Элективные курсы для 10-11 классов
элективный курс (11 класс)
Пояснительная записка
Курс «Лингвистический практикум» предназначен в качестве элективного курса для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10 классах.
Данная рабочая программа разработана для учащихся 10 классов общеобразовательной школы и составлена на основе авторской программы учителей Корольковой Е.В., Евтеевой О. В «Сборника программ элективных курсов № 12. Филологический и художественно-эстетический блок» – Краснодар, 2006.
Актуальность курса
Экзамен в виде тестов занимает достаточно прочные позиции. Его уровень сложности с каждым годом возрастает. Элективный курс "Лингвистический практикум " поможет учащимся повторить теоретические сведения по трудным разделам и темам языкознания, развить их практические умения и навыки по выполнению тестовых заданий.
Цель курса
Обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена.
Задачи курса
- подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку;
- формировать умение создавать собственный текст
В ходе изучения курса ученики должны
иметь представление
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации
знать
сведения о языке, соответствующие государственным программам и обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету
уметь
- применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
- оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
- применять приёмы сжатия текста;
- понимать и интерпретировать текст;создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
- аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Система форм контроля уровня достижений учащихся
промежуточный контроль – анализ текста и рецензия на предложенный текст; тесты по разделам
итоговый контроль – сочинение-рассуждение и взаимное рецензирование; итоговый тест
Организация деятельности учащихся:
- в зависимости от уровня представления понятия учащихся проводится мастерская по углублению теоретических сведений;
- в процессе работы с текстом – мастерская по лингвистическому, стилистическому анализу.
Предполагаются следующие формы обучения:
- установочные лекции по теории основных разделов базового курса “Русский язык”
- практические занятия
- самостоятельная работа с тестами
- сочинение по прочитанному тексту
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» города Когалыма
Пункт 2.2. Основной образовательной программы среднего общего образования,
(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»), утвержденной приказом
МАОУ «Средняя школа №6» от 31.08.2022 № 410
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
11 класс
Байгачёва О.М.
Когалым 2022 г
Пояснительная записка
Курс «Лингвистический практикум» предназначен в качестве элективного курса для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10 классах.
Данная рабочая программа разработана для учащихся 10 классов общеобразовательной школы и составлена на основе авторской программы учителей Корольковой Е.В., Евтеевой О. В «Сборника программ элективных курсов № 12. Филологический и художественно-эстетический блок» – Краснодар, 2006.
Актуальность курса
Экзамен в виде тестов занимает достаточно прочные позиции. Его уровень сложности с каждым годом возрастает. Элективный курс "Лингвистический практикум " поможет учащимся повторить теоретические сведения по трудным разделам и темам языкознания, развить их практические умения и навыки по выполнению тестовых заданий.
Цель курса
Обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена.
Задачи курса
- подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку;
- формировать умение создавать собственный текст
В ходе изучения курса ученики должны
иметь представление
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации
знать
сведения о языке, соответствующие государственным программам и обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету
уметь
- применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
- оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
- применять приёмы сжатия текста;
- понимать и интерпретировать текст;создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
- аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Система форм контроля уровня достижений учащихся
промежуточный контроль – анализ текста и рецензия на предложенный текст; тесты по разделам
итоговый контроль – сочинение-рассуждение и взаимное рецензирование; итоговый тест
Организация деятельности учащихся:
- в зависимости от уровня представления понятия учащихся проводится мастерская по углублению теоретических сведений;
- в процессе работы с текстом – мастерская по лингвистическому, стилистическому анализу.
Предполагаются следующие формы обучения:
- установочные лекции по теории основных разделов базового курса “Русский язык”
- практические занятия
- самостоятельная работа с тестами
- сочинение по прочитанному тексту
Содержание курса
Введение
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с кодификатором и спецификацией экзамена.
Подготовка к тестовым заданиям
Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. Индивидуально-авторские слова. Тропы. Фразеологические обороты.
Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова.
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.
Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры.
Орфография. Орфографические нормы.
Пунктуация. Пунктуационные нормы.
Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи.
Подготовка к сочинению
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к экзамену
Тренинг в формате тестовых заданий по различным разделам языкознания. Индивидуальная коррекция ошибок.
