Дидактический материал с дифференцированными заданиями по русскому языку для 8 класса
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Карточки с дифференцированными заданиями созданы по всем разделам курса "Русский язык" для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material.docx39.84 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнение

I уровень

Найдите дополнения, выпишите их вместе с членами предложения, от которых они зависят. Укажите способ выражения дополнений.

Образец. Матушка отыскала мой паспорт. Отыскала (что?) паспорт_(сущ. вин. пад.).

Савельич встретил нас на крыльце. Мне было жаль бедного старика. Всё это меня мучило. Снег засыпал меня и Савельича. Я предложил вожатому нашему чашку чая. Зурин громко ободрял меня, дивился моим быстрым успехам. Деньги были доставлены Зурину. Я чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё покрыто было снегом. Комендант приказал привести нас.

II        уровень

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте дополнения (п. - прямые, к. - косвенные) и укажите, чем они выражены.

Ко мне вошёл молодой офицер (не) высокого роста, с лицом смуглым и отменно (не) красивым, но чрезвычайно живым. Ужас и (не) доумение овладели мною. Прошло (не) сколько недель и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною но даже и приятною. (Не) заметным образом я привязался к доброму семейству даже к Ивану Игнатьичу, кривому гарнизонному поручику... Тут он (Швабрин) взял от меня тетрадку и начал (не) милосердно разбирать каждый стих и каждое слово издеваясь надо мной самым колким образом.

•        Объясните слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

III        уровень

Составьте по два предложения с данными существительными: каждое существительное в одном предложении должно быть подлежащим, в другом - прямым дополнением.

Магазин, алфавит, портфель, квартал, щавель, цемент, столяр, договор, средства.

•        Расставьте ударения над существительными. Каким словарём следует воспользоваться в случае затруднения?


Определение

I        уровень

Согласованные определения преобразуйте в несогласованные. Почему определения, выраженные существительными, называются несогласованными?

Образец. Гранатовый браслет - браслет из гранатов.

Деревянная лопатка, пластиковая плитка, библиотечная книга, облицовочный мрамор, садовые инструменты, парковые дорожки, озёрные берега, северные цветы, речной песок, сибирские леса, беззаботная жизнь.

II        уровень

Выпишите сначала согласованные определения, потом несогласованные вместе с определяемыми существительными. Укажите способ выражения определений. Объясните правописание выделенных букв.

Золотой кленовый лист парил в прозрачном темнеющем воздухе. Первые яблоки с гулким стуком падали на выкопанные грядки. Какие-то птицы лакомились последними ягодами смородины. Его хладнокровие ободрило меня. Флигелёчек направо стоял пустой. На столе горела лампа без стекла. По дороге из города ровно скользили санки. Я увидел высокого барина лет тридцати пяти. Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне ещё сильнее.

III        уровень

Составьте и запишите предложения со словами, употребив их в качестве определений.

I.      Мужественный, ист..нный, подлинный, талантливый, гениальный, легендарный. П.     Его, всякий, самый, каждый, её, чей-то, кое-чей.

III.    Из серебра, с зелёными глазами, клёна, из листьев дуба, с резными ставнями, с пышной причёской, жаворонка.


Приложение

I        уровень

Найдите приложения, выпишите их вместе с определяемым словом. Почему приложение считается разновидностью определения?

Под густой ёлочкой строит свой дом заяц-беляк. Лисичка-сестричка бегает по полям, ищет мышиные норки. Хорь, зверь ловкий, везде пролезет. Крот, подземный житель, спрятался, застыл до весны. Кто, силач, возьмёт в охапку холм Кремля-богатыря, кто собьёт златую шапку у Ивана-звонаря? Весело, радостно играют проказницы-белки. Послал деда в город Лешка-комсомолец.

II        уровень

Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните приложения.

Дед вытащил бумажку и показал её бабе соседке. В углу дребезжала печка буржуйка. Иди до околицы увид..шь избу пятистенку. По тропе дойдёшь до Прорвы реки. Чаще всего я встречался с дедом корзинщиком. Зайчихи матери и своих и чужих детей кормят. На в..ршине дуба воркует дикий голубь витютень. На край вырубки выв..ла свой выводок глухарка мать. К норке крадётся крошка зайч..нок. Под кустом таится красавица куница. Я хотел дать понятие о мещ..рских болотах «мшарах».

