Методическая разработка. Морфологические нормы. Трудности в определении рода имен существительных
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Комбинированный урок, цель которого выявить закономерности в определении рода имен существительных в трудных случаях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._trudnosti_v_opredelenii_roda_imen_sushch.docx | 133.48 КБ |
Предварительный просмотр:
СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»
План проведения учебного занятия
Дата проведения «21» ноября 2024 г.
ФИО преподавателя: | Вихарева Татьяна Сергеевна |
Группа: | 3-11МР |
Специальность /профессия: | 23.01.17 «Мастер по ремонту» |
Учебная дисциплина / ПМ, МДК: | Русский язык |
Раздел, тема программы: | Тема 2.3. Имя существительное как часть речи |
Номер занятия в соответствии с КТП: | № 19 |
Тема занятия по КТП: | Морфологические нормы. Трудности в определении рода имен существительных |
Тип занятия: | комбинированный |
Цель и задачи занятия
Цель занятия: выявить закономерности в определении рода имен существительных в трудных случаях.
Задачи:
Учебные:
- формировать навыки коммуникативной компетентности;
- формировать навыки правильного образования и употребления грамматических форм имен существительных;
- формировать навыки орфоэпических норм.
Воспитательные: создать условия для воспитания
- уважительного отношения к родному языку;
- коммуникативной личности;
Развивающие: создать условия для развития
-мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);
- способности четко формулировать свои мысли;
- рефлексивной деятельности.
Средства обучения:
оборудование: мультимедийный проектор, телефоны студентов с выходом в интернет.
информационные источники: презентация, подготовленная преподавателем, задание, разработанное преподавателем на площадке learningapps.org.
Дидактические единицы:
Род как грамматическая категория, несклоняемые имена существительные, аббревиатура.
Формы и методы контроля:
Текущий контроль хода выполнения практического задания (взаимопроверка, осуществление контроля знаний с помощью компьютерных программ), ответов на вопросы в ходе занятия.
Организация пространства:
Фронтальная работа, парная работа, индивидуальная работа.
Структура занятия, последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам:
1. Организационный этап.
1 – 2 минуты.
2. Вводный этап.
- Сообщение темы.
- Актуализация знаний.
- Мотивация.
- Сообщение цели занятия.
7 минут
3. Основной этап.
Выполнение практического задания.
Анализ полученных в ходе выполнения задания данных.
Организация беседы.
Закрепление пройденного материала.
30 минут
4. Заключительный этап.
Выдача задания для внеаудиторной самостоятельной работы.
Подведение итогов занятия.
Рефлексия учебной деятельности.
7 минут.
Ход занятия
Этап занятия | Время | Цель этапа | Методы обучения | Что делает преподаватель | Что делают студенты |
Организационный этап | |||||
Организационный этап | 1 мин. | Организует внимание и готовность студентов к уроку. | Словесный метод | Предъявляет единые педагогические требования: приветствует. | Отвечают на приветствие. |
Психологическая установка на восприятие материала урока. | Организует внимание и готовность студентов к уроку. | Готовятся к восприятию урока. | |||
Вводный этап | |||||
Актуализация знаний | 7 мин. | Актуализация опорных знаний, которые помогут в восприятии нового материала. | Словесный метод | Организует орфоэпическую разминку, поясняет лексические значения слов, исправляет орфоэпические ошибки. | Записывают слова, расставляют ударения. |
Задает вопросы, подводящие к теме урока. | Отвечают на вопросы. | ||||
Сообщение темы | Подготовка к основному этапу урока. | Называет тему. | Записывают тему урока. | ||
Сообщение цели занятия. Мотивация | Обеспечение возникновения у студентов желания разобраться в предложенной теме. | Называет цель. | Осознают тему и цель урока как проблему. | ||
Основной этап | |||||
Выполнение практических задания. | 30 мин. | Подведение студентов к обнаружению и выявлению основных закономерностей при определении рода имен существительных в трудных случаях. | Практический метод | Предлагает выполнить практические задания, организует беседу, корректирует ответы студентов. | Выполняют практические задания (согласование со словом «тюль», несклоняемыми имена существительными, анализируют языковые явления (аббревиатуры), делают выводы. |
Эвристический метод | |||||
Словесный метод | Организует взаимопроверку, корректирует ответы. | Проверяют работы друг друга, исправляют ошибки. | |||
Практический метод | Предлагает выполнить работу в программе learningapps, | Выполняют задание в Гугл-классе. | |||
Анализ полученных в ходе выполнения заданий данных. | Наглядный метод: полученная в результате выполнения практического задания таблица | Просит проанализировать полученные в результате выполнения задания данные. | Анализируют данные в таблице, полученной в результате работы в программе learningapps, делают выводы. | ||