Учебно-тематическое планирование
Раздел программы | Тема | ||
Кол-во часов | Дата проведения | ||
1. Введение | Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с кодификатором и спецификацией экзамена. | 1 | |
2. Подготовка к заданиям тестовой части | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | 3 | |
Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. | 2 | ||
Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуально-авторские слова. Лексика ограниченной сферы употребления. | 3 | ||
Лексические выразительные средства. Тропы. | 3 | ||
Фразеология. | 3 | ||
Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова. | 3 | ||
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. | 2 | ||
Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | 3 | ||
Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. | 2 | ||
Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. | 3 | ||
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | 2 | ||
Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. | 3 | ||
Орфография. Орфографические нормы. | 3 | ||
Пунктуация. Пунктуационные нормы. | 3 | ||
Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. | 2 | ||
Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. | 2 | ||
Текст. Стили и типы речи. | 2 | ||
3. Подготовка к сочинению по прочитанному тексту | Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. | 3 | |
Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). | 2 | ||
Выявление и формулировка авторской позиции. | 2 | ||
Способы аргументации собственного мнения. | 3 | ||
Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. | 3 | ||
Практикум по написанию сочинения. | 4 | ||
4. Комплексная подготовка к экзамену. | Тренинг в формате промежуточного экзамена. Индивидуальная коррекция ошибок. Сочинение-рассуждение и взаимное рецензирование. Итоговый тест. | 6 |
Критерии оценивания
«5» - Письменные работы учащегося ( тесты, практическик работы, индивидуальная
подготовка) полностью выполнены в соответствии с поставленными перед ним
коммуникативными задачами. При устном ответе показателями богатства речи
являются большой объём активного словаря и развитой грамматический строй –
уместное использование в речи слов, их форм и разнообразных синтаксических
конструкций. Выразительность речи создаётся с помощью отбора языковых средств,
соответствующих условиям и задачам общения.
«4» - В письменных работах допущено незначительное колличество ошибок. При
устном ответе ученик владеет достаточным словарным запасом, однако
прослеживается однообразие грамматического строя речи, что не позволяет точно и
понятно выразить свою мысль.
«3» - Письменные работы выполнены на 60 %. Устные ответы отличаются
бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
«2» - Письменные работы выполнены менее, чем на 60 %. В устных ответах
необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное
употребление слов и выражений, ограниченность словарного запаса.
Список рекомендуемой литературы для ученика
- Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ, авторы
составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интеллект-Центр, 2019.
- Самое полное издание типовых вариантов реальных тестовых заданий. 2019. Русский
язык/ ФИПИ, авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2018.
- ЕГЭ 2019. Русский язык. Экзаменационный тренажёр. Г. Т. Егораева. – М.:
Издательство «Экзамен», 2018.
- ЕГЭ 2019. Русский язык. Типовые тестовые задания. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.
Учебно-методический комплекс для учителя
- Методические рекомендации для учителей. подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по русскому языку. Цыбулько И. П. Издательство «Экзамен». –М.: Экзамен, 2018.
- ЕГЭ 2018. Русский язык, 11 класс. Спецификация. Кодификатор.
Русский язык. подготовка к ЕГЭ. Книга 2. Мальцева Л.И., Смеречинская Н.М. – М.:
Издательство «Экзамен», 2018.
- ЕГЭ 2019. 100 баллов. Русский язык. Задание части 2. Комментарий к основной проблеме текста. Егораева Г.Т. . – М.: Издательство «Экзамен», 2018.
- ЕГЭ. Русский язык. 100 экзаменационных сочинений на "отлично". – М.: Издательство «Экзамен», 2018.
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ»
Байгачёва О.М.
Г. Когалым 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа данного курса предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к итоговому сочинению по литературе в 11 классе.
Основное содержание программы составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к сочинению по литературе в 11 классе.
Место курса в образовательном процессе
Курс рассчитан для учащихся 10 классов. Все часы имеют практическую направленность, что дает возможность учащимся систематизировать теоретический материал, закрепить его на практике.
Обеспечение курса
Программа рассчитана на 34 часов. Состоит из теоретического материала, из вопросов и заданий практического характера. Больше времени отводится на практическую часть, так как часть теоретического материала знакома учащимся. Во время практических занятий проводится промежуточный контроль. Такое распределение часов является более целесообразным.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
- Системность,
- Целостность,
- Объективность,
- Научность,
- Доступность для обучающихся.
Значимость курса состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.
С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат: перед ними сформулированы цели курса.
Цель курса:
- научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;
- подготовить учащихся к написанию сочинения в 11 классе;
- оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;
- способствовать интеллектуальному развитию ученика;
- воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.
