Урок русского языка на тему: "Определение рода имен существительных"
план-конспект урока (5 класс) по теме
Урок русского языка "Определение рода имен существительных" является обобщающим в системе уроков, посвещенных данной теме. На уроке использовано ИКТ, здоровьесберегающие и игровые технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Серпуховская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида Московской области
Урок
русского языка
в 5 классе
на тему: «Определение
рода имен существительных»
Учитель: Осиповская О. Е.
Тема: «Определение рода имен существительных»
Цели:
образовательная: закрепить и обобщить знания и умение определять род имен существительных;
коррекционная: способствовать развитию связной речи, мышления, памяти;
воспитательная: воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: карточки с текстом, карточки с таблицей для заполнения,
медиапроектор, экран.
Ход урока
Этапы | Содержание | Примечание |
1. Орг. момент 2. Орфогр. пятиминут-ка 3. Сообщение темы урока 4. Повторе-ние Зрител. гимнастика Физ-минутка Работа с текстом. Итог. Дом. задание | -Ребята, здравствуйте! Я вас очень рада всех видеть. Начнем наш урок. -Сядьте те, чья фамилия начинается на гласный. - А теперь сядут те, чья фамилия начинается с согласной. (Вдруг на экране появляется конверт, зазвенел звонок) - Ой, ребята, нам на компьютер пришло какое-то сообщение, давайте его прочитаем. Дорогие ребята! Я предлагаю вам сегодня совершить увлекательное путешествие и отправиться на поиски клада в удивительное место, которое находиться в океане Имя существительное. Обладателями сокровища станут те, кто сможет с успехом преодолеть все препятствия этого путешествия. Русский язык. -Что такое клад? (Что-то очень дорогое и ценное, спрятанное в потайном месте или зарытое в земле) -На поиски клада Идем мы, друзья? Вы хором и дружно Ответьте мне: - «ДА» ! -Ребята, нам надо хорошо подготовиться к путешествию. Отгадайте, какие школьные принадлежности мы возьмем в дорогу: -Проверьте, чтобы это все было на ваших столах. -Запишем в тетрадь число, классная работа и отправимся в путешествие. -Чтобы отправиться в путь, мы должны узнать место, где находится клад. - На доске записаны слова. Послушайте. Ос..нь, ст..на, т..йник, р..ка, ..кно, в..терок. - Ребята, устно вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово. (учитель после устного ответа ученика вставляет нужную букву) - Как проверить безударную гласную в корне? - К какой части речи относятся эти слова? -Какое слово мы называем существительным -Запишите их в свои тетради, подчёркивая вставленные буквы карандашом. - А теперь из первых букв этих слов составьте слово, тогда мы с вами и узнаем, куда же нам надо направляться. (На доске выставляется карточка с новым словарным словом) Остров - Это словарное слово, правописание которого мы должны запомнить. -Что такое остров? (Часть суши, со всех сторон окруженная водой) -Отступите строчку от предыдущего задания и запишите «Словарь». Запишите новое словарное слово. - Поработаем над новым словарным словом. Поставим ударение и подчеркнем букву, которую нужно запомнить. Разделим слово на слоги. -Составьте предложение с новым словарным словом. Устно. - Итак, выполнив задание, мы оказались с вами посреди океана «Имя существительное» на острове, название которому «Род имен существительных». (На экране изображение с островом, разделенным цветами на три части) -Почему остров разделен на три части? (3 рода) - Какого рода могут быть имена существительные? -Итак, мы теперь знаем, что клад находится на острове. - Вспомните и расскажите стихотворение, которое помогает нам в определении рода имени существительного. Женский род запомню я И скажу: “Она – моя” И запомню род мужской И опять скажу: “Он – мой” Средний род: “Оно – моё” Это - правило твоё! - На этом острове очень жарко, потому что круглый год здесь светит солнце. -Давайте понаблюдаем за солнцем, и проведем гимнастику для глаз. Следи за солнцем ( Солнышко , прикрепленное на палочку двигается вверх – вниз; влево – вправо; по кругу; описывает восьмерку) Слово «солнце» - это существительное. Какого оно рода? - Молодцы ребята, ну, а теперь двигаемся дальше. - Ребята, все, кто идут искать клад, ответственно готовятся к своим путешествиям, потому что очень трудно угадать, что тебе понадобиться в дороге. - Возьмите чемоданы, в которые сейчас положим нужные для путешествия вещи. положите перед собой карточки. - Назовите, какие слова запишем в 1-й столбик? -во 2-ой? - в 3-ий? - Я вам прочитаю загадку, а вы запишите отгадку в нужный столбик. А потом проверим. - Первое слово запишем вместе.
