Методическая разработка урока по теме: "Причастие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Методическая разработка урока по теме «Причастие как часть речи» поможет учителям и учащимся усвоить особенности причастия как части речи
Цель: формирование представления о причастии как самостоятельной части речи через морфологические признаки.
Задачи:
1. Дать представление о причастии как части речи.
2. Формировать умения находить причастия в речи, умения отличать их от других частей речи.
Формировать умения определять грамматические, морфологические и синтаксические признаков причастия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_melnikovoy_l.m.docx | 43.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по теме: "Причастие как часть речи"
Цель: формирование представления о причастии как самостоятельной части речи через морфологические признаки.
Задачи:
- Дать представление о причастии как части речи.
- Формировать умения находить причастия в речи, умения отличать их от других частей речи.
- Формировать уменияопределятьграмматические,морфологические и синтаксическиепризнаков причастия.
Формы организации деятельности учащихся:групповая, индивидуальная.
Используемое оборудование: проектор, интерактивная доска, планшетные компьютеры
Ход урока
- ОРГМОМЕНТ
Приветственное слово учителя:
Слайд 1
Пусть добрый день длится до вечера! – сказал Иван Романов
- Я желаю вам хорошего дня и отличного настроения! Я надеюсь на вашу активную работу сегодня на уроке!Здравствуйте, ребята! Присаживайтесьна свои места. Итак, открываем тетради, записываем сегодняшнее число, «Классная работа».
- АКТУАЛИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
- Коррекционная работа по ранее изученной теме «Деепричастный оборот»
Сегодня, перед тем, как пойти я гимназию, я заглянула в свой почтовый ящик и нашла там письмо своего знакомого, который рассказал об удивительной истории, произошедшей с ним. Я хочу поделиться с вами фрагментом этого письма:
Слайд 2
«Оказывается, в этом безмолвном мире, кроме меня, есть еще одно живое существо! Гуляя по лесу яувидел маленький желто-зеленый комочек перьев с двумя живыми бусинками глаз. В каких-нибудь четырех шагах птичка перепархивает с места на место оставляя в снегу легкие лунки.
Много я видел разных птиц, но ни одна из них не казалось мне столь прекрасной, как эта пичуга. Отложив в сторону меховую рукавицу я достаю коробку с приманкой и жертвую синице двух личинок жука-короеда. Не отрывая от них глаз-бусинок синица прыгает вокруг, но не решается схватить лакомство.
Синица опустилась на рукавицу, схватила червяка идержа его в клюве полетела в сторону. Через минуту она вернуласьвзяв еще одного короеда ине взлетая с рукавицы проглотила его».
Работа с текстом письма:
- Какое событие произошло с моим знакомым?(встреча с синицей)
- Какие недавно изученные части речи представлены в этом письме? (деепричастия)
- А давайте вспомним, по каким грамматическим признакам мы узнали деепричастие?(обозначает добавочное действие)
- Морфологические признаки каких частей речи имеет деепричастие? (глагола – вид, возвратность, переходность; наречия - неизменяемость, зависимость от глагола и синтаксическая роль - обстоятельство)
-Расставьте недостающие знаки препинания.
Слайд 3
Работа у интерактивной доски (1 ученик)
Гуляя по лесу, я увидел маленький желто-зеленый комочек перьев с двумя живыми бусинками глаз. В каких-нибудь четырех шагах птичка перепархивает с места на место, оставляя в снегу легкие лунки.
Отложив в сторону меховую рукавицу, я достаю коробку с приманкой и жертвую синице двух личинок жука-короеда.
Слайд 4
Не отрывая от них глаз-бусинок, синица прыгает вокруг, но не решается схватить лакомство.
Синица опустилась на рукавицу, схватила червяка и, держа его в клюве, полетела в сторону. Через минуту она вернулась, взяв еще одного короеда, и, не взлетая с рукавицы, проглотила его».
- Создание проблемной ситуации
- Молодцы! Мы справились споставленной задачей! А теперь следующее задание!
Слайд 5
Красив, смотря, самый счастливый, считать, дарить, жилой, негодуя, увидев, петь, засыпанная.
- На слайде представлены разные части речи. Ваша задача – распределить эти слова по группам, объясняя свой выбор. Подумайте, слова каких частей речи здесь представлены? (прилагательные, глаголы, деепричастия)
- По каким признакам вы их разделили?
Слайд 6
(прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое?
глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? деепричастия обозначает добавочное действиеи отвечает на вопросы что делая? что сделав?)
- Все ли отличительные признаки были названы? Может быть какие-то дополнения?
- Ребята, а все ли слова мы распределили по группам? С распределением какого слова у вас возникли трудности?(Возникли трудности с распределением словазасыпанная)
- Посмотрите, задание было одно, а ответы получились разные.Как вы думаете, почему так получилось? (Кто-то относит эти слова в группу прилагательных, а кто-то – глаголов)
- А может быть кто-то знаком с этой частью речи? (причастие)
Слайд 7
- Молодцы! Давайте исследуем эту часть речи! Какой вопрос зададим к этому слову?(засыпанная - какая?Это вопросы прилагательного)
- Замените эти слово словосочетанием, близким по значению(засыпанная - которую засыпали)
- От какой части речи образовано это слово?(От глагола засыпать)
- Какой вопрос, похожий на вопрос глагола, можно задать к этому слову?(Что делающая?)
