Дидактический материал для отработки заданий 7 и 9 из ФИПИ ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Данный материал является дополнительным и может быть использован для фронтальной

и индивидуальной работы.Также может выполняться как в устной, так и в письменной форме на любом этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material.docx73.81 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал для отработки навыков выполнения заданий 7 и 9 из ФИПИ ОГЭ для использования на уроках русского языка с целью отработки навыков решения заданий с кратким ответом.

Данный дидактический материал является дополнительным и может быть использован для фронтальной и индивидуальной работы. Также может выполняться как в устной, так и в письменной форме на любом этапе урока.

Теория задание 9 ОГЭ по русскому языку.

Синтаксический анализ словосочетания: заменить словосочетание синонимичным.
Формулировка задания: Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Ответ: жизненная цель 


Алгоритм выполнения

  1. В задании необходимо заменить словосочетание с какой-либо связью синонимичным словосочетанием с другой связью.
  2. Вид связи в словосочетании определяется а) по зависимому слову и  б) по вопросу.)
  3. Определите главное слово в словосочетании. От него задается вопрос к зависимому. Главное слово оставляем неизменным. А зависимое слово подбираем в соответствии с тем, в какой вид связи необходимо преобразовать словосочетание.
  4. Если нужно преобразовать словосочетание из согласования в управление, то найдите главное слово и оставьте его неизменным, а зависимое измените на однокоренное существительное. При необходимости используйте предлог. (деревянный стол – стол из дерева)
  5. Если нужно преобразовать словосочетание из управление в согласование, то зависимое существительное нужно будет заменить однокоренным  прилагательным, поставив его в тот же род, число и падеж, что и главное слово. (волнение без причины – беспричинное волнение)
  6. Если нужно преобразовать словосочетание из управления в примыкание, тогда зависимое слово (существительное с предлогом или без) нужно заменить на однокоренное наречие. (сказать с вызовом – вызывающе сказать)
  7. Если нужно преобразовать словосочетание из примыкания в управление, то зависимое слово (как правило, наречие) необходимо заменить на однокоренное существительное с предлогом. Существительное нужно поставить в тот падеж, которого требует главное слово. (грустно посмотрел – посмотрел с грустью)

Словосочетание – сочетание двух и более слов, связанных подчинительной связью.

В словосочетании есть главное слово и зависимое слово.
Главное слово – это то, от которого задается вопрос.
Зависимое слово – это то, к которому задается вопрос.

Виды связи в словосочетании

Согласование – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово согласуется с зависимым в роде, числе и падеже. Изменение формы главного слова ведет к изменению формы зависимого. При согласовании зависимое слово может быть выражено: прилагательным, причастием, местоимением (указательным, определительным, притяжательным, кроме ЕГО, ЕЕ, ИХ), числительным (порядковым и количественным числительным в косвенном падеже и числительным ОДИН)

Управление – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово управляет зависимым при помощи косвенного падежа с предлогом и без. Другими словами, управление бывает предложным и беспредложным. Зависимое слово может быть выражено существительным, местоимением или их эквивалентами.

Примыкание – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором к главному слову примыкает зависимое неизменяемое слово (слово, которое не имеет форм словоизменения). В качестве зависимого слова в примыкании выступает: наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная степень прилагательных и наречий, местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ, неизменяемые прилагательные, несогласованные приложения, выраженные существительными.

Не являются словосочетаниями: грамматическая основа, однородные члены предложения, фразеологизмы, составная сравнительная и превосходная степень прилагательных и наречий, повелительной наклонение глагола, сложная форма будущего времени и существительные с предлогами.  Примеры: Он читает. Яблоки и груши. Бить баклуши. Более красивый. Самый умный. Пусть поет.Буду петь. В течение недели. (не являются словосочетаниями)

Задания

1. Замените словосочетание «лесные тропинки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

2. Замените словосочетание «хрустальная ваза», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3. Замените словосочетание «железный рычаг», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

4. Замените словосочетание «бессонные ночи», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Замените словосочетание «музейные архивы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Замените словосочетание «заводская стена», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7. Замените словосочетание «городские сады», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Замените словосочетание «стеклянная рамка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

9. Замените словосочетание «книжная полка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

10. Замените словосочетание «деревянная тумбочка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

11. Замените словосочетание «рыбная ловля», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

12. Замените словосочетание «пшеничные зёрна», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

13. Замените словосочетание «деревянный дом», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

14. Замените словосочетание «глиняная посуда», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

15. Замените словосочетание «диванная подушка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

16. Замените словосочетание «родительский дом», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

17. Замените словосочетание «пуховый платок», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

18. Замените словосочетание «папина авторучка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

19. Замените словосочетание «стального цвета», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

20. Замените словосочетание «бетонная дорожка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

21. Замените словосочетание «радостный крик», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

22. Замените словосочетание «солнечные лучи», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

23. Замените словосочетание «Сашина мама», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

24. Замените словосочетание «пчелиные домики», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

25. Замените словосочетание «металлическая решётка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

26. Замените словосочетание «детские игрушки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

27. Замените словосочетание «степные метели», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

28. Замените словосочетание «медный самовар», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

29. Замените словосочетание «стеклянная банка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

30. Замените словосочетание «домашнее задание», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

31. Замените словосочетание «печной дым», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

32. Замените словосочетание «кожаная сумка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

33. Замените словосочетание «культурные ценности», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

34. Замените словосочетание «танцевальный кружок», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

35. Замените словосочетание «человеческая жизнь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

36. Замените словосочетание «деревянный шкаф», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

37. Замените словосочетание «отцовский стол», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

38. Замените словосочетание «мамин альбом», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

39. Замените словосочетание «бумажные пакеты», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

40. Замените словосочетание «вечерняя прохлада», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

41. Замените словосочетание «деревянные сиденья», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

42. Замените словосочетание «детская книга», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

43. Замените словосочетание «бумажные голуби», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

44. Замените словосочетание «фарфоровые цветы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

45. Замените словосочетание «кружевной шарф», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

46. Замените словосочетание «школьные будни», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

47. Замените словосочетание «школьный зал», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

48. Замените словосочетание «бревенчатый домик», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

49. Замените словосочетание «душевная красота», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

50. Замените словосочетание «студенческий хор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

КЛЮЧИ

Задания 9

ВАРИАНТ

ЗАДАНИЕ 9

1

тропинки леса/ тропинки в лесу

2

ваза из хрусталя

3

рычаг из железа

4

ночи без сна

5

архивы музея /архивы музеев

6

стена завода

7

сады города/сады в городе

8

рамка из стекла

9

полка для книг/ полка книг/ полка с книгами

10

тумбочка из дерева

11

ловля рыбы

12

зёрна пшеницы

13

дом из дерева

14

посуда из глины

15

подушка для дивана

16

дом родителей

17

платок из пуха

18

авторучка папы

19

цвета стали

20

дорожка из бетона

21

крик радости

22

лучи солнца

23

мама Саши

24

домики пчёл/домики для пчёл

25

решётка из металла

26

игрушки детей / игрушки для детей

27

метели в степи

28

самовар из меди

29

банка из стекла

30

задание на дом

31

дым печи /дым из печи

32

сумка из кожи

33

ценности культуры

34

кружок танца/кружок танцев

35

жизнь человека/ жизнь людей

36

шкаф из дерева

37

стол отца

38

альбом мамы

39

пакеты из бумаги

40

прохлада вечера

41

сиденья из дерева

42

книга для детей

43

голуби из бумаги

44

цветы из фарфора

45

шарф из кружева/ шарф из кружев

46

будни школы/ будни в школе

47

зал школы/зал в школе

48

домик из брёвен/ домик из бревна

49

красота души

50

хор студентов/хор из студентов

Теория. Задание 7 ОГЭ по русскому языку. Орфографический анализ (вставьте пропущенные буквы)

Задание 7 ОГЭ по русскому языку нацелено на применение правил написания слов с различными орфограммами.

Формулировка задания 7 ОГЭ по русскому языку

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Веч..(1)реет. Когда на неб..(2) догора..(3)т последн..(4)й луч, из пр..(5)брежных заросл..(6)й раздаются таинств..(7)нные шорохи. Мы проб..(8)раемся к дальн..(9)му лесу.
ОТВЕТ:458

Орфографические правила

Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц

После шипящих Ж, Ч, Ш, Щ в разных морфемах, как правило, пишутся буквы И, А, У. Исключения: например, брошюра, жюльен, парашют, жюри и т.д. 

После Ц, как правило пишутся А, О (под ударением), Е/И (без ударения),У. Исключения: скерцо и т.д. некоторые заимствованные имена собственные :Цюрих, Друцэ,  Цявловский и др.

Написание Ы/И после Ц зависит от морфемы: в корнях пишется И, а в суффиксах и окончаниях Ы, кроме слов, оканчивающихся на -ЦИЯ, -ЦИОННЫЙ. Исключения: цыпленок, цыкнул, цыц, на цыпочках, цыган (Ы в корне) и некоторые имена собственные; слова на -ЦИЯ, ЦИОННЫЙ: нация, революция и т.д.

Употребление гласных букв О/Е (Ё)после шипящих и Ц 

Написание О/Ё после шипящих зависит от морфемы (от того, где находится О/Ё) и от части речи.

В корнях существительных и прилагательных пишется Ё, если можно подобрать проверочное слово. Примеры: чёрный – чернеть, но слово "шорох" – нельзя проверить.
В 
суффиксах и окончаниях существительных и прилагательныхпишется О, если эта буква под ударением, за исключением суффиксов ЁР. Примеры: врачом, алычовый, но дирижёр.
В 
глаголах и отглагольных словах в любой части словас большинстве случаев пишется Ё. Примеры: бережёшь, включённый, тушёнка – от глагола тушить.

Правописание мягкого и твердого знаков

Мягкий знак используется в качестве показателя формы, для обозначения мягкости парного согласного и может быть разделительным. Твёрдый знак может быть только разделительным.

МЯГКИЙ ЗНАК (Ь)                                                                  ТВЁРДЫЙ ЗНАК (Ъ)

  • для обозначения мягкости согласного звука, после шипящих в существительных 3 склонения, 
  • после шипящих в глаголах 2 лица, после шипящих в глаголах повелительного наклонения 
  • и после шипящих в наречиях (кроме УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ),
  • а также внутри слова (не после приставки) перед Е,Ё,И,Ю,Я, в том числе в иноязычных словах (медальон, почтальон и т.д.)

Примеры: конь, ночь, бережешь, отрежь, вскачь, воробьи, подьячий, вьюга.

  • для обозначения твердости согласной на конце приставки перед буквами Е,Ё,Ю,Я, 
  • а также в сложных словах с первой частью двух, трех, четырех перед Е,Ё,Ю,Я.

Примеры: подъезд, съемка, адъютант, субъект, двухъярусный.

 Правописание безударных гласный в корне 

Гласная в корне проверяется путем подбора однокоренного слова, в котором эта гласная находится под ударением.
Существуют корни-омонимы, при написании которых в зависимости от значения применяются разные правила.
Сравните:
Косить траву   - кОсит (проверяемая гласная в корне)
Прикоснуться – чередующийся корень КАС/КОС. Пишем О, так как после корня нет суффикса.

