Методическая разработка. Морфологические нормы. Трудности в определении рода имен существительных
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Вихарева Татьяна Сергеевна

Комбинированный урок, цель которого выявить закономерности в определении рода имен существительных в трудных случаях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._trudnosti_v_opredelenii_roda_imen_sushch.docx133.48 КБ

Предварительный просмотр:

СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»

План проведения учебного занятия

Дата проведения «21» ноября 2024   г.

ФИО преподавателя:

Вихарева Татьяна Сергеевна

Группа:

3-11МР

Специальность /профессия:

23.01.17 «Мастер по ремонту»

Учебная дисциплина / ПМ, МДК:

Русский язык

Раздел, тема программы:

Тема 2.3. Имя существительное как часть речи

Номер занятия в соответствии с КТП:

№ 19

Тема занятия по КТП:

Морфологические нормы. Трудности в определении рода имен существительных

Тип занятия:

комбинированный


Цель и задачи занятия

Цель занятия: выявить закономерности в определении рода имен существительных в трудных случаях.

Задачи:

Учебные:

- формировать навыки коммуникативной компетентности;

- формировать навыки правильного образования и употребления грамматических форм имен существительных;

- формировать навыки орфоэпических норм.

Воспитательные: создать условия для воспитания

- уважительного отношения к родному языку;

- коммуникативной личности;

Развивающие: создать условия для развития

-мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);

- способности четко формулировать свои мысли;

- рефлексивной деятельности.

Средства обучения:

оборудование: мультимедийный проектор, телефоны студентов с выходом в интернет.

информационные источники: презентация, подготовленная преподавателем, задание, разработанное преподавателем на площадке learningapps.org.

Дидактические единицы:

Род как грамматическая категория, несклоняемые имена существительные, аббревиатура.

Формы и методы контроля:

Текущий контроль хода выполнения практического задания (взаимопроверка, осуществление контроля знаний с помощью компьютерных программ), ответов на вопросы в ходе занятия.

Организация пространства: 

Фронтальная работа, парная работа, индивидуальная работа.


Структура занятия, последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам:

1. Организационный этап.

1 – 2 минуты.

2. Вводный этап.

- Сообщение темы.

- Актуализация знаний.

- Мотивация.

- Сообщение цели занятия.

7 минут

3. Основной этап.

Выполнение практического задания.

Анализ полученных в ходе выполнения задания данных.

Организация беседы.

Закрепление пройденного материала.

30 минут

4. Заключительный этап.

Выдача задания для внеаудиторной самостоятельной работы.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия учебной деятельности.

7 минут.

Ход занятия

Этап занятия

Время

Цель этапа

Методы обучения

Что делает преподаватель

Что делают студенты

Организационный этап

Организационный этап

1 мин.

Организует внимание и готовность студентов к уроку.

Словесный метод

Предъявляет единые педагогические требования: приветствует.

Отвечают на приветствие.

Психологическая установка на восприятие материала урока.

Организует внимание и готовность студентов к уроку.

Готовятся к восприятию урока.

Вводный этап

 

Актуализация знаний

7 мин.

Актуализация опорных знаний, которые помогут в восприятии нового материала.

Словесный метод

Организует орфоэпическую разминку, поясняет лексические значения слов, исправляет орфоэпические ошибки.

Записывают слова, расставляют ударения.

Задает вопросы, подводящие к теме урока.

Отвечают на вопросы.

Сообщение темы

Подготовка к основному этапу урока.

Называет тему.

Записывают тему урока.

Сообщение цели занятия. Мотивация

Обеспечение возникновения у студентов желания разобраться в предложенной теме.

Называет цель.

Осознают тему и цель урока как проблему.

Основной этап

Выполнение практических задания.

30 мин.

Подведение студентов к обнаружению и выявлению основных закономерностей при определении рода имен существительных в трудных случаях.

Практический метод

Предлагает выполнить практические задания, организует беседу, корректирует ответы студентов.

Выполняют практические задания (согласование со словом «тюль», несклоняемыми имена существительными,

анализируют языковые явления (аббревиатуры), делают выводы.

Эвристический метод

Словесный метод

Организует взаимопроверку, корректирует ответы.

Проверяют работы друг друга, исправляют ошибки.

Практический метод

Предлагает выполнить работу в  программе learningapps,

Выполняют задание в Гугл-классе.

Анализ полученных в ходе выполнения заданий данных.

Наглядный метод: полученная в результате выполнения практического задания таблица

Просит проанализировать полученные в результате выполнения задания данные.

Анализируют данные в таблице, полученной в результате работы в программе learningapps, делают выводы.

Словесный метод

Выслушивает ответы студентов, корректируют формулировки.

Озвучивают прослеживающиеся закономерности.

Закрепление пройденного материала.

Словесный метод

Подытоживает урок: просит соотнести цель и результат урока.

Соотносят, озвучивают.

Заключительный этап

Выдача домашнего задания

7 мин.

Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания

Словесный метод: объяснение

Разъясняет домашнее задание.

Осмысляют содержание и способы выполнения домашнего задания.

Подведение итогов занятия

Оценка работы студентов на уроке

Словесный метод

Оценивает работу студентов на уроке

Участвуют в подведении итогов

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели урока.

Практический метод: отвечают на вопросы

Дает ссылку на вопросы по рефлексии в Гугл-форме https://forms.gle/QwaXMFx1RQLeVEQ9A

Анализируют свою деятельность на уроке. Отвечают на вопросе в Гугл-форме

Мотивация

Формирование у студентов ориентации на успех.

Словесный метод

Поощрение студентов в процессе достижения ими поставленной цели.

Самокоррекция и Самоактуализация.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Ссылка на задание, выложенное в Гугл-классе, https://learningapps.org/display?v=pycpudfec24

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

  Домашняя работа по теме «Род у несклоняемых имен существительных»

Записать текст в тетради, добавив окончания.

Шумн… многолюдн… Осло. На главн… авеню – уютн… кафе под названием «Розов… фламинго».За столиком у стены, где висит изящн… бра, сидит юн… леди и лохмат… хиппи. На леди свободн… кимоно, на хиппи – потертые джинсы, свитер и грязноват… кашне. Обе жуют бутерброды с аппетитн… салями и салат из свеж… кольраби. Перед леди стоит крепк… черн… кофе и абрикосов… суфле, пред хиппи – не менее крепк… виски.


ПРИЛОЖЕНИЕ В

ВОПРОСЫ НА РЕФЛЕКСИЮ В КОНЦЕ ЗАНЯТИЯ

(Студенты переходят по ссылке https://forms.gle/QwaXMFx1RQLeVEQ9A 

и отвечают на вопросы в Гугл-форме)

  1. Напишите свои фамилию, имя, группу

__________________________________________________________________________

  1. Оцените свое состояние, выберите степень заинтересованности по 10-балльной шкале: 0 скучно, 10 – интересно.  Поставьте цифру_________________

  1. Подчеркните выражение, соответствующее Вашему восприятию материала занятия: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон, валял дурака, другое.

Если другое, напишите, что именно____________________________________________

  1. Звучали ли на уроке слова, род которых Вас удивил?

                                  Да                   Нет    

  1. Какие виды заданий на занятии понравились больше всего?
  • Орфоэпическая разминка
  • Участие в беседе в попытке предположить, как определить род у несклоняемых имен существительных
  • Слушание преподавателя
  • Работа с предложениями, где нужно было дописать окончания
  • Взаимопроверка
  • Выполнение задания в learningapps.org
  • Проведение рефлексии (анкетирование)

  1. Принимали ли Вы участие в беседе: часто/редко/мысленно/только слушал/не принимал (нужное подчеркните).

  1. Легко ли Вам было выполнять предложенные преподавателем задания?

                                      Да                   Нет    

  1. Остались ли у Вас вопросы по пройденному материалу?

                                      Да                   Нет  

Если да, то какие?

_____________________________________________________________________________

  1. Мешало ли Вам присутствие гостей на уроке?

                                     Да                   Нет  

Спасибо за ответы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: "Определение рода имен существительных"

Урок русского языка "Определение рода имен существительных" является обобщающим в системе уроков, посвещенных данной теме. На уроке использовано ИКТ, здоровьесберегающие и игровые технологии....

План-конспект урока . Определение рода имён существительных.

"Определение рода имён существительных" 5 класс коррекионной школы 8 вида....

Три рода имен существительных

Ццель: Научить учащихся определять род имен существительных. Задачи: Образовательные: - Расширить знания учащихся о существительных; познакомить с алгоритмом определения рода в русском языке; формир...

методическая разработка урока по русскому языку "Загадки грамматического рода имен существительных"

технологическая карта урока  по ФГОС с применением технологии проблемного обучения...

Статья по РКИ (русский язык как иностранный) на тему: "Система упражнений, направленных на формирование у иностранных учащихся навыков определения рода имён существительных".

В статье рассматриваются проблемы, связанные с разработкой системы упражнений, направленных на обучение иностранных учащихся русской категории рода. Высказывается предположение о том, что типология уп...

Зависимость рода имен прилагательных от рода имен существительных

Зависимость рода имен прилагательных от рода имен существительных...