Дидактический материал. Карточки с заданиями по истории и обществознанию
учебно-методический материал
Дидактический материал. Карточки с заданиями по истории и обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material._kartochki_s_zadaniyami_po_istorii_i_obshchestvoznaniyu.docx | 223.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактического материала (карточки-задания)
для активизации познавательной деятельности учащихся.
Более эффективными методами и средствами обучения, способствующими активизации познавательной деятельности учащихся, заслуживающими внимания являются различные виды дидактического материала, в т.ч. карточки-задания, которые помогают развивать умения систематизировать полученные знания, самостоятельно их приобретать, использовать на практике.
Функция дидактических карточек-заданий:
- развитие умений логического мышления;
- приобретение прочных знаний;
- целенаправленный обучающий контроль.
Применение карточек-заданий, как и других средств обучения, я рассматриваю не как самоцель, а как средство конкретизации и развития понятий, а также приобретения умений самостоятельно добывать знания и использовать их в новой ситуации – для доказательств и обобщений. Поэтому содержание карточек включает:
- вопросы, требующие конкретных знаний фактического материала
(элементов, составляющих изучаемые события, определения понятий и т.д.);
- задания, предлагающие применение ранее полученных знаний для усвоения нового материала, т.е. задания с помощью которых осуществляется связь понятий данного курса;
- задания, требующие доказательного ответа на основе систематизации и обобщения изученного (например, задания, где необходимо умение делать выводы и обоснования в эволюционном плане).
Содержание и построение вопросов и заданий предполагает развитие умений и навыков логического мышления, прежде всего аналитической и творческой его стороны (умений последовательно изучать, выбирать наиболее правильное решение вопроса, осуществлять связь ранее полученных знаний с поставленной проблемой, делать выводы и обобщения).
Степень сложности таких заданий может быть различной в пределах одной темы и возрастает постепенно, по мере развития изучаемых понятий и приобретения умений и навыков логического мышления. Это задания, требующие:
- ответа по аналогии;
- частичного построения или заполнения схемы или таблицы;
- составления сравнительных схем или таблиц на основе знаний и умений делать выводы и обобщения из полученных данных.
Не мене важна роль карточек-заданий и для контроля знаний. Решающим здесь является содержание вопросов, поэтому проверка должна касаться не только знания фактического материала, но, прежде всего, понимания сущности исторических процессов, их значения для мировой истории и будущих поколений. Вот почему важно не просто воспроизвести в памяти учащихся пройденный материал, но и сформировать у них умения использовать полученные знания для доказательства и обобщений. Для этого необходимы средства, помогающие целенаправленному, обучающему контролю. К ним относятся и дидактические карточки-задания, которые можно использовать с различными целями, в т.ч. с целью обучающего контроля. Это могут быть задания, контролирующие усвоение наиболее сложного фактического материала, а также задания, контролирующие наличие умений: осуществлять взаимосвязь уже пройденного материала с изучаемым в настоящий момент; применять знания, характеризующие качественные и количественные особенности изучаемого (для построения сравнительных схем и заполнения таблиц); использовать приобретённые знания для доказательств, обоснований и решений гипотетических задач).
Форма подачи вопросов и заданий учителем может быть различна. Я использую карточки, включающие текстовые таблицы, отрывки из исторических документов, рисунки и схемы с определёнными текстовыми заданиями к ним, кроссворды, исторические задачи, тексты с ошибками, вопросы по домашнему заданию и т.д.
Виды карточек-заданий:
- текстовые таблицы;
- схемы с определёнными заданиями;
- рисунки с конкретными вопросами к ним;
- отрывки из текста и задания для работы над их содержанием.
Табличная форма заданий требует конкретного и краткого ответа, что приучает учащихся вычленять главное в фактическом материале.
Задания, предполагающие развитие умений конкретизировать, абстрагировать и устанавливать причинно-следственные связи, даются в виде схем и рисунков различной степени сложности с требованием частичной работы по их определению и завершению, а также в виде карточек, где необходима полная самостоятельность в составлении схемы или определении рисунка.
Карточки-задания, включающие отрывки из текста и вопросы по их содержанию, предполагают развитие умений соотносить полученные знания с вновь приобретёнными, использовать их в новой ситуации для обобщений и доказательств. Карточки такого вида могут содержать логические задачи, которые подкрепляют изучаемый материал дополнительными сведениями.
Карточки, содержащие кроссворды, активизируют умственную деятельность учеников, заставляют вспомнить ранее изученное, вызывают интерес своей нетрадиционностью.
Также активно ребята работают по составлению кластеров и синквейнов (их можно использовать как при изучении нового материала, так и при проверке домашнего задания).
Задания, содержащие исторические тексты с ошибками, призваны сформировать умения анализировать, соотносить события, соответствующие реалиям изучаемой эпохи с описываемыми в задаче.
Дидактические карточки можно применить в различных звеньях урока:
- по ходу объяснения нового материала, если изучение наиболее трудных вопросов требует выполнения дополнительных заданий (заполнение таблиц, изображение схем) или тренировки в узнавании или запоминании (работа с рисунками);
- при самостоятельном изучении нового материала по учебнику;
- при опросе – фронтальном и индивидуальном;
- для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроке.
