Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку».

Как вы понимаете это утверждение и согласны ли с ним?

Перед вами предложения: (слайд 2)

  • Ласковое слово что весенний день.
  • Сказанного не воротишь, потерянного не найдёшь.
  • Раненный мечом вылечится, словом – никогда.
  • Что написано пером, не вырубишь топором.
  • Много говорено, да мало сделано.

Как вы думаете, что объединяет эти предложения? (это пословицы и поговорки на тему «слово», везде есть слова с орфограммой Н и НН в слове)

Все ли пословицы вам понятны?

Как вы думаете, какова тема урока? (слайд 3)

Возьмите рабочую карту, напишите фамилию, имя, запишите тему урока.

Первым пунктом рабочей карты вы видите лист достижений. По горизонтали – этапы урока, по вертикали – шкала оценивания.

Оцените свои знания по теме на первом этапе.

Подготовка  класса  к  работе.

Ученики формулируют ответ на вопрос учителя.

Предполагают, что может объединять предложения.

Предлагают варианты темы урока, записывают тему в рабочей карте

Самоопределение (Л).

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К).

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию (Р)

2 этап Актуализация и пробное учебное действие

Цель:  повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 

Предлагаю вам сложить в нашу корзину идей (рисунок корзины на доске) все знания по теме урока. (На доске в виде тезисов всё сказанное ребятами).

В рабочих картах распределите все слова из пословиц по двум колонкам: с -Н- и -НН-. (слайд 4) 

Проверьте себя по эталону на экране.  

(слайд 5)

-Н-

-НН-

написано

говорено

сделано

весенний

сказанного

потерянного

раненный

Ученики называют то, что помнят по данной теме.

Самостоятельно распределяют и записывают слова в тетради, проверяют себя по эталону.

Планирование учебного сотрудничества (К).

Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции (П).

Контроль в форме сличения с заданным эталоном. (Р)

3 этап Локализация индивидуальных затруднений

Цель:

осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

    Все ли выполнили задание верно?

Где возникло затруднение?

Почему здесь возникло затруднение?

Что необходимо, чтобы верно определить количество -Н- в слове?

Отвечают на вопросы учителя.

Владение диалогической формой речи (К).

Анализ и поиск путей решения проблемы (Р)

4 этап Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений Цель:   построение проекта выхода из затруднения и

формирование способности к его выполнению.

Сформулируйте цель урока.

Что необходимо для верного выполнения задания?

Возьмите алгоритм работы с орфограммой «Правописание -Н- и -НН- в разных частях речи», рассмотрите его и скажите, все ли правила есть в нашей корзине идей? (Коррекция «Корзины идей»).

   

Давайте проговорим правила написания -н- и -нн- в разных частях речи.

Предлагают цель урока: научиться верно определять написание -Н- и –НН- в слове.

Корректируют знания по теме,

Проговаривают алгоритм действий.

Целеполагание (Р).

Планирование (Р).

Коррекция. (Р)

Самостоятельное формулирование цели (П).

Владение монологической и диалогической формой речи (К)

5 этап Реализация построенного проекта.

Цель:

осмысленное исправление учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.  

В рабочей карте выполните самостоятельную работу №1: вставьте -Н- и -НН- в слова.

Ржа…ой хлеб, гружё…ые углём, балова…ый ребёнок, площадь пусты…а.

Проверьте себя по эталону.

Заполните лист достижений.

Выполняют самостоятельную работу, проверяют себя по эталону.

Контроль в форме сличения с эталоном (Р).

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений (П).

Действие по аналогии (П).  

6 этап Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель:  закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Где возникли затруднения? (выяснение причин затруднения).

Проговаривание алгоритма.

(слайд 6) Физминутка:

Ребята, предлагаю передохнуть и выполнить небольшую разминку.

Посмотрите на экран. Если вы считаете, что в слове пропущена одна буква Н, дотроньтесь до носа, если пропущено НН, помассируйте двумя руками уши.

  • вязаный шарф,
  • шнурованный ботинок,
  • львиная грива,     засушенный цветок.

Выясняют причины затруднений (если такие имеются), проговаривают алгоритм действий.

Выполняют разминку.

Коррекция  (Р).

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П).

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем (К).

7 этап Самостоя

тельная работа с самопроверкой по эталону Цель: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности.

Следующий этап урока – самостоятельная работа № 2. Внимательно прочитайте задание в рабочей карте и выполните его.

1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На картине, писа(1)ой масля(2)ыми красками, были изображе(3)ы дикови(4)ые фрукты, а на  льня(5)ой скатерти, тка(6)ой шёлком, была поставле(7)а  китайская  ваза.

2. Укажите  цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

На картине Вермейера «Уличка» мостовая вымете(1)а, мощё(2)ое плиткой крыльцо вымыто, фасады снизу выбеле(3)ы извёсткой.

Самопроверка по эталону.

Все ли справились с заданием, где возникли затруднения?

Оцените свои знания в листе достижений на последнем этапе.

Выполняют самостоятельную работу, проверяют себя по эталону.

Заполняют лист достижений.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р).

Самоопределение  и самооценка (Л).

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р).

8 этап Включение в систему знаний и повторение. 

Цель:  применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного.

Ребята, перед вами пословица. Согласны ли вы с ней?  

Заживает рана, нанесёная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, причинёная злым словом. (2 ошибки)

На столах у каждого карточки с цифрами 1,2,3. Поднимите ту карточку, на которой, по вашему мнению, указано верное количество ошибок в пословице. (слайд 7)

Устно находят ошибки и поднимают карточку с цифрой – количеством ошибок.

Применение алгоритма (П).

Осознание усвоенного (Р).

9 этап Рефлексия деятельности на уроке.

Цель:

осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.

Ребята, как вы думаете, достигнуты ли поставленные нами цели урока?

Продолжите фразу (выбирают по желанию) (слайд 8)

  1. я узнал…
  2. я понял, что…
  3. теперь я могу…

(слайд 9)Домашнее задание: удобно ли было работать по алгоритму?

Создайте свой алгоритм действий для орфограммы «Правописание НЕ с разными частями речи».

Спасибо за урок!

(слайд 10)

Соотносят цель и результаты,

проводят рефлексию,

записывают домашнее задание.

Умение выражать свои мысли (К).

Рефлексия (П).

Смыслообразование (Л).

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Самооценка на основе успешности  (Л).

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, - все время бояться совершить ошибку. Элберт Хаббард

Слайд 3

Ласковое слово что весе..ий день. Сказа..ого не воротишь, потеря..ого не найдёшь. Ране..ый мечом вылечится, словом - никогда. Что написа..о пером, не вырубишь топором. Много говоре..о, да мало сдела..о.

Слайд 5

Ласковое слово что весе..ий день. Сказа..ого не воротишь, потеря..ого не найдёшь. Ране..ый мечом вылечится, словом - никогда. Что написа..о пером, не вырубишь топором. Много говоре..о, да мало сдела..о.

Слайд 6

-Н- -НН- написано говорено сделано весенний сказанного потерянного раненный мечом

Слайд 7

вяза..ый шарф шнурова..ый ботинок засуше...ый цветок нн нн н н

Слайд 8

Заживает рана, нанесёная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, причинёная злым словом. Н Н

Слайд 9

я узнал … я понял … теперь я могу …

Слайд 10

Создайте свой алгоритм действий для орфограммы «Правописание НЕ с разными частями речи».



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе

Рабочая карта

__________________________________________

(Фамилия, имя)

ТЕМА:_____________________________________________

_____________________________________________________

Лист достижений

1. Самостоятельная (пробная) работа

Распределите слова из пословиц по колонкам:

Весе..ий, сказа..ого, потеря..ого, ране..ый, написа..о,говоре..о, сдела..о.

-Н-

-НН-

2. Самостоятельная работа № 1

Вставьте пропущенные буквы:

Ржа…ой хлеб,

гружё…ые углём,

балова…ый ребёнок,

площадь пусты…а.

3. Самостоятельная работа № 2

1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На картине, писа(1)ой масля(2)ыми красками, были изображе(3)ы дикови(4)ые фрукты, а на  льня(5)ой скатерти, тка(6)ой шёлком, была поставле(7)а  китайская  ваза.

Ответ:__________

2. Укажите  цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

На картине Вермейера «Уличка» мостовая вымете(1)а, мощё(2)ое плиткой крыльцо вымыто, фасады снизу выбеле(3)ы извёсткой.

