Статья по РКИ (русский язык как иностранный) на тему: "Система упражнений, направленных на формирование у иностранных учащихся навыков определения рода имён существительных".
статья
В статье рассматриваются проблемы, связанные с разработкой системы упражнений, направленных на обучение иностранных учащихся русской категории рода. Высказывается предположение о том, что типология упражнений, предложенная в нашей работе, может быть организованна по этапам: 1 – наблюдательный, 2 – формирование грамматических речевых навыков, 3 – развитие креативных умений. Таким образом, предлагаемый подход при обучении иностранных учащихся поможет нам сформировать родовую принадлежность имён существительных.
Ключевые слова: система упражнений, род существительных, лексические единицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rumyantseva_statya_po_rki_sistema_uprazhneniy.docx | 38.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.В. Румянцева, учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 547 Красносельского района
г. Санкт-Петербурга
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НАВЫКОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РОДА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
В статье рассматриваются проблемы, связанные с разработкой системы упражнений, направленных на обучение иностранных учащихся русской категории рода. Высказывается предположение о том, что типология упражнений, предложенная в нашей работе, может быть организованна по этапам: 1 – наблюдательный, 2 – формирование грамматических речевых навыков, 3 – развитие креативных умений. Таким образом, предлагаемый подход при обучении иностранных учащихся поможет нам сформировать родовую принадлежность имён существительных.
Ключевые слова: система упражнений, род существительных, лексические единицы.
Проблема создания системы упражнений является одной из центральных проблем обучения иностранному языку.
В методической литературе существуют универсальные требования, предъявляемые к принципам разрабатываемых упражнений: 1) отбор языкового материала и определение степени его трудности; 2) определение типов и видов упражнений в зависимости от языкового материала и специфики развиваемых навыков и умений; 3) выбор наиболее эффективных видов работы в соответствии с методической задачей, которая ставится при выполнении упражнений; 4) распределение упражнений по этапам формирования навыков (Бердичевский, 2011; Бородулина и др., 1982; Московкин, 2006; Пассов, 2005; Шатилов, 1986; Щукин, 2003).
Лексические и грамматические единицы для упражнений были отобраны нами из текстов и практических заданий учебников, используемых в качестве обязательных на начальном этапе обучения, а затем подвергнуты соответственно лингвометодическому описанию.
Наша методическая система учитывает основные грамматические различия (род существительных), существующие в русской и иностранной аудитории. Оказалось, что у иностранных учащихся недостаточно развиты умения при изучении одной из основных тем курса грамматики РКИ – категории рода имён существительных.
Таким образом, правильная сформированная система упражнений позволяет добиться успехов в обучении русскому языку на начальном этапе в кратчайшие сроки.
I этап наблюдательный, где необходимо осмыслить грамматическое явление, уяснить его содержание, форму и употребление. Необходимо создавать условия для показа изучаемой формы и конструкции как динамической единицы, играющей вполне определённую функционально-коммуникативную роль в общении. Этому этапу соответствуют языковые упражнения, ориентированные на осознание и обеспечивающие первичное закрепление формальных признаков при определении рода существительных.
Упражнения на наблюдение, анализ и осмысление языковых единиц
Данные языковые упражнения необходимо включить в работу на начальном этапе обучения (например: Почему подчёркнутое слово является лишним в рядах слов? и др.).
Начальный этап изучения РКИ должен иметь системный характер работы над грамматическим материалом, что заключается в строгом ограничении набора языковых единиц. Такое ограничение материала позволяет учитывать коммуникативную значимость языковых явлений и предполагает возможность обобщения полученных знаний [2, с. 125].
Организация языкового материала требует соблюдения дидактического принципа систематичности и последовательности, который конкретизируется в четырёх правилах: от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому. При этом каждое новое языковое понятие будет включаться в систему уже сформированных у учащегося понятий, логически связываться с ними, последующее будет опираться на предыдущее, готовить к усвоению нового [1, с. 69]. Такое введение материала означает, что грамматический минимум – обязательная, но не конечная цель в изучении и обучении РКИ. Предложив учащимся примеры для наблюдения, преподаватель помогает им сделать необходимые выводы [2, с. 126].
Правило-инструкция должно сопровождаться речевым образцом, на основе которого учащиеся смогут строить аналогичные высказывания [2, с. 70]. Например: Используя знакомые слова, замените существительные местоимениями. Образец: дом – он, книга – она, окно – оно.
Введение грамматического материала с помощью предметно-изобразительной наглядности – также чрезвычайно эффективный способ презентации грамматики. Преподаватель должен стремиться при объяснении нового материала максимально использовать различного рода рисунки, схемы, таблицы, дать возможность учащимся самим с ними манипулировать, т.е. помочь формированию у учащихся внутренних умственных действий через необходимый этап внешних материальных действий [2, с. 71].
Именно реализация принципов языковой системности и сознательности обеспечивает качество результатов обучения – соответствие речи иностранных учащихся нормам русского языка, прочность усвоения учебного материала [1, c. 70].