(Яблоко)
А сегодня вечерком Он раскрасил мне альбом (Карандаш)
- Проверка - Подумайте, какие еще вещи нам понадобятся в пути. Добавим устно сначала слова м. р., затем – с. р., в конце –ж. р. - А сейчас встаньте и выйдите из-за парт. Мы по острову идём, (шаг на месте) Клад никак мы не найдем. (развели руки в стороны) Влево, вправо посмотрели, (поворот головы) На места спокойно сели. -На острове живут разные дикие животные. Исследуем и узнаем, какие звери живут в каждой части острова. А для этого надо определить род существительного, называющего животного. - Давайте запишем рассказ о нашем путешествии. У вас на карточках записан текст, ваша задача списать это текст, вставляя по смыслу пропущенные слова. Пользуйтесь словами, с которыми мы встречались во время путешествия. На острове светит … .. По деревьям прыгает любопытная … . На лугу пасется полосатая … . громко рычит лохматый … . Высоко поднял голову важный … . -Прослушаем получившийся рассказ. - А какие животные обитают в наших лесах? Назовите и определите род. - Ребята, в благодарность за хорошую работу обитатели острова показывают место, где спрятан клад. - Сегодня мы с вами на уроке закрепляли умение определять род имен существительных. - Назовите три рода имени существительного? - Как мы определяем род имени существительного? -С каким новым словарным словом мы познакомились на уроке? Определите его род. - Написать по 5 существительных каждого рода. | (Все остальные) Слайд с изображением конверта. Слайд с изображением письма На карточках зашифрованы слова: Тетрадь Дневник Ручка Карандаш Число Классная работа записаны на доске Запись слов детьми в тетради Карточка со словом на доске остров Слайд с изображением острова 1 ученик – ставит ударение, подчеркивает орфограмму 2 – ставит ударение Слайд. Остров разделен на три части Слайд. Появление названий родов на частях острова. Вывешивается карточка со словом «солнце» на доске. Карточки разделены на 3 столбика ( м.р., ж. р., ср. р.) (отгадку называет вслух один ученик, затем самостоятельно все записывают слово в нужный столбик) ( 1 ученик – читает 1 столбик) (м. р. – компас, будильник, ж. р. – карта, кастрюля, расческа с. р. – ведро, зеркало, покрывало ) Слайд. Изображение животных, Слайд. Животные перемещаются в свою часть острова) Слайд с изображением острова с солнцем и животными) Слайд с изображением сундука с 5 и 4) |
Приложение
Мужской род | Средний род | Женский род |
Мужской род | Средний род | Женский род |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 5 класс
Урок обобщения по теме "Склонение имен существительных". Работа по теме идет с опорой на понятия "положительные " и "отрицательные" качества характера человека...
Урок русского языка по теме"Род имен существительных"
Цели урока:Знать о принадлежности имени существительного к одному из трёх родов;Уметь определять род имени существительного; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами с...
Применение Smart-технологий на уроке русского языка "Путешествие по Стране имен существительных"
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...
Применение Smart-технологий на уроке русского языка "Путешествие по Стране имен существительных"
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...
Урок русского языка по теме "Падежи имен существительных" 5 класс
Урок русского языка...
Конспект урока русского языка "Путешествие в княжество Имени Существительного
Данный конспект предназначен для обобщения материала по теме "Имя существительное". Урок разработан в игровой форме....
Конспект урока русского языка "Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения. Закрепление." в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Урок русского языка в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида....