Дидактический материал для отработки орфографических навыков
картотека по русскому языку (6 класс) по теме

Нанарова Оксана Александровна

Темы

  1. Гласные а, и, у после шипящих
  2. Слова с двойными согласными
  3. Гласные буквы о и е после ц и шипящих
  4. Обозначение мягкости согласных с помощью ь.

            Н и НН в суффиксах прилагательных

            Правописание суффиксов прилагательных ( - К, -ЕК, СК)

           Знаки препинания в середине и в конце предложения        

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточки для самостоятельной работы

                        

                        Темы

  1. Гласные а, и, у после шипящих
  2. Слова с двойными согласными
  3. Гласные буквы о и е после ц и шипящих
  4. Обозначение мягкости согласных с помощью ь.

      5.   Н и НН в суффиксах прилагательных

      6.  Правописание суффиксов прилагательных ( - К, -ЕК, СК)

      7. Знаки препинания в середине и в конце предложения        

Тип «У»                                        Гласные а, и, у после шипящих

№ 1

Вставьте пропущенные буквы.

маш…на

верш…на

друж…на

брош…ра

параш…т

отч…яние

обещ…ние

ч…щ…ми

вещ…ми

рощ…ми


ш…ло

щ…ка

ч…сы

ч…ща

ч…до

ж…ри

ж…ра

ж…знь

ч…деса

ч…ры


щ…вель

печ…ль

ч…гун

ч…чело

ч…йка

снеж…нки

пуш…нки

ч…вство

ч…ткость

обещ…ние

_____________________________________________________________________________________

Гласные после шипящих

№ 2

Вставьте пропущенные буквы.

гущ…

пищ…

рощ…

куч…

дач…

мыш…

грач…

свеч…

уш…

камыш…


лыж…

кож…

груш…

шалаш…

нож…

ерш…

еж…

чиж…

добыч…

чащ…


ч…дный

пуш…стый

душ…стый

ч…ткий

ж…вой

освещ…ть

прощ…ть

встреч…ать

стуч…ть

отч…лить

_____________________________________________________________________________________

Существительные

Слова с двойными согласными

№ 1

        Вставьте в словах, где надо, пропущенные буквы, проверив их по словарю.

ал…ея

ап…етит

артил…ерия

ап…арат

бюл…етень

юн…оша

кава…ерия

конгрес…


мож…евельник

мил…ион

програм…а

метал…ист

кристал…

кор…еспондент

телеграм…а

ко…идор


ван…а

прогрес…

профес..ия

процес…

рес…ора

юн…аты

мил…иард

ком…унизм

_____________________________________________________________________________________

Существительные

Слова с двойными согласными

№ 2

Вставьте в словах, где надо, пропущенные буквы, проверив их по словарю.

антен…а

кол…ектив

дрес…ировка

ил…юстрация

комис…ия

бас…ейн

ко…итет

экспрес…


профес…ор

хок…ей

труже…ик

гости…ица

ат…естат

бар…икада

пас…ажир

шос…е


эс…енция

колон…а

тер…аса

та…он

трол…ейбус

тер…итория

килогра…

гал…ерея

_____________________________________________________________________________________

Существительные

Слова с двойными согласными

№ 3

Вставьте в словах, где надо, пропущенные буквы, проверив их по словарю.

        Резиновый бал…он, а…юминиевая посуда, картинная га…ерея, дружный кол…ектив, водный, бас…ейн, обширная програм…а, всемирный конгрес…, воздушный дес…ант, кристал…ическое состояние, любимая ал…ея, огромная тер…итория, застекленная тер…аса, широкий ко…идор, тяжелая арти…ерия, наша ко…уна, срочная телегра…а, профе…ор химии, санитарная коми…ия, первоклас…ный шофёр, расплавленный метал…, оди…адцатый трол…ебус, газовая ап…аратура, парал…ельные линии.

_____________________________________________________________________________________

Гласные буквы о и е после ц и шипящих

№ 1

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

комсомольц…м

бойц…м

борц…м

молодц…м

удальц…м

стрельц…м

свинц…м

солнц…м

сердц…м

отц…м


границ…й

страниц…й

пшениц…й

пыльц…й

рысц…й

пословиц…й

конниц…й

улиц…й

зарниц…й

овц…й


свинц…вый

кварц…вый

сланц…вый

песц…вый

ситц…вый

перц…вый

танц…вальный

молодц…ватый

дворц…вый

пунц…вый

_____________________________________________________________________________________

Гласные буквы о и е после ц и шипящих

№ 2

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Голиц…но

Одинц…во

Кунц…во

Цариц…но

границ…й

творц…м

скворц…м

старц…м

кузнец…м

младенц…м


зеркальц…м

румянц…м

платьиц…м

полотенц…м

колодц…м

крыльц…м

рыльц…м

перц…м

кольц…м

гребц…м


горц…м

вальц…м

лиц…вка

гонц…м

певц…м

братц…м

лиц…м

танц…ром

ранц…м

деревц…м

_____________________________________________________________________________________

№ 3

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

меж…й

свеч…й

удач…й

задач…й

чащ…й

рощ…й

станиц…й

пшениц…й

стуж…й

кож…й


чертеж…м

плач…м

пляж…м

гараж…м

плющ…м

сторож…м

нож…м

пастбищ…м

этаж…м

плащ…м


калач…м

товарищ…м

ковш…м

ландыш…м

силач…м

крепыш…м

малыш…м

выигрыш…м

врач…м

нош…й

_____________________________________________________________________________________

№ 4

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

медвеж…нок

боч…нок

суч…к

пуч…к

скач…к

старич…к

снеж…к

круж…к

порош…к

сверч…к


девч…нка

мальч…нка

собач…нка

руч…нка

реч…нка

шапч…нка

рубаш…нка

нож….нка

книж…нка

камыш…м


овц…й

границ…й

пословиц…й

лапш…й

страниц…й

багаж…м

нош…й

саранч…й

письмец…м

пальц…м

_____________________________________________________________________________________

Существительные

Обозначение мягкости согласных с помощью ь.

№ 1. Вставьте, где надо, ь.

бор…ба

пис…мо

тон…ше

осен…ний

кос…ба

ран…ний

рез…ба

ход…ба

прос…ба

стрел…ба


ден…ги

сер…ги

Вол…га

Ол…га

Куз…ма

пес…ни

нян…киъ

жиз…нь

пол…за

вин…тик


бол…ше

мен…ше

чер…ви

вер…фи

мос…тик

нел…зя

молот…ба

гроз…ди

вих…ри

зарос…ли

_____________________________________________________________________________________

№ 2. Вставьте, где надо, ь.

трал…щик

барабан…щик

пил…щик

бетон…щик

набор…щик

бурил…щик

бубне…чик

дощеч…кА

ямоч…кА

блин…чик


бан…тик

пес…тик

канн…тик

похвал…ба

стрел…ба

вес…ти

вер…фи

жер…ди

чер…ви

мыс…ли


гвоз…ди

сер…ги

ден…ги

пес…ни

облас…ти

зарос…ли

мед…веди

водорос…ли

отрас…ли

бас…ни

____________________________________________________________________________________

№ 3. Вставить, где надо, ь.

гвоз…ги

кос…ти

рел…сы

печ…ка

реч…ка

точ…ка

руч…ка

мен…ше

бол…шой

мал…чик


осен…ний

утрен…ний

весен…ний

солнеч…ний

ноч…ной

науч…ный

дач…ный

скуч…ный

веч…ный

мощ…ный


бор…ба

прос…ба

молот…ба

сестирич…ка

внуч…ка

строч…ка

зон…тик

птич…ка

пис…мо

рез…ба

№ 4. Вставьте,  где надо, ь.

доч…ка

синич…ка

строч…ка

кузнеч…ный

мал…чик

пал…чик

веч…ный

реч…ной

дач…ный

собач…ка


восточ…ный

бруснич…ный

прозрач…ный

различ…ный

безлич…ный

камен…щик

пил…щик

строгал…щик

сбор…щик

фонар…щик


кровел…щик

печ…ник

свар…щик

набор…щик

зелен…щик

овощ…ной

конеч…ный (пункт)

бурил…щик

бетон…щик

стекол…щик

_____________________________________________________________________________________

№ 5. Вставьте, где надо, ь.

зелен…щик

фонар…щик

строгал…щик

стекол…щик

сбор…щик

сверлов…щик

бетон…щик

кровел…щик

камен…щик

помощ…ник


печ…ка

свеч…ка

реч…ка

сел…ди

гвоз…ди

груз…ди

пол…за

свад…ба

привыч…ка

птич…ка


погранич…ник

барабан…щик

свар…щик

пил…щик

бубен…чик

птен…чик

оцен…щик

спор…щик

бан…щик

обман…щик

_____________________________________________________________________________________

№ 6. Вставьте и допишите, где надо, ь.

        1. Днём ран…ше посеешь, неделей ран…ше пожнёшь. (Посл.) 2. Говори мен…ше, думай бол…ше. (Посл.) 3. Приближалась довол…но скучная пора: стоял ноябр… уж у двора. (П.) 4. Нян…ка Варь…ка, девоч…ка лет тринадцати, качает колыбел… . (Ч.) 5. Он (Корчагин) был принят в эскадрон по коллективной прос…бе бойцов. (Н. О.) 6. Красные гроз…ди калины глядели. (Н.) 7. Как вдруг однажды он исчез осен…ней ночью. (Л.) 8. И вот в тени ноч…ной врага почуял он. (Л.) 9. Зрач…ки его недвижных глаз блеснули грозно. (Л.)

_____________________________________________________________________________________

№ 7. Вставьте и допишите, где надо, ь.

        1. Мастер учил мал…чика рез…бе по кос…ти. 2. Заводу требуются рабочие разных специальностей: гранил…щик, бетон…щики, камен…щики, электросвар…щики, печ…ники, жестян…щики, кровел…щики, стекол…щики. 3. На стройке встречаются и пил…щики, и бурил…щики, и бетон…щики, и стекол…щики, и кровел…щики. 4. Стрелоч…ник внимательно всматривался в ноч…ную даль. 5. В спичеч…ной коробоч…ке лежали рыболовные крюч…ки. 6. Ноч…ные бабоч…ки то влетают на огон… свеч…ки, то исчезают.

_____________________________________________________________________________________

                                        Виды орфограмм

1. Правописание имен существительных (окончания имен существительных, суффиксы имен существительных).

2.  Правописание имен существительных с пол- .

3. Род имени  существительного

4. Изменение числа имен существительных.

5.Правописание существительных  в родительном падеже множественного числа.

                                                

К-1

А.  Правописание имен существительных (окончания имен существительных, суффиксы имен существительных).

  Задание: Спишите,  вставьте пропущенные буквы.

        По снеговой пустын.., со стороны   деревн..., мечта  о  счасть..., возникать в воображени..., на отцовской постел...,  играть на роял...,  рассказать о путешестви... по Кубан...,  побывать в Астрахан..., в новом положени...,  стол...к,  здань..це, объездч...к,  разносч...к.  француж..нка,  нищ..нка,  изюм...нка.

Б. Правописание имен существительных с пол- .

Задание: Спишите, раскройте скобки, написание объясните графически.

        Пол(дерева), полу(оборот), пол(сливы), пол(армии), пол(реки), пол(миллиметра, пол(Америки), пол(аршина), пол(стакана), полу(пальто), пол(дома), пол(ленты), пол(окна),

пол(туши), пол(абрикоса), пол(Ленинграда), пол(улицы).

*дополнительное задание: придумайте и запишите 10 слов на данное правило.

