Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Ельчанинова Светлана Николаевна

Урок освоения новых знаний и умений. Главная цель: овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Ключевые слова: лексика, лексикология, лексическое значение, толковый словарь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика 

Ельчанинова Светлана Николаевна

Место работы

КОУ ВО «Горожанский казачий кадетский корпус»

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

5

Место урока (по тематическому планированию ФРП)

Система языка. Лексикология — урок 58

Тема урока 

Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

 урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (по ФРП):

Личностные:  осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- воспитание чувства гордости за своё Отечество, его историю, развитие мотивов учебной деятельности, формирование
личностного смысла учения, навыков сотрудничества со взрослыми и 
сверстниками в различных социальных ситуациях, умения
находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные: коммуникативные: учатся формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; инициативно сотрудничать в парах; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Основные понятия: лексика, лексикология, лексическое значение

Используемые технологии: педагогики сотрудничества, игровая деятельность, критическое мышление, здоровьесберегающая технология.

Ключевые слова: лексика, лексикология, лексическое значение, толковый словарь

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Урок – открытия новых знаний, формирование представления о способах определения лексического значения слова, развитие умения работать с толковым словарём, применение знаний на практике; урок составлен по учебнику ‌‌​Русский язык: 5-й класс: учебник: в 2 частях, 5 класс/ Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 2023г.

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, толковые словари, смайлики, карточки, кроссворд, учебник, письменные принадлежности. Электронные образовательные ресурсы: https://youtu.be/yUW0D9TpGgs

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Формы организации учебной деятельности на данном этапе урока: фронтальная и парная

- Ребята, внимательно посмотрите на доску. Здесь записаны высказывания.
-
Что нам нужно сделать, чтобы понять их смысл? (Правильно, правильно вставить буквы)

- А каким правилом будем руководствоваться?
С..деньем г..р..да не берут.
Под л..жачий кам..нь в..да не т..чёт.
- Как называются эти высказывания?
-Пословицы.
-
Давайте подумаем, что обозначает каждая из этих пословиц?
- Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.
- Правильно, сегодня на уроке вы тоже будьте внимательны, старайтесь, и итог урока будет зависеть от вас. А сейчас спишите пословицы в тетрадь и вставьте пропущенные орфограммы.

Далее предложено провести взаимопроверку

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

На доске предложение:
«Рыжая белка скачет по высокой сосне».
- Распределите слова по группам.
- Оцените работу соседа по парте.
- По каким признакам распределяли слова? (На доске: рыжая – высокой; белка – сосне).
-Что нужно знать, чтобы понять смысл предложения?
А сейчас поднимите свои карандаши, пенал, линейку  
Почему, когда я попросила поднять тетради, вы подняли карандаши, а не ручки?
Что нужно знать, чтобы не ошибиться?
(Лексическое значение слова).
- Как думаете, какова тема урока?
(Какой термин есть для определения смысла, значения слов?)
-Откроем тетради и запишем число и тему урока.
- Какова главная цель урока?
- Какова задача урока?
- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд. (Ключевое слово- «лексика»).
- Что такое лексика? (Чтение определения в учебнике).
- С какими новыми понятиями познакомились в статье учебника?
Что такое лексическое значение слова?

_ Чтобы узнать лексическое значение слова, куда мы можем обратиться? (толковый словарь)

(Знакомство со статьей стр.137)

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься 

Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова», научиться определять лексическое и грамматическое значение слова.

Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.

Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение, научимся пользоваться толковым словарем.

Открытие нового знания

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалами (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

- С чего же начать «открытие нового знания»?

(На доске спроектированы слова: арена, гордость, кабинет, лелеять)
- Объясните лексическое значение слов, указанных на доске. Эту работу осуществите в парах. Чем будете руководствоваться?
Выступает каждая группа.
- Оцените свою работу.
- Определите лексическое значение слов авеню, таймер, интерьер ?
- Какие трудности возникли? (Это слова, пришедшие к нам из других языков).
- Нужно ли нам знать лексическое значение слов? Что нам это даёт?
Работа со словарем: упр.268
Работа с карточками: «Закончи предложение»:
словарный состав языка называется... (лексика)
словарный состав языка изучает наука...(.лексикология)

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд. (Ключевое слово- «лексика»).
- Давайте познакомимся

Фронтальный опрос

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда) /Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; проведение коррекции. Выполняют задания самостоятельно, при проверке оценивают друг друга.(по 5-ти балльной шкале)
Что такое лексическое значение слова? (На доске спроектированы слова: мир, друг, книга,уважение,сострадание)
- Объясните лексическое значение слов, указанных на доске. Работаете в парах.
- Проанализируйте работу другой пары, дополните её, исправьте ошибки.
Выступает каждая группа.
- Оцените свою работу.
- Дайте лексическое значение слов смартфон, веб-страница, интерьер ?
- Какие трудности возникли?
-Это слова, пришедшие к нам из других языков.
- Нужно ли нам знать лексическое значение слов? Что нам это даёт? Выступление каждой группы.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Работа в парах
Задание: прочитать текст, найти незнакомые слова, открыть толковый словарь и найти лексическое значение в нем, составить предложение с данным словом (распределить по карточкам, работа в парах)
(В это время 2 ученика выполняют индивидуальное задание – работа с толковым словарём, раскрыть значение слова БАКЕН)

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Проведём игру «Угадай слово». (Зачитывают лексическое значение слова, учащиеся узнают его).

