Конспект урока по русскому языку 6 класс на тему " Диалектизмы.Особенности уральского диалекта"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок изучения нового материала по русскому языку на тему " Диалектизмы.Особенности уральского диалекта" проводится в рамках изучения раздела " Лексика" в 6 классе. Применяются проблемный метод,самостоятельная исследовательская работа с текстами сказов П.П. Бажова, словарными статьями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_na_temu_dialektizmy.osobennosti_uralskogo_dialekta.docx | 130.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Диалектизмы. Особенности уральского диалекта
Класс: 6
УМК: Русский язык: 6-й класс: учебник в 2 ч./ авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова (и др.). - Москва: Просвещение, 2020.
Количество часов -1.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Место урока в системе работы по предмету – 6 урок в разделе «Лексика».
Цель урока – познакомиться с диалектами на научном и краеведческом материале.
Планируемые результаты.
Личностные: проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края,
Метапредметные: приобретение опыта исследовательской деятельности, умение работать индивидуально и в группе. составлять алгоритм действий и использовать его для решения
учебных задач, публично представлять результаты проведённого языкового
анализа,
Формирование УУД.
Регулятивные: умение ставить цели, задачи, находить способы их выполнения.
Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Коммуникативные: умение выбирать речевые средства для выражения своих мыслей.
Предметные результаты: различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы); определять стилистическую окраску слова. Проводить лексический анализ слов, использовать толковые словари.
Оборудование: доска, учебник, тетради, выставка книг П. П. Бажова, портрет П. П. Бажова, проектор, толковые словари, карта диалектов.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Надеюсь, что сегодня каждый из вас сделает небольшое, но очень интересное открытие.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, как вы объясните смысл высказывания русского писателя М. А. Шолохова: «Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта». (выслушиваем ответы уч-ся)
- Какой раздел науки о языке изучает словарный запас языка? (Лексикология)
- Какие лексические группы вы знаете?
- Над какой темой мы работали на прошлом уроке? (Профессионализмы)
- Что это такое? (Профессиональные слова, или специальные, употребляемые людьми определенной специальности, профессии.)
- К какой группе они относятся? (К словам, ограниченным в употреблении.)
- Рассмотрите схему «Лексический состав языка». Какие ещё группы слов относятся к словам ограниченного употребления?
III. Подготовка к основному этапу. Постановка проблемы.
#1055;редлагаю посмотреть фрагмент репортажа «Уральский диалект» канала «Новости 41»
2. О какой проблеме рассуждает журналист? (К сожалению, исконно уральские говоры уходят, сливаются с говорами других территорий, исчезают диалектные слова под воздействием литературного языка через СМИ, из-за миграции людей из села в город, вытеснение родного языка заимствованными словами. Об этом точно сказал Г. Мельниченко: «Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность – сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи».)
#1050;акие слова уральского говора из репортажа вам больше всего запомнились? Приведите примеры диалектных слов, которые вы слышали от родных, знакомых в сельской местности.
4. На основе материала из репортажа попытайтесь самостоятельно сформулировать определение, что такое диалектные слова.
5. Ребята, вы во многом были близки к настоящему определению этого понятия. Предлагаю записать определение в тетрадь для правил.
Диалект служит средством общения небольшой группы людей, преимущественно жителей сельской местности. Диалектизмы — это слова, распространение которых ограничено определенной территорией. Диалектизмы обычно существуют в устной речи.
Актуально ли, на ваш взгляд, говорить сегодня о диалектах, ведь это слова ограниченного употребления? (Да. Сегодня, в век быстрого развития науки, технологий, мы говорим на языке, которое диктует нам время. Но мы обязаны сохранить самобытность народной речи. «Именно из таких наречий и вырос в многовековом процессе он сам, этот великий, общерусский язык – наша гордость и наша слава». (Л. Успенский))
IV. Содержательный (основной) этап
#1057;лово учителя. Литературный язык постоянно воздействует на диалекты через школу, СМИ. Это отчасти разрушает традиционный говор. В свою очередь, диалектизмы влияют на литературный язык. Иногда литературный язык заимствует слова и выражения из диалектов. Это относится в первую очередь к бытовой и промысловой лексике: голбец в уральском диалекте означает подполье, глядельце - разлом горы, место, где видно напластование горных пород. Особенно часто литературному языку не хватает «своих» слов для выражения чувств, т.е. экспрессивной лексики. Тогда-то на помощь приходят диалектизмы. Например, в сказах П.П. Бажова встретим выражение «не охтимнеченьки живут», т.е. живут без затруднений.