Задачи курса:
Теоретические:
- Освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете;
Развивающие:
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
- Развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку;
Практические:
- Совершенствование коммуникативных умений;
- Овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией;
Воспитательные:
- Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;
- Воспитание интереса и любви к русскому языку;
- Воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
- Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
- Воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.
Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить его размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.
Методы обучения: исследовательские, иллюстративные, традиционные (наблюдения, исследования).
Формы организации учебных занятий:
Основной тип - практикум. Каждая тема практикума начинается с постановки задачи-характеристики образовательного продукта (отдельные части сочинения или сочинение), который предстоит создать учащимся. Алгоритм выполнения задания простраивается совместно на занятии; в ходе выполнения заданий учащиеся пользуются справочной литературой.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Итоговое сочинение» учащиеся должны знать
- тип речи рассуждение и его отличительные особенности (цель структурные компоненты, языковые средства);
- композицию текста рассуждения;
- виды рассуждения.
Уметь
- адекватно понимать информацию прочитанного текста;
- использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
- самостоятельно подбирать и правильно использовать художественный материал;
- самостоятельно конструировать ту или иную структуру предложения и использовать ее в сочинении;
- владеть навыками стилистической правки текста;
- создавать текст сочинения-рассуждения.
Владеть
- коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.
Формы изучения курса:
-групповая и индивидуальная;
-работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к экзамену, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями экзамена, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный экзамен, использование различных каналов поиска информации.
Способы оценивания обучающихся
Предметом диагностики и контроля в курсе являются внешние образовательные продукты учащихся, а именно: сочинения-рассуждения по предложенным литературным произведениям.
Теоретической основой данного курса является:
- лингвистический, стилистический анализ текста;
- система языковых понятий и функционирования;
- различные виды упражнений и заданий, стимулирующие активные речевые действия и задачи.
Применяемые технологии:
- технология исследовательской деятельности обучающихся;
- технология системно-деятельностного подхода;
- технология обучения в сотрудничестве.
Работы проверяются по критериям (Приложение).
Проверка достигаемых обучающимися результатов производится в следующих формах:
- текущая диагностика и оценка учителем деятельности обучающихся ( практические работы);
- текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
- итоговая оценка деятельности и образовательной продукции обучающегося в соответствии с критериями;
- итоговая качественная оценка индивидуальной деятельности обучающихся учителем в виде отзыва или рекомендации;
- промежуточный контроль проводится после каждого раздела, а итоговый- в конце курса.
Планируемый результат
Содержание курса структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция- овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая компетенция- систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении. Его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция- осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Используемая литература
1.А.Г.Нарушевич, И.С.Нарушевич. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе.
Ростов-на-Дону, «Легион», 2014.
2.Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.
Ростов-на-Дону, «Легион», 2014.
Учебно-тематический план
№ п/п | Перечень разделов | Всего часов | Количество лекционных занятий | Количество практических занятий | Форма проведения |
1 | Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Нормативные документы по подготовке к написанию сочинения по литературе. Примерные направления тематики сочинений. | 1 | 1 | - | Лекция |
2 | Композиция сочинения. Алгоритм работы над сочинением. | 2 | 1 | 1 | Лекция |
3 | Блок 1. "Смелость и трусость" Он и она | 4 | 1 | 3 | Лекция Творческая работа |
4 | Рецензирование, редактирование собственной творческой работы | 2 | - | 2 | Творческая работа |
5 | Блок 2. "Цели и средства"Гордость и смирение | 4 | 1 | 3 | Лекция Самостоятельная работа |
6 | Рецензирование и редактирование творческих работ. | 2 | - | 2 | Самостоятельная работа |
7 | Блок 3. "Равнодушие и отзывчивость"Добро и зло | 4 | 1 | 3 | Лекция Творческая работа |
8 | Самостоятельная творческая работа над редактированием текстов | 2 | - | 2 | Самостоятельная творческая работа |
9 | Блок 4. "Верность и измена"Надежда и отчаяние | 4 | 1 | 3 | Лекция Самостоятельная работа |
10 | Самостоятельная творческая работа над редактированием текстов | 2 | - | 2 | Самостоятельная творческая работа |
11 | Блок 5. Война и мир | 4 | 1 | 3 | Лекция Самостоятельная творческая работа |
12 | Самостоятельная творческая работа над редактированием текстов | 2 | - | 2 | Самостоятельная творческая работа |
13 | Подведение итогов | 1 | 1 | ||
Всего | 34 | 7 | 24 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»
Курс рассчитан на 34 часов, 1 час в неделю, в том числе 30 час практических занятий.
