Три рода имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Такменина Вера Александровна

Ццель: Научить учащихся определять род имен существительных.

Задачи: Образовательные:

- Расширить знания учащихся о существительных; познакомить с алгоритмом определения рода в русском языке; формирование учебной компетенции определения рода имён существительных;

- Способствовать развитию навыков письменной и устной связной речи, формированию функциональной грамотности на уроке; уметь согласовывать прилагательное с именами существительными.

Развивающие:

-развивать умения самостоятельной работы с учебником и дополнительным материалом.

Воспитательные:

- Воспитывать быть добродушным, вежливым и пользоваться «волшебными» словами.воспитание внимательного отношения к слову.

Здоровьесберегающая среда:

-соблюдение гигиенических условий (чистота кабинета, проветривание перед уроками, освещение кабинета, чистота доски).

-контроль учителя за осанкой учащихся в течение урока.

Оборудование: презентации, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор. опорная таблица «Род имен существительных», учебник «Русский язык 5 класс» авторы Т.А.Ладыженская и др., карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_imn_sushch._5_klass.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина

УРОК в 5 классе по теме

« Три рода имен существительных»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Такменина Вера Александровна

г. Таганрог, 2017г.

Цель: Научить учащихся определять род имен существительных. 

Задачи:                                                                                                                                             Образовательные: 

- Расширить знания учащихся о существительных; познакомить с алгоритмом определения рода в русском языке; формирование учебной компетенции определения рода имён существительных;

- Способствовать развитию навыков письменной и устной связной речи, формированию функциональной грамотности на уроке; уметь согласовывать прилагательное с именами существительными.

Развивающие: 

-развивать умения самостоятельной работы с учебником и дополнительным материалом.

Воспитательные: 

- Воспитывать быть добродушным, вежливым и пользоваться «волшебными» словами.воспитание внимательного отношения к слову.

Здоровьесберегающая среда:

-соблюдение гигиенических условий (чистота кабинета, проветривание перед уроками, освещение кабинета, чистота доски).

-контроль учителя за осанкой учащихся в течение урока.

Оборудование: презентации, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор.  опорная таблица «Род имен существительных», учебник «Русский язык 5 класс» авторы Т.А.Ладыженская и др., карточки.                                     

Тип урока: нетрадиционный.

Вид урока: объяснение новой темы                                                                                                         Методы и приемы: слово учителя, элементы беседы, объяснительно-иллюстративный метод, метод сопоставления, метод интерактивной   технологии; технология уровневой дифференциации;творческая деятельность учащихся, работа со словарем  русского языка

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Мотивация к учебной деятельности.

        Наш язык! Наш прекрасный русский язык! Велико слов в языке – сотни тысяч! А если прибавить к ним все формы рода, числа, падежа, то получится неисчислимое количество.

Как разобраться и управиться с такой армией слов и их форм? К счастью, есть у слов строгий командир – МОРФОЛОГИЯ.

Подаст, к примеру, команду: “Части речи, становитесь!” - вмиг все слова построятся в чёткие ряды. А если подаст команду: “Самостоятельные части речи, стройтесь”…

- Кто окажется в ряду?

/Ответы учащихся/

III.  Актуализация знаний.  Фронтальный опрос:

  • Определите, какой частью речи являются слова?
  • Что такое имя существительное?
  • Чем является в предложении?
  • Какие грамматические признаки имеет имя существительное?

  • Какие три рода вы знаете? Какие окончания принадлежат каждому роду?

Мужской род

Женский род

Средний род

-имеют нулевое окончание: мир, голубь. -некоторые  имена существительные мужского рода оканчиваются на –а, -я: юноша, Коля 

-имена существительные женского рода обычно оканчиваются на –а, -я,: дружба, голубка, няня, а также могут иметь нулевое окончание: степь , печь.

-имена существительные среднего рода оканчиваются на –о, -е: гнездо, предание.

IV. Совместное "открытие" нового знания. Работа со словарем и учебником.

        В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности. Желаете ли вы знать об имени  существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны. Определить род имён существительных сложно. Есть слова, которые нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В этом и заключается богатство русского языка.