Правописание непроверяемых гласных в корне проверяется по орфографическому словарю. 

  • Гар/гор, клан/клон, твар/твор – без ударения пишем О.
  • Зар/зор, плав/плов – без ударения пишем А
  • Кас/кос, лаг/лож  – написание зависит от суффикса А: если есть суффикс А, то пишем А.
  • Раст/рос/ращ, скак/скоч – написание зависит от конечных согласных в корне.
  • Равн/ровн, мак/мок – написание зависит от значения. МАК – в значении «погружать в жидкость», МОК – «пропускать жидкость».
     
    РАВН – в значении одинаковый, РОВН - «ровный, гладкий».
  •  бер/бир, блест/блист, дер/дир, мер/мир, пер/пир, тер/тир, жег/жиг, стел/стил, чет/чит,  (зависят от последующего суффикса: если есть суффикс А после корня, то пишем И)
  • им/ин//А(Я)  (занимать/занять, понимать/понять)

Пример: молодой – мОлод, гористый - гОры и др.

Исключения: пригарь, выгарки, утварь, полог, пловец, пловчиха, ростовщик, росток, Ростислав, Ростов, отрасль, подростковый, сочетать, сочетание, равнина, ровесник, поровну, уровень и другие.

Правописание приставок

Неизменяемые приставки под, над, об, с, от, пере, про, пра, за, о, у, до, по, на, в, вы, пред, поза и др. пишутся всегда одинаково в любых словах.

Написание приставок, оканчивающихся на ...З и ...С (без/бес, воз/вос, вз/вс, из/ис, низ/нис, раз/рас, через/черес и др.) зависит от глухости/звонкости последующего согласного: если после приставки следует звонкий звук, пишем З, если глухой – пишем С.

Написание приставок ПРЕ/ПРИ зависит от значения.
ПРЕ пишется

  • в значении «Очень» (премудрый)
  • в значении приставки «ПЕРЕ» (пресечь)

ПРИ пишется в значении:

  • приближение, присоединение, прибавление (пришить, прибавить)
  • неполнота действия (приоткрыть)
  • близость (пригородный) и др.

Слова с ПРЕ/ПРИ, которые надо запомнить: приоритет, преамбула, президент, премьера, прерогатива, претендент и др.

 Обратите внимание! 

  • приставка С не чередуется (сделать)
  • приставка ПРА пишется в словах со значением "предок" (праязык)
  • ВЗ/ВС не делится на две приставки, а зависит от глухости/звонкости последующей согласной (взбежать, вскрикнуть)

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

У существительных и прилагательных есть ряд суффиксов, которые пишутся всегда одинаково. Например, тор, ник, тель, чик, щик, изн, еств, чив, лив и др. Есть суффиксы, написание которых подчиняется правилам.

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ЕК/ИК(ЕК пишется в существительных, если при изменении по падежам Е выпадает: горшочек- горшочка, ИК – если при изменении по падежам гласная сохраняется: ключик – ключика)
ИНК/ЕНК (ИНК пишется в существительных, образованных от сущ. на -ИНА: горошинка – горошина,ЕНК- в существительных, образованных от сущ., заканчивающихся на -НА, -НЯ (башенка – башня)
ЕЦ/ИЦ (ЕЦ пишется в сущ. мужского рода и в существительных среднего рода с ударением на гласную после суффикса: боец, пальтецО. ИЦ пишется в существительных ж.р. и в сущ. ср.р с ударением на гласную перед суффиксом: гусеница, платьице)

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
ИВ/ЕВ: ИВ
 пишется под ударением, без ударения –ЕВ (красИвый, форелевый)
ЧИВ/ЛИВ всегда пишется одинаково с И.
К/СК (если прилагательное образовано от сущ. с основой на К,Ц,Ч или имеет краткую форму, то пишем суффикс К, в остальных случаях пишем – СК) (немецкий – немец, флотский – флот)

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛОВ ОВА/ЕВА, ЫВА/ИВА:
ОВА/ЕВА пишется в глаголах, форма 1 лица ед.ч. этого глагола заканчивается на -УЮ/ЮЮ,
ЫВА/ИВА пишется, если в форме 1 лица ед.ч. ничего не меняется: ЫВА/ИВА сохраняется.
Примеры: заведовать – заведую, отчитывать – отчитываю.

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ НАРЕЧИЙ
Суффикс А пишется, если в наречии приставка ИЗ/ДО/С (издавна)
Суффикс 
О пишется, если в наречии приставки В/НА/ЗА (влево)

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

Правописание Н/НН зависит от того, к какой части речи принадлежит слово и от какой части речи оно образовалось.

Н- НН В ОТЫМЁННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО)

Н

НН

  • в суффиксах ИН, АН, ЯН (лебединый, глиняный, кожаный). Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный, безветренный.
  • в притяжательных (свиной, бараний) и первообразных прилагательных (зелёный, юный, румяный)
  • в суффиксах ЕНН/ОНН (искусственный, лекционный)
  • В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н (сон-сонный)


 Н- НН в ПРИЧАСТИЯХ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

                  Н

НН

  •  если нет приставки
  •  и/или нет зависимого слова
  •  и/или слово образовано от глагола несовершенного вида: крашеная лавка, копченая рыба.
  •  Если есть приставка (кроме НЕ) (сделанный, но некрашеный пол)
  •  и/или есть зависимое слово (раненный в бою солдат)
  •  и/или образовано от глагола совершенного вида
  •  и/или заканчивается на -ОВАННЫЙ, ЁВАННЫЙ: балованный

Исключения! НН: невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, долгожданный, недреманный, окаянный, желанный, жеманный, священный, медленный. Н: Приданое невесты, названый брат, посаженый отец, смышленый ребенок, конченый человек, прощеное воскресенье, писаная красавица.

