Три рода имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Ццель: Научить учащихся определять род имен существительных.
Задачи: Образовательные:
- Расширить знания учащихся о существительных; познакомить с алгоритмом определения рода в русском языке; формирование учебной компетенции определения рода имён существительных;
- Способствовать развитию навыков письменной и устной связной речи, формированию функциональной грамотности на уроке; уметь согласовывать прилагательное с именами существительными.
Развивающие:
-развивать умения самостоятельной работы с учебником и дополнительным материалом.
Воспитательные:
- Воспитывать быть добродушным, вежливым и пользоваться «волшебными» словами.воспитание внимательного отношения к слову.
Здоровьесберегающая среда:
-соблюдение гигиенических условий (чистота кабинета, проветривание перед уроками, освещение кабинета, чистота доски).
-контроль учителя за осанкой учащихся в течение урока.
Оборудование: презентации, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор. опорная таблица «Род имен существительных», учебник «Русский язык 5 класс» авторы Т.А.Ладыженская и др., карточки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_imn_sushch._5_klass.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина
УРОК в 5 классе по теме
« Три рода имен существительных»
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Такменина Вера Александровна
г. Таганрог, 2017г.
Цель: Научить учащихся определять род имен существительных.
Задачи: Образовательные:
- Расширить знания учащихся о существительных; познакомить с алгоритмом определения рода в русском языке; формирование учебной компетенции определения рода имён существительных;
- Способствовать развитию навыков письменной и устной связной речи, формированию функциональной грамотности на уроке; уметь согласовывать прилагательное с именами существительными.
Развивающие:
-развивать умения самостоятельной работы с учебником и дополнительным материалом.
Воспитательные:
- Воспитывать быть добродушным, вежливым и пользоваться «волшебными» словами.воспитание внимательного отношения к слову.
Здоровьесберегающая среда:
-соблюдение гигиенических условий (чистота кабинета, проветривание перед уроками, освещение кабинета, чистота доски).
-контроль учителя за осанкой учащихся в течение урока.
Оборудование: презентации, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор. опорная таблица «Род имен существительных», учебник «Русский язык 5 класс» авторы Т.А.Ладыженская и др., карточки.
Тип урока: нетрадиционный.
Вид урока: объяснение новой темы Методы и приемы: слово учителя, элементы беседы, объяснительно-иллюстративный метод, метод сопоставления, метод интерактивной технологии; технология уровневой дифференциации;творческая деятельность учащихся, работа со словарем русского языка
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Мотивация к учебной деятельности.
Наш язык! Наш прекрасный русский язык! Велико слов в языке – сотни тысяч! А если прибавить к ним все формы рода, числа, падежа, то получится неисчислимое количество.
Как разобраться и управиться с такой армией слов и их форм? К счастью, есть у слов строгий командир – МОРФОЛОГИЯ.
Подаст, к примеру, команду: “Части речи, становитесь!” - вмиг все слова построятся в чёткие ряды. А если подаст команду: “Самостоятельные части речи, стройтесь”…
- Кто окажется в ряду?
/Ответы учащихся/
III. Актуализация знаний. Фронтальный опрос:
- Определите, какой частью речи являются слова?
- Что такое имя существительное?
- Чем является в предложении?
- Какие грамматические признаки имеет имя существительное?
- Какие три рода вы знаете? Какие окончания принадлежат каждому роду?
Мужской род | Женский род | Средний род |
-имеют нулевое окончание: мир, голубь. -некоторые имена существительные мужского рода оканчиваются на –а, -я: юноша, Коля | -имена существительные женского рода обычно оканчиваются на –а, -я,: дружба, голубка, няня, а также могут иметь нулевое окончание: степь , печь. | -имена существительные среднего рода оканчиваются на –о, -е: гнездо, предание. |
IV. Совместное "открытие" нового знания. Работа со словарем и учебником.
В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности. Желаете ли вы знать об имени существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны. Определить род имён существительных сложно. Есть слова, которые нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В этом и заключается богатство русского языка.
