Открытый урок по русскому языку в 11Б классе на тему:"Работа с текстом. Отличие художественно-изобразительных средств языка от фигур речи."
материал по русскому языку (11 класс) на тему
Подготовка к ЕГЭ. Умение работать с текстом. Определять проблему и авторскую позицию. Овладеть навыками написания сочинения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-практикум "Работа с текстом. Отличие художественно-изобразительных средств языка от фигур речи."
Цель урока:
- Подготовка к ЕГЭ. Уметь находить и отличать в тексте художественно-изобразительные средства языка и фигуры речи.
- Развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем, умение определять проблему и авторскую позицию, высказывать свою точку зрения.
- Развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти. Создание оптимальных условий для овладения навыками написания сочинения по тексту.
- Через материал воспитать у учащихся правила поведения в общественных местах, а также духовные и душевные качества.
Ход урока.
1 часть урока.
Орг. Момент.
Слово учителя.
На ЕГЭ вы должны показать не только орфографические и пунктуационные знания, но и умение работать с текстом, на основе которого будете писать сочинение.
Для этого нужно научиться определять авторскую позицию, но и уметь высказать свою точку зрения, опираясь на художественную литературу и СМИ (средство массовой информации), то есть фоновый материал, а также находить проблему (ы), поднимаемую автором в своем тексте.
Работая с текстом, вы уже познакомились с некоторыми из них. (Экологические, социальные, психологические, морально-этические, актуальные, жизненные, острые, наболевшие, злободневные, нравственные и т.д.).
Особое место среди этих проблем занимает нравственная, в частности, поведение современной молодёжи в общественных местах.
В словаре Владимира Ивановича Даля легко найти слово НРАВСТВЕННОСТЬ*, его лексическое значение объясняется так…
Слайд 1. Понятие о нравственности.
Кроме умения определять проблему необходимо внимательно работать с текстом. Поэтому тема сегодняшнего урока «Работа с текстом».
Слайд 2. Тема урока.
К нашей работе присоединятся ученики 10Б класса – эксперты.
Их задача дополнить ваши ответы и исправить, если это будет необходимо.
Цель урока мы определим с вами вместе.
Слайд 3. Цель урока.
2 часть урока.
Повторение теоретического материала.
Слово учителя.
-Что такое текст?
Слайд 4. Что такое текст?
Ученик 1.
Текст* - это несколько предложений или абзацев, связанных с темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.
Слово учителя.
-Назовите основные признаки текста.
Ученик 2.
- Тематическое и композиционное единство всех его частей;
- Наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная);
- Смысловая цельность, относительная законченность.
Слово учителя.
-Как отличить цепную связь от параллельной?
Ученик 3.
При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются или противопоставляются. В этом виде связи одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений.
Слайд 5. Параллельная связь.
Ученик 4.
В цепной связи главное повтор ключевого слова, замена его синонимом, местоимением, синонимическим оборотом, повтор того или иного члена предложения.
Слайд 6. Цепная связь.
Слово учителя.
Что ещё можно сказать о тексте?
Ученик 5.
Абзац* - это часть текста между двумя отступами. Служит для выделения основной микротемы и для перехода от одной к другой. Предложения связанны между собой логически и грамматически. Каждый абзац отражает или развитие действия, или описание предмета, или мысль в рассуждении, доказательстве.
У текста есть автор, заглавие, если нет, то можно озаглавить самому.
Слово учителя.
С исследовательской работой на тему: «Красная строка» познакомит следующая ученица.
Ученик 6.
Слайд 7. Исследовательская работа.
Слово учителя.
Вспомните, какие стили речи вы знаете?
Слайд 8. Стили речи.
Слово учителя.
Назовите типы речи.
Слайд 9. Типы речи.
Слайд 10. Описание.
Слайд 11. Повествование.
Слайд 12. Рассуждение.
Слово учителя. Вывод.
Итак, каждому стилю речи свойственны изобразительные средства языка и литературы.
Слово предоставляется экспертам.
Эксперт 1.
Пользуясь этимологическим словарем, о нравственности можно сказать следующее. Произошло от слова «нрав» (характер) в значении «стремление», «добродетель».
Синонимы: благородность, мораль.
Антонимы: порочность, безнравственность.
3 часть урока.
Слово учителя.
Мы начинаем работу с текстом В. Астафьева. (Читает ученик)
Текст:
Лет десять назад я – наконец-то! – решился съездить в святое место – Ясную Поляну и был потрясен равнодушием и праздностью толпы, жидким потоком плавающей по аллеям, дорогам и тропинкам усадьбы. Посетители жевали, фотографировались на память, хохотали, припоминали какие-то сплетни о Толстом.
Так бы я, наверное, и уехал домой с тяжестью и растерянностью в душе, если бы не посоветовали мне наведаться сюда в выходной день.