В кратких причастиях пишется всегда Н, а в кратких прилагательных столько Н, сколько в полном (задача решена, погода безветренна)

 Правописание падежных и родовых окончаний

Написание окончаний существительных зависит от склонения (1,2,3). Написание окончаний прилагательных зависит от ударения/вопросительного слова/ а также от существительного, к которому относится прилагательное.

 
 
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Правописание личных окончаний глаголов зависит от спряжения глагола

  • Глаголы I спряжения имеют окончания: у,ю, ешь, ем, ет, ете, ут, ют.
  • Глаголы II спряжения имеют окончания: у,ю, ишь, им, ит, ите, ат, ят.

Исключения: брить, стелить имеют окончания I спряжения; гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать, обидеть, терпеть, вертеть, ненавидеть, смотреть  имеют окончания II спряжения.

Правописание суффиксов причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого это причастие образовано. Если причастие образовано от глагола I спряжения, то в причастии пишутся суффиксы: УЩ, ЮЩ, ОМ, ЕМ. Если причастие образовано от глагола II cпряжения, то в причастии пишутся суффиксы: АЩ, ЯЩ, ИМ.

В 
суффиксах причастий прошедшего времени пишется буква, которая стояла в инфинитиве перед -ТЬ: строивший – строИть.

В 
страдательных причастиях прошедшего времени пишется Е перед НН, если оно образовано от глаголов на ИТЬ/ЕТЬ (скрученный - скрутить) и пишется А/Я перед НН если причастие образовано от глаголов на АТЬ/ЯТЬ (сделанный – сделать)

 Слитное и раздельно правописание НЕ с частями речи

Правописание частицы НЕ зависит от части речи слова.

  • НЕ с глаголами и деепричастиями частица НЕ в большинстве случаев пишется РАЗДЕЛЬНО (кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется или когда есть приставка НЕДО в значении «недостаточноть действия»: ненавидеть, жил бедно, часто недоедал) не любить, не делая.
  • НЕ с причастиями пишется РАЗДЕЛЬНО, если есть зависимые слова (кроме слов меры и степени) или противопоставление с союзом А. (не решенная вовремя задача, не решенная, а списанная задача)
  • НЕ с краткими причастиями также пишется РАЗДЕЛЬНО (задача не решена). В остальных случаях пишется СЛИТНО (нерешенная задача, абсолютно нерешенная задача (слово меры и степени))
  • НЕс существительными, прилагательными и наречиями на-О, -Е пишется СЛИТНО, если можно заменить синонимом без НЕ и если слово не употребляется без НЕ: нехороший =плохой, нехорошо=плохо, недруг = враг, неуч =не употребляется без не.
  • НЕс существительными, прилагательными и наречиями на-О, -Е пишется РАЗДЕЛЬНО, если есть противопоставление с союзом А, если есть слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ, НИЧУТЬ НЕ и если нельзя заменить синонимом без НЕ и др.: не хорошо, а плохо, далеко не глупый человек, стол не деревянный.
  • НЕ с предлогами (кроме НЕСМОТРЯ НА, НЕВЗИРАЯ НА и др,) союзами, частицами, числительными, местоимениями (кроме отрицательных и неопределенных) пишется РАЗДЕЛЬНО  (не пять, не ты, не с кем, НО: никто, нечто, некоторый и др.)
  • НЕ с отрицательными и неопределенными словами пишется СЛИТНО (некто, некоторый, никто, несколько, некогда, никогда, незачем и другие)

 Смысловое различение частиц НЕ и НИ

  • Частица НЕ пишется в значении «отрицания» (не говорил), используется в устойчивых сочетаниях (не в радость,не к добру), входит в состав сложных союзов: не то…, не то, не только…, но и, не то чтобы…,а, пока….не и др)  
  • Частица НИ пишется при   «усилении» отрицания (при наличии слов НЕТ, НЕЛЬЗЯ, в придаточных уступительных, в повторяющемся союзе НИ…НИ (равно И..., И), перед словами ОДИН, ЕДИНЫЙ

Следует различать: никто иной/ не кто иной, как; ни один (никто)/ не один (много кто); ни разу (никогда)/ не раз (много раз)

 Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи  

Следует различать предлоги, союзы и частицы. Предлоги ставят следующее слово в нужный падеж, соединяют слова в словосочетании. Союзы не меняют соседние слова и соединяют однородные члены или предложения в составе сложного. Частицы добавляют оттенок смысла слову или создают форму повелительного, условного наклонения, будущего времени глаголов.