Диалектные слова нередко встречаются в произведениях художественной литературы. Обычно их используют те писатели, которые сами родом из деревни, и хорошо знакомы с народной речью: С.А. Есенин, М.М. Пришвин, П.П. Бажов, Ф.А. Абрамов, В.П. Астафьев, В.Г. Распутин и многие другие. Диалектное слово, словосочетание, включенные в художественное произведение, передают колорит деревенской жизни, помогают создать речевую характеристику персонажей.
В произведениях Д.Н. Мамина-Сибиряка диалектизмы употребляются для реалистического показа быта уральского населения, описания сельскохозяйственных работ, охоты и т. п. Можно назвать некоторые из этих диалектизмов, употребляемых в рассказах Мамина-Сибиряка: запло́т - забор, ду́бас - вид сарафана, сто́йка - сарай для скота, ступни́ - башмаки, живо́т - дом (а также и животное).
#1057;амостоятельная поисковая работа по тексту. Обратимся к словарю диалектных слов, включённому в сборник сказов П.П. Бажова. (Раздаточный материал со словами на каждой парте, уч-ся работают в парах.)
Задание. Ребята, сидящие на первом ряду, выписывают диалектизмы-названия предметов, связанных с бытом рабочих; сидящие на втором ряду выписывают диалектизмы-глаголы и наречия. Представители каждого ряда записывают самые интересные примеры на доске. Пробуют самостоятельно составить предложения с данными словами. Ребята, сидящие на третьем ряду, выписывают из текстов сказов предложения с диалектизмами. Зачитывают. Сопоставляют с ученическими вариантами. Отвечают на вопрос, что особенно удивило в речи персонажей сказов.
Делаем вывод. Все диалектизмы выполняют в произведении определенные функции:
1) обозначают бытовые предметы (по́веть - помещение под навесом на крестьянском дворе); 2) характеризуют рассказчика как представителя местного говора (лог - овраг, запло́т - забор, пи́мы - валенки, гнус - комары, сок - шлак); 3) вводятся для описания явлений прошлого времени (кержа́к – старообрядец).
3. Многие диалектизмы можно найти в толковых словарях литературного языка с пометой обл. (областное). Почему же они включены в словари? Потому что нередко употребляются в художественной литературе, в газетах, журналах, в разговорной речи. Например, калинник, и, ж. (обл.) -1) поросль из калиновых кустов; 2) название различных мучных кушаний с ягодами калины. («Толковый словарь» под ред. Д.Н. Ушакова)
Задание: объясните значения диалектных слов: крючник, курник, кулеш. Работаем с «Толковым словарём» под ред. Д.Н. Ушакова. Составьте словосочетания с данными словами. Совпали ли ваши предположения о значениях слов с толкованием в словарной статье?
4.Задание. Проанализируйте информацию о видах диалектизмов в таблице. Дополните по одному примеру к каждому виду, воспользовавшись словариком уральских диалектизмов. (Раздаточный материал со словами на каждой парте, уч-ся работают в группах.)
Виды диалектизмов | ||||
Фонетические | Словообразовательные | Морфологические | Лексические | Этнографические |
отличаются звучанием | отличаются способом словообразования | отличаются формами слова | имеют синонимы в литературном языке | не имеют синонимов в литературном языке |
пашпорт = паспорт | ихний = их | у мене = у меня | гуторить = говорить | драники = особые оладьи из картофеля |
5. Задание: установите соответствия между диалектизмами и толкованием их значений. Выберите правильный вариант ответа. (Работа проводится в группах. Необходимо заранее приготовить карточки с диалектизмами для каждой группы, разрезать их. С помощью учителя выбираем консультантов-помощников в каждой группе.)