II этап формирования грамматических речевых навыков, где происходит тренировка грамматического материала и формирование грамматических речевых навыков. Формирование речевого грамматического навыка предполагает развитие навыка относительно точного воспроизведения изученного явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и развитие его гибкости за счёт варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. Обучение грамматической стороне устной речи, связанное с формированием соответствующих автоматизмов, эффективно осуществляется через следующие тренировочные упражнения: имитационные, подстановочные, трансформационные, репродуктивно-продуцируемые.
Такие упражнения очень тесно соприкасаются с теми упражнениями, которые обладают ярко выраженной речевой направленностью: закрепляя операции, протекающие в речи, они готовят учащихся к совершению речевой деятельности.
- Имитационные упражнения, в которых отрабатывается автоматизация навыков использования грамматической формы. Их выполнение предусматривает многократное повторение готовых образцов.
Наиболее распространённым видом имитационных упражнений являются вопросно-ответные задания, которые обеспечивают подражание без изменения грамматической формы (например: Дайте утвердительный ответ на вопрос, используя слова для справок. Обратите внимание, что от рода зависит окончание существительных в винительном падеже и др.).
- Подстановочные упражнения, где учащийся подставляет лексические единицы в заданную структуру. Выполнение таких заданий предусматривает изменение формы слова либо структуры предложения в целом. Подстановочные упражнения широко используются для формирования навыка и образования речевых автоматизмов (например: Запишите полученные предложения и задайте уточняющий вопрос. Запомните, что в словосочетании прил.+сущ. от рода существительного зависит форма прилагательного).
3. Трансформационные упражнения предполагают комбинирование, замену, сокращение или расширение заданных речевых образцов, когда учащийся изменяет структуру, порядок слов или грамматические формы заданного материала в соответствии с речевым заданием и ситуацией (например: Образуйте синонимические конструкции. В словосочетании следите за формой имени прилагательного, которая зависит от рода существительного).
4. Репродуктивно-продуцируемые упражнения, в которых при выполнении учащиеся сами продуцируют высказывание с использованием тренируемой формы (например: Замените существительные местоимениями. Обратите внимание, что существительные мужского рода заменяются местоимением он, женского – она, среднего – оно).
Итак, предречевые упражнения обеспечивают поэтапное формирование грамматических навыков с одновременным формированием умений устной речи. При этом каждое отдельное упражнение содержит материал, который входит в последующее упражнение как автоматизированная структура.
III этап развития креативных умений, где осуществляется окончательное оформление лексико-грамматических речевых умений и навыков говорения у иностранных учащихся. Упражнения этого этапа должны иметь, прежде всего, коммуникативную значимость. Речевые упражнения связаны с формированием, развитием и совершенствованием умений осуществлять речевые поступки в условиях, приближенных к реальным.
Мотивационно-ситуативные упражнения основаны на изучении ситуаций общения учащихся. Основная задача их – развитие умений устного общения в условиях, разработанных специально на основе выявленных и практически ежедневно наблюдаемых ситуаций. После выявления таких ситуаций, мы смогли выделить и специальные упражнения по обучению навыкам определения рода в устном общении внутри общей системы упражнений на формирование навыков определения рода существительных (например: Работайте в парах. Вы беседуете с другом. Он был в больнице. Поинтересуйтесь, что лечил врач? Возразите, используя слова для справок. Следите за интонацией).
Таким образом, предлагаемый подход при обучении иностранных учащихся поможет нам сформировать родовую принадлежность имён существительных.
Список литературы
- Капитонова Т.И., Московкин Л.В. Методика обучения русскому языку как иностранному. СПб.: Златоуст, 2006. 272 с.
- Методика обучения русскому языку как иностранному/ Московкин Л.В., Харченкова Л.И. и др. СПб., 2010. 219 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему: "Определение рода имен существительных"
Урок русского языка "Определение рода имен существительных" является обобщающим в системе уроков, посвещенных данной теме. На уроке использовано ИКТ, здоровьесберегающие и игровые технологии....
Специальные упражнения, направленные на формирование коммуникативной компетенции учащихся при подготовке к ГИА
Деятельностные способности формируются у школьников лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новое знание, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.Как развить в детях чувств...
Конспект открытого занятия по теме:"Формирование понятия "категория рода имён существительных" в русском языке у детей-билингвов"
Занятие для учащихся 3-4-х классов с двуязычием....
План-конспект урока . Определение рода имён существительных.
"Определение рода имён существительных" 5 класс коррекионной школы 8 вида....
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...
Дополнительный комплекс упражнений, направленный на формирование навыков аудирования к УМК Ю. А. Комаровой «Brilliant English» для 11 класса
Дополнительный комплекс упражнений, направленный на формирование навыков аудирования к УМК Ю. А. Комаровой «Brilliant English» для 11 класса...
Трудные случаи определения рода имён существительных (задание 7 ЕГЭ)
В задании 7 на ЕГЭ по русскому языку проверяется знание морфологических норм и умение находить ошибки в образовании форм слов. В этой статье разберём нормы употребления имён существительных (трудные ...