  • Cлова ЧТО(БЫ), ТО(ЖЕ), ТАК(ЖЕ), ЗА(ТО) имеют как слитное, так и раздельное написание. Если это союз и его можно заменить другими союзами (Чтобы=для того чтобы. Тоже, также = и), то пиши слитно. Примеры: Я пришел, чтобы (для того чтобы) победить. (И) Я тоже хочу в парк. (И)Он также был там. Он был не очень красивым, зато (но) хорошим. 
  • Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО
  • Частицы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, ТАКИ, КА, КОЕ пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Частицы можно изъять без изменения смысла, но если это части союзов и др. частей речи, то убрать их не получится. Пример: Что (бы) мне почитать? =Что мне почитать? Я вернулся, чтобы забрать документы.(нельзя убрать "БЫ")
  • Союз ТО ЕСТЬ пишется РАЗДЕЛЬНО 
  • Предлоги В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, В ОТЛИЧИЕ, (в конце может быть И, если это не просто предлог, а сочетание предлога с существительным) В ЦЕЛЯХ, В СИЛУ, В МЕРУ, В ОБЛАСТИ, НА ПРОТЯЖЕНИИ, В ОТНОШЕНИИ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ЗА СЧЕТ, НЕ СЧИТАЯпишутся всегда РАЗДЕЛЬНО. (В течение суток, в продолжение дня и др.)
  • Предлоги НЕСМОТРЯ НА и НЕВЗИРАЯ НА пишутся в два слова, а если перед нами НЕ + деепричастие НЕ СМОТРЯ НА и НЕ ВЗИРАЯ НА, то пишем в три слова.  (Несмотря на обстоятельства (вопреки им). Не смотря себе под ноги. (не (что делая?) смотря)
  • Следует различать сочетания со словом "ВИД": ИМЕТЬ В ВИДУ (В+ существительное "вид"), ВВИДУ непогоды (предлог синонимичный "из-за"), В ВИДЕ (В+ существительное "вид": в виде исключения)
  •  Слова (В)ВИДУ, (В)МЕСТО, (В)РОДЕ, (В)СЛЕДСТВИЕ, (НА)ПОДОБИЕ, (НА)СЧЕТ, (С)ВЕРХ, (В)СЛЕД, (НА)ВСТРЕЧУ пишем СЛИТНО, если это предлоги (и их можно заменить другими предлогами). Если перед нами предлог + существительное, то пишем раздельно. Примеры: Поговорить насчет работы= о работе. Положить деньги на (твой) счет.  Он вроде ушел. Изменяется в(женском) роде, числе и падеже.
  • Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД пишутся черед дефис. 
  • ПОЛ с существительными можно написать СЛИТНО, если существительное начинается на согласную (полпомидора). Через ДЕФИС, если существительное начинается на Л (пол-лимона), прописную букву (пол-Москвы) и гласную (пол-арбуза). РАЗДЕЛЬНО, если между ПОЛ и существительным есть еще прилагательное (пол чайной ложки). Исключение: поллитровка
  • Большинство НАРЕЧИЙ пишутся СЛИТНО. Через дефис пишем, если есть приставки ПО, В, ВО в сочетании с суффиксами ОМУ, ЕМУ, ЫХ, ИХ, И (по-хорошему, во-первых, по-волчьи, в-третьих)

Задание 7 (из ОБЗ ФИПИ)
 1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
За тёмной ст..
(1)ной ракит, где небо уже зеленело от зари, монотонно падала вода. Этот шум – единств..(2)нный звук в безмолви..(3) ночи – утверждал непр..(4)рывное дв..(5)жение природы. Должно быть, каждый из нас подумал о лесных ручьях, бегущ..(6)х под бур..(7)ломом и сгнивш..(8)й листвой, о том, как м..(9)рцают звёзды в заводях Дубны.

 2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.
Возле самой воды, в густых зар..
(1)слях, вдруг увидишь подвеш..(2)нное к стеблям гнездо кр..(3)пивницы или выд..(4)лбленное в трухлявом осиновом пне гнездо мух..(5)ловки-пеструшки. Но нечаст..(6) обн..(7)ружишь искусно свитые, искусно спрят..(8)нные в буйной зелени гнёзда, хотя их, должно быть, очень много: вокруг весь буерак н..(9)полнен щебетаньем, пересвистом птиц.

 3. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.
В бурю море становил..
(1)сь злым, ч..(2)рным. Волны неслись к берегу и выбрасывали на песок водор..(3)сли. Больше недели свирепств..(4)вал ветер, но постепенно затих, море успокоилось. Оно сверкало на солнце, похожее на огромное зерк..(5)ло. Было приятно заг..(6)рать на берегу, изредк..(7) ощущая лёгкое прик..(8)сновение ветерка, вслушиваясь в ш..(9)рохи трав.
 4. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
Это был мал..
(1)нький, почти карманный альбом для фотографий. Л..(2)стов п..(3)тнадцать толстого картона с р..(4)льефным изображением голубя на обложк..(5). Я раскрыл его. Первые фотографии были ж..(6)лтоватые, с трещ..(7)нами. На одной круглолицая малышка глад..(8)ла собаку, на другой шест..(9)летняя девочка обнимала самодельную куклу.

 5. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
Летн..
(1)м утром мы направляемся на рыбалку. Природа ещё пр..(2)спокойно дремл..(3)т. В низине расст..(4)лается туман. По узкой тропинк..(5) проб..(6)раемся к реке. Серебр..(7)ные росинки перел..(8)ваются в лучах солнца. Всё вокруг пр..(9)ображается.

 6. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.
Одуванчики – самый р..
(1)спространённый мед..(2)нос в дик..(3)й флоре наш..(4)й страны, п..(5)тому что они цветут раньше сирени, черёмухи и ..(6)кации. Как правил..(7), цветение одуванчиков длится месяц, а в дождлив..(8)е лето и ещ..(9) дольше.

 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказк..
(1), в течени..(2) жизни пер..(3)воплощаются! Они не единственные, кто умеет менять облик, но в этом пр..(4)чудливом изменени..(5) особенно заметна разница между похож..(6)й на черв..(7)ка прожорл..(8)вой гусеницей и яркой, порхающ..(9)й с цветка на цветок бабочкой.

 8. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.
Поздним ненастным вечер..
(1)м геол..(2)ги ост..(3)новились на ночлег в горн..(4)й д..(5)лине. Внизу, в узком ущелье, бил..(6)сь о скалы река. Р..(7)скошная р..(8)стительность окружал..(9) людей.