Тема 1. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе Знакомство с основными целями и задачами курса. Критерии оценки творческой работы. Примерные направления тематики сочинений. (1 час)
Тема 2. Композиция сочинения. Алгоритм работы над сочинением.
Структура сочинения (вступление его виды, основная часть, заключение и его виды). Абзацное членение. Речевые клише. Памятка работы над сочинением. (2 часа).
Тема 3. Блок 1. "Смелость и трусость" (4 часа).
Примерные темы блока. Обсуждение произведений художественной литературы. Цитаты к сочинению. Аргументы. Оформление работы, Изложение собственного мнения по проблеме.
Тема 4. Рецензирование творческой работы (2 часа).
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 5. Блок 2. "Цели и средства" (4 часа).
Примерные темы блока. Обсуждение произведений художественной литературы. Цитаты к сочинению. Аргументы. Оформление работы, Изложение собственного мнения по проблеме.
Тема 6. Рецензирование творческой работы (2 часа).
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 7. Блок 3. "Равнодушие и отзывчивость" (4 часа).
Примерные темы блока. Обсуждение произведений художественной литературы. Цитаты к сочинению. Аргументы. Оформление работы, Изложение собственного мнения по проблеме.
Тема 8. Самостоятельная творческая работа над редактированием текста (2 часа).
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 9. Блок 4. "Верность и измена" (4 часа).
Примерные темы блока. Обсуждение произведений художественной литературы. Цитаты к сочинению. Аргументы. Оформление работы, Изложение собственного мнения по проблеме
Тема 10. Самостоятельная творческая работа над редактированием текста (2 часа)
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 11. Блок 5. "Человек и общество" (4 часа)
Примерные темы блока. Обсуждение произведений художественной литературы. Цитаты к сочинению. Аргументы. Оформление работы, Изложение собственного мнения по проблеме.
Тема 12. Самостоятельная творческая работа над редактированием текста (2 часа).
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 13. Подведение итогов (1 час).
Приложение
Требования к классическому выпускному сочинению
- Раскрытие темы.
- Умелое использование знания художественных текстов, литературно - критических работ, фактов литературной жизни (эпохи, направления, течения, кружки и т.д.), фактов истории, культуры.
- Анализ художественной формы, эстетическая значимость произведения. Использование минимальной терминологии литературоведения.
- Правильное логическое построение, композиционная стройность.
- Стилевое оформление (сочинение должно быть прежде всего доказательным рассуждением на заданную тему: выдвигается тезис – следует доказательство: примеры из текста, анализ фрагментов текста, анализ образов; - собственные выводы).
- Следование языковым нормам.
- Сочинение оценивается по пяти критериям.
- Критерии №1 и №2 являются основными.
- Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
- При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Критерии оценивания итогового сочинения по литературе | |
1.Соответствие теме | Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). |
2.Аргументация. Привлечение литературного материала | Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). |
3. Композиция | Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). |
4. Качество речи | Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). |
5. Грамотность | Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ «Средняя школа № 6»
от №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ»
Учитель: Байгачёва О.М.
Г. Когалым 2022
Пояснительная записка
Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение» предназначен для учащихся 10-11 классов. Курс рассчитан на 34 часа.
Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Актуальность данного элективного курса заключается в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания, позволяют подготовить учащихся к сочинению-рассуждению по русскому языку в 11 классе. А также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.
Обеспечение курса
Программа рассчитана на 34 часов. Состоит из теоретического материала, из вопросов и заданий практического характера. Больше времени отводится на практическую часть, так как часть теоретического материала знакома учащимся. Во время практических занятий проводится промежуточный контроль. Такое распределение часов является более целесообразным.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
Системность,
Целостность,
Объективность,
Научность,
Доступность для обучающихся.
Значимость курса состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.
С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат: перед ними сформулированы цели курса.
Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
Задачи курса:
- развитие коммуникативной компетенции обучающихся;
- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
- овладение нормами русского литературного языка;
- обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте смысловую информацию;
- формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное отношение к содержанию исходного текста;
- обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;
- воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова.
Методы обучения: исследовательские, иллюстративные, традиционные (наблюдения, исследования).