  1.  Герой русских былин, совершающий воинские подвиги (БОГАТЫРЬ)
  2.  Человек, который любит свое отечество, предан своему народу, Родине (ПАТРИОТ)
  3.  Старый, опытный воин, участник многих боев; или заслуженный работник, деятель в какой-либо области (ВЕТЕРАН)

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Определите, какое слово в указанном предложении употребляется в значении «жили, помещались» (мультимедийная доска):

Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами.

Давайте попробуем определить стилистическую принадлежность этих слов

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Приём «Лигвистическая сказка»

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Прочитайте предложения. Что их объединяет? Помните ли вы, как называются такие предложения (пословицы).
Из пословицы слов не выкин…шь.
Правды не спряч…шь.
Разговором сыт не буд…шь, если хлеба не добуд…шь.
Ласковым словом и камень растоп…шь.

Запишите пословицу, которую можно было бы взять эпиграфом к сегодняшнему уроку. Определите вид орфограммы. Объясните вставленные буквы, назовите морфемы, графически обозначьте. Составьте связный текст с одной из пословиц.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Работа с карточками: «Закончи предложение» (индивидуальная работа):
словарный состав языка называется... (лексика)
словарный состав языка изучает наука...(.лексикология)
- лексическое значение слова – это…

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Молодцы ребята!

Вы справились с заданьями

И блеснули знаньями

А волшебный ключ к ученью:

Упорство и терпенье,

Чтобы всё вам не забыть,

Лучше вспомнить, повторить.

Повторенье – мать ученья, так уж говориться,

И для усвоения лучше повториться.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Чему вы сегодня научились?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке (слайд на интерактивной доске).
1.На уроке я работал активно/пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен/недоволен
3.Урок для меня показался коротким/длинным
4.За урок я не устал/устал
5.Мое настроение стало лучше/ стало хуже
6.Материал урока мне был понятен/ не понятен.
Работу класса
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Домашнее задание: Упр. 275. Прочитайте задание.
-Что вам предстоит сделать?
Всем спасибо за урок. До свидания.

Учебные задания для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы

Формирование разных видов запланированных результатов обучения


Задания к учебному занятию «Указательные местоимения»


Учащиеся сумели:


1. Формирование базовых 
логических  действий


Дети отвечают а вопрос.
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд. (Ключевое слово- «лексика»).
Обсуждение результатов работы.
Сопоставление на слайде и материалом учебника.
Устное высказывание
- Что такое лексика?


- выявить существенные признаки объекта;

-охарактеризовать существенные признаки объекта;

- сделать вывод на основе умозаключений.


2. Формирование базовых  
исследовательских  действий

Работа в парах.
Задание: прочитать текст, найти незнакомые слова, открыть толковый словарь и найти лексическое значение в вашем словарике, составить предложение с данным словом (распределить по карточкам, работа в парах)

(В это время 2 ученика выполняют индивидуальное задание – работа с толковым словарём, раскрыть значение слова БИБЛИОТЕКА)


- провести несложные исследовательские действия по установлению особенностей объекта изучения;

- сформулировать выводы по результатам проведенного исследования.


3. Формирование 
умения общаться

Прочитайте предложения. Что их объединяет? Помните ли вы, как называются такие предложения (пословицы).
Из пословицы слов не выкин…шь.
Правды не спряч…шь.
Разговором сыт не буд…шь, если хлеба не добуд…шь.
Ласковым словом и камень растоп…шь.
Запишите пословицу, которую можно было бы взять эпиграфом к сегодняшнему уроку.
Составьте связный текст с одной из пословиц.


- сопоставить свои суждения с суждениями других участников;

- публично представить результаты своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 5 "В" классе по теме "Сложные слова"

Технологическая карта урока русского языка в 5 «в» классе.Учитель : Милютина Ольга НиколаевнаТема: «Сложные слова»Цели урока:1.     Образовательные:  познакомить  учащихс...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме Лексическое значение слова

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме Лексическое значение слова...

Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс

Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия  для усвоения учебного материала,  развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...

Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)"

Технологическая карта урока русского языка Тема:  Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)Класс: 5 Цели: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и вы...