Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Конспект открытого урока по теме:
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
(работа над тестовой частью)
Дата проведения : 17.03.2021
Цели урока:
1) повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ОГЭ-2021, умение применять знания на практике; подготовка к сдаче экзамена;
2) развитие творческого потенциала учащихся, выработка навыка работы над тестовой частью ОГЭ;
3) обеспечение ценностного отношения к совместной творческой деятельности;
4) воспитание познавательного интереса к русскому языку.
Задачи:
1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи, предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок, формирование умения применять полученные знания на практике, умение самостоятельно создавать собственное высказывание
2) развивающие: развитие любознательности, творческой, речевой и мыслительной активности, логического мышления, развитие коммуникативных возможностей учащихся, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме, отработка навыков использования раздаточного материала и выполнения тестовых заданий в формате ОГЭ;
3) воспитательные: воспитание у учащихся ответственности, организованности, самостоятельности, чувства коллективизма, эстетического вкуса, формирование психологической установки на успешное решение тестовой части ОГЭ.
Тип урока: урок развивающего контроля
Оборудование: компьютер с выходом на образовательную платформу ЯКласс, мультимедийная презентация к уроку, карточки, раздаточный материал, карта самоанализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к ОГЭ | 51.5 КБ |
Подготовка к ОГЭ | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по теме:
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
(работа над тестовой частью)
Дата проведения : 17.03.2021
Цели урока:
1) повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ОГЭ-2021, умение применять знания на практике; подготовка к сдаче экзамена;
2) развитие творческого потенциала учащихся, выработка навыка работы над тестовой частью ОГЭ;
3) обеспечение ценностного отношения к совместной творческой деятельности;
4) воспитание познавательного интереса к русскому языку.
Задачи:
1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи, предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок, формирование умения применять полученные знания на практике, умение самостоятельно создавать собственное высказывание
2) развивающие: развитие любознательности, творческой, речевой и мыслительной активности, логического мышления, развитие коммуникативных возможностей учащихся, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме, отработка навыков использования раздаточного материала и выполнения тестовых заданий в формате ОГЭ;
3) воспитательные: воспитание у учащихся ответственности, организованности, самостоятельности, чувства коллективизма, эстетического вкуса, формирование психологической установки на успешное решение тестовой части ОГЭ.
Тип урока: урок развивающего контроля
Оборудование: компьютер с выходом на образовательную платформу ЯКласс, мультимедийная презентация к уроку, карточки, раздаточный материал, карта самоанализа.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на работу на уроке.
Слово учителя:
После долгого зимнего сна
Не спеша оживает природа,
И приходит царевна – Весна,
Открывая собой утро года.
Весна долгожданна, весна прекрасна, весна очаровательна. Но какая-то смутная тревога не отпускает, сжимает сердце, не даёт наслаждаться весной в полную силу… (слайд № 2, появляется фотография ученика и учителя)
– Никого не напоминает вам этот испуганный ученик? (дети дают ответ)
- По-моему, именно так выглядит большинство девятиклассников при слове «ОГЭ»… А как же хочется, чтобы и учителя, и ученики выглядели вот так (слайд №3,).
- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Попробуйте сформулировать тему нашего урока?
(«Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа с тестовой частью»)
- Верно! Сегодняшний урок мы посвящаем не только весне, но и подготовке к решению большинства заданий тестовой части ОГЭ, чтобы встретить экзамен во всеоружии.
- Давайте вспомним, какие задания включает в себя тестовая часть? Что мы сегодня должны повторить?
(Постановка целей и задач урока. Слайд №4)
(«Грамматическая основа предложения», «Знаки препинания в сложных предложениях», «Типы подчинительной связи в словосочетаниях», «Орфографический анализ слов», «Анализ средств выразительности», «Лексический анализ слов»)
II. Актуализация знаний и умений.
- Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знание множества правил и понятий.
1. Фронтальный опрос. Ребята, проверим, насколько прочны ваши знания теории.
1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?
2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?
3. Из каких частей состоит СПП?
4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?
5. Как определить вид придаточного предложения?
6. Перечислите значения приставки ПРИ.
7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?
8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?
9. Назовите значения приставки ПРЕ.
10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?
11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.
12. Как отделяются друг от друга части ССП и СПП? Где именно ставится запятая?