Поскольку степень сложности дидактических карточек различна, их можно использовать для индивидуальной работы с учащимися в соответствии с их подготовленностью к восприятию.
Карточки с простыми заданиями я применяю в работе с отстающими учащимися и с теми, кто пропустил занятия по наиболее важным темам курса.
Сложные по составу карточки-задания, включающие большое количество вопросов, я использую для коллективной работы в классе (это может быть работа в группах или парах). Такая форма работы приводит к обмену мнениями, дискуссии, вызывает повышенный интерес к изучаемому материалу. Объёмные задания можно выполнять постепенно: часть вопросов решать в классе, часть – дома.
Одни и те же карточки можно неоднократно применять для проверки усвоения материала различных тем курса в том случае, если прослеживается взаимосвязь изучаемых понятий. Использование карточек способствует реализации принципов развивающего и разноуровневого обучения.
Примеры карточек по Истории России 6 класс:
Примеры карточек по обществознанию 6 класс:
Карточка № 1 1.Соотнесите названия сфер общества и выполняемые ими роли.
| ||||||||||||
Карточка № 2 Происхождение и развитие человека 1. Продолжите фразы. Человек за весь период существования, в отличие от животных, ___________________ Со временем духовное развитие людей_____________________________________________________________________ Технические изобретения помогали человеку__________________________________________________________________ 2.Исправьте ошибки в тексте. Человек, как и большинство других живых существ на Земле, прошел гигантский путь в своем развитии. Правда, современные люди внешне похожи на древнейших людей, хотя живут совсем по-другому. Из Австралии, которая является прародиной человека, люди расселились по всему миру. Постепенно они научились изготавливать орудия труда и использовать огонь. 300 тыс. лет тому назад у них возникли религии и искусство. Со временем человек изменялся все медленнее, за последние 10 тыс. лет развитие человеческого общества почти остановились. 3.Продолжите список отличий человека от животных: А) человек изготавливает орудия труда; Б) человек создает произведения искусства; В) Г) Д) Е) 3.Нарисуйте несколько изобретений человека, которые сыграли важную роль в его развитии. | ||||||||||||
Карточка № 3 Приведите примеры проявления биологических и социальных свойств человека. | ||||||||||||
Карточка № 4 Современное общество 1. Продолжите фразы. А) Мне нравится в современном обществе____________________________________ ________________________________________________________________________. Б) Меня тревожит в современном обществе___________________________________ ________________________________________________________________________. 2.Поспорили два друга. Один говорит: «Техника помогает человеку жить легко и интересно. Самолеты и поезда переносят людей в любую точку света. Кухонные комбайны освобождают хозяек от домашней работы. Телевизор рассказывает и показывает, что происходит в мире». А другой возражает: «Да, это так. Но компьютеры для многих заменяют живое общение с другими людьми. Отходы производства загрязняют почву, воздух и воду. В океан сбрасываются тонны вредных веществ. А имеющееся ядерное оружие может уничтожить Землю несколько раз». Подумайте, кто прав в этом споре о техническом развитии. Почему? Или у вас есть свое мнение об этом? | ||||||||||||
Карточка № 5 1.Заполните схему, указав достижения научно - технического прогресса. 2.Соотнеси термины и их определения.
| ||||||||||||
Карточка № 7 «Человек и его деятельность» Ф.И._______________ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание – изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе. 1. Задание: определить значение слов по колонкам и записать в таблицу их значение. Виды деятельности (зависят от качества человека)
2.По картинке определить вид деятельности (подписать под картинкой) и разукрасить её.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал (карточки) "Задачи на движение"
Дидактический материал может быть использован учителями коррекционной школы VIII вида на уроках математики....
Дидактический материал. Карточки Н.В.Гоголь "Ревизор"
Карточки Н.В.Гоголь "Ревизор"....
Дидактический материал. Карточки по теме "Причастные и деепричастые обороты. Одиночные деепричастия" для учащихся 7 класса (Н.В. Гоголь "Тарас Бульба")
В 7 классе обучающиеся 7 класса изучают причастие и деепричастие, причастные и деепричастные обороты. Зачастую эта тема для учащихся сложна. Для того чтобы закрепить и обобщить знания по ...
Дидактический материал: карточки на изучение темы "Растения тундры"
Дидактический материал: карточки на изучение темы "Растения тундры"...
Дидактический материал. Карточки по теме "Простые предложения с однородными членами и сложные предложения" для учащихся 5 класса (В.П.Астафьев "Васюткино озеро")
Карточки предназначены не только для обучающихся 5 класса. Такие карточки можно раздавать и в 6 - 7 классах. В 5 классе по программе В.Я. Коровиной изучается произведение В.П. Астафьева "Васюткино озе...
Дидактический материал "Карточки - сорбонки" для 5-6 класса
Сорбонка является одним из технологических приемов. Она представляет собой карточку, где с одной стороны записывается вопрос, а с другой — ответ. Таким образом, ученик отвечает на вопрос и тут же пров...
Дидактический материал (карточки) "Геометрия. Треугольники"
Карточки для индивидуальной работы...