Ответ:__________



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа №2

ЭТАЛОН

1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На картине, писанной (причастие с зависимым словом) масляными (прилагательное, суффикс -ЯН) красками, были изображены (краткое причастие) диковинные (прилагательное, одна Н в основе, другая в суффиксе) фрукты, а на льняной (прилагательное, суффикс -ЯН) скатерти, тканной (причастие, есть зависимое слово) шёлком, была поставлена (краткое причастие) китайская  ваза.

Ответ:1,4,6

2. Укажите  цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

На картине Вермейера «Уличка» мостовая выметена (краткое причастие), мощённое (причастие, есть зависимое слово плиткой) плиткой крыльцо вымыто, фасады снизу выбелены (краткое причастие) извёсткой.

Ответ:1,3 

Самостоятельная работа №1

ЭТАЛОН

Ржаной хлеб

прилагательное (от сущ. рожь), суффикс –АН.

Гружённые углем

причастие, есть зависимое слово углём.

Балованный ребёнок

причастие, образовано от глагола БАЛОВАТЬ, заканчивается на -ОВАННЫЙ

Площадь пустынна

краткое прилагательное, одна Н в корне, другая в суффиксе.

Самостоятельная работа №2

ЭТАЛОН

1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На картине, писанной (причастие с зависимым словом) масляными (прилагательное, суффикс -ЯН) красками, были изображены (краткое причастие) диковинные (прилагательное, одна Н в основе, другая в суффиксе) фрукты, а на льняной (прилагательное, суффикс -ЯН) скатерти, тканной (причастие, есть зависимое слово) шёлком, была поставлена (краткое причастие) китайская  ваза.

Ответ:1,4,6

2. Укажите  цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

На картине Вермейера «Уличка» мостовая выметена (краткое причастие), мощённое (причастие, есть зависимое слово плиткой) плиткой крыльцо вымыто, фасады снизу выбелены (краткое причастие) извёсткой.

Ответ:1,3 

Самостоятельная работа №2

ЭТАЛОН

1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На картине, писанной (причастие с зависимым словом) масляными (прилагательное, суффикс -ЯН) красками, были изображены (краткое причастие) диковинные (прилагательное, одна Н в основе, другая в суффиксе) фрукты, а на льняной (прилагательное, суффикс -ЯН) скатерти, тканной (причастие, есть зависимое слово) шёлком, была поставлена (краткое причастие) китайская  ваза.

Ответ:1,4,6

2. Укажите  цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

На картине Вермейера «Уличка» мостовая выметена (краткое причастие), мощённое (причастие, есть зависимое слово плиткой) плиткой крыльцо вымыто, фасады снизу выбелены (краткое причастие) извёсткой.

Ответ:1,3

Самостоятельная работа №1

ЭТАЛОН

Ржаной хлеб

прилагательное (от сущ. рожь), суффикс –АН.

Гружённые углем

причастие, есть зависимое слово углём.

Балованный ребёнок

причастие, образовано от глагола БАЛОВАТЬ, заканчивается на -ОВАННЫЙ

Площадь пустынна

краткое прилагательное, одна Н в корне, другая в суффиксе.

Самостоятельная работа №1

ЭТАЛОН

Ржаной хлеб

прилагательное (от сущ. рожь), суффикс –АН.

Гружённые углем

причастие, есть зависимое слово углём.

Балованный ребёнок

причастие, образовано от глагола БАЛОВАТЬ, заканчивается на -ОВАННЫЙ

Площадь пустынна

краткое прилагательное, одна Н в корне, другая в суффиксе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...

Конспект урока-практикума в 7 классе на тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».

Коспект урока по русскому языку для учащихся 7 класса в нетрадиционной форме....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока русского языка и литературы по теме: "Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова" (http://metodisty.ru).

Комбинированный урок русского языка и литературы:обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Жанры публицистического стиля» и изучениие нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н....

Открытый урок русского языка в 10 классе по теме "Правописание Н и НН в словах разных частей речи"

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Правописание Н и НН в словах разных частей речи" был проведён в 10 классе. Данный урок систематизирует и закрепляет знания и навыки по данной орфограмме, по...