Открытый урок по русскому языку Подготовка к написанию сочинения по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
Цели урока : Деятельностная: формирование способностей к осуществлению контрольной функции; Содержательная: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов;
предъявление контролируемого варианта.
Технологическая карта урока,
реализующего формирование УУД
Предмет: русский язык
Класс: 5 класс
Автор УМК С.И.Львовой, В.В.Львова
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения по картине И.И. Левитана «Золотая осень»
Тип урока: урок развивающего контроля
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1 этап урока Организационный момент (мотивация деятельности) | ||||||
1.Предлагает для прослушивания музыкальное произведение И.И.Левитана. 2.Организует беседу по прослушанному музыкальному произведению 3.Подводит итог беседы. 4.Предлагает обучающимся сформулировать цель урока. | Слушают музыку. Выделяют характерные звуки осени. Доказывают предположение. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя | Выделять существенную информацию. Анализировать, строить логическую цепь рассуждений. Выдвигать гипотезу и обосновывать её. | Взаимодействуют с учителем во время беседы | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания | Контролируют правильность ответов обучающихся | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказывания, мнения по существу полученного задания. Принимать и сохранять учебную задачу. |
2 этап урока Актуализация знаний | ||||||
Мотивирует учащихся к выполнению контрольного сочинения. Задаёт вопросы. Даёт высказывания для анализа. Даёт задание для создания кластера. Проводит игру «Волшебный листок» | Планируют свою работу по созданию текста. Отвечают на вопросы учителя. Анализируют высказывания. Создают кластеры. Играют в игру. Собирают материал для сочинения. | Планировать Деятельность Обосновывать свои ответы. Выделять и обобщать информацию. Переводить информацию в схему. Использовать синтез как способ составления целого из частей | Взаимодействуют с учителем. Взаимодействуют с одноклассниками при работе в парах и группах. При создании кластеров. | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. | Контролируют правильность ответов обучающихся. Вносят изменения в созданные кластеры. Самоконтроль выполнения задания. | Уметь корректировать план и способ действия. |
3 этап урока Целеполагание контроля | ||||||
Организует работу в парах. Ставит проблемный вопрос. Организует работу по самоконтролю | Отвечают на проблемный вопрос | Выделять и обобщать информацию. Осознавать потребность к контролю и самоконтролю результатов | Работают в парах. | Сотрудничать в поиске и сборе информации | Заполняют таблицу «хочу», «надо», «могу» Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий в парах. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что подлежит усвоению |
4 этап урока Постановка проблемы | ||||||
Проводит ознакомительное чтение текста. Организует работу со справочной литературой. Организует работу творческой мастерской. Организует работу в группах. | Читают текст. Составляют вопросы к тексту. Работают со справочной литературой. Анализируют объекты с целью выделения существенных признаков. Выполняют творческую работу. | Выделять и обобщать информацию. Использовать синтез как способ составления целого из частей. Самостоятельно создавать способ решения проблем творческого характера. | Взаимодействуют с учителем, одноклассниками, работая в парах и группах. | Слушать собеседника. Сотрудничать в поиске и сборе информации. Принимать решения и его реализовывать. | Оценивают свою работу. Контролируют правильность ответов обучающихся. | Уметь корректировать план и способ действия. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. |
5 этап урока Самостоятельная работа и её проверка | ||||||
Организует индивидуальную деятельность учащихся. Создаёт эмоциональную атмосферу на этапе проверки творческого задания. | Создают сочинение по картине. Работают самостоятельно | Использовать полученные знания по назначению | Взаимодействуют с учителем, одноклассниками на этапе проверки работы. | Слушать собеседника. | Оценивают уровень усвоения знания. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Обнаруживать отклонения и отличия от эталона. |
6 этап урока Рефлексия учебной деятельности | ||||||
Организует обсуждение совместной деятельности на уроке | Участвуют в беседе по обсуждению трудностей и способов их преодоления | Осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | Взаимодействуют с учителем, одноклассниками | Слушать собеседника. | Прослушивают высказывания одноклассников | Вносить коррективы в случае расхождения эталона, реального действия и его результата |
7 этап урока Домашнее задание | ||||||
Объясняет суть домашнего задания |
конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения по картине И.И. Левитана
Цели урока:
Деятельностная: формирование способностей к осуществлению контрольной функции; Содержательная: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов;
предъявление контролируемого варианта.