 9. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Бывает, поздн..
(1)й осенью вернутся тёплые деньки. И осень пр..(2)тихнет, словно ласковая собака. И тогда зам..(3)рающий лес запа́хн..(4)т прощальным ароматом палой листвы, ш..(5)повника, грибов. В запахах леса есть что-то непр..(6)ходящее, вечное, особо ощутимое в последние дни уходящ..(7)й осен..(8). Будто осень, засыпая, вид..(9)т сон о лете и показывает свои виде́ния нам.

 10. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.
Девушка р..
(1)душно предл..(2)жила мне чаю, но я попросил её сначал..(3)показать мне сад, выр..(4)щенный чуть ли не под самым Полярным кругом. Мы вышли из дома. За калиткой я неожиданн..(5) увидел ябл..(6)ньки, малинник, усыпанный ягод..(7)й. Почувствовав смолистый аромат, я повернул голову налев..(8): там крас..(9)вались кедры.

 11. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Осень – пора ув..
(1)дания природы, когда вспых..(2)вает она последн..(3)ми яркими красками. Это время года пр..(4)влекает нас гармонией красок. Безм..(5)тежна природа, лёгкой грустью ове..(6)но всё вокруг. Тиш..(7)на. Н..(8) звука. Всё зам..(9)рает.

 12. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
Мес..
(1)ц спустился к ивам и отражался в неподвижной чёрной глуб..(2)не пруда. Деревья не ш..(3)велились н..(4) листиком. Берёзовый листоч..(5)к робко мелькнул в воздух..(6), словно боясь пр..(7)влечь к себе вн..(8)мание, и поспешно юркнул в траву. Опять всё зам..(9)рло.

 13. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
Осень – пр..
(1)чудливая волшебн..(2)ца. Она расст..(3)лает жёлтые покрывала на поля́, приносит запах свеж..(4)сти и лёгкого морозца. Я люблю бродить по городу в осенн..(5)е дни. Деревья объяты плам..(6)нем. Теперь н..(7)кому не остановить осеннего пожара. Се..(8)щийся дождь не нарушает оч..(9)рования этого времени года.

 14. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
Егорушка почувствовал, как воз, на котором он л..
(1)жал, покачнулся и заскр..(2)пел. Обоз тронулся. Егорушка покрепч..(3) взялся рукой за верёвку, которой был п..(4)ревязан тюк, засм..(5)ялся от удовольствия, поправ..(6)л в карман..(7) прян..(8)к и стал засыпать так, как будто он дома в постел..(9).

 15. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
Люблю май. За его имя, лёгкое, летящ..
(1)е, как шёлковая лента, разв..(2)вающаяся на ветру. В мае всё пробуждается к жизн..(3). Каждая травинка тян..(4)тся к солнцу. Природа пр..(5)меряет свои летн..(6)е наряды, не ж..(7)лея красок, пр..(8)ображает всё вокруг. В мае что-то обновляется и в самих людях: становится радостно на душе, на лицах чаще можно увид..(9)ть улыбки.

 16. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Море после шторма всё ещё дыш..
(1)т холодом. Когда на солнце наплывает облако, ветерок усил..(2)вается. Тропинка п..(3)тляет среди невысоких холмов, затем устр..(4)мляется вверх сквозь густой листв..(5)нный лес. Мы отважно проб..(6)раемся по пр..(7)чудливым колюч..(8)м кустарн..(9)кам.

 17. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
Вход в п..
(1)щеру был довольно высоко на склон..(2) горы и походил на букву «А». Т..(3)жёлая дубовая дверь н..(4)когда не зап..(5)ралась. Стоять здесь в глубоком мрак..(6) и гл..(7)деть на зелёную долину, осв..(8)щённую солнцем, поначалу было увл..(9)кательно.

 18. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.
Лиственницы уже ..
(1)блетели. Их хвоя тонкая, как к..(2)роткие золотые волосы, всё время сыпал..(3)сь сверху, хотя ветра не был..(4). На лиственнице около костра трещал..(5) к..(6)кая-то птица. К..(7)залось, что эта птица – здешний лесной парикмахер, что она стриж..(8)т хвою, щ..(9)лкает ножницами, сыплет эту хвою на реку, на костёр.

 19. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Одежда опричн..
(1)ков представляла собой разительную прот..(2)воположность лохмоть..(3)м нищих: царские телохранит..(4)ли бл..(5)стали золотом. На каждом из них была бархатная или парчовая шапочка, усаж..(6)нная жемчугом и дорогими камнями, и все они казал.. (7)сь ж..(8)выми украшен..(9)ями волшебного дворца, с которым составляли как бы единое целое.

 20. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Из туч, обложивш..
(1)х небо со всех сторон, мрачных, т..(2)жёлых, вот-вот брызн..(3)т дождь. Давно сброс..(4)вшая свою листву старая берёза, од..(5)нокая, печальная, жалобно скр..(6)пит под беш..(7)ными порывами осенн..(8)го ветра. На фоне сер..(9)бристого ствола ярко зеленеет молодая ель.

 21. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
В течени..
(1) многих веков, тысяч..(2)летий меняется форма и высота земной поверхност..(3). Там, где раньше шумело море, впоследстви..(4) образовалась суша. Сильно разрушаются горные породы, состоящи..(5) из нескольких частей. Эти части расш..(6)ряются и сж..(7)маются, поэтому между ними образуются трещ..(8)ны. В них попадает вода. При замерзании она увелич..(9)вается в объёме и разрывает самые твёрдые камни.

 22. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.
С б..
(1)льшим трудом пр..(2)бирался я с тяж..(3)лой нош..(4)й сквозь лесную чащ..(5)бу. В посвежевш..(6)м воздухе уже чувств..(7)валось дыхание осени. Приближался вечер. Мне казал..(8)сь, что я заблудился и мне предстоит ноч..(9)вка в лесу.

