Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме «Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи»
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Урок построен в соответствии с требованиями системно – деятельностного подхода с использованием приемов развития критического мышления учащихся через чтение и письмо.
Тип урока - урок рефлексии, позволяет обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc | 98 КБ |
urok.ppt | 1.62 МБ |
rabochaya_karta_uchenika.docx | 19.63 КБ |
algoritm.docx | 48.85 КБ |
etalon.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Иогачская средняя общеобразовательная школа»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
русского языка в 11 классе по теме
«Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи»
Учитель русского языка и литературы
Сорокина Евгения Петровна
с. Иогач, 2015г.
Пояснительная записка
Данный урок направлен на самостоятельный поиск обучающимися проблемных мест в знаниях и умениях, связанных с выполнением экзаменационного задания А 14 - написание НН и Н в суффиксах разных частей речи. Тема было пройдена учащимися в среднем звене школы, и на уроке важно обобщить знания, привести их в систему, понять алгоритм работы с орфограммой.
Правописание НН и Н в суффиксах различных частях речи является одной из сложных тем в курсе русского языка. В «Методических рекомендациях по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка», подготовленных И.П.Цыбулько на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ, говорится, что задание А14, проверяющее умение делать верный выбор в написании -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи, является традиционно сложным заданием экзаменационной работы.
Урок рефлексии позволяет обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности. На таком уроке ученики работают большую часть времени самостоятельно, а учитель создаёт условия, которые обеспечивают эффективность этой самостоятельной работы. Это позволяет ребятам понять и восполнить пробелы в знаниях, а также отработать навык верного написания слов с удвоенной -Н-.
Очень продуктивными считаю приёмы технологии РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо). Они рассчитаны на глубокое и прочное усвоение теоретического материала. Усвоение, а затем и воспроизведение ЗУН происходит осознанно. Интересные приёмы позволяют ученикам работать активно и осмысленно. На этом уроке использованы приёмы «Корзина идей, понятий…» и «Лови ошибку». На начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у учеников опыта и знаний, приём «Корзина идей, понятий, имен…» очень эффективен. Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся, позволяющий выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске нарисована корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка понятия будут связаны в логические цепи. Данный приём активизирует деятельность учеников, каждый стремится «бросить» в «корзину» свой ответ. Приём “Лови ошибку” - универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Он формирует умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации, а также критически оценивать полученную информацию.
Тема урока: «Правописание НН и Н в суффиксах разных частей речи». 11 класс.
Тип урока: урок рефлексии
Цели:
- предметные: подготовка к ЕГЭ, формирование навыка правописания Н и НН в суффиксах разных частей речи.
- метапредметные: формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).
- личностные: становление смыслообразующей функции познавательного мотива, формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию.
Материально-техническое обеспечение урока: карточки - тезисы для оформления доски, рабочие карты учащихся, эталоны, карточки с цифрами 1,2,3, презентация.
Технологическая карта урока
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, - все время бояться совершить ошибку. Элберт Хаббард
Ласковое слово что весе..ий день. Сказа..ого не воротишь, потеря..ого не найдёшь. Ране..ый мечом вылечится, словом - никогда. Что написа..о пером, не вырубишь топором. Много говоре..о, да мало сдела..о.
Ласковое слово что весе..ий день. Сказа..ого не воротишь, потеря..ого не найдёшь. Ране..ый мечом вылечится, словом - никогда. Что написа..о пером, не вырубишь топором. Много говоре..о, да мало сдела..о.
-Н- -НН- написано говорено сделано весенний сказанного потерянного раненный мечом
вяза..ый шарф шнурова..ый ботинок засуше...ый цветок нн нн н н
Заживает рана, нанесёная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, причинёная злым словом. Н Н
я узнал … я понял … теперь я могу …
Создайте свой алгоритм действий для орфограммы «Правописание НЕ с разными частями речи».
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 11 классе
Рабочая карта
__________________________________________
(Фамилия, имя)
ТЕМА:_____________________________________________
_____________________________________________________
Лист достижений
1. Самостоятельная (пробная) работа
Распределите слова из пословиц по колонкам:
Весе..ий, сказа..ого, потеря..ого, ране..ый, написа..о,говоре..о, сдела..о.
-Н- | -НН- |
2. Самостоятельная работа № 1
Вставьте пропущенные буквы:
Ржа…ой хлеб,
гружё…ые углём,
балова…ый ребёнок,
площадь пусты…а.
3. Самостоятельная работа № 2
1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
На картине, писа(1)ой масля(2)ыми красками, были изображе(3)ы дикови(4)ые фрукты, а на льня(5)ой скатерти, тка(6)ой шёлком, была поставле(7)а китайская ваза.
Ответ:__________
2. Укажите цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
На картине Вермейера «Уличка» мостовая вымете(1)а, мощё(2)ое плиткой крыльцо вымыто, фасады снизу выбеле(3)ы извёсткой.
Ответ:__________
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа №2 ЭТАЛОН 1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. На картине, писанной (причастие с зависимым словом) масляными (прилагательное, суффикс -ЯН) красками, были изображены (краткое причастие) диковинные (прилагательное, одна Н в основе, другая в суффиксе) фрукты, а на льняной (прилагательное, суффикс -ЯН) скатерти, тканной (причастие, есть зависимое слово) шёлком, была поставлена (краткое причастие) китайская ваза. Ответ:1,4,6 2. Укажите цифры, на месте которых пишется одна буква Н. На картине Вермейера «Уличка» мостовая выметена (краткое причастие), мощённое (причастие, есть зависимое слово плиткой) плиткой крыльцо вымыто, фасады снизу выбелены (краткое причастие) извёсткой. Ответ:1,3 |
Самостоятельная работа №1 ЭТАЛОН
|
Самостоятельная работа №2 ЭТАЛОН 1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. На картине, писанной (причастие с зависимым словом) масляными (прилагательное, суффикс -ЯН) красками, были изображены (краткое причастие) диковинные (прилагательное, одна Н в основе, другая в суффиксе) фрукты, а на льняной (прилагательное, суффикс -ЯН) скатерти, тканной (причастие, есть зависимое слово) шёлком, была поставлена (краткое причастие) китайская ваза. Ответ:1,4,6 2. Укажите цифры, на месте которых пишется одна буква Н. На картине Вермейера «Уличка» мостовая выметена (краткое причастие), мощённое (причастие, есть зависимое слово плиткой) плиткой крыльцо вымыто, фасады снизу выбелены (краткое причастие) извёсткой. Ответ:1,3 |
Самостоятельная работа №2 ЭТАЛОН 1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. На картине, писанной (причастие с зависимым словом) масляными (прилагательное, суффикс -ЯН) красками, были изображены (краткое причастие) диковинные (прилагательное, одна Н в основе, другая в суффиксе) фрукты, а на льняной (прилагательное, суффикс -ЯН) скатерти, тканной (причастие, есть зависимое слово) шёлком, была поставлена (краткое причастие) китайская ваза. Ответ:1,4,6 2. Укажите цифры, на месте которых пишется одна буква Н. На картине Вермейера «Уличка» мостовая выметена (краткое причастие), мощённое (причастие, есть зависимое слово плиткой) плиткой крыльцо вымыто, фасады снизу выбелены (краткое причастие) извёсткой. Ответ:1,3 |
Самостоятельная работа №1 ЭТАЛОН
|
Самостоятельная работа №1 ЭТАЛОН
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"
Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....
урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"
Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...
Конспект урока-практикума в 7 классе на тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».
Коспект урока по русскому языку для учащихся 7 класса в нетрадиционной форме....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока русского языка и литературы по теме: "Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова" (http://metodisty.ru).
Комбинированный урок русского языка и литературы:обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Жанры публицистического стиля» и изучениие нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н....
Открытый урок русского языка в 10 классе по теме "Правописание Н и НН в словах разных частей речи"
Урок повторения и обобщения знаний по теме "Правописание Н и НН в словах разных частей речи" был проведён в 10 классе. Данный урок систематизирует и закрепляет знания и навыки по данной орфограмме, по...