III        уровень

Выпишите сначала предложения с экспрессивными приложениями, затем с нейтральными. В текстах какого стиля использованы первые из них и с какой целью? Поставьте, где надо, дефис.

Осетин извоз..ик (не) утомимо погонял лошадей. В годы войны строитель бетон..ик стал солдатом сапёром. Попрыгунья стрекоза лето красное пропела. Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот сама идёт волшебница зима. Огн(н, нн)ым ливнем бушует река. Ранила пуля бойца смельчака. В повести «Дубровский» Пушкин нарисовал образ помещика самодура Троекурова.

•   Объясните правописание суффиксов -чик, -щик. Подберите другие слова с такими же суффиксами.


Определённо-личные предложения \уровень

Прочитайте, найдите определённо-личные предложения. Укажите, чем выражено сказуемое.

Это задание выполнишь после уроков. В весенние дни вдыха..шь воздух полной грудью и радуешься солнцу. Принеси стакан воды. Сегодня рису..м с натуры пейзаж. Перед экзаменом всегда волну..шься. В выходной встанешь пораньше, позавтракаешь и бежишь на речку с удочкой

•   Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму.

II        уровень

Запишите предложения, превратив их из двусоставных в односоставные определённо-личные. Сопоставьте предложения, оцените их выразительные возможности.

Я взбегу на холм и упаду в траву. Нетерпеливы сердцем мы будем подгонять зенитчиков и будем радоваться, когда услышим первые удары наших батарей. Я вникаю в мудрость древних изречений о сложном смысле жизни на земле. Однажды я смотрю, по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька.

III        уровень

Составьте и запишите односоставные предложения, используя в роли сказуемого названные ниже формы. Определите тип односоставного предложения.

1. Глагол 1 лица, единственного числа 2. Глагол 1 лица, множественного числа. 3. Глагол 2 лица, единственного числа, повелительного наклонения. 4. Глагол-связка «быть» 2 лица, множественного числа, повелительного наклонения + краткое прилагательное. 5. Глагол-связка «быть» 1 лица, единственного числа + существительное в творительном падеже.


Неопределённо-яичные предложения

I        уровень

Найдите неопределённо-личные предложения, выпишите их. Докажите, что они односоставные и неопределённо-личные.

Ведут ко мне коня. Занёс же вражий дух меня на распроклятую квартиру! Здесь человека берегут, как на турецкой перестрелке, насилу щей пустых дадут. Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу. Всё равно его не брошу, потому что он хороший. Вашу комнату уберут завтра. В доме кто-то был. Пусть принесут книгу из читального зала. Не могу сосредоточиться.

II        уровень

Перестройте двусоставные предложения в синонимичные односоставные неопределённо-личные. Что вы для этого сделали?

Внизу в кухне повара гремели посудой. Да, скоро дикторы объявят воздушную тревогу, а пока Москва отдыхала. Зачем люди всегда делают не то, что нужно? Готовую жатву женщины подрежут серпами, в снопы перевяжут, на ригу свезут, просушат, колотят-колотят цепями, на мельнице смелют и хлеб испекут. Еду нам товарищи приносили на остановках, и те, кто мог передвигаться, начинали делить похлёбку и кашу.

III        уровень

Из списка глаголов выберите те, которые могут быть сказуемыми в неопределённо-личных предложениях. Составьте с ними неопределённо-личные предложения, запишите их и подчеркните грамматические основы.

1. Унесла, унесут, унесли, унесу, пусть унесут, пусть унесёт. 2. Убирать, убирал, убирает, убираешь, убирают, убирали. 3. Подать, подам, подали, подали бы, пусть подадут. 4. Подарили, подарил, подаришь, подарят, подарили бы.


Безличные предложения

I        уровень

Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и подчёркивая сказуемые. Какими частями речи они выражены?

В полях св..ркало. близилась гр..за. Хмурый лес качался, и дорогу снегом зам..тало! С..ницу или воробья изл..вить не так-то просто. Было хорошо заметно, что вороны жили по деревням определёнными груп(?)ами. Никому не хотелось делать этого. Там фантастично тихо в темноте, там од..ноко, боязно и сыро. Пахнет ёлками и лесом.

•        Подберите проверочные слова к безударным гласным в корнях слов.

II        уровень

Спишите безличные предложения в такой последовательности: 1) предложения, где сказуемые выражены наречиями; 2) предложения с составным именным сказуемым; 3) предложения с составным глагольным сказуемым.