- Молодцы, ребята! Вы превосходно справились с первым заданием. Переходим с вами к анализу текста.
II. - Ребята, кто хочет попробовать свои силы в выполнении на оценку всей тестовой части экзамена на платформе www.examen.ru (три человека за компьютером выполняют задания)
- А с остальными ребятами мы перейдем к анализу текста, который включает в себе задания 2,3,5)
(Индивидуальная работа. Слайд №5)
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания
Хотя роман его с Машенькой прод…лжался в те д…лекие годы не три дня не неделю а гораздо больше он (не) чу…ствовал (ни) какого (не) соответствия между д…йствительным врем…нем и тем другим врем…нем в к…тором он ж.л так как пам…ть его сов…рше(нн, н)о (не) учит…вала каждого мгновения а перескак…вала через пустые (не) нужные ему места я…стве(нн,н)о озаряя только то что было связа(нн,н)о с Машенькой и потому вых…дило так что (не) было (не) соответствия между ходом прошлой ж…зн… и ходом наст…ящей.
(По В.Набокову)
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания
( /Хотя роман его с Машенькой продолжался в те далекие годы не три дня, не неделю, а гораздо больше, /он не чувствовал никакого несоответствия между действительным временем и тем другим временем, /в котором он жил, /так как память его совершенно не учитывала каждого мгновения, а перескакивала через пустые, ненужные ему места, явственно озаряя только то, /что было связано с Машенькой, /и потому выходило так, /что не было несоответствия между ходом прошлой жизни и настоящей).
- Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. Определите тип этого сложного предложения.
(Сложное предложение со смешанными видами связи. Состоит из 7 простых предложений)
- Выпишите основу 5 части. Определите тип сказуемого.
(Грамматическая основа - "что было связано", составное именное сказуемое)
- Напишите номер части, которая осложнена однородными определениями.
(предложение 4, пустые, ненужные)
- Напишите номер части, которая осложнена обособленным обстоятельством.
(предложение 4, явственно озаряя только то)
- Выпишите из предложения слова, правописание которых определяется правилом: «В глаголах пишется суффикс – ЫВА-/-ИВА -, если в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени он не чередуется с суффиксом – У-/-Ю-, а остается неизменным.
(учитывала , перескакивала)
- Выпишите из предложения слово, правописание которого определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий»
(связано)
- Найдите в тексте орфограммы «Не с разными частями речи»
(не неделю, не чувствовал, несоответствия, не учитывала, ненужные, не было) .
- Выпишите из 7 части контекстные антонимы.
(прошлой и настоящей)
10. Назовите средство художественной выразительности в предложении :
(Память перескакивала через пустые места - метафора)
(Ответы на слайде №6)
III. Ребята, 6 задание (анализ средств выразительности) вызывает у многих выпускников затруднения. Давайте с вами вспомним основные средства выразительности речи.
КРОССВОРД - ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли учащиеся знают определения средств выразительности.
- Я вам читаю определение термина, ваша задача назвать средство выразительности.
(Учитель читает определение термина, задача обучающихся – НАЗВАТЬ средства выразительности, подняв карточку с правильным ответом)
1) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА)
2) Перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. (МЕТАФОРА)
3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)
4) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)
5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)
6) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
(слайд №7 с правильными ответами)
-Молодцы, ребята! А теперь закрепим наши теоретические знания на практике.
IV. Игра «Найди свой дом»
(Работа в группах).
-На ваших столах список основных терминов, которые вы должны знать для успешного выполнения задания. Вам даются предложения, в которых есть средство выразительности. Ваша задача распределить предложения под терминами. Будьте внимательны: одно предложение останется «без домика» (Ребята вклеивают предложения на лист с заданием)
- Ребята, давайте проверим, насколько хорошо вы справились с заданием (Дети поднимают выполненные работы)
V. Проверка учащихся, выполнивших работу на образовательной платформе
www.examen.ru
VI. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.
- Ребята, вы сегодня неплохо поработали. Попробуйте оценить вашу деятельность на уроке. Перед вами карты самоанализа. Попрошу их заполнить.
Слайд №12)
«Плюс – минус – интересно». Карта самоанализа
Я узнал….
Я научился…
Мне нужно усовершенствовать знания по теме: «Подготовка к ОГЭ».
