Открытый урок по русскому языку 5 класс. Сочинение "Какого цвета осень"
проект по русскому языку (5 класс)
Сочинение - проектная работа, написание Синквейна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок развития речи | 36.15 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект урока
русский язык 5 класс
Урок развития речи «Какого цвета осень»
Тип урока: комбинированный
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать практические умения и навыки учащихся по осознанному применению полученных знаний;
– формировать умение составлять высказывание на основе личных наблюдений, зрительного и эмоционального восприятия картин осенней природы.
Развивающие:
– развивать у пятиклассников воображение, связную грамотную речь; –
- развивать орфографическую зоркость, творческую и познавательную активность учащихся;
- развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
- развивать умение работать в парах.
Воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать культуру речи, речевого этикета.
- воспитывать чувство прекрасного, желание быть наблюдательным к окружающему миру.
Планируемые результаты:
Предметные:
- овладеть основными понятиями темы;
- использовать их в собственной речи.
Личностные:
- давать адекватную самооценку учебной деятельности, осознавать границы собственного знания и «незнания».
- уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, корректируя их;
- стремиться к речевому самосовершенствованию;
- уважительно и доброжелательно относиться друг к другу.
Метапредметные:
Регулятивные:
- высказывать предположения на основе наблюдений;
- формулировать тему и цели урока;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы, искать пути её решения;
- соотносить цели и результаты своей деятельности;
- определять степень успешности работы.
Познавательные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- пользоваться разными видами чтения;
- владеть приемами отбора и систематизации материала;
- сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.
Коммуникативные:
- свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- владеть монологической речью;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Межпредметные связи: русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка.
Оборудование: стихи об осени, осенние листочки, раздаточный материал для учащихся, наглядный материал, репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень», фото, рисунки с изображением осенних пейзажей, презентация, музыкальное сопровождение (П. И. Чайковский «Времена года»)
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, исследовательская, самостоятельная.
Приёмы, технологии, организационная форма обучения: использование деятельностного способа обучения
Методы и приёмы обучения: беседа, словесно-наглядный, проектно- исследовательский метод
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный этап | Слово учителя: Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Наталья Сергеевна, сегодня я буду вести у вас урок. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Для этого на уроке будем работать все вместе, парами и самостоятельно. В конце урока вы сможете оценить свою работу по критериям, которые представлены на доске. (Демонстрация плаката) | Дети внимательно слушают учителя |
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала | Слово учителя: Посмотрите в окно. Какое время года у нас? Какая осень? Художники, писатели и поэты, композиторы по-разному изображали времена года: кто-красками, кто - словом, кто - звуками. Послушайте фрагмент стихотворения Ивана Алексеевича Бунина и определите, о каком времени года идет речь Учитель читает стихотворение Демонстрация слайда | Ответы обучающихся Обучающие слушают стихотворение |
3. Этап определения темы урока | Слово учителя: О каком времени года говорится в стихотворении? Какие краски использовал для описания осеннего леса поэт? Какого цвета осень? Верно. Таким образом, мы определили тему нашего урока: «Какого цвета осень». Откройте тетради и запишите: Число Классная работа Тема: «Какого цвета осень» Хорошо! | Определение темы урока Просмотр слайда Запись в тетради |
4. Организация учебного сотрудничества, совместной деятельности 1этап | Слово учителя: В осени какая самая красивая пора? Как называется эта пора? Вернемся к стихотворению. Давайте еще раз повторим какими цветами Бунин нарисовал осень в своем стихотворении. Значение каких слов вам не понятно? Выпишите слова с обозначением цвета, краски. Берем ручки и записываем слова в тетрадь. | Ответы обучающихся Просмотр слайда Отвечают на вопрос Слушают лексический комментарий учителя Запись в тетради (Цвета осени: лиловый, золотой, багряный, желтый, лазурный, голубой, пестрый, синий) |
2 этап | Слово учителя: Понравилось стихотворение? Какое настроение, какие чувства у вас возникли, когда вы слушали это стихотворение? У вас на столах лежат карточки – помогайки, которые подскажут вам, какие слова еще можно использовать для описания своего настроения. Работаем самостоятельно. Прочитайте эти слова, подчеркните те из них, которые отражают ваше настроение. | Ответы обучающихся Работа с карточкой-помогайкой Учащиеся подчеркивают слова, которые отражают настроение (Радость, восторг, удивление, восхищение, интерес, грусть, сожаление, жалость, волнение; весёлое, праздничное, бодрое, чудесное, беспокойное, тревожное, тягостное, грустное) |