Формы организации учебных занятий:
Основной тип - практикум. Каждая тема практикума начинается с постановки задачи-характеристики образовательного продукта (отдельные части сочинения или сочинение), который предстоит создать учащимся. Алгоритм выполнения задания простраивается совместно на занятии; в ходе выполнения заданий учащиеся пользуются справочной литературой.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Сочинение-рассуждение» учащиеся должны
знать:
- теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;
уметь применять такие коммуникативные умения как умение:
- интерпретировать содержание исходного текста;
- последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
- выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
- создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения части С;
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
владеть:
- коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.
Формы изучения курса:
-групповая и индивидуальная;
-работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к экзамену, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями экзамена, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный экзамен, использование различных каналов поиска информации.
Способы оценивания обучающихся
Предметом диагностики и контроля в курсе являются внешние образовательные продукты учащихся, а именно: сочинения-рассуждения по предложенным литературным произведениям.
Работы проверяются по критериям
Проверка достигаемых обучающимися результатов производится в следующих формах:
-текущая диагностика и оценка учителем деятельности обучающихся (практические работы);
-текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
-итоговая оценка деятельности и образовательной продукции обучающегося в соответствии с критериями;
-итоговая качественная оценка индивидуальной деятельности обучающихся учителем в виде отзыва или рекомендации;
-промежуточный контроль проводится после каждого раздела, а итоговый- в конце курса.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
элективного курса «Сочинение-рассуждение»
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
Всего | Теор | Прак | ||||
1 | Введение. Требования к 27 заданию | 1 | 1 | Лекция | Конспект | |
2 | Как правильно понять исходный текст | 4 | 1 | 3 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | Исследовательская деятельность |
3 | Формулировка основной проблемы исходного текста | 5 | 1 | 4 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | Практикум |
4 | Комментируем основную проблему текста | 5 | 1 | 4 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Экспертная оценка | Практическая работа |
5 | Позиция автора и способы её выражения. | 5 | 1 | 4 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Экспертная оценка | Работа с текстом |
6 | Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. | 5 | 1 | 4 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Экспертная оценка | Составление таблицы |
7 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
| 4 | 1 | 3 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум. Рецензирование, экспертная оценка | Исследовательская работа |
8 | Экспертная оценка сочинения | 2 | 2 | Презентация, рецензирование, экспертная оценка | Рецензия сочинения | |
9 | Итоговые контрольные вопросы и задания. | 1 | 1 | Комплексное применение знаний | ||
10 | Контрольное сочинение-рассуждение. | 2 | 2 | Контрольная работа | Творческая работа | |
Всего | 34 | 7 | 27 |
Содержание курса «Обучение сочинению-рассуждению»
Тема 1. Введение. Требования к части С. (1 час).
Формулировка задания части С ЕГЭ по русскому языку. Шкала оценивания заданий с развернутым ответом. Термины, встречающиеся в формулировке задания в критериях оценивания. Этапы выполнения задания с развернутым ответом.
Тема 2. Как правильно понять исходный текст. (4 часа).
Виды текста. Информативность текста. «Расшифровка» информации текста. Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении. Форма вступления. Форма заключения. Практическая работа с текстом.
Тема 3. Формулировка основной проблемы исходного текста. (5 часов).
Что такое проблема текста? Проблемы в художественных и публицистических текстах. Типичные ошибки, связанные с пониманием и формулировкой проблемы. Практическая работа с текстом.
Тема 4. Комментируем основную проблему текста. (5 часов).
Комментарий – результат исследования. Способ развития мысли. Построение логической схемы по тексту. Типичные ошибки. Практическая работа с текстом.
Тема 5. Позиция автора и способы её выражения. (5 часов).
Определение авторской позиции. Круг рассматриваемых вопросов в тексте. Изобразительно-выразительные средства языка для понятия авторской позиции. Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. Цель языкового анализа исходного текста. Средства выразительности, их роль. Типичные ошибки в определении позиции автора текста. Практическая работа с текстом.
Тема 6. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. (5 часов).
Логические приемы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции. Понятие и образ, образ и понятие на основе сходства по смыслу. Типичные ошибки. Практическая работа с текстом.
Тема 7. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. (4 часа).
Цель вступления. Цель заключения. Точность и выразительность речи. Типичные ошибки. Практическая работа с текстом.
Тема 8. Экспертная оценка сочинения. (2 часа).
Проверка работы и исправление ошибок. Типы ошибок. Практическая работа с текстом.