VII. Домашнее задание
- Подготовиться к тестированию в формате ОГЭ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа с тестовой частью Тема урока
«Грамматическая основа предложения » « Знаки препинания в сложных предложениях», « Типы подчинительной связи в словосочетаниях», « Орфографический анализ слов», « Анализ средств выразительности », « Лексический анализ слов »
1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП? 2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С? 3. Из каких частей состоит СПП? 4. Когда причастный оборот выделяется запятыми? 5. Как определить вид придаточного предложения? 6. Перечислите значения приставки ПРИ. 7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные? 8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет? 9. Назовите значения приставки ПРЕ. 10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП? 11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными. 12. Как отделяются друг от друга части ССП и СПП? Где именно ставится запятая ? Фронтальный опрос
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания Хотя роман его с Машенькой прод … лжался в те д… лекие годы не три дня не неделю а гораздо больше он (не) чу… ствовал (ни) какого (не) соответствия между д… йствительным врем…нем и тем другим врем…нем в к…тором он ж.л так как пам … ть его сов… рше ( нн , н)о (не) учит…вала каждого мгновения а перескак …вала через пустые (не) нужные ему места я… стве ( нн,н )о озаряя только то что было связа ( нн,н )о с Машенькой и потому вых … дило так что (не) было (не) соответствия между ходом прошлой ж… зн … и ходом наст… ящей . (По В.Набокову ) Анализ текста (включает в себе задания 2,3,5)
Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. Определите тип этого сложного предложения. Выпишите основу 5 части. Определите тип сказуемого. Напишите номер части, которая осложнена однородными определениями. Напишите номер части, которая осложнена обособленным обстоятельством. Выпишите из предложения слова, правописание которых определяется правилом: «В глаголах пишется суффикс – ЫВА-/-ИВА -, если в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени он не чередуется с суффиксом – У-/-Ю-, а остается неизменным. Выпишите из предложения слово, правописание которого определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий» Найдите в тексте орфограммы «Не с разными частями речи» Выпишите из 7 части контекстные антонимы . Назовите средство художественной выразительности в предложении : Память перескакивала через пустые места
Сложное предложение со смешанными видами связи. Состоит из 7 простых предложений Грамматическая основа - "что было связано ", составное именное сказуемое предложение 4, пустые, ненужные предложение 4, явственно озаряя только то учитывала , перескакивала связано не неделю, не чувствовал, несоответствия, не учитывала, ненужные, не было . прошлой и настоящей Память перескакивала через пустые места - метафора
1) Чрезмерное преувеличение . 2) Перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. 3 ) Яркое, красочное прилагательное. 4) Уподобление одного предмета или явления другому. 5 ) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. 6 ) Неживой предмет приобретает свойства живого. Кроссворд-диктант
ГИПЕРБОЛА МЕТАФОРА ЭПИТЕТ СРАВНЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Средства выразительности речи
Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой . Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки. Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд. Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога. Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле . Ударил Змей Горыныч Ивана-царевича и вогнал по колено в сыру землю ... Незнакомец , не постучавшись, вошёл. Распредели предложения
РЕФЛЕКСИЯ Знания, умения, навыки Хорошо Не очень хорошо плохо Я ЗНАЮ: 1. Как найти грамматические основы 2. Как расставить знаки препинания в сложных предложениях 3. Как определить средства выразительности речи Я УМЕЮ: 1. Работать с тестовой частью 2. Работать в группе 3. Работать самостоятельно Я НАУЧИЛСЯ ( сь ): ____________________________________________________________________________: ____________________________________________________________________________ Оцени свою работу на уроке Ф.И._____________________
Подготовиться к тестированию в формате ОГЭ Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014
Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....
Использование ИКТ при подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью ОГЭ).
Использование ИКТ при подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью ОГЭ)....
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Конспект урока " Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над тестовой частью.
Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над тестовой частью.Представленный конспект урока может быть полезным материалом для подготовки к выполнению т...
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Урок подготовки к решению тестовой части Огэ призван помочь учащимся обобщить изученное. Материал дан в доступной форме, присутствует элемент игры. При подготовке к уроку было дано опережающее з...
Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"
Выпускникам 9 класса предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно? Конечно, это умение грамотно, правильно и ...
Конспект урока по теме: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Материалы урока позволяют повторить, обобщить и систематизировать полученные знания, необходимые для выполнения тестовых заданий по ОГЭ (с новыми изменениями), уметь применять их на практике, подготов...