Дидактический материал. Карточки с заданиями по истории и обществознанию
учебно-методический материал

Самойлова Инга Михайловна

Дидактический материал. Карточки с заданиями по истории и обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактического материала (карточки-задания)

для активизации познавательной деятельности учащихся.

Более эффективными методами и средствами обучения, способствующими активизации познавательной деятельности учащихся, заслуживающими внимания являются различные виды дидактического материала, в т.ч. карточки-задания, которые помогают развивать умения систематизировать полученные знания, самостоятельно их приобретать, использовать на практике.

Функция дидактических карточек-заданий:

- развитие умений логического мышления;

- приобретение прочных знаний;

- целенаправленный обучающий контроль.

Применение карточек-заданий, как и других средств обучения, я рассматриваю не как самоцель, а как средство конкретизации и развития понятий, а также приобретения умений самостоятельно добывать знания и использовать их в новой ситуации – для доказательств и обобщений. Поэтому содержание карточек включает:

- вопросы, требующие конкретных знаний фактического материала

(элементов, составляющих изучаемые события, определения понятий и т.д.);

- задания, предлагающие применение ранее полученных знаний для усвоения нового материала, т.е. задания с помощью которых осуществляется связь понятий данного курса;

- задания, требующие доказательного ответа на основе систематизации и обобщения изученного (например, задания, где необходимо умение делать выводы и обоснования в эволюционном плане).

Содержание и построение вопросов и заданий предполагает развитие умений и навыков логического мышления, прежде всего аналитической и творческой его стороны (умений последовательно изучать, выбирать наиболее правильное решение вопроса, осуществлять связь ранее полученных знаний с поставленной проблемой, делать выводы и обобщения).

Степень сложности таких заданий может быть различной в пределах одной темы и возрастает постепенно, по мере развития изучаемых понятий и приобретения умений и навыков логического мышления. Это задания, требующие:

- ответа по аналогии;

- частичного построения или заполнения схемы или таблицы;

- составления сравнительных схем или таблиц на основе знаний и умений делать выводы и обобщения из полученных данных.

Не мене важна роль карточек-заданий и для контроля знаний. Решающим здесь является содержание вопросов, поэтому проверка должна касаться не только знания фактического материала, но, прежде всего, понимания сущности исторических процессов, их значения для мировой истории и будущих поколений. Вот почему важно не просто воспроизвести в памяти учащихся пройденный материал, но и сформировать у них умения использовать полученные знания для доказательства и обобщений. Для этого необходимы средства, помогающие целенаправленному, обучающему контролю. К ним относятся и дидактические карточки-задания, которые можно использовать с различными целями, в т.ч. с целью обучающего контроля. Это могут быть задания, контролирующие усвоение наиболее сложного фактического материала, а также задания, контролирующие наличие умений: осуществлять взаимосвязь уже пройденного материала с изучаемым в настоящий момент; применять знания, характеризующие качественные и количественные особенности изучаемого (для построения сравнительных схем и заполнения таблиц); использовать приобретённые знания для доказательств, обоснований и решений гипотетических задач).

Форма подачи вопросов и заданий учителем может быть различна. Я использую карточки, включающие текстовые таблицы, отрывки из исторических документов, рисунки и схемы с определёнными текстовыми заданиями к ним, кроссворды, исторические задачи, тексты с ошибками, вопросы по домашнему заданию и т.д.

Виды карточек-заданий:

- текстовые таблицы;

- схемы с определёнными заданиями;

- рисунки с конкретными вопросами к ним;

- отрывки из текста и задания для работы над их содержанием.

Табличная форма заданий требует конкретного и краткого ответа, что приучает учащихся вычленять главное в фактическом материале.

Задания, предполагающие развитие умений конкретизировать, абстрагировать и устанавливать причинно-следственные связи, даются в виде схем и рисунков различной степени сложности с требованием частичной работы по их определению и завершению, а также в виде карточек, где необходима полная самостоятельность в составлении схемы или определении рисунка.