- Признаки каких частей речи вместило это слово?(Это слово вместило в себя признаки
глагола и прилагательного)
3) Определение темы (Учитель не называет тему урока, а помогает детям самим определить, о чем пойдет речь)
- Известный этнограф, крупнейший знаток русского языка Владимир Иванович Даль об этой части речи говорил следующее: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»
Слайд 8 Какую особенность причастия подметил В.И. Даль?
- Какова же тема нашего урока?(«Причастие как часть речи»тему прописываем на доске)
4) Постановка цели урока
- Как вы считаете, какой может быть цель нашего урока?(Узнать, что такое причастие и научиться находить причастие среди других частей речи, определить его морфологические признаки, сравнить причастие с глаголом и прилагательным).
III. ВВЕДЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Первичное закрепление материала
Слайд 9
- Ребята, на дворе конец февраля, весна потихонечку берет свое, но за окном еще лежит снег. Вам предлагаются слова, которые характеризуют существительное «снег».Распределите их на 2 группы. Запишите эти группы в тетради.
Белый, сверкающий, глубокий, сверкавший, пушистый, переливающийся, красивый, лежащий.
- Проверяем. По какому принципу вы их распределили? Докажите.(Распределяют слова в 2 столбика: в первый – прилагательные, во второй – причастия.Затем доказывают свою точкузрения, применяя знания, полученные вначале урока).
Слайд 10
Прилагательные | Причастия |
Белый глубокий пушистый красивый | сверкающий сверкавший переливающийся лежащий |
- В начале урока мы отметили, что причастие имеет признаки прилагательного Слайд 11
Слайд 11
Прилагательное |
Вопрос |
Постоянный признак: разряд (кач.,относит., притяж.) |
Непостоянные признаки: - крат./полн. форма; - ст.сравнения (полож., сравнит., превосходная) - род; - число; - падеж. |
- Запишите словосочетание сверкающий снег и по таблице, которая представлена на слайде, построим рассуждение, которое бы доказывало сходство причастия и прилагательного (работа по цепочке: вопрос – род – число – падеж)
- У вас на столах лежат планшеты, откройте таблицу «Прилагательное и причастие». Сделайте вывод о том, что причастие и прилагательное имеют общие морфологические признаки. Слайд 12
Сопоставительная характеристика | |
Прилагательное | Причастие |
Общее грамматическое значение – признак предмета | Общее грамматическое значение – обозначает временной признак, признак предмета по действию, можно заменить сочетанием «который + глагол.» |
Вопрос | Вопрос |
Постоянный признак: разряд (кач.,относит., притяж.) | - |
Непостоянные признаки: - крат./полн. форма; - ст.сравнения (полож., сравнит., превосходная) - род; - число; - падеж. | Непостоянные признаки: - крат./полн. форма; - - род; - число; - падеж. |
- А что вы можете сказать о грамматическом значении этих частей речи? Совпадают ли они? (нет, прилагательное обозначает признак предмета, а причастие - временной признак, признак предмета по действию, можно заменить сочетанием «который + глагол»)
Слайд 13
- Посмотрите на причастия «сверкающий» и «сверкавший». Чем они отличаются?(Временем)А можем ли мы образовать форму будущего времени? (нет)
- Так чем же еще отличаются причастия от прилагательных? (Они имеютформу настоящего и прошедшего времен)
- Итак, что мы узнали о причастии?ЩЕЛЧОК ПО ДОСКЕ(Причастие образуется от глагола, отвечает на вопрос «какой?» («что делающий?»), имеет глагольный признак - образуют форму только настоящего и прошедшего времен).
Физкультминутка
Слайд 14
- Устали? Немного отдохнём! Всем надо встать рядом с партой, постараться не мешать друг другу. Физкультминутка будет, конечно же, связана с темой нашего урока.
-Если услышали причастие, наклоняемся вправо.
-Если глагол — влево.
-Если прилагательное – приседаем.
Успевающий, выполнить, удивительный, одевать, цветущий, интересный, возвышавшийся, спать, сорванная, увлекаться, красивая.
- Молодцы! Немного отдохнули, теперь можно и поработать. Давайте составим предложения с прилагательным пушистый и причастием сверкающий.(заслушиваем варианты детей)А давайте запишем следующие предложения: Слайд 15
Пушистый снег падал крупными хлопьями. - Снег сверкающий, скрипящий, переливающийся разноцветными искрами, радует глаз.
- Определите синтаксическую роль этих слов (определение)
- Закрепление изученного материала
-В планшетах у вас загружен файл «Предложения».
Слайд 16
- Я увидела кота, лакающего молоко из миски.
- Я увидела кота, который лакал молоко из миски.
- Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток и полетели в сторону озера.
- Птицы чем-то обеспокоились, сорвались с веток и полетели в сторону озера.
- Прочитайте их и подумайте, чем они отличаются друг от друга? (в одних предложения – глагол, в других – причастие)
- А теперь давайте запишем предложения, в которых имеются причастия.
- Что общего у глаголов и причастий? Постройте вместе со своим соседом рассуждение, используя таблицу, загруженную в планшетах. Запишите эти признаки в тетрадях.
Слайд 17
Признаки глагола | Признаки причастия |
Вопрос - что делать? что сделать? | |
Постоянные признаки: - вид; - (не) возвратность; - (не) переходность - спряжение | |
Непостоянные признаки: - наклонение (изъявительное, условное, повелительное); - время (прошедшее, настоящее, будущее); - число (в настоящем и будущем времени, в ед. и мн. числе); - род (в прошедшем времени). |
- Кто готов озвучить свой ответ. (дети отвечают). Молодцы! Вы справились с поставленной задачей!
Слайд 18
- А теперь давайте вновь вернемся к словам В.И. Даля. Согласны ли с мнением Владимира Ивановича? Докажите это на примере алгоритма определения признаков глагола и прилагательного у причастия. Упражнение 606 на странице 57 поможет вам систематизировать полученные знания. Ну а в случае затруднения вы можете обратиться к правилу на странице 54-57.
- Какие признаки заимствует причастие у прилагательного?А какие у глагола?
- Молодцы!
Слайд 19
Признаки причастия | |
от прилагательного 1) вопрос; 2) род; 3) число; 4) падеж. 5) краткая и полная форма 6) синт.роль | от глагола 1) время; 2) вид; 3) возвратность 4)синт.роль |
- Таким образом, что же собой представляет причастие? Давайте прочитаем определение на странице 54. (ученик читает определение)
V ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА И РЕФЛЕКСИЯ
Упражнение 607 (2-ое четверостишие)
- Итак, имея алгоритм рассуждения, предлагаю вам выполнить упражнение 607, поработав над 2-ым четверостишием. Заполняйте таблицу, которая у вас представлена на стр.57 в обучающей средеMoodle.
- Кто успешно справился с заданием и желает озвучить свой вариант ответа? (дети отвечают)
- Молодцы! Всех остальных, кто выполнил это задание, я оценю.
Слайд 20
Причастие | В замерших (руслах) | В гудящем (бору) | |
От какого глагола образовано | Замереть | Гудеть | |
Признаки глагола | Вид | Совершенный | несовершенный |
Время | Прошедшее | Настоящее | |
Возвратность | Невозвратное | Невозвратное | |
Переходность | Непереходное | Непереходное | |
Признаки прилагательного | Число | Мн.ч. | Ед.ч. |
Род | Ср.р. | М.р. | |
Падеж | П.п. | Д.п. |
VI ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Узнать, что такое причастие и научиться находить причастие среди других частей речи)
- Достигли ли мы этой цели?
- А теперь проверим, как вы усвоили знания, полученные на сегодняшнем уроке. В ваших планшетах загружен файл «Итоговый опросник по теме «Причастие как часть речи». Ваша задача: записать номера верных утверждений.
- Причастие образуется от глагола. +
- Причастие отвечает на те же вопросы, что и прилагательное. +
- Причастие имеет только признаки глагола.
- Причастие имеет только признаки прилагательного.
- Причастие имеет краткую и полную форму. +
- Причастие имеет признаки глагола и прилагательного. +
- Причастие отвечает на те же вопросы, что и глагол.
- Причастие называет признак предмета по действию. +
- Причастие называет признак предмета
- Причастие может иметь только полную форму.
Слайд 21
- Итак, номера каких предложений вы записали? (1,2,5,6,8) Молодцы! Вы успешно справились с заданием!
Слайд 22
- Хочу закончить наш урок словами Константина Дмитриевича Ушинского «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое».
- Что хотел сказать этими словами Константин Дмитриевич?
- Давайте найдем в этом высказывании причастия (не увядающий, распускающийся, начинающийся, соединяющая, отжившие, живущие). Какова их рольв художественной речи? (Умелое использование причастий в художественном тексте делает его более выразительным, создаёт образную картину, которую легко можно представить)
- Молодцы!
VII ОЦЕНКИ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ
Сегодня стоит оценить работу….
Оценки «отлично» за активную работу на уроке заслуживает….
VIII ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §45, стр.54-56, упр.607 (1-ое четверостишие), 609,610
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Местоимение как часть речи. "
Разработка урока-обобщения по теме "Местоимение как часть речи" ( традиционная технология)....
методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...
Методическая разработка по теме "Изучение местоимения как части речи с использованием ПК"
Данная разработка является программой по изучению Местоимения в 6 классе...
Разработка урока по теме «Причастие как часть речи» учителя русского языка и литературы Яушевой О.В
На данном уроке учащихся знакомятся с общей характеристикой причастий, с грамматическими признаками данной части речи, формируют умения отличать причастия от прилагательных;развивают...
Методическая разработка теста по русскому языку для 7 класса по теме «Причастие как самостоятельная часть речи»
Методическая разработка теста по русскому языку для 7 класса по теме«Причастие как самостоятельная часть речи»...
Методическая разработка урока по теме "Частица как часть речи"
Знакомство с новой служебной частью речи "Частица"...