Урок русского языка на тему: "Определение рода имен существительных"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Осиповская Ольга Евгеньевна

Урок русского языка "Определение рода имен существительных" является обобщающим в системе уроков, посвещенных данной теме. На уроке использовано ИКТ, здоровьесберегающие и игровые технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей

Серпуховская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида Московской области

Урок

русского языка

 в 5 классе

на тему: «Определение

рода имен существительных»

Учитель: Осиповская О. Е.

Тема: «Определение рода имен существительных»

Цели:

образовательная: закрепить и обобщить знания и умение определять род имен существительных;

коррекционная: способствовать развитию связной речи, мышления, памяти;

воспитательная: воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:  карточки с текстом, карточки с таблицей для заполнения,

медиапроектор, экран.

Ход урока

Этапы

Содержание

Примечание

1. Орг. момент



















































2. Орфогр.

пятиминут-ка













































3. Сообщение темы урока









4. Повторе-ние


















Зрител.

гимнастика














































































Физ-минутка













Работа с текстом.















Итог.











Дом. задание

-Ребята, здравствуйте! Я вас очень рада всех видеть.

Начнем наш урок.

-Сядьте те, чья фамилия начинается на гласный.


- А теперь сядут те, чья фамилия начинается с согласной.



(Вдруг на экране появляется конверт, зазвенел звонок)




- Ой, ребята, нам на компьютер пришло какое-то сообщение, давайте его прочитаем.

        

Дорогие ребята!

Я предлагаю вам сегодня совершить увлекательное путешествие и отправиться  на поиски клада в удивительное место, которое находиться в океане  Имя существительное. Обладателями сокровища станут те, кто сможет с успехом преодолеть все препятствия этого путешествия.

Русский язык.


-Что такое клад?


(Что-то очень дорогое и ценное, спрятанное в потайном  месте или зарытое в земле)


-На поиски клада

Идем мы, друзья?

Вы хором и дружно

Ответьте мне:

- «ДА» !        


-Ребята, нам надо  хорошо подготовиться к путешествию. Отгадайте, какие школьные принадлежности мы возьмем в дорогу:


-Проверьте, чтобы это все было на ваших столах.

-Запишем в тетрадь число, классная работа и отправимся в путешествие.  

-Чтобы отправиться в путь, мы должны узнать место, где находится клад.


- На доске записаны   слова. Послушайте.


Ос..нь, ст..на, т..йник,  р..ка, ..кно, в..терок.


- Ребята, устно вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово.


(учитель после устного ответа ученика вставляет нужную букву)


 - Как проверить безударную гласную в корне?

- К какой части речи относятся эти слова?

-Какое слово мы называем существительным

-Запишите их в свои тетради, подчёркивая вставленные буквы карандашом.


- А теперь из первых букв этих слов составьте слово, тогда мы с вами и узнаем, куда же нам надо направляться.


 (На доске выставляется карточка с новым словарным словом)

 

Остров


- Это словарное слово, правописание которого мы должны запомнить.

-Что такое остров?

(Часть суши, со всех сторон окруженная водой)

-Отступите строчку от предыдущего задания и запишите «Словарь». Запишите новое словарное слово.



- Поработаем над новым словарным словом. Поставим ударение и подчеркнем букву, которую нужно запомнить. Разделим слово на слоги.




-Составьте предложение с новым словарным словом. Устно.

 


- Итак, выполнив задание, мы оказались с вами посреди океана «Имя существительное»  на острове, название которому «Род имен существительных».


(На экране изображение с островом, разделенным цветами на три части)

-Почему остров разделен на три части?        

(3 рода)        

        

- Какого рода могут быть имена существительные?


-Итак, мы теперь знаем, что клад находится на острове.


- Вспомните и расскажите стихотворение, которое помогает нам в определении рода имени существительного.


Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”

И запомню род мужской

И опять скажу: “Он – мой”

Средний род: “Оно – моё”

Это - правило твоё!


- На этом острове очень жарко, потому что круглый год здесь светит солнце.


-Давайте понаблюдаем за солнцем, и проведем гимнастику для глаз.


Следи за солнцем

 ( Солнышко , прикрепленное на палочку двигается

вверх – вниз;

влево – вправо;

по кругу;

описывает восьмерку)


Слово «солнце» - это существительное. Какого оно рода?

- Молодцы ребята, ну, а теперь двигаемся дальше.


- Ребята, все, кто идут искать клад, ответственно готовятся к своим путешествиям, потому что очень трудно угадать, что тебе понадобиться в дороге.


