Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Выпускникам 9 класса предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно? Конечно, это умение грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать текст; умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; выстраивать монолог и диалог на заданную тему в соответствии с определённым типом речи.
А сформировать все эти умения помогает работа с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_9_klass.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока по русскому языку в 9классе
Тема: «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе»
Учебник: Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: «Просвещение», 2017г.
Цели урока:
Образовательные:
Обучение работе с текстом: грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать текст; умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип текста; выстраивать монолог и диалог на заданную тему.
Воспитательные:
Способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
Развивающие:
Развивать умение логически излагать свои мысли, умения аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать.
Задачи:
- Отработать навыки выразительного чтения публицистического текста и рассмотреть особенности его языковой организации;
- Развивать речь, творческое воображение учащихся;
- Воспитывать любовь к театру, кинематографу, истории.
Вид урока: урок развития речи.
Тип: урок-практикум
Планируемые результаты:
личностные:
-желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- уважительное отношение к языку;
метапредметные:
- владение различными видами речевой деятельности;
-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- развивать способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни;
предметные:
-знать определение текста, признаки выразительного чтения;
- уметь анализировать текст, перерабатывать информацию, содержащуюся в тексте, определять роль знаков препинания в тексте, строить монологическое и диалогическое высказывания;
-уметь работать с цитатой, использовать различные способы цитирования;
-уметь слышать вопрос диалога, выделять ключевые слова, давать полные ответы.
Оборудование: раздаточный материал, проектор, экран, ноутбук
Ход урока
Слайд №1
Слово учителя:
Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать устную часть экзамена. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? (Ответы уч-ся). Конечно, это умение грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать текст; умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; выстраивать монолог и диалог на заданную тему в соответствии с определённым типом речи.
А сформировать все эти умения помогает работа с текстом, что вам и предстоит сегодня сделать.
Слайд №2 «Структура устного собеседования»
Слайд №3 «С.И Ожегов о устной речи»
I. Работа с текстом
Задание 1.
Работаем в парах.
Как мы уже знаем, 1 часть экзамена – это выразительное чтение текста.
Вспомним:
Признаки выразительного чтения:
1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора;
2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп. Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.
Формулировка задания 1 звучит следующим образом: «Выразительно прочитайте текст вслух» Время на подготовку -2 минуты.
-На ваших столах лежат тексты о выдающейся самарской актрисе Вере Александровне Ершовой и о знаменитом кинорежиссёре Эльдаре Александровиче Рязанове.
Слайд №4 «Алгоритм подготовки к чтению».
-Прочитайте текст про себя, отмечая карандашом слова и выражения, смысл которых вам не понятен. Работа по вариантам.
Слайд №5 «Вера Александровна Ершова – выдающаяся актриса»
Текст 1
Вера Александровна Ершова родилась в 1917 году в Саратове. Отец-повар, мать- портниха. Родители видели в дочери врача или учителя, но не актрису. Но Верочка уже в 7-летнем возрасте «заболела театром». Она поступила в Саратовское театральное училище, а 1943 году перебралась в Куйбышев и с тех пор работала там в драматическом театре.
Одной из черт Веры Александровны была удивительная собранность и ответственность. Для неё день спектакля- святой день. И каждый раз её охватывало волнение, как первый раз, и потом, после окончания спектакля, опять и опять она «прокручивала» каждый свой жест, каждую паузу.
Актриса пробуждала самые светлые чувства у зрителя, открывала смысл жизни, давала нравственные уроки. Она не только сама душой дотрагивалась «до звёзд», но на какое-то мгновение давала это ощущение зрителям, и тогда спектакль становился мерилом совести для зрительного зала. В свои 89 лет она ещё играла.
Вера Александровна прожила большую и счастливую жизнь. Театр она любила самозабвенно. Это был её Храм, которому она служила беззаветно на самарской сцене на протяжении 63 сезонов, потрясая правдой человеческой боли, радости и надежды. Когда зал замирал, наступала тишина, в которой, казалось, можно было услышать стук сердец зрителей.
По решению творческого коллектива Самарского театра драмы именем Веры Ершовой будет названа камерная сцена. (198 слов)
Определите стиль и тип речи текста.
Ответ: (стиль речи - публицистический, тип речи - повествование)
Камерная (сцена) - сцена, предназначенная для небольшого, узкого круга слушателей, зрителей.
