Рабочая программа курса по русскому языку для 9 класса «Подготовка к написанию сочинения на ОГЭ»
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Данный курс содержит уроки, сгруппированные по темам в соответствии с кодификатором и спецификацией ОГЭ по русскому языку на 2019-2020 учебный год.   Направленность курса «Подготовка к ОГЭ» способствует становлению у детей учебной самостоятельности и навыков грамотного письма, развивает интерес к изучению русского языка и помогает подготовиться к ОГЭ. 

Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников и состоит из следующих разделов: «Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему», «Сочинение - рассуждение на тему, связанную с анализом текста», «Сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова)». Программа не допускает учебных перегрузок для школьников.

Данный курс рассчитан на учащихся 9 классов. Программа рассчитана на 17 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ   « Усть-Удинская СОШ№2»

Рабочая программа

курса по русскому языку

для 9 класса

«Подготовка к написанию сочинения на ОГЭ»

Учитель: Крыс Ольга  Анатольевна

2020 год

Пояснительная записка

Данный курс содержит уроки, сгруппированные по темам в соответствии с кодификатором и спецификацией ОГЭ по русскому языку на 2019-2020 учебный год.   Направленность курса «Подготовка к ОГЭ» способствует становлению у детей учебной самостоятельности и навыков грамотного письма, развивает интерес к изучению русского языка и помогает подготовиться к ОГЭ. 

Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников и состоит из следующих разделов: «Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему», «Сочинение - рассуждение на тему, связанную с анализом текста», «Сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова)». Программа не допускает учебных перегрузок для школьников.

Данный курс рассчитан на учащихся 9 классов. Программа рассчитана на 17 часов.

Цели:

  1. Повторить теорию школьного курса русского языка.
  2. Выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путем практических занятий.
  3. Повысить интерес учащихся к русскому языку.
  4. Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся.
  5. Помочь учащимся в подготовке к ОГЭ по русскому языку.
  6. Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников.

Перед учениками ставится ряд задач:

  1. Знать нормы русского литературного языка.
  2. Орфографические и пунктуационные правила русского языка
  3. Владеть приемами лингвистического анализа.
  4. Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.
  5. Писать сочинения по заданным текстам.
  6. Писать сжатое изложение

В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:

  1. Орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (изложения и сочинения)
  2. Анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования.
  3. Применять полученные теоретические знания на практике (выполнять тестовые задания, писать сочинения и сжатые изложения).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Спецификация третьей части экзаменационной работы

Третья часть экзаменационной работы – сочинение-рассуждение, содержащее аргументацию, включающую примеры из исходного текста: 15.1- сочинение - рассуждение на лингвистическую тему; 15.2 – сочинение - рассуждение на тему, связанную с анализом текста; 15.3 – сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова).

Обучающиеся должны знать: основные правила работы с текстом.

Обучающиеся должны уметь: различать характер творческих заданий к тексту.

Понятийно-справочный аппарат

Терминология формулировок творческого задания: текст, тема, основная мысль; типы текста (повествование, описание, рассуждение); типы рассуждения (индуктивное и дедуктивное); доказательства в рассуждении; типы аргументации; композиция текста; логические и фактические ошибки.

Обучающиеся должны знать:

  • понятийно-справочный аппарат.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать понятия, связанные с анализом и построением текста.

Критерии оценивания творческой работы

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  • работать со стилистическими синонимами.

Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). Понимание смысла определения и комментарий к нему. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста: один из указанного текста, другой – из жизненного опыта. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему; рассуждения по прочитанному тексту; рассуждения на морально-этическую тему.

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; подбирать примеры-аргументы из указанного текста и из жизненного опыта, доказывающие правильность понимания определения; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

Введение. Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ.

1

Текущий контроль

Сочинение на лингвистическую тему

6

Текущий контроль. Сочинение

Сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом текста

5

Текущий контроль. Сочинение

Сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова)

5

Текущий контроль. Сочинение

Итого:

17 часов

 Методическое обеспечение.

  1. Сенина Н.А.  «Русский язык. Подготовка к ОГЭ – 2016». Легион. Ростов-на-Дону, 2016.
  2. Сенина Н.А. «Русский язык. Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки». Легион. Ростов-на-Дону, 2016.
  3. «Русский язык. 9 класс: учебник. Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. М.: Просвещение, 2011.
  4. Корчагина Е. В. Русский язык: Сочинение: 9-й кл. – М., 2009.
  5. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под редакцией И. П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 240 с. – (ОГЭ. ФИПИ – школе).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды деятельности

Требования к знаниям и умениям учащихся

Дата

1

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом

1

изучение нового материала

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ.

Знать: критерии оценивания выполненных заданий

Уметь заполнять бланки экзаменационной работы

2

Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерия оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

1

изучение нового материала

Ознакомление с критериями оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Структура данного вида работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Знать: критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

 

3

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Подбор аргументов. Терминология формулировок творческого задания

1

изучение нового материала

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Лексические и грамматические явления для аргументации

Знать алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Уметь подбирать   лексические и грамматические явления для аргументации

4

Выразительно-изобразительные средства лексики и синтаксиса и их роль в речи.

1

повторительно-обобщающий урок

Лексика. Тропы и фигуры речи.

Знать средства выразительности

Уметь использовать их в тексте

5

Выполнение заданий по тексту

1

Практикум

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Разбор ученических работ с комментариями эксперта

Уметь: подбирать аргументы, выполнять задания по тексту

6

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

развитие речи

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Уметь: подбирать   лексические и грамматические явления для аргументации

7

Анализ сочинения

1

повторительно-обобщающий урок

Работа над ошибками

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Уметь находить ошибки в тексте

8

 Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Критерии оценки. Композиция сочинения-рассуждения 15.2.

1

изучение нового материала

Информационная обработка текста. Основная мысль. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста, критерии оценивания задания 15.2

9

Виды информации в художественном тексте. Примеры – аргументы из текста. Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста.

1

изучение нового материала

Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Работа с текстом.

Знать:  алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста

10

Выполнение заданий по тексту

1

Практикум

Подбор аргументов в сочинении- рассуждении. Разбор ученических работ с комментариями эксперта

Уметь: подбирать аргументы, выполнять задания по тексту

11

Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста

1

развитие речи

Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста

12

Анализ сочинения

1

повторительно-обобщающий урок

Работа над ошибками

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Уметь находить ошибки в тексте

13

Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). Критерии оценки. Композиция сочинения-рассуждения 15.3.

1

изучение нового материала

Информационная обработка текста. Критерии оценки.

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3, критерии оценивания задания 15.3. Уметь: писать сочинение-рассуждение

14

Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения слова с основной мыслью текста. Типичные ошибки при формулировании и комментировании значения слова

2

изучение нового материала

Алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3.

Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста. Знать технику написания сочинения-рассуждения

15

Выполнение заданий по тексту

1

Практикум

Подбор аргументов в сочинении- рассуждении. Разбор ученических работ с комментариями эксперта

Уметь: подбирать аргументы, выполнять задания по тексту

16

Сочинение-рассуждение. Задание 15.3

1

урок развития речи

Сочинение-рассуждение. Задание 15.3

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3

Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста

17

Анализ сочинения

1

повторительно-обобщающий урок

Работа над ошибками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).

Конспект урока русского языка  по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ)....

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс "Подготовка к ЕГЭ: сочинение - рассуждение".

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ: сочинение-рассуждение» содержит систематизированные  теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения на экзамене, а также задания и метод...

Рабочая программа курса "Секреты русского языка" 6 класс

Рабочая программа курса "Секреты русского языка" класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Практика написания сочинения». 11 класс

Факультативный курс «Практика написания сочинения» предназначен для учащихся 11 класса.Рабочая программа курса по русскому языку составлена на основе авторской программы элективного курса ...