I. Организационный момент
Цель этапа:
МОТИВАЦИЯ (самоопределение к учебной деятельности) (4-5 мин)
Цель:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
- определить содержательные рамки урока: сбор и обобщение информации, способствующей созданию сочинения по картине.
Прослушайте музыкальное произведение П.И.Чайковского «Времена года». Запишите в тетради слова, которые, на ваш взгляд, связаны с этим временем года, изображённым в музыке Чайковского. Объясните почему вы так решили?
( Слышится шум ветра, шуршание листьев…)
Какие чувства вы испытывали, слушая музыку?
(грусть, восторг, сожаление…)
Конечно, это осень.
Чайковский создал образ осени в музыкальном произведении, а возможны ли другие средства для изображения осени?
(да, художники изображают её на своих картинах; поэты и писатели в своих произведениях)
Давайте обратимся к картине И.И.Левитана «Золотая осень».
Что вы увидели на этой картине? Какое настроение она у вас вызвала?
Как вы думаете, чем мы сегодня займёмся на уроке?
( мы будем готовиться к сочинению по картине)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5 мин.)
Цель:
- актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
- зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.
- -организовать повторение контролируемых способов деятельности;
- -актуализировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (создание художественного текста).
Чтение и сравнение высказываний писателей о поре «золотой осени».
Прочитайте высказывания и создайте кластер с ключевым выражением «Золотая осень».
III. Целеполагание контроля.
Цели:
организовать:
- мотивирование учащихся («хочу», - «надо», - «могу») к выполнению контрольного сочинения на применение способов действий, запланированных для контроля;
-осознание ими потребности к контролю и самоконтролю результата.
Почему такие разные высказывания об осени у писателей?
( Каждый по- своему видит осень. Мы тоже её увидим по – разному.)
III. Постановка проблемы.
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляются и фиксируются способы создания связного текста; сформулировать тему урока;
- обозначить логическую необходимость названного действия;
Ознакомительное чтение текста упражнение 597.
1.Работа в группах. Прочитайте текст и составьте к нему вопросы.
2.Работа со справочной литературой
Пейзаж – это ….
Воспользуйтесь советом А.П.Чехова, который говорил, что нужно обязательно представлять самого себя среди того пейзажа, который написан художником, тогда картина оживёт.
Попробуйте войти в картину И.И.Левитана и присесть в светлый осенний день на берегу маленькой речушки.
Что удивило вас?
Что обрадовало или огорчило ?
Выберите листочек такого цвета, который бы соответствовал вашему настроению, и запишите свои ощущения на нём.
IV. Самостоятельная работа и её проверка.
Цель:
- уяснить место использования нового приема в создании текста;
- формировать умение использовать полученные знания по назначению;
- организовать индивидуальную деятельность учащихся;
Давайте поделимся своими впечатлениями, а затем листочек закрепим на дереве и увидим, какая у нас получится картина. Учащиеся читают свои сочинения по музыку П.И.Чайковского.
V. Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
- оценить результаты собственной деятельности;
- повторить способ нового знания;
- сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.
Какие затруднения мы испытали? В чем? Объясните и проговорите свое затруднение. Что помогло нам их преодолеть?
VI. Домашнее задание.
Написать мини- сочинение о любимом времени года.
Изобразить любимый уголок природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана "Золотая осень"
Картина И.И.Левитана "Золотая осень" создает образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющий родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать "энциклопедией рус...
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:"Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана"Золотая осень"
Урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС. На нём используются разные формы работы, способствующие развитию творческих способностей учащихся и формированию интереса к учебному предмету....
Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (урок развития речи в 5-м классе)
Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (урок развития речи в 5-м классе) Тип урока: интегрированный (2 часа).Форма проведения: урок развития речи.Обучающие цели...
Подготовка к написанию сочинения по картине В. В. Мешкова "Золотая осень в Карелии" (8 класс)
Урок развития речи. Подготовка к написанию домашнего сочинения по картине В. В. Мешкова "Золотая осень в Карелии".Презентация к уроку разбита на две части. Их необходимо объединить, т. к. на...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...