 23. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.
Вот из густых ёл..
(1)к вышел к берёзе заяц и ост..(2)новился. Не п..(3)смел он идти через большую п..(4)лянку и пош..(5)л вокруг неё от берёзки к берёзке. Вот он ост..(6)новился, прислуш..(7)лся. Если б..(8)ишься, то лучше не х..(9)ди в лес, пока листья шепчутся.

ВАРИАНТ 24. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.
Зап..
(1)лярная природа словно сотв..(2)рила храм для покл..(3)нения собственной силе и крас..(4)те. Кругом сотни километров тайги, прорезанн..(5)й скалами, р..(6)внины, тундра с чахлой растительн..(7)стью. А здесь – м..(8)гучие ели, заросшие деревьями го́ры, озёрная гладь так и г..(9)рит под лучами ласкового солнца.

 25. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.
Любое средство выр..
(1)зительности – это не случайн..(2)сть, а продуманный автором приём, необходимый ему для того, чтобы донести до читателя свои мысли и чувства. С помощью художественных средств автор д..(3)бивается того, чтобы вместе с ним рад..(4)вались, пробуждались от р..(5)внодушия. Безэм..(6)циональный текст не сп..(7)собен вызвать отклик в душе́ другого, дать возможность насл..(8)диться его кр..(9)сотой.

 26. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Ель располагает свои корни под стел..
(1)щимся дёрном, где она ищ..(2)т себе проп..(3)тание. Когда ураган вал..(4)т её, корни вздымаются, разд..(5)рая зелёные мхи. Потом всё успока..(6)вается. Свеж..(7)я рана леса затяг..(8)вается. Деревья снова застывают в оцепенени..(9).

 27. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Осенью мы лучше вид..
(1)м и глазом, и сердц..(2)м. Всё устоялось, зам..(3)рло для того, каж..(4)тся, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на своё отражение в син..(5)й воде. Таково состояние пр..(6)роды, таково же состояние и душ..(7) человека, увид..(8)вшего осенний праздник света и тиш..(9)ны.

 28. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Малые города Росси..
(1) живут без спешки и шума. Не встрет..(2)шь тут торопливых пеш..(3)ходов, отвечающих на вопросы нехотя, на ходу. Напротив, пр..(4)езжему ответят обстоятельно, помогут от..(5)скать нужное место. Люди здесь пр..(6)ветливые, вн..(7)мательные, услужл..(8)вые. Они нежно пр..(9)вязаны к своему родному месту, любят его всей душой.

 29. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
Мес..
(1)ц опускался за лесом. Кол..(2)и, налитые недавн..(3)м дождём, бл..(4)стели в тени. Потом лес раздвинулся, и мы вышли в пойму реки Дубны. Вся она – с дымными громадами с..(5)дых ив по берегам, с туманом, стлавш..(6)мся над излучинами, с обрыв..(7)стыми берегами и игрою звёзд над чащами – пр..(8)дставлялась нам загадочной и давно ж..(9)ланной страной.

 30. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.
Птицы, не улетающие в тёплые кр..
(1)я, подвинулись ближе к чел..(2)веческому жилью. В садах и ог..(3)родах появились кр..(4)сногрудые снегири. Их пение, не лиш..(5)нное какой-то приятной мелодии, разд..(6)ётся с обнаж..(7)нных кустов и деревьев. Др..(8)зды собираются в б..(9)льшие стаи и улетают в сады и парки.


КЛЮЧИ

Задания 7

ВАРИАНТ

ЗАДАНИЕ 7

1

356

2

3789

3

134689

4

1456

5

2359

6

23578

7

12369

8

3689

9

23589

10

134

11

234789

12

3569

13

46

14

13457

15

12489

16

126789

17

12689

18

124

19

125789

20

1456

21

125

22

12578

23

13489

24

12345789

25

1589

26

345689

27

1679

28

1246789

29

24589

30

2389

Задание 7

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все слова, в которых пишется буква И.

Осенняя ночь помн…тся мне прихвач…нной первым заморозком, с тонким серп…ком над шапками сос…н. По небу проплывают прозрачные облачка, и тогда серп…к каж…тся мал…ньким золотым челном, плывущ…м  по волнам н…бесного оз…ра. Чёлн отража…тся в оз…р…, бледным  золотом покрыва…т небольшие волны. Осень дыш…т на землю холодом, покрыва…т лужи  плёнками льда, траву – ин…ем, и чёлн тороп…тся уплыть в неведомые тёплые страны. Может быть, он чувствует пр…ближение зимы?

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все слова, в которых пишется буква И.

Между тем луна начала од…ваться и на море поднялся туман.Я пробирался по крутизне, и вот вижу: сл…пой пр…остановился, потом повернул низом направо; он шёл так близко от воды, что казалось, сейчас волна схват…т и ун…сёт; но, видно, это была не превая его прогулка, судя по увер…нности, с которой он ступал с камня на камень и изб…гал рытвин. Наконец он остановился, будто пр…слушиваясь к чему-то, пр…сел на землю и положил возле себя узел. С противоположной стороны  показалась белая фигура; она подошла к сл…пому и села возле него. Ветер по вр…менам пр…носил мне их разговор.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все слова, в которых пишется буква Е.

Алексей по-зв...риному чувствовал, что кто-то вн...мательно и неотрывно сл...дит за ним. Тр...снула ветка. Он огл...нулся и увид...л, что несколько в...твей жили какой-то особой жизнью не в такт общему дв...жению. И почудилось Алексею, что оттуда доносился взволнованный человеческий шёпот.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все слова, в которых пишется буква О.