Карточки-задания, включающие отрывки из текста и вопросы по их содержанию, предполагают развитие умений соотносить полученные знания с вновь приобретёнными, использовать их в новой ситуации для обобщений и доказательств. Карточки такого вида могут содержать логические задачи, которые подкрепляют изучаемый материал дополнительными сведениями.

Карточки, содержащие кроссворды, активизируют умственную деятельность учеников, заставляют вспомнить ранее изученное, вызывают интерес своей нетрадиционностью.

Также активно ребята работают по составлению кластеров и синквейнов (их можно использовать как при изучении нового материала, так и при проверке домашнего задания).

Задания, содержащие исторические тексты с ошибками, призваны сформировать умения анализировать, соотносить события, соответствующие реалиям изучаемой эпохи с описываемыми в задаче.

Дидактические карточки можно применить в различных звеньях урока:

- по ходу объяснения нового материала, если изучение наиболее трудных вопросов требует выполнения дополнительных заданий (заполнение таблиц, изображение схем) или тренировки в узнавании или запоминании (работа с рисунками);

- при самостоятельном изучении нового материала по учебнику;

- при опросе – фронтальном и индивидуальном;

- для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроке.

Поскольку степень сложности дидактических карточек различна, их можно использовать для индивидуальной работы с учащимися в соответствии с их подготовленностью к восприятию.

Карточки с простыми заданиями я применяю в работе с отстающими учащимися и с теми, кто пропустил занятия по наиболее важным темам курса.

Сложные по составу карточки-задания, включающие большое количество вопросов, я использую для коллективной работы в классе (это может быть работа в группах или парах). Такая форма работы приводит к обмену мнениями, дискуссии, вызывает повышенный интерес к изучаемому материалу. Объёмные задания можно выполнять постепенно: часть вопросов решать в классе, часть – дома.

Одни и те же карточки можно неоднократно применять для проверки усвоения материала различных тем курса в том случае, если прослеживается взаимосвязь изучаемых понятий. Использование карточек способствует реализации принципов развивающего и разноуровневого обучения.

Примеры карточек по Истории России 6 класс:

Карточка № 1

Славяне считали, что домовой склонен к труду, бережлив и расчетлив.  Он видит всякую мелочь, неустанно заботится, чтобы все было в порядке: подсобит работящему, поправит его промах; не терпит лишних расходов. Если ему жилье по душе, то он служит этой семье. За эту верность в иных местах его так и кличут: доможил.

 

Вопрос: Предположите, как, по представлениям древних славян, относится домовой к ленивым и нерадивым?

Карточка № 2

 Этот князь имел прозвище, которое в переносном смысле часто упоминается сегодня. Совершил 83 далеких похода. Надолго обезопасил Русь от разорительных половецких набегов. В поучении князя читаем: «Старых чтите, как отцов, молодых - как братьев».  

 

 

Вопрос: О каком князе идет речь?

Карточка № 3

 «Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и гони зло, и живи во веки веков. Что умеете доброго, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. Творите добро, не ленитесь ни в чем добром. Устремитесь на все дела добрые, славя Бога со святыми его. Не боясь смерти, ни на войне, ни от зверя, исполняйте, дети, мужественное дело».

 Вопрос: Как называется это литературное произведение? Кто его автор?

Карточка № 4

 Он правил 35 лет. Годы его правления стали временем политического расцвета Киевской Руси. В 1036 году он окончательно разгромил печенежские орды. При нем успешно развивались отношения Руси со странами Европы. Один из его сыновей породнился с византийским императором. Дочери- Анна, Анастасия и Елизавета- вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Выдающимся достижением этого правления стало составление свода письменных законов.

 

Вопрос: О каком князе идет речь? Назовите годы его правления?

Карточка №5

тест для самопроверки

1. Какой славянский город  называли в Европе в XI веке соперником Константинополя?

А. Киев; Б. Новгород; В. Владимир

2. Что в основном вывозили иноземные купцы из Руси:

А. оружие; Б. меха; В. шелка

3. Финно-угорские племена, соседи восточных славян:

А. поляки, чехи, словаки; Б. уличи, тиверцы, полочане; В. мордва, весь, карелы.

4. Киевский князь, разгромивший Волжскую Булгарию:

А. Олег; Б. Святослав; В. Игорь

5. На земле какого племени был основан Киев:

А. варягов; Б. полян; В. древлян

6. Места, куда свозилась дань в Древней Руси:

А. купы; Б. погосты;  В. вотчины

7. Кого согласно легенде пригласили к себе княжить новгородцы:

А. Рюрика, Синеуса и Трувора; Б. Кия, Щека и Хорива;  В. Аскольда и Дира

8. На земле какого племени произошло восстание, впервые упоминаемое в летописи:

А. кривичей; Б. древлян; В. вятичей

9.Кочевые племена, разорявшие Русь в XI - XII веках:

А. варяги; Б. половцы; В. монголы

10. Верховное небесное божество у древних славян:

А. Перун;  Б.Огненный Змей;  В. Сварог.

Карточка №6

Повторяем  даты:

988 г. -______________________________

____________________________________

945 г. -______________________________

____________________________________

911 г. -______________________________

____________________________________

972 г. -______________________________

____________________________________

962 г. -______________________________

____________________________________

882 г. -______________________________

____________________________________

907 г. -______________________________

____________________________________

944 г. -______________________________

____________________________________

862 г. -______________________________

____________________________________

980 -1015 г. -_________________________

____________________________________

Карточка №7

Чем знамениты эти люди:

Кий________________________________

____________________________________

____________________________________  

Рюрик______________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

Игорь______________________________

____________________________________

  ___________________________________

____________________________________

Ольга-______________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

 

Святослав  Игоревич ________________

___________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

Владимир Святославович____________

____________________________________

 ____________________________________

____________________________________

____________________________________

Олег________________________________

____________________________________

____________________________________  

Карточка № 8

Анализ исторического источника

 Договор Руси с Византией (из “Повести временных лет”)

1) Олег же, немного отойдя от (Царь) града, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром, послав к ним в город Карла, Фарлафа, Вермуда, Рула и Стемида со словами: “Платите мне дань”. И сказали греки :”Что хочешь дадим тебе”.

2) И указал Олег дать (своим) воинам на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, и потом давать содержание прибывающим из русских городов: прежде всего из Киева, а также из Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и прочих городов, ибо по тем городам сидят подвластные Олегу князья.

3) Когда приходят русские, пусть взимают содержание, сколько хотят, а если придут купцы, то пусть взимают содержание в  течение  6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню, как только (они) захотят. Когда же русские отправятся к себе домой, пусть занимают у вашего царя на дорогу еду, якори, снасти, паруса и что им нужно...

4) И обязались греки...

5) Итак, цари Леон и Александр заключили мир с Олегом и обязались уплатить дань и присягали обе стороны; сами греки целовали крест, а Олега и его дружинников привели к присяге по русскому обычаю; и клялись те своим оружием и своими богами Перуном и Велесом, богом скота. И так был утвержден мир.

ВОПРОС: Какие исторические сведения о Киевской Руси можно извлечь из данного договора?

Карточка № 9

Анализ исторического источника

 В одном из курганов славянского племени кривичей под Смоленском было найдено погребение воина и двух женщин. В основании кургана оказалось огромное кострище из мощного слоя сгоревшего мелкого угля. В центре стоял большой глиняный сосуд, в котором находились сожженные человеческие кости и предметы женских украшений. На некотором расстоянии от сосуда  оказался меч IX века, отделанный серебром. Вокруг него также жженые кости людей. На кострище найдено много железных заклепок от ладьи. Найдены были, кроме того женские бусы X века, в том числе серебряные, расплавленные остатки золотых украшений, персидские монеты, чеканенные в IX веке, и одна монета начала X в., точильные бруски, складные карманные весы, гирьки к ним. Множество разбросанных черепков одного сосуда, сделанного на гончарном кругу, разместились на площади диаметром более 3 м. На одном из его черепков оказалась славянская надпись  “гороухща”, что означает “горчица”, или “горчичное семя”, или “перец”, или “горькие пряности”. Надо  иметь в виду , что пряности ценились наряду с золотом и привозились на Русь  с Востока.

ВОПРОС: Представьте себе, что Вы археолог, открывший курган. Какие выводы можно сделать на основании находок?

Карточка № 10

Составление схемы (кластер)

 Составьте схемы походов первых русских князей.

образец:

                                     

   

страна     год                                  

                                               год          

                      имя князя                   страна

   год

 страна                                            

Карточка № 11

Кроссворд по теме: «Религия восточных славян».

По горизонтали:

2. бог ветра у восточных славян;  

3. главный бог восточных славян, бог грома и молний;  

4. языческий жрец;  

5. изваяние, из дерева или камня, изображающее божество и духа;  

6. языческий бог огня у восточных славян;  

8. бог Солнца у восточных славян;  

9. вера во множество богов, олицетворявших силы природы или какие-либо занятия человека;

11. языческий дух леса у восточных славян.  

По вертикали:

1. Вера в сверхъестественные силы и поклонение им;  

7.   бог скота и скотоводства у восточных славян;  

10. женское божество, богиня огня, домашнего очага и плодородия.

1

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

10

7

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 12

Кроссворд на тему: «Первые русские князья».

По горизонтали:

  1. Княжеское войско в древней Руси;            
  1. Великий князь Руси, сын Рюрика;          
  2. Преемник Рюрика, регент при малолетнем Игоре;    
  3. Могущественное государство, империя, в период раннего Средневековья граничила на юге с Русью;  
  4. Первая женщина-правительница, реформатор, регентша при малолетнем Святославе Игоревиче;  
  5. Правитель древней Руси, сын князя Игоря и княгини Ольги;    
  6. Тюрки-кочевники, пришедшие в южные степи после падения Хазарского каганата;
  7. Объезд князем и дружиной подвластных племён  целью сбора дани;  
  8. Точный размер дани, собираемый князем с подвластного населения, установленный княгиней Ольгой.

По вертикали:

  1. Одно из восточнославянских племён, обитавшее к северо-западу от полян, южнее реки Припять;  
  2. Князь Древлянской земли, жители которой убили князя Игоря, в очередной раз пришедшего со своей дружиной за данью;    

9. Место сбора дани, установленное княгиней Ольгой;      

     11. Печенежский хан, приказавший сделать из черепа князя Святослава чашу для пира,   окованную золотом.

2

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

8

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 13

1. Расположите в хронологическом порядке правления имена первых князей Древней Руси.

1) Олег 2) Рюрик 3) Игорь 4) Святослав

2. О гибели какого князя рассказывает летописец?

«Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его».

1) Олега 2) Аскольда 3) Дира 4) Игоря

3. Выберите из списка три характеристики, которые относятся к правлению княгини Ольги.

1) приняла христианство 2) крестила княжескую дружину 3) провела налоговую реформу 4) правила от имени мужа, когда. он уезжал в военные походы 5) окончательно покорила древлян 6) возглавила военные походы в Болгарию

4. Рюрик начал править в Новгороде в

1) в 862 г. 2) в 945 г. 3) в 882 г.

5. Установите соответствие между термином и его значением.

Термины

Значение

А. уроки

1.объезд князем территории с целью сбора дани

Б.погосты

2. размер дани

В.полюдье

3. воины, служилые люди

Г.дружина

4. места сбора дани

Карточка № 14

«ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ»

Ф

Н

П

Ш

Н

А

М

Е

С

Т

Н

И

К

В

У

Д

Е

Л

О

Д

И

Ж

Л

Ж

П

Э

П

О

Р

Ы

А

С

К

Е

Т

И

З

М

А

Б

Р

Т

А

С

М

Н

О

П

Р

Т

Р

И

Т

Д

И

Ч

Ж

В

К

П

Ь

О

О

И

Е

Ж

Р

Ю

В

И

Ц

О

О

О

У

М

П

Е

Г

П

И

Щ

И

Н

К

П

Р

М

Ф

Е

О

Ф

А

Е

О

Х

Л

А

А

О

М

Е

П

С

Л

В

Л

Ь

Т

С

Е

Я

З

Л

Л

Щ

О

Т

И

Д

И

В

И

Г

Г

Х

А

Ч

Е

И

Ы

Ь

Т

Д

И

Ж

З

Э

И

О

К

Е

Н

К

В

Е

Ч

И

Н

Ц

М

Г

И

Л

И

Н

И

П

А

Т

Р

И

О

Т

И

З

М

О

Ф

И

Е

Н

В

О

Е

В

О

Д

А

Н

У

П

М

Е

С

Т

Н

И

Ч

Е

С

Т

В

О

Ж

З

Выпиши исторические термины, читая слова по горизонтали, вертикали и

диагонали

Карточка № 15

Задание :   В  соответствие  с  вашими  представлениями  о  предпосылках  возникновения  государства,  расставьте  данные  понятия  в  схему.

  1. Возникновение  частной  собственности.
  2. Появление   людей  способных  установить  и  удержать  свою  власть силой.
  3. Совершенствование  орудий  труда.
  4. Появление  излишков  продукции.
  5. Переход от  коллективного  труда  к  индивидуальному.
  6. Появление  возможности  эксплуатировать  чужой  труд.
  7. Возникновение  противостоящих друг другу  интересов  у членов  общества
  8. Грабительские  походы  в  чужие  земли.
  9. Появление  вождей  и дружин.
  10.  Необходимость  поддержания  в  обществе  порядка.
  11.  Необходимость  защиты  от  набегов  врагов.
  12.  Переход о  родовой  общины  к  соседской.
  13. Возникновение  неравенства.
  14. Возникновение  государства.

Карточка № 16

Повторяем термины

1. Организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов

2. Вещественный или денежный побор с покоренных племен и народов

3. Народное собрание, решавшее важнейшие вопросы

4. Военное формирование из всех мужчин общины или племени, создаваемое в случае военных действий

5. Заселение, освоение пустующих или редко заселенных земель

Карточка № 17

Определите хронологическую последовательность правления русских князей:

Ольга

               Рюрик

Святослав

                Игорь

Олег

     

         Владимир      

Примеры карточек по обществознанию 6 класс:

Карточка № 1

1.Соотнесите  названия сфер общества и выполняемые ими роли.

Сферы общества

Роль в обществе

А) политическая

1.Охватывает взаимоотношения групп в обществе, оказывает помощь наименее защищенным группам граждан

Б) экономическая

2.Связана с образованием, наукой, культурой, религией

В) социальная

3.Обеспечивает порядок в обществе, издает законы и следит за их исполнением

Г) духовная

4.Включает производство, распределение необходимых обществу товаров и услуг

2.Слова, относящиеся к различным сферам общества, перемешались. Распределите их в соответствующие сферы

Завод, политическая партия, музей, туристическая фирма, армия, правительство, театр, обувной комбинат, школа, налоговая служба, мебельная фабрика, больница, парк культуры.

А) Политическая__________________________________________________

________________________________________________________________

Б) Экономическая_________________________________________________

_________________________________________________________________

В) Социальная____________________________________________________

_________________________________________________________________

Г) Духовная______________________________________________________

_________________________________________________________________

Карточка № 2

Происхождение и развитие человека

1. Продолжите  фразы.

Человек за весь период существования, в отличие от животных, ___________________

Со временем духовное развитие людей_____________________________________________________________________

Технические изобретения помогали человеку__________________________________________________________________

2.Исправьте ошибки в тексте.