3. этап | Слово учителя: Перед вами самая знаменитая картина Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» Демонстрация слайда Слово учителя: Что изображено на картине? Какие цвета использовал художник в своей картине? Теперь дополним нашу запись в тетрадях словами, которые обозначают цвет, краски, сочетание цветов, оттенки Работаете в парах. Можете посоветоваться. Дополняем запись. Молодцы! Так какого цвета осень? «Вася», прочитай свою запись в тетради. Кто может дополнить? Какие яркие получились краски. Спасибо! | Слушают учителя Просмотр слайда Ответы обучающихся (Березовая роща в медно-золотом осеннем убранстве, стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. На правом берегу реки — ряд ещё зеленых ив. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. Последняя красота леса: яркая, золотая, розовая листва, бурая трава — и ясное голубое небо.) Запись в тетради (красноватый ,розовый, желтеющий, зеленый,. яркий, бурый, коричневый, оранжевый) Обучающийся зачитывает свою запись из тетради |
4 этап | Слово учителя: Каждое время года имеет свое звучание. Какие звуки чаще всего мы слышим осенью? Давайте убедимся в правильности ваших ответов Демонстрация слайда Запишите в тетрадь словосочетания (звуки осени) Теперь от существительных образуйте глаголы (устно) Осень что делает: Молодцы. Спасибо. Интересно, а вот что услышал в осени великий композитор Петр Ильич Чайковский. Я вам раздам засушенные листья. Потрогайте их, покрутите в руках, послушайте, почувствуйте аромат. Какие воспоминания они у вас вызывают, какие мысли рождаются в вашей голове? Закройте глаза и слушайте музыку, а потом скажете, что вы представили, услышали, наслаждаясь этим произведение? Демонстрация слайда Прослушивание музыкального произведения Слово учителя: Какое настроение посетило вас, когда вы слушали музыку, держа в руках последний осенний листочек? Обратимся снова к карточке-помогайке, подчеркнем те слова, которые отражают ваше настроение при прослушивании музыкального произведения. Некоторые слова уже подчеркнуты , поэтому нужное вы подчеркнете два раза. А теперь обобщим, каким бывает настроение. Попробуем составить предложение со словами которые наиболее ярко отражают ваше настроение. Предложение можно начать так: Осень вызывает у меня чувства... Спасибо за ответы. | Ответы обучающихся (Шум ветра, шум дождя, шелест листьев, вой ветра, брызги, голоса птиц) Запись в тетрадь (Звуки осени: шум ветра, шум дождя, шелест листьев, вой ветра, брызги воды, голоса птиц) Ответы обучающихся (шумит, шелестит, воет, брызжет, курлычет, свистит) Берут в руки листочки Прослушивание музыкального произведения на фоне слайда Ответы обучающих (Грусть, печаль) Обучающие подчеркивают слова в карточке (Радость, восторг, удивление, восхищение, интерес, грусть, сожаление, жалость, волнение; весёлое, праздничное, бодрое, чудесное, беспокойное, тревожное, тягостное, грустное) Обучающие зачитывают слова Ответы обучающихся (чувства жалости, разлуки, сожаления ,восторга, грусти, печали) |
5.Динамическая пауза | Слово учителя: Ребята, мы с вами много работали, вижу вы немного устали. Давайте отдохнем. Встаньте. Выйдите из-за парты. Повторяем за мной. Демонстрация слайда «Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше» (Вместе с детьми имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх) Отдохнули. Хорошо. Присаживайтесь на свои места | Просмотр слайда Обучающие выполняют комплекс упражнений |
5. Организация самостоятельной проектной работы | Слово учителя: Анализируя текст стихотворения, картину, слушая музыкальное произведение, мы готовились к выполнению небольшой проектной работы - написанию "Синквейна". Вспомним строение синквейна. Демонстрация слайда Слово учителя: Все понятно? В своей работе вы можете употребить те слова, которые у вас записаны в тетради и которые вы подчеркивали в карточках Хорошо. Вы сами выбираете тему синквейна. Какая тема сегодняшнего занятия? Давайте я познакомлю вас с примерами синквейна, которые написали мои пятиклашки Демонстрация слайда У нас на партах лежат разноцветные листочки. На них вы и будете выполнять работу. Приступаем к самостоятельной работе | Слушают учителя Изучают слайд Синквейн – это нерифмованное стих-е, состоящее из 5-ти строк. По форме напоминает ёлочку. 1-я строка – одно ключевое слово- существительное, определяющее содержание синквейна 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). Ответы обучающихся Просмотр слайда Дети берут подготовленные для них листочки Обучающиеся пишут синквейн |
6.Этап обобщения и систематизации | Слово учителя: Когда вы завершите свою работу, вы можете разместить ее на доске. После занятия вы ознакомитесь с работами своих одноклассников. В итоге у нас получится разноцветное осеннее дерево. Молодцы. | Прикрепляют свои работы магнитом на доску |
7. Этап рефлексивного осмысления | Слово учителя: Наше занятие подходит к концу. Думаю, можно подводить итоги. Чем мы с вами сегодня занимались? Что нового узнали? Мы говорили о том, какого цвета осень, какое настроение бывает у осени. А вот какое настроение у вас было на уроке, мы узнаем сейчас. У вас на партах лежат смайлики. Выберите то изображение, которое отражает ваше настроение на уроке Демонстрация слайда Хорошо. Теперь оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку в соответствии с критериями. Демонстрация плаката Слово учителя: Спасибо, ребята за работу. Мне было очень интересно с вами. Желаю творческих успехов! До свидания! | Ответы обучающихся (Какие у осени краски, цвет, настроение) Обучающие показывают смайлики Обучающие оценивают свою работу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"
Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...
Открытый урок по русскому языку в 11Б классе на тему:"Работа с текстом. Отличие художественно-изобразительных средств языка от фигур речи."
Подготовка к ЕГЭ. Умение работать с текстом. Определять проблему и авторскую позицию. Овладеть навыками написания сочинения....
Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014
Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"
Выпускникам 9 класса предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно? Конечно, это умение грамотно, правильно и ...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...