« Что это ? Зверь, человек?» - п...думал Алексей, и ему пок...залось, что в кустах кто-то гов...рит по-русски. От этого он почувств...вал сумасшедшую рад...сть…. Совершенно не задумываясь, кто там- друг или враг, Алексей издал т...ржествующий вопль, всем телом рванулся вперед и тут же со ст...ном упал как п...друбленный.  

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры на месте которых пишется буква Е.

В июльские в...чера и ночи уже не кр...чат перепела и коростели, не поют в лесных  бабочках соловьи, не пахн...т цветами, но степь еще прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю окута...т мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вздыха...т ш...рокой грудью… Однообразная тр...скотня убаюкивает, как колыбельная песня; ед...шь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то донос...тся отрывистый, тр...вожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос. И др...мота опускает веки…

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры на месте которых пишется буква И.

Синие горы Кавказа, пр...ветствую вас! Вы взл...леяли детство мое; вы носили меня на своих од...чалых хребтах, облаками меня од...вали. Вы к нему меня пр...учили, и я с той поры все м...чтаю об вас да о небе.

Часто во время зари я гл...дел на снега и далекие льдины утесов; они так с...яли в лучах восходящего солнца, и, в  розовый блеск од...ваясь, они, между тем как вн...зу все т...мно, возв...щали прохожему утро.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры на месте которых пишется буква О.

Вся местн...сть не пох...дила на вчерашнюю. Х...лмов уже не было, а всюду,, куда ни взглянешь, тянулась без к...нца бурая невеселая р..внина; кое-где на ней высились неб...льшие курганы и летали вчерашние грачи. Но ничто не пох...дило так мало на вчерашнее, как дорога. Что-то необыкновенно широкое, размашистое и б...гатырское тянул...сь по степи вместо дороги. Ни разу в Егорушке нед...умение и не вела его на сказ...чные мысли.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры на месте которых пишется буква И.

Отс...нели июльские ночи, отгр...мели августовские грозы, проплыла паутинка бабьего лета, и закружились в воздухе желтые листья. М...нул с...нтябрьский березовый л...стопад, затем октябрьский- ос...ново-ольховый, жестк..м гр...бешком доч...сал рощи до полной горизны ,а в нашем лесу лишь остав...л усталую зел...нь хвойных. Беззащитным стало л...сное государство, и в нем опять пос...лился страх.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, Укажите все цифры на месте которых пишется буква И.

Нет! Я бы не ужился с этой долею! Я как матрос с разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброш...нный на берег, он скуча...т и томится, как ни мани его т...нистая роща,  как ни св...ти ему мирное солнце; он ход...т себе весь день по пр...брежному песку, пр...слушивается к однообразному ропоту наб...гающих волн и всматривается в туманную даль: не м...лькнет ли там на бледной черте, отделяющий синюю пучину от серых тучек, ж...ланный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом пр...ближающийся к пустынной пристан... .

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры на месте которых пишется буква Е.

На нескош...нных лугах влаги нисколько, ни росинки.

Беспр...дельная сушь, и на небе ни облачка. Еще не кош...нная трава стел...тся от зноя, невыносимого для живого существа. Ни человек, ни животное, ни нас...комое - никто не бор...тся с истомой. Лишь кузнечик, всегда неугомонный, шепч...т, не п...реставая, как ни в чем не бывало нечто невнятное, а вовсе не пр...вычный стрекот.  Откуда ни возьмись , в мертвую глушь врыва...тся ветер, который, каж...тся, н...чем не сдерж...шь ,- гроза, гул которой еще не силен , вот-вот разразится.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры на месте которых пишется буква Е.

Тускло м...рцает фитилек в глиняной плошке, наполн...нной жиром , отбрасывая колышущиеся блики на закопченные стены. Полут...мно, таинственно и угарно. В больш...нстве поморских изб печи топятся по-черному. Дым стел...тся под потолком, всасываясь в дощатую трубу. Молодая хозяйка за самодельным станком сноровисто ткет холстину. Пр...старелая бабка на лавк... у стены прядет, наматывая пальцами ш...рстяную нить на пряслице. Дед плетет из бересты туесок. Молодой хозяин, пр...сев  на пороге, шорничает, чин...т хомут. У него на подхвате сын-подросток: пр...сматриваясь к отцовской работе, подает шило, дратву. Пр...вычный обыденный ритм вечерней жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал с дифференцированными заданиями по русскому языку для 8 класса

Карточки с дифференцированными заданиями созданы по всем разделам курса "Русский язык" для 8 класса...

Дидактический материал для отработки орфографических навыков

ТемыГласные а, и, у после шипящихСлова с двойными согласнымиГласные буквы о и е после ц и шипящихОбозначение мягкости согласных с помощью ь.            Н и НН в суффиксах...

Отработка заданий ЕГЭ политика и экономмика отработка заданий

ЕГЭ политика и экономмика отработка заданий...

Подбор дидактического материала для выполнения заданий базового уровня сложности

Подбор дидактического материала для выполнения заданий базового уровня сложности...

Дидактический материал. Теоретико-методические задания (олимпиады) по физической культуре для 7-8 классов

Теоретико-методическое задание заключается в ответах на тестовые вопросы. Тематика вопросов охватывает разделы – истории физической культуры, спорта и олимпийского движения, теории и методики фи...

Готовлюсь к ОГЭ по русскому языку. Дидактический материал для подготовки задания № 3. Пунктуационный анализ.

Задание №3 вызывает затруднение. Это задание нового формата, которое включает в себя абсолютно всю пунктуацию, которую  изучали на протяжении всего обучения. Оно представлено в форме небольшого т...

Дидактический материал. Карточки с заданиями по истории и обществознанию

Дидактический материал. Карточки с заданиями по истории и обществознанию...