  1. В.  Род имени существительного.

Задание: Определите род существительного. В случае затруднения используйте толковый словарь.

Кофе, пемоксоль,  тюль, повидло, ООН, атташе, плащ-палатка, иваси,  ВУЗ, кенгуру, колибри, толь, МИД, шампунь, авеню, бигуди, коммюнике, меню, купе, пенни, реле, сабо, салями, сулугуни, танго, цеце, шимпанзе, эскимо.

        Г. Изменение числа имени существительного 

Задание: Запишите имена существительные в форме множественного числа.

Заводские (корпус) - ..., опытные (штурман)- ..., морские  (порт) -..., молодые (инженер)-...,

опытные (бухгалтер)-..., дорожные (инспектор)-...  .

        Д. Правописание существительных  в родительном падеже множественного числа.

Задание: Поставьте существительные, данные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. Запишите полученный  вариант.

Нет (петля) -...., пачка (макароны) - ...,  группа (грузины) -...,  пять (кочерга) - ..., килограмм (мандарины) - ..., порция (оладья) - ...  .

                                       

Синтаксис и пунктуация

№ 1

    Расставьте знаки препинания. Напишите, где надо, прописные буквы. Подчеркните звонкие согласные.

   Пароход подходил к слиянию (в)олги с (к)амой солнце садилось на волжских  горах лежала тишина вдали забелел встречный пароход чуть слышно донёсся свисток берега сразу ожили тишина всколыхнулась ожили горы ожило всё за горами берега гулко и весело начали перекликаться над молчащею рекой (По В.В. Вересаеву)

____________________________________________________________________________________

№ 2

Расставьте знаки препинания. Подчеркните звонкие согласные.

Кто при звездах и при луне

Так поздно едет на коне

Чей это конь неутомимый

Бежит в степи необозримой

О ночь мучений

Но где же гетман где злодей

Куда бежал от угрызений

Змеиной совести своей

Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна

                                          (А.С. Пушкин.)

____________________________________________________________________________________

№ 3

Расставьте точки в конце предложений. Поставьте большие буквы в начале предложений. Вставьте пропущенные буквы.

     Мы приступили к изучению грам…аттики русского языка геологи собрали целуюкол…екцию камне они ак…уратно уложили их в чемодан липовая ал…ея вела к дому с кол…о…амии в зеркальной поверхности воды отражалось небо, усеянное мил…ионами звёзд.

   У шос…е стоял домик через тум…ель шёл пас…ажирскиё поезд в Донбас… по краям насыпи росли кусты мож…евельника над кустами жуж…али жуки шмели и пчёлы метал…ические вагоны блестели свежестью красок в суб…оту пас…ажиры приедут в Донбасс… на пер…оне их будут встречать родные и знакомые.

__________________________________________________________________________________

№ 4

Расставьте знаки препинания. Графически обозначьте правила пунктуации.

Тиха украинская ночь

прозрачно небо звезды блещут

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух чуть трепещут

Сребристых тополей листы

Луна спокойно с высоты

Над Белой Церковью сияет

И пышных гетманов сады

И старый замок озаряет

И тихо, тихо всё кругом

          (А.С. Пушкин.)

Н И НН В СУФФИКСАХ

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Карточка 1. Вставьте пропущенные суффиксы.

груст…ый           корен…ой        голуб..ый

злост…ый        ярост…ый        полотн…ый

сон…ый        дивизии…ый        рум…ый

цен…ый        телеф…ый        конопл…ый

естеств…ый        легкомысл…ый        змеи…ый

глин…ый        традици…ый        лед…ой

жизн…ый        жест…ой        плат…ой

хозяйств…ый        наклон…ый        листв…ый

оборон…ый        мурав…ый        лебед…ый

___________________________________________________________________________________

Н И НН В СУФФИКСАХ

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

 Карточка 2. Вставьте пропущенные суффиксы; поставьте, где надо, букву Ь.

