Открытый урок по русскому языку 5 класс. Сочинение "Какого цвета осень"
проект по русскому языку (5 класс)

Воробьева Наталья Сергеевна

Сочинение - проектная работа, написание Синквейна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок развития речи36.15 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока

русский язык  5 класс

Урок развития речи «Какого цвета осень»  

Тип урока: комбинированный

 Задачи урока:

Образовательные:

 - формировать практические умения и навыки учащихся по осознанному применению полученных знаний;

– формировать умение составлять высказывание на основе личных наблюдений, зрительного и эмоционального восприятия картин осенней природы.

 Развивающие:

 – развивать у пятиклассников воображение, связную грамотную речь;                                               –    

  -  развивать орфографическую зоркость, творческую и познавательную активность учащихся;

  - развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

  - развивать умение работать в парах.

Воспитательные:

- создавать у учащихся положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность;

- воспитывать культуру речи, речевого этикета.       

  -  воспитывать чувство прекрасного, желание быть наблюдательным к окружающему миру.                               

Планируемые результаты:

Предметные:

- овладеть основными понятиями темы;

- использовать их в собственной речи.

Личностные:

- давать адекватную самооценку учебной деятельности, осознавать границы собственного знания и «незнания».

- уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, корректируя их;

- стремиться к речевому самосовершенствованию;

- уважительно и доброжелательно относиться друг к другу.

Метапредметные:

Регулятивные:

- высказывать предположения на основе наблюдений;

- формулировать тему и цели урока;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы, искать пути её решения;

- соотносить цели и результаты своей деятельности;

- определять степень успешности работы.

Познавательные:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- пользоваться разными видами чтения;

- владеть приемами отбора и систематизации материала;

- сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.

Коммуникативные:

- свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- владеть монологической речью;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Межпредметные связи: русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка.
Оборудование: стихи об осени, осенние листочки, раздаточный материал для учащихся, наглядный материал, репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень», фото, рисунки с изображением осенних пейзажей, презентация, музыкальное сопровождение (П. И. Чайковский «Времена года»)

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, исследовательская, самостоятельная.

Приёмы, технологии, организационная форма обучения: использование деятельностного способа обучения

Методы и приёмы обучения: беседа, словесно-наглядный, проектно- исследовательский метод

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап

Слово учителя:

Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Наталья Сергеевна, сегодня я буду вести у вас урок.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Для этого на уроке будем работать все вместе, парами и самостоятельно. В конце урока вы сможете оценить свою работу по критериям, которые представлены на доске.

(Демонстрация плаката)

Дети внимательно слушают учителя

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала

Слово учителя:

Посмотрите в окно. Какое время года у нас? Какая осень?

Художники, писатели и поэты, композиторы по-разному изображали времена года: кто-красками, кто - словом, кто -  звуками.

Послушайте фрагмент стихотворения Ивана Алексеевича  Бунина и определите, о каком времени года идет речь

Учитель читает стихотворение

Демонстрация слайда

Ответы обучающихся

Обучающие слушают стихотворение

3. Этап определения темы урока

Слово учителя:

О каком времени года говорится в стихотворении? Какие краски использовал для описания осеннего леса поэт? Какого цвета осень? Верно.

Таким образом, мы определили тему нашего урока: «Какого цвета осень».

Откройте тетради и запишите:

Число

Классная работа

Тема: «Какого цвета осень»

Хорошо!

Определение темы урока

Просмотр слайда

Запись в тетради

4. Организация учебного сотрудничества, совместной деятельности

1этап

Слово учителя:

В осени какая самая красивая пора? Как называется эта пора?

Вернемся к стихотворению.

Давайте еще раз повторим какими цветами Бунин нарисовал осень в своем стихотворении.

 Значение каких слов вам не понятно?

Выпишите слова с обозначением цвета, краски.

Берем ручки и записываем слова в тетрадь.

Ответы обучающихся

Просмотр слайда

Отвечают на вопрос

Слушают лексический комментарий учителя

Запись в тетради (Цвета осени: лиловый, золотой, багряный, желтый, лазурный, голубой, пестрый, синий)

2 этап

Слово учителя:

Понравилось стихотворение? Какое настроение, какие чувства у вас возникли, когда вы слушали это стихотворение?

У вас на столах лежат карточки – помогайки, которые подскажут вам, какие слова еще можно использовать для описания своего настроения.

 Работаем самостоятельно.

Прочитайте эти слова, подчеркните те из них, которые отражают ваше настроение.

Ответы обучающихся

Работа с карточкой-помогайкой

Учащиеся подчеркивают слова, которые отражают настроение (Радость, восторг, удивление, восхищение, интерес, грусть, сожаление, жалость, волнение; весёлое, праздничное, бодрое, чудесное, беспокойное, тревожное, тягостное, грустное)

3. этап

Слово учителя:

Перед вами самая знаменитая картина Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»

Демонстрация слайда

Слово учителя:

Что изображено на картине?

Какие цвета использовал художник в своей картине?

Теперь дополним нашу запись в тетрадях словами, которые обозначают цвет, краски, сочетание цветов, оттенки

Работаете в парах.

Можете посоветоваться.

Дополняем запись.

Молодцы!

Так какого цвета осень?

«Вася», прочитай свою запись в тетради.

Кто может дополнить?

Какие яркие получились краски.

Спасибо!

Слушают учителя

Просмотр слайда

Ответы обучающихся

(Березовая роща в медно-золотом осеннем убранстве, стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. На правом берегу реки — ряд ещё зеленых ив. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. Последняя красота леса: яркая,  золотая, розовая листва, бурая трава — и ясное голубое небо.)