Словесный метод | Выслушивает ответы студентов, корректируют формулировки. | Озвучивают прослеживающиеся закономерности. | |||
Закрепление пройденного материала. | Словесный метод | Подытоживает урок: просит соотнести цель и результат урока. | Соотносят, озвучивают. | ||
Заключительный этап | |||||
Выдача домашнего задания | 7 мин. | Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания | Словесный метод: объяснение | Разъясняет домашнее задание. | Осмысляют содержание и способы выполнения домашнего задания. |
Подведение итогов занятия | Оценка работы студентов на уроке | Словесный метод | Оценивает работу студентов на уроке | Участвуют в подведении итогов | |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели урока. | Практический метод: отвечают на вопросы | Дает ссылку на вопросы по рефлексии в Гугл-форме https://forms.gle/QwaXMFx1RQLeVEQ9A | Анализируют свою деятельность на уроке. Отвечают на вопросе в Гугл-форме | |
Мотивация | Формирование у студентов ориентации на успех. | Словесный метод | Поощрение студентов в процессе достижения ими поставленной цели. | Самокоррекция и Самоактуализация. |
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Ссылка на задание, выложенное в Гугл-классе, https://learningapps.org/display?v=pycpudfec24
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Домашняя работа по теме «Род у несклоняемых имен существительных»
Записать текст в тетради, добавив окончания.
Шумн… многолюдн… Осло. На главн… авеню – уютн… кафе под названием «Розов… фламинго».За столиком у стены, где висит изящн… бра, сидит юн… леди и лохмат… хиппи. На леди свободн… кимоно, на хиппи – потертые джинсы, свитер и грязноват… кашне. Обе жуют бутерброды с аппетитн… салями и салат из свеж… кольраби. Перед леди стоит крепк… черн… кофе и абрикосов… суфле, пред хиппи – не менее крепк… виски.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ВОПРОСЫ НА РЕФЛЕКСИЮ В КОНЦЕ ЗАНЯТИЯ
(Студенты переходят по ссылке https://forms.gle/QwaXMFx1RQLeVEQ9A
и отвечают на вопросы в Гугл-форме)
- Напишите свои фамилию, имя, группу
__________________________________________________________________________
- Оцените свое состояние, выберите степень заинтересованности по 10-балльной шкале: 0 скучно, 10 – интересно. Поставьте цифру_________________
- Подчеркните выражение, соответствующее Вашему восприятию материала занятия: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон, валял дурака, другое.
Если другое, напишите, что именно____________________________________________
- Звучали ли на уроке слова, род которых Вас удивил?
Да Нет
- Какие виды заданий на занятии понравились больше всего?
- Орфоэпическая разминка
- Участие в беседе в попытке предположить, как определить род у несклоняемых имен существительных
- Слушание преподавателя
- Работа с предложениями, где нужно было дописать окончания
- Взаимопроверка
- Выполнение задания в learningapps.org
- Проведение рефлексии (анкетирование)
- Принимали ли Вы участие в беседе: часто/редко/мысленно/только слушал/не принимал (нужное подчеркните).
- Легко ли Вам было выполнять предложенные преподавателем задания?
Да Нет
- Остались ли у Вас вопросы по пройденному материалу?
Да Нет
Если да, то какие?
_____________________________________________________________________________
- Мешало ли Вам присутствие гостей на уроке?
Да Нет
Спасибо за ответы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему: "Определение рода имен существительных"
Урок русского языка "Определение рода имен существительных" является обобщающим в системе уроков, посвещенных данной теме. На уроке использовано ИКТ, здоровьесберегающие и игровые технологии....
План-конспект урока . Определение рода имён существительных.
"Определение рода имён существительных" 5 класс коррекионной школы 8 вида....
Конспект урока Тема: «Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного»
Для учащихся 3 класса...
Три рода имен существительных
Ццель: Научить учащихся определять род имен существительных. Задачи: Образовательные: - Расширить знания учащихся о существительных; познакомить с алгоритмом определения рода в русском языке; формир...
методическая разработка урока по русскому языку "Загадки грамматического рода имен существительных"
технологическая карта урока по ФГОС с применением технологии проблемного обучения...
Статья по РКИ (русский язык как иностранный) на тему: "Система упражнений, направленных на формирование у иностранных учащихся навыков определения рода имён существительных".
В статье рассматриваются проблемы, связанные с разработкой системы упражнений, направленных на обучение иностранных учащихся русской категории рода. Высказывается предположение о том, что типология уп...
Зависимость рода имен прилагательных от рода имен существительных
Зависимость рода имен прилагательных от рода имен существительных...