Стоял сентябрь – золотая пора России. На усадьбе редко и ещё неохотно опадал лист. Было чисто и светло, но главное – безлюдно. Я весь день проходил по усадьбе, и весь день у меня было ощущение, что в спину мне остро бьёт взгляд, пронзая меня сквозь и высвечивая во мне всё, что было и есть, и я невольно подбирался, припоминал, что сделал в жизни плохого и хорошего. Весь день был я как бы под судом, весь день подводив «баланец» своей жизни.
Это был нелегкий день в моей жизни, ибо трудно судить себя взглядом и совестью Великого художника.
В сумерках уже я пришел к могиле Толстого, постоял над нею, потом дотронулся до холодной, очерствело – осенней травы ладонью и вышел на дорогу.
В Тулу я шел пешком, ещё и ещё переживал ощущения того строгого покоя, коим наполнены были леса, перелески и рощи усадьбы, той задумчивой тишины, какая осенями была здесь при Льве Николаевиче и вот продолжилась во времени, коснулась моей души. И мне тоже сделалось спокойно. Суета как бы отхлынула от меня, и казалось, уже не закрутит, не завертит более, и думалось мне, что я способен и буду делать добро, только добро…
Больше я не бывал в Ясной Поляне и боюсь туда поехать, боюсь встретить жирующих, хохочущих и снимающихся на карточки праздных людей, коим все равно, где бывать, в какой «книге отзывов» ставить автограф, чему дивоваться, что слышать, лишь бы «полезно» убить время.
И ещё я боюсь, очень боюсь не выдержать сурового суды мыслителя и творца, величайшего из людей, рожденных на земле за много тысяч лет её существования, с которым дано мне было счастье родиться в одной стране – России.
Слайд 13. Ясная Поляна.
Слайд 14. Портрет В. Астафьева.
Слово учителя.
-Что можете сказать об авторе? (3 – 4 ученика)
-Назовите тему текста.
-Основная мысль текста. (14 предложение)
Слайд 15. Работа со словами. (Праздник, праздность)
Слово учителя.
-Какую проблему поднимает автор в тексте?
-Выскажите свое мнение по данной проблеме. (3 -4 человека)
-Определите стиль речи. (Автор призывает к совести)
-Назовите признаки публицистики.
-Определите типы речи. (Повествование и описание)
-Что можно сказать о композиции текста?
Ученик 7.
Текст состоит из 3х частей.
- Вступление (1 – 3 предложения)
- Центральная часть (4 – 13 предложения)
- Заключение (14 – 15 предложения)
Все части текста связаны по смыслу и структурно: они раскрывают одну общую тему и основную мысль. Употребляются глаголы прошедшего времени, но и встречаются настоящего времени.
Следовательно, единый временный план нарушается. Каждая новая мысль начинается с красной строки. Хотя заглавия и нет, его можно дать по основной мысли: «Экскурсия в Ясную Поляну».
Слайд 16. Работа с художественно-изобразительными средствами языка и фигурами речи.
Слово учителя.
Итак, перед нами текст, мастерство автора проявляется с помощью средств выразительности речи и художественно-изобразительных средств языка.
Слово предоставляется экспертам.
Эксперт 1.
В тексте В. Астафьева есть скрытый, внутренний смысл высказывания, то есть подтекст.
Эксперт 2.
В 1943 году В. Астафьев был награжден медалью «За отвагу». В 1989 по 1991 был народным депутатом СССР. Великий писатель видел и понимал человека во всей его объемности, со всеми его сложностями и противоречиями.
Эксперт 2.
Данный, публицистический текст служит для воздействия людей. Он характеризуется логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. Используются авторские слова, такие как «баланец», «осенями», «дивоваться», а также фразеологический оборот «убить время».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 10 классе по теме "Виды преобразования текста"
Материал содержит теоретические сведения по теме...
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Художественный стиль текста"
Урок-мастерская художественного слова по стихотворению С.А.Есенина "Береза"...
Открытый урок по русской литературе в 7 классе на тему "Лермонтов и Кавказ"
Такие уроки способствуют воспитанию нравственных ориентиров учащихся, развитию творческого мышления, образного воображения, умению выразительно читать, любви к историческому прошлому своей Родин...
Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Его величество Текст!"
Предлагаемый конспект "открытого" урока русского языка иллюстрирует подачу материала пятиклассникам по теме "Его величество Текст!" (признаки текста) с использованием техноло...
Презентация к мастер-классу на тему "Работа с текстом на уроках русского языка: анализ и комментирование"
В презентации содержатся основные принцыпы работы с текстом на уроках русского языка...
Открытый урок по русской литературе в 10 классе на тему: "Петербургская повесть Пушкина "Медный всадник".
Открытый урок по русской литературе в 10 классе на тему: "Петербургская повесть Пушкина "Медный всадник"....
Урок развития речи по русскому языку в 8 классе: «Эффективная система работы с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ(ЕГЭ)».
Цель: Развитие способности использовать навыки чтения и письма в работе над текстом при подготовке к экзаменационному сочинению-рассуждения в выпускных классах.Задача: Формирование специальных читател...