Запись в тетради

(красноватый ,розовый, желтеющий, зеленый,. яркий, бурый, коричневый, оранжевый)

Обучающийся зачитывает свою запись из тетради

4 этап

Слово учителя:

Каждое время года имеет свое звучание.

Какие звуки чаще всего мы слышим осенью?

Давайте убедимся в правильности ваших ответов

Демонстрация слайда

Запишите в тетрадь словосочетания (звуки осени)

Теперь от существительных образуйте глаголы (устно)

Осень что делает:  

Молодцы. Спасибо.

Интересно, а вот что услышал в осени великий композитор Петр Ильич Чайковский.

Я вам раздам засушенные листья. Потрогайте их, покрутите в руках, послушайте, почувствуйте аромат. Какие воспоминания они у вас вызывают, какие мысли рождаются в вашей голове? Закройте глаза и слушайте музыку, а потом скажете, что вы представили, услышали, наслаждаясь этим произведение?

Демонстрация слайда

Прослушивание музыкального произведения

Слово учителя:

Какое настроение посетило вас, когда вы слушали музыку, держа в руках последний осенний листочек?

Обратимся снова к карточке-помогайке, подчеркнем те слова, которые отражают ваше настроение при прослушивании музыкального произведения. Некоторые слова уже подчеркнуты , поэтому нужное вы подчеркнете два раза.

А теперь обобщим, каким бывает настроение.

Попробуем составить предложение со словами которые наиболее ярко отражают ваше настроение.

Предложение можно начать так: Осень вызывает у меня чувства...

Спасибо за ответы.

Ответы обучающихся (Шум ветра, шум дождя, шелест листьев, вой ветра, брызги, голоса птиц)

Запись в тетрадь (Звуки осени: шум ветра, шум дождя, шелест листьев, вой ветра, брызги воды, голоса птиц)

Ответы обучающихся (шумит, шелестит, воет, брызжет, курлычет, свистит)

Берут в руки листочки

Прослушивание музыкального произведения

на фоне слайда

Ответы обучающих (Грусть, печаль)

Обучающие подчеркивают слова в карточке (Радость, восторг, удивление, восхищение, интерес, грусть, сожаление, жалость, волнение; весёлое, праздничное, бодрое, чудесное, беспокойное, тревожное, тягостное, грустное)

Обучающие зачитывают слова

Ответы обучающихся (чувства жалости, разлуки, сожаления ,восторга, грусти, печали)

5.Динамическая пауза

Слово учителя:

Ребята, мы с вами много работали, вижу вы немного устали. Давайте отдохнем.

Встаньте. Выйдите из-за парты. Повторяем за мной.

Демонстрация слайда

«Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше»

(Вместе с детьми имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх)

Отдохнули. Хорошо. Присаживайтесь на свои места

Просмотр слайда

Обучающие выполняют комплекс упражнений

5. Организация самостоятельной проектной работы

Слово учителя:

Анализируя  текст стихотворения,  картину, слушая музыкальное произведение,  мы готовились к  выполнению небольшой проектной работы  - написанию "Синквейна".

Вспомним строение синквейна.

Демонстрация слайда

Слово учителя:

Все понятно? В своей работе вы можете употребить те слова, которые у вас записаны в тетради и которые вы подчеркивали в карточках

Хорошо.

Вы сами выбираете тему синквейна.

Какая тема сегодняшнего занятия?

Давайте я познакомлю вас с примерами синквейна, которые написали мои пятиклашки Демонстрация слайда

 У нас на партах лежат разноцветные листочки. На них вы и будете выполнять работу.

Приступаем к самостоятельной работе

Слушают учителя

Изучают слайд

Синквейн – это нерифмованное стих-е, состоящее из 5-ти строк. По форме напоминает ёлочку.

1-я строка – одно ключевое слово- существительное, определяющее содержание синквейна

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Ответы обучающихся

Просмотр слайда

Дети берут подготовленные для них листочки

Обучающиеся пишут синквейн

6.Этап обобщения и систематизации

Слово учителя:

Когда вы завершите свою работу, вы можете разместить ее на доске. После занятия вы ознакомитесь с работами своих одноклассников. В итоге у нас получится разноцветное осеннее дерево.

Молодцы.

Прикрепляют свои работы магнитом на доску

7. Этап рефлексивного осмысления

Слово учителя:

Наше занятие подходит к концу. Думаю, можно подводить итоги.

Чем мы с вами сегодня занимались? Что нового узнали?

Мы говорили о том, какого цвета осень, какое настроение бывает у осени.

А вот какое настроение у вас было на уроке, мы узнаем сейчас.

У вас на партах лежат смайлики. Выберите то изображение, которое отражает ваше настроение на уроке

Демонстрация слайда

Хорошо.

Теперь оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку в соответствии с критериями.

Демонстрация плаката

 Слово учителя:

Спасибо, ребята за работу. Мне было очень интересно с вами.

Желаю творческих успехов! До свидания!

Ответы обучающихся (Какие у осени краски, цвет, настроение)

Обучающие показывают смайлики

Обучающие оценивают свою работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"

Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...

Открытый урок по русскому языку в 11Б классе на тему:"Работа с текстом. Отличие художественно-изобразительных средств языка от фигур речи."

Подготовка к ЕГЭ. Умение работать с текстом. Определять проблему и авторскую позицию. Овладеть навыками написания сочинения....

Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014

Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...