Уже начинало смеркат(?)ся. Весело было слышать голос кукушки в ещё прозрачном лесу. Нельзя не любоват(?)ся этими молодыми берёзками. Туристам хотелось напит(?)ся из этого ключа. Вам холодно немножко. Кажет(?)ся, этой дороге нет конца. Нам надо работать и учит(?)ся много, настойчиво. В комнате светло, уютно и очень оживлённо. Нам стало весело. Около зелёных домов ещё не было зелёных насаждений. Пора занимат(?)ся озеленением нашего двора.

Природу нужно береч(?).

•        Расскажите о правописании ъ в глаголах.

III        уровень

Выберите из каждой группы по 2 слова и составьте с ними безличные предложения, характерные для художественной литературы.

1) Пахнет, повеяло, несёт, тянет, ахало, бухало, грохнуло, заклинило, размыло. 2) Светло, темно, тихо, морозно, дождливо, солнечно, ветрено, уютно, чисто, грязно, свободно, просторно, тесно. 3) Плохо, хорошо, трудно, весело, грустно, горько, досадно, совестно.

•        Какие из перечисленных выше слов являются эмоционально-оценочными? Выпишите их отдельно.


Назывные предложения

I        уровень

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите назывные предложения (то есть предложения с одним главным членом ~ подлежащим).

Л.сная поляна. Вышел я, стал под берёзкой. Над равниной ярко-снежной месяц в небе ворожит. Летняя парящая тишина. Белый дом, флигель. Шелест тополей. Сквозь зар..сли ш..повника едва уловим гул жужжащих пчёл. Это Шахматове. Вечер тёплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться.

•        Найдите слово с чередованием гласной в корне слова, объясните правописание.

II        уровень

Прочитайте. Выпишите назывные предложения, подчеркните грамматические основы.

Оттепель. Сыро. Льёт с крыш. Без четверти семь. Тишина. На улице нет ни души. Пахнет прибитой пылью и высохшей за ночь травой. Едем час, другой. Темнеет. Жёлтый свет фар и опять темнота. Декабрь. Сугробы на дворе. А у нас в Полесье мёрзнут ели. Дождик, комариные метели да в лесу истошный лай собак. На улице прохладно. Небо усыпано звёздами. Ночь. Тишина. Чистый снег. Топаю по берегу Енисея и ничего не боюсь. У Зыряновых меня ждут.

•        Назовите типы остальных предложений.

III        уровень

Опишите кабинет, в котором вы сейчас занимаетесь, двумя способами: а) двусоставными; б) назывными предложениями. В чём различие этих описаний?


Односоставные предложения (повторение)

I        уровень

Прочитайте. Выпишите грамматические основы односоставных предложений, определите тип предложений.

Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье... кончен день, и в классах пусто. В старом доме тишина. И тебе немножко грустно, что сегодня ты одна. Как печально! Как скоро померкла на закате заря. Зима. Рано смеркается. На белом снегу легко различишь заячьи следы. Утром холодно, ветер и солнце. Тянет сухим листом. Хорошо бродить по полям. Идёшь и видишь всё далеко вокруг.

II        уровень

Замените личные предложения безличными или назывными. Спишите, подчеркните главные члены.

Безоблачно л..зурное небо. Скоро покажется солнце. Но бессильно оно пр..будить это сонное царство. Весна наступит (не) скоро. Глубоки снега. Похож на круж..ва ин..й. Прозрачны и призрачны дали. •   Сделайте морфологический разбор выделенного слова.

III уровень

Составьте текст с односоставными предложениями разных типов на интересующую вас тему. Озаглавьте его, запишите.


Однородные члены I уровень

Прочитайте предложения. Объясните, являются ли выделенные слова однородными членами предложения. На какой вопрос они отвечают? С каким словом связаны?

За дождём не было видно ни моря, ни неба. Ясный восход обещает хороший день. Мы успокоились, закинули удочки. Весной здесь не проехать. Невидимая рыба туго и медленно водила леску по кругам. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи.

II уровень

Прочитайте, найдите в предложениях однородные члены. Определите, какими частями речи они выражены. Перепишите, расставляя знаки препинания.