1 группа | |
1) Айда | А)пойдём |
2) Архаровец | Б)непоседа, озорник, мошенник, жулик |
3)Базлать | В)громко кричать, петь, реветь |
4)Балахрышки | Г)непослушные дети |
5)Баской | Д)красивый, пригожий |
6)Бздавать | Е)поддавать жару в бане, плеснуть воды на каменку |
7)Блазнит | Ё)кажется |
8)Бодяжить | Ж) смешивать |
9)Бряколо | З)болтливый человек |
10)набуткался | И)наелся |
2 группа | |
1)Вехотка | А)мочалка |
2)Верескнуло | Б)грохнуло |
3)Верещага | В)глазунья |
4)Вожгаться | Г)упорно и длительно трудиться |
5)Выглуздывать | Д)выдумать |
6)Вьюшка | Е)заслонка у печи |
7)Глухой воз | Ё)приданое невесты, отправляемое в дом жениха |
8)Гоношить | Ж)готовить |
9)Губница | З)грибной суп |
10)Гомонок (гаманок) – | И)кошелек |
3 группа | |
1)Давеча | А)вчера |
2)Дикошарый | Б)шумный, неуправляемый человек |
3)Дубас | В)Юбка, сшитая из материи окрашенной настоем коры дуба |
4)Дюжить | Г)терпеть |
5)Еранка | Д)герань |
6)Ерепениться | Е)упрямиться |
7)Жамкать | Ё)стирать, жевать |
8)Задергушки | Ж)короткие шторы |
9)изладить | З)изготовить |
10)Закуржевел | И)покрылся инеем |
4 группа | |
1)Запростала посуду | А)заполнила чем-либо |
2)Зарод | Б)стог сена |
3)Зыбка- | В)люлька |
4)Из пору изойти | Г)устать до предела |
5)Изнахратить | Д)испортить |
6)Изурочить | Е)сглазить |
7)ИмАй | Ё)лови |
8)Ишшо | Ж)ещё |
9)Катушка | З)ледяная горка |
10)Корчага | И)глиняный сосуд для замеса теста |
5 группа | |
1)Квашёнку замесила | А)поставила тесто |
2)Кралька | Б)баранка, бублик |
3)Кулага | В)каша из ржаной муки и солода |
4)Кулёма | Г)неловкий, нерасторопный, неумелый человек |
5)Куржак | Д)иней |
6)Кусочница | Е)обжаренные куски хлеба, залитые яйцом |
7)Летось | Ё)прошлым летом |
8)Лыва | Ж)лужа |
9)Морда | З)рыболовная снасть |
10)Мутовка | И)деревянная палка с сучками для сбивания масла |
6. Задание: объясните значение диалектных выражений, воспользовавшись словариком уральских диалектизмов. (Раздаточный материал со словами на каждой парте, уч-ся работают в группах.)
#1060;сё утро робёнок-от у ей базонит. Вот и начела базанить, не унять . Вот забазанил опять в дверь-то.
2. А потом начал базгать со всего-плеча. Опять забазгал.
3. Даве я коло углу как базахнулась .
4. Мы фсю дорогу идём, песни базлам.
5. Нову байку изладили . Айда в байку. А какие он байки знает – заслушашеся. Байкала, байкала его - не спит.
6. Тут промеж бар чуть не драчишка случилась. Один другого винят... суд завели... Однем словом беспутица.
7. Ну и бесстужая ета баба, упеть омманула еео.
8. Пошли, ребята, на бечёфку. Среди реки-то бечева быват.
9. Барку-то как бздануло о боец - батюшки мои светы.
10. Бесприродному, бессемейному, бесплеменному плохо жить.
VII. Подведение итогов.
Выставление оценок за устные ответы на вопросы, самостоятельную исследовательскую деятельность.
Вывод по теме урока. Знакомясь с народной речью, мы получаем сведения о значениях диалектных слов. В говорах отражены вековые традиции ведения хозяйства, особенности семейного уклада, старинные обряды, обычаи, народный календарь, приметы. Поэтому так важно записывать речь сельских жителей для дальнейшего изучения. В каждом говоре есть множество выразительных, ярких словесных образов, фразеологизмов, поговорок, загадок. Следуйте совету Максима Горького: «Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя, тремя словами».
Домашнее задание: дополнить словарик уральских диалектных слов с помощью взрослых, можно дополнить иллюстрациями (работа в малых группах).
Источники:
Бажов П.П. Малахитовая шкатулка: уральские сказы», ил. Н. Кочергина. - М., Нигма, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме"Глагол" ( 9 класс )
« Готовим праздничный обед» (обобщение знаний, полученных при изучении темы «Глагол»)....
Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Бессоюзное сложное предложение"
Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Бессоюзное сложное предложение"...
План-конспект урока по французскому языку. Класс: 6 Тема урока: Le meilleur patissier
цели и задачи урока: формирование коммуникативной компетенции учащихся,развитие умений иноязычного общения....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
Конспект урока по русскому языку (ФГОС) на тему: «Повторение темы «Имя прилагательное»», (ФГОС)
Материал данного урока рассчитан на два учебных часа и предполагает повторение изученного по теме «Имя прилагательное»...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Технологическая карта урока Предмет Русский языкКласс 7Тема Дееприч...