Женский род | Мужской род | Средний род |
Мозоль вуаль туфля | Тюль Лебедь шампунь | Какао Повидло кофе |
Вывод по заданию: Род имен существительных с ь на конце можно определить по окончанию Р.п. Существительные мужского рода в Р.п. в ед.ч. имеют окончание –я: тюль- тюля, лебедь- лебедя; существительные ж.р. – окончание –и: мозоль- мозоли, вуаль- вуали.
Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком».
Чтение теоретического материала по параграфу № 92 стр. 56- 57.
Вывод: 1. На род имени существительного (кроме его падежного окончания) указывают:
а) формы прилагательного: большой стол, красная ручка, широкое окно;
б) формы глагола: мальчик читал книгу; девочка изучала язык.
2. У многих слов трудно определить род. К ним относятся существительные:
а) мужского рода: толь, тюль, ботинок, табель, занавес, комментарий, корректив, овощ, погон, рельс, рояль, санаторий, профилакторий, зал, сленг;
б) женского рода: бандероль, бакенбарда, туфля, тапка, простыня, мозоль, просека, расценка;
в) среднего рода: полотенце, повидло, чучело, щупальце.
V. Работа с карточками. Этап первичного закрепления. .Прочитайте слова, напечатанные на разрезных карточках. Что это за слова?
Задание: Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?
Работа в парах. Учащиеся записывают эти слова в тетради, распределив по родам.
Гвоздика, незабудка, роза, ромашка, яблоня; поле, дерево, солнце, сено, лето, утро; автобус, трамвай, троллейбус, поезд, трактор (имена существительные).
VI. Работа с текстом. Игра «Редактор».
Недавно я прочитала письмо, которое получила моя соседка Оля от друга – иностранца Майкла. Он написал письмо на русском языке, но слова звучат как-то иначе. Хотите послушать? Хотя неприлично читать чужие письма, но я прочитаю его с разрешения Оли.
“Здравствуй, мой подруга, Оля! Пишет тебе твоя далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрая мама угощала меня пельменями. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка и строгая дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Майкл.”
- Что вас рассмешило? (Неправильно употребляет слова)
- Давайте прочитаем предложения правильно. (У каждого на парте лежит текст письма)
Учитель: Майкл допустил ошибки, потому что не знает род имён существительных.
- Для того, чтобы писать грамотно, не достаточно только исправить ошибки Майкла. Фактически мы умеем правильно употреблять существительные в устной речи, так как мы говорим на русском языке с раннего детства. Но практические знания должны опираться на науку. Мы должны знать, как определять род имён существительных.
- Как определить род? Можем посмотреть на окончание существительных
Какие слова - помощники применяем, определяя род? (он мой, она моя, оно моё)
Вывод: Имена существительные имеют род: мужской, женский и средний. Категория рода-это постоянный признак. Но есть слова в русском языке, в которых мы можем сомневаться при определении рода. Значит, всегда можем обратиться к словарю и запомнить их род.
VII. Рефлексия. Пятистишье.
Синквейн
1 сущ. род
2 прилагательное: мужской, женский, средний
З глагол: определяет, бывает, относится
4. предложение. Род бывает мужской, женский, средний.
5.синоним. семья, близкие, родня, родственники
VIII. Домашнее задание: написать эссе «Что было бы, если бы не было родов у существительных в русском языке». Упражнение № 507.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему: "Определение рода имен существительных"
Урок русского языка "Определение рода имен существительных" является обобщающим в системе уроков, посвещенных данной теме. На уроке использовано ИКТ, здоровьесберегающие и игровые технологии....
Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе.Учебник Э.М. Береговская "Синяя птица"
В данной работе содержатся задания на отработку грамматического материала по теме "Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе"....
Методическая разработка логопедического занятия в 4-ом классе "Зимняя олимпиада"(согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже)
Занятие направлено на преодоление аграмматизмов в письменной речи учащихся 4-х классов СКОУ (VII вида)...
Конспект урока Тема: «Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного»
Для учащихся 3 класса...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...
методическая разработка урока по русскому языку "Загадки грамматического рода имен существительных"
технологическая карта урока по ФГОС с применением технологии проблемного обучения...
Зависимость рода имен прилагательных от рода имен существительных
Зависимость рода имен прилагательных от рода имен существительных...