дерев…ый        революци…ый        камен…ый        

солов…ый        письме…ый        торжеств…ый

пчел…ый        карман…ый        плем…ой

глин…ый        ветр…ый        лун…ый

песч…ый        вод…ый        конопл…ый

серебр…ый        журавл…ый        нефт…ой

сон…ый        весен…ий        обществ…ый

трав…ой        утр…ий        бритв…ый

стекл…ый        авиаци…ый        олов…ый

____________________________________________________________________________________

Н И НН В СУФФИКСАХ

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

 Карточка 3

     Башен…ый кран, камен…ая ограда, пламен…ое чувство, имен…ой список, имен…ой список, племен…ой скот, болезн…ое явление, искр…яя радость, кожев…ый завод, родств…ые отношения, агитаци…ый пункт, дивизии…ый командир, стекл…ая посуда, серебр…портсигар, песч…ая почва, глин…ая чашка, юн…ые спортсмены, рум…ые яблоки, ветр…ое утро, плат…ой шкаф, клюкв…ый морс, листв…ая аллея, дискусси…ый вопрос, машин…ый зал, стар…ый циферблат.

        

                                         ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ –К, -ЕК-

 Карточка 4

Вставьте пропущенные суффиксы.

низ…ий        октябр…ий        сентябр…ий

черкес…ий        враже…ий        сел…ий

ленинград…ий        турист…ий        июн…ий

уз…ий        близ…ий        декабр…ий

рез…ий        француз…ий        январ…ий

немец…ий        вяз…ий        ткац…ий

гигант…ий        казац…ий        вес…ий

дерз…ий        сибир…ий        монастыр…ий

_____________________________________________________________________________________

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ –К, -СК-

 Карточка 5

Вставьте пропущенные суффиксы.

матрос…ий        богатыр…ий        сентябр…ий

делегат…ий        январ…ий        сибир…ий

таджик…ий        сел…ий        казан…ий

июл…ий        феврал…ий        арзамас…ий

близ…ий        электриче…ий        дет…ий

рез…ий        ткац…ий        вяз…ий

кавказ…ий        гигант…ий        город…ой

комендант…ий        совет…ий        белорус..ий

турист…ий        сосед…ий        швец…ий

_____________________________________________________________________________________

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

 Карточка 6

Образуйте от имён существительных имена прилагательные. Обозначьте суффиксы.

Фашист- …        Узбек- …        Село- …

Немец- …        Татарин- …        Море- …

Француз- …        Парикмахер- …        Богатырь- …

Русь- …        Бурлак- …        Монгол- …

Звон- …        Казах- …        Жар- …

Пыл- …        Киргиз- …        Комсомолец- …

Гром- …        Казак- …        Учитель- …

Пионер- …        Март- …        Гигант- …

Молодец- …        Пассажир- …        Турист- …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"

Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу,  что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...

Дидактический материал по контролю навыков чтения с полным пониманием содержания

Данный дидактический материал предназначен для студентов первого курса групп СПО по теме   "Aus der Geschichte des Autos"...

Развитие навыков сравнения и классификации, математических навыков средствами дидактического материала комплекса «Пертра»

Развитие навыков сравнения и классификации, математических  навыков средствами дидактического материала комплекса «Пертра»...

6 класс. Учебник С.М. Никольского. Дидактический материал "Формирование навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел"

Отработка навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных целых чисел, обыкновенных дробей и смешанных чисел....

Дидактический материал и его значение на занятиях по формирование и закреплению произносительных навыков у детей со сложной структурой дефекта

Подбор и использование дидактического материала на индивидуальных занятиях для детей со сложной структурой дефекта....

Орфографическая копилка.Дидактический материал для формирования орфографической зоркости в системе ФГОС,

Орфографическая грамотность, являясь составной частью языковой культуры, свидетельствует об уровне образованности человека, поэтому в числе задач, стоящих перед школьным образованием, надо признать ва...