Тема 9. Итоговые контрольные вопросы и задания. (1 час)
Тема 10. Контрольное сочинение-рассуждение. (2 часа).
Методическое обеспечение программы
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений обучающий получал в результате практической деятельности. Практические занятия - работа с текстами, со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка,
Техническую оснащённость курса обеспечивают телевизор, магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер, видеозаписи.
Учебно-методическое обеспечение: таблицы, комплекты карточек, тексты.
Список рекомендуемой литературы для учителя и обучающихся:
1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2010
2. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2011
3. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на ЕГЭ.- М.: Айрис Пресс, 2011 4. Егораева Г.Т.. ЕГЭ 2011. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). Практикум. -М.: Экзамен, 2012 г.
5. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
6. Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Алгоритмы рассуждения при выборе ответа.- М.: Просвещение, 2010 г.
7. Пахнова Т.М. Русский язык. ЕГЭ 2011. Работа с текстом.- М.: Дрофа, 2011 г.
8. Пучкова Л.И. ЕГЭ 2011. Типовые тестовые задания. Русский язык.- М.: Экзамен, 2011 г. 9. Симакова Е.С.Русский язык. «Сочинение». Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.- М.:АСТ, 2012 г. 10. Сенина Н.А.Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10-11 кл. –М.: Легион, 2013
Интернет-ресурсы
Материалы сайтов:
Критерии оценки сочинения ЕГЭ
№ | Критерии оценивания ответа | Баллы |
I | Содержание сочинения |
|
К1 | Формулировка проблем исходного текста |
|
| Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. | 1 |
| Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. | 0 |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
|
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. | 3 |
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. | 2 |
| Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы, или в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста. | 1 |
| Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована или прокомментирована без опоры на исходный текст, | 0 |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста |
|
| Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. | 1 |
| Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. | 0 |
К4 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме |
|
| Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). | 3 |
| Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только один аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. | 2 |
| Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл один аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт. | 1 |
| Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), | 0 |
II | Речевое оформление сочинения |
|
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: | 2 |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. | 1 |
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста. | 0 |
К6 | Точность и выразительность речи |
|
| Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. | 2 |
| Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, | 1 |
| Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. | 0 |
III | Грамотность |
|
К7 | Соблюдение орфографических норм |
|
| орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 3 |
| допущено не более 2-х ошибок | 2 |
| допущено 3–4 ошибки | 1 |
| допущено более 4-х ошибок | 0 |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм |
|
| пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 3 |
| допущено 1–3 ошибки | 2 |
| допущено 4–5 ошибок | 1 |
| допущено более 5-и ошибок | 0 |
К9 | Соблюдение языковых норм |
|
| грамматических ошибок нет | 2 |
| допущено 1–2 ошибки | 1 |
| допущено более 2-х ошибок | 0 |
К10 | Соблюдение речевых норм |
|
| допущено не более 1 речевой ошибки | 2 |
| допущено 2–3 ошибки | 1 |
| допущено более 3-х ошибок | 0 |
К11 | Соблюдение этических норм |
|
| этические ошибки в работе отсутствуют | 1 |
| допущены этические ошибки (1 и более) | 0 |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
|
| фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | 1 |
| допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале | 0 |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) | 24 |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения (сноска 1).
1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов (сноска 2).
2. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
- К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
- К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
- К7 – допущено не более двух ошибок;
- К8 – допущено одна – три ошибки;
- К9 – грамматических ошибок нет;
- К10 – допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается 0 баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Сноска 1. При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два
слова).
Сноска 2. Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 24 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31205)
«61. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом...
62. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
Существенным расхождением считается расхождение в 8 и более первичных баллов между суммами баллов, выставленных первым и вторым экспертами за выполнение задания 25 (по всем 12 позициям оценивания).
В этом случае третий эксперт должен выставить баллы только по тем позициям оценивания, по которым баллы, выставленные первым и вторым экспертами, различаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»
Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...
Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса
Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...
Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки кГИА по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...
Элективные курсы: "Учитесь переводить 9 класс","Любите путешествовать? Добро пожаловать в Британию 9 класс","Употребление фразовых глаголов в современном английском языке 10 класс"
Элективные курсы для 9, 10, 11 классов...
рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы
Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....
Английская и американская литература. Элективный курс для профильных гуманитарных классов (10-11 класс)
Основной целью программы является знакомство учащихся с развитием английской литературы, литературными направлениями и течениями, творчеством наиболее известных писателей и литературных деятелей...