Человек, как и большинство других живых существ на Земле, прошел гигантский путь в своем развитии. Правда, современные люди внешне похожи на древнейших людей, хотя живут совсем по-другому. Из Австралии, которая является прародиной человека, люди расселились по всему миру. Постепенно они научились изготавливать орудия труда и использовать огонь. 300 тыс. лет тому назад у них возникли религии и искусство. Со временем человек изменялся все медленнее, за последние 10 тыс.  лет развитие человеческого общества почти остановились.

3.Продолжите список отличий человека от животных:

А) человек изготавливает орудия труда;

Б) человек создает произведения искусства;

В)

Г)

Д)

Е)

3.Нарисуйте несколько изобретений человека, которые сыграли важную роль в его развитии.

Карточка № 3

Приведите примеры проявления биологических и социальных свойств человека.

Карточка № 4

Современное общество

1. Продолжите фразы.

А) Мне нравится в современном обществе____________________________________

________________________________________________________________________.

Б) Меня тревожит в современном обществе___________________________________

________________________________________________________________________.

2.Поспорили два друга. Один говорит: «Техника помогает человеку жить легко и интересно. Самолеты и поезда переносят людей в любую точку света. Кухонные комбайны освобождают хозяек от домашней работы. Телевизор рассказывает и показывает, что происходит в мире». А другой возражает: «Да, это так. Но компьютеры для многих заменяют живое общение с другими людьми. Отходы производства загрязняют почву, воздух и воду. В океан сбрасываются тонны вредных веществ. А имеющееся ядерное оружие может уничтожить Землю несколько раз».

Подумайте, кто прав в этом споре о техническом развитии. Почему? Или у вас есть свое мнение об этом?

Карточка № 5

1.Заполните схему, указав достижения научно - технического прогресса.

2.Соотнеси термины и их определения.

А. Материальная культура

1. Группа людей примерно одного возраста и жизненного опыта.

Б. Нематериальная культура

2. Общее количество умерших, ныне живущих и будущих поколений людей

В. Человечество

3. Часть культуры, созданная прошлыми поколениями и передающаяся следующим поколениям как особо единое целое.

Г. Поколение

4. Все созданное человеческими руками

5. Сумма правил, норм поведения, законов, знаний, обычаев, традиций

Карточка № 7 «Человек и его деятельность»

Ф.И._______________

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это

способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей.  Основное его содержание – изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе.

1. Задание: определить значение слов по колонкам и записать в таблицу их значение.

Виды деятельности

(зависят от качества человека)

ТРУД

ИГРА

УЧЕНИЕ

ОБЩЕНИЕ

2.По картинке определить вид деятельности (подписать под картинкой) и разукрасить её.

                                 
                     

                                                                                                                                   C:\Users\днс\Desktop\99701052_4.jpg

https://fsd.videouroki.net/html/2017/11/27/v_5a1c4e4642546/99701052_2.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал (карточки) "Задачи на движение"

Дидактический материал может быть использован учителями коррекционной школы VIII вида на уроках математики....

Дидактический материал. Карточки по теме "Причастные и деепричастые обороты. Одиночные деепричастия" для учащихся 7 класса (Н.В. Гоголь "Тарас Бульба")

В 7 классе обучающиеся 7 класса изучают причастие и деепричастие, причастные и деепричастные обороты. Зачастую эта тема для учащихся сложна. Для того чтобы закрепить и обобщить знания по ...

Дидактический материал: карточки на изучение темы "Растения тундры"

Дидактический материал: карточки на изучение темы "Растения тундры"...

Дидактический материал. Карточки по теме "Простые предложения с однородными членами и сложные предложения" для учащихся 5 класса (В.П.Астафьев "Васюткино озеро")

Карточки предназначены не только для обучающихся 5 класса. Такие карточки можно раздавать и в 6 - 7 классах. В 5 классе по программе В.Я. Коровиной изучается произведение В.П. Астафьева "Васюткино озе...

Дидактический материал "Карточки - сорбонки" для 5-6 класса

Сорбонка является одним из технологических приемов. Она представляет собой карточку, где с одной стороны записывается вопрос, а с другой — ответ. Таким образом, ученик отвечает на вопрос и тут же пров...