- Возьмите чемоданы, в которые сейчас положим нужные для путешествия вещи. положите перед собой карточки.

- Назовите, какие слова запишем в 1-й столбик?

-во 2-ой?

- в 3-ий?


- Я вам прочитаю загадку, а вы запишите отгадку в нужный столбик. А потом проверим.  


- Первое слово запишем вместе.

  1. Само с кулачок, красный бочок,
    Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.

            (Яблоко)




  1. Ускользает, как живое,
    Но не выпущу его я.
    Белой пеной пенится,
    Руки мыть не ленится!
    (Мыло)


  1. Он пыхтит, как паровоз,
    Важно кверху держит нос.
    Пошумит, остепенится –
    Пригласит чайку напиться.
    (Чайник)


  1. Этот дом в поход берут,
    На спине его несут.
    (Палатка)



  1. Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечерком

Он раскрасил мне альбом

(Карандаш)


  1. Над рекой она склонилась,
    Ловко-ловко исхитрилась:
    Обменяла червяка
    На большого окунька.
    (Удочка)

   

     - Проверка


        

- Подумайте, какие еще вещи нам понадобятся в пути. Добавим устно сначала слова м. р., затем – с. р., в конце –ж. р.  


- А сейчас встаньте и выйдите из-за парт.

Мы по острову идём,            (шаг на месте)

Клад никак мы не найдем.    (развели руки в стороны)

Влево, вправо посмотрели,   (поворот головы)

На места спокойно сели.        



-На острове живут разные дикие животные.  Исследуем и узнаем, какие звери живут в каждой части острова. А для этого надо определить род существительного, называющего животного.





-  Давайте запишем рассказ о нашем путешествии. У вас на карточках записан текст, ваша задача списать это текст, вставляя по смыслу пропущенные слова. Пользуйтесь словами, с которыми мы встречались во время путешествия.



На острове светит … .. По деревьям прыгает любопытная … . На лугу пасется полосатая … .  громко рычит лохматый … . Высоко поднял голову важный … .


-Прослушаем получившийся рассказ.

- А какие животные обитают в наших лесах? Назовите и определите род.



- Ребята, в благодарность за хорошую  работу обитатели острова показывают место, где спрятан клад.


- Сегодня мы с вами на уроке закрепляли умение определять род имен существительных.

- Назовите три рода имени существительного?

- Как мы определяем род имени существительного?

-С каким новым словарным словом мы познакомились на уроке?

Определите его род.


- Написать по 5 существительных каждого рода.






(Все остальные)


Слайд с изображением конверта.


Слайд с изображением письма





















На карточках зашифрованы слова:

Тетрадь

Дневник

Ручка

Карандаш











Число

Классная работа

записаны на доске












Запись слов детьми в тетради




Карточка со словом на доске

остров





Слайд с изображением острова




1 ученик – ставит ударение, подчеркивает орфограмму

2 – ставит ударение




Слайд.  Остров разделен на три части






Слайд. Появление названий родов на частях острова.









        









Вывешивается

карточка со словом «солнце» на доске.





Карточки разделены на 3 столбика ( м.р., ж. р., ср. р.)







(отгадку называет вслух один ученик, затем самостоятельно все записывают слово в нужный столбик)



































( 1 ученик – читает 1 столбик)


 


(м. р. – компас, будильник,

ж. р. – карта, кастрюля,

расческа с. р. – ведро, зеркало, покрывало )






Слайд.

Изображение животных,


Слайд.

Животные перемещаются в свою часть острова)


Слайд с изображением острова с солнцем и животными)













Слайд с изображением сундука с 5 и 4)

        

        

Приложение

Мужской

род

Средний

род

Женский

род









Мужской

род

Средний

род

Женский

род










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 5 класс

Урок обобщения по теме "Склонение имен существительных".  Работа по теме идет с опорой на понятия "положительные " и "отрицательные" качества характера человека...

Урок русского языка по теме"Род имен существительных"

Цели урока:Знать о принадлежности имени существительного к одному из трёх родов;Уметь определять род имени существительного; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами с...

Применение Smart-технологий на уроке русского языка "Путешествие по Стране имен существительных"

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...

Применение Smart-технологий на уроке русского языка "Путешествие по Стране имен существительных"

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...

Конспект урока русского языка "Путешествие в княжество Имени Существительного

Данный конспект предназначен для обобщения материала по теме "Имя существительное". Урок разработан в игровой форме....