Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок освоения новых знаний и умений. Главная цель: овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Ключевые слова: лексика, лексикология, лексическое значение, толковый словарь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе | 35.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Ельчанинова Светлана Николаевна |
Место работы | КОУ ВО «Горожанский казачий кадетский корпус» |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 5 |
Место урока (по тематическому планированию ФРП) | Система языка. Лексикология — урок 58 |
Тема урока | Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ФРП): | |
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность | |
Метапредметные: коммуникативные: учатся формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; инициативно сотрудничать в парах; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
Предметные: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Основные понятия: лексика, лексикология, лексическое значение Используемые технологии: педагогики сотрудничества, игровая деятельность, критическое мышление, здоровьесберегающая технология. | |
Ключевые слова: лексика, лексикология, лексическое значение, толковый словарь | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок – открытия новых знаний, формирование представления о способах определения лексического значения слова, развитие умения работать с толковым словарём, применение знаний на практике; урок составлен по учебнику Русский язык: 5-й класс: учебник: в 2 частях, 5 класс/ Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 2023г. Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, толковые словари, смайлики, карточки, кроссворд, учебник, письменные принадлежности. Электронные образовательные ресурсы: https://youtu.be/yUW0D9TpGgs |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Формы организации учебной деятельности на данном этапе урока: фронтальная и парная - Ребята, внимательно посмотрите на доску. Здесь записаны высказывания. - А каким правилом будем руководствоваться? Далее предложено провести взаимопроверку |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
На доске предложение: _ Чтобы узнать лексическое значение слова, куда мы можем обратиться? (толковый словарь) (Знакомство со статьей стр.137) |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова», научиться определять лексическое и грамматическое значение слова. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение, научимся пользоваться толковым словарем. Открытие нового знания |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалами (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
- С чего же начать «открытие нового знания»? (На доске спроектированы слова: арена, гордость, кабинет, лелеять) Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд. (Ключевое слово- «лексика»). Фронтальный опрос |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда) /Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; проведение коррекции. Выполняют задания самостоятельно, при проверке оценивают друг друга.(по 5-ти балльной шкале) |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Работа в парах |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
– Проведём игру «Угадай слово». (Зачитывают лексическое значение слова, учащиеся узнают его).
|
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Определите, какое слово в указанном предложении употребляется в значении «жили, помещались» (мультимедийная доска): Давайте попробуем определить стилистическую принадлежность этих слов |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Приём «Лигвистическая сказка» |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Прочитайте предложения. Что их объединяет? Помните ли вы, как называются такие предложения (пословицы). |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Работа с карточками: «Закончи предложение» (индивидуальная работа): |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Молодцы ребята! Вы справились с заданьями И блеснули знаньями А волшебный ключ к ученью: Упорство и терпенье, Чтобы всё вам не забыть, Лучше вспомнить, повторить. Повторенье – мать ученья, так уж говориться, И для усвоения лучше повториться. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Домашнее задание: Упр. 275. Прочитайте задание. |
Учебные задания для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы
Формирование разных видов запланированных результатов обучения |
|
|
|
|
|
| Работа в парах. |
|
| Прочитайте предложения. Что их объединяет? Помните ли вы, как называются такие предложения (пословицы). |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Технологическая карта урока русского языка в 5 "В" классе по теме "Сложные слова"
Технологическая карта урока русского языка в 5 «в» классе.Учитель : Милютина Ольга НиколаевнаТема: «Сложные слова»Цели урока:1. Образовательные: познакомить учащихс...
Технологическая карта урока русского языка "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"
Урок открытия нового знания....
Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение" (вводный урок)
Урок русского языка (5 класс)....
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме Лексическое значение слова
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме Лексическое значение слова...
Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс
Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия для усвоения учебного материала, развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...
Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)"
Технологическая карта урока русского языка Тема: Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)Класс: 5 Цели: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и вы...