Со всех сторон подвигается пешком верхом и на скрипучих арбах народ к станице. Он умён настойчив и хорошо знает своё дело. Выступающий говорил чётко понятно простым языком. Я люблю идти в лесу тихо с остановками с замиранием. Выходит ко мне человек лет тридцати пяти смуглый черноволосый в усах в бороде.

III уровень

Составьте предложения, где глаголы были бы однородными сказуемыми: одна группа в изъявительном наклонении, другая - в повелительном, третья - в условном.

Кружиться, сверкать, ложиться; снять мерку, выкроить, сшить; вспахать, посеять, собрать; загорать, купаться, нырять; читать, переводить, разговаривать.


Однородные и неоднородные определения

I        уровень

Выпишите сначала сочетания слов с однородными, а затем с неоднородными определениями. Поставьте запятые между однородными определениями.

Высокая песчаная насыпь, кожаный футбольный мяч, молодой сосновый лес, гибкие плавные движения, слабые робкие звуки, сильный свежий ветер, ровный теннисный корт, мягкие пушистые волосы, весёлый лесной ручеёк, ровная беговая дорожка.

II        уровень

  1. В данные словосочетания вставьте вместо точек определения, которые характеризуют предмет с одной
    стороны;
    интересные ... дела, ровная ... дорога, грустные ... сумерки, молодая ... листва, весёлые ... крики.
  2. В данные словосочетания вставьте вместо точек определения, которые характеризовали бы предмет с разных
    сторон (цвет и форма, материал и размер и т. д.):
    новое ... шоссе, ... чугунная решётка, ... серые глаза, ... чёрные волосы,
    ... сосновый лес, сухие ... дрова, ближняя ...роща..

III уровень

Попытайтесь определить, почему И.С.Тургенев считает однородными определения, выраженные двумя качественными прилагательными или причастиями.

Кругом всё вершины да вершины и тонкий, тусклый туман. Тележка поползла по изрытой, выбитой дороге. Невидимый ручеёк болтал переливчатыми, гулкими звуками. Ветерок приносил тонкий, крепкий запах жжёного дерева. Тихо ползла вниз тяжёлая, прозрачная смола. Я увидел круглый, высокий вал, обнесённый полузасыпанным рвом. Я оглянулся и с отрадой увидел честное, спокойное лицо своего провожатого.


Обобщающие слова при однородных членах

I        уровень

Прочитайте предложения, найдите в них обобщающие слова и однородные члены. Запишите, расставляя недостающие знаки препинания.

А сейчас всё потускнело и цветы и травы. Почти везде на суше в океане в атмосфере и даже в вечных льдах обитают живые существа. Лесная малина крапива буйные папоротники волчье лыко кусты орешника всё перемешалось там. Ни столба ни снега ни забора ничего не было видно. Всё радостно сияло вокруг небо земля и вода.

II        уровень

Прочитайте. Запишите, вставляя обобщающие слова. Расставьте знаки препинания.

Сзади, справа, спереди раздавались радостные, весёлые голоса (отовсюду). Каждому из нас хорошо знакомы белые грибы, подосиновики, сыроежки, рыжики (съедобные грибы). Плотва, лещ, уклейка обитают в наших пресных водах (карповые рыбы). Ближе к осени распускаются астры, георгины, золотые шары (такие садовые цветы). Обилием сочных плодов славятся помидоры, огурцы, перец, кабачки (теплолюбивые растения).

III        уровень

Составьте предложения, в которых бы обобщающие слова и однородные члены были расположены так же, как в данных ниже схемах. Запишите предложения, расставляя знаки препинания.

1.        ... О : О  , О   и  О

  1. °   , О  и О - °
  2. О :   О , О   и О _

Обособление определений

I        уровень

Спишите, подчеркните грамматические основы и обособленные определения. Докажите, что определения обособляются. Помните, что обособляются определения, 1) относящиеся к личным местоимениям; 2) относящиеся к существительным: а) если определение согласованное, распространённое и стоит после определяемого существительного; б) если определения согласованные, нераспространённые, однородные и стоят после определяемого существительного; в) если определения согласованные, распространённые или нераспространённые, отделены от определяемого слова другими словами. Какому из перечисленных правил подчиняются приведённые примеры?

Мне, строгой, более всего речей влюблённых не хватало. В стороне, далёкой от родного края, снится мне приволье тихих деревень. Лучезарным теплом очарованный, в полусне я лежу у костра. Покорно чахнет лес, опустевший и больной. Спят таинственно сонные чащи, спят, одетые снегом глубоким. Один солдат на свете жил, весёлый и отважный.