Женский род

Мужской род

Средний род

Мозоль

вуаль

туфля

Тюль

Лебедь

шампунь

Какао

Повидло

кофе

Вывод по заданию:  Род имен существительных с ь на конце можно определить по окончанию Р.п. Существительные мужского рода в Р.п. в ед.ч. имеют окончание –я: тюль- тюля, лебедь- лебедя; существительные ж.р. – окончание –и: мозоль- мозоли, вуаль- вуали.

Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком».

Чтение теоретического материала по параграфу № 92 стр. 56- 57.  

Вывод: 1. На род имени существительного (кроме его падежного окончания) указывают:

а) формы прилагательного: большой стол, красная ручка, широкое окно;

б) формы глагола: мальчик читал книгу; девочка изучала язык.

                2. У многих слов трудно определить род. К ним относятся существительные:

а) мужского рода: толь, тюль, ботинок, табель, занавес, комментарий, корректив, овощ, погон, рельс, рояль, санаторий, профилакторий, зал, сленг;

б) женского рода: бандероль, бакенбарда, туфля, тапка, простыня, мозоль, просека, расценка;

в) среднего рода: полотенце, повидло, чучело, щупальце.

V. Работа с карточками. Этап первичного закрепления. .Прочитайте слова,  напечатанные на разрезных карточках. Что это за слова?

Задание: Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?

Работа в парах. Учащиеся записывают эти слова в тетради, распределив по родам.

   Гвоздика, незабудка, роза, ромашка, яблоня; поле, дерево, солнце, сено, лето, утро; автобус, трамвай, троллейбус, поезд, трактор (имена существительные).

VI. Работа  с текстом. Игра «Редактор».

 Недавно я прочитала письмо, которое получила моя соседка Оля от друга – иностранца Майкла. Он написал письмо на русском языке, но слова звучат как-то иначе. Хотите послушать? Хотя неприлично читать чужие письма, но я прочитаю его с разрешения Оли.

“Здравствуй, мой подруга, Оля! Пишет тебе твоя далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрая мама угощала меня пельменями. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка и строгая дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Майкл.”

- Что вас рассмешило? (Неправильно употребляет слова)

- Давайте прочитаем предложения правильно. (У каждого на парте лежит текст письма)

Учитель: Майкл допустил ошибки, потому что не знает род имён существительных.

- Для того, чтобы писать грамотно, не достаточно только исправить ошибки Майкла. Фактически мы умеем правильно употреблять существительные в устной речи, так как мы говорим на русском языке с раннего детства. Но практические знания должны опираться на науку. Мы должны знать, как определять род имён существительных.

- Как определить род?  Можем посмотреть на окончание существительных          

Какие слова -  помощники применяем, определяя род? (он мой, она моя, оно моё)            

Вывод: Имена существительные имеют род: мужской, женский и средний. Категория рода-это постоянный признак. Но  есть слова в русском языке, в которых мы можем сомневаться при определении рода. Значит, всегда можем обратиться к словарю и запомнить их род.

VII. Рефлексия. Пятистишье.

Синквейн

1 сущ. род

2 прилагательное: мужской, женский, средний

З глагол: определяет, бывает, относится

4. предложение. Род бывает мужской, женский, средний.

    5.синоним. семья, близкие, родня, родственники

VIII. Домашнее задание: написать эссе «Что было бы, если бы не было родов у существительных в русском языке». Упражнение № 507.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: "Определение рода имен существительных"

Урок русского языка "Определение рода имен существительных" является обобщающим в системе уроков, посвещенных данной теме. На уроке использовано ИКТ, здоровьесберегающие и игровые технологии....

Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе.Учебник Э.М. Береговская "Синяя птица"

В данной работе содержатся задания на отработку грамматического материала по теме "Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе"....

методическая разработка урока по русскому языку "Загадки грамматического рода имен существительных"

технологическая карта урока  по ФГОС с применением технологии проблемного обучения...

Зависимость рода имен прилагательных от рода имен существительных

Зависимость рода имен прилагательных от рода имен существительных...