Слайд №6 «Эльдар Александрович Рязанов – знаменитый кинорежиссёр»
Текст 2
Эльдар Александрович Рязанов-советский и российский кинорежиссёр, сценарист, телеведущий и педагог. Народный артист, лауреат Государственной премии родился на самарской земле 18 ноября 1927 года в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра Семёновича и Софьи Михайловны Рязановых. Здесь, на улице Фрунзе, он провёл первый месяц своей жизни, и сюда вернулась его семья в 1941 году, проведя год в эвакуации.
В 1950 году началась долгая творческая биография Эльдара Рязанова. Эльдар Александрович создал свой кинематограф, написал сценарии более чем
к 35 кинофильмам, несколько пьес, книг и сборник стихов «Ностальгия».
Жизнь Эльдара Рязанова тесно связана с нашим городом.
На вопрос, чувствует ли он себя волжанином, режиссёр ответил: «Если вы посмотрите мою картину «Жестокий романс», то поймёте, что её делал человек, родившийся на Волге».
В 2012 году Эльдару Рязанову присвоено звание Почетного гражданина Самары. В этом же году на привокзальной площади с участием самого режиссера открыта скульптура героя его фильма «Берегись автомобиля» Юрия Деточкина.
В 2017 году, в год 90-летия Эльдара Рязанова, рядом с домом, в сквере, который носит его имя, установлен первый в России памятник кинорежиссера. А в мае 2018 года на первом этаже дома № 20 по улице Фрунзе торжественно открылся Музей Эльдара Рязанова.
Определите стиль и тип речи текста.
Ответ: (стиль речи - публицистический, тип речи - повествование)
Торгпредство – торговое представительство.
Слайд №7 «Алгоритм подготовки к пересказу»
II. Пересказ текста с введением цитаты.
Задание 2. На подготовку 2 минуты. Можете использовать поле для заметок.
Слайд №8 «Цитаты»
- Перескажите прочитанный Вами текст о Вере Александровне Ершовой, включив в пересказ слова Михаила Ульянова, известного русского актёра: «Эта актриса переиграла все роли русской и зарубежной классики»
- Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ высказывание Эльдара Александровича Рязанова: «Кинематографу подвластно всё, он может передать любые оттенки и нюансы движения человеческой души»
Слайд №9 «Алгоритм введения цитаты»
1.Ознакомьтесь с цитатой, обрати внимание, кто это сказал, о ком или о чём, о каких качествах человека или предмета говорится. Это важно, так как цитату нужно ввести уместно.
2. Определите место в тексте, где удобнее будет употребить эту фразу. Попробуйте подставить её в разные абзацы.
3. Выбери способ введения цитаты и образец цитирования.
Слайд №10 «Способы цитирования»
1.Прямое цитирование вводится через прямую речь, т.е. зачитываем фразу без изменения. (ФИО сказал: «…») Можно сначала ввести цитату, а потом автора, который её произнёс.
2.Вводя цитату в середине или после него, можно употребить вводные слова (например, не зря, не случайно, поэтому, таким образом) ФИО считает: зачитываем фразу без изменений.
3. Косвенное цитирование- приведение цитаты в изменённом виде, через сложноподчиненное предложение (Лев Толстой писал, что «музыка – высшее в мире искусство»)
III. Работа по подготовке монолога.
Задание 3. Монологическое высказывание. На подготовку 1 минута.
(Выберите одну из предложенных тем беседы: на основе описания фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по поставленному вопросу)
Слайд №11 «Фотография – закодированный текст»
Речевые клише к описанию фотографии:
Вступление
(Фотография – запечатлённый на бумаге яркий момент жизни).
Начните с замысла: зачем он сделал этот снимок?
! Не говорите того, чего нет на фотографии.
Основная часть
Фотограф воплотил свою главную задачу - привлёк внимание зрителя (к чему?), построив композицию снимка так, что смысловой и зрительный центры совпали.
Ключевые слова:
смысловой центр,
передний и задний план,
цветовой ряд,
персонажи,
яркое впечатление, сохранённое на снимке.
Как изображены предметы:
Где и когда сделан снимок (внутри помещения или на свежем воздухе)
Расскажите, что происходит на фотографии:
-если человек, то расскажите его действия, опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону);
- если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд, выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные
Заключение
Фотограф сумел сохранить на своём снимке прекрасное мгновение (какое?), передав настроение (Какое? Чьё?) и наполнив им нас, зрителей.
Завершите своё монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала фотография
Слайд №12 Слайд №13
Тема1. Подвижные игры. Тема 1 «Сквер Эльдара Рязанова» в г. Самаре.