II        уровень

Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Объясните причины обособления определений.

Поперёк тропинк.. лежало дерево повале..ое ураганом. (В) даль уходила дорога ведущая в лес. По природе стыдливая и робкая она досадовала на свою застенчивость, облака убегали на запад лёгкие белеющие на фоне неба. Я глядел на неё всю облитую ясн.. солнечн.. светом всю успокоенную и кроткую.около дерева лежала чья (то) собака большая лохматая и (не) отрывно смотрела на нас. А в небе ко всему приуче..ый бессмыслен..о кривился диск.

III        уровень

Переделайте предложения так, чтобы обособленные определения стали необособленными, а необособленные - обособленными. Запишите новый вариант, правильно расставив знаки препинания.

Отброшенный девушкой револьвер вдруг попался ему на глаза. Листья и травы, напоённые влагой, сбросили с себя апрельскую прохладу, отдающую зимой. Три года не затихавшие, смолкли военные громы. В одно воскресное зимнее утро к нашему крыльцу подкатила запряжённая лошадьми бричка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив, и важна должна быть причина, его к тому побудившая.


Обособление приложений

I        уровень

Запишите, подчеркните приложения. Пользуясь правилом, объясните, почему они обособляются.

Мастер слова, он всегда чувствовал несоответствие между словом и делом. Рыцарь, он не устрашался обязанностей; лекарь, он знал подлинную цену излечения других. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. Давно, усталый раб, замыслил я побег в обитель тайную трудов и чистых нег. К нам подошёл Ваня, мальчик лет шести. Наша учительница-математик прекрасно знает литературу, а учитель-географ знает музыку.

II        уровень

Запишите предложения, поставив глаголы в форму прошедшего времени, подчеркните приложения. Почему они не обособляются?

Река Амур (выйти) из берегов из-за сильных дождей. Посёлок Лужки раньше (быть) небольшим. Озеро Байкал (славиться) своей чистотой. Деревня Берёзово раньше (быть) небольшим хутором. Журнал «Лиза» (печататься) в Москве. Книга «Повесть о настоящем человеке» (быть) написана в Москве,

,j>

III        уровень

Из двух предложений составьте одно, используя другое в роли приложения.

1. У нас есть сосед. Это молодой человек лет восемнадцати. 2. Его родители - уже старые люди. Они живут в нашем подъезде. 3. Второй их сын - инженер. Он работает на заводе, а живёт за городом. 4. Костя и Валя - большие любители животных. Они имеют двух собак и кошку. 5. одна собака - немецкая овчарка. Она сторожит дом. 6. Другая -маленькая такса. Она гуляет с детьми.


Приложения с союзом как

I        уровень

Запишите номера предложений, в которых: а) союз как присоединяет приложение с причинным значением; б) союз как можно заменить выражением «в качестве». Запишите примеры, расставляя знаки препинания.

1. Мой сосед как опытный лётчик по шуму мотора может узнать любой самолёт. 2. Как поэт нового времени Батюшков не мог не заплатить дань романтизму. 3. Яблочкина формировалась как актриса в тяжёлые для русского театра годы. 4. Полесье сохранилось у меня в памяти как печальная и немного загадочная страна. 5. Толстой как взыскательный художник часто переделывал свои произведения. 6. Булгаков дебютировал как драматург в 1920 году. 7. Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений. 8. Тихон Петрович славился на всю округу как опытный следопыт.

II        уровень

Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и объясняя их.

В этих краях прошло её детство и она знала лес как свои пять пальцев. Воздух был чист как родниковая вода. Полил дождь как из ведра и всё скрылось. Полученный ответ рас.матривается как согласие. Истина (не) обходима человеку так (же) как слепому трезвый поводырь. У корней тон..ньких осин трава сверкает изумрудами и подосинник как рубин. На закат ты розовый похожа и как снег лучиста и светла. Валю вызвали по его делу как свидетеля.

III        уровень

Попробуйте опустить союз как и объясните, почему в одних случаях это можно сделать, а в других нельзя. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

Эту книгу как память о подарившем её друге я бережно храню. Эта книга дорога мне как память о подаривш..м её друге. Виктор Смирнов как лучший математик школы участвовал в районной олимпиаде. Виктор Смирнов известен в посёлке как лучший математик школы. Анна Александровна как хозяйка дома вставала раньше всех. Шалфей применяют как смягчительное средство для полоскания рта.


Обособление обстоятельств

I уровень

Прочитайте, найдите обособленные обстоятельства. Объясните знаки препинания. Выпишите деепричастия и деепричастные обороты с членами предложения, от которых они зависят.

В уголке, приютившись в крошечном деревянном балаганчике, старуха вязала чулок. Владея порядочным состоянием и ни от кого не завися, Гагин хотел посвятить себя живописи. Ася продолжала сидеть неподвижно, подобрав под себя ноги и закутав голову кисейным шарфом. Она, подойдя к старушке, попросила у неё стакан воды. Наконец Ася опорожнила свой стакан и, шаловливо покачиваясь, возвратилась к нам. Воротясь домой, она тотчас ушла в свою комнату.

II        уровень

Спишите предложения, употребляя глаголы из скобок в форме деепричастий. Расставьте знаки препинания. Объясните выделенные орфограммы.

Однажды вечером (подойти к винограднику) я нашёл калитку запертою. (Недолго думать) добрался я до одного обрушенного места в ограде уже замеченного мною и перескочил через нее. Гагин сперва меня удерживал потом (посмотреть на меня пристально) вызвался провожать меня. Она сидела на стуле возле окна (отвернуть и почти спрятать голову). Молодой красивый парень стоял рядом с ней и (смеяться) рассказывал ей что-то.

III        уровень

В каждое из данных предложений включите подходящий по смыслу деепричастный оборот, запишите, расставьте знаки препинания, крестиком обозначьте глагол, к которому относится глагол.

Стая журавлей резко обозначилась на розовом фоне з..ри и ...медленно потянулась на север. Яблони цвели обильно и ... р..няли на землю свои (бело) розовые лепестки. Трактор быстро двигался вперёд и ... оставлял за собою ч..рнук> полосу вспаханной земли. Жаворонки с з..рёй поднимались в небо и ... не замолкали до самой темноты.

Выпишите из текста причастие и сделайте его морфологический разбор.


Уточняющие члены предложения

I        уровень

Выпишите уточняющие члены предложения вместе с уточняемыми, укажите, какие это члены предложения.

На улице, перед низкой оградой, собралось довольно много народа. Но и там, в этой холодной, тёмной глубине, тоже колыхались, дрожали звёзды. В комнате, в дальнем её углу, стоял какой-то человек. Там, внизу, раздался странный гул, похожий на внезапный порыв ветра... сегодня, в два часа ночи, меня разбудили голоса. Встретимся завтра, часа в три. Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу. Вечером тихо, без песен, проезжали через станицы. Я проснулся рано утром, около пяти часов.

II        уровень

Найдите обособленные уточняющие и другие обособленные члены предложения. Выясните их значение. Спишите, расставляя запятые.

На склоне неглубокого оврага возле самого плетня в..днелась пасека. Там ниже мох тощий кустарничек седой. Вошла молодая лет семнадцати девушка. По всей ширине Лены торчали в разных направлениях огромные льдины или (по) местному торосы. Я таким воздухом нигде не дышал кроме как в наших лесах. В полдень в ясную солнечную погоду ничего нельзя вообразить печальнее этой развалины. Дом господский стоял на юру то есть на возвышении открытом всем ветрам.

•   Имена прилагательные подчеркните соответственно их синтаксической роли в предложении.

III        уровень

Прочитайте предложения. Объясните значение выделенных слов. Включите в предложения эти толкования в качестве обособленных уточняющих членов с союзом то есть или союзом как,

Использование афоризмов делает вашу речь яркой и выразительной. Баталия ...между приятелями разгорелась нешуточная. Сильное впечатление произвели на меня картины маринистов.... В камбузе... всё сияло особой чистотой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по теме "Сложноподчиненное предложение" Русский язык. 9 класс.

Дидактический материал по теме "Сложноподчиненное предложение" содержит СПП с разными видами придаточных. Может быть использован для индивидуальной и групповой работы при освоении названной темы....

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 6 класс.

Предлагаемый материал поможет сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части. охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средство...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс.

Предлагаемые материалы поомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средст...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 9 класс.

Предлагаемые материалыпомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффектным средством ...

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку.10 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 11 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового маиериала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...