РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Практика написания сочинения». 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс)

Недошковская Дина Анатольевна

Факультативный курс «Практика написания сочинения» предназначен для учащихся 11 класса.

Рабочая программа курса по русскому языку составлена на основе авторской программы элективного курса «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ» под редакцией А. Г. Нарушевича (М: Просвещение, 2012г), в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1867 (с изменениями), с учетом основной образовательной программы МБОУ «ЗСШ» и Учебного плана школы, утвержденного приказом директора школы № 01-16/206 от 03.06.2022г.

На факультативный курс ««Практика написания сочинения» в 11 классе школьным компонентом выделяется 1 ч в неделю, итого -34 часа в 2022-23 учебном году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._uchimsya_p.s.11.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МЕТЕЛЕВСКАЯ ШКОЛА КУПИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАССМОТРЕНО        СОГЛАСОВАНО        УТВЕРЖДЕНО

На заседании ШМО        Зам. директора по УВР        Приказом директора

Протокол №         Л. Е. Семенюк        №

от « 25» августа 2022 г.        «30 » августа 2022 г.        от «31 » августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  КУРСА  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Практика написания сочинения»

Разработчики:

Л.Е.Семенюк

А.Г.Гончаренко

Д.А.Недошковская

учителя русского

 языка и литературы

2022-2023

Пояснительная записка

Факультативный курс «Практика написания сочинения» предназначен для учащихся 11 класса.

Рабочая программа курса по русскому языку составлена на основе авторской программы элективного курса «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ» под редакцией А. Г. Нарушевича (М: Просвещение, 2012г), в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1867 (с изменениями), с учетом основной образовательной программы МБОУ «ЗСШ» и Учебного плана школы, утвержденного приказом директора школы № 01-16/206 от 03.06.2022г.

На факультативный курс ««Практика написания сочинения» в 11 классе школьным компонентом выделяется 1 ч в неделю, итого -34 часа в 2022-23 учебном году.

Цели данного факультативного курса:

  • подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку;
  • развитие творческих способностей личности;

-развитие логического мышления

-развитие связной монологической речи

  • овладение учащимися свободной письменной речью;

Задачи факультативного курса:

  • помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания части С на ЕГЭ:
  • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
  • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
  • совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
  • формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

-привитие способности к самостоятельной деятельности

Общая характеристика факультативного курса

Анализ результатов ЕГЭ ( части С ) показал, что наиболее типичные ошибки в работах выпускников связаны с неумением:

-понимать информацию, заложенную в тексте;

-ясно, связно, последовательно излагать собственные мысли,

-аргументировано доказывать свою позицию,

-с недостаточным уровнем функциональной грамотности школьников по русскому языку.

Факультативный курс учит развивать мысль на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Работа над сочинением приобщает учащегося к творчеству, позволяет выразить свою позицию, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Работа по подготовке к ЕГЭ как особой форме итоговой аттестации направлена на формирование личностных, предметных, метапредметных результатов:

Личностные результаты учебной деятельности:

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному;
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

Предметные результаты:

  1. опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте, базирующийся на:

-умении анализировать содержание читаемого текста;

  • умении формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;

-умении аргументировано доказывать собственную позицию;

-умении структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;

  1. опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования выразительных средств;
  2. опыт оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Метапредметные результаты:

-умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, приводить аргументы, делать выводы;

-умение самостоятельно организовывать сою деятельность, определять сферу своих интересов;

-умение работать с различными источниками информации.

Учащиеся научатся:

  • понимать и интерпретировать прочитанный текст;
  • понимать        и        толковать        значения        русских        слов        с        национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
  • формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи;
  • создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль;
  • владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
  • анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на читательский опыт);

уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно-анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

Введение. Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ. Критерии оценки.

Фонетика и орфоэпия. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики.

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Морфемика и словообразование. Морфемы. Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. Выразительные средства словообразования.

Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.

Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные предложения. Простое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики.

Орфография. Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и

суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ.

Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (при обращении, однородных членах предложения, обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, сравнительных оборотах, уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ.

Речеведение. Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов – рассуждений.

Выразительные средства языка. Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование по факультативному курсу «Практика написания сочинений» для 11-го класса составлено с учетом программы воспитания МБОУ Метелевской СОШ. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

  • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
  • к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи;
  • к Родине, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
  • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
  • к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
  • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
  • к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
  • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
  • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
  • к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Тема

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Подготовка к заданиям части 1

20

3.

Подготовка к сочинению части 2

9

4.

Комплексная подготовка к ЕГЭ

4

Календарно-тематическое планирование 11 класс (34 часа в год)

Название раздела

Кол-

во часов

№ урока

Тема урока

Дата

по плану

Факти ческая

Введение

1

1.

Знакомство с демоверсией, кодификатором

и спецификацией ЕГЭ.

Подготовка к заданиям базового и повышенного уровней

20

2.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы

3.

Лексика. Лексические нормы. Слова-

паронимы

4.

Лексические выразительные средства.

Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика.

5.

Лексические выразительные средства.

Тропы.

6.

Фразеология

7.

Морфемика и словообразование. Значимые

части слова. Основные способы образования слов.

8.

Морфология. Самостоятельные и

служебные части речи

9.

Морфологические нормы. Грамматические

ошибки.

10.

Синтаксис. Словосочетание.

11.

Синтаксис. Предложение.

12.

Простое, осложнённое, сложное

предложение.

13.

Синтаксические нормы. Грамматические

ошибки

14.

Синтаксические выразительные средства.

15.

Орфография.

16.

Орфографические нормы

17.

Пунктуация.

18.

Пунктуационные нормы

19.

Текст. Понимание текста.

20.

Способы и средства связи предложений в

Тексте.

21.

Текст. Стили и типы речи

Подготовка к написанию сочинения

9

22.

Тема, проблема, идея текста.

23.

Способы формулировки проблемы текста

24.

Виды комментария к проблеме

25.

Выявление и формулировка авторской

позиции

26.

Способы аргументации собственного

мнения

27.

Композиция сочинения.

28.

Речевое оформление композиционных

частей сочинения

29.

Практикум по написанию сочинения

30.

Практикум по написанию сочинения

Комплексная подготовка к ЕГЭ

4

31.

Тренинг в формате ЕГЭ.

32.

Индивидуальная коррекция ошибок

33.

Тренинг в формате ЕГЭ.

34.

Индивидуальная коррекция ошибок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании ШМО учителей русского языка. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из...

Рабочая программа «Русский язык» для 10-11 класса

Рабочая  программа «Русский язык» для 10-11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Техника написания сочинения-рассуждения» для учащихся 9 классов

Программа рассчитана на 34 часа.Факультативный курс «Техника написания сочинение-рассуждение» составлен в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарт...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Техника написания сочинения-рассуждения» для учащихся 9 классов

Факультативный курс «Техника написания сочинение-рассуждение» составлен в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в...

Мастер- класс. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения- рассуждения 9.3.

Мастер-класс «Технология критического мышления. Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения- рассуждения. Задание 9.3»Цель: передача опыта по использованию приёмов работы с текстом при подготовк...

Открытый урок на РМО. Урок-практикум по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения–рассуждения 9.3»

Структура написания сочинения (написание определения, первого и второго аргументов в сочинении 9.3)...