Не забудьте описать:
-где и когда происходит игра; - место, изображённое на фотографии;
-участников игры; - сквер с фотографическими стендами;
-в чём заключаются правила игры; - театральную тумбу;
-настроение участников. - афиши любимых фильмов;
- посетителя музея.
IV. Работа по подготовке к диалогу
Задание 4.
Слайд №14 «Алгоритм по подготовке к диалогу».
- Прослушай вопрос, выделив в нём ключевые слова (диалог по той же теме, что и монологическое высказывание)
- Ответ должен быть полным, нельзя давать односложные ответы.
- Употребляй в ответе вводные слова и не будь категоричен.
- Ответ на последний вопрос должен быть больше по объёму, так как именно здесь ты можешь привлечь свой жизненный опыт: дать советы, рекомендации.
Диалог
- Любите ли Вы подвижные игры? Почему?
- Какие качества характера проявляются в подвижных играх?
- Почему считается, что участвовать в подвижных играх полезно для здоровья?
Диалог.
- Какой город Вы с удовольствием посещаете?
- Есть ли в этом городе достопримечательности, которые Вы могли бы порекомендовать ребятам, которые соберутся посетить этот город?
- Какие выставки, музеи Вам интересны?
V. Итог урока. Рефлексия.
-Нам нужно подвести итоги. Урок подходит к концу. Вернемся к цели нашего урока и задачам.
-Достигли вы всех задач, поставленных в начале урока?
- Лист самооценки
(в графах «Знаю», «Умею» поставьте знаки «+» или «-», исходя из ваших наблюдений, если у вас есть «-», заполните последний столбец таблицы - «Проблемы»)
- Укажите на листе самооценки высказывание, которое точно передаёт ваше состояние в конце урока:
-А) Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
-Б) Ах, как я устал от этой суеты.
-В) Готовиться к экзамену не так-то просто.
-Г) Я знаю, что ничего не знаю.
VI. Домашнее задание по выбору: описание фотографии «Семейный отдых» или «Праздник
Литература
- Ерофеева О.Ю., Воскресенская Н.Е., Родионова Н.А.
- ОГЭ-2020. Итоговое собеседование по русскому языку: типовые варианты: учебно-методическое пособие. Самара, 2020.
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году итогового собеседования по русскому языку (программа основного общего образования) http://www.fipi.ru
- Дергилёва Ж.И. Основной государственный экзамен. Русский язык. Устная часть. 20 вариантов. - Москва: «Интеллект - Центр», 2018 г.
- Нарушевич А.Г. «Устная часть ОГЭ по русскому языку. Блиц подготовка»
- ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование: типовые варианты: 20 вариантов /под ред. И.П. Цыбулько. - М.: Издательство «Национальное образование», 2018 г.
Лист самооценки
(в графах «Знаю», «Умею» поставьте знаки «+» или «-», исходя из ваших наблюдений, если у вас есть «-», заполняйте последний столбец таблицы- «Проблемы»)
Знаю | Умею | Проблемы |
1.Понятие текста и его признаки. | 1.Определять: а) тему текста; б) основную мысль текста; в) стиль; г) тип. | |
2.Признаки выразительного чтения | -выдерживать паузы и делать логическое ударение; -придавать голосу нужные эмоциональные окраски; -сознательно воспринимать текст; -правильно произносить слова в тексте | |
3.Монолог. | -определять замысел фотографа; -рассказать,что запечатлено на снимке; -выделять главное; -дать оценку фотокадру. | |
4.Диалог. | -определять ключевые слова в вопросе; -давать полные ответы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное собеседование по русскому языку 9 класс 2018 год
Устное собеседование по русскому языку 9 класс 2018 учебный год....
Устное собеседование по русскому языку.9 класс
Устное собеседование по русскому языку.9 класс...
Работа с текстом на уроках информатики в рамках подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку
В данном архиве представлены материалы из опыта работы на региональном семинаре учителей клуба "Лидер" по теме "Работа с текстом на уроках информатики в рамках подгото...
Видеоинструкция устного собеседования по русскому языку 9 класс
Видеоинструкция устного собеседования по русскому языку 9 класс...
Устное собеседование по русскому языку , 9 класс
Материал для подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе...
Подготовка к устному собеседованию по русскому языку 9 класс. Pабочий лист
Подготовка к устному собеседованию по русскому